Закрыть itemscope itemtype="" > Диакон Владимир Василик: «Отец Андрей воспользовался деструктивным и мошенническим способом» По его мнению, протодиакон, рассуждая о значении Петрова поста, проявил полузнание или намеренное незнание 12.06.2010 4605 Время на чтение 8 минут Прочитав материал отца Андрея Кураева относительно Петрова поста «Многодневный Петров пост - это некий модернизм» , я весьма огорчился и за него, и за телепередачу «Со своей колокольни», и за «Русскую народную линию». Огорчился по следующему поводу: уважаемый отец протодиакон, профессор, кандидат богословия, очевидно, плохо учился в семинарии. Он проявил изрядную неграмотность и лишний раз показал, что полузнание вреднее, даже чем полное незнание. Обращаемся к следующему абзацу: «Если посмотреть древнейшие памятники церковного права, мы увидим там нечто немножко отличающееся. Дело в том, что, например, памятники IV-V веков говорят о следующем: был Великий пост перед Пасхой, потом Пасха, потом пятьдесят дней празднования Пасхи, пятьдесят дней без коленопреклонений и без постов, а после Пятидесятницы начинается обычная церковная жизнь, когда среда и пятница восстанавливаются в своих правах постных дней». То есть для него, согласно церковным памятникам, получается, что никакого поста после Пятидесятницы не было. Теперь открываем классический труд Михаила Скабалановича, Киев, 1910 год, стр. 296, раздел «Седмица Пятидесятницы и пост после нее». Читаем: «После нее (Пятидесятницы) одну седмицу поститесь, ибо справедливо, что вы и веселились о даре Божием и постились после послабления», предписывают Апостольские постановления. Это 5 Книга Апостольских постановлений, глава 19. Что мы видим, Апостольские постановления - это, безусловно, канонический памятник, как минимум конца IV века. В некоторых своих книгах, в частности, седьмой, Апостольские постановления восходят к еще более ранним временам, отражают еще более раннюю практику. Уже гарантированно можно считать, что этот недельный пост после Пятидесятницы, как минимум в сирийской традиции, существовал.

http://ruskline.ru/news_rl/2010/06/12/di...

Как совместить отпуск и пост? Ответы священников Можно ли отдыхать и поститься одновременно? 8 июня, 2015 Можно ли отдыхать и поститься одновременно? Лето у нас короткое. С замиранием весь напряженный и холодный год мы его ждем, строим планы, как отогреемся, расслабимся. Но на лето – выпадает еще и долгий Петров пост. Можно ли на отдыхе не потерять, не упустить смысл поста? Как поститься во время отпуска взрослым и детям? Отвечают священники. Не привести детей к отторжению поста Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря в Москве: Протоиерей Александр Ильяшенко Это непростой вопрос – как совместить свой отпуск с ритмом церковного календаря. Конечно, Господь любой шаг, любое самоограничение из послушания матери-Церкви зачтет, примет во внимание и ниспошлет свои благодатные дары, которые, возможно, человек примет и осознает не сразу. В любом случае, это самоограничение – осознанное решение взрослого человека. Другое дело – ребенок, которому очень трудно что-то объяснить, когда он на отдыхе, когда только-только закончились уроки в школе и наступили долгожданные каникулы. Одно дело, если он находится, например, в православном лагере. Там, конечно, проще, там – церковная дисциплина. Но и там многие священники благословляют мальчишек и девчонок вкушать молочную пищу: детям нужно накапливать силы после напряженного учебного года. Если дети отдыхают в санатории, в отеле, где много всего вкусного, нужно искать разумный компромисс, не запрещая все подряд, в чем-то ребеночка ограничивая. Пусть он, например, лишнюю конфету не съест. А если ребенок, который растет, который набегается, накупается за день на отдыхе и будет все время слышать: «Это не ешь, того не ешь», у него может возникнуть реакция отторжения к этим запретам и к самому посту. Здесь легко впасть в крайности. Лучше взять большую часть на себя и внутренне решить: «Ладно, ребенок, ешь вкусный бутерброд, а я за тебя лишний поклон положу». Пусть ребенок будет бодрым, веселым, получает радость от жизни. Не нужно загонять его в угол строгими запретами, чтобы когда он вырастет, он не сказал: «Спасибо, родители, я уже напостился на всю оставшуюся жизнь вперед, теперь пущусь во все тяжкие». Упустить человека гораздо страшнее, чем если он ребенком съест котлетку в пост.

