Митрополит Петроградский и Гдовский Вениамин и петроградское духовенство на судебном процессе. Июнь 1922 г. ЖМП 9 сентябрь 2022 /  15 сентября 2022 г. 18:00 Прости им, Боже ИЗЪЯТИЕ ЦЕРКОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ И СУДЕБНЫЙ ПРОЦЕСС 1922 ГОДА НАД ДУХОВЕНСТВОМ В ПЕТРОГРАДСКОЙ ЕПАРХИИ Кампания изъятия церковных ценностей в Петрограде имела свои важные особенности, ведь именно здесь в 1922 году прошел самый массовый судебный процесс над православным духовенством. О телеграмме, в которой большевики просили разрешить расстреливать священнослужителей, о том, как вскрытие мощей святого князя Александра Невского стало поводом для возбуждения уголовного дела, и других событиях 1922 года в Петроградской епархии «Журналу Московской Патриархии» рассказал главный архивист Центрального государственного архива Санкт-Петербурга профессор Санкт-Петербургской духовной академии Михаил Шкаровский.   PDF-bepcuя.  Кардинальное решение Несмотря на гонения, из гражданской войны Церковь вышла в основе своей несокрушенной. Но уже вскоре после окончания боевых действий стали разрабатываться планы кардинального «решения» проблемы существования религиозных организаций в Советской России. Власти воспринимали их как оппозиционную враждебную силу, к тому же располагавшую значительными материальными ценностями, которые решено было изъять. Поводом для наступления на Церковь стал страшный голод в Поволжье. В своем печально известном письме В. М. Молотову для членов Политбюро от 19 марта 1922 года В. И. Ленин писал: «...данный момент представляет из себя не только исключительно благоприятный, но и вообще единственный момент, когда мы можем 99-ю из 100 шансов на полный успех разбить неприятеля наголову... Нам во что бы то ни стало необходимо провести изъятие церковных ценностей самым решительным и самым быстрым образом, чем мы можем обеспечить себе фонд в несколько сотен миллионов золотых рублей... Без этого никакая государственная работа вообще, никакое хозяйственное строительство в частности и никакое отстаивание своей позиции в Генуе в особенности совершенно немыслимы» 1 .

http://e-vestnik.ru/analytics/izjatie_ce...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРХИЕРЕЙСКИЙ СОБОР РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 31 МАРТА - 5 АПРЕЛЯ 1992 г. Заседал в конференц-зале гостиничного комплекса Данилова московского мон-ря под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II (Ридигера) , в деяниях Собора участвовали 97 архиереев. Выступление Святейшего Патриарха Алексия II на Архиерейском Соборе. 31 марта 1992 г. Выступление Святейшего Патриарха Алексия II на Архиерейском Соборе. 31 марта 1992 г. Во вступительном слове Патриарх Алексий обозначил основные темы заседаний: канонизация новомучеников Российских и преподобных Кирилла и Марии , родителей прп. Сергия Радонежского , церковная ситуация на Украине и статус Украинской Православной Церкви (УПЦ), проблемы взаимоотношения Церкви и об-ва. В 1-й день заседаний Собор также заслушал доклад председателя синодальной Комиссии по канонизации святых митр. Крутицкого и Коломенского Ювеналия (Пояркова) , в к-ром были изложены одобренные Свящ. Синодом выводы комиссии, исследовавшей жития преподобных схимон. Кирилла и схимон. Марии, а также новомучеников митр. Киевского Владимира (Богоявленского) , митр. Петроградского Вениамина (Казанского) и казненных вместе с ним сщмч. архим. Сергия (Шеина) , мучеников Юрия Новицкого и Иоанна Ковшарова (см. также Петроградский процесс 1922 г. ), вел. кнг. Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары , убиенных в Алапаевске. По докладу митр. Ювеналия А. С. принял 2 деяния: «О канонизации преподобных схимонаха Кирилла и схимонахини Марии, родителей преподобного Сергия, игумена Радонежского, Чудотворца» и «О канонизации митрополита Киевского и Галицкого Владимира (Богоявленского, 1848-1918), митрополита Петроградского и Гдовского Вениамина (Казанского; 1873-1922) и иже с ним убиенных схимонаха Сергия (Шеина; 1866-1922), Юрия Новицкого (1882-1922) и Иоанна Ковшарова (1878-1922), великой княгини Елизаветы (1864-1918) и инокини Варвары (1918)». В деянии о канонизации новомучеников сказано, что это только начало церковного прославления мучеников и исповедников, пострадавших в годы революционной смуты и послереволюционного террора.

