Но некоторые из учеников Христа вызывали нарекания со стороны книжников и фарисеев и в какой-то степени даже сеяли соблазн в народе. Дело в том, что среди учеников Христа было немало грешников. Кто такие грешники? Вообще-то деление на праведных и грешных достаточно условно, потому что грешны все, и праведники в том числе. «Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас», – говорит апостол Иоанн Богослов. «Нет человека, который бы жил, и не согрешил», – гласит церковная молитва. Безгрешен лишь только Господь Иисус Христос, а все остальные люди грешны, хотя, конечно, в очень разной степени. Но под грешниками в Евангелии очень часто подразумеваются люди, у которых были, так называемые, нечистые профессии. И вот к такой категории грешников по профессии относились мытари, ростовщики, продажные женщины и тому подобные люди, которые пренебрегали установившимися в иудейской обществе нормами закона, нравственности и благочестия. общаться с таким человеком, а тем более, прийти к нему в дом и делить трапезу, значило самому оскверниться. Но Христос не только с ними общался, ел и пил. А некоторые из его учеников были выходцами именно из среды грешников по профессии. Достаточно вспомнить такие имена, как Мария Магдалина или пример сегодняшнего евангелия о призвании мытаря Левия. Ну а зачем Христос это делал? Зачем нужно было лишний раз давать пищу для обличения Себя со стороны фарисеев и вносить соблазн в народ, который был все-таки воспитан на иудейских представлениях о том, что такое грех, а что такое праведность, где чисто, а где нечисто, с кем можно общаться, а с кем нельзя? Господь нам на это не дает прямого ответа. Он лишь только говорит упрекающим Его: «не здоровые имеют нужду во враче, но больные». «Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию». Но вот из этого евангельского эпизода мы должны усвоить следующий урок. Господь призвал на апостольское служение мытаря Левия. На первый взгляд человека совершенно для этого недостойного. А потому реакцией окружающих на это избрание было недоумение, удивление, недовольство и даже осуждение Христа. Собственно, реакция была такая же, какая бывает и у нас, когда мы видим, что на высокое служение призывается человек на наш взгляд этого служения недостойный. Мы говорим в таких случаях, что он недостаточно умный, недостаточно образованный, недостаточно благочестивый или нравственный. Правда, если ум и образование в человеке можно распознать достаточно быстро, то благочестие и нравственность могут быть мнимыми, показными, фарисейскими.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-pro...

Новый Завет являет совершенное завершение и исполнение Божественной истории, как она изложена в Откровении. Всемогущий Господь возжелал явиться на земле и обращаться между людьми (см.: Вар 3: 38). Он посылал пророков, чтобы подготовить человечество к его приходу. И когда человечество было подготовлено, когда смог появиться на свет человек такой чистоты, как Дева Мария, тогда Бог явился во плоти (1 Тим 3: 16) и совершил задуманное Им дело спасения людей, установив посредством таинств принципиально иные отношения между человеком и Богом, при которых каждому открывается возможность личностного единения с Всевышним. Ничего нового, более совершенного быть уже не может, как не может быть ничего совершеннее Бога. Но тогда какая нужда в новых пророках? Время пророков прошло. Пророки были необходимы человечеству тогда, когда оно находилось в начале своего пути к Богу, так же, как воспитатель необходим малолетнему ребенку. Но если к ставшему взрослым лет эдак через сорок опять явится некто выдающий себя за воспитателя и станет пеленать его, кормить из ложечки, а за неповиновение ставить в угол, то это встретит, мягко говоря, недоумение, не так ли? Человеку зрелого возраста не нужен воспитатель. Точно так же и человечеству, получившему возможность личного, непосредственного общения и жизни с Богом и в Боге. Тот, кто объявляет себя вещающим волю Бога, воспринимается как явно неуместный, лишний. Именно поэтому в Новом Завете нет указаний на будущих новых пророков, посланных Богом с особой миссией, но зато есть предупреждения о том, что многие лжепророки восстанут и прельстят многих (Мф 24: 11). И еще прежде Сам Господь предупреждал, что далеко не все, кто называет себя пророком, являются на самом деле таковыми: Пророки пророчествуют ложное именем Моим; Я не посылал их и не давал им повеления, и не говорил им; они возвещают вам видения ложные и гадания, и пустое и мечты сердца своего (Иер 14: 14).   Во-вторых, христиане не признают Мухаммеда пророком потому, что он учит прямо противоположно Христу.

