Показания Ю. П. Новицкого на Петроградском процессе 1922 г. (Архив УФСБ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, д. П–89305, т. 5, л. 390). Чуков Н. К., прот. Дневник. Тетрадь 16. Фрагменты. Рукопись (Архив митрополита Григория). Там же; В Петрограде на 1922 г. насчитывалось 236 приходов, а с домовыми – более 300 (Архивы Кремля. Кн. 2. Политбюро и церковь. 1922–1925 гг. М.; Новосибирск, 1998. С. 298). Устав Общества православных приходов Петрограда и его губернии (Архив УФСБ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, д. П–89305, т. 5, л. 554). Там же, л. 385. Там же, л. 391. Показания Ю. П. Новицкого на Петроградском процессе 1922 г. (Архив УФСБ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, д. П–89305, т. 5, л. 391 об.) Чуков Н. К., прот.Дневник. Тетради 16–17. Фрагменты. Рукопись (Архив митрополита Григория). Чуков Н. К., прот.Дневник. Тетрадь 15. Фрагмент. Рукопись (Там же). Там же. Чуков Н. К., прот.Тетрадь 16. Фрагмент. Рукопись (Архив митрополита Григория). Православный церковный календарь на 1921 г. Пг., 1921. Чуков Н. К., прот. Дневник. Тетрадь 16. Фрагмент. Рукопись (Архив митрополита Григория). Чуков Н. К., прот. Дневник. Тетрадь 17. Фрагмент. Рукопись (Там же). Геронтий (Лакомкин; 1872 – 1951 гг.), епископ Древлеправославной Церкви Христовой (старообрядцев, приемлющих белокриницкую иерархию) , епископ Костромской и Ярославский ; в 1921 г. епископ Петроградский и Тихвинский. Чуков Н. К., прот. Тетрадь 17. Фрагмент. Рукопись (Архив митрополита Григория). Там же. Чельцов М. П., прот. Воспоминания «смертника» о пережитом. М., 1995. С. 74. Архив УФСБ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, д. П–89305, т. 5, л. 390. ГА РФ, ф. 550, оп. 1, 152, л. 3–4. Типографская листовка. Александрова-Чукова Л. К.Петроградский процесс 1922 г.//Православная энциклопедия. Т. 56. М., 2019. С. 273–278. Чуков Н. К., прот.Богословские школы в Ленинграде... Л. 13. Григорий (Чуков), митр. Речь на открытии Ленинградской духовной академии и семинарии. Торжество открытия Ленинградской духовной академии и семинарии//Журнал Московской Патриархии. 1946. 10. С. 9–10.

