Поиски особых паранормальных состояний сознания, которые теперь уже на научном уровне удается наблюдать, анализировать и оценивать, - весьма опасны для человека и не имеют никаких верных критериев контроля. Они лишний раз напоминают слова Спасителя: " Без Меня не можете делать ничего " . (Ин. 15,5) Научные данные не только не противоречат, но весомо подтверждают святоотеческое понимание этого вопроса, раскрывая с медицинской и физиологической точки зрения опасность паранормальных состояний. Нельзя просто так легкомысленно пускаться на поиски духовных ощущений, состояний и видений. Святые отцы Церкви единодушно говорят о том, что духовный путь (его иногда называют " мистический путь " ) нельзя совершать без постоянного и правильного призывания Имени Иисуса Христа. Это особое искусство " трезвения " , " умного делания " – требует крайней внимательности и осторожности, должно совершаться под руководством опытного духовного наставника. Тысячи монахов-подвижников прошли по этому пути и предупреждают, что на нем есть множество опаснейших и абсолютно непредполагаемых ситуаций и состояний, которые невозможно преодолеть, не ознакомившись с ними по святоотеческой литературе, не живя жизнью Церкви и не владея искусством духовной брани. " Последствия разных форм медиумизма, когда человек втягивается в " мистическую наркоманию " : психические и эмоциональные расстройства, жесточайшая депрессия, и наконец, самоубийства и злодеяния, совершенные под влиянием демонических сил. Но самая большая опасность - вечная погибель души, если человек не оставит общения с духом злобы и не покается " . (Архимандрит Тихон (Шевкунов). - С.105). В заключение же приведем прямые слова Самого Господа Бога о том, как следует человеку относиться к подобной практике: " Не должен находиться у тебя прорицатель, гадатель, ворожея, обаятель, вызывающий духов, волшебники и вопрошающий мертвых, ибо мерзок пред Господом Богом всякий, делающий это. " (Второзаконие 18, 10-12) " Если восстанет среди тебя пророк, или сновидец, и представит тебе знамение или чудо, и сбудется то знамение или чудо, о которых он говорил тебе, и скажет притом: " пойдем вслед богов иных, которых ты не знаешь, и будем служить им, " - то не слушай слов пророка сего или сновидца сего; ибо чрез сие искушает вас Господь, Бог ваш, чтобы узнать,  любите ли вы Господа, Бога вашего от всего сердца вашего и от всей души вашей " . (Второзаконие 13,1)

http://pravoslavie.ru/196.html

Послание, которое Павел уже долгое время пишет, вызвано именно этими обстоятельствами. Ему стало известно, что в Коринфской церкви происходят бурные споры. Он не знает, поможет ли его послание братьям и сестрам, утихомирит ли оно разыгравшиеся страсти. Но он видит свой долг в том, чтобы напомнить коринфянам о взаимной любви и жертвенности, о природе церкви как Божьего Храма и Христова Тела, об евхаристии как средоточии церковной жизни и о многих других вещах. Несмотря на то, что коринфяне хорошо знакомы с идеями христианства, эти идеи нередко забываются и их место занимают старые обычаи и привычки. К несчастью, этот груз веков неотступно следует за всеми христианами, и нужно постоянно быть чутким к своим поступкам и к поступкам ближних, чтобы совместными усилиями вырваться из объятий идолопоклонства. Разве не ужасно, что у коринфян «появилось блудодеяние... что некто вместо жены имеет жену отца своего» ( 1Кор.5:1 )? Павел понимал, что такой грех – результат полного упадка нравов, так как «худые сообщества развращают добрые нравы» (Там же, 15:33). Ну а общество, в котором приходится жить христианам, бесконечно далеко от идеала. А разве не ужасно, что святая евхаристия у коринфян превратилась чуть ли не в языческий пир, «ибо всякий поспешает прежде других есть свою пищу, так что иной бывает голоден, а иной упивается» (Там же, 11:21)? Ведь евхаристия – показатель уровня развития человека и степени его приобщения к глубинам веры. Если же этот святой обряд превращается в мерзкую попойку, то не может быть оправдания тем, кто безучастно смотрит на осквернение самых искренних чувств. Поэтому Павел позволил себе лишний раз напомнить: «Не будьте также идолопоклонниками, как некоторые из них, о которых написано: „народ сел есть и пить, и встал играть» ( Исх.32, 6 ). Не станем блудодействовать, как некоторые из них блудодействовали...» ( 1Кор.10:7–8 ). В этих словах порицаются нормы жизни тех, кто думает только о себе, о своем бренном существовании и забыл о вечной жизни. Когда такие люди собираются и начинают пить, то через некоторое время обязательно появляется желание услышать музыку инструментов, а вместе с ней не заставляют себя долго ждать пляски и песни. А какие могут быть пляски и песни после обильных возлияний в такой беззаботной компании – хорошо известно. Неужели у коринфян святой обряд евхаристии превратился в столь неприглядное действо? Неужели они осквернили завет Христа? Неужели сменили псалмы на низменные уличные песенки? Неужели в самом деле люди, видящие их евхаристию, говорят: «Народ сел есть и пить, и встал играть»?

