Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЭЛИНЕШТИ [румын. Blineti], село в коммуне Грэмешти, жудеце Сучава (Румыния; историческая обл. Буковина), известное ц. свт. Николая Чудотворца. Построена в 1494-1498 гг. логофетом Йоном Тэуту, служившим в течение 30 лет сначала господарю св. Стефану III Великому , а затем его преемнику Богдану III. Храм в Б. стал домовой церковью и родовой усыпальницей семьи логофета, здесь были погребены четверо его рано умерших детей Петру и Теодор (1494), Василика (1495), Магда (1500) и сам Тэуту (1511). Храм в основном сохранил первоначальный вид. Прямоугольный в плане, перекрытый сводом на двойных арках, с притвором. Боковые апсиды отсутствуют, вост. апсида пятигранная снаружи и полукруглая внутри. В юго-зап. части храма у входа в притвор расположена низкая двухъярусная колокольня. Притвор окружает с 3 сторон каменная баллюстрада, украшенная скульптурной резьбой. Церковь выложена из кирпича, цоколь, наличники, нервюры сводов - из блоков тесаного камня. Снаружи, в верхней части стен, по всему периметру расположены друг над другом 2 ряда арочных ниш, под карнизом проходит пояс из 3 рядов частично сохранившихся глазурованных керамических дисков желтого, зеленого и красного цвета. Интерьер был расписан после постройки храма в кон. XV в. артелью иконописцев во главе с иеромон. Гавриилом , фрески представляют особенную ценность. Внешняя роспись стен, относящаяся к эпохе молдав. господаря Петру Рареша (20-40-е гг. XVI в.), сохранилась фрагментарно, просматриваются отдельные фигуры святых и сцена Страшного Суда. Лит.: Ghica-Bude ti N. Biserica logoftului Tutul din Blineti//Bul. Comisiei Monumentelor Istorice. 1911. 4; Iorga N. Familia Tutului în legtur cu biserica din Blineti//Neamul românesc literar. 1912; Repertoriul monumentelor i obiectelor de art din timpul lui tefan cel Mare. Bucureti, 1958. Свящ. Ене Ионел Рубрики: Ключевые слова: АРОНЯНУ церковь средневековой молдавской архитектуры 1594 г., изначально входившая в монастырский комплекс

http://pravenc.ru/text/153761.html

Кафоликон, заложенный в 1548 г. и завершенный в 1563 г., занимает бóльшую часть двора. Он представляет собой храм афонского типа, близкий к кафоликонам Григория преподобного мон-ря (1761-1768) и Филофея мон-ря (1746). Наос одноглавый, 4-столпный, с 3 конхами. Главная апсида фланкирована почти не выраженными снаружи 3-лепестковыми объемами жертвенника и диаконника. С запада пристроен 2-столпный лити, его западная часть освещается 2 куполами. В 1708 г. он был поновлен, а в 1710-1714 гг. к нему был добавлен экзонартекс с невысокой колокольней, внутри к-рой устроен парекклисион во имя великомучеников Пантелеимона и Георгия Победоносца. Иеромонахи Иоанн и Дамаскин из Янины в 1716/17 г. украсили кафоликон фресками. Григорович-Барский отметил небольшой размер кафоликона, красоту его архитектуры и росписей: «...церковь имат такожде малу, токмо красну и расположением, и зданиемь, и икописаниемь» ( Он же. 1885. С. 237). Фрески лити выполнены в 1750 г. янинскими иеромонахами Серафимом и Космой, фрески экзонартекса - в 1763 или 1767 г. (сцены Апокалипсиса, а также портреты ктиторов монастыря - господаря Петру Рареша и протоспафария Петру, принявших монашество с именем Пахомий). Христос Пантократор. Роспись экзонартекса мон-ря Каракал. 1763 или 1767 г. Христос Пантократор. Роспись экзонартекса мон-ря Каракал. 1763 или 1767 г. В иконостасе кафоликона находится икона «Собор 12 апостолов», написанная иером. Дионисием Фурноаграфиотом и имеющая его подпись и дату - 1722 г. По мнению Е. Цигаридаса, иером. Дионисием или его учениками были созданы др. иконы иконостаса - Христа Пантократора, Божией Матери «Одигитрия», св. Иоанна Предтечи и свт. Николая Чудотворца ( Τσιγαρδας Ε. Καλλιτεχνικς τσεις στην τχνη των φορητν εικνων του 18ου - 19ου αινα στο Αγιον Ορος//Ζητματα μεταβυζαντινς ζωγραφικς: στη μνμη του Μανλη Χατζηδκη. Αθνα, 2002. Σ. 322-323). Возможно, этому же кругу мастеров принадлежит икона «Рождество Христово» из праздничного ряда иконостаса. На аналое слева помещена икона «Целование апостолов Петра и Павла» худож. Константина Палеокапы (1640). Икона Божией Матери с Младенцем на аналое слева от алтаря считается чудотворной. Ряд икон иконостаса в кафоликоне и парекклисионах написан иером. Дамаскином из Янины.

