497 После Стефана IV до Петра Рареша, в течении 23 лет (1504 – 27 г.) правили Молдавиею 3 господаря: Богдан Кривой, сын Стефана IV, (1504– 17 г.), добровольно отдавшийся во власть султану; он был убит; Стефан V, сын Богдана Кривого (1517– 26 г.), он подтвердил обязательство своего отца– покорность Турции, и своими жестокостями вооружил против себя бояр и народ; Стефан VI (1526– 27 г): он был отравлен своею женою, – и с его смертию пресекся род Драгоша. 498 После Петра Рареша до Лупула, в течении 96 лет (1538– 1634 г.), Молдавиею правили до 30 господарей: Стефан VII Лепует (Саранча), брат Рареша, в другой раз (1540– 46 г.), сыновья его: (1538– 40 г.), Александр III Корниа (Рог) 1540 г., Петр Рарешь, Илья II, сластолюбец и тиран, принявший магометанство, и Стефан VIII, хотевший (1552 г.) Молдавию обратить в турецкий пашалык и убитый с матерью и сыновьями (1546– 52 г.), Александр IV Лепушано 2 раза (1552 г, и 1564– 66 г.), господарь кровожадный, умерший от яда; Петр– Александр; это был жестокий боярин, женившийся на дочери Петра Рареша Рокеавде, или Александре, и принявший имя Александра в честь господарыни; избранный в господари, он гнал боярские роды, и, отрезывая носы, уши, языки, или выкалывая глаза, тысячами отпускал изувеченных по миру; самозванец Василий– деспот (1552– 62 г.), урожденец Критский; убит; Стефан IX Томза (1562– 64 г.), Богдан VI, сын Александра IV’ (1566– 69 г.), пытавший свергнуть с себя турецкое иго и покориться Польше; самозванец Ивония (1569– 70 г.), храбрый и изворотливый мазовшанин, который выдавал себя за побочного сына Стефана VII и н угоду султану Селиму принял магометанство; он был убит; самозванец Иван Подковар (1570 г.); Петр V (1570– 84 г.), Петр VI Хромой (1584– 86 г.), Аарон (1586– 91 г.), Стефан X Резван (1591– 95 г.), желавший подчинить Молдавию Трансильвапии; Иеремия Могила (1595 г.); брат его Симеон Могила (1595– 1607 г.), Константин Могила (1607– 1609 г.), Стефан XI Томза 2 раза (1609 – 10 г. и 1621– 23 г.); Каспар Грациани, итальянский златарь (1618 – 21 г.), Александр V (1621 г.), Раду 1 (1623– 26 г.) из господарей Валахии-, Мирон Бериавский (1626– 30 г.) из польских шляхтичей; Монсей Могила 2 раза (1630– 31 г., 1633 г.), Александр VI, сын Раду (1631– 33 г.), Александр VII, сын Ильи (1633– 34 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

архимандрит Херувим (Карамбелас) Скачать epub pdf Старец Кодрат из монастыря Каракалл Отец Кодрат был истинным рыбаком – ловцом человеков. Как никто иной мог он улавливать души. Леской его было покаяние, удочкой – свет Божий, а наживкой – любовь. Место покаяния и подвижничества Святой монастырь Каракалл Святой монастырь Каракалл–один из великих афонских монастырей, одиннадцатый по иерархии, имеет интересную историю. Он расположен на северо-восточной стороне Афонского полуострова на лесистом, живописном склоне холма, обращенном к огромному Эгейскому морю, берег которого лежит от него в получасе ходьбы. Немного повыше него поднимается святой монастырь Филофей, а к юго-востоку, на расстоянии четырех часов ходьбы, Лавра. Посетитель Каракалл а, рассматривая окрестности из гостевого домика, непременно окажется под сильным впечатлением от увиденного. «К юго-востоку простирается Эгейское море, огромное и спокойное, в водах которого отражаются небеса. К западу открываются дикие ущелья, тянущиеся от самых высот Афона, и песня севера слышится нам в постоянных и разнообразных завываниях ветра. С первой улыбкой