http://pravenc.ru/text/76514.html

Овдовев, принял монашеский постриг. 28 авг. 1920 г. в Исаакиевском соборе состоялась хиротония В. во епископа Кронштадтского, викария Петроградской епархии, к-рую возглавлял митр. Петроградский и Гдовский св. Вениамин (Казанский) . По словам митр. Вениамина (сказанным на суде), Кронштадтский викарий «вел бракоразводные дела, служил, исполнял мои поручения, делал обозрение церквей, бывал на заседаниях в правлении... общества православных приходов... по мере необходимости, докладывая то, о чем надо было доложить». В кон. мая или нач. июня 1920 г. В. был арестован в Кронштадте, заключен в петроградскую тюрьму, через неск. часов освобожден. Вновь арестован в нач. июня 1922 г. в ходе кампании по изъятию церковных ценностей ; проходил как один из основных обвиняемых по «делу митрополита Вениамина» (см. ст. Петроградский процесс 1922 г .). 5 июля 1922 г. Петроградским губернским революционным трибуналом признан виновным в «организации преступной контрреволюционной группы, поставившей себе целью борьбу с советской властью», приговорен к высшей мере наказания. 26 июля 1922 г. кассационная коллегия Верховного трибунала определила заменить расстрел заключением на 5 лет; 3 авг. по постановлению Президиума ВЦИК расстрел был заменен 10 годами заключения. В. отбывал наказание в петроградской тюрьме. Во время пребывания в заключении В. направил Петергофскому еп. Николаю (Ярушевичу) письмо, в к-ром сообщил о том, что не признает образованной им «Петроградской автокефалии», а еп. Николая считает лишь законным викарием Петроградской епархии. («Петроградская автокефалия» была объявлена еп. Николаем с согласия властей после захвата высшей церковной власти обновленцами (см. ст. Обновленчество ), была поддержана мн. представителями петроградского духовенства, к-рые, с одной стороны, заявляли о своей непричастности к решениям заграничного Карловацкого Собора 1921 г . , а с др.- не признали обновленческое Высшее церковное управление .) 24 нояб. 1923 г. Президиум ВЦИК постановил оставшийся срок В. считать условным, 30 нояб. архиерей был по амнистии освобожден. После освобождения ездил в Москву к св. Патриарху Тихону , получил благословение служить по приглашению духовенства и прихожан в храмах Петрограда, в качестве 1-го викария первенствовать в соборных архиерейских служениях, но В. оставил это право за Лужским еп. Мануилом (Лемешевским) . После ареста еп. Мануила В. в февр. 1924 г. принял на себя временное управление Петроградской епархией, одновременно временно управлял Олонецкой и в течение неск. месяцев Новгородской епархиями.

