Некоторые склонны говорить о напряженных отношений между двумя апостолами. Основанием для этого служит фрагмент из послания к галатам, в котором Павел пишет: «Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему, потому что он подвергался нареканию. Ибо, до прибытия некоторых от Иакова, ел вместе с язычниками; а когда те пришли, стал таиться и устраняться, опасаясь обрезанных… Но когда я увидел, что они не прямо поступают по истине Евангельской, то сказал Петру при всех: если ты, будучи Иудеем, живешь по-язычески, а не по-иудейски, то для чего язычников принуждаешь жить по-иудейски» (Гал. 2: 11-14). В приведенных словах, на первый взгляд, очевиден откровенный конфликт между Петром и Павлом. Но экзегеты несколько по-иному оценивают данный фрагмент. «Если бы случившееся поистине было борьбой и ссорой, то эти обвинения имели бы основание; но это — не борьба, а только кажется ею; напротив, обнаруживает великую мудрость и Павла и Петра и благорасположение их друг к другу» , — замечает святитель Иоанн Златоуст. Необходимо понимать, что подобные действия проповедников евангельской истины были связаны с необходимостью порой подстраиваться под взгляды местных жителей, считаться с их убеждениями ради благополучного результаты проповеди . То, в чем обвиняет Павел Петра, делает и он сам (см. например: Деян. 16:3). Иными словами, не следует говорить о конфликте, противостоянии двух апостолов, поскольку недопонимания характерны для человеческой природы после грехопадения. Богослужебный формуляр предлагает нам тропарь и кондак святым первоверховным апостолам. Тропарь Кондак Показательной деталью данного гимнографического текста является его лаконичность, которая, конечно, немного диссонирует с обычной византийской витиеватостью. Достаточно вспомнить молитву, входящую в состав любого часа, полунощницы и некоторых других богослужений суточного круга: «Иже на всякое время и на всякий час», существенная часть которой является обращением к Богу с перечислением многих Его свойств.

http://pravoslavie.ru/140436.html

Эта теория была выдвинута французским ученым Годаном Орфали в 1921 г. и основана на данных раскопок, при которых в этом городе обнаружили восьмиугольную церковь. Ученый предположил, что это и есть Церковь Апостолов на месте дома святого Петра, и подкрепил свою теорию следующими аргументами: 1. Евангелия от Марка и Луки позволяют предположить, что Петр мог жить в Капернауме: Мк.1:21 ; Мк.1:29: «И приходят в Капернаум; и вскоре в субботу вошел Он в синагогу и учил. […] Выйдя вскоре из синагоги, пришли в дом Симона и Андрея, с Иаковом и Иоанном». Лк.4:31 ; Лк.4:38: «И пришел в Капернаум, город Галилейский, и учил их в дни субботние. […] Выйдя из синагоги, Он вошел в дом Симона; теща же Симонова была одержима сильною горячкою; и просили Его о ней». 2. Кроме того, когда Орфали определил восьмиугольный мартирий как базилику Петра, других похожих находок не было. 3. В 570х годах неизвестный паломник из Пьяченцы (Италия) писал: «Затем мы пришли в город Тивериаду, где есть горячие ванны, наполненные, естественно, соленой водой, хотя вода самого моря пресная. Это 60 миль вокруг моря. Мы также пришли в Капернаум и в дом Святого Петра, который теперь является только базиликой». 4. Другие доказательства найдены у Петра Диакона (1115—1159), библиотекаря, собирателя материалов в XII веке, во времена крестоносцев. Петр Диакон цитирует преподобного Беду, который якобы обладал недостающими частями маршрута паломника Эгерии начала IV века. В этих недостающих фрагментах Эгерия якобы говорит о церкви, построенной над домом Петра в Капернауме. Однако данные аргументы вовсе не неопровержимы, как представляет Орфали. Петра Диакона, скорее всего, нельзя считать надежным историческим источником, поскольку многие ученые утверждают, что большое количество его трудов скопированы у кого-то или просто подделаны. Что касается паломника из Пьяченцы, то фразу «…, и до…» он часто использует, рассказывая не только о перемещении между объектами, но и во времени. Поэтому он вполне мог иметь в виду, что они пошли сначала в Капернаум, а затем отправились в базилику в Вифсаиде. С открытием базилики в Эль-Арадже второй аргумент также теряет силу. Что касается перечисленных фрагментов Священного Писания, то они действительно могут позволить кому-то поверить, что дом апостола Петра находился в Капернауме, хотя в Лк.7:36–50 упоминаются и другие люди с именем Симон, и мы не знаем наверняка, является ли упомянутый человек Петром. В конце концов, Новый Завет также дает нам повод отрицать теорию Орфали на основании Ин.1:44: «…Петр был из города Вифсаиды».