http://pravoslavie.ru/put/070723175350.h...

Объясн. Здесь говорится об особых дарах духовных, которые ради особых целей божественных подаваемы были христианам апостольского века: 1Кор. 12, 28–30 . В словах: «вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас», очевидно, разумеется предостережение от учения иного благовествования: Гал. 1, 6 ; другими словами, христиане не должны нуждаться в учительстве лжепророков: 2Петр. 2, 1–3 ; но чему научились от апостолов, в том и должны пребывать (ст. 27). Поэтому, кто отделится от пастырей, тот отделится и от Церкви, тот отделится и от Самого Господа, сказавшего: «отвергающийся вас, Меня отвергается»: Лук. 10, 16 . О священном Писании Ветхого и Нового Завета Мф. 13, 51–52 . «И спросил их Иисус: поняли ли вы все это? Они говорят Ему: так, Господи! Он же сказал им: поэтому всякий книжник, наученный Царству Небесному, подобен хозяину, который выносит из сокровищницы своей новое и старое». Объясн. Если здесь говорится, что книжник, наученный Царству Небесному.., выносит из сокровищницы «новое и старое», то только лишний раз подтверждается, что Иисус Христос не нарушить приходил закон: Мф. 5, 17 . Апостол Тимофей восхваляется за знание Священного Писания с детства, стало быть, ветхозаветного: 2Тим. 3, 15–16 , да и все первые христиане утверждены не одним Нов. Зав., а на основании апост. и пророков: Ефее. 2, 20; Рим. 3, 31 . 2      Кор. 3, 4–6. «Такую уверенность мы имеем в Боге чрез Христа, не потому, чтобы мы сами способны были помыслить что от себя, как бы от себя, но способность наша от Бога: Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа; потому что буква убивает, а дух животворит». Объясн. Здесь говорится о способности св. апостолов (а не мирян) начертывать письмо Христово на скрижалях сердца: ст. 3. Апостол как бы так говорит: христианское откровение ничуть не зависит от достоинства проповедника: ст. 5, но тем не менее это откровение само прославляет своих проповедников: ст. 6–10. Новый Завет в некотором смысле тоже есть буква, потому что он изложен в Писании, но он не назван буквой, потому что он не только письменно изложен, но и заключается в священных установлениях, в которых для человека содержится источник жизни: Иоан. 5, 39; 2 Тим. В, 16. О чтении и толковании священного Писания

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/d...

