Мы постоянно должны помнить о том, что и само благовестие исходит не от обыкновенных людей, которые говорят нечто удивительное, а от тех, кто самим своим явлением и видом потрясает человеческое воображение. Страх и трепет от одного видения сменяется у мироносиц ужасом от другого, а потому они и слышат от ангела столь необыкновенные слова. «Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен» ( Мк.16:6 ). Это – самое сильное доказательство и без всяких доводов. «Но идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам» ( Мк.16:7 ). В этой фразе сообщается новая подробность. Еще раз повторю, что мы не знаем, то же самое ли это явление ангела или другое, следующее за предыдущим, так как описание их приблизительно совпадает. Есть здесь некоторые новые слова, может быть, просто опущенные Матфеем, а может быть, дополнительно сказанные ангелом уже при втором видении женам-мироносицам: «Скажите ученикам Его и Петру». О Петре говорится особо потому, что он после своего троекратного отречения от Господа более всех переживал из-за происшедшего. Поэтому Господь и утешает его заранее через ангела, повелевающего: «Скажите ученикам Его и Петру», – то есть скажите ему отдельно. В то же время, несмотря на свое троекратное отречение, апостол Петр и после него проявлял наибольшую твердость, и все ученики, чувствуя этот его внутренний «стержень», группировались именно вокруг него. И Спаситель во время Тайной Вечери, как об этом говорится в Евангелии от Луки, предсказал, что как раз Петр после своего покаяния обратит и всех своих братьев. «Но идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам» ( Мк.16:7 ). Ангел напоминает им о предсказании Спасителя, о том, что Он еще заранее говорил об этом событии. «И, выйдя, побежали от гроба; их объял трепет и ужас, и никому ничего не сказали, потому что боялись» ( Мк.16:8 ). Из предыдущего и из других Евангелий понятно, что они не сообщили о Воскресении никому постороннему, а только – ближайшим ученикам.

http://azbyka.ru/istina-voskreseniya

" Мы слушали сейчас утреннее евангельское чтение про апостола Петра, - продолжил архипастырь. - Господь показал через историю Петра, как надо жить, как поступать. После Тайной вечери, когда Иисус говорил ученикам, что Ему предстоят страдания и все они разбегутся, Петр сказал: " Если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь " (Мф. 26:33). Он говорил, что готов умереть за Учителя (Мф. 26:35), но мы помним, чем все закончилось. Когда Иисуса взяли и привели к первосвященнику, Петр находился во дворе. К нему подходили служанки и другие люди, говорили, что он был со Христом, а Петр каждый раз отвечал, что не знает этого Человека (Мф. 26:69-75). Ученик трижды отрекся, а ведь Господь называл его " камнем веры " ! Видите, даже камень может колебаться! На Небе сразу заметили поступок Петра - недаром ангел Господень сказал женам-мироносицам: " Идите, скажите ученикам Его и Петру " (Мк. 16:7). То есть Петра уже не считают учеником Иисуса, он отделен, поскольку отрекся от Учителя. Петру было тяжело. Уже после Воскресения Христова, когда он вместе с учениками ловил рыбу, появился  Иисус на берегу, но сначала они не узнали Его. Тут Иоанн сказал Петру: " Это Господь " (Ин. 21:7). Петр бросился в воду: наверное, чтобы услышать что-нибудь от Иисуса. Спаситель заметил его порыв, но подождал, пока ученики доплывут на лодке до берега, усядутся и начнут обедать. Только тогда Иисус обратился к Петру с вопросом: " Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они? " (Ин. 21:15). Господь как будто укоряет Петра, который говорил, что больше всех предан Ему, однако отрекся, а остальные ученики не отреклись. Петр ответил, что любит. " Симон Ионин! любишь ли ты Меня? " - снова задает ему вопрос Господь, уже не конкретизируя, имея в виду, любит ли Петр Его, как другие люди. Петр вновь ответил: " Так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя " (Ин. 21:16). В третий раз Господь спросил - в греческом оригинале текста другой глагол, - любит ли Петр Его, как друга. Петр восскорбел: " Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя " (Ин. 21:17). Петр действительно любил Господа, но с ним случилось искушение " .