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

После службы с отцом Иоасафом – Слышали об иеромонахе Серафиме (Роузе) ? Он изучил все религии и пришел в итоге к Православию. А у вас как было? – Да, я слышал о нем. В моем случае было то же самое. Я прочитал Коран, Тору, Ветхий Завет, Бхагавад-гиту. Мне показалось, что я читаю одно и то же. Остался Новый Завет. Моя подруга Ирина сказала прочитать Евангелие. Я прочитал и понял, что терял время зря. Хотя иначе, наверное, я все время думал бы, что что-то упустил. А изучив основные религии – буддизм , индуизм и ислам , – я понял, что там нет того, что есть в Евангелии: нет жертвенности. Это, конечно, удивительная книга! Когда читаешь ее на протяжении всей своей жизни, Господь постоянно открывает тебе удивительные вещи, и ты думаешь: «Как же я этого не понимал сам?» – Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) в книге «Я полюбил страдание» написал, что его пронзили слова Евангелия: «Жатвы много, а делателей мало», и он стал священником. А вас какая-то цитата или глава поразила в Евангелии? Если человек говорит, что он любит, помогает деньгами, но не жертвует, – это не любовь – Нет одной такой главы. Я каждый день в Евангелии делаю пометки. Мне все интересно. «Слухом услышите – и не уразумеете, и глазами смотреть будете – и не увидите, ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их» (Мф. 13: 14–15) – это поразительная цитата. В любой главе Евангелия есть то, что может изменить человека. Но для меня главным стал день, когда я прочитал, что Христос просто взял и сделал. Мы все говорим, а Он взял и сделал. Самое важное заключается в любви. Что такое любовь? Любовь – это на самом деле, когда человек может жертвовать. Если человек говорит, что он любит, помогает деньгами, но не жертвует, – это не любовь. Православие тем и отличается. Любовь, о которой говорил Христос, – это когда человек может пожертвовать своим временем, своими ресурсами, знаниями, чем угодно, не поспать лишний час.

http://pravoslavie.ru/89019.html

Потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова. Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа: ибо когда я немощен, тогда силен» ( 2Кор. 12:7-10 ). Путь Раскольникова — путь от служения злу к победе над ним. Путь Свидригайлова — путь служения злу, отчаяния перед кажущимся всевластием зла, отказа от волевых усилий к преодолению зла в себе. Есть, однако, и иные попытки решить проблему — Достоевский намечает их также, вполне определённо оценивая. Можно ведь попытаться уйти от мира в фантазию, погрузиться в грёзу — что порою почти удаётся Катерине Ивановне Мармеладовой. По слову Достоевского, она из тех, кто сочиняют себя. Не в силах выдержать удары жизни, она начинает выдумывать особые обстоятельства, в которых всегда готова обнаружиться счастливая возможность одним махом одолеть все напасти и всех недругов заодно, как подлинных, так и мнимых. Катерина Ивановна — из породы мечтателей, столь хорошо исследованных писателем в его прежних литературных опытах. Мечтания её порождают фантастические действия, всегда завершающиёся крахом, но горький опыт остаётся для неё бесплодным. Причина же в том, что в основе всех мечтательных фантазий Катерины Ивановны замешаны её гордыня и тщеславие, избавиться от которых — выше её сил. «Эти пароксизмы гордости и тщеславия, — замечает автор, — посещают иногда самых бедных и забитых людей и, по временам, обращаются у них в раздражительную, неудержимую потребность. А Катерина Ивановна была сверх того и не из забитых: её можно было совсем убить обстоятельствами, но забить её нравственно, то есть запугать и подчинить себе её волю, нельзя было» (6,290). Гордыня Катерины Ивановны подводит несчастную женщину к страшному итогу: перед лицом смерти она, по существу, отрекается от Бога: « — Что? Священника?.. Не надо… Где у вас лишний целковый?.. На мне нет грехов! .. Бог и без того должен простить… Сам знает, как я страдала!.. А не простит, так и не надо!..» (6,333).

http://azbyka.ru/fiction/pravoslavie-i-r...