http://pravmir.ru/kak-sovmestit-otpusk-i...

Петров постлишний? Пост – это не оплата услуг небесной охранной фирме натурой — колбасой и молоком 2 июля, 2015 Пост – это не оплата услуг небесной охранной фирме натурой — колбасой и молоком Почему Петров пост можно назвать самым простым из всех многодневных, а также по какой причине мы должны быть по-человечески благодарны тому, кто придумал этот пост, – объясняет протоиерей Константин Камышанов. Бог есть. И Он ни в чем не нуждается. Он ничего не требует, Ему не нужен наш пост, не нужны наши молитвы, не нужны наши жертвы. Он не требует даже нашей любви. Все это нужно только нам самим. Протоиерей Константин Камышанов Всем известна Нагорная проповедь. В ней Христос изложил законы духовного мира, обозначив, что требуется для счастья и что ведет к смерти. Когда Он окончил Свою речь к народу, то пошел в Капернаум, народ в другую сторону. И ни за кем Христос не погнался. Никого не стал уговаривать. И не стал по этому поводу укорять Себя и думать о том, что Он виноват, потому что не нашел тех слов, которые обратили бы народ к Богу. Так учитель физики излагает законы мироздания, и ему нет дела до того, будут студенты учитывать их в своей жизни или нет. Ознакомлены? Ознакомлены. Предупреждены? Предупреждены. Ну, так сами во всем и виноваты. Но нет в этом равнодушия Бога. Мы все кому-то нравимся, а кто-то нас не любит. И ничего с этим не поделаешь. Но нам и в голову не приходит навязываться тем, кто нас ненавидит. В самом деле, представим себя на их месте. Вот, я не люблю человека, а он лезет со своей любовью. Это ужасно. Так и Бог не лезет к тем, кто Его не любит, или к тем, кто к Нему равнодушен. Любовь не бывает агрессивна. Она всегда вежлива и внимательна. Но то, что Бог не навязывается, не требует и не заставляет, не говорит о том, что Он не ждет. Ждет, как всякий любящий и отвергнутый. С другой стороны, и любящие Бога ждут времени, когда бы можно было обернуться к Богу и подойти к Нему поближе. Чуть ближе мы подходим к Богу в молитве. Подходя к Нему близко, мы чувствуем радость и свет, потому что как солнце сияет светом, так Бог сияет блаженством. Но молитва, обычно, кратка. И тогда душа, утомленная разлукой с любимым Богом, порывается стать ближе не в какой-то один час, а на целые недели. Эти дни нашего приближения к Богу называются постом.

http://pravmir.ru/samyiy-prostoy-post-v-...