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Но сказать, что отменили, он считал слишком нескромным, и думал, что этим он возбудит открытую борьбу против (апостольского) исповедания. С другой стороны, он видел, что открыто признать, что необходимо допускать обрезание – значит встретить другое возражение. «Если они одобрили твою проповедь, – сказали бы тогда, – а сами допускали обрезание, то в таком случае они сами противоречили себе». Как же разрешить это затруднение? Он мог, конечно, сказать, что (апостолы) сделали это (дозволили обрезание) по снисхождению к иудеям; но, сказав это, он поколебал бы все основание их мудрого устроения. Вот почему он и не говорит этого, но оставляет это под сомнением и нерешенным, сказав только: «И в знаменитых чем-либо… для меня нет ничего особенного» ( «от мнящихся же быти что,... ничтоже ми разнствует») ( Гал.2:6 ), как бы говоря тем: «я не осуждаю и не оговариваю этих святых; они сами знают, что делали, так как должны дать ответ Богу; предмет же моей заботы – доказать только то, что они не отвергали моего учения, и не поправляли его, и не прибавили к нему ничего, как будто бы в нем чего-нибудь не доставало, но напротив, одобрили его и подтвердили своим согласием, и свидетелями этого я имею Тита и Варнаву». Поэтому он и говорит далее: «увидев, что мне вверено благовестие для необрезанных, как Петру для обрезанных» ( «уразумевше, яко уверено ми бысть благовестие необрезания, якоже Петру обрезания») ( Гал.2:7 ), разумея под обрезанием и необрезанием не самое дело, но народы, различающиеся этим между собою. Действительно, далее он и говорит: «ибо Содействовавший Петру в апостольстве у обрезанных содействовал и мне у язычников» ( «ибо споспешествовавый Петру в послание обрезания, споспешествова и мне во языки») ( Гал.2:8 ). Итак, подобно тому, как необрезанием он называет язычников, так обрезанием – иудеев. При этом показывает, что он имеет равную честь (с апостолами) и сравнивает себя не с кем-нибудь другим из них, но с первоверховным, показывая этим, что каждый из них получил равное достоинство.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Но сказать, что отменили, он считал слишком нескромным, и думал, что этим он возбудит открытую борьбу против (апостольского) исповедания. С другой стороны, он видел, что открыто признать, что необходимо допускать обрезание — значит встретить другое возражение. «Если они одобрили твою проповедь, — сказали бы тогда, — а сами допускали обрезание, то в таком случае они сами противоречили себе». Как же разрешить это затруднение? Он мог, конечно, сказать, что (апостолы) сделали это (дозволили обрезание) по снисхождению к иудеям; но, сказав это, он поколебал бы все основание их мудрого устроения. Вот почему он и не говорит этого, но оставляет это под сомнением и нерешенным, сказав только: « И в знаменитых чем–либо… для меня нет ничего особенного » ( от мнящихся же быти что, ничтоже ми разнствует ), как бы говоря тем: «я не осуждаю и не оговариваю этих святых; они сами знают, что делали, так как должны дать ответ Богу; предмет же моей заботы — доказать только то, что они не отвергали моего учения, и не поправляли его, и не прибавили к нему ничего, как будто бы в нем чего–нибудь не доставало, но напротив, одобрили его и подтвердили своим согласием, и свидетелями этого я имею Тита и Варнаву». Поэтому он и говорит далее: « увидев, что мне вверено благовестие для необрезанных, как Петру для обрезанных » ( уразумевше, яко уверено ми бысть благовестие необрезания, якоже Петру обрезания ), разумея под обрезанием и необрезанием не самое дело, но народы, различающиеся этим между собою. Действительно, далее он и говорит: « ибо Содействовавший Петру в апостольстве у обрезанных содействовал и мне у язычников » ( ибо споспешествовавый Петру в послание обрезания, споспешествова и мне во языки ) (ст. 8). Итак, подобно тому, как необрезанием он называет язычников, так обрезанием — иудеев. При этом показывает, что он имеет равную честь (с апостолами) и сравнивает себя не с кем–нибудь другим из них, но с первоверховным, показывая этим, что каждый из них получил равное достоинство. Представив же доказательство своего единомыслия (с апостолами), он уже смело и свободно продолжает свою беседу и не останавливается уже только на одних апостолах, но возводит слово свое даже до Христа и благодати (апостольства), данной ему Христом, называя свидетелями этого самих апостолов, и говорит: « о благодати, данной мне, Иаков и Кифа и Иоанн, почитаемые столпами, подали мне и Варнаве руку общения » ( познавше благодать Господа, данную ми, Иаков и Кифа, и Иоанн, мнимии столпи быти, десницы даша мне и Варнаве общения ) (ст. 9).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