http://azbyka.ru/news/arheologi-obnaruzh...

Тем и кончились переговоры о Суании между обеими сторонами. Отрывок 12. Exc. De sent. 355–357. Менандр говорит о Петре-посланнике и о Хозрое: «Такие речи были сказаны обоими; не было более никаких объяснений о Суании. Я не употребил одних слов вместо других; я не переменил и низкого говора, как бы мог, на аттическое изящество. Я не люблю заменять другими слова, действительно сказанные и до меня в точности дошедшие, и гладкостью слога более выставлять искусство в красноречии, нежели то, что в самом деле было сказано, особенно при изложении договоров, заключенных между двумя столь великими государями и державами. Если же кто хочет знать в точности происходившие между Петром и царем персидским переговоры, пусть тот читает самое сочинение Петра. Он записал подробно все, что было сказано и отвечено Хозроем, персидскими и римскими послами, подлинные их слова, с лестью ли они были сказаны обеими сторонами или с надменностью, с притворством или с насмешкой, для уничтожения других. Одним словом, в сочинении его можно прочесть все то, что поверенные двух государств говорили и как говорили о столь важном деле. Большая книга наполнена этими, как я думаю, заподлинно сказанными словами; разве иное Петром прибавлено для собственной славы, для того чтобы потомству показаться человеком глубокомысленным и в красноречии неодолимым, когда бывает нужно смягчать грубые и высокомерные помыслы варваров. Все это читатель найдет в его книге. Что касается до меня, то не было ни нужно, ни прилично в историческом сочинении слишком попусту распространяться и долго останавливаться на одном предмете. Если бы мне пришлось выписывать все, что содержится в книге Петра, то буквальная передача переговоров повела бы меня к большому сочинению. Я почерпнул из его книги все, что было нужно, и изложил коротко». Отрывок 13. Exc. De leg. Rom. 147. Петр после того удалился без успеха из пределов мидийских. Однако же он заключил договор с персами, вследствие которого война между обеими державами прекращена. Миды выступили из области колхийской и возвратились в свои земли. Петр же скоро по прибытии в Византию скончался. Отрывок 14. (565 г. по Р. X.; Юстина 1-й)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Другой апокриф среди этих рукописей — Евангелие от Филиппа. Оно говорит о других причинах, по которым Петр не любит Марию Магдалину. Иисус обращается к Марии Магдалине как к своей спутнице или супруге. В заглавии византийского жития содержатся эпитеты «возлюбленная ученица, наперсница и сотаинница», а в апокрифическом Евангелии говорится, что она «спутница и супруга». Понятно, что если ты ученик, то это означает, что каждый день и все время ты проводишь со своим учителем, и в этом смысле ты его спутник. Слово же «супруг» употребляется в том значении, что вы живете общей жизнью, а не в том, как его употребляем мы. В апокрифе говорится, что Иисус любил Марию Магдалину больше, чем других учеников, и Петр поэтому гневно обращается ко Христу: «Почему Ты ее любишь больше, чем всех нас?» Христос же перефразирует этот вопрос и говорит: «Почему Я не люблю вас, как ее?» В другом месте в этом же Евангелии говорится, что у Него было обыкновение ее целовать. Именно в этом месте рукопись дальше повреждена, никто не знает, что собой представляли эти лобзания: в уста, ланиты или чело, что вообще они обозначают? В романе Дэна Брауна «Код да Винчи» якобы автор цитирует Евангелие от Филиппа, но очень уверенно дописывает то, чего в рукописи нет. На самом деле тайна сохраняется, и слава Богу. Все спекуляции только будоражат воображение, но то, что мы точно знаем о Марии Магдалине из Евангелия, гораздо интереснее. Таким образом, апокрифические Евангелия из Наг-Хаммади не содержат никаких доказательств того, что между Иисусом и Марией Магдалиной была романтическая связь. Но подтверждают другое, очень важное — что они были очень близки. Она действительно была близким другом Христа, и Иисус дорожил ею больше, чем другими учениками. Есть еще один конфликт — между Марией и Петром. Вполне можно представить, что это отражало то напряжение, которое существовало между двумя течениями в раннем христианстве. Часть христиан была из Иудеи и, соответственно, придерживалась принципов иудаизма: они носили бороды, соблюдали предписания Ветхого Завета. А часть была из язычников, это эллинистические христиане, новое поколение, модернисты. Они бреют бороды и носят эллинскую одежду. Между ними возникает конфликт. Мария Магдалина принадлежит к эллинскому крылу христианства, где отношение к женщинам было более уважительным, чем в традиционном иудаизме. Отношения между Петром и Марией являются эхом, отражением отношений между разными течениями или общинами. Все это подтверждается соответствующими фактами, об этом открытым текстом говорится в Книге Деяний.