Мы все так живем, что у нас любовь смешана с ненавистью в гремучую смесь, которая в любую минуту готова взорваться. Пост не есть дань Богу. Он – время попытки вырваться из Осенней сонаты Бергмана. Вырваться из змеиного клубка, который мы сплели сами себе. Нам пост тягостен и противен в той мере, в какой мы изуродованы любовью к себе. Пост приятен в той мере, в какой мы способны на настоящую любовь. Петров пост прост. Два поста, Великий и Рождественский, проходят в упражнениях любви к Богу. Успенский — в попытке научиться любить и принимать любовь Девы Марии. Петров пост посвящен любви к церкви. А церковь – это все люди, носящие в себе Бога. Поэтому он самый легкий пост. Любить человека, который рядом, проще, чем полюбить Бога, которого не видно. И право Писание: Как ты можешь любить Бога, которого ты не видишь, если не можешь любить человека, которого ты видишь? Хороша к посту «молитва об умножении любви»: Союзом любве апостолы Твоя связавый, Христе, и нас, Твоих верных рабов, к Себе тем крепко связав, творити заповеди Твоя и друг друга любити нелицемерно сотвори, молитвами Богородицы, едине Человеколюбче. Ученый человек прав – канонически Петров пост молод и не обязателен. Но логически он необходим, как упражнение в любви нижнего уровня. В самом деле, как можно любить Бога, пренебрегая людьми. И как можно любить людей, не ведая Бога. Спасибо тому, кто придумал этот пост. Обо всем этом лучше меня сказал апостол Павел: Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я — медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что  могу  и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.

http://pravmir.ru/samyiy-prostoy-post-v-...

р.Б. Евгений 9 июня 2018, 09:11 Храни всех Господь! Оговорюсь сразу - я мирянин, живу и работаю в миру. Поэтому и соблазнов вокруг - множество: новогодний корпоратив (в Рождественский пост), 8 марта (в Великий пост), мой день рождения (в Петров пост) и т.д. Пытаюсь соблюдать все посты и постные дни (среда-пятница). Не всегда получается - но с каждым годом становится все лучше и лучше. НО - я знаю одно, что в ИДЕАЛЕ - нужно проводить посты так, как предписывает Церковь. И если у меня не все получается - это говорит только об одном - я несовершенен. Но к этому надо стремиться. Татьяна 8 июня 2018, 21:41 Люди православные,вы меня удивляете!Лишний раз свою плоть обуздать по-моему не помешает!И да,все постятся даже с детства.Тем более пост с рыбой и все ягоды уже на рынке продаются. Евгения Т. 8 июня 2018, 10:47 Грибов и ягод пока нет, по крайней мере, там, где я проживаю. Овощи ещё с прошлого сезона. Цена на рыбу такая, что проще не смотреть. Такие советы хороши для тех, кто проживает в тёплых регионах, где уже созревают ягоды и первые овощи нового сезона, и имеют свои огороды. Городскому жителю без дачи в северных регионах всё это горько читать. Простите. Конечно, пост не в пище, а в отказе от некоторых вещей, соблазнов ради Господа нашего Иисуса Христа. Но как начинается разговор о пищевых ограничениях, " ягодах, грибах, свежей зелени и овощах " , так не могу сдержать негативные эмоции. Питаемся старыми овощами и кашей с макаронами. Для здоровья это точно не лучшее, не знаю, как для души. Людмила 8 июня 2018, 09:28 Здесь некоторые пишут, что лето-это овощи, фрукты, грибы... Согласна, но это поспевает обычно на юге страны, а в северных регионах и даже центральных в июне месяце только лук зеленый и укроп! Клубника - цветет, морковь- только взошла, ни вишни, ни малины, ни грибов и т.д. Получается в итоге второй Великий пост - каши на воде. В это время коровы дают самое лучшее молоко т.к. пасутся на свежем воздухе, на солнышке и едят свежую зелень, а не сено и комбикорм, как зимой, да и курочки несут яйца более полезные. К тому же у людей, живущих на дачах или находящихся в отпуске, есть возможность всё это покушать, но...НЕЛЬЗЯ. Мне не всё понятно с Петровым постом, но соблюдать приходиться....