рассвета, когда лучи солнца освещают морские волны, симантроны призывают нас на Литургию...» (К Луварис, «Афон, врата Неба», стр. 49). Все, кто бывал в монастыре Каракалл летним утром, увезли такое впечатление. Первые страницы истории монастыря затеряны в глубине веков. Мнение, что он связан с римским императором Аврелием Антонием Каракаллой (3-ий век) не поддерживается современными историками, Доподлинно известно (об этом свидетельствует хрисобулла Византийского Императора Романа IV Диогена (1068 –1071), что монастырь существовал уже до 11-го века. Подобно другим монастырям на Афоне, он помнит различные повороты истории. После падения Византии Каракалл пережил время упадка и был почти разрушен. Но благодаря заботам правителя Молдавии Иоанна Петра Рареша (1527– 1546) и его дочери Роксандры, супруги правителя Молдовалахии, он был восстановлен и укреплен. Между монастырем и морем стоит высокая величественная башня, построенная в XVI веке на деньги правителя Молдавии Рареша.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В 1551 г. Минас Тохатии упоминает о преследовании армян со стороны молдав. господаря Штефана VI Рареша (1551-1552) ( Tokati. 1895). В 1676 г., после многочисленных конфликтов с боярами и преследований со стороны господарей, община из 3 тыс. армян во главе с еп. Минасом Зилихдаром переселилась из Молдавского княжества в Трансильванию. В 1686 г. в результате проповеди еп. Аксинтия (Оскендия) Варзаряна (Вэрзэреску) из Ботошани, учившегося в Риме, арм. диаспора Трансильвании приняла унию с Римско-католической Церковью. Резиденция Церкви находилась в Герле (также - Арменополис). После кончины еп. Оскендия (1715) иезуиты препятствовали избранию др. армянского епископа, и епархия была упразднена. С принятием унии Армянская католическая Церковь сохранила за богослужением язык и традиции арм. богослужения. В XIX в. армянские католики постепенно были мадьяризированы. 5 июня 1930 г. для армяно-католиков был учрежден ординариат, апостольским администратором к-рого является католич. архиепископ Алба-Юлии. Часть армян, которая осталась в Молдавском княжестве, по-прежнему имела окормление своего архиерея. К 1745 г. относится последнее упоминание о епископе Сучавском - Игнатии из Арарата. В дальнейшем, во время русско-тур. войн, территория Дунайских княжеств находилась в юрисдикции архиеп. Армянской Апостольской Церкви Иосифа ( Аргутинского-Долгорукого; 1773-1801). После взятия Измаила рус. войсками (11 дек. 1790) 320 арм. семей (1650 чел.) остались без крова. Благодаря усилиям архиеп. Иосифа для них в 1792 г. был основан г. Григориополь (ныне в составе Приднестровья, Республика Молдова). В 1803 г. в Молдавском княжестве проживало более 5 тыс. армян (в Яссах - 103 семьи, в Романе - 145, в Ботошани - 328, в Фокшани - 83, в Галаце - 22, в Тыргу-Окне - 29, в Хотине - 16, в Кишинёве - 113, в Орхее - 34, в Тигине - 6, в Килии - 4, в Аккермане - 116, в Измаиле - 32) ( Popovici. 1930. P. 295). В 1813 г., после кончины архиеп. Иосифа (1801) и Бухарестского мира (1812), из Эчмиадзина был прислан местоблюститель - еп. Григор Захарян. Он перенес центр епархии в Кишинёв, позже она называлась епархия Нахичевани (по наименованию г. Нахичевань-на-Дону (ныне в черте г. Ростов-на-Дону), где существовала большая арм. диаспора) и Бессарабии, ее юрисдикция распространялась на всю европ. часть Российской империи. В 1813 г. армяне Дунайских княжеств вошли в юрисдикцию арм. архиепископа К-поля.

