К ним следует добавить и цикл архистратига небесного воинства арх. Михаила, в который вышеназванная сцена включена. Вместе с другими особенностями иконографическая программа росписей церкви в Пэтрэуци приводит к мысли о некоем специальном назначении этого храма, расположенного недалеко от господарской столичной крепости Сучава как места принесения клятвы на верность. В документе времени правления сына св. Стефана III Петру IV Рареша говорится, что над троном господаря была помещена икона Воскресения Господня, перед которой он приносил клятвы. Возможно, с этим связано и написание нового ктиторского портрета, ибо клятву на верность приносили не только господарю, но и его наследнику. Кавалькада св. воинов. Роспись ц. в честь Воздвижения Креста Господня в с. Пэтрэуци. 1487–1488 гг Кавалькада св. воинов. Роспись ц. в честь Воздвижения Креста Господня в с. Пэтрэуци. 1487–1488 гг В иконографической программе нартекса прослеживаются черты, которые появятся и в других церквах времени св. Стефана III, и ряд уникальных особенностей. Здесь, как и во всех церквах данного периода, одной из центральных тем является цикл, связанный с посвящением церкви. В Пэтрэуци цикл Честного Креста расположен на вост. стене. Типичны изображения в нижнем регистре преподобных мужей и жен и мучениц. Необычными являются изображение в куполе нартекса Христа Вседержителя в окружении пророков и изображение святителей в монашеском облачении в чине преподобных. Во 2-м регистре нартекса расположен цикл Жития арх. Михаила, в котором выделяется сцена «Явление креста имп. Константину», расположенная во всю длину западной стены. В тимпане южной стены частично сохранились 2 сцены из Жития св. Иоанна Предтечи, что объясняется, согласно также и другим памятникам, символической сопряженностью образа св. Иоанна Предтечи с тематикой Честного Креста. На западном фасаде пэтрэуцкой церкви частично сохранилась сцена «Страшный Суд» . Стиль, иконографические особенности и греч. надписи позволяют считать данную сцену одновременной внутренним росписям.

http://pravenc.ru/text/2564044.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА СВЯТИТЕЛЯ ИЗМАИЛЬСКИЙ КРЕПОСТНОЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Церковь в честь Успения Пресв. Богородицы. 1841 г. Фотография. 10-е гг. XXI в. Церковь в честь Успения Пресв. Богородицы. 1841 г. Фотография. 10-е гг. XXI в. (Одесской епархии УПЦ), находится в г. Измаиле Одесской обл. (Украина). Точное время основания неизвестно, упоминается с сер. XVII в. как метох. Вероятно, на месте буд. обители в XVI в., при молдав. правителе Петру IV Рареше, был выстроен храм во имя свт. Николая Чудотворца ( Nistor. 2002. Р. 29). Поскольку 1-е известное в истории упоминание г. Измаила датируется 1542 г. (ранее на его месте находилась средневек. генуэзская крепость), церковь могла быть сооружена во 2-й период правления Рареша, между 1541 и 1546 гг. По грамоте патриарха К-польского Иоанникия II Линдиоса от 2 июня 1648 г. приходскому Николаевскому храму, на тот момент относившемуся к юрисдикции Проилавской и Измаильской митрополии, разрешалось перейти в ставропигию К-польского Патриархата со статусом метоха (в подчинение афонскому мон-рю Каракал ). При этом было поставлено условие, что святогорская обитель направит в этот храм иеромонаха и иеродиакона. За это К-польский Патриархат ежегодно получал 40 литров икры и 100 яиц от общины храма (Actele bisericii Sfântul Nicolae din Ismail// Melchisedec ( tef ã nescu), ep. Chronica Huilor i a Episcopiei cu aseminea numire dupre documentele Episcopiei i alte monumente ale terei. Bucur., 1869. P. 152-156; Documente privitoare la istoria românilor. 1915. Vol. 14/1. P. 193-194). В нояб. 1643 г. соседний с Николаевской ц. храм в честь Успения Пресв. Богородицы Иерусалимского Патриархата получил ставропигиальный статус, к-рый утвердил патриарх К-польский Парфений I (Actele bisericii Sfântul Nicolae din Ismail// Melchisedec ( tef ã nescu), ep. Chronica Huilor i a Episcopiei cu aseminea numire dupre documentele Episcopiei i alte monumente ale terei. Bucur., 1869. P. 170-173). В документе упоминается, что Успенская ц. состоит под патронатом «великого чашника» Георге Лупу - брата Василе Лупу, господаря Молдавского княжества в 1634-1653 гг. В мае 1651 г. Измаил посетил келарь Троице-Сергиева мон-ря иером. Арсений (Суханов) , упомянувший о каменной церкви в Измаиле, построенной воеводой Василе Лупу. Известно, что правитель Лупу стремился перенести резиденцию митрополита Проилавского и Измаильского из Брэилы (Проилавы) в Измаил. Он же построил в 1640 г. храм в соседнем г. Килия.

