Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАХОМИЙ ИЗ ГЛЕДИНА [Пенку Петру; румын. Pahomie de la Gledin] (ок. 1674, Гледин, комитат Турда, Трансильванское княжество в составе Габсбургской монархии (ныне в коммуне Монор, жудец Бистрица-Нэсэуд, Румыния) - апрель 1724, Киево-Печерская лавра, Киев), свт. Румынской Православной Церкви (РумПЦ) (пам. румын. 14 апр.), еп. Романский Молдавской митрополии РумПЦ в составе К-польского Патриархата (1707 - кон. 1713). Сведения о П. из Г. при подготовке труда о Романской епископии собрал еп. Романский Мелхиседек ( Стефанеску; 1879-1892): он работал с источниками из архива Нямецкого в честь Вознесения Господня мужского монастыря и с документами Романской епископии; использовал сведения Жития П. из Г., написанного анонимным монахом в основанном святителем Покровском скиту; изучал устные сведения о П. из Г., сохранившиеся в Нямецком мон-ре и в Покровском скиту. В 1972 г. К. Воическу издал труд «Жизнь и деятельность еп. Пахомия Романского». Род. в семье свящ. Евфимия (Ифтимие) Пенку и Анны, крещен с именем Петру. Приходился дядей митр. Молдавскому Иакову II (Стамати) . Начальное образование получил в монастыре Руга в Гледине, ктитории господаря Молдавского княжества Петру IV Рареша. В последней четв. XVII в. кальвинист. власти Трансильвании усилили давление на румын: между 1679 и 1688 гг. было аннулировано большинство грамот о пожаловании дворянства правосл. румынам (привилегии саксов, венгров и секуи оставались под защитой конституции); трансильванская диета (сословное собрание), созванная в Сигишоаре 12 янв. 1680 г., аннулировала все прежние привилегии правосл. клира; значительное влияние на православное румын. население Трансильвании оказало отстранение от руководства Церковью митр. Иосифа (Будая; 1680-1682), убитого по приказу герцога Михая I Апафи при подстрекательстве высшего администратора трансильванской кальвинист. церкви М. Т. Добоша (1679-1684). Считается, что Петру участвовал в похоронах митрополита в мон-ре Руга. Мн. трансильванцы, в т. ч. и Петру, бежали в правосл. Молдавское княжество : в 1694 г. юноша поступил в Нямецкий мон-рь, где подвизались многие его соотечественники. В 1697 г. настоятель мон-ря игум. Иоанн постриг Петру в монашество с именем Пахомий и рукоположил во диакона. В следующем году он был рукоположен во иерея и получил послушание экклисиарха. В 1702 г., после смерти игум. Иоанна, П. из Г. был избран настоятелем Нямецкого мон-ря.

http://pravenc.ru/text/2579866.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАНН [серб. Jobah] (Бранкович; 1462 - 10.12.1502), св. (пам. 10 дек.), серб. деспот на службе венг. короля, сын деспота св. Стефана Слепого и прп. Ангелины (см. ст. Бранковичи ). Род. на территории совр. Албании, детство провел на северо-востоке Италии в замке близ г. Удине. После смерти отца (1476) семья И. переехала в замок Вайтерсфельд в Каринтии, а в 1486 г.- во владения в Среме, полученные его старшим братом Георгием (см. Максим (Бранкович) , св., митр. Белградский и Сремский) после смерти их двоюродного брата Вука Огненный Змей. Ок. 1493 г. разделил с братом титул деспота, а после того как последний ок. 1498 г. постригся в монашество, И. стал единоличным деспотом. В начале венгерско-турецкой войны 1501-1503 гг. вторгся в Боснию и близ Зворника нанес туркам поражение. Вместе с матерью и братом был ктитором мон-рей Привина-Глава, Шишатовац, Фенек, а также Хиландар, св. Павла и св. Пантелеимона на Афоне, основал, согласно легенде, монастыри Дивша и Язак. . Был женат на дочери серб. воеводы Стефана Якшича Елене († после 1529), родной