До 1867 года к Гостинопольской церкви принадлежала еще деревня Дубовики, на правом берегу Волхова, при конце порогов, в 11 верстах от церкви. Ныне она приписана к Михайловской церкви, от которой находится в версте. Всех прихожан Гостинопольской церкви ныне муж. 481 и 525 женск. пола. Раскольников муж. 61 и 79 женск. пола. Это Филиповцы и Федосеевцы. Умершие раскольники погребаются на кладбище в Вельцах и в Наволоке (Помяловского прихода). Грамотных в приходе до 100 мужчин и до 50 женщин. В церкви бывает народу от 200 до 300 человек. Жителям Свинкина препятствует посещению церкви вскрытие и замерзание Волхова. Крестные ходы бывают: в Духов день в Гостинопольской пристани, 26-го июня – в Ульяшеве и Паневе. Еще бывают летом, в произвольно избираемые дни, крестные ходы в Свинкине и Жубкине. Они установлены 35 лет тому назад, священником Василием Ивановым Моревым. До 1867 года было училище при церкви, в церковном доме, который пожертвовал церковный староста Иван Егоров Якушев. В 1867 г. 1-го ноября открыто казенное, двуклассное, училище, существующее до ныне. Крестьяне, живущие по берегам Волхова, занимаются судоходством. Из крестьян деревень Свинкина, Ульяшева, Панова и Братовищ, 84 человека состоят в должности лоцманов на порогах и за эту должность получают от 40 до 60 р. в лето. Прочие состоят рабочими на судах, во время переезда чрез пороги и получают, с каждого судна, от 25 до 50 коп. на человека. Крестьяне, имеющие лодки, возят дрова, сено и пр. на Волхов из впадающих в него рек, и также возят ту кладь, которая снимается с судов во время прохода их чрез пороги. За перегрузку клади с барки на лодку и обратно, хозяин лодки получает от 10 до 15 руб. Крестьяне дер. Вельцы и села Петропавловского ловят сигов в волховских порогах нитяными сачками, прикрепленными к полуторасаженным легким шестам. Рыболовы одеваются в кожаные платья, на ногах имеют продолговатые подковы, весом до 6 фунт., чтобы среди быстрой реки устоять на гладком плитном дне. Кроме сигов, прежде ловились сырти и форель. Постепенно улов делается меньше, и крестьяне, не привыкшие к другим занятиям, приучаются к праздности и пьянству и таким образом беднеют.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Говоря о ревизорах, мне хочется сказать, насколько приезд их в такие уголки, как напр[имер], Никольск, нервирующе действовал на горожан и между ними особенно начальственных в том или ином учреждении. Случай, о котором мне хочется сказать, произошел в Никольске же, но в то время, когда я учился уже в семинарии. Рассказ о приезде туда ревизора, синодского же Лебедева, я слышал от учителя Никольского училища, а потому он заслуживает полного доверия. Этот ревизор приехал в Никольск в Вел[икий] пост, в то время, когда исправник ждал губернатора, воинский начальник — генерала Волог[одской] семинарии вып[уска] 1872 г[ода]. Служил в училище с августа 1873 г. до ноября 1884 г., когда поступил во священники к Березовской Петропавловской ц[еркви] Никол[ьского] у[езда]. Умер. По отчету ревизора знания учеников по латыни найдены нетвердыми. Л. 45 об. Тинькова, а духовное училище — своего ревизора. Но училищное начальство на основании каких-то данных ожидало приезда ревизора позже прежде , чем он явился. Был вечер воскресного дня. В город на паре лошадей въехала кибитка и остановилась на площади около собора. Из кибитки высунулась какая-то фигура и зычным голосом крикнула городового, который какими-то судьбами оказался поблизости. «Отвести мне «генеральскую» квартиру», — грозно сказала эта неизвестная личность. Городовой, несомненно, знакомый с порядками, немедленно исполнил требование неизвестной ему особы и водворил ее в дом купца Сорокина. Исправник, воинский начальник и смотритель училища (Н. А. Сырнев) в это время были в клубе. Вбежал полиц[ейский] надзиратель и не обращаясь ни к кому лично, грозно сообщил, Л. 46 что в город приехал неизвестный генерал и остановился у Сорокина, причем передал подробности его прибытия. Исправник и воинский начальник стремглав выбежали из клуба, а смотритель, бывший уже навеселе, вслед им крикнул: «А, попались, голубчики!». Прошло с полчаса. Все, конечно, с нетерпением ждали разрешение загадки — кто приехал? Первым явился майор и сообщил, что приехал ревизор в духовное училище. Картина вышла пародийная. В свою очередь опрометью выскочил из клуба смотритель. К ревизору последний явился в то время, когда тот, утомленный поездкой, ложился уже спать и смотрителя не принял.