http://pravoslavie.ru/113498.html

Пост – это не оплата услуг небесной охранной фирме натурой — колбасой и молоком. Пост – это не небесная барщина, то, что нас заставляет делать Небесный феодал. Пост – это не таинственная небесная кнопка, которая открывает сундук небесного волшебства. Постом не происходит ни торговли, ни обмена продуктами или услугами с Богом. Все, что мы можем дать Ему — и так Его. Мы, думая, что мы что-то жертвуем, на самом деле только перекладываем предметы из одного Божьего кармана в другой. И этим мы еще и хвалимся и требуем оплаты. Пост – это время сближения с Богом. Продолжая жить в миру, мы позволяем себе лучшие мысли, лучшие чувства и лучшие поступки посвящать не заработку, а Богу и людям. Странно слушать, что люди тяготятся постом. Терпят пост и ликуют в конце поста, устраивая радостные праздники. Радуются так, словно сбросили ярмо после изнурительной работы или обрели свободу после постылого рабства. Идет Петров пост. Изначально он был предложен тем, кто не постился Великим постом. Таким образом, для тех, кто достойно встретил Пасху, он вообще не нужен. Многие так и говорят, отвергая этот пост: « Я предпочитаю поститься Великим постом». Все верно, для тех, кто пытается договориться с Богом. Или для тех, кто обременен болезнью, трудами, обстоятельствами, и у кого просто не хватает сил любить Бога больше, чем он любит. Но не верно для тех, кто недолюбил Бога и страдает поэтому. Что — этот пост лишний? Много лет назад некто креативный придумал Петров пост для недопостившихся. Спустя некоторое время некто другой креативный решил, что этот пост пускай будет для всех. Разве Церковь не имеет право на творчество? Разве любви может быть много? Кроме того, на всю страну едва ли наберется пять человек, кто выдерживает гастрономическую часть поста строго по Уставу. Мы все равно постимся не законным постом. Вопрос стоит только в том, кто нарушает пост больше, а кто — меньше. Постясь одним желудком, мы вообще не постимся. Потому что любовь, которая идет из желудка, она, конечно, есть, но к Богу она не имеет отношения. Потому что Богу ничего этого не надо. Он не голодный.

http://pravmir.ru/samyiy-prostoy-post-v-...

Беседу в 2011 году вёл Даниил Петров. Петров: Что Вы знаете о роли Вашего дедушки Николая Варфоломеевича Баранова в возвращении исторических названий в городе на Неве? Рассказывал ли Вам что-либо дедушка об этом решении? Как сказалось на Николае Варфломеевиче т.н. Ленинградское дело? Отец Александр (Фёдоров): Как ни странно, но рассказывая о своей деятельности на посту главного архитектора Ленинграда в 1938-50 гг., мой дед Николай Варфоломеевич Баранов не заострял внимания на таком важном моменте, как переименование ряда городских названий с возвращением прежних имён, совершившемся впервые во время Великой Отечественной войны, с самым непосредственным его участием и более того - даже фактически по его инициативе. Поэтому мне сейчас трудно сказать, был ли кто-то ещё (возможно, из вышестоящего руководства), кто дал первый импульс этому делу. Хотя мы видим, что характер данного мероприятия, при всей его радикальности, вписывается в патриотический поворот сталинской политики, который шёл параллельно и с положительными изменениями в отношении к Церкви. Любовь Николая Варфоломеевича к городу на Неве с поддержанием в нём его уникальных архитектурных традиций также вполне соответствует тому, что при первой же возможности главный архитектор города решается на свою инициативу по возвращению исконных наименований петербургских улиц. Полагаю, что нежелание лишний раз говорить на эту тему было обусловлено для Н.В.Баранова тем, что почти все, с кем он проводил в жизнь переименование улиц города, оказались жестоко репрессированными. Он тоже пострадал, но существенно меньше, проведя три года в среднеазиатской ссылке. А ведь умер он ещё при советской власти в 1989 году... Петров: Что вспоминал Николай Варфоломеевич об этих репрессиях советской власти в свой адрес? Отец Александр (Фёдоров): В письмах из ссылки к своей второй жене Надежде Георгиевне Агеевой, которые, слава Богу, сохранились (они датируются уже весной-летом 53 г.), Н.В.Баранов писал, что видит в своём тогдашнем положении несправедливость и очень надеется на скорое разрешение этого положения вещей. По воспоминаниям моей троюродной тётушки Светланы Николаевны Всеволожской, с отцом которой Н.П.Всеволожским (двоюродным братом моей бабушки и своей первой супруги А.Н.Воронхиной) дед одно время вместе работал, ещё до своего назначения на пост главного архитектора, - однажды, уже после отставки, но до ссылки, он был весьма удивлён и признателен, что она (Светлана) не боится с ним стоять и разговаривать... А среди обвинений были ведь самые нелепые: малая плотность застройки малоэтажными домами в районе Старой и Новой Деревень, снос бараков на Кленовой Аллее, при чём ещё во время войны. Сам же дед очень гордился этим последним делом, которое он осуществил при помощи сапёров, данных в его распоряжение Говоровым. Благодаря этой расчистке, мы сегодня имеем Кленовую Аллею, идущую о Михайловского замка - в неукороченном, как до войны, виде