http://pravenc.ru/text/1470397.html

Росписи Георгиевской ц. в Хырлэу долгое время относили к 1530 г., основанием чему послужило мнение о том, что внешние росписи появились в М. к. только при Петру IV Рареше. Накопленный материал опровергает эту т. зр.: фрагменты ктиторского портрета, в основном разрушенного из-за сноса большей части разделительной стены между нефом и нартексом, подтверждают датировку памятника периодом правления св. Стефана III, после 1492 г. На сохранившемся фрагменте ктиторской композиции видны изображения княжны и девочки. Особенности облачения, а также портретные черты позволяют практически безошибочно идентифицировать данную фигуру как супругу господаря Марию Войкицу, а не как Елену Бранкович, супругу Петру IV Рареша. Росписи Георгиевской ц. не расчищены, вслед. чего полная идентификация сцен и персонажей, а также надписей не представляется возможной. Тем не менее структура иконографической программы, как и большинства составляющих ее изображений, может быть определена. Большая часть надписей сделана на церковнослав. языке, однако присутствуют в немалом количестве и надписи на греческом. Следует также отметить, что в изображении св. воинов наблюдаются характерные черты т. н. касторийской школы. Рядом с Георгиевской ц. была обнаружена могильная плита (ныне в Бухарестском музее изобразительных искусств), на которой было указано имя иконописца Георгия из Трикалы. Структура иконографической программы алтаря в Георгиевской ц. не отличается от структуры программы ранних церквей. К нововведениям следует отнести сцену «Видение Петра Александрийского» рядом с уже традиц. изображениями «Жертвоприношение Авраама» и «Христос во гробе» («Не рыдай Мене, Мати») в жертвеннике. Под изображением Пресв. Богородицы со Христом на престоле, Которых фланкируют по 2 архангела с каждой стороны, помещена надпись на церковнослав. языке, цитирующая тропарь благодарения за вечернюю трапезу, читаемый на вечерне. Расположение сцен в регистре под надписью, где в центре традиционно помещено «Причащение апостолов хлебом и вином», свидетельствует об окончательном переходе к традиц.