http://bogoslov.ru/article/6174136

227. Иосифовский , женский, общежительный, Екатеринославской губ., Новомосковского у., при дер. Марьевке. Учрежден в 1873 г. под именем женской общины на средства жены тайн. сов. Полнер, пожертвовавшей 500 десят. земли. В 1885 г. община переименована в общежительный м-рь. При м-ре учреждена школа. “Собр. узакон. и распор правит.”, 1873 г., 38, ст. 387; 1886 г., 5, ст. 52; “Извл. из отч. Об.-Пр.”, 1873 г., 92; 1885 г., 189. 228. Казанская , женская община, при сельце Шамордине, Калужской губ., Перемышльского у., в 20 вер. к сев.-зап. от Перемышля, при рч. Выссе. Учреждена с больницею при ней в 1884 г. в имении, пожертвованном умершею вдовою надворн. советн. Ключеревою. “Собр. узакон. и распор. правит.”, 1884 г., 78, ст. 616; “Извл. из отч. Об.-Пр.”, 1884 г., 257. 229. Казанская – Боголюбивая , женская община, при сельце Петропавловском, Калужской губ., Мосальского у., в 85 вер. к юго-зап. от Мосальска, при рч. Любуше. Учреждена в 1868 г. с училищем и больницею при ней; в обеспечение общины вдова подполкоп. Белокопытова пожертвовала усадьбу и 485 дес. земли с вод. мельницею. “Полн. Собр. узакон. и распор. правит.”, 1868 г., 111, ст. 910; “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1868 г., 151; 1884 г., 253. 230. Казанский , женский, общежительный, при селе Таволжанке, Воронежской губ., Новохоперского у., в 25 вер. к сев. от Новохоперска, по Московскому тракту, при рч. Таволжанке. Основан в 1884 г. с приютом при нем для сирот девиц духовного звания и с содержанием без помощи казны. “Собр. узакон. и распор. правит.”, 1884 г., 50, ст. 400; “Извл. из отч. Об.-Пр.”, 1884 г., 233 (здесь неправильно село Таволжанка названо дер. Поволжанка). 231. Казанский , мужской, общежительный, Смоленской губ., Сычевского у., в 2 вер. от Сычевки. Учрежден в 1864 г. на земле, уступленной Сычевским городским обществом, с укреплением за ним Сычев. купеч. сыном Боушевым 211 десят. земли, находящейся в Бобровском уезде Воронежской губ. “Собр. узак. и распор. правит.”, 1864 г., 34, ст. 214; Григорович, “Обзор учрежд. правосл. м-рей 1764–1869 г.”, 158.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

15. Имеет наблюдать, знание латинского языка, в приготовляемых к переводу из уездного училища в семинарию, доведено ли до того, чтобы они знали синтаксис сего языка совершенно и могли как переводить с оного и на оный, так и разуметь говорящего на оном и ответствовать». – Закрытие училищ происходило иногда на основание бывших в них ревизий. – В 1815 г. ректор Иннокентий обозревал петропавловское училище и остался доволен, особенно ректором Стахием Колосовым и инсп. Ив. Долоцким. В 1817 г. Александро-невское училище хотя оставлено без обозрения, но на экзамене присутствовал ректор семинарии архим. Иннокентий. В 1817 г. инспектор семинарии Поликарп обозревал петропавловское уездное училище и сделал одобрительный отзыв; а новоладожское, по назначении семин. правления, обозревал бывший инспектор Ал. невского училища, свящ. Мих. Логановский. В 1819 г. ямбургское училище ревизовал профессор семинарии, священник морского Богоявленского собора Иван Смирнов: ректор и большинство учителей после его ревизии получили денежные награды. Новоладожские училища тогда же ревизовал священник Мариинского института Мих. Благовещенский, «по известной правлению способности его к исполнении такового препоручения», так как он был прежде инспектором и учителем Ал. -невского училища. Александроневское и петропавловское училища обозревал ректор сем. архим. Поликарп. В 1821 г. по