http://sedmitza.ru/lib/text/9929588/

В апреле 1922 г. он стал генеральным секретарем ЦК большевистской партии. Эта должность означала тогда координирующую деятельность, но генсек мог давать и указание на места. Так, в шифрованной телеграмме, посланной в апреле 1922 г. всем секретарям губкомов РКП (б) о мерах по церковному расколу, Сталин пишет: «взять на учет лояльные элементы духовенства и побудить их выступить против нынешней церковной иерархии, которая… обнаружила свою злую волю и бессилие, и тем скомпрометировала себя вконец» (И. А. Курляндский «Сталин, власть, религия», М.2011, стр. 134 – далее Курляндский). Разъясняя одному из адресатов, что не стоит торопиться с созывом (пусть и лояльного к власти) собора, генсек сообщал решение ЦК: «затянуть процесс раскола церкви, дать основательно разодраться попам и тем окончательно дискредитировать себя в глазах населения» (там же, стр.143). При редактировании утвержденных Политбюро лозунгов к 1 мая (1922) не кто иной, как Сталин, вписал: «Церковные ценности на спасение жизни голодающих братьев. Долой реакционных попов, укрывающих ценности!» (там же, стр. 138). Кампания по изъятию церковных ценностей позволила власти организовать «законное» преследование «церковников». По многим городам весной и летом 1922 г. прошли суды, и то тут, то там и священники, и монашествующие, и миряне подвергались «легальным» расстрелам. По подсчетам Михаила Польского , общее число жертв превысило тогда 8 тысяч человек. Иосиф Сталин имел прямое отношение к трем процессам. 1) Вместе с Лениным, Троцким и Молотовым он выступил против помилования двух священников по «Шуйскому делу». Голосованием «четыре против трех» Политбюро и отказало в помиловании. 2) На Московском процессе (апрель-май 1922 г., подсудимых – 54 священника) расстрельных приговоров было пять (для нас, задним числом, такая цифра может представляться «ничтожной», но тогда так не думали), все они утверждались в Политбюро. Сталин последовательно стоял за расстрелы. 3) На известном Петроградском процессе (июнь-июль 1922 г., «дело митрополита Вениамина») к расстрелу были вначале приговорены 10 обвиняемых.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Подготовка 2-го Московского процесса заняла продолжительное время. Допросы обвиняемых были начаты ГПУ в авг. 1922 г., а обвинительное заключение составлено в окт.-нояб. того же года и тогда же передано в губернский Московский революционный трибунал. К началу судебных заседаний большинство арестованных были уже выпущены на свободу. В тюрьмах находились только 38 чел., проходивших по делу, остальные обвиняемые были освобождены под подписку о невыезде. Впрочем, были и противоположные случаи. Так, прот. Александр Хотовицкий, оправданный 3 мая 1922 г. народным судом, по решению ГПУ был оставлен в тюрьме как «тайный агент высших иерархов». Всего ко 2-му Московскому процессу в качестве обвиняемых были привлечены 118 чел., в т. ч. 32 представителя духовенства и 86 мирян. По количеству подсудимых 2-й Московский процесс стал самым массовым среди всех судебных процессов в ходе кампании по изъятию церковных ценностей (для сравнения: ко 2-му по числу обвиняемых среди церковных процессов 1922 г.- Петроградскому - были привлечены 86 чел.). Тем не менее Политбюро ЦК РКП(б) и руководство ГПУ не проявляли ко 2-му Московскому процессу большого интереса, поскольку «первоначальные материалы для привлечения к суду патриарха Тихона» были получены уже на 1-м Московском процессе, а новые дела «епископов, попов и мирян, уличенных в активной «тихоновщине»», предполагалось теперь рассматривать во внесудебном порядке (Отчетный доклад Антирелигиозной комиссии ЦК РКП(б) в Политбюро ЦК РКП(б) о проделанной работе от 28 нояб. 1922 г.//Политбюро и Церковь. Кн. 1. С. 340-341). 27 нояб. 1922 г. в здании Политехнического музея начались открытые заседания Московского революционного трибунала в составе председателя Бека и членов трибунала Орехова и Жильцова по 2-му «процессу церковников». В числе обвиняемых были клирики храмов московского Новодевичьего мон-ря, храма Христа Спасителя, Спасопесковского храма на Арбате, ц. Иоанна Воина на Божедомке, духовенство и прихожане храмов Москвы и Подмосковья, преподаватели Петровского сельскохозяйственного ин-та, служащие фабрики Гознак, участвовавшие в тиражировании патриаршего воззвания, рабочие завода «Богатырь», защищавшие Преображенский храм в с.