http://pravenc.ru/text/2564044.html

За монастырской стеной, напротив башни, устроена водосвятная купель под сенью (1801), украшенная барочным рельефом. Рядом находится парекклисион великомучеников Феодора Стратилата и Феодора Тирона, за ним построены дома работников. К северо-западу от К. расположена кафизма с кладбищенским храмом Всех святых (1768), украшенным фресками (в т. ч. с изображением имп. Каракаллы), к юго-западу от мон-ря, за ручьем,- полуразрушенная кафизма с парекклисионом св. Параскевы (в 1986 начаты первые реставрационные работы). Комплекс арсанаса (пристани) включает башню высотой 21,6 м, построенную в 1533/34 г. на средства господаря Петру Рареша и мон. Иоасафа мастером Хаджи-Дионисием Сиропулосом. О. В. Л., Л. К. Масиель Санчес Библиотека В б-ке хранятся 279 манускриптов (из к-рых 42 написаны на пергамене) и 2500 печатных книг. Древнейшие рукописи датируются IX в.- это написанные унциалом Евангелие (Ath. Karakal. 11) и «Рай отцов» (Ath. Karakal. 251 (41)). Два кодекса относятся к Х в.- «Лествица» (Ath. Karakal. 29, 958 г.), и Сборник изречений св. отцов и античных авторов (Ath. Karakal. 255 (42)). Евангелист Лука. Миниатюра из Евангелия-тетр. XIII в. (Ath. Karakal. 37. Fol. 99) Евангелист Лука. Миниатюра из Евангелия-тетр. XIII в. (Ath. Karakal. 37. Fol. 99) Рукописное собрание К. насчитывает 5 манускриптов XI в., 3 - XII в., 22 - XIII в., 33 - XIV в., 39 - XV в., остальные относятся к поствизантийскому периоду. Под номером Ath. Karakal. 245 числится конверт с фрагментами рукописей, древнейший из к-рых написан в Х в. В качестве переплетных листов кодекса Ath. Karakal. 64, XV в., использованы пергаменные листы Х в. с текстом Хроники Георгия Амартола. В б-ке К. также хранится Хроника Константина Манассии (Ath. Karakal. 67, XIV в.). Рукописное собрание помимо книг включает 2 литургических свитка - Ath. Karakal. 246, XIII в., и 274 (31), 1431 г. ( Lampros S. Catalogue of the Greek Manuscripts on Mount Athos. Camb., 1895. T. 1. P. 130-150; 1900. T. 2. P. 472-475). Из лицевых рукописей особый интерес представляют украшенные миниатюрами 2 Евангелия-тетр (Ath. Karakal. 31 и 37, XIII в.), Евангелие-лекционарий с заставками (Ath. Karakal. 252, XIII в.); из рукописей поствизант. периода - Сборник молитв и канонов (Ath. Karakal. 106, XVII в.) и Литургиконы (Ath. Karakal. 248 и 149, XVIII в. и 1614 г.) с инициалами и заставками (Θησαυρο το Αγου Ορους. 1979. Σ. 178-180, 182-187, 297-303).

http://pravenc.ru/text/Каракал.html

Церковь Успения Пресв. Богородицы мон-ря Кэприана. 1840 г. Фотография. 10-е гг. XXI в. Архитектурный комплекс мон-ря имеет замкнутую структуру плана. В центре большой площади расположен Успенский собор, служащий летней церковью. Собор К. упоминается уже в 1470 г. (во время правления господаря Стефана Великого), в 1545 г. его каменное здание было сооружено на средства и по заказу молдав. господаря Петру Рареша. Оно сильно пострадало от землетрясения 1820 г., но сохранились апсиды с конхами, почти полностью остались в первоначальном состоянии план церкви, свод усыпальницы, а также декор в виде 2-ярусного фриза из рельефных аркатурных ниш, характерных для молдавского зодчества. При митр. Гаврииле (Банулеску-Бодони) между 1819 и 1820 гг. храм восстановили, сохранив его древнюю 3-конховую структуру. В надписи на могиле архим. Гавриила (Андрианополиса), находящейся во дворе мон-ря, он упоминается как «архитектор в переделке церкви Каприяновского монастыря». При нем были восстановлены стены, крупный 8-гранный барабан и колокольня, имеющая 9 колоколов, один из к-рых был отлит здесь же, в мон-ре. Архитектура Успенского собора принадлежит к «молдавскому стилю»: высокий вертикально устремленный силуэт, план в форме трилистника, четкая структура 3-частного деления (алтарь - наос, усыпальница - пронаос, притвор), стены с контрфорсами, тип «молдавского свода», декор фасада с лопатками-пилястрами и аркатурными нишами. В качестве строительного материала для стен применен красный кирпич, а для декора - белые аппликативные детали из камня-ракушечника (чередующиеся ряды плоских арочных ниш),- традиц. прием молдав. строителей и зодчих XV-XVI вв. Окна с прямоугольным обрамлением сильно вытянуты по вертикали (2,5×0,8 м) и забраны ажурными, ромбовидного рисунка коваными решетками. В камне выполнены контрфорсы, аркатура из плоских ниш и пилястры во внешнем декоре, стрельчатые готические профили цоколя. Лаконичная композиция объемов церкви и монументальность достигаются четкой планировкой, пропорциональным строем, контрастом вертикальных призматических завершений и полукруглых оснований. Первоначальный декор на древней части здания расположен в 2 яруса: это плоские продолговатые ниши-фириды, а также «окницы» - небольшие арочные малозаглубленные ниши, образующие фриз (выполнен из кирпича), расположенные в 1 или 2 яруса над фиридами. Подобные формы были широко известны в балкано-визант. архитектуре XI-XV вв.