мнению правления семинарии, на испытаниях в ал. невском училище будет присутствовать ректор академии Григорий», так же как и в 1823 г. Петропавловское в 1821 г. и Спасо-сенновское должен был обозревать иером. Андрей, новоладожское уездное и староладожское приходское – свящ. Ив. Смирнов, ямбургские – оставлены без обозрения; но в 1823 г. обозревал их инспектор семинарии Феодосий, а ректор Поликарп – петропавловское. Ректор семинарии Антоний ревизовал александроневское и петропавловское училища в 1827 году и дал одобрительный отзыв; инспектор Савва, тогда же ревизовавший ямбургское училище, указал значительные там опущения.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Приход: Балки Старая, Новая – северная, Панагиотова и Куриная и Базарная слободка. Прихожан 885+385=1270. Дух. 1 лицо ж. пола. Прихожане – великороссы, малороссы и греки. Занимаются рыболовством, перевозом на яликах по бухтам, мелкою торговлею и работами на кирпичном и черепичном заводах. 3. Домовая церковь , в здании Константиновского реального училища, освящена 6 ноября 1883 г. во имя св. благоверного князя Александра Невского. Богослужение совершает в ней безмездно священник-законоучитель училища. 4. Кладбищенская, каменная, во имя всех святых церковь построена в 1822 г. бывшим вице-адмиралом Филиппом Быченским, но во время крымской войны была разорена; в 1859 г. возобновлена на средства бывшего церковного старосты Ивана Пикина и освящена 5 октября. 610 Причт: священник и псаломщик. Содержание от думы – 800 р. До 1840 г. богослужение совершалось в ней духовенством военно-адмиралтейского собора и Петропавловской на южной стороне бухты церкви: первое (4 священника) служило в ней четыре недели, а последнее – две недели. Но летом, вследствие возникших между тем и другим духовенством споров, церковь передана исключительно в епархиальное ведомство. В 1875 г. дума ассигновала 800 р. на содержание священника и псаломщика для отправления богослужения в кладбищенской церкви, которая была приписана к Петропавловской. Св. Синод указом 14 июля 1876 г. за 2380 разрешил усилить состав причта Петропавловской церкви третьим священником и третьим псаломщиком, с тем, чтобы они служили в кладбищенской церкви и за служение пользовались назначенным от думы содержанием. Но на деле это содержание от думы поступало в общий раздел причта Петропавловской церкви, и состав причта увеличился одним только священником, а вместо псаломщика нанимался на церковную сумму церковник; в кладбищенской же церкви по временам совершали богослужение каждый из трех священников Петропавловской церкви. В 1884 г. установлен надлежащий порядок: в кладбищенской церкви служат один священник и один псаломщик, за что получают от думы по 800 р. в год. – Дух. 3+3.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

Сохранилось описание иконостаса новопостроенной Петропавловской церкви. Он имел два яруса, был вызолочен и убран «резными штуками по местам и лицевыми украшениями по серебру веницейскою ярью». Резные царские врата его также были вызолочены. Теплая церковь Параскевы Пятницы была перестроена «с прибавкою новых бревен» к октябрю 1794 г. и вновь освящена протоиереем нижегородской Покровской церкви Ермилом Ивановым 8 января 1795 г. Документы о строительстве Петропавловской церкви и ремонтах Пятницкого храма не содержат упоминаний о колокольне. Сведения о ней мы находим в ведомости о церквах села Шокино 1820 г., где говорится, что колокольня построена в 1700 г. и предназначена «к перенесению по блискости настоящей церкви, на каковую перестройку