http://pravenc.ru/text/150215.html

Закрыть itemscope itemtype="" > К истории антицерковной деятельности Московского революционного трибунала (1918-1920 гг.) 20.03.2011 681 Время на чтение 53 минут Деятельность революционных трибуналов, созданных большевиками в 1918 г. и действовавших до судебной реформы 1922 г., оказала ощутимое влияние на Церковь. Для понимания церковной истории первых послереволюционных лет большое значение имеют документы, отражающие преследования революционными властями православного духовенства. Обзор наиболее важных дел, найденных в Центральном государственном архиве Московской области, и заключения по ним предлагаются Александром Игоревичем Мраморновым. История революционных трибуналов, созданных большевиками в 1918 г. и действовавших до судебной реформы 1922 г., остается до сих пор плохо изученной . В еще большей степени это касается тех страниц прошлого этих «классовых» судов, которые были связаны с гонениями на Русскую Церковь. Автором этих строк уже было предпринято обзорное исследование дел по обвинению духовенства, разбиравшихся в Саратовском губернском революционном трибунале , после чего взор был обращен на трибунал столичный. В Москве революционный трибунал появился одним из первых на подконтрольной большевикам территории страны. Его создание имело особенности по сравнению с трибуналами других губерний и областей. Уже 15 декабря 1917 г. на пленарном заседании Московского Совета была утверждена «Инструкция Московскому революционному трибуналу». Таким образом, нормативный документ, данный московскому трибуналу, опередил даже аналогичную инструкцию, принятую НКЮ 19 декабря того же года уже для всех трибуналов большевистской России. Инструкция московскому трибуналу впервые определила, что следственная комиссия должна организовываться при трибунале, а не при местном совдепе. Заседания трибунала предполагалось делать публичными . Уже 21 декабря 1917 г. Московский революционный трибунал начал свою работу и за первое полугодие существования принял к рассмотрению 2022 дела . Некоторые крупные дела, разбиравшиеся в Московском революционном трибунале, упоминаются в современной исторической литературе, а отдельные документы, связанные с деятельностью трибунала, опубликованы. Самым известным процессом духовенства является суд 1922 г., последовавший за кампанией по изъятию церковных ценностей. Опубликованы лишь выборочные документы этого процесса, например приговор . Однако издание всех материалов данного суда у нас отсутствует, и, кроме того, в литературе сложно найти точные указания на место хранения соответствующих архивных дел. Кстати, известен и процесс петроградского духовенства, закончившийся расстрелом главных фигурантов во главе со священномучеником Вениамином. Но и с ним ситуация не лучше: 28 томов дела остаются в основном неопубликованными.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/0...

Прости им, Боже 9 октября 2022 г. 14:28 Кампания изъятия церковных ценностей в Петрограде имела свои важные особенности, ведь именно здесь в 1922 году прошел самый массовый судебный процесс над православным духовенством. О телеграмме, в которой большевики просили разрешить расстреливать священнослужителей, о том, как вскрытие мощей святого князя Александра Невского стало поводом для возбуждения уголовного дела, и других событиях 1922 года в Петроградской епархии  «Журналу Московской Патриархии»  рассказал главный архивист Центрального государственного архива Санкт-Петербурга, профессор  Санкт-Петербургской духовной академии  Михаил Шкаровский  9, 2022 ,  PDF-bepcuя ). Кардинальное решение Несмотря на гонения, из гражданской войны Церковь вышла в основе своей несокрушенной. Но уже вскоре после окончания боевых действий стали разрабатываться планы кардинального «решения» проблемы существования религиозных организаций в Советской России. Власти воспринимали их как оппозиционную враждебную силу, к тому же располагавшую значительными материальными ценностями, которые решено было изъять. Поводом для наступления на Церковь стал страшный голод в Поволжье. В своем печально известном письме В.М. Молотову для членов Политбюро от 19 марта 1922 года В.И. Ленин писал: «...данный момент представляет из себя не только исключительно благоприятный, но и вообще единственный момент, когда мы можем 99-ю из 100 шансов на полный успех разбить неприятеля наголову... Нам во что бы то ни стало необходимо провести изъятие церковных ценностей самым решительным и самым быстрым образом, чем мы можем обеспечить себе фонд в несколько сотен миллионов золотых рублей... Без этого никакая государственная работа вообще, никакое хозяйственное строительство в частности и никакое отстаивание своей позиции в Генуе в особенности совершенно немыслимы» 1 . На нужды голодающих предполагалось выделить ничтожную часть конфискованных богатств Церкви. Постепенно появились и планы подтолкнуть верующих к расколу, создать более покорную церковную организацию. Уже 21 марта в докладной записке ГПУ (Государственного политического управления) в Политбюро откровенно предлагалось путем грубого насильственного вмешательства во внутрицерковную жизнь произвести своеобразный «переворот» 2 .

http://patriarchia.ru/db/text/5959866.ht...