http://predanie.ru/book/221076-mariya-ma...

Среди валахов, начавших освободительное движение, болгары, без сомнения, играли активную роль и, возможно, немало способствовали внутренней организации нового царства. Куманы также участвовали в этом движении. Новое болгарское царство в этническом смысле было валашско-болгарско-куманским, а его династия, если утверждение Никиты Хониата можно принять, была валашской. Причиной восстания было недовольство византийским владычеством, ощущавшееся и валахами, и болгарами, а также их стремление к независимости. Время, казалось, было особенно благоприятно для них, так как империя, переживая еще последствия смуты времени Андроника и революции 1185 года, не могла с надлежащими средствами приступить к ликвидации восстания. Никита Хониат с наивностью пишет о том, что причиной восстания стало отнятие скота у валахов для празднеств по случаю свадьбы Исаака Ангела с дочерью короля Венгрии. Петр, этот «отпавший лукавый раб,» как его назвал митрополит Афинский Михаил Акоминат, и Асень сперва понесли несколько поражений от византийских сил, однако они смогли заручиться поддержкой от куманов, живших по ту сторону Дуная. Борьба стала для империи более трудной, и в конце концов Петру и Асеню удалось заключить своего рода соглашение. Петр с самого начала восстания принял царский титул, теперь же он надел подобающие одежды и принял знаки царского достоинства. Новое болгарское царство со столицей в Тырново было признано независимым от Византии. Была признана и независимость национальной церкви.Новое царство известно как Болгарское царство Тырново. Одновременно с болгарским восстанием происходило аналогичное движение в сербских землях, где основатель династии Неманичей, великий жупан Стефан Неманя, положивший начало объединению Сербии, вступил в союзные отношения с Петром Болгарским для общей борьбы против империи. В 1189 году германский государь Фридрих Барбаросса, как участник третьего Крестового похода, двигался через Балканский полуостров по направлению к Константинополю. Сербы и болгары возымели намерение использовать момент и при помощи Фридриха добиться своей цели. Во время своего пребывания в Нише германский государь принимал сербских послов и самого великого жупана Стефана Неманю и там же вел переговоры с болгарами. Сербы и болгары предлагали крестоносцам союз против византийского императора, но под тем условием, чтобы Фридрих позволил Сербии присоединить Далмацию и сохранить отвоеванные от Византии земли, а Асеням предоставил бы в бесспорное владение Болгарию и обеспечил за Петром императорский титул. Насколько можно судить, Фридрих не дал им решительного ответа и двинулся дальше. Один историк XIX века, В. Г. Васильевский, по этому поводу замечает: «Был момент, когда разрешение славянского вопроса на Балканском полуострове находилось в руках западного императора; был момент, когда Барбаросса почти готов был принять содействие болгарского и сербского вождей против Византии, что неминуемо повело бы к разрушению Греческой империи.»