http://pravenc.ru/text/2566172.html

Церковь в честь Успения Пресв. Богородицы в Каушанах. XVI–XVII в. Средневек. Молдавия богата монументальными росписями XV-XVI вв.: они сохранились в ц. Св. Креста в с. Пэтрэуци, Георгиевской ц. мон-ря Воронец, Николаевской ц. мон-ря Пробота, Успенской ц. мон-ря Хумор, ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ря Молдовица, ц. в честь Усекновения главы прор. Иоанна Предтечи с. Арборе и в Воскресенской ц. мон-ря Сучевица (все на территории совр. Румынии). Восточнее р. Прут, на территории Республики Молдова, сохранилось мало памятников монументальной живописи. Внимание авторов XIX в. привлекла ц. в честь Успения Пресв. Богородицы в Каушанах (Кэушень), где сохранился единственный на территории К. е. ансамбль фресковой живописи, выполненный мастерами Станчулом, Войкулом и Раду в 1763-1764 гг. Он упомянут в документах губернатора Фёдорова ( Халиппа. 1902. С. 118), ему посвящены очерки иереев И. Няги и А. Матеевича ( Няга И., свящ. Старинная церковь в местечке Каушанах//ЗапООИД. 1881. Т. 12. С. 459-460; Матеевич А., свящ. Старинная церковь в местечке Каушанах Бендерского уезда//Тр. Бессарабского ист.-археол. об-ва. 1918. Вып. 10. С. 79-84). Практически ничего не известно о росписи Успенской ц. мон-ря Кэприана во времена господаря Петру Рареша. Археологические находки позволяют предположить, что Троицкая ц. мон-ря Рудь была расписана после 1772 г., по завершении строительства. Церковь в честь Успения Пресв. Богородицы в Каушанах - единственный на территории Республики Молдова монументальный ансамбль, в котором сохранилась (с некоторыми утратами) первоначальная внутренняя роспись, выполненная преимущественно в технике фрески. Эта церковь углублена в землю (с целью консервации памятника сооружение освобождено от окружающего слоя земли). В плане храм имеет прямоугольную форму, перекрыт коробовым сводом, неф разделен на 2 части подпружной аркой. В центре сев. стены нефа находится ниша высотой ок. 2 м, в которой изображен архидиак. Стефан. В западной части свод опирается на тромпы, расположенные в сев.-зап. и юго-зап. углах притвора.

http://pravenc.ru/text/1841177.html

Следующий регистр росписей, ниже тимпанов, посвящен 7 Вселенским Соборам (в изображение I Собора включено «Видение св. Петра Александрийского») и предваряет минейный цикл, расположенный в 6 регистров - по месяцу в каждом (сент.-февр.). Обращает на себя внимание композиция вост. стены, где по центральной оси находятся: сцена «Вознесение Господне», под ней - Деисус (Спаситель во вписанной в круг 8-гранной славе с символами евангелистов, за Ним - воинство небесное, по сторонам - Пресв. Богородица и св. Иоанн Предтеча); ниже - 5 фигур (преподобный, мученик и святители Иоанн Златоуст, Василий Великий и Григорий Богослов, что соответствует иллюстрации 30 янв.; очевидно, др. 2 фигуры - празднуемые 31 янв. врачи-бессребреники Кир и Иоанн). Включение Деисуса в минейные сцены встречается в молдав. живописи времен Петру IV Рареша (кафоликоны мон-рей Добровэц и Молдовица, ц. св. Димитрия в Сучаве) и связано, очевидно, с использованием нартекса как места поминовения усопших. В нижнем регистре помещены изображения святых за февр. ( Cincheza-Buculei. 2003. P. 136-138). В куполе притвора изображен Спас Вседержитель со свитком в левой руке и с благословляющей правой, окруженный архангелами и серафимами. В барабане помещены изображения пророков, на парусах - евангелистов. На 4 тимпанах - 4-частная композиция «О Тебе радуется» (на северном - Пресв. Богородица с Младенцем в окружении сонма святых; на западном - Пресв. Богородица в мандорле; на северном - образ Пресв. Богородицы «Знамение» во вписанном в круг 8-граннике, фланкированный ангелами и 2 группами святых; в восточном - Деисус со Спасом Еммануилом в центре и с предстоящими Пресв. Богородицей и св. Иоанном Предтечей и мн. святыми) (Ibid. P. 138-140). Богородичная тематика продолжается в люнете над входом в нартекс, где расположен образ Божией Матери «Елеуса», фланкированный полуфигурами пророков Давида и Соломона со свитками с надписями: «Ковчегом освященным и одушевленным звали Тебя, Пресвятая Дева» и «Храм освященный... Дево». Как и в нартексе, остальные 6 регистров посвящены минейному циклу (с марта по авг.).