http://pravenc.ru/text/2462379.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВФИМИЙ [румын. Eftimie] (нач. XVI в.- после 1561), еп., летописец. В нач. 1556 г. стал игуменом мон-ря Хумор . В 1558 г. избран епископом Рэдэуцким, окормлял епархию до 1561 г., когда ушел на покой (или же был смещен). Нек-рые исследователи, в частности российский ученый П. А. Сырку и румын. П. Панайтеску, утверждали, что Е. был не епископом, а только игуменом мон-ря Кэприана; в то время как другие, напр. Н. Йорга, придерживались т. зр., что Е. был игуменом Нямецкого мон-ря, а затем был хиротонисан во епископа Трансильванского. Наиболее убедительно предположение румын. слависта Й. Богдана, что летописец и епископ Рэдэуцкий по имени Евфимий - это одно лицо. О Е. как о епископе упоминает надпись 30 июня 1559 г. в ц. свт. Николая в Рэдэуци, Е. назван среди др. иерархов в грамоте молдав. господаря Александру Лэпушняну от 20 авг. 1560 г. о даровании афонскому мон-рю Ватопед таможни в Фессалонике. Как епископ Рэдэуцкий последний раз (?) Е. упоминается в летописной записи 1 янв. 1561 г., сообщающей о приезде в Молдавское княжество К-польского патриарха Иоасафа (Сборник Почаевской лавры. 116. Л. 504). Е. является автором Хроники (летописи) на слав. языке, к-рая излагает события, имевшие место в Молдавском княжестве в 1541-1553 гг. Летопись написана (как сообщается во вступлении) по повелению еп. Романского Макария II в бытность Е. иеромонахом и игуменом непоименованного мон-ря. Эта историческая летопись является продолжением 1-й редакции Хроники Макария. Центральная фигура летописи Е.- молдав. господарь Александру Лэпушняну, по повелению к-рого она и была написана. Это скорее панегирик правлению господаря. В начале Хроники упоминаются нек-рые факты 2-го правления Петру Рареша, затем его сыновей - Илиаша и Штефана Молодого. Гос. деятельность последних представлена искаженно и негативно. Хроника завершается повествованием о строительстве Александром мон-ря Слатина. Летопись Е. сохранилась в составе славяно-молдавского сборника-конволюта смешанного содержания XVI в. Института рукописей НБ Украины им. В. И. Вернадского (Киев) (собр. Почаевской лавры. 116). Могила Е. без даты смерти находится в мон-ре Хумор. Ист.: Cronicile slavo-române din sec. XV-XVI/Ed. rev. i compl. de P. P. Panaitescu. Bucur., 1959; Славяно-молдавские летописи XV-XVII вв./Сост.: Ф. А. Грекул. М., 1976. С. 16-18, 20 [археогр. введ.], 94-104. Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/187696.html