http://pravenc.ru/text/2564198.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Митрополит Григорий (Чуков): вехи служения Церкви Божией. Часть 4(2) Петроградский процесс 1922 года 26.01.2011 838 Время на чтение 96 минут Часть 1 Часть 2 Часть 3 Часть 4 Часть 5 Продолжается публикация серии статей, посвященных митрополиту Григорию (Чукову). Страницы его тюремного дневника, в его бытность протоиереем, и документы Архива УФСБ расскажут о процессе Петроградских церковников 1922 года, о последних днях жизни новомучеников Петроградских и о том, что передумал пастырь-исповедник в камере смертника. Дневники митрополита приводятся в авторской редакции. Апробация Первого Уголовного кодекса РСФСР на духовенстве, мирянах и церковном народе Петрограда Современная историография разделяет взаимоотношения Русской Православной Церкви и Советского государства по их характеру на несколько периодов. Большинство исследователей сходятся на том, что первый период охватывает пять лет (1917-1922 гг.), от первого натиска на Церковь до второго, после некоторого относительного затишья. Советская власть все мерила пятилетками, а в 1922 году она отпраздновала пятилетие революции громкими процессами над духовенством. К 1921 году, после войн, революций, красного террора, «военного коммунизма» и страшного голода, причиной которого была не только засуха, но и аграрная политика советской власти, страна буквально лежала в руинах. РСФСР готовилась к переходу к НЭПу и участию в Генуэзской конференции. Было известно заранее, что за политическое признание РСФСР будет потребовано возмещение долгов Российской империи. Голод 1921-1922 гг. показался властям удобным периодом времени, а обращения Карловацкого собора к Генуэзской конференции и к «чадам Русской Православной Церкви в рассеянии и изгнании сущим» - удобным поводом для того, чтобы обвинить Церковь в антигосударственной политической деятельности и поправить за ее счет свои финансы, источником которых все пять лет владычества советской власти были одни лишь экспроприации. Параллельно стояла задача поставить Церковь «на место» и при помощи «прогрессивной группы» духовенства - расколоть, так как Церковь во все времена представляла собой большую силу.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/0...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРХИЕРЕЙСКИЙ СОБОР РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 31 МАРТА - 5 АПРЕЛЯ 1992 г. Заседал в конференц-зале гостиничного комплекса Данилова московского мон-ря под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II (Ридигера) , в деяниях Собора участвовали 97 архиереев. Выступление Святейшего Патриарха Алексия II на Архиерейском Соборе. 31 марта 1992 г. Выступление Святейшего Патриарха Алексия II на Архиерейском Соборе. 31 марта 1992 г. Во вступительном слове Патриарх Алексий обозначил основные темы заседаний: канонизация новомучеников Российских и преподобных Кирилла и Марии , родителей прп. Сергия Радонежского , церковная ситуация на Украине и статус Украинской Православной Церкви (УПЦ), проблемы взаимоотношения Церкви и об-ва. В 1-й день заседаний Собор также заслушал доклад председателя синодальной Комиссии по канонизации святых митр. Крутицкого и Коломенского Ювеналия (Пояркова) , в к-ром были изложены одобренные Свящ. Синодом выводы комиссии, исследовавшей жития преподобных схимон. Кирилла и схимон. Марии, а также новомучеников митр. Киевского Владимира (Богоявленского) , митр. Петроградского Вениамина (Казанского) и казненных вместе с ним сщмч. архим. Сергия (Шеина) , мучеников Юрия Новицкого и Иоанна Ковшарова (см. также Петроградский процесс 1922 г. ), вел. кнг. Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары , убиенных в Алапаевске. По докладу митр. Ювеналия А. С. принял 2 деяния: «О канонизации преподобных схимонаха Кирилла и схимонахини Марии, родителей преподобного Сергия, игумена Радонежского, Чудотворца» и «О канонизации митрополита Киевского и Галицкого Владимира (Богоявленского, 1848-1918), митрополита Петроградского и Гдовского Вениамина (Казанского; 1873-1922) и иже с ним убиенных схимонаха Сергия (Шеина; 1866-1922), Юрия Новицкого (1882-1922) и Иоанна Ковшарова (1878-1922), великой княгини Елизаветы (1864-1918) и инокини Варвары (1918)». В деянии о канонизации новомучеников сказано, что это только начало церковного прославления мучеников и исповедников, пострадавших в годы революционной смуты и послереволюционного террора.