http://pravenc.ru/text/2578019.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАНН [серб. Jobah] (Бранкович; 1462 - 10.12.1502), св. (пам. 10 дек.), серб. деспот на службе венг. короля, сын деспота св. Стефана Слепого и прп. Ангелины (см. ст. Бранковичи ). Род. на территории совр. Албании, детство провел на северо-востоке Италии в замке близ г. Удине. После смерти отца (1476) семья И. переехала в замок Вайтерсфельд в Каринтии, а в 1486 г.- во владения в Среме, полученные его старшим братом Георгием (см. Максим (Бранкович) , св., митр. Белградский и Сремский) после смерти их двоюродного брата Вука Огненный Змей. Ок. 1493 г. разделил с братом титул деспота, а после того как последний ок. 1498 г. постригся в монашество, И. стал единоличным деспотом. В начале венгерско-турецкой войны 1501-1503 гг. вторгся в Боснию и близ Зворника нанес туркам поражение. Вместе с матерью и братом был ктитором мон-рей Привина-Глава, Шишатовац, Фенек, а также Хиландар, св. Павла и св. Пантелеимона на Афоне, основал, согласно легенде, монастыри Дивша и Язак. . Был женат на дочери серб. воеводы Стефана Якшича Елене († после 1529), родной сестре матери Елены Глинской, 2-й жены вел. кн. Московского и всея Руси Василия III Иоанновича . Наследников муж. пола не оставил, имел 5 дочерей, к-рые вышли замуж за валашских и молдав. правителей, а также за представителей знатных хорват., западно- и южнорус. родов: Деспину Милицу († 1554; жена валашского воеводы Нягое Басараба , после смерти мужа приняла монашество с именем Платонида), Марию († 1540; жена хорват. гр. Фердинанда Франкопана), Елену († ок. 1552; жена господаря Молдавии Петру Рареша ), Анну († 1578; 1-й муж - Федор Сангушко, маршалок Волыни, 2-й - кн. Николай Збаражский), Марию Магдалину († после 1571; 1-й муж - кн. Иван Вишневецкий, староста Пропойска (ныне Славгород, Белоруссия) и Чечерска; 2-й - кн. Александр Чарторыйский, воевода Волыни). На ранней стадии подготовки брака вел. кн. Василия III московским княжеским домом обсуждался, в частности в переписке с кор. польской и вел. кнг. Литовской Еленой Иоанновной, вопрос о кандидатуре в его жены одной из старших дочерей И., однако из-за их малолетства этот вариант был отвергнут. Почитание

http://pravenc.ru/text/468971.html

После падения К-поля и возобновления Патриаршества в нач. 1454 г. молдав. элита и даже господарь решили порвать связи с К-польской Патриархией, рассматривая ее как институт Османской империи и не желая быть включенными в тур. адм. систему. Митр. Иоанникий остался единственным связующим с К-полем звеном, и это стало причиной его смещения. На место Молдавского митрополита решением господаря был переведен Романский архиерей Феоктист I. Подобное перемещение архиереев стало началом практики, неоднократно воспроизводимой впоследствии, когда Романский архиерей перемещался на Сучавский престол в связи с вдовством последнего ( Pilat. 2008. P. 348-356). Со смещением митр. Иоанникия связи между Молдавским княжеством и К-польской Патриархией были прерваны, их восстановление относится к XVI в. (времени 2-го княжения Петру IV Рареша (1541-1546)) и связано с изменением статуса княжества в системе Османской империи ( Gorovei, Szé kely. 2005). М. м. в эпоху фактического самоуправления (посл. треть XV - сер. XVI в.) Церковь вмч. Димитрия в Сучаве. 1534–1535 гг. Церковь вмч. Димитрия в Сучаве. 1534–1535 гг. С сохранением юрисдикции К-польской Патриархии, согласно 1-й гипотезе, или с полным выходом из нее, согласно 2-й, положение М. м. в сер. XV в. существенно изменилось. После митр. Феоктиста I все предстоятели М. м. избирались на местном церковном Соборе при существенном влиянии господаря, утверждавшего нового митрополита, чаще всего путем перемещения Романского архиерея на Сучавский престол. Также самостоятельно в М. м. хиротонисали новых архиереев. По необходимости для выполнения условия о числе присутствующих при хиротонии архиереев, приглашали епископов из соседних стран. Даже если принять 1-ю версию, согласно к-рой юрисдикция К-поля в М. м. де-юре сохранялась, она имела в большей степени формальный характер. К-польский патриарх и Синод больше не поставляли для М. м. архиереев греч. происхождения, выбор господарем и Молдавским Собором кандидата на пост предстоятеля М. м. не вызывал к.-л.