«Паси агнцев Моих, паси овец Моих» – этими словами Господь показывает Петру, что цель его будущего апостольского служения не ловитва только человеков, но что он должен быть также верным пастырем приобретенных чрез это его служение членов духовного Царства Его. Теперь настало время вызвать в памяти его слова Спасителя: «Ты, некогда обратившись, утверди братьев твоих» ( Лк. 22:32 ). Поэтому – неоднократное, настоятельное требование Воскресшего: «Паси агнцев Моих, паси овец Моих». Мало того, хочет Господь сказать Петру, что ты евангельскою проповедью обращаешь к вере в Меня людей, что они составляют собственность Мою, что они веруют во имя Мое и делаются членами Моего Царства, кроме этого, ты должен со всею верностью вести, руководить, питать и укреплять этих юных, нежных, слабых членов Моего Царства, иметь о них заботливый уход, как о новорожденных агнцах, и действовать до того, чтобы они всегда принадлежали Мне, пребывали в общении со Мною и были достойными членами Моего Царства. Мало того, что ты собираешь Мне стадо, ты должен также оберегать и стеречь это стадо и пасти его со всяким тщанием, как пасет пастух своих овец. К этому Я торжественно призываю тебя, это апостольство, эта пастырская должность – отныне твое призвание… Ясно, что в настоящем случае Господь повторил Петру то, что Он прежде сказал ему: «Ты Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою» ( Мф. 16:18 ). Теперь же Господь вручил Петру «дело созидания Тела Своего», Церкви ( Еф. 4:12 ). Там сказано: создам; здесь питай, паси. Там обещано, предназначено; здесь предпоручено. И ученик не забыл, что ему в этот час повелел его Господь и Учитель. Он верно пас агнцев и овец своего Спасителя. Даже пред своею смертью он заботился о том, чтобы и другие пастыри были послушны этому повелению и поручению их Пастыреначальника и совершали это дело. Поэтому в своем первом послании он увещает пастырей: «Пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно (и Богоугодно), не для гнусной корысти, но из усердия; и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду; и когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы» (5:2–4).

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

После Тайной вечери Господь с тремя избранными учениками – Петром, Иаковом и Иоанном – удаляется в сад Гефсиманский для молитвы. Душа Его замирала смертельно, Он скорбел и тосковал и просил учеников вместе бодрствовать с Ним. Но когда Он, пав лицом на землю, с кровавым потом горячо молился Богу Отцу, в то время ученики Его крепко заснули. «Симон, ты спишь? Вот и одного часа не мог ты бодрствовать со Мной!». В таких словах Господа слышался упрек Петру. Только что он высказал готовность идти за Учителем всюду, даже и на смерть, а теперь не мог бодрствовать с Ним и разделить последних минут сердечной тоски, душевной скорби. Но вот настал час, появилась толпа народа с фонарями и светильниками, с мечами и кольями. Это шел предатель на свое злодейское преступление. Возмутилась душа Петра: он не выдержал, извлек меч, ударил им первосвященнического раба, по имени Малх, и отсек ему правое ухо. Эта горячая несдержанность вызвала упрек Господа. «Вложи меч свой в ножны, – сказал Он строго Петру, – неужели Мне не пить чаши, которую дал Мне Отец? Или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, чтобы Он послал Мне более двенадцати легионов Ангелов? Как же сбудется предсказанное в Писаниях, что этому должно быть?»… И вслед же за этим горячим порывом Петр малодушно трижды отрекается от Христа, за Которого он готов был и душу положить. «Не знаю я этого человека», – в замешательстве боязливо говорит он. Встретив немой упрек Христа, взглянувшего на него, и услыхав в третий раз пение петуха, Петр вспомнил слова Спасителя и горькими слезами покаяния стал оплакивал свой необдуманный поступок. Эти непритворные слезы, это истинное сердечное раскаяние дали Петру прощение. Петр самый первый из апостолов удостоился увидеть воскресшего Господа. Это было верным свидетельством того, что он получил прощение. После этого Господь, явившись ученикам при море Тивериадском, истязует любовь Петра, и он троекратное отречение заменяет троекратным засвидетельствованием любви. «Господи! Ты все знаешь, – Ты знаешь, что я люблю Тебя», – говорит он. «Паси овец Моих», – отвечал Господь Петру на каждое уверение в любви. Так Петр был поставлен от Господа пастырем овец словесных.