http://sedmitza.ru/lib/text/434319/

3) Поход бедноты. Первым в поход двинулось ополчение бедноты примерно в 50 000 человек, возглавляемое знаменитым монахом Петром Пустынником и бедным рыцарем Вальтером Голяком. Не имея припасов, эта неуправляемая толпа разоряла те места, по которым проходила. Так «крестоносцы» дошли до Константинополя. Император сначала посоветовал крестьянам ждать прибытия рыцарского ополчения и только вместе с ним переправляться в Малую Азию. Но невоздержанные крестоносцы, которые были поражены богатством столицы и хотели большего, чем пропитание, взялись за грабежи пригородов. Алексею оставалось только переправить их на турецкий берег Мраморного моря, где эти неорганизованные толпы, покинутые своим предводителем Петром Пустынником, были уничтожены в первой же схватке с турками. 4) Первый Крестовый поход (участники, маршрут, результат) В 1097 г. под Константинополем собралась большая рыцарская армия, во главе которой стояли Готфрид Бульонский, Раймон Тулузский и др. После длительных переговоров крестоносцы дали императору вассальную присягу и обещали вернуть Византии все захваченные у турок земли. Крестоносцы переправились в Малую Азию, взяли Никею и еще несколько турецких крепостей. Почти полтора года потребовалось рыцарям, чтобы пересечь Малую Азию и осадить Антиохию. Здесь они оказались в критическом положении – войско поредело, припасы кончились, а на помощь осажденным приближается многотысячное турецкое войско. Император Алексей Комнин побоялся прислать византийскую армию – он считал, что крестоносцы обречены. Чудом, вдохновленные находкой копья, которым был проткнут Господь, они сумели взять Антиохию и разбить турок. Императора обвинили в измене и отказались возвратить Антиохию и Палестину Византии. В 1099 г. крестоносцы подошли к Иерусалиму и взяли его штурмом. Ожесточенные рыцари устроили в городе жуткую резню. 5) Государства крестоносцев в Палестине. Рыцарские ордена. На завоеванных территориях возникли крестоносные государства – Иерусалимское королевство, княжество Триполи, княжество Антиохийской и графство Эдесское. Для продолжения войн с турками были основаны рыцарские монашеские ордена – Орден Тамплиеров, Орден Иоаннитов (Мальтийский) и Тевтонский Орден. Рыцари, вступавшие в эти ордена, давали монашеские обеты, но главной их деятельностью становилась не молитва, а война с мусульманами.

http://old.gymnasia-radonezh.ru/about/li...