Вышел июльский номер журнала " Вода живая " июня 2022 Открывает его проповедь митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Вароснофия " Подражать святым апостолам " , посвященная дню памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла . Темой раздела " Подробно " стал печально знаменитый Петроградский процесс 1922 года, 100-летие которого отмечается в этом году. Предположительно 13 августа 1922 года были расстреляны по надуманному обвинению о " сопротивлении изъятию церковных ценностей " митрополит Петроградский Вениамин (Казанский) , архимандрит Сергий (Шеин), миряне Иван Ковшаров и Юрий Новицкий. Все они впоследствии причислены к лику святых. Материал Марины Ланской " От письма до оратории " рассказывает о грядущей премьере оратории " Страдалец до Голгофы " , которая должна состояться в день 100-летия гибели новомучеников, 13 августа, в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии. Она посвящена митрополиту Вениамину. Материал Татьяны Кириллиной " Нужная жертва Юрия Новицкого " рассказывает о другом фигуранте дела - юристе Юрии Новицком. В фойе Филармонии в день концерта будет развернута выставка, посвященная ему; она подготовлена прихожанами храма иконы Божией Матери " Всех скорбящих Радость " на Шпалерной улице , о поисках и находках во время работы над экспозицией рассказывает настоятель протоиерей Вячеслав Харинов . Раздел " Образы и смыслы " открывает интервью того же автора " Изучение генеалогии - дело богоугодное " с директором Центра генеалогии Российской национальной библиотеки Игорем Сахаровым, которому 11 мая исполнилось 90 лет. Ученый рассказывает о том, что привело его в генеалогию, а также о важности этой дисциплины для каждого человека. Тимур Щукин подготовил публикацию " Слово петербургского предстоятеля " , знакомящую читателя с отрывками из богословских трудов митрополитов, возглавлявших Санкт-Петербургскую кафедру в первой половине XIX века. Раздел " Люди в Церкви " открывает очерк Евгения Перевалова " Отдушина для потерявших все " . В нем речь идет о новом начинании благотворительного фонда " Благо Дари " , который действует в Гатчинской епархии , - центре социальной адаптации для бездомных " Отдушина " , где люди, лишенные крова, могут принять душ, постирать вещи, получить помощь психолога и социального работника. В материале Марьяны Федоровой " Главная миссия Церкви " о своем пути к Богу рассказывает клирик Князь-Владимирского собора протоиерей Владимир Федоров . Завершает раздел материал Марины Куракиной " Быть или не быть - вот в чем развод " : молодая женщина, пережившая расставание с мужем, рассказывает об опыте преодоления этой непростой жизненной ситуации, в том числе и с помощью Церкви.

http://mitropolia.spb.ru/news/otdeli/?id...