сестре матери Елены Глинской, 2-й жены вел. кн. Московского и всея Руси Василия III Иоанновича . Наследников муж. пола не оставил, имел 5 дочерей, к-рые вышли замуж за валашских и молдав. правителей, а также за представителей знатных хорват., западно- и южнорус. родов: Деспину Милицу († 1554; жена валашского воеводы Нягое Басараба , после смерти мужа приняла монашество с именем Платонида), Марию († 1540; жена хорват. гр. Фердинанда Франкопана), Елену († ок. 1552; жена господаря Молдавии Петру Рареша ), Анну († 1578; 1-й муж - Федор Сангушко, маршалок Волыни, 2-й - кн. Николай Збаражский), Марию Магдалину († после 1571; 1-й муж - кн. Иван Вишневецкий, староста Пропойска (ныне Славгород, Белоруссия) и Чечерска; 2-й - кн. Александр Чарторыйский, воевода Волыни). На ранней стадии подготовки брака вел. кн. Василия III московским княжеским домом обсуждался, в частности в переписке с кор. польской и вел. кнг. Литовской Еленой Иоанновной, вопрос о кандидатуре в его жены одной из старших дочерей И., однако из-за их малолетства этот вариант был отвергнут. Почитание

http://pravenc.ru/text/468971.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДОРОХОЙ Неизвестный святой. Роспись ц. свт. Николая Чудотворца в Дорохое. 1522-1525 гг. Неизвестный святой. Роспись ц. свт. Николая Чудотворца в Дорохое. 1522-1525 гг. [румын. Dorohoi], г. на крайнем северо-востоке Румынии, в жудеце Ботошани, где находятся церкви молдав. архитектуры: свт. Николая Чудотворца (1495) и Успения (1779). Впервые упомянутый в 1407 г., Д. достиг расцвета во время правления молдав. господаря св. Стефана Великого благодаря своему положению на торговом пути и находившейся здесь в кон. XV в. резиденции ворника Верхней страны (Цара-де-Сус). Как сообщает настенная надпись на церковнослав. языке, 18 окт. 1495 г. «благочестивый и возлюбленный о Христе Стефан воевода» завершил строительство храма свт. Николая. Храм - одноглавый триконх с обширным нартексом; барабан покоится на высоком 2-ярусном основании. Композиции фасадов строятся на сочетании необработанных поверхностей камня, поясов плоских аркатур (т. н. окниц) и глазурованной керамики. Керамические плитки желтого, синего и зеленого цветов образуют 2-ярусный фриз под куполом на барабане и 3-ярусный - под карнизом храма. Стены храма ниже керамического пояса украшены 2 рядами арочных ниш. Барабан и его основание оформлены сходным образом, но ниши здесь неск. глубже. Нижние части стен храма облицованы камнем, причем на конхи наложены плоские арки. На уровне середины оконных проемов проходит еще один керамический пояс. Дверные проемы украшены перспективными порталами. Архитектура храма характерна для Молдавского княжества кон. XV в. и напоминает архитектуру церквей свт. Николая Чудотворца в Яссах (1491-1492) и вмч. Георгия в Хырлэу (1492). Первоначальная роспись (сохр. частично) относится к 1522-1525 гг., времени правления господаря Штефана V Молодого, и является связующим звеном между 2 эпохами в развитии молдав. искусства - Стефана Великого и Петру Рареша. Наряду с уверенной и свободной линией рисунка роспись тяготеет к декоративности. В алтаре различимы Тайная вечеря, Богородица с Младенцем, агнец Божий. Вотивная композиция в наосе на зап. стене, представляющая св. Стефана Великого, его супругу Марию, Богдана, Штефана Молодого и его брата Петра, имеет продолжение на юж. стене, где изображен Христос. Эта композиция - единственная в церквах Молдовы. В цикле росписей Страстей Христовых, занимающих 3 стены наоса, отличающихся драматизмом и экспрессией, проявляются черты, присущие искусству итал. Возрождения.