http://azbyka.ru/test/apostol-petr

Пояснение: Поэтому при освящении нового храма поется песнь: «О Многомилостивый, Свою Церковь основавший на камне веры, приими в этом храме наши молитвы». 352. Кого мы называем Святыми Отцами Церкви? Святыми Отцами, в широком смысле этого слова, являются все вожди, пророки и заслуженные деятели Церкви Старозаветной и Новозаветной, в более же узком смысле, это особо выдающиеся епископы и священники первых веков христианства, которые оказали весьма большие услуги Церкви. 353. Почему Господь Иисус Христос не мог воздвигнуть Церковь Свою на личности апостола Петра? Господь Иисус Христос не мог воздвигнуть Церковь Свою на личности апостола Петра по следующим соображениям: 1) Церковь нельзя строить на каком бы то ни было человеке, так как люди, даже будучи святыми, могут ошибаться; 2) Господь Иисус Христос сейчас же после своих слов относительно создания Церкви на камне, сказал Петру: «Отойди от Меня, сатана! ты мне соблазн» ( Мф.16:23 ); 3) апостол Петр три раза отрекся от Господа Иисуса Христа ( Лк.22:56–60 ). 354. Как надо понимать слова: «И тебе дам ключи от Царства Небесного»? Слова «И тебе дам ключи от Царства Небесного» следует понимать иносказательно; слова эти как бы означают: 1) власть связывать и разрешать, то есть прощать или же оставлять грехи; 2) накладывать церковные наказания или же их прощать. 355. Дал ли Господь Иисус Христос власть связывать и разрешать только Петру? Господь Иисус Христос дал власть связывать и разрешать не только Петру, но всем апостолам, сказавши им: «Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» ( Мф.18:18 ); а при ином случае сказал также всем апостолам: «Примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» ( Ин.20:22–23 ). 356. Когда сказал Господь Иисус Христос апостолу Петру: «Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя, и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих»? Эти слова произнес Господь Иисус в конце Тайной Вечери, когда прощался с апостолами и при этом предсказал, что Петр три раза отречется от Него.

http://azbyka.ru/otechnik/Gorazd_Pavlik/...

Сближая повествование святого Луки с повествованием святого Матфея, ясно, что спор, возникший среди апостолов, возбужден был вопросом, который мать апостолов Иакова и Иоанна предложила Иисусу Христу ради своих детей. Она просила для них двух первых мест в Его царстве. Иисус Христос положительно не говорит ей того, что Он отдал уже первое место Петру. А этот ответ был бы очень естественным и даже необходимым, если бы святой Петр в самом деле был облечен высшею властью. Десять апостолов пришли в негодование по поводу честолюбивого вопроса, который Иаков и Иоанн предложили при посредстве своей матери; Иисус Христос немедленно преподает наставление, которое мы привели и которое непосредственно предшествует тексту, на котором римские богословы думают основать свою систему ( Мф.20:20 и след.). На основании указанного контекста уже можно оценить силу их предполагаемого доказательства. Папы приводят в пользу свою еще следующее место Евангелия святого Иоанна (21:15 и след.): «Иисус сказал Петру: «Симон Ионин! любишь ли ты меня больше, нежели они?» Он отвечал Ему: «так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя». – Иисус сказал: «паси агнцев Моих». Еще говорит ему в другой раз: «Симон Ионин! любишь ли ты Меня?» Петр говорит Ему: «так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя». – Иисус говорит ему: «паси овец Моих». Говорит ему в третий раз: «Симон Ионин! любишь ли ты Меня?» Петр опечалился, что в третий раз спросил его: любишь ли Меня и сказал Ему: «Господи! Ты все знаешь! Ты знаешь, что я люблю Тебя». Иисус говорит ему: «паси овец Моих». На основании этого текста римские богословы рассуждают следующим образом: «Иисус Христос поручил святому Петру, в обширном смысле, заботу пасти агнцев и овец; но агнцы суть верующие, а овцы суть пастыри; следовательно Петр, и в лице его преемники его, получили высшую власть над пастырями и верующими». Чтобы рассуждение это было правильным, надобно было бы доказать, что: 1) служение, вверенное Петру, не было вверено и другим пастырям Церкви; что 2) агнцы означают верующих, а овцы – пастырей.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