Объяснение. И зажжённую свечу требуется поставить на подсвечник, так и светильники Церкви поставляются: Еф.4:11 , а не сами собой приемлют эту честь: Евр.5:4 . Как бы ни сильна была вера или «свет перед людьми», но закон утверждения Церкви на основании апостолов и пророков не уничтожается: Рим.3:30–31 , Еф.2:20 . Притом «светильнику» нужно знать хорошо и Священное Писание: 2Тим.3:15–17 . Ин.17:15–16 . «Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его, но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам всё, что слышал от Отца Моего. Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите от Отца во имя Моё, Он дал вам». Объяснение. Это изречение есть только выражение чрезвычайной близости апостолов ко Христу, так как пред величеством Господа, как Бога, как апостолы, ученики Христовы, так и все люди были, есть и будут рабами: Лк.17:10 ; Деян.4:29 ; Рим.1:1 ; Гал.1:10 . Словами «Я вас избрал и поставил...» лишний раз подтверждается та истина, что честь пастырей никто сам собой предвосхищать не должен: Евр.5:4 ; 1Тим.4:14 ; 2Тим.1:6 ; Тит.1:5 . Деян.1:14–16 . «Все они единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами и Марией, Матерью Иисуса, и с братьями Его. В те дни Пётр, став посреди учеников, сказал, – было же собрание человек около ста двадцати: мужи братия! надлежало исполниться тому, что в Писании предрёк Дух Святой устами Давида об Иуде, бывшем вожде тех, которые взяли Иисуса». Объяснение. В этом первоначальном христианском обществе не все имели одинаковое положение: отличались одиннадцать апостолов, как принявшие жребий служения (ст.17) и апостольства (ст.25). К этим одиннадцати сопричислен только избранник Божий через молитву апостолов (ст.26), поэтому и спрашивает апостол Павел: «Все ли апостолы?.. Все ли учители?» ( 1Кор.12:29 ). Деян.2:47 . «Хваля Бога и находясь в любви у всего народа. Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви». Объяснение. Здесь в первый раз общество верующих названо Церковью. Если говорится здесь, что Господь Сам умножал Церковь (тогда как из 11 ст.1 гл. Деян. видно, что Он уже вознёсся на Небо), то очевидно что Господь совершал это чрез посредство апостолов. Так нужно понимать и проч. места, где говорится, что Господь Сам научает: Ин.6:4–5 ; Евр.8:10 ; Сам привлекает: Ин.6:44 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Осенью 168 года Антиох велел прекратить службу в иерусалимском Храме и разослал по городам чиновников с указом, который гласил: все живущие во владениях царских отныне считаются одним народом и должны «оставить свой закон». Евреям строго воспрещалось читать Писание, блюсти субботу, совершать обрезание младенцев и даже просто называться иудеями. Ослушников ждала смертная казнь (1 Макк 1,41-53). Первосвященник Менелай и кучка грекофилов подчинились эдикту. Большинство же жителей Иерусалима предпочли, бросив свои дома, покинуть город. Правительственные эмиссары стали ездить по стране, убеждая, грозя и чиня расправы. Свитки Библии, которые попадали им в руки, они рвали на куски и предавали огню. Но и этого Антиоху показалось недостаточно. В декабре, в 15 день месяца кислева 167 года во дворе Храма был сооружен алтарь Зевсу Олимпийскому. На восточный манер его велено было называть Владыкой неба — Ваал шамем. Но народ переиначил этот титул в «шикуц мешамем», то есть отвратительная гнусность, или мерзость запустения (1 Макк 1,54; см. ниже §28). А через десять дней вышел новый приказ: собраться к Храму для участия в языческом богослужении. В жертву были принесены свиньи, чтобы лишний раз показать, что с иудейскими обычаями покончено. Поскольку глухое сопротивление указу продолжалось, Антиох обрушил на страну репрессии. Убивал тех, кто отказывался ставить у своего дома языческий жертвенник, и тех, кто не желал являться в оскверненный Дом Божий. Женщин, чьи дети были тайком обрезаны, отправляли на виселицы вместе с младенцами (1 Макк 1,60-61). Из Палестины гонение перекинулось и в страны диаспоры, подвластные Антиоху. Кто мог, бежал в Египет, остальные укрывались в деревнях, горах и пустынях. Как впоследствии при гонении на христиан, наиболее беспощадны власти были к духовным вождям народа. В книжниках, мудрецах и раввинах видели корень зла. В то же время некоторых из них пытались склонить к отречению, чтобы посеять соблазн среди простых людей. 2 Маккавейская книга повествует, как язычники, захватив престарелого законоучителя Елеазара, убеждали его хотя бы для вида нарушить Закон. На что Елеазар ответил, что единственное его желание — умереть за веру. «Ибо недостойно нашего возраста лицемерить, — сказал он, — дабы многие из юных, узнав, что девяностолетний Елеазар перешел в язычество, и сами вследствие моего лицемерия, ради краткой и ничтожной жизни, не впали через меня в заблуждение, и через то я положил бы бесчестие и пятно на мою старость» (2 Макк 6,24-25). Он был казнен, как и семь его учеников, погибших на глазах матери, которая, присутствуя при пытках, укрепляла в них стойкость.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2307...