После принятого в 1568 г. Селимом II решения о конфискации монастырских владений святогорцев посланец султана Мустафа Челеби в 1568/69 г. прибыл для распродажи изъятого. По просьбе каракальских монахов Роксандра (дочь господаря Петру Рареша и супруга Александру Лэпушняну) выкупила конфискованные турками подворья К. и передала обители еще 35 тыс. аспр на свое вечное поминовение 6 раз в год ( Nsturel. 1986. P. 221). Впосл. К., видимо, также получал доходы от мон-ря Трех святителей в Яссах, пожалованного в 1641 г. молдав. господарем Василие Лупу в совместное владение афонским мон-рям. В Типиконе 1574 г. К-польского патриарха Иеремии II К. занимал 11-е место, к-рое он сохраняет до наст. времени. В 1584 г. Иоанн IV Грозный после смерти царевича Иоанна Иоанновича отправил на Афон милостыню с Иваном Мешениным, из к-рой 50 каракальским монахам было передано 100 р., а 27 скитникам - 7 р. 10 алтын (РГАДА. Ф. 52. Оп. 1. Кн. 2 (1582-1588 гг.). Л. 72 об.; Муравьев А. Н. Сношения России с Востоком по делам церковным. СПб., 1858. Ч. 1. С. 141). В XVII в. значительную экономическую помощь К. оказали груз. царь Арчил II и его брат Вахтанг. Прибывшие в 1674 г. в Грузию каракальский проигум. Гавриил с иеромонахами Зосимой и Малахией получили от Вахтанга 1000 гроссов на ремонт купола собора, а от католикоса Грузии Доментия III - 300 гроссов на реставрацию кладбищенской церкви во имя свт. Николая Чудотворца ( Χρυσοχοδης, Γουναρδης. 1985. Σ. 17, 23). Оттиски печатей мон-ря К. стоят на грамотах святогорцев о пожаловании милостыни, обращенных к царю Михаилу Феодоровичу в 1626 г. (РГАДА. Ф. 52. Оп. 4. 10, 14) и к Московскому патриарху Иоасафу в 1669 г. (ГИМ. Син. грам. 1275; фотовоспроизведение: Костюхина Л. М. Палеография рус. рукописных книг XV-XVII вв.: Рус. полуустав. М., 1999. С. 344-345. Рис. 251-252. (Тр. ГИМ; 108)). " Спас Недремное Око " . Роспись наоса кафоликона мон-ря Каракал. 1717 г. " Спас Недремное Око " . Роспись наоса кафоликона мон-ря Каракал. 1717 г. В XVII-XVIII вв. мон-рь переживал расцвет.