практикой пения на Закинфе и Кефалинии ( Δραγομης Μ. Θ. Η δυτικζουσα κκλησιαστικ μουσικ μας στν Κρτη κα στ πτνησα//Λαογραφα. 1976/1978. Α. 31. Σ. 272-293; Touliatos-Miles D. The Performance Practice of Byzantine-Kephalonian Chant//Византия и Вост. Европа: Литург. и муз. связи: К 80-летию М. Велимировича/Сост. Н. Герасимова-Персидская, И. Лозовая. М., 2004. С. 148-158. (Гимнология; 4)). Зап. разновидности монодийного визант. пения существуют поныне в Трансильвании и Юж. Италии. Движение в направлении большей систематизации, начавшееся с попыток более точно нотировать передававшиеся изустно формулы (θσεις) путем их транскрибирования или «истолкования» (ξγησις), продолжилось с появлением новых, пересмотренных редакций Стихираря и Ирмология, составленных Петром Пелопоннесским и его учеником Петром Византийским († 1808). Две попытки Агапия Палиерма († 1815) заменить визант. невмы зап. нотацией встретили сопротивление консервативных сил в Патриаршей церкви, однако в 1814 г. К-польский Патриархат принял 3-й проект комплексной реформы, предложенный Хрисанфом из Мадита (ок. 1770-1840). Хрисанф значительно сократил число визант. знаков с качественным значением, заменил средневек. интонационные формулы зап. системой сольмизации, ввел точные средства записи хроматизмов и деления основной ритмической единицы и возродил восходящее к Аристоксену деление ладов на диатонические, хроматические и энгармонические. Хартофилак Хурмузий Гиамалис (ок. 1770-1840) и протопсалт Григорий (ок. 1778-1821) транскрибировали почти весь корпус песнопений с помощью этого «нового метода», к-рый продолжает употребляться в К-польском, Александрийском и Антиохийском Патриархатах, в Болгарской и Румынской Православных Церквах, автокефальных Церквах Эллады и Кипра и нек-рых мелькитских общинах. Официально были приняты лишь изменения, введенные в 1881 г. комиссией К-польского Патриархата: незначительно скорректирован Хрисанфов строй и добавлены ритмические пометы. В последнее время успехи в музыковедении и литургике начали оказывать влияние на исполнительскую практику и теорию визант. пения, однако с неоднозначными результатами. Наиболее успешным стало возрождение нек-рых подвергшихся забвению жанров (мелизматических причастнов, песненных прокимнов и аллилуиариев) и литургической практики (совершение служб согласно к-польской кафедральной традиции). Более противоречивыми явились попытки Симона Караса († 1999) и его учеников пересмотреть строй и классификацию гласов, утвержденную комиссией К-польского Патриархата в 1881 г., и возродить Дохрисанфовы знаки нотации, передающие качественные характеристики звука, - такие как оксиа, стрептон, тромикон и пиазма.

http://pravenc.ru/text/387113.html

Когда крестоносное ополчение приблизилось к границам Венгрии, там уже знали, с кем приходится иметь дело, и приняли меры предосторожности. Король Коломан стоял с войском на границе и поджидал крестоносцев. Он соглашался не только пропустить их, но и снабдить съестными припасами, если они не будут позволять себе насилий и беспорядков. Первая толпа, пришедшая в Венгрию, имела во главе Готшалька. Здесь услыхала она, что другой отряд, предводимый графом Эмиконом Лейнингеном, был почти весь уничтожен в Чехии князем Брячиславом. Тогда ополчение Готшалька, считая своим долгом отомстить за своих собратьев, начало опустошать страну, по которой оно проходило. Коломан напал на крестоносцев и одним делом решил участь всего отряда. Позже этой же дорогой идут толпы, предводимые Петром и Вальтером. Наученные опытом, они прошли через Венгрию в должном порядке и без особенных приключений. Но на границе Болгарии их ждал враждебный прием. Петр проходил Болгарией как неприятельской землей и, весьма ослабленный, добрался до границ Византийской империи. Численность крестоносцев после всех потерь доходила до 180 000. Когда ополчение Петра достигло границы Византийской империи, царь Алексей Комнин послал навстречу ему послов и обещал снабжать Петра всеми продовольственными средствами, если он без замедления поспешит к Константинополю. На местах остановок крестоносцы действительно находили припасы, и греческое население относилось к ним с доверчивостью и не разбегалось при появлении их. Только на два дня Петр остановился в Адрианополе и 1 августа 1096 г. прибыл к столице. Здесь присоединились к нему остатки отряда Вальтера, императорские чиновники указали им место остановки и расположения. Император отнесся к этой крестоносной толпе со всею гуманностью и состраданием. Он уговаривал Петра переждать на европейском берегу пролива, пока подойдут рыцарские отряды, ибо плохо вооруженная толпа, каково было почти 200-тысячное войско Петра, не в состоянии было вести дела с турками. Призвав к себе Петра и расспросив его, император понял, что он имеет дело с мечтателем, совсем незнакомым с принятыми им на себя обязанностями предводителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