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

Это очень интересно – поститься любовью. Жить так, что каждый день был украшен делом любви к Богу и людям. Я сам постился строго по-монастырски 20 лет, отцеживая комара Устава. И один пост был похож на другой. И я сам не изменялся. Но стоило только начать поститься не гастрономически, как появилось ощущение, что над сумеречным миром включили лампочку. Оказалось, что если прислушаться к душе, можно узнать что она тоскует о Боге. А если прислушаться к Богу, то можно узнать, что Он скучает по нашей душе. Бог есть любовь. Любви ничего не надо, кроме любви. Капля Бога есть в нас. Эта золотая капля стремится к Богу, а Бог стремится слиться с ней. Сущему Богу ничего не надо из того, что вне Его. Потому что вне Него ничего нет сущего. В нас Бог ищет Себя – ту часть Себя, которую Он вложил в нас при сотворении. Мы сотворены подобными Богу и похожи на Христа. Следовательно, наши отношения с Богом-Отцем в отдаленной мере похожи на отношения лиц в Троице, где все Ее лица стремятся друг к другу и пребывают друг в друге единосущно и нераздельно. Разве кто не чувствует в себе Бога? Разве кто не знает, что внутри нашего сердца стоит забытая калитка в Царство Божие? «А мы все молчим и поем о себе. О чем же нам петь еще?»(с) Мы страдаем от недостатка любви и, в тоже время, мы ненавидим любовь. Взрослым тягостна любовь детей. Дети все время лезут, мучают, донимают и мешает нам «отдыхать». Дети виноваты в том, что они слишком сильно любят. Взрослым тягостна любовь друг друга. Муж и жена как на рынке торгуются, меняя любовь на услуги. Старики вообще всем недовольны. Все их раздражает, все не по их воле, все им мешает. Хармс по этому поводу написал: «Ненавижу стариков и детей». Наша жизнь – клубок целующихся змей. Нет смысла повторять то, о чем рассказал Ингмар Бергман в фильме «Осенняя соната». Все правы. И все делают любимым больно. Все помнят обиды, и все не умеют прощать и держат в душе зло. Все хотят любить и быть любимыми, и не умеют ни дать любви, ни принять любовь. Принять любовь тоже нужно уметь. И плачут. Ужасно. Хотеть любить и не уметь любить.

http://pravmir.ru/samyiy-prostoy-post-v-...