http://pravenc.ru/text/1470397.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДОРОХОЙ Неизвестный святой. Роспись ц. свт. Николая Чудотворца в Дорохое. 1522-1525 гг. Неизвестный святой. Роспись ц. свт. Николая Чудотворца в Дорохое. 1522-1525 гг. [румын. Dorohoi], г. на крайнем северо-востоке Румынии, в жудеце Ботошани, где находятся церкви молдав. архитектуры: свт. Николая Чудотворца (1495) и Успения (1779). Впервые упомянутый в 1407 г., Д. достиг расцвета во время правления молдав. господаря св. Стефана Великого благодаря своему положению на торговом пути и находившейся здесь в кон. XV в. резиденции ворника Верхней страны (Цара-де-Сус). Как сообщает настенная надпись на церковнослав. языке, 18 окт. 1495 г. «благочестивый и возлюбленный о Христе Стефан воевода» завершил строительство храма свт. Николая. Храм - одноглавый триконх с обширным нартексом; барабан покоится на высоком 2-ярусном основании. Композиции фасадов строятся на сочетании необработанных поверхностей камня, поясов плоских аркатур (т. н. окниц) и глазурованной керамики. Керамические плитки желтого, синего и зеленого цветов образуют 2-ярусный фриз под куполом на барабане и 3-ярусный - под карнизом храма. Стены храма ниже керамического пояса украшены 2 рядами арочных ниш. Барабан и его основание оформлены сходным образом, но ниши здесь неск. глубже. Нижние части стен храма облицованы камнем, причем на конхи наложены плоские арки. На уровне середины оконных проемов проходит еще один керамический пояс. Дверные проемы украшены перспективными порталами. Архитектура храма характерна для Молдавского княжества кон. XV в. и напоминает архитектуру церквей свт. Николая Чудотворца в Яссах (1491-1492) и вмч. Георгия в Хырлэу (1492). Первоначальная роспись (сохр. частично) относится к 1522-1525 гг., времени правления господаря Штефана V Молодого, и является связующим звеном между 2 эпохами в развитии молдав. искусства - Стефана Великого и Петру Рареша. Наряду с уверенной и свободной линией рисунка роспись тяготеет к декоративности. В алтаре различимы Тайная вечеря, Богородица с Младенцем, агнец Божий. Вотивная композиция в наосе на зап. стене, представляющая св. Стефана Великого, его супругу Марию, Богдана, Штефана Молодого и его брата Петра, имеет продолжение на юж. стене, где изображен Христос. Эта композиция - единственная в церквах Молдовы. В цикле росписей Страстей Христовых, занимающих 3 стены наоса, отличающихся драматизмом и экспрессией, проявляются черты, присущие искусству итал. Возрождения.

http://pravenc.ru/text/180303.html

Самой древней из патриарших грамот является сигиллий патриарха Антония IV (1389), в к-ром Д. м. предоставляется титул и привилегии патриаршего мон-ря. Подобного рода грамота патриарха Тимофея II (1617) называет Д. м. патриаршим и ставропигиальным мон-рем и освобождает его от подчинения власти прота, а также разрешает нек-рые вопросы, касающиеся внутреннего устроения Д. м. и др. Музей-ризница Здесь хранятся наиболее ценные дары, сделанные знатными людьми и иерархами. Многие пожертвованы митр. Белградским Иеремией, послом в Пруссии Иоанном Франкопулосом и христианами из России. В числе экспонатов - некоторые ценные рукописи с миниатюрами в дорогих окладах и др. реликвии, тканые изделия, напр. плащаница XVI в., дар господаря Молдавии Петру Рареша, ценные священнические и архиерейские облачения (саккосы митр. Иеремии и патриарха Нифонта, энколпион последнего, митры, епитрахили, орари, палицы, жезлы, покровцы и др.). Надписи на тканых изделиях содержат сведения об их изготовителях, бывш. владельцах и жертвователях. В ризнице хранятся кресты с Животворящим Древом, ценные резные кресты, священные сосуды, кадильницы, панагии, печати, богатая коллекция древних монет, небольшая пластинка X в. из слоновой кости с резным изображением Распятия с предстоящими у креста Богородицей и Иоанном Богословом, ангелами и воинами. Серебряный и позолоченный оклад массивного рус. Евангелия украшен смальтой и драгоценными камнями разных цветов, между к-рыми помещены изображения евангелистов и Воскресения Спасителя. Из России его привез иеродиак. Симеон, пожертвовавший и позолоченную чашу, также со смальтой, и др. предметы на сумму 1,2 тыс. золотых грошей. Так, существуют еще 5 крестов с Животворящим Древом, украшенных жемчугом и кораллами, самый большой из которых используется на освящении воды и выставляется для поклонения в Крестопоклонную неделю. Есть серебряные с позолотой и смальтой рипиды (1661), резные деревянные панагии, 2 дарохранительницы - русская с эмалью и перламутровая иерусалимская, митры с изображениями и др.