http://pravenc.ru/text/2564042.html

В период его предстоятельства господарь больше вмешивался в дела Церкви. При нем св. Стефан III вывел владения мон-ря Путна из непосредственной юрисдикции М. м., в 1490 г. он определил границы Рэдэуцкой епископии. Митр. Георгий I упоминается в грамоте от 17 нояб. 1502 г. (о мон-ре Путна), в 1503 г. в афонском мон-ре Зограф он заказал ученику митр. Феоктиста I мон. Висариону переписать славянскую рукопись «Толкования на книгу Иова» (Bucur. Acad. Româna. slav. 96; Pelin. 2007. P. 294), в 1504 г. он отпел св. Стефана III и помазал на царство его сына Богдана III. В конце жизни митр. Георгий I удалился в Нямецкий мон-рь, принял схиму с именем Давид; скончался 1 апр. 1508 г. К этому времени юрисдикция М. м. распостранялась на уезды Верхней страны: Сучавский, Нямецкий, Дорохойский, Хырлэуский, Кырлигатурский, Ясский, Хотинский, Сорокский, Орхейский и Лэпушненский. Уезды Нижней страны (Тигечский, Тигинский и Килийский) в составе Романской епископии также входили в М. м. ( P curariu. 1992. Vol. 1. P. 354). О Молдавском митр. Феоктисте II известно в основном из летописи его ученика, еп. Романского Макария II (Cronicile slavo-române. 1959. Р. 81, 95, 96). В молодости буд. иерарх принял постриг в Нямецком мон-ре, там же он получил хорошее образование. Благодаря своим духовным качествам был избран настоятелем Нямецкого мон-ря и руководил обителью 17 лет. При нем св. Стефан III воздвиг в обители ц. в честь Вознесения Господня. В 1500-1508 гг. Феоктист стал епископом Романским, в апр. 1508 г. поставлен митрополитом Молдавским. Помазал на царство господарей Штефана IV (1517) и Петру IV Рареша (1527). В 1522 г. было закончено строительство митрополичьего кафедрального собора во имя вмч. Георгия в Сучаве (начато при Богдане III в 1514): на юго-вост. пилястре нартекса храма сохранилось изображение митр. Феоктиста II в черном клобуке, крещатых ризах (полиставрионе) и с архиерейским посохом в правой руке. Летописец еп. Макарий II называл его учителем Молдовы. Сведений о его лит. деятельности мало, сохранились Типикон и Псалтирь 1523 г.

http://pravenc.ru/text/2564042.html

Сохранившаяся над дверью башни греч. надпись свидетельствует, что она создана господарем Петру и мон. Иоасафом, к-рые поручили строительство мастеру-каменщику Дионисию Сиропулу ( Millet G., Pargoire J., Petit L. Recueil des inscriptions chrétiennes de l " Athos. P., 1904. N 332. P. 106). Из предания, зафиксированного в «Проскинитарии Св. Горы Афонской» Иоанна Комнина (Яссы, 1701), известно, что Петру Рареш послал на Афон протоспафария Петру следить за ходом восстановительных работ в мон-ре. Однако протоспафарий построил только башню арсанаса и присвоил себе оставшиеся деньги. Когда господарь узнал об этом и разгневался, протоспафарий во избежание наказания поклялся отстроить мон-рь за собственные деньги. Петру Рареш простил его, и оба приняли в К. постриг с одинаковым именем Пахомий ( Григорович-Барский. 1887. С. 111-112). По др. афонскому преданию, с именем Пахомий принял постриг в Дохиаре господарь Александру Лэпушняну ( Κριλλος Δοχειαρτης. Προσκυνητριον το βασιλικο, πατριαρχικο, σταυροπηγιακο τε, κα σεβασμου ερο μοναστηρου το Δοχειαρεου. Βουκουρστιον, 1843. Σ. 21-26). Однако это предание не соответствует действительности: Александру стал монахом с именем Паисий накануне смерти, скончался в Молдавии и был похоронен в Слатине. По мнению П. Нэстурела, валашский господарь Влад IV Монах, также постригшийся с именем Пахомий, мог стать прототипом легендарного господаря-ктитора, ушедшего в мон-рь в конце жизни ( Nsturel. 1986. P. 219). В 1536 г. благодаря стараниям Петру Рареша султан Сулейман I Великолепный выдал фирман на восстановление мон-ря. В фирмане указывалось, что молдав. господари традиционно покровительствовали К. и им разрешается и теперь восстановить обитель в ее прежнем виде, не возводя новых, ранее не существовавших построек ( Guboglu M. N. Paleografia i diplomatica turco-osman: Studiu i album. Bucur., 1958. P. 157, facs. 6; Nsturel. 1986. P. 220). К 1548 г. относится разрешение на строительство кафоликона (соборного храма), который был завершен к 1563 г.