– Ну, а если, придя в гости, вы и ваши дети от чего-то могут отказаться из еды? Или все же на этот период отказываетесь от визитов и гостей? – Надо понимать, к кому вы идете в гости. Где-то этого объяснять не нужно, где-то достаточно просто сказать, что у вас пост, а от каких-то визитов можно на время отказаться. “Если на пост приходятся семейные торжества, мы празднуем скромно…” – Приходятся ли какие-то семейные торжества на Рождественский или другие посты? Как отмечаете? – Мой День Рождения приходится на Петров пост, именины мужа – на Великий. Мы не отказываемся от празднования, дарим подарки, просто празднуем скромно и потихоньку. – Пост не про еду, считаете вы, а чтобы молиться, любить друг друга и почаще бывать в храме. Получается ли все так? – Если ты настроен так, то будет получаться. Да, ты не всегда можешь себя во всем контролировать и быть сдержанным, но пост для того нам и дан, чтобы обращаться к себе, чтобы прочувствовать духовную атмосферу, чтобы лишний раз себя остановить, когда не хочется сдерживаться и выпалить, например, что-то гадкое. “Наш главный подарок – это рождение Спасителя…” – Вы считаете, что детям проще объяснить, что такое пост. Пожалуйста, поделитесь опытом!  – Здесь родителям просто нужно проявить какой-то креатив, не преподносить все сухо и формально, а сделать для ребенка сказку. Пост можно преподнести не только как аскезу, но и как то, что мы ждем праздника, что мы ждем подарков под елку. Наш главный подарок – это рождение Спасителя. Дети все это очень любят и готовы принимать. Конечно, потом они будут сами выстраивать свои отношения с Богом, а мы, родители, просто закладываем основы. Но эти основы можно заложить через общение, любовь, а не только через запреты без объяснений. – Рождественский пост венчает любимое торжество – Рождество Христово. Как ваша семья отмечает его?  – Мы идем на службу в храм. В остальном, для нас это очень семейный праздник, когда мы собираемся все вместе в узком семейном кругу. – Татьяна, спасибо за интервью! А не поделитесь ли напоследок рецептом для постного детского стола?

http://azbyka.ru/deti/tutta-larsen-post-...

Будь милосерд, подобно Отцу Небесному, покупай здесь ценою тления нетленную жизнь на Небесах, вечное Царство Небесное» (2: 22; 1:386–387). А как далеко заходит ненасытность человека! Как крепко он привязывается к призрачным благам земной жизни и погружается в их тине, угождая своей греховной плоти! (2: 283). «Вы, – обращает святой Пастырь своё слово к пресыщающимся, – приготовляете себя, как приготовляют тельцов тучных, на день заколения!.. Нет, братия, наши земные дары – от Бога, не для нас только, но и для наших собратий. Вы слишком много ласкаете своё тело, которое, как благородная масса земли, требует вовсе не столько о себе заботливости, как вы думаете; чтобы поддерживать его в здоровье и благообразии, нужно очень, очень немного для него: тогда-то именно только оно и будет благородно. Братия! Необходимо иметь вам в виду и воздаяния и воскрешение праведных... Если не видите этой необходимости теперь, так увидите её после» (1: 387–388). Святой Иоанн советует никогда сытно не наедаться – «лишний кусок – лишняя тяжесть, лишнее тление» (2: 343). Как бы ни вкусно было предлагаемое – не должно увлекаться и обременять свой желудок, а с ним и душу «множеством пищи» (2: 478). Как бы в доказательство полезности воздержания, святой Иоанн говорит о себе: «В Петров пост 1858 года пил я для здоровья козье молоко и иногда кушал яйца, но здоровья не достал: значит, не надобно в пост есть скоромное, а надобно держать постный стол – дело будет лучше» (2: 269) 18 . Батюшка указывает и то, как надо поститься и как понимать саму заповедь о посте. Поститься подобает «тайно, не только телесно, но и духовно, освободиться от страстей: не клясться, не прелюбодействовать, не воздавать злом за зло, давать требующим» (1: 86). Церковью предписан пост. Но если «в известном месте чрезвычайно трудно держать его по дороговизне или неблагоприятным для здоровья следствиям постной пищи, тогда как скоромная пища и дешева, и здорова», то «в этом случае христианская свобода позволяет нарушить пост и, ничтоже сумняся, кушать скоромное.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010