имеется кошельковой суммы 1076 рублей 25 копеек», на что была дана резолюция нижегородского епископа Моисея10. Таким образом, до этого времени колокольня стояла отдельно, но определить её место в ансамбле не представляется возможным. Остается также только догадываться, почему близость колокольни к одной из церквей (какой?) не устраивала прихожан… Каких-либо сведений о времени последующего переноса колокольни в архивных документах не обнаружено. Судя же по фиксационному чертежу 1925 г., прирубка ее к Петропавловской церкви состоялась: колокольня показана в одной связи с трапезной. Тем самым была нарушена первоначальная композиция ансамбля. К середине XIX в. Пятницкий храм пришел в ветхость, и некоторое время богослужение в нем не велось «за снятием святого престола». Оно возобновилось после того, как в 1856 г. деревянный фундамент под церковью был заменен на каменный, а сама она была в 1860 г. окончательно отремонтирована. В 1870-е г.г. каменный фундамент появился и у Петропавловской церкви. В 1884 г. оба храма были покрыты железом, обшиты тесом и окрашены снаружи: Петропавловский (с колокольней) – «кармином», то есть в красный цвет, Пятницкий – в желтый цвет «вохрой». В 1890 г. Петропавловская церковь «внутри была оклеена шведским картоном и окрашена масляными красками», а ее железная крыша в 1893 г. выкрашена «медянкой» в зеленый цвет. В 1906 г. наружные стены у холодного храма стали серыми – их перекрасили «дикой масляной краской». Такие колористические пристрастия объясняются вполне тривиально: по своей бедности причт и прихожане пользовались тем, что было под рукой, что сумели приобрести за счет скромных пожертвований (здесь уместно провести аналогию с современностью). Другое дело, что подобное решение утилитарных задач в сочетании с приданием культовым строениям показного «благолепия» вело не только к искажению их исторического облика, но и выхолащивало сам дух народного зодчества. Впрочем, в XIX – начале ХХ в. в России это происходило повсеместно…

http://sobory.ru/article/?object=28366

В 1809 же году Комиссия дух. уч. определила открыть и 14 приходских училищ: в С. -Петербурге два – спасосенновское и петропавловское, в уездах – ямбургское, выборгское, гдовское, новоладожское, кронштадтское, софийское (или царско- сельское), шлиссельбургское, ораниенбаумское, сердобольское, лужское (село-запольское), ревельское, староладожское (в старо-лад. монастыре). Уездные училища открывались по мере подготовки учеников приходских училищ к высшим классам, – сначала низшие отделения, потом высшие. Так в февр. 1810 г. открыто петропавл. уездное училище, в присутствии ректора семинарии архим. Анатолия, затем в сент. ямбургское и ладожское. Но некоторые приходские училища, вследствие малочисленности учащихся (от. 4-х до 7) 149 , вскоре закрывались или соединялись с другими. Так, уже в сент. 1809 г. ревельское приписано к ямбургскому, новоладожское к староладожскому. В 1812 г. закрыты: кронштадтское, софийское, ораниенбаумское и шлиссельбургское, а сердобольское соединено с выборгским. В 1815 закрыты еще лугское и гдовское приходские училища, в 1820 году – выборгское (где было только два ученика), так что с 1821 г. существовали лишь – александроневское (уездное), петропавловское (уездное и приходское), спасосенновское (приходское), ямбургское (уездное и приходское) и ладожские (уездное – новоладожское и приходское – староладожское). Училища закрывались, по постановлению семинарского правления, с утверждения академического и митрополита. В 1822 г. в семинарском правлении