http://pravenc.ru/text/2661908.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Церковь свт. Николая в Попэуци. 1496 г. [румын. Botoani], адм. центр одноименного жудеца в исторической обл. Буковина в сев.-вост. части Румынии, богатый памятниками правосл. архитектуры средневековья и Нового времени. Церковь свт. Николая в Попэуци (1496). Возведена молдав. господарем св. Стефаном III Великим . Перестраивалась в XVI в. В связи с учреждением здесь в 1750 г. мон-ря была построена каменная ограда вокруг церкви. В нач. XIX в. была проведена реставрация храма. Церковь триконховая (длина 24 м, ширина 9,8 м), одноглавая, с несколько расширенным пронаосом. Глава венчает наос, барабан главы многогранный, цилиндрический изнутри, имеет в основании 2 звездчатые базы. Наос прямоугольный с 2 боковыми полукружиями апсид. Фасады декорированы 2 рядами ниш с полуциркульными завершениями и отдельными керамическими вставками. В интерьере частично сохранилась первоначальная роспись кон. XV в. с более поздними поновлениями. Отдельно стоящая колокольня - одна из немногих сохранившихся построек подобного типа времен св. Стефана Великого. 1-й и 3-й ярусы, где размещены колокола, представляют в плане квадрат, 2-й ярус - восьмерик. В результате проводившихся в нач. 2003 г. в храме археологических раскопок были обнаружены захоронения более 25 высших сановников, относящиеся ко времени правления господаря Стефана Великого (одна надгробная плита датирована 1492). Мон-рь Ворона Мон-рь Ворона Церкви вмч. Георгия (1551) и Успения Божией Матери (1552). Оба храма в основном повторяют план ц. свт. Николая. Их ктитором была Елена, вдова господаря Петра Рареша . Ц. вмч. Георгия - типичный триконх, но уменьшенных пропорций. Росписи отсутствуют, верхняя часть стен, апсида и барабан главы украшены рядом ниш. В наст. время внешний вид ц. Успения изменен после перестройки храма в 1724-1725 гг. В 1819 г. с запада к нему была пристроена колокольня. Интерес представляют также 2 арм. церкви, Успения Божией Матери (XVIII в., колокольня 1826) и Св. Троицы (1795-1797, перестроена в 1832), храмы Трех святителей (1789), св. Спиридона (1801), Русет (1826), старообрядческая церковь (1853).

http://pravenc.ru/text/153259.html

С его именем на Руси связывали создание сказания «Воспоминание отчасти Святыя горы Афонския» (старший список - РГБ. Троиц. 686), получившего распространение в рус. письменности не позднее 1-й четв. XVI в., а также повестей о Ватопеде и об Иверской иконе Божией Матери. С 30-х гг. XVI в. в рус. рукописях встречаются краткие афонские агиографические повести, с именем старца Герасима Святогорца в заглавии, о прп. Павле Ксиропотамском и о безымянном старце, жившем в лесу, неизвестные в южнослав. традиции и явно восходящие к устным рассказам монастырских посольств (старший список - РГБ. Вол. 659). В др. волоколамском сборнике, датируемом 1563 г. 514. Л. 459-470), помещены списки жалованных грамот мон-рю Св. Павла серб. деспотов Бранковичей (святых Ангелины и ее сыновей Георгия и Иоанна ) 1495-1496 гг., серб. вельмож на венг. службе (родственников вел. кнг. Елены Глинской) Якшичей 1506 г. и молдав. воеводы Петра Рареша 1533 г. Катапетасма. Вклад царя Иоанна Грозного в Хиландарский мон-рь. 1555 г. В 1555 г. по ходатайству посольства с А. под покровительство московских государей в качестве их «другой богомольи» (1-я «богомолья» - Русик) был принят Хиландарский мон-рь. Игумен мон-ря Паисий преподнес в дар царю крест, к-рый носил на себе свт. Савва Сербский, с Животворящим Древом внутри и мощи вмч. Стефана - небесного покровителя династии Неманичей, начиная с прп. Симеона Сербского (в миру - Стефана Немани). Паисий составил «Сказание об Афонской горе», содержавшее сведения о числе монахов, размере дани туркам и о географическом положении мон-рей. В марте 1556 г. Хиландарскому мон-рю была дана царем жалованная грамота на беспошлинный и свободный приезд за милостыней, кроме того, мон-рь получил в свое владение подворье в Китай-городе рядом с Богоявленским мон-рем. Посольство задержали в Москве до 1557 г., когда царь пожаловал мон-рю 300 р. и богатую завесу лицевого шитья к царским вратам (катапетасму), изготовленную в 1555 г. и хранящуюся в наст. время в монастырской ризнице; кроме того, посольство получило 50 р.

