Острожская обитель состоит из двух монастырей – нижнего (женского) и верхнего (мужского). Их отделяют друг от друга девятьсот метров. В центре женского монастыря – храм Святой Троицы 1824 года постройки. Росписи его выполнены в типичном греко-византийском стиле на сочном синем фоне, и среди вселенских и сербских святых есть и наши, русские – благоверный князь Александр Невский, преподобный Серафим Саровский , блаженная Ксения Петербургская. Между женским и мужским монастырем находится современная церковь Святого мученика Станка. История мученичества святого Станка такова. В 1712 году турки схватили пятнадцатилетнего мальчика-пастуха и потребовали, чтобы он показал, где хранятся мощи святого Василия, чтобы осквернить их. Он отказался, и турки пригрозили, что отрубят ему руки. Тогда он сам протянул их им... Долгое время его руки хранились в верхнем монастыре, и только 17 декабря 2004 года они были торжественно перенесены в новую церковь . Святой Станко считается покровителем всех детей мира, сербы предпочитают крестить своих детей именно здесь, в его острожской церкви. На одной из икон святой Василий благодарно принимает руки мальчика-пастуха, у ног которого лежит смиренная белая овечка... К верхнему монастырю, высеченному прямо в горе, ведет крутой подъем. В нем две пещерные церкви – нижняя Введенская (построена самим святым Василием, хранит росписи 1667 года), в которой и почивают мощи святого, и верхняя Крестовоздвиженская (построена в 1665 году по благословению святого Василия иеромонахом Исаией, хранит росписи 1667 года). Почитается также место преставления святого Василия, где установлен крест и до сих пор произрастает виноградная лоза, появившаяся вскоре после кончины угодника Божия. Также при монастыре ведется летопись чудотворений святого Василия, не прекращающихся и по сей день. Второй знаменитейший монастырь – в Цетинье, древней столице Черногории. Расположенная высоко в горах, недалеко от мрачной громады замка Космач, обитель неоднократно разрушалась, но затем возрождалась. После турецкого нашествия 1714 года лишь несколько колонн с двуглавыми орлами остались от первоначального цетиньского монастыря, основание и расцвет которого связан с именем Ивана Черноевича, господаря Зеты и Черногории, являвшегося также ктитором обители. В память о первом монастыре на его руинах была воздвигнута церковь . Над входом в нее – мемориальная доска, на которой написано: «Сей святый храм Рождества Пресвятыя Богородицы воздвиже благоверный государь князь Черногорский Николай Первый Петрович Негош в лето от сотворения мира 7394, от Рождества Христова 1886, на основе бывшей зде церкви, созданней благоверным государем зетским Иваном Черноевичем». Там захоронены уцелевшие от турецкого погрома останки Ивана Черноевича; в этом же храме покоятся черногорский король Никола (1841–1921) и его жена королева Милена (1847–1923). Все иконы в иконостасе и в храме вообще – подаренные русскими черногорцам.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Последнее, чем хочу поделиться из своего здешнего опыта. Святой Савва, спасая народ от язычества, сделал очень важную вещь: он вместо языческих домашних богов дал нам Крестную Славу. При коммунизме я спрашивал атеистов: «Когда твоя Слава?» А он отвечал: «Святитель Николай». «Как же святитель Николай, – говорю, – если не веришь в Бога?» – «А так, мои предки праздновали, с древних времен». И никто не отказался от Славы. Даже принявшие католицизм, сохраняют Славу! Представьте, римокатолик, сейчас уже хорват и усташ, а празднует Славу. А те, кто на севере, кто отуречился, все равно помнят, когда у них была Слава, хоть и сменилось много поколений. В этом феномен наших краев. Наша общая история говорит о том, что попыток убить Бога в людях было много. Не только у нас. И в России были гонения, тюрьмы, но вера возродилась. Христа никто не может победить. Он дает нам Свою Любовь и нам нужно только ответить на нее, восклицая: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим!» В ноябре 1944 года, накануне прихода Югославской Народно-освободительной армии, митрополит Иоанникий (Липовац) с 70-ю священниками покинули Черногорию. По дороге к ним присоединилось ещё несколько десятков священнослужителей. Произошел фактический исход сербского духовенства из Черногории.В начале декабря колонна беженцев, числом около 5–6 тысяч человек, среди них, кроме священства, большое количество стариков, женщин и детей направилась на запад через Санджак и Боснию, но, добравшись до Словении, попала в плен к частям НОАЮ. Практически все пленные были убиты. Митрополит Иоанникий был депортирован в Белград на допрос, после чего отправлен в Арнджеловац, где убит в середине мая 1945 года. Место его захоронения неизвестно.  Петр II Петрович Негош (1813–1851) – правитель Черногории в 1830–1851 гг. и митрополит Черногорский и Бердский. Племянник Петра I Петровича Негоша. Выдающийся сербский поэт, автор многих поэм и стихотворений.  «Митрополит» Михаил (в миру Мираш Дедеич, род. 8 ноября 1938 г.). В сентябре 1965 г. поступил на богословский факультет Белградского университета, затем был направлен на обучение в Рим. По окончании обучения поступил в аспирантуру при МДА. Перейдя в юрисдикцию Константинопольского Патриархата, принял монашество с именем Михаил. В начале 1997 г. присоединился к неканонической «Черногорской православной церкви», которая находится в «евхаристическом общении» с раскольничьей «Украинской православной церковью Киевского патриархата». Раскольническая деятельность архимандрита Михаила (Дедеича) привела к тому, что 9 апреля 1997 г., после согласования с епископатом Сербской Православной Церкви, Святейший Патриарх Константинопольский Варфоломей издал постановление о его низложении.