рассматривалось дело по просьбе староладожского Николаевского монастыря о выведении из него дух. училища, так как ученики причиняют неопрятность и беспокойство братии. В тоже время поступила от монастыря жалоба на инспектора иером. Иезекииля (Цветкова), что он не платит денег в монастырь за свое содержание. От училища получено оправдание, с заявлением о желании иметь собственный дом, но как это оказалось дорого, то сем. правление постановило и представило академическому о закрытии училища, Академия донесла Комиссии дух. уч., которая и предписала консистории – училище закрыть, разместив учеников, где окажется удобнее, а вещи передать в александроневское училище. Таким образом к концу 1822 г. закрылись и оба ладожские училища, а в 1823 г. открыто приходское – александро-невское. В 1824 г. закрыто Спасосенновское приходское училище, в котором было только 4 ученика, по заявлению ревизии 1823 года. Суммы и вещи переданы в ведение семинарского правления; ученики размещены по другим училищам. Остались только три училища – уездные и приходские: александроневское, петропавловское с казанским отделением 150 и ямбургское.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В тот же день и час, когда она умерла в Екатеринославе, о. Симеон увидел в Воронеже наяву отца скончавшейся девицы, который сказал ему: «Вам в Екатеринославе надо утешить скорбных, а Любонька со мною, но вы и нас не забывайте» («Монастырские письма», 1884, п. 17). 2 июля 1893 года к преосвященному Мартиниану, епископу Таврическому и Симферопольскому, явились настоятель Петропавловской церкви о. Димитрий Койко и один из местной интеллигенции, человек с высшим образованием. Они рассказали владыке о следующем. В ночь на 30 июня означенному лицу приснился сон, что к нему подошел какой-то офицер с окровавленной повязкой на голове и просил его передать священнику Петропавловской церкви вопрос, почему тот не молится за него, а равно не молится тем угодникам Божиим, мощи которых находятся в пожертвованной им иконе, причем прибавил, что 20 июля, на Илию, образу этому исполнится двести лет. Видевший сон, немедленно утром отправился к настоятелю Петропавловской церкви и сообщил ему свое сновидение. На это о. Димитрий заметил, что в церкви нет двухсотлетней иконы, так как самая церковь существует лишь с 1805 года, а равно нет икон с частицами мощей, но что его удивляет явление офицера во сне, так как в церкви есть икона, которую, как рассказывал ему предшественник его, протоиерей Руднев, ныне уже умерший, во время Крымской компании привез какой-то офицер и оставил в церкви с условием, что если он возвратится из Севастополя, то возьмет икону обратно, если же не возвратится, то жертвует ее в храм. Неизвестный офицер не возвратился и икона осталась в церкви. Это совпадение побудило о. Димитрия Койко осмотреть эту святыню, причем о. Димитрий, как лицу, передававшему сон, так впоследствии и владыке, засвидетельствовал, что, состоя четырнадцать лет при церкви, он ни разу не открывал того образа. Немедленно послали за диаконом и все три лица отправились в церковь для осмотра иконы. Икона представляла кипарисную доску, на которой старинной живописью изображена Пресвятая Троица, а также лики нескольких угодников. В особом углублении помещался серебряный крест. Когда его с большим трудом вынули, то оказалось, что он раздвигается и в середине его находятся частицы мощей св. Лазаря, св. великомученика Феодора Стратилата, св. апостола и евангелиста Луки и св. первомученика и архидиакона Стефана.

http://azbyka.ru/fiction/tajny-zagrobnog...