http://pravenc.ru/text/77102.html

и александрийского патриарха Космы 1703 г., – обе из синайских рукописей, о) выписки из печатной греческ. книги: « Το μαχαρ. κα σοφοτ. πατραρχου Νεκταρου πρς τς προσκομιθεσας θσεις παρ τν ν εροσολμοις φρατρων δι Πτρου..., ρ) подлинная сербская записка о посещении печским патриархом Арсением Черноевичем Синайской горы с 2-мя греческими приписками на обороте (стр. 371–508). μ) Перечень хрисовулов молдавск. и валашских господарей, русских царей, а также турецких актов и затем французских официальных бумаг времени оккупации Египта французами (стр. 509–515), с маленькой заметкой к географии Космы Индикоплевста (на стр. 516). ν) Надписи путешественников на книгах Синайской, вновь открытой библиотеки и в Джувании (стр. 517–525). ξ) Епископы Синайской горы, посвященные александрийскими патриархами (стр. 525). о) Перечень и содержание актов и царских грамот, хранящихся в синайском Джуванийском подворье и в Синайском монастыре в хронологическом порядке (стр. 526–539). π) «Перечень монахов Синайской обители» (стр. 539–542). р) Выписки из разных сочинений о Синайском монастыре (стр. 543–546). σ) Официальные сведения о греческом монастыре в Киеве и о принятии болгар в киевскую духовную семинарию (стр. 547–558). τ) Отмеченная выше грам. Иеремии патриарха Константинопольского на 5-ти листах подлинной рукописи XVI в. (стр. 560–568). υ) Выписки из географии (кн. III) Птоломея, а потом из сочинений: Епифания, Евсевия, Плиния, Бетарта и Нибура (стр. 569–574). φ) Снимки с печатей молдавских господарей Александра Доброго и Петра Рареша. χ) Путь от Каира до Хеврона через Синайский монастырь (стр.579–581). ψ) Синайские бедуины, – черновая (стр. 583–589). ω) Часть черновой из истории Синая (стр. 591–647). αα) Из Абутига. Церкви Абутиг-епархии, – статистические таблицы на 7-ми листах, составленные самими архиереями (стр. 653–661). ββ) Мезении (стр. 667–668). γγ) Путь Ассирийский или торговый путь Аравийский (второй). δδ) Выписки из разных сочинений (стр. 687–698). εε) Отрывок из черновой истории Синая (стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Афонско-турецких документов он почти не касается. Целые акты списаны отчасти самим преосвящ. Порфирием, отчасти другими лицами, как видно по почеркам. Некоторые из этих актов уже изданы разными лицами и отчасти по спискам преосвящ. Порфирия. 1-я книга (IIIA21), состоящая из 671 листа (или 1326 страниц + 8 не нумерованных листов), заключает в себе акты протата, лавры св. Афанасия и монастырей: Ивера, Ватопеда, Каракала, Есфигмена, Филофея и Кастамонита. Протату здесь посвящено немного места, – всего 4 листа, на которых приведены выписки из книги Муравьева: Сношения России с востоком..., т. I, стр. 12–13, 20–21, 23–24, 127, 137–139, 261, 265–266; т. II, стр. 3, 15, 41–42. Акты лавры св. Афанасия помещены на 198 листах (или стр. 22–417), где находятся 45 актов 964–1756 гг., а именно греческих 32, данных византийскими императорами: Никифором Фокой, Константином Мономахом, Михаилом Стратиотиком, Константином Дукой, Никифором Вотаниатом, Алексеем Комниным, Михаилом Палеологом и сыном его Андроником, Иоанном Палеологом, Алексеем Комниным, сербским царем Стефаном Душаном (1) и константинопольскими патриархами: Филофеем, Иеремией, Паисием другими лицами. В