Похоронили его на общем кладбище и на кресте сделали простую надпись о рождении и кончине батюшки (4 февраля 1908 г.). «Святые не любили...» Как он сравнял себя с ними! Очевидно, имел на это право. И преподобный Серафим говорил Елене Васильевне Мантуровой, когда она испугалась предложения батюшки умереть ей вместо брата, Михаила Васильевича: – Нам ли с тобою бояться смерти, радость моя? Мы будем с тобою во Царствии Пресвятой Троицы! 121 Да святые уже достигли бесстрашия любви, как сказал апостол любви Иоанн: Любовь до того совершенства достигает в нас, что мы имеем дерзновение в день суда, потому что поступаем в мире сем, как Он. В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви ( 1Ин. 4:17–18 ). Значит и преподобный Серафим, и батюшка отец Исидор достигли высоты любви. И как просто говорил мне отец Исидор о прославленном уже тогда Саровском праведнике: «Преподобный-то Серафим не обидится на меня». Так мы говорили лишь про подобных или равных себе. Замечательно и другое обстоятельство в кончине батюшки. Он скончался 4 февраля. И в этот день творится память его Ангела, преподобного Исидора Пелусиота . Значит его святой одноменник и покровитель в иночестве призвал к себе, в горние селения, батюшку в день своей небесной славы. И подобные совпадения смерти совершенно не случайны. «Жития святых» отмечают их довольно часто 122 .  «Праведники и по смерти живут», – говорит слово Божие (ср.: Мф. 25:46 ; Притч. 10, 25, 30 ). Мне неизвестны чудеса блаженного батюшки, но сила одного имени его велика и по смерти. И все с тем же И.Ф.Л.. Лет восемь спустя мне снова пришлось устраивать его на новое место, на этот раз в том же городе X, где я служил тогда 123 . Мы здесь встречались часто, – не менее раза в неделю. И странно: редко было, чтобы мы не спорили и не раздражались. –  Да, я – всем лишний. Надоел всем. Жить не стоит! Брошусь в воду или под поезд. И вы – не любите меня. Келейника своего П. любите больше, чем меня.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Поэтому можно сказать, что слабость наша есть то же, что на судне груз, помещаемый для равновесия, для удержания от бурных вихрей и волн, порывающих его во все стороны. Кто же скажет, что он лишний, что он не надобен? И далее, описывая также слабость нашу, сочинитель говорит: Мы сами по себе точно составляем то, что написано Ангелу Лаодикийской Церкви: «не знаешь, что ты несчастен и жалок, и нищ, и слеп, и наг» (Апок. 3:17). Мы не имеем ничего своего, сверх того, все-все угрожает нам опасностью и бедствием. Чего еще не достает бедности, нищете и окаянству нашему?    Здесь легкомыслие, может быть, изострит язык свой, как меч против Творца, так создающего нас за то, что тело наше есть центр всех слабостей, за то, что нагота, бедность, скудость, слепота — это свойства, от тела неотъемлемые. Но да молчит тварь, когда говорит Дух Творческий устами избранного Своего, который так утешает нас: мы страждем, бываем наги, скорбим, мучимся, умираем, и далее: «сокровище сие» — дар Святого Духа, «мы носим в глиняных сосудах, в нас слабых, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам» (2Кор. 4:7).    Мы слабы, немощны, но сила Божия в наших немощах совершается! Так и мы, слушатели, вместо роптания на слабости, не должны ли прибегать к Богу крепкому, сильному и благому, так как слово, сказанное Лаодикийскому Ангелу, вразумляет: «не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг. Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей, и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть» (Апок. 3:17, 18). Мы немощны для того, чтобы вне Бога не искали Бога, чтобы на Бога, а не на себя надеялись. Ибо надеяться на себя,— то же, что опираться на трость сокрушенную. Мы бедные и нищие — один Бог обогатит и обедняет. Мы слепы и наги — один Иисус открывает слепым зрение, один Тот, Кто облагает природу лучшей, чем у Соломона, красотой, может облечь и нас одеянием. «Мы окаянны» — знаете ли, к Кому вопиет Петр, ходящий по морю, и Павел в узах и темнице? Один, сотворивший вселенную, все создает в ней.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Праведная жизнь во Христе – это всегда жизнь наперекор миру, его страстям и законам. Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир (Ин. 15: 19). Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) говорил: «Мир требует, чтобы все думали и хотели только так, как думает и хочет мир. Мир не терпит, мир не позволяет, чтобы кто-нибудь думал и хотел иное, чем думает и хочет мир. Мир требует, чтобы все подчинялись тому, что исповедует мир, чтобы все думали так, как думает большинство, отвергшее Христа…» Но люди, называемые на Руси «юродивыми во Христе», сей подвиг иной, инаковой жизни возводят до предела. Возлюбив Господа, они всем своим существом стремятся следовать Тому, Который уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной (Фил. 2: 7–8). Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих (1 Кор. 1: 21). Юродивых, прославленных в лике святых, Православная Церковь знает совсем немного. Греческая Церковь чтит всего шесть юродивых, из которых у нас наиболее известны Андрей Блаженный и Симеон Эмесский. На Руси их немногим больше. Георгий Петрович Федотов в книге «Святые древней Руси» приводит такие цифры: «По столетиям чтимые русские юродивые распределяются так: XIV век – 4; XV – 11; XVI – 14; XVII – 7». В честь победы над нами? Покров Божией Матери Русский народ удивительным образом умеет сделать «своими» явления или людей, прямо его не касающихся (это лишний раз доказывает: в русской душе нет засилья национализма). Самый яркий пример тому – всенародное почитание архиепископа города Мира византийской провинции Ликия Николая, жившего в IV веке. Этот святой воспринимается едва ли не как самый «наш». И если иной богобоязненной старушке дерзнуть сказать, что Никола угодник – совсем не русский, жил он далеко и задолго до появления на свет русского народа, то, пожалуй, она даже наложит на тебя свою «епитимью».