http://pravenc.ru/text/178494.html

1965. P. 27-28). В мон-ре Драгомирна хранится ок. 50 рукописей, представляющих собой культурное наследие Молдавского княжества, над к-рыми работали мастера из М. Со временем б-ка мон-ря была укомплектована новыми книгами, М. стал одним из культурных центров Молдавского княжества, в к-ром рукописи переводили с греческого на славянский (позже на румынский) язык и переписывали ценные книги, затем распространявшиеся по всему княжеству и за его пределами. В музее М. сохранились рукописи и старопечатные книги, иконы XVI-XVIII вв., воеводский трон Петру IV Рареша (XVI в.), вышивки времен св. Стефана III ( Nicolescu. 1965. P. 22-27). Среди старопечатных книг, принадлежавших М.,- 1-я печатная книга на молдавском (румынском) языке - «Казания» митр. Варлаама (Моцока) (Яссы, 1643), Октоих (Бухарест, 1774), Минея на окт. (Рымник, 1776), Антологион (Бухарест, 1777), Часослов (Яссы, 1777), Минея на нояб. (Рымник, 1778), Минея на дек. (Рымник, 1779), Минея на янв. (Рымник, 1779), Минея на февр. (Рымник, 1779), Минея на март (Рымник, 1779), Минея на апр. (Рымник, 1780), Минея на июнь (Рымник, 1780). В кафоликоне М. хранятся мощи и частицы мощей свт. Василя Великого, мч. Харалампия, мч. Мины, мч. Трифона, свт. Нифонта, св. Нектария, св. Олимпиады, вмч. Пантелеимона и сщмч. Антима Ивиряну. Ист: DRH. A. Moldova. 1975. Vol. 1. P. 23. N 16; P. 38-39. N 27; P. 420-421. N 4; P. 62-63. N 43; Ureche Grigore. Letopiseul rii Moldovei de la Drago-vod pân la Aron-vod//Letopiseul arii Moldovei/Îngrijirea textelor, glosar i indici: T. Celac. Chiinu. 1990. P. 30-31. Лит.: Калужняцкий Е. Кирилловское письмо у румын. Пг., 1915. (ЭСФ; Вып. 4.2); Iorga N., Bal G. Histoire de l " art roumain ancien. P., 1922; Bal ., Nicolescu C. Mnstirea Moldovia. Bucur., 1958; V t ianu V. Istoria artei feudale în rile Române. Bucur., 1959. Vol. 1: Arta în perioada de dezvoltare a feudalismului. P. 309-311; idem. Pictura mural româneasc în veacurile XIV-XVI. Bucur., 1965. P. 29-33 (на румын. и фр. языках); Zugrav I. Trei manuscrise liturgice de la episcopul Efrem al Rduilor//Mitropolia Moldovei i a Sucevei. 1963. An. 39. N 7/8. P. 456-460; Nicolescu C. Mnstirea Moldovia. Bucur., 1967; Grigora N., Capro u I. Biserici i mnstiri vechi din Moldova pân la mijlocul secolului al XV-lea. Bucur., 1968; N stase D. Arhitectura//Istoria artelor plastice în România/Ed. G. Oprescu. Bucur., 1968. Vol. 1. P. 180-188; Bal . Câteva date noi despre mnstirea Moldovia//Buletinul Monumentelos istorice. Bucur., 1971. An. 40. Vol. 3. P. 85-86; Cantacuzino Gh. Vechea mnstire a Moldovia în lumina cercetrilor arheologice//Ibid. P. 79-84; Bogdan D. P. Paleografia româno-slav. Bucur., 1978. P. 86, 118-119, 249, 259, 271-272; Cereteu I. Biserici i mnstiri din Moldova: Secolul al XIV-lea i prima jumtate a secolului al XV-lea. Brila, 2004. P. 50-52; Mitric O. Cartea româneasc veche în judeul Suceava: Catalog. Suceava, 20052. И. Черетеу Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2564046.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010