Удачей оказалось то, что страх перед норманнской опасностью, который сверг с престола Андроника, оказался преувеличенным. Норманнское войско было деморализовано жаждой к грабежам и наслаждениям, а разразившаяся эпидемия сильно проредила его ряды. Это дало возможность опытному военачальнику Алексею Вране нанести противнику решающее поражение при Мосинополе, а 7 ноября 1185 г. при Димитриче. Норманны отступили, оставив Фессалонику, а позднее также Диррахий и Корфу. Только Кефаллиния и Закинф остались во владении западных господ и окончательно отпали от Византии. С другим врагом, угрожавшем Империи при Андронике, венгерским королем Белой III, Исаак Ангел заключил договор о дружбе, женившись на его десятилетней дочери Маргарите. Устранение опасности с норманнской и венгерской стороны имело тем большее значение, что уже в конце 1185 г. разразилось восстание в Болгарии 936 . Выступление братьев Петра (Феодора) и Асеня поначалу означало не что иное, как то, что на болгарской почве ослабли узы, непосредственно связывавшие эту страну с Империей. Как и в других частях Империи, также и здесь дали о себе знать территориальные аппетиты местных магнатов. Поначалу Петр и Асень требовали отдать некоторые земли им в пронию 937 . Заносчивость византийского правительства, которое резко отклонило их притязания, тем более выраженные не слишком почтительным образом, запустила череду событий: обделенные Петр и Асень подняли в обремененной налогами и недовольной стране восстание, которое в конечном итоге привело к полному отпадению Болгарии от Византии и к основанию второго болгарского царства. Двухсотлетнее правление византийцев как в Болгарии, так и в Македонии имело своим результатом существенное ослабление местного славянского элемента, причем стала заметна не только усилившаяся эллинизация этих территорий, но и усиление других народов за счет славян 938 . В области Фессалоники можно было встретить много евреев и армян. Подунавье приютило множество куманов. Влахи, предки современных румын, жили как в Подунавье, так и в Македонии и Фессалии, которые обозначались как Великая Валахия. В начатом Петром и Асенем движении куманы и особенно влахи приняли значительное участие 939 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Он довольно хорошо осведомлен с трудами своих предшественников Элианом, Аррианом и Онасандром, хотя основная часть текста имеет своим источником знаменитый трактат «Стратегикон Маврикия», который впрочем, ни разу не упоминается. с.277] Трактат Льва, несомненно, являлся официальным военным руководствоми довольно продолжительное время применялся в военной практике римско-византийской империи. Согласно сообщению Константина Багрянородного императоры постоянно имели этот трактат в своих походных библиотеках, с.279] Важнейшим инструментом повышения воинского духа и боеспособности имперских войск Лев считает духовно-нравственное воспитание морального облика командного и рядового состава армии, причем главным компонентом идеологической подготовки является религиозное воспитание стратиотов. Армия империи рассматривается Львом Мудрым как «христолюбивое воинство», которое сражается не только за интересы римско-византийской империи, но за судьбы и во славу всего Христианского мира (ойкумены). с.287] Именно посредством этогодревнего источника происходит возрождение некоторых базовых принципов римско-византийского военного законодательства в русской армии, которая со времен христианизации Руси испытывавшее огромное культурное и правовое влияние Восточно-римской империи. с.288] Можно проследить явное влияние норм византийского военно-дисциплинарного кодекса содержащегося в «Трактате Льва» (T.I., VIII. 1-27) на первый русский военно-уголовный кодекс «Артикул воинский с кратким толкованием», который составлял вторую часть знаменитого «Воинского Устава» утвержденного лично Петром Великим в 1716 году. Влияние византийского военно-уголовного законодательства на русский военный кодекс прослеживается и в классификации конкретных составов воинских преступлений, в соотношении различных степеней их тяжести, которые и определяют общий подход «Артикула» к проблеме военно-уголовной ответственности. с.289] Дисциплина петровской армии была довольно суровой: под арестом содержали в оковах, телесные наказания бывали частыми, разжалование с «шельмованием» и без выслуги практиковалось довольно широко.

http://ruskline.ru/analitika/2021/06/12/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010