http://pravenc.ru/text/76514.html

Подробнее об этом можно узнать из дневниковых записей протоиерея Н. К. Чукова (см. Приложение, документ 8).   Третий и последний учебный год Петроградского Богословского института   Несмотря на то что Церковь переживала тревожное время, институт продолжал свою деятельность. 4 мая 1922 г. начался третий учебный год. Ректор писал об этом: «Вечером вчера был молебен перед началом уч[ебного] года. Я сказал речь. После молебна ознакомил с положением об институте. И. П. Щербов ознакомил с учебным планом подробно. О. Макарий прочел только что принятое в Совете положение о студенческой коллегии. Этим закончилось. Поступающих пока человек 30, но люди – ярко выраженного религиозного направления» . В трудное для Церкви время совет старост института в целях оказания большей заботы и для поддержки своего учебного заведения разработал «Положение» о студенческой Коллегии, которое 2 мая утвердил Совет института. На третий год деятельности в институте продолжилось введение новых предметов. Для их чтения еще в феврале Совет избрал новых преподавателей: протоиерея В. М. Верюжского, профессора М. Н. Соколова, профессора С. В. Меликову-Толстую. Также были избраны профессор Д. А. Абрамович, протоиерей П. В. Верховский, профессор И. И. Соколов, профессор Б. Д. Фармаковский, профессор Н. В. Малицкий, профессор И. М. Гревс . 18 мая 1922 г. власти закончили разрушение иконостаса Казанского собора: «С главного иконостаса снято все: остались местами медные посеребряные листы, дерево в отверстиях, местами испорченное штыками… Да, Церковь накануне серьезных тяжелых переживаний, а мы – испытаний, может быть, исповедничества» . 30 мая ректор института протоиерей Н. К. Чуков был арестован практически последним из членов Правления Общества приходов , очевидно потому, что как настоятелю Казанского собора на Невском проспекте ему надлежало не только «без конфликтов» сдать ценности собора, но и в кратчайший срок попытаться навести в храме «порядок» – осуществить ремонт после произведенных в нем варварских разрушений и поскорее открыть собор . Кампания по изъятию церковных ценностей 1922 г., публичные выступления обновленцев и отлучение 28 мая митрополитом их лидеров от церковного общения повлекли за собой новые аресты и известный «процесс церковников», или «Петроградский процесс 1922 г.» , в результате которого митрополит Вениамин, председатель правления Общества приходов, член Совета, Правления и Президиума института Ю. П. Новицкий, товарищ председателя Правления Общества приходов архимандрит Сергий (Шеин) и член Правления юрисконсульт лавры И. М. Ковшаров были расстреляны . Приговоренный к расстрелу протоиерей Н. К. Чуков и пятеро других «смертников» были помилованы, но еще полтора года провели в заключении. В 1922 г. подвергались арестам и лишились возможности продолжать свою работу в институте товарищ председателя Общества приходов профессор протоиерей А. В. Петровский, о. В. Ф. Пищулин, В. Б. Шкловский, И. А. Карабинов, Л. П. Карсавин .

http://sedmitza.ru/lib/text/9929588/

В ответ Высшее Церковное Управление уволило митрополита Вениамина с его поста и обвинило его в желании «продолжать и впредь вовлечение Церкви в политическую контрреволюционную борьбу». В петроградских газетах прямо стали писать о бывшем митрополите как о «враге народа». После этого была предпринята ещё одна попытка склонить митрополита к тому, чтобы он перешёл на сторону обновленцев. Влияние святителя на верующих было очень велико, и его послание произвело на них огромное впечатление, оно сразу же подорвало авторитет обновленцев и угрожало в зародыше раздавить новую «революционную церковь». После этого к митрополиту явился Введенский в сопровождении ответственного за «церковные дела» в губкоме РКП (б) И. Бакаева. Они предъявили ультиматум: отмена послания от 28 мая или создание против него и ряда священнослужителей судебного процесса, в результате которого погибнут и Вениамин, и наиболее близкие ему лица. Митрополит ответил немедленным и категорическим отказом. Он ясно понимал, что теперь обречён, но сойти с избранного пути не мог и не желал. 1 июня 1922 года в Петроградский отдел ГПУ из Москвы пришла срочная телеграмма за подписью Начсоперупра ГПУ Менжинского, в которой предписывалось арестовать митрополита Вениамина. Характерно, что в ней указывалось на то, что митрополит Высшим Церковным Управлением отрешён от сана и должности. При обыске в канцелярии присутствовал Введенский, явившийся принимать её как представитель ВЦУ. Согласно сохранившимся свидетельствам: «Завидев митрополита он (Введенский) подошёл к нему под благословение. «Отец Александр, мы же с Вами не в Гефсиманском саду», – спокойно и вежливо сказал митрополит не давая своему бывшему любимцу благословения, а затем с тем же спокойствием выслушал объявление о своём аресте. Как уже указывалось в предыдущей главе петроградский судебный процесс над митрополитом Вениамином и другими священнослужителями и мирянами закончился смертной казнью четырёх и тюремным заключением большей части подсудимых. Отвратительную роль на процессе сыграл заместитель председателя Высшего Церковного Управления А. Красницкий. Бравировавший тем, что он является эмиссаром ГПУ, он открыто клеветал на митрополита Вениамина, заявляя, что священники сговорились вызвать на почве голода восстание против Советской власти. По свидетельству адвоката митрополита Гуровича, «каждое слово его накидывало петлю на кого-нибудь из обвиняемых». Таким образом, Петроградский процесс стал первым крупным совместным мероприятием государственной власти и обновленцев в деле уничтожения патриаршей церкви.