http://pravoslavie.ru/93985.html

Преподобный Амвросий уже не со своего легендарного диванчика в скитской хибарке, а из Небесного райского дворца напоминает нам, чтобы мы не губили свою жизнь, уподобляясь навозной мухе, которая собирает грязь, нечистоты и скверные слухи. Нам нужен мед и нектар! Крестьянин бросает в землю семена не просто так, а чтобы вырос колос, из которого можно испечь хлеб. Спортсмен напрягает свои мышцы, чтобы добиться рекорда. Художник готовит краски и холст, чтобы с их помощью родился восхитительный пейзаж. Мы постимся не для того, чтобы сбросить лишний вес и поправить фигуру. Приходим в храм не для того, чтобы наслаждаться красивым пением. Вся наша духовная жизнь, которую апостол Павел сравнивал с соревнованиями атлетов, – это не культурная программа! Это пот и кровь тех, кто бежит на ристалище! Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить (1 Кор.9:24).      Наши многочасовые службы, наши домашние молитвы, наши посты, все наши подвиги – всё это для того, чтобы в сердце родился плод: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал. 5:22–23). А это возможно лишь тогда, когда душа, по выражению преподобного Амвросия, «как колесо, лишь на секунду будет касаться земли, а потом снова будет воспарять вверх, к Небу!» Для преподобного старца Амвросия не было ни одного человека – ненужного, пустого, бесполезного, забытого, лишнего и никчемного. «Мрамор и металл – всё пойдет», – в шутку говорил он о людских душах. Он обещал не покидать нас, помогать своими молитвами, когда душой отойдет ко Господу. Через год после его успения, в 1892 году, Евгений Поселянин записал в своем дневнике: «Ночью на Введение я видел, что стою перед Чашею у открытых Царских врат, а у алтаря, лицом ко мне, в золотых ризах и в золотой шапочке, стоит он, сияя светом!» Преподобный Амвросий Оптинский и сегодня молитвенно предстоит пред Престолом Всевышнего за Россию и за весь мир, воздыхает за каждого из нас. «Золото прошло через огонь испытаний, – сказал один мыслитель о нем, – и не потускнело!»