число этих же греческих актов входят Устав ( Τυπικν) св. Афанасия и διατπωσις (криторский устав) его. Кроме того здесь находится список византийских императоров до взятия Константинополя крестоносцами. За этим следуют 13 славянских актов: Стефана Душана 2, Евгении монахини 2, деспота Стефана 3, Юрия Бравковича 2, молдовлахийских господарей 4: валашского Иоанна Влада (1533 г.), молдавских: Петра Рареша, Иеремии Могилы и Гавриила Могилы. Далее приводятся заметка о «помощи России лавре св. Афанасия Афонскаго » по книге Муравьева: Сношения России..., ч. I и II (стр. 410–417), и потом «Царские и патриаршии грамоты находившиеся в монастырях св. горы Афонской в 1744 г. (из путешествия о. Василия Барскаго)», – стр. 426–470. 1) Акты Иверского монастыря занимают 147 листов (т.е. стр. 294), на которых помещены: α) " Yπμνημα περ τς τιμας κα προσκυνητς εκνος τς περγνου δεσπονης μν θεοτκου, τς πικεκλημνης Πορταιτσσης.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Сохранившиеся книги Н. имеют обычно выходные записи. Так, в рукописи РГБ. Вол. 433, содержащей поучения отцов Церкви, есть следующая запись: «Божиею помощию съвершися сиа книга, съборник, повелением и благословением отца нашего игумена Нифонта в пречестную обитель, в Осифов мон-рь, в царство благовернаго и Богом хранимаго Великого князя Ивана Васильевичя всея Русии самодръца, в первое лето царство его, лета 7043, и при архиепископе Великаго Новаграда и Пскова владыке Макарий» ( Дмитриева. 1974. С. 217; См. также: Иосиф. 1882. С. 61-65. 112(433); С. 274-277. 214(629)). Одним из наиболее полных собраний текстов прп. Иосифа Волоцкого является сборник, составленный Н. (РНБ. QXVII.64; Дмитриева. 1974. С. 209). Немалый интерес для истории новгородской лит-ры представляет сборник РГБ. Вол. 659, составленный по повелению Н. в 1536 г. в Иосифовом Волоколамском мон-ре. В него вошли лит. памятники, повествующие об эпохе независимости Вел. Новгорода, такие как «Повесть о посаднике Добрыне», «Повесть о построении Благовещенской церкви», «Повесть о Михалицком монастыре», «Видение пономаря Аарона», «Повесть об Ионе Новгородском», «Чудо Варлаама Хутынского о двух осужденных», а также тексты, связанные с афонской тематикой, в т. ч. дошедшие только в этом списке хрисовулы Хиландарскому мон-рю сремских Бранковичей и молдав. воеводы Петра Рареша (см. подробнее: Бобров. 2003). Изучение состава рукописных сборников, созданных в 20-х гг. XVI в. в Волоколамском монастыре, свидетельствует о его контактах с Новгородской кафедрой, где в это время по благословению архиеп. Макария велась большая работа по собиранию книжных сокровищ и подготовке ВМЧ ( Дмитриева. 1974. С. 215-216). Это в свою очередь позволяет говорить о том, что отношения буд. епископа и буд. митрополита стали складываться в 20-30-х гг. XVI в. Н. заботился о духовном просвещении своей братии и создании собрания творений св. отцов в обители для назидательного чтения. В возглавляемой им Новоспасской обители Н. участвовал в переписывании единственного сохранившегося экземпляра Судебника 1497 г. (РГАДА. Ф. 135. Отд. V. Рубр. II. 78, сер. 40-х гг. XVI в.) (АММС. С. 227-228; Клосс Б. М., Назаров В. Д. Судебник 1497 г.: Рукопись и текст//Судебник 1497 г. в контексте истории рос. и зарубежного права XI-XIX вв. М., 2000. С. 53-75).