http://azbyka.ru/parkhomenko/russkaya-pr...

Воплощается проект, посвященный Петроградскому судебному процессу июля 2021 Проект посвящен 100-летию значимого события в истории Русской Церкви ХХ века - Петроградского судебного процесса 1922 года. Для его художественной разработки привлекаются молодые художники, архитекторы, скульпторы из числа прихожан собора. Начало проекту было положено в праздник Всех святых , 27 июня. Молодые прихожане обсудили предложение отца Владимира о создании Голгофы в память участников процесса и всех новомучеников Санкт-Петербургских. Основанием для нее станут небольшие камни, которые могут принести желающие, посвятив каждый одному из новомучеников и исповедников Санкт-Петербургских, прославленных или не прославленных в лике святых. Можно подписать камень в память пострадавших в годы репрессий родных и близких. Планируется проводить встречи и беседы о тех, чьим именем подписан принесенный камень. Молодежную группу участников проекта возглавили Анна Еремеева и Ольга Шимкевич. Желающие приглашаются к участию. Петроградский процесс 1922 года начался вместе с голодом в Поволжье и повсеместной кампанией по изъятию церковных ценностей. В Петрограде были арестованы 86 священнослужителей и мирян во главе с будущим священномучеником Вениамином, митрополитом Петроградским . Суд продолжался с 10 июня по 5 июля. В Петроградский губотдел ГПУ пришла телеграмма из Москвы: " Митрополита Вениамина арестовать и привлечь к суду. Подобрать на него обвинительный материал. Арестовать его ближайших помощников - реакционеров и сотрудников канцелярии, произведя в последней тщательный обыск. Вениамин Высшим Церковным Управлением отрешается от сана и должности. О результатах операции немедленно сообщите. 1 июня 1922 года. Начсоперупр ГПУ Менжинский " . По результатам процесса 13 августа были расстреляны митрополит Вениамин, архимандрит Сергий (Шеин), Юрий Новицкий и Иван Ковшаров. Архиерейским Собором 1992 года они были причислены к лику святых. Одним из арестованных стал настоятель Князь-Владимирского собора, благочинный 8-го Петроградского округа протоиерей Михаил Союзов. Несмотря на представленные доказательства невиновности, 5 июля 1922 года он был приговорен к строгой изоляции и 19 октября того же года скончался в тюремной больнице. ИА " Вода живая " , 04.07.21 Поделиться Упоминания в новостях 3 апреля 2024 19 марта 2024 5 марта 2024 7 февраля 2024 23 января 2024 20 апреля 2024 18 апреля 2024 14 апреля 2024 13 марта 2024 5 марта 2024 1 марта 2024 29 февраля 2024 18 февраля 2024 27 апреля 2024 26 апреля 2024 25 апреля 2024 24 апреля 2024 24 апреля 2024 22 апреля 2024 21 апреля 2024 21 апреля 2024 Карта сайта Санкт-Петербургская епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) Сайт поддерживается информационным отделом Санкт-Петербургской епархии Отзывы и пожелания просим направлять по адресу: mitropolia.pressa@gmail.com © 2012 - 2024 Санкт-Петербургская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