http://pravoslavie.ru/124933.html

Пришел тогда, когда, по бессильному человеческому соображению, обители грозило окончательное закрытие... Не правда ли, как силен всемогущий Господь? Не правда ли, – как правдиво и мудро называет Слово Божие Его «Богом нашего спасения», «Богом, видящим нас», «Богом, нашим заступником» 111 . И не прав ли великий апостол Петр, говоривший: «Все заботы ваши возложите на Господа, ибо Он печется о вас» 112 . Или псалмопевец Давид: «Предай Господу путь твой и уповай на Него, и Он совершит» 113 . С.В., пришел к обители в наше, полное страшного неверия, время; создал нечто колоссальное на этом великом, Богом благословенном бугре, отдавший со всей ширью чисто русской души на выполнение задуманных предприятий старца, несомненно, не один миллион состояния. И отдал это без малейшего сожаления. Наоборот, по всему можно судить, что он, с такой же полной, горячей душой, как и у своей жизненной спутницы, готов был отдать еще больше, если бы не великий голос Господа, призвавшего его к Себе. И насколько оправдывались на нем слова Божественного Спасителя мира о воздаянии за щедрую милость «мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною» 114 , можно судить по словам самого С.В., который говорил, что с той поры, когда он стал помогать Шамординской обители, он был поражен тем обилием благословения, которое полилось на него от Самого Бога. Над этим фактом следовало бы очень и очень подумать тем, кто уверяет, что на нашем пути нет чудес, что Слово Божие отжило, устарело; тем более, что все это проходило на наших глазах. Помимо отмеченного, этот факт особенно знаменателен тем, что он еще лишний раз подтверждает массу положений из Божественного Слова, так например: Во-первых, здесь оправдались слова апостола Павла в послании в Ефесянам, служащие великим назиданием, подвигающим нас к вере в Господа и к любви ко всем святым, что фактически, реально вознаграждает тех, кто исполняет эти слова: «Посему и я, услышав о вашей вере во Христа Иисуса и о любви ко всем святым, непрестанно благодарю за вас Бога, вспоминая о вас в молитвах моих, чтобы Бог Господа Нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам Духа премудрости и откровения к познанию Его, и просветил очи сердца вашего, дабы вы познали, в чем состоит надежда призвания Его, и какое богатство славного наследия Его для святых, и как безмерно величие могущества Его в нас, верующих по действию державной силы Его» 115 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/tih...

7 В кодексе и у Криста το νω καλλιργου; Питра предлагает перестановку члена для соблюдения симметрии. 8 Питра считает в 12-й строке только 10 слогов и исправляет её на 10 слогов в последующих икосах, впрочем, не во всех; но удобнее допустить поправку в двух предыдущих, нежели во всех последующих. 12 Недостаёт одного слога для симметрии, может быть дополняемого посредством раздельного произношения двоегласной ε. 14 В этой строке один слог лишний, а в следующей одного недостаёт; Питра полагает, что может быть они взаимно уравнивали себя, т. е. слог σο относится к следующей строке. 20 В этой строке один слог лишний, а в следующей одного недостаёт; может быть они взаимно уравнивают себя, как было выше. 22 Недостаёт одного слога; может быть в предыдущей строке нужно τοτν, вместо τν, так что они взаимно будут уравнивать себя. 30 Эта строка имеет лишний слог, а в следующей одного недостаёт; может быть они взаимно уравнивают себя. 31 В кодексе ν; Питра и Крист соединяют здесь две частицы в однуκν, и притом первый из них в этом месте без нужды переделывает целых пять строк, отступая от подлинника. 33 В этой строке один слог лишний, а в следующей одного недостаёт; может быть они взаимно уравнивают себя. 34 Слова в скобках, симметрически дополняющие две строки, вставлены Питрою, но неудачно; конструкция речи требует дательного падежа; Крист оставляет здесь пробел. 38 Вставка принадлежит Питре; Крист вставляетγρ μγας; в кодексе только Κφας. Вместо πασει Питра предлагает читатьπαει для согласия с другими глаголами этой строфы. 40 В этой строке недостаёт одного слога, а в следующей один лишний; может быть, они взаимно уравнивают себя. 42 В этой строке один слог лишний, а в следующей одного недостаёт; может быть, они взаимно уравнивают себя. 45 В этой строке один слог лишний, а в следующей одного недостаёт; может быть, они взаимно уравнивают себя. 48 Во второй строке один слог лишний, а в четвёртой одного слога недостаёт; Питра замечает, что лучше допустить некоторую неправильность в рифме (т. е. построении строк), нежели какое-нибудь изменение в священной формуле крещения.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgraf_Lovyagi...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010