http://pravenc.ru/text/180303.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА СВЯТИТЕЛЯ ИЗМАИЛЬСКИЙ КРЕПОСТНОЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Церковь в честь Успения Пресв. Богородицы. 1841 г. Фотография. 10-е гг. XXI в. Церковь в честь Успения Пресв. Богородицы. 1841 г. Фотография. 10-е гг. XXI в. (Одесской епархии УПЦ), находится в г. Измаиле Одесской обл. (Украина). Точное время основания неизвестно, упоминается с сер. XVII в. как метох. Вероятно, на месте буд. обители в XVI в., при молдав. правителе Петру IV Рареше, был выстроен храм во имя свт. Николая Чудотворца ( Nistor. 2002. Р. 29). Поскольку 1-е известное в истории упоминание г. Измаила датируется 1542 г. (ранее на его месте находилась средневек. генуэзская крепость), церковь могла быть сооружена во 2-й период правления Рареша, между 1541 и 1546 гг. По грамоте патриарха К-польского Иоанникия II Линдиоса от 2 июня 1648 г. приходскому Николаевскому храму, на тот момент относившемуся к юрисдикции Проилавской и Измаильской митрополии, разрешалось перейти в ставропигию К-польского Патриархата со статусом метоха (в подчинение афонскому мон-рю Каракал ). При этом было поставлено условие, что святогорская обитель направит в этот храм иеромонаха и иеродиакона. За это К-польский Патриархат ежегодно получал 40 литров икры и 100 яиц от общины храма (Actele bisericii Sfântul Nicolae din Ismail// Melchisedec ( tef ã nescu), ep. Chronica Huilor i a Episcopiei cu aseminea numire dupre documentele Episcopiei i alte monumente ale terei. Bucur., 1869. P. 152-156; Documente privitoare la istoria românilor. 1915. Vol. 14/1. P. 193-194). В нояб. 1643 г. соседний с Николаевской ц. храм в честь Успения Пресв. Богородицы Иерусалимского Патриархата получил ставропигиальный статус, к-рый утвердил патриарх К-польский Парфений I (Actele bisericii Sfântul Nicolae din Ismail// Melchisedec ( tef ã nescu), ep. Chronica Huilor i a Episcopiei cu aseminea numire dupre documentele Episcopiei i alte monumente ale terei. Bucur., 1869. P. 170-173). В документе упоминается, что Успенская ц. состоит под патронатом «великого чашника» Георге Лупу - брата Василе Лупу, господаря Молдавского княжества в 1634-1653 гг. В мае 1651 г. Измаил посетил келарь Троице-Сергиева мон-ря иером. Арсений (Суханов) , упомянувший о каменной церкви в Измаиле, построенной воеводой Василе Лупу. Известно, что правитель Лупу стремился перенести резиденцию митрополита Проилавского и Измаильского из Брэилы (Проилавы) в Измаил. Он же построил в 1640 г. храм в соседнем г. Килия.