http://pravenc.ru/text/2577727.html

XVI в. неизвестны. По данным «Малой челобитной» П., он состоял на службе польск. кор. Сигизмунда I Старого. В кон. 1528 - нач. 1529 г. поступил вместе с неск. польск. дворянами на службу к кор. Венгрии (1527-1540), ставленнику Османской империи Яношу Запойяи, служил в роте Ф. (Ф. И.) Сапеги. В кон. 1531 - нач. 1532 г. вступил в отряд под командованием А. Тенчинского (младшего), отправленного на помощь кор. Венгрии и Богемии (1526-1564) Фердинанду I Габсбургу. В отряде Тенчинского П. служил, вероятно, до 1534 г. Магнатский клан Тенчинских был известен в Польше тем, что поддерживал централизаторские устремления кор. Сигизмунда I. Двор Тенчинских был одним из самых просвещенных и славился своим покровительством гуманистам (в частности, при нем воспитывался родоначальник польской литературы писатель и музыкант М. Рей). В 1534-1535 гг. П. ок. 5 месяцев провел при дворе господаря Молдавии Петра Рареша в Сучаве ( Зимин. 1958. С. 320-323). По мнению Яворского, ссылавшегося на запись 1753 г. в рукописном сборнике, содержавшем «Александрию», П., возможно, посетил и Грецию ( Яворский. 1907. С. 81-85). В кон. 1538 или нач. 1539 г. П. выехал из Великого княжества Литовского (ВКЛ) в Россию с предложением организовать мастерскую по производству гусарских щитов, образец такого щита он привез с собой. В «Малой челобитной» П. писал, что оставил дворянскую службу у польск. короля, провидя высокое предназначение вел. князя Московского: «...слышавше от многих мудрецов, что быти тебе, государю, великому царю по небесному знамению» (Сочинения. 1956. С. 164). Был пожалован и отдан под начало боярина М. Ю. Захарьина ( не позднее 16 окт. 1539). После своего появления в Русском гос-ве П. вручил малолетнему вел. кн. Иоанну IV некие «речи». После смерти Захарьина П. терпел притеснения и обиды; дело, ему порученное, так и не сдвинулось с места, а каждая попытка подать «память» ни к чему не приводила. На протяжении мн. лет П. безуспешно пытался добиться встречи с государем. Наконец, 8 сент. 1549 г.

http://pravenc.ru/text/2579994.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БИСТРИЦА муж. мон-рь Ясской архиепископии в митрополии Молдовы и Буковины, одна из самых древних правосл. обителей на территории княжества Молдова. Расположен на северо-востоке совр. Румынии (коммуна Виишоара, жудец Нямц). Был отстроен при молдав. господаре Александре Добром , предположительно на месте деревянной церкви, существовавшей еще в 1395 г. Работы по возведению нового храма в честь Успения Божией Матери (не сохр.) завершились до 7 янв. 1407 г., когда митр. Иосиф и Александр Добрый постановили, что Б. вместе с Нямецким мон-рем будет иметь общее управление. Александр Добрый даровал мон-рю богослужебные книги и литургические сосуды (большая часть не сохр.). В 1498 г., после победы господаря св. Стефана III Великого над польск. войском в Козьминском лесу в 1497 г., в мон-ре были построены башня-звонница и часовня во имя св. мч. Иоанна Нового из Четатя-Албэ (совр. Белгород-Днестровский). Мон-рь перестраивался при молдав. господарях Петре Рареше (1541-1546), Александру Лэпушняну (1554). В 1776 г., при настоятеле архим. Иакове, были построены монастырские стены. В церкви были похоронены Александр Добрый (1432); его супруга Анна (1418); Александр (1496), сын Стефана Великого; Киажна (1542), жена господаря Стефана Лэкусты. Предполагается, что от старого мон-ря времен Александра Доброго сохранились проездная башня, внутренняя стена и часть церкви. В XV в. Б. был одним из книжных центров Молдавского княжества. В мон-ре была сделана копия наиболее полной славяно-молдав. Бистрицкой летописи, написанной при дворе Стефана Великого, составлен помянник, в к-рый внесены все господари Молдавии от Богдана I до Петра Рареша, включены имена митрополитов и епископов княжества, начиная с митр. Иосифа, первых игуменов Б. и Нямецкого мон-ря, монахов, а также бояр, павших в битве с турками при Васлуе (1475). В XVII в. Б. становится преклоненным мон-рем (подворьем) Св. Гроба Господня (Иерусалимская Патриархия), но в связи с крайним упадком этого и ряда др. мон-рей, от к-рых Иерусалимские Патриархи перестали получать доход, был возвращен Молдавской Церкви в 1705 г. (восстановил свой прежний статус в 1743, когда в Молдавию прибыл Иерусалимский Патриарх Парфений). В XIX в. произошла секуляризация имений преклоненных мон-рей. Лит.: Iorga N. Istoria bisericii româneti i a vieii religioase a românilor. Bucureti, 1908. Vol. 1. P. 68; 1909. Vol. 2. P. 75-76, 89; Grigora N. , Capro u I. Biserici i mnstiri vechi din Moldova. Bucureti, 1971. P. 49-55. В. Я. Гросул Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/149235.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010