http://pravoslavie.ru/74426.html

Поэтому они выступали против назначения митрополитов-греков. Сербский Печский патриархат был на какоето время восстановлен, в период с 1557 по 1755 г. Фанариоты потребовали более жесткой власти над ним. В 1766 г. была ликвидирована самостоятельность Печской митрополии, а в 1767 г. – Охридской. Сербская и Болгарская церкви теперь управлялись экзархами, назначенными патриархом. Это было результатом действий Самуила Хантчерли, выходца из семьи фанариотов-выскочек; его брат Константин некоторое время был валашским господарем, пока его финансовые злоупотребления не возмутили не только налогоплательщиков, но и его собственных чиновников, так что он был низложен и казнен по приказу султана. Экзархи постоянно назначали греческих епископов в балканских Церквах, что вызывало растущее негодование как сербов, так и болгар. Сербы восстановили свою религиозную автономию в начале XIX в., когда они получили политическую независимость. Болгарской церкви пришлось ждать до 1870 г., чтобы сбросить греческое иго. Политика фанариотов обратилась против самой себя. Она встретила такое сопротивление, что, когда пришло время, ни сербы, ни болгары не захотели сотрудничать в движении за независимость под руководством греков; даже румыны отвернулись от них. Ни один из народов не пожелал променять турецкую политическую власть на греческую, имея опыт греческой религиозной власти. 599 Только Церковь Черногории, крошечного горного государства, в которое турки так никогда и не смогли проникнуть, сохраняла свою религиозную свободу под властью управляющих епископов, титул которых переходил от дяди к племяннику. Князь-епископ Петр I Петрович Негош был признан независимым правителем султаном Селимом III в 1799 г.; с тех пор даже Фанар признал полную религиозную самостоятельность Черногории. 600  Русская церковь была в ином положении. Даже самые имперски мыслящие из Константинопольских патриархов не могли надеяться на власть над ней, когда она управлялась царем практически как государственный департамент.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Примечания   1. [Доклад на научной конференции:] " Владика Hukoлaj у свом и нашем времену " , научни скуп 21 и 22 августа 1996 године, Mumponoлuja Дабробосанска и Универзитет у Capajeby Републике Српске. - Србинье, 1997, сс.86-96. Все примечания и выделения полужирным шрифтом в данном тексте принадлежат его переводчику.   2. В издании Сретенского монастыря " С нами Бог " , М., 2002.   3. Преподобный Иустин (Попович), другой великан сербской словесности, общепризнанно самый выдающийся православный богослов XX века. Из опубликованного в русских переводах в первую очередь рекомендуем: " Достоевский о Европе и славянстве " , СПб., 1998 (расширенная оксфордская диссертация Аввы, его христология), " Путь богопознания " , Минск, 2003 (набросок гносеологии)...   4. " Сербский народ как раб Божий " - " Новая книга России " , 2003, 4-7.   5. " Слуга Божий " (в печати).   6. если судить по замечательным незатейливым стихам, писанным для народа и давно уже ставшим народными песнями, которые теперь поются и в церкви.   7. " Молитвы у озера " , СПб., 1995 и с небольшими сокращениями " Молитвы на озере " , М., 2002.   8. Сборником эссе можно считать Мысли о добре и зле (сокращенный перевод на русский издательства подворья Троице-Сергиевой Лавры, М., 2001).   9. Обе книги в сокращенном виде изданы Сретенским монастырем под названием " Беседы под горой " , М., 2002. Нельзя обойти вниманием и двухтомные Омилии - проповеди-толкования на воскресные Евангелия (по-русски издательство " Лодья " выпустило пока первый том под названием " Беседы " , М., 2001).   10. Необходимо добавить, что Святой Владыка был также непревзойденным мастером эпистолярного жанра. Его Миссионерские письма (М., 2003), по словам еп. Лаврентия, служат " лучшей духовной хрестоматией сербского народа " .   11. Митрополит