http://pravenc.ru/text/2566172.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕОРГИЙ III (Мовилэ; ок. 1540 - янв./февр. 1605, мон-рь Сучевица), митр. Молдавский (1588-1591; 1595 - май 1600 и сент. 1600 - 1605). Принадлежал к известному молдав. боярскому роду Мовилэ (в рус. источниках Могила). Род. в семье логофета Йона Мовилэ. Мать Г. Мария, по мнению мн. исследователей, была дочерью молдав. господаря Петру Рареша. Братья Г.- чашник Иеремия и ворник Симеон - стали впосл. молдав. господарями. В юном возрасте Г. был пострижен в монашество в мон-ре Пробота , затем стал игуменом мон-ря Сучевица . В кон. 1577 г. выбран епископом Рэдэуцким. Будучи епископом, Г. приступил к возведению в мон-ре Сучевица соборного храма Воскресения Господня. Тираническое правление Янку Сасула (1579-1582) вынудило его в 1581-1582 гг. переехать в Польшу. Вернувшись из изгнания, Г. продолжал управлять епархией вплоть до 1588 г., когда был поддержан господарем Петру Хромым и возведен на престол Молдавской митрополии. Вслед. народного восстания, вызванного налоговым гнетом, Петру в авг. 1591 г. покинул Молдавию. Г., как и ряд преданных бывш. господарю бояр, вынужден был отправиться в изгнание: сначала в Австрию (Тироль), а затем, после смерти господаря, в 1594 г. в Польшу. В авг. 1595 г., когда Иеремия Мовилэ стал правителем Молдавского княжества, Г. вернулся на митрополичью кафедру. В 1600 г., со вступлением в страну войск валашского господаря Михая Храброго, Г. вновь нашел себе убежище в Польше. После потери Михаем в сент. 1600 г. трона Г. вернул себе Молдавскую кафедру и занимал ее до своей кончины. Г. состоял в переписке с видными правосл. иерархами и принимал в резиденции в Сучаве патриархов К-польских Иеремию II и Феолипта II, Иерусалимского Софрония (будучи епископом Рэдэуцким, встречался также с патриархом Антиохийским Иоакимом V), вел переписку с патриархом Александрийским Мелетием Пигасом, с офиц. католич. кругами в Польше. В 1598 г., при предстоятельстве Г., была образована Хушская епископия . На сев.-зап. стене наоса соборного храма мон-ря Сучевица сохранился образ Г. (коленопреклоненный, с крестом в руке, в саккосе и митре). Лит.: P curariu. IBOR. Vol. 1. P. 454-456. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/164323.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЭЛИНЕШТИ [румын. Blineti], село в коммуне Грэмешти, жудеце Сучава (Румыния; историческая обл. Буковина), известное ц. свт. Николая Чудотворца. Построена в 1494-1498 гг. логофетом Йоном Тэуту, служившим в течение 30 лет сначала господарю св. Стефану III Великому , а затем его преемнику Богдану III. Храм в Б. стал домовой церковью и родовой усыпальницей семьи логофета, здесь были погребены четверо его рано умерших детей Петру и Теодор (1494), Василика (1495), Магда (1500) и сам Тэуту (1511). Храм в основном сохранил первоначальный вид. Прямоугольный в плане, перекрытый сводом на двойных арках, с притвором. Боковые апсиды отсутствуют, вост. апсида пятигранная снаружи и полукруглая внутри. В юго-зап. части храма у входа в притвор расположена низкая двухъярусная колокольня. Притвор окружает с 3 сторон каменная баллюстрада, украшенная скульптурной резьбой. Церковь выложена из кирпича, цоколь, наличники, нервюры сводов - из блоков тесаного камня. Снаружи, в верхней части стен, по всему периметру расположены друг над другом 2 ряда арочных ниш, под карнизом проходит пояс из 3 рядов частично сохранившихся глазурованных керамических дисков желтого, зеленого и красного цвета. Интерьер был расписан после постройки храма в кон. XV в. артелью иконописцев во главе с иеромон. Гавриилом , фрески представляют особенную ценность. Внешняя роспись стен, относящаяся к эпохе молдав. господаря Петру Рареша (20-40-е гг. XVI в.), сохранилась фрагментарно, просматриваются отдельные фигуры святых и сцена Страшного Суда. Лит.: Ghica-Bude ti N. Biserica logoftului Tutul din Blineti//Bul. Comisiei Monumentelor Istorice. 1911. 4; Iorga N. Familia Tutului în legtur cu biserica din Blineti//Neamul românesc literar. 1912; Repertoriul monumentelor i obiectelor de art din timpul lui tefan cel Mare. Bucureti, 1958. Свящ. Ене Ионел Рубрики: Ключевые слова: АРОНЯНУ церковь средневековой молдавской архитектуры 1594 г., изначально входившая в монастырский комплекс