http://pravenc.ru/text/1470397.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРИГОРИЙ I [румын. Grigore] Рошка (70-е гг. XV в.- 5.02.1570, мон-рь Воронец), митр. Молдавский (1546-1551). По утверждению митр. Молдавского св. Досифея (Барилэ) , он был двоюродным братом молдав. господаря Петру Рареша. Г. был пострижен в монашество в мон-ре Воронец предположительно св. Даниилом пустынником. В 1523-1546 гг. игумен в мон-ре Пробота . В 1532 г., перестроив помещения, основал в обители господарский некрополь, по его благословению был расписан собор. В мон-ре Воронец тщанием Г. возвели притвор монастырского храма, где впосл. он обрел место своего упокоения, и создали его внешние росписи. В храме сохранился деревянный трон митрополита. Изображения Г. имеются в росписях мон-рей Воронец и Пробота. В воронецкой ц. вмч. Георгия Победоносца митрополит представлен в росписях слева от входа на наружной стене в полный рост в архиерейских одеждах - в крещатом саккосе и в черной скуфье; владыка держит посох в правой руке, в левой - свиток с вотивной надписью. У Г. рыжеватая с обильной проседью борода, проницательный живой взгляд. Лит.: P curariu. IBOR. Vol. 1. P. 449-451. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/166782.html

обр. близлежащего Кутлумуша, которые были лучше укреплены. Архив Свящ. Кинота за 1821-1822 гг. был обнаружен И. Мамалакисом в мон-ре Хиландар. Часть архива Протата, в основном за первые десятилетия XIX в., осела в Великой Лавре. В отличие от предыдущих периодов архив Протата за XIX-XX вв. значителен по объему. Он систематизирован в 1993 г. сотрудниками Византийского ин-та Национального ин-та исследований, непереплетенные документы разложены в 270 папок. Османский архив насчитывает 2267 единиц хранения, из них 1842 написаны на тур. языке араб. алфавитом, 423 - на греч. языке, 2 - на арм. языке. Древнейшие из сохранившихся тур. документов датируются сер. XVI в. (напр., фирман султана Сулеймана I (1520-1566)). Румынский архив состоит из румын. и греч. частей. Он начал формироваться после передачи Протату в 1641 г. господарем Василием Лупу монастыря Трех святителей в Яссах. Один из древнейших актов - грамота Валашского господаря Раду Льва 1665 г. Документы румынской части архива (на румын., греч., слав. и др. языках) насчитывают 1169 единиц хранения (7 относится к XVI в., 165 - к XVII в., 501 - к XVIII в., остальные - к XIX в.) и 27 карт и чертежей владений в Валахии и Молдавии. Из древнейших документов этой части архива 33 написано на слав. языке (самый ранний документ - грамота 1547 г. молдав. господаря Стефана Рареша). Первый документ на румын. языке датируется 1756 г. На греч. языке написано 69 документов, на французском - 5, на итальянском и русском - по 1 документу. Греч. часть румын. архива насчитывает 2122 единицы хранения, которые в основном датируются XIX в. и включают экономические документы, описи и переписку между мон-рями Котрочени, Трех святителей и Протатом. Лит.: Lampros S. P. Catalogue of the Greek Manuscripts on Mount Athos. Camb., 1895. T. 1. P. 1-10; Θησαυρο το Αγου Ορους: Εκονογραφημνα χειργραφα. Αθναι, 1973. Τ. 1. Σ. 22-29, 389-391; Pavlikjanov C. The Slavic Lingual Presence in the Athonite Capital of Karyai: The Slavic Manuscripts of the Protaton Library//Palaeobulgarica.

http://pravenc.ru/text/1681041.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010