Волоколамск. Церковь Петра и Павла. Петропавловская церковь Карта и ближайшие объекты В XV-XVI веках на месте Петропавловской церкви на посадской земле существовал Власьевский женский монастырь, который пользовался особым покровительством удельных Волоцких князей, особенно князя Бориса Васильевича Волоцкого. Здесь в этой обители почти 30 лет провела подвижническую жизнь инокиня Мария (Марина Санина) – мать святого преподобного игумена Иосифа Волоцкого. Когда польско-литовские интервенты в начале XVII века разорили и сожгла деревянный Власьевский монастырь, его восстановили на средства Успенской Иосифо-Волоцкой обители. К ней же он был приписан и получал от большого монастыря необходимые средства для содержания монашествующих. В 1694-1696 гг. по благословению Святейшего Патриарха Адриана по прошению настоятеля Успенского монастыря архимандрита Николая над могилой схимонахини Марии возвели каменную церковь во имя святых апостолов Петра и Павла. Петропавловская церковь и въездные ворота были единственными каменными постройками на территории монастыря. Во второй половине XVIII века после упразднения обители, Петропавловский храм стал приходским. В 1767-1770 гг. в его трапезе на средства прихожан устроили теплую придельную церковь во имя святого Алексия человека Божия. В 1827-1830 гг. трапезную церковь разобрали с устройством двух приделов во имя святого великомученика Георгия Победоносца и святого Алексия человека Божия. В 1884-1886 гг. трапезную Петропавловской церкви с колокольней вновь перестроили по проекту архитектора С.И.Бородина. При церковной ограде упоминалась каменная часовня.Настоятелем Петропавловской церкви с 1917 г. состоял священник Иоанн Ильич Кочетов. В годы советской власти храм был закрыт и сильно перестроен. Были снесены глава и колокольня, перестроено внутреннее пространство, пробита для гаражных ворот южная стена четверика, пристроены хозяйственные постройки. Долгое время в храме располагался Волоколамский хлебозавод. По настоящее время храм занят коммунальным учреждением.

http://sobory.ru/article/?object=09100

Преобразованная графом Протасовым петербургская семинария существовала без изменений до конца шестидесятых годов, когда все духовные училища подверглись коренной реформе по мыслям графа Дмитрия Андреевича Толстого. Реформа эта произошла так недавно и все подробности ее так видны всем, что каждый может сам иметь о ней свое суждение. Если в семинарии, преобразованной Протасовым, сохранялась еще закваска старой семинарии, то семинария, преобразованная гр. Толстым, имела в виду создать новый, более соответствующий современному духу общества, тип священнослужителя, разумно относящегося к своей должности и, в тоже время, более близкого к условиям светской жизни. Но и в преобразованной графом Толстым семинарии явились на практике некоторые неудобства, вызвавшие реформу 1884 года. Духовные училища Низшие духовные училища заведены были в России в конце прошлого столетия; но они более походили на нынешние приходские училища. Хотя они заведены были при церквах и были под надзором духовенства, но в них учили преимущественно светским наукам. В Петербурге они были заведены: 1) при церкви кн. Владимира, под надзором протоиерея Михаила Каменского; 2) при Петропавловском соборе, под надзором прот. Стахия Колосова: 3) при Казанском соборе, под надзором прот. Феодора Семивского; 4) при Кабинетской церкви, под надзором священника Алексея Парвова; 5) при Капитульской церкви, под ведением прот. Ивана Дюкова; 6) при Владимирской церкви, под ведением свящ. Ивана Голубева. Вне столицы училища заведены: в Шлиссельбурге, Старой Ладоге, Кронштадте, Ямбурге и в Черменецком монастыре. Училища содержались частью от казны, частью от взносов духовенства, частью пособиями от монастырей 20 . Училищами управляли соб. протоиереи, также архимандриты и иеромонахи. Воспитанники жили частью в казенном здании, в «бурсе», частью на квартирах у разночинцев, частью у родственников. Александроневское училище помещалось частью в Федоровском корпусе, частью в нынешних зданиях. Домашний быт учеников и характер учения не были особенно блистательны. Лучший вид имело училище Петропавловское, особенно при протоиерее Кочетове. Плохое состояние училищ и невозможность наблюдать за ними, по отдаленности от столицы, была причиною их закрытия. Сперва были закрыты училища ладожское и лужское; шлиссельбургское преобразовано в приходское, светское; ямбургское закрыто в 40 годах, петропавловское в 1861 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010