http://pravenc.ru/text/153761.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕВФИМИЙ [румын. Eftimie] (нач. XVI в.- после 1561), еп., летописец. В нач. 1556 г. стал игуменом мон-ря Хумор . В 1558 г. избран епископом Рэдэуцким, окормлял епархию до 1561 г., когда ушел на покой (или же был смещен). Нек-рые исследователи, в частности российский ученый П. А. Сырку и румын. П. Панайтеску, утверждали, что Е. был не епископом, а только игуменом мон-ря Кэприана; в то время как другие, напр. Н. Йорга, придерживались т. зр., что Е. был игуменом Нямецкого мон-ря, а затем был хиротонисан во епископа Трансильванского. Наиболее убедительно предположение румын. слависта Й. Богдана, что летописец и епископ Рэдэуцкий по имени Евфимий - это одно лицо. О Е. как о епископе упоминает надпись 30 июня 1559 г. в ц. свт. Николая в Рэдэуци, Е. назван среди др. иерархов в грамоте молдав. господаря Александру Лэпушняну от 20 авг. 1560 г. о даровании афонскому мон-рю Ватопед таможни в Фессалонике. Как епископ Рэдэуцкий последний раз (?) Е. упоминается в летописной записи 1 янв. 1561 г., сообщающей о приезде в Молдавское княжество К-польского патриарха Иоасафа (Сборник Почаевской лавры. 116. Л. 504). Е. является автором Хроники (летописи) на слав. языке, к-рая излагает события, имевшие место в Молдавском княжестве в 1541-1553 гг. Летопись написана (как сообщается во вступлении) по повелению еп. Романского Макария II в бытность Е. иеромонахом и игуменом непоименованного мон-ря. Эта историческая летопись является продолжением 1-й редакции Хроники Макария. Центральная фигура летописи Е.- молдав. господарь Александру Лэпушняну, по повелению к-рого она и была написана. Это скорее панегирик правлению господаря. В начале Хроники упоминаются нек-рые факты 2-го правления Петру Рареша, затем его сыновей - Илиаша и Штефана Молодого. Гос. деятельность последних представлена искаженно и негативно. Хроника завершается повествованием о строительстве Александром мон-ря Слатина. Летопись Е. сохранилась в составе славяно-молдавского сборника-конволюта смешанного содержания XVI в. Института рукописей НБ Украины им. В. И. Вернадского (Киев) (собр. Почаевской лавры. 116). Могила Е. без даты смерти находится в мон-ре Хумор. Ист.: Cronicile slavo-române din sec. XV-XVI/Ed. rev. i compl. de P. P. Panaitescu. Bucur., 1959; Славяно-молдавские летописи XV-XVII вв./Сост.: Ф. А. Грекул. М., 1976. С. 16-18, 20 [археогр. введ.], 94-104. Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/187696.html

Церковь Успения Пресв. Богородицы мон-ря Кэприана. 1840 г. Фотография. 10-е гг. XXI в. Архитектурный комплекс мон-ря имеет замкнутую структуру плана. В центре большой площади расположен Успенский собор, служащий летней церковью. Собор К. упоминается уже в 1470 г. (во время правления господаря Стефана Великого), в 1545 г. его каменное здание было сооружено на средства и по заказу молдав. господаря Петру Рареша. Оно сильно пострадало от землетрясения 1820 г., но сохранились апсиды с конхами, почти полностью остались в первоначальном состоянии план церкви, свод усыпальницы, а также декор в виде 2-ярусного фриза из рельефных аркатурных ниш, характерных для молдавского зодчества. При митр. Гаврииле (Банулеску-Бодони) между 1819 и 1820 гг. храм восстановили, сохранив его древнюю 3-конховую