Отчет о пожертвованиях. Просьба о пожертвованиях. Слова: И сотвори убо Хлеб сей... А еже в Чаши сей... имеют силу творческую, пресуществляющую, животворящую, подобно животворящей силе Креста, действующей в нас и чрез нас на других верою и обношением 109 в мыслях и в сердце имени Иисуса Христа, и это всегда неизменно, как неизменяем Бог Триипостасный и Его смотрение о нас, о нашем спасении. Слова эти отвечают сами за себя и действуют наподобие обоюдоострого меча, которым надо только ударить, чтоб разрубить известную вещь. Не радуйся, когда лицо твое цветет от приятных яств и пития, потому что тогда внутреннее лицо души твоей безобразно и мертвенно, и на этот раз к тебе идут слова Спаса Христа: вы уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны лицемерия и беззакония [ Мф. 23, 27 ]. Всё лакомое снедомое – одна прелесть. После один вред душевный и телесный. (Опыт.) Не ешь того, что особенно любишь есть, чтоб не запнул враг сердца твоего любимым твоим кушаньем. Когда нужно угостить кого-либо из братии, не пожалей для них ничего, хотя бы она часто к тебе ходила, и не огорчайся к ним, думая об них в себе как о тунеядцах. Из-за пищи, из-за праха, из-за гноя крайне грешно нарушать заповедь о любви к ближнему, в котором Бог пребывает, ибо ближний – образ Божий, и согрешающий в себе наказывается внутренно огнем и теснотою. Ни во что для брата вменяй всякую пищу и питье. Аминь. Когда пожалеешь чего-либо для ближнего, скажи себе: Кто мне на небе? и с Тобою ничего не хочу на земле. Изнемогает плоть моя и сердце мое: Бог твердыня сердца моего и часть моя вовек [ Пс. 72, 25 – 26 ] – то есть ничто мне не надо ни на земле, ни на небе, кроме Тебя, Господи. Ты всё для меня. Бог твердыня сердца моего и часть моя вовек. Откажись однажды навсегда следовать раздражению слепого чрева; не будь жаден, сребролюбив, скуп, завистлив, ненавистлив, горд, ибо все эти страсти более или менее исходят из чрева и ради его ратуют против души. Лишний прием пищи тотчас отуманивает сердце и ко сну располагает.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Параллелизм, как поэтический прием, уходит своими корнями в ту же семитическую стихию, с которой мы связали и синтаксическое построение Ин. Достаточно вспомнить библейские псалмы, даже в переводе на европейские языки: «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей — и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое. Наипаче омый мя от беззакония моего — и от греха моего очисти мя: яко беззаконие мое аз знаю, — и грех мой предо мною есть выну. Тебе единому согреших, — и лукавое пред тобою сотворих...» и т. д. (Пс. 50).    Можно сказать, что, прибегая к параллелизму, Евангелист Иоанн свидетельствует лишний раз о своем еврейском происхождении. Но важно другое. В семитическом мире, в частности, в Ветхом Завете, параллелизм был поэтическим средством. Он сообщал тому литературному произведению, в котором он применялся, ритмическое звучание. Такое ритмическое звучание он сообщает и Ин. Можно указать и другие элементы Иоанновского ритма: прежде всего, многочисленные повторения. В гл. I свидетельство Иоанна Предтечи повторяется на протяжении шестнадцати стихов три раза и почти теми же словами: «Сей был Тот, о Котором я сказал, что идущий за мною стал впереди меня, потому что был прежде меня» (Ин.1:15), «Он-то идущий за мною, но который стал впереди меня» (Ин.1:27). «Сей есть, о котором я сказал: за мною идет муж, который стал впереди меня, потому что он был прежде меня» (Ин.1:30). Очень часто слова держатся друг за друга как звенья одной неразрывной цепи. Например: «овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их, и они идут за Мною. И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей. То, что Отец Мой дал Мне, — больше всего; и никто не может похитить их из руки Отца Моего. Я и Отец — одно» (Ин.10:27—30). Ритм и здесь, в строгом смысле слова, не звуковой, а смысловой. Если мы будем искать аналогий в царстве звука позднейшей европейской поэзии, мы невольно вспомним дантовские терцины. Почему Евангелист Иоанн держался за ритм? Не потому ли, что ему нужно было выразить невыразимое словом? Там, где изнемогает язык понятий, входит в свои права музыка.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