Прошел концерт к 100-летию Петроградского процесса июня 2022 Благотворительный концерт, посвященный 100-летию Петроградского процесса, прошел 1 июня в Малом зале Филармонии. Его организовало издательство " Спасское дело " (Москва - село Старая Потловка Пензенской области). Вел концерт главный редактор издательства, историк и общественный деятель Александр Мраморнов. Сто лет назад в северной столице были невинно осуждены и приговорены к расстрелу митрополит Вениамин (Казанский) и трое его помощников - настоятель петроградского подворья Троице-Сергиевой лавры архимандрит Сергий (Шеин), юристы Юрий Новицкий и Иван Ковшаров. По делу проходили еще несколько десятков человек, их приговорили к различным срокам заключения. Публичный процесс проходил в зале Дворянского собрания - ныне зал Санкт-Петербургской филармонии - в июне 1922 года. Ведущий отметил, что митрополит Вениамин - первый епископ, избранный народом. Губчека и раньше пыталось собрать на него компромат, но дело развалилось. Через год это удалось благодаря декрету об изъятии церковных ценностей - якобы для помощи голодающим. На самом деле это был предлог, чтобы начать борьбу с Церковью и верующими. В ходе концерта были перечислены все имена осужденных на процессе. Среди них были и случайные люди - рабочие, студенты, служащие, домохозяйки. Многие получили небольшие или условные сроки. Но священнослужители получали сроки реальные. Открыла концертную программу Соната ре минор для альта и фортепиано Михаила Глинки в исполнении Карины Способиной (фортепиано) и Владимира Шуляковского-младшего (альт). Один из сподвижников митрополита Вениамина архимандрит Сергий (Шеин) в бытность мирянином закончил училище правоведения, как и композитор Петр Чайковский. Прозвучали его фортепьянные пьесы - Вальс-скерцо и " Размышление " . Гостем концерта стал родственник семьи Чайковских Денис фон Мекк: он представил книги, посвященные композитору, в том числе его духовному пути и вере в Бога. " Вокализ " Сергея Рахманинова прозвучал в исполнении Софии Колтаковой (скрипка) и Инны Моисеевой (фортепиано).

http://mitropolia.spb.ru/news/culture/?i...

Григорий (митр.) Чуков. Дневник, фрагменты; документы, фотографии. Архив Историко-богословское наследие митрополита Григория (Чукова) © Александрова Л.К. СПб. 2011. 2. Его же. Петроградский процесс 1922 года. Дневник//Наш Современник. 1994. С.173-180. 3. Его же. Дневники 1918-1922 годов. Последние годы святительства митрополита Вениамина//СПб ЕВ. 2004. Вып.32. С.73-81. 4. Александрова-Чукова Л.К. Митрополит Григорий (Чуков): служение и труды//СПб. ЕВ.2007.Вып.34.С.71-72. Уголовный кодекс РСФСР 1922 года Создание РККА - Рабоче-крестьянской Красной Армии. См.: http://www.bibliopskov.ru/23fevr.htm См.: http://www.bogoslov.ru/text/1225427.html Чельцов Михаил, прот. Воспоминания «смертника» о пережитом. М. 1993. С.74. Там же. С.90,92. Там же. С.142. Левитин-Краснов А., Шавров В. Очерки по истории русской церковной смуты. М.1996.С.191. Там же. С.83-85. Архив УФСБ по С-Петербургу и Ленинградской обл. Д.П-89305.Т.6.Л. 43. Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти. 1917-1943. М. 1994. С.284. Архив УФСБ по С-Петербургу и Ленинградской обл. Д.П-89305.Т.5.Л..381-382, 382 об., 383. Там же. Л. 385, 386, 386 об., 391, 392. Там же. Л.399об., 400, 400 об. Там же. Т.1.Л.438. Левитин-Краснов А., Шавров В. Указ. соч.С.141. Архив УФСБ по С-Петербургу и Ленинградской обл. Д.П-89305.Т.27.Л. 1-14. Там же. Т.5.Л.402, 404. Колосов. Ю.И. Эскиз к портрету интеллигента. Юрий Петрович Новицкий//История Коняев. Н.М.Священномученик Вениамин, митрополит Петроградский. СПб.1997.С.172. Автор приносит сердечную благодарность Ю.И. Колосову и Н.М. Коняеву за консультации. Тюремный дневник дается практически полностью, за исключением авторских повторов и перечисления лиц, посещавших ярот. Николая в заключении. Послание Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей верным чадам Русской Православной Церкви в отечестве и в разсеянии сущим//Православный Вестник Нью.- Йоркской и Канадской Епархий.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/0...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010