Вышел февральский номер журнала " Вода живая " января 2022 Открывает его проповедь митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия " Время очищения " , посвященная евангельскому чтению в Неделю о блудном сыне. В номере опубликован некролог митрополиту Владимиру (Котлярову) , ушедшему из жизни 19 января после продолжительной болезни на 93-м году жизни. Темой раздела " Подробно " стал Петроградский процесс 1922 года по делу " о сопротивлении изъятию церковных ценностей " , 100-летие которого отмечается в нынешнем году. Открывает его исторический очерк иерея Владимира Тарасова " Под предлогом голода " , рассказывающий об этих трагических событиях, завершившихся расстрелом по сфабрикованному обвинению четверых новомучеников Русской Православной Церкви: священномучеников митрополита Петроградского Вениамина (Казанского) и архимандрита Сергия (Шеина), мучеников Иоанна Ковшарова и Юрия Новицкого. Материал Татьяны Кириллиной " Состав преступления отсутствует " посвящен одному из фигурантов дела - настоятелю Князь-Владимирского собора протоиерею Михаилу Союзову (1869-1922), несправедливо осужденному и умершему в тюремной больнице. В связи со 100-летием Петроградского процесса под руководством настоятеля Князь-Владимирского собора, председателя комиссии по канонизации Санкт-Петербургской епархии протоиерея Владимира Сорокина прихожанами были собраны материалы для канонизации пострадавшего от советской власти священника. Дополняет раздел публикация отрывков из книги Дмитрия Павлова " До смерти я буду призывать вас к молитве " , посвященной одному из видных деятелей Александро-Невского братства (также разгромленного в ходе Петроградского процесса) митрополиту Гурию (Егорову; 1891-1965), брату настоятеля Феодоровского собора священномученика Льва (Егорова) . Письма владыки, отрывки из которых приведены в журнале, датируются 1922 годом. Темой раздела " Образы и смыслы " стали богословские взгляды великого русского писателя Федора Достоевского, 200-летие со дня рождения которого отмечалось в прошлом году. В материале " Вера Достоевского и топор Раскольникова " Тимур Сунайт беседует с доктором философских наук Игорем Евлампиевым, долгое время занимающимся проблемой " Достоевский и христианство " . Дополняет раздел философское эссе Тимура Щукина " Богословие вредного производства " , посвященное осмыслению популярного психологического термина " токсичность " с точки зрения святоотеческого учения. Это второй текст цикла, начатого в предыдущем номере (см. 1 " Воды живой " за 2022 год, с. 14-17).

http://mitropolia.spb.ru/news/otdeli/?id...

В этом году в Северной Осетии отмечают значимый юбилей. Тысяча сто лет назад предки нынешних осетин — аланы приняли христианскую веру. И несмотря на две опустошительные волны завоеваний из Азии, сумели ее сохранить, сберегая таким образом свою национальную культуру и идентичность. Как сегодня живет Владикавказская епархия, какие приоритетные задачи решает ее правящий архиерей, в чем специфика миссионерской работы и какое значение уделяется образовательным проблемам, «Журналу Московской Патриархии» рассказал епископ Владикавказский и Аланский Герасим. PDF-bepcuя. Алексей Реутский 21 сентября 2022 г. 13:00 Северная Осетия — вершина айсберга индоевропейской цивилизации на Кавказе, уходящего в глубины океана истории. Храмы и святилища, наскальные крепости и сторожевые башни, руины древних городов и родовые склепы в горах и ущельях, завораживающих своей красотой, — все это зримые следы исчезнувшей страны, имя которой Алания. По церковному преданию, христианство аланам проповедовали святые апостолы Андрей Первозванный и Симон Кананит, в сонме мучеников раннего Средневековья сияют имена аланских святых. В XVIII веке после присоединения к России православная вера стала связующей нитью двух народов. Сегодня потомки древних алан строят храмы, служат ближнему, занимаясь социальной работой, сохраняют память о пострадавших за веру и ратуют за богослужение на осетинском языке, в чем видят источник духовного просвещения своего народа. PDF-bepcuя. Алексей Реутский 20 сентября 2022 г. 16:00 Кампания изъятия церковных ценностей в Петрограде имела свои важные особенности, ведь именно здесь в 1922 году прошел самый массовый судебный процесс над православным духовенством. О телеграмме, в которой большевики просили разрешить расстреливать священнослужителей, о том, как вскрытие мощей святого князя Александра Невского стало поводом для возбуждения уголовного дела, и других событиях 1922 года в Петроградской епархии «Журналу Московской Патриархии» рассказал главный архивист Центрального государственного архива Санкт-Петербурга профессор Санкт-Петербургской духовной академии Михаил Шкаровский. PDF-bepcuя.