«Писано: дом Мой домом молитвы наречется 18 , а вы сотворили в нем вертеп разбойников», сказал Он начальникам храма. И они не осмелились ничего сказать Ему, а только еще более утвердились в намерении погубить Его. Иисус Христос сталъ поучать народ. В числе богомольцев было несколько греков, поклонников Бога истинного. Они желали видеть Иисуса Христа и сказали об этом апостолу Филиппу. Когда Филипп вместе с Андреем передали Иисусу Христу желание греков, Он сказал: «Пришел час, да прославится Сын Человеческий. Ныне душа Моя возмутилась; и что скажу? Отче! спаси Меня от часа сего! но сего ради и пришел Я. Отче! прослави имя Твое!» С неба послышался голос: «И прославил, и паки прославлю.» Народ, стоявший окрест, слышал этот Божественный голос, но слов не мог разобрать. Одни говорили, что это гром, другие – что это голос Ангела. «Не Меня ради был этот голос, но народа ради. Ныне суд миру сему, ныне князь мира сего (дьявол) изгнан будет вон; и когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе», сказал Господь. (Вторник)   Допрос Иисуса Христа первосвященниками и старейшинами об Его власти. (Мф. 21:20–27; Мк. 11:20–33; Лк. 20:1–8). Проведя ночь в Вифании, утром Иисус Христос опять пошел в Иерусалим. Проходя мимо смоковницы, на которой накануне искали и не нашли смокв, апостолы с удивлением увидали, что она совершенно засохла. Петр тот час сообщил об этом Иисусу Христу. Господь ответил: «Истинно говорю вам: если имеете веру и не усумнитесь, не только сотворите, что было со смоковницею, но если и горе сей скажете: двнгнись и вергнись в море, будетъ; и все, чего ни воспросите в молитве с верою, приимете». В Иерусалиме Иисус Христос, как и накануне, стал поучать народ в зданиях храма. В это время подошли к Нему первосвященники и другие начальники храма в сопровождении старейшин народных и, перебивая Его речь, потребовали объяснений Его вчерашнего поступка, т.е. изгнания торгующих: скажи нам, говорили они, по какому праву Ты это делаешь, и кто Тебе дал такую власть? Вопрос был совершенно лишний, так как Иисус Христос уже не раз называл Себя Сыном Божиим. Он не стал отвечать на него и сказал: «спрошу вас и Я об одном, и скажите Мне: крещение Иоанново с небеси ли было или от человеков?»

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/slovo-p...