структуру. В надписи на могиле архим. Гавриила (Андрианополиса), находящейся во дворе мон-ря, он упоминается как «архитектор в переделке церкви Каприяновского монастыря». При нем были восстановлены стены, крупный 8-гранный барабан и колокольня, имеющая 9 колоколов, один из к-рых был отлит здесь же, в мон-ре. Архитектура Успенского собора принадлежит к «молдавскому стилю»: высокий вертикально устремленный силуэт, план в форме трилистника, четкая структура 3-частного деления (алтарь - наос, усыпальница - пронаос, притвор), стены с контрфорсами, тип «молдавского свода», декор фасада с лопатками-пилястрами и аркатурными нишами. В качестве строительного материала для стен применен красный кирпич, а для декора - белые аппликативные детали из камня-ракушечника (чередующиеся ряды плоских арочных ниш),- традиц. прием молдав. строителей и зодчих XV-XVI вв. Окна с прямоугольным обрамлением сильно вытянуты по вертикали (2,5×0,8 м) и забраны ажурными, ромбовидного рисунка коваными решетками. В камне выполнены контрфорсы, аркатура из плоских ниш и пилястры во внешнем декоре, стрельчатые готические профили цоколя. Лаконичная композиция объемов церкви и монументальность достигаются четкой планировкой, пропорциональным строем, контрастом вертикальных призматических завершений и полукруглых оснований. Первоначальный декор на древней части здания расположен в 2 яруса: это плоские продолговатые ниши-фириды, а также «окницы» - небольшие арочные малозаглубленные ниши, образующие фриз (выполнен из кирпича), расположенные в 1 или 2 яруса над фиридами. Подобные формы были широко известны в балкано-визант. архитектуре XI-XV вв.

http://pravenc.ru/text/2462379.html

Николая Чудотворца», «Чудеса арх. Михаила» и «Небесные мытарства», также взаимодействующие со сценой «Страшный Суд» в контексте победы над антихристом. Св. воины, великомученики Георгий, Димитрий Солунский и Меркурий на конях, побивают императоров-отступников и дракона, что олицетворяет победу Церкви над диаволом. Свт. Николай представлен как участник I Вселенского (Никейского) Собора (325), на к-ром была осуждена ересь Ария - «антихриста», цикл соотносится с фрагментами «Страшного Суда», где в адском огне изображены гонители Христа и христиан (Каиафа, Ирод, визант. имп. Максимиан Геркулий, Мухаммад), а также еретики (Арий, Несторий и др.). Фигура арх. Михаила, представленного в центре сцены «Страшный Суд», задумана как олицетворение окончательной победы над диаволом, этому изображению соответствует цикл «Чудеса арх. Михаила». В центре композиции «Небесные мытарства» помещена башня в несколько этажей с входами с 2 сторон, символизирующими путь души к Христу. Лестница ведет из здания к небу. Входы охраняют бесы, души сопровождают по 2 ангела-хранителя (Ibid. P. 17-21). Ктиторские изображения М. представлены фигурами воеводы Петру IV Рареша, его жены Елены и сыновей Ильяша и Штефана (западная стена наоса). Петру держит в руках модель храма и преподносит ее Пресв. Богородице ( Nicolescu. 1965. P. 19). Иконостас церкви украшен позолоченными деревянными скульптурами и фресками. Рукописи, книги и святыни М. По мнению большинства историков, М. стал 1-м мон-рем Молдавского княжества, в к-ром в XV в. появились прототипы славяно-молдав. лит-ры. Рукописи, подаренные 1-ми ктиторами мон-ря, вместе с печатными книгами и др. ценными предметами хранились в ризнице, выстроенной еп. Ефремом. В результате разграбления мон-ря в 1650 г. большинство рукописей и предметов утвари было утрачено. Сохранились 4 рукописи, написанные в М. характерным молдав. литургическим полууставом по правилам среднеболг. орфографии, созданные на средства и по заказу еп. Ефрема (хранятся в БАН Румынии в Бухаресте и в б-ке М.): Четвероевангелие (1613), Псалтирь (1614), Октоих (1624) и Служебник (1626) ( Nicolescu.