Сидящего (в десных) на правой сторони. Этот Ангел был внутри гробовой пещеры, следовательно, не тот, о котором говорит св.Матфей, что сидел на отваленном камне вне гроба. Об этом св.Марк умалчивает, а говорит о другом (Мих.). Или – жены могли видеть его вне гроба, сидящего на камне, и затем внутри, вошедшего туда прежде их (Феоф.). Ужаснулись (ужасошася). Понятен страх мироносиц от чудесного видения: гроб Христов находят открытым, и тут Ангел. Посему Ангел ободряет их словом: не бойтесь. Понятен и страх стражей, которые омертвели от страха, как бывает при сильном и внезапном испуге. Он воскрес, по еван.Матфею (6 ст.), как сказал. Господь нередко говорит ученикам о Своем воскресении; жены, сопутствовавшие им, конечно слышали это ( Мф.16:21; 17:23 ). Мк.16:7 . Но идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам. Идите, у еванг. Матфея прибавлено скорее, – для того, чтобы как можно скорее сообщить Апостолам весть о радостном событии. Петру, т.е. апостолу Петру. Тут видна особенная благость и милосердие Христово к кающимся грешникам. Ап. Петр недавно отрекся от Господа, хотя и уверял, что он готов умереть с Ним, если бы это потребовалось; но скоро сознал свой грех, раскаялся и горько оплакивал его. И вот Ангел, по повелению Самого Господа, говорит мироносицам, чтобы они возвестили о радостном воскресении Христовом в особенности Петру, показывая тем, что Господь принял его покаяние и простил ему тяжкий грех его. Он (Иисус Христос) предварит (варяет) вас в Галилее: там Его увидите, как Он сказал (якоже рече) вам. Господь после тайной вечери обещал ученикам Своим по воскресении Своем предварить их в Галилее ( Мф.26:32 ), в их родной стороне, вдали от врагов. И Он действительно, как повествуется у еванг.Матфея ( Мф.28:16–20 ), торжественным образом явился им там и послал их на всемирную проповедь. Но, и помимо явления на горе Галилейской, Господь, конечно, мог явиться ученикам в Иерусалиме, для их уверения. Мк.16:8 . И вышедши побежали от гроба; их объял трепет и ужас, и никому ничего не сказали, потому что боялись. Бежаша (бежали) от гроба – от страха, потому что на них напал (имяше же их) трепет и ужас, вследствие странного и страшного видения. Никому же ничто же реша (никому ничего не сказали), бояхубося (потому что боялись), т.е. дорогой, когда бежали, под влиянием ужаса ничего ни с кем не могли говорить. Пришед же домой, когда пришли в себя, конечно, они рассказали обо всем Апостолам, как говорят о том и сам еванг. Марк (ст. 10), и еванг. Лука ( Лк.24:9 ); да и могли ли не рассказать о таком чудном и необычайно важном для всех них событии, тем более что Ангел велел им сделать это (ст. 7)? Зач. 71. Явление воскресшего Господа Мироносицам и Апостолам, послание Апостолов на всемирную проповедь, вознесение Христово и проповедь Апостолов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

« Ты – Христос Сын Бога живого ». На это Господь ответил ему: «Блажен ты Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли Тебе это, но Отец Мой, сущий на небесех». Истинная вера во Христа, как Сына Божия, приходит не через рассуждения или доказательства плотского ума и не через чувства симпатии или антипатии, а дается ищущим сердцам, как дар Божий, исходящий от Отца Небесного. И далее Господь сказал Петру: «... ты – Петр (т. е. камень – Petrus) и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее». Господь обещал, что на такой, как у Петра, горячей вере, Он, Христос, создаст Свою Церковь , которая будет непоколебима как камень, так что никакие силы ада не смогут ее разрушить. Поэтому, сила Церкви заключается в непоколебимом, как скала, открытом исповедании людей их веры во Христа, как Сына Божия . «... И дам тебе ключи Царства Небесного, – продолжал Христос, обращаясь к Петру, – и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах». Этими словами Господь дал апостолу Петру, а впоследствии и всем Своим апостолам, великую власть ( Ин. 20:23 ; Мф. 18:18 ) «вязать и решить», т. е. прощать или не прощать грехи людям. «Ключи Царства Небесного» – это иносказательное выражение. Конечно, оно означает не материальные ключи, отпирающие и запирающие двери, а возможность (право) вхождения в Царство Божие. Войти смогут те, кто открыто и ясно, как Петр, исповедуют веру во Христа и получат от апостолов или их приемников прощение грехов в таинстве покаяния, исповеди. С того времени Иисус начал открывать ученикам, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, быть убиту и в третий день воскреснуть. Эти слова очень огорчили апостолов, особенно Петра. Он решил наедине поговорить об этом с Учителем и отклонить Его от опасного путешествия в Иерусалим: «Будь милостив к Себе, Господи – сказал он, –да не будет этого с Тобою». Но Христос, обратившись и взглянув на учеников, сказал Петру: «... Отойди от Меня, сатана... ты Мне соблазн, потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое ».

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010