Подобно Спасителю поступали и апостолы. Когда они путешествовали и проповедовали, они вкушали все, что им предлагали. Но они были и подвижниками. Так, апостол Павел, перечисляя свои скорби, подвиги ради Христа, говорит между прочим, что он часто пребывает в посте. Если для того, чтобы войти с людьми в близкое общение и таким образом беспрепятственно проповедовать им учение о спасении и покаянии, он вкушал всякую пищу, то в другое время, когда он был свободен от этих апостольских обязанностей, он пребывал в подвигах. Мы знаем из житий других апостолов, что они также часто уединялись, предавались строгому посту и молитве и таким образом духовно отдыхали от апостольских трудов. Христос постоянно находился среди людей, Он не пренебрегал ни богатыми, ни бедными, ни фарисеями, ни мытарями, ни людьми, которые казались праведными, ни явными грешниками. И если бы Он соблюдал строгие правила в отношении пищи, то это бы стало большим препятствием в Его служении проповедника и пророка. Вот как можно объяснить «пренебрежение» постом Господа Иисуса Христа и Его учеников в то время, когда они пребывали с Ним. Книжники же и фарисеи роптали и говорили ученикам Его: зачем вы едите и пьете с мытарями и грешниками? Иисус же сказал им в ответ: не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию. Они же сказали Ему: почему ученики Иоанновы постятся часто и молитвы творят, также и фарисейские, а Твои едят и пьют? 89 . Здесь звучит уже прямой упрек в нарушении поста. Мы не знаем точно, но можем предположить, что ученики Иоанна Крестителя в подражание своему учителю вкушали чрезвычайно скудную пищу. Что касается фарисеев, то известно, что они постились два раза в неделю (ревностные иудеи и сейчас соблюдают такой пост). Фарисеи вспомнили про учеников Иоанновых, которых на самом деле не любили, но упомянули их для того, чтобы лишний раз упрекнуть учеников Спасителя и не противопоставить одних себя открыто ученикам Спасителя. Он сказал им: можете ли заставить сынов чертога брачного поститься, когда с ними жених? 90 .

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

Подпишитесь на наш Телеграм В прошлый раз мы увидели, что духовный человек, каковым является Аврам, должен не только быть благодарным и кротким, но и смелым, готовым активно действовать, защищать тех, кто ему дорог. Однако есть вопросы, которых не решить решительными действиями. Остается ждать, надеяться, верить. Об этом – сегодняшнее чтение. Вера и терпение Аврама 1 После сих происшествий было слово Господа к Авраму в видении, и сказано: не бойся, Аврам; Я твой щит; награда твоя весьма велика. В предыдущем эпизоде Аврам отказывается от награды, которую предлагает ему царь Содома, — и этим показывает, что тем более не собирается заключать с ним завет взаимной поддержки. Кто же защитит его, если восточные цари захотят отомстить? Бог Сам является Авраму и уверяет, что будет и его защитой, и даст Ему награду – вместо царя Содома. Когда мы отказываемся от чего-то недолжного, на самом деле мы приобретаем. Свт. Иоанн Златоуст прибавляет, что все это не случайно происходит ночью. Аврааму нужно отдельное время, чтобы выключиться из суеты, чтобы побыть наедине с собой и Богом. 2 Аврам сказал: Владыка Господи! что Ты дашь мне? я остаюсь бездетным; распорядитель в доме моем этот Елиезер из Дамаска. 3 И сказал Аврам: вот, Ты не дал мне потомства, и вот, домочадец мой наследник мой. Но у Авраама немирно на душе. У нас тоже так бывает: казалось бы, есть все, но чего-то важного не хватает… Что мы делаем в таком случае? Можно «устать» надеяться, и о каких-то вещах уже просто не вспоминать, задвинуть их на край сознания, чтобы лишний раз не было больно. Можно обидеться, сказать, что, раз Ты не помогаешь, то Тебя и нет — и жить так, как будто Его и вправду нет. Можно, напротив, делать вид, что «все хорошо». В конце концов, разве не в этом смирение перед Богом, и разве не должны мы быть благодарны за все? Но Аврам не думает о том, каким он «должен быть» перед Богом — и предстает таким, какой он есть: «Вот, Господи, о чем я думаю, вот где мое самое сильное желание. Вот где я Тебя, прости, не вижу. Что ты на это ответишь?»

http://blog.predanie.ru/article/zaklyuch...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010