http://pravenc.ru/text/2564046.html

1965. P. 27-28). В мон-ре Драгомирна хранится ок. 50 рукописей, представляющих собой культурное наследие Молдавского княжества, над к-рыми работали мастера из М. Со временем б-ка мон-ря была укомплектована новыми книгами, М. стал одним из культурных центров Молдавского княжества, в к-ром рукописи переводили с греческого на славянский (позже на румынский) язык и переписывали ценные книги, затем распространявшиеся по всему княжеству и за его пределами. В музее М. сохранились рукописи и старопечатные книги, иконы XVI-XVIII вв., воеводский трон Петру IV Рареша (XVI в.), вышивки времен св. Стефана III ( Nicolescu. 1965. P. 22-27). Среди старопечатных книг, принадлежавших М.,- 1-я печатная книга на молдавском (румынском) языке - «Казания» митр. Варлаама (Моцока) (Яссы, 1643), Октоих (Бухарест, 1774), Минея на окт. (Рымник, 1776), Антологион (Бухарест, 1777), Часослов (Яссы, 1777), Минея на нояб. (Рымник, 1778), Минея на дек. (Рымник, 1779), Минея на янв. (Рымник, 1779), Минея на февр. (Рымник, 1779), Минея на март (Рымник, 1779), Минея на апр. (Рымник, 1780), Минея на июнь (Рымник, 1780). В кафоликоне М. хранятся мощи и частицы мощей свт. Василя Великого, мч. Харалампия, мч. Мины, мч. Трифона, свт. Нифонта, св. Нектария, св. Олимпиады, вмч. Пантелеимона и сщмч. Антима Ивиряну. Ист: DRH. A. Moldova. 1975. Vol. 1. P. 23. N 16; P. 38-39. N 27; P. 420-421. N 4; P. 62-63. N 43; Ureche Grigore. Letopiseul rii Moldovei de la Drago-vod pân la Aron-vod//Letopiseul arii Moldovei/Îngrijirea textelor, glosar i indici: T. Celac. Chiinu. 1990. P. 30-31. Лит.: Калужняцкий Е. Кирилловское письмо у румын. Пг., 1915. (ЭСФ; Вып. 4.2); Iorga N., Bal G. Histoire de l " art roumain ancien. P., 1922; Bal ., Nicolescu C. Mnstirea Moldovia. Bucur., 1958; V t ianu V. Istoria artei feudale în rile Române. Bucur., 1959. Vol. 1: Arta în perioada de dezvoltare a feudalismului. P. 309-311; idem. Pictura mural româneasc în veacurile XIV-XVI. Bucur., 1965. P. 29-33 (на румын. и фр. языках); Zugrav I. Trei manuscrise liturgice de la episcopul Efrem al Rduilor//Mitropolia Moldovei i a Sucevei. 1963. An. 39. N 7/8. P. 456-460; Nicolescu C. Mnstirea Moldovia. Bucur., 1967; Grigora N., Capro u I. Biserici i mnstiri vechi din Moldova pân la mijlocul secolului al XV-lea. Bucur., 1968; N stase D. Arhitectura//Istoria artelor plastice în România/Ed. G. Oprescu. Bucur., 1968. Vol. 1. P. 180-188; Bal . Câteva date noi despre mnstirea Moldovia//Buletinul Monumentelos istorice. Bucur., 1971. An. 40. Vol. 3. P. 85-86; Cantacuzino Gh. Vechea mnstire a Moldovia în lumina cercetrilor arheologice//Ibid. P. 79-84; Bogdan D. P. Paleografia româno-slav. Bucur., 1978. P. 86, 118-119, 249, 259, 271-272; Cereteu I. Biserici i mnstiri din Moldova: Secolul al XIV-lea i prima jumtate a secolului al XV-lea. Brila, 2004. P. 50-52; Mitric O. Cartea româneasc veche în judeul Suceava: Catalog. Suceava, 20052. И. Черетеу Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2564046.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010