http://e-vestnik.ru/jmp/2022/9/

Слушается дело… митрополита Вениамина Петроградского Началось слушание дела, к которому было привлечено еще 86 человек. 13 августа, 2014 Началось слушание дела, к которому было привлечено еще 86 человек. 13 августа — память священномученика Вениамина Петроградского «…Я не знаю, что вы мне объявите в вашем приговоре, жизнь или смерть, но что бы вы в нем ни провозгласили, я с одинаковым благоговением обращу свои очи горе, возложу на себя крестное знамение и скажу: «Слава Тебе, Господи Боже, за все» — эти немногие слова произнес в зале судебного заседания митрополит Вениамин (Казанский). Начало 20-х годов. В России происходило то, чего несколько лет назад невозможно было себе представить: убийства священников, разорение храмов. Однако на этот раз власти пошли дальше, организовав первый показательный судебный процесс, с привлечением одного из иерархов Русской Православной Церкви не в качестве «свидетеля», как это было в случае с Патриархом Тихоном, а в качестве обвиняемого… «Строго секретно…» Владыку Вениамина арестовали 29 мая 1922 г., а 10 июня началось слушание дела, к которому было привлечено еще 86 человек. Что же послужило официальной причиной ареста? Напомним о контексте тех событий. После окончания гражданской войны, когда в России наступил голод, принявший в некоторых губерниях угрожающие масштабы, большевистский ЦК принял решение воспользоваться этим обстоятельством для нанесения удара в отношении Православной Церкви. Основанием послужило письмо-директива Ленина от 19 марта 1922 г., обращенное к Молотову и адресованное членам Политбюро с ремаркой: «СТРОГО СЕКРЕТНО», где говорилось об уникальности сложившейся ситуации, позволяющей «оправдать» перед общественным мнением не только изъятие церковных ценностей, но и физическое устранение возможно большего числа священнослужителей: «Чем большее число представителей реакционного духовенства и реакционной буржуазии удастся нам по этому поводу разстрелять, тем лучше[.] Надо именно теперь проучить эту публику так, чтобы на несколько десятков лет ни о каком сопротивлении они не смели и думать…».

http://pravmir.ru/semya-cerkvi-svyashhen...

Подпишитесь на наш Телеграм Группа подсудимых в зале суда. Петроградский процесс 1922 г. по делу об изъятии церковных ценностей Мы привыкли, что святые — это какие-то особенные люди, заранее уготованные Господом к своему подвигу. Люди «не от мира сего». А уж представители некоторых профессий точно не могут быть святыми. Кто же тогда такие «святые юристы»? Есть ли в наше время место святости? Об этом рассказывает Екатерина Федорчук — автор книги «Последнее письмо святого юриста Юрия Новицкого», выпущенной издательством «Никея». Герои книги были приговорены к расстрелу по «делу церковников» в 1922 году в Петрограде. В своей книге я хотела показать, что эти люди — почти наши современники. Они живут обычной жизнью, понятной нам. Они еще не знают, что они «святые». Юрий Новицкий — блестящий эрудит, ученый, автор работ, посвященных истории русского уголовного права. Человек, который интересовался широким философским контекстом своего времени, был в курсе метаний, шатаний и всяческих уклонений Серебряного века и при этом догматически стоял в вере. Он отдал жизнь за Христа. Но прежде, чем просиять мученическим подвигом, Юрий Петрович прошел через те испытания и искушения, через которые проходит множество самых обыкновенных, не святых людей. Сохранившиеся свидетельства позволяют говорить о том, что он пережил тяжелую личную драму, которая для человека другого склада могла бы стать серьезным искушением. Непонимание и одиночество: почти, как у всех нас Во время Первой мировой войны его жена уехала на фронт, оставив мужа и дочку, и потом уже не вернулась к ним. Очевидно, не хотела возвращаться. Подробностей мы не знаем, поэтому в повести о святом юристе я касаюсь этого факта очень аккуратно, упоминаю как бы вскользь. Но и не сказать об этом совсем нельзя — это те обстоятельства жизни, которые серьезно влияют на человека. Можно также предположить, что у Новицкого были сложные отношения с матерью. В чем была суть конфликта, мы тоже не знаем, и я не стала фантазировать на эту тему, но сам факт того, что Юрий Петрович не находил понимания у самых близких людей, очень важен для понимания логики судьбы святого мученика.

http://blog.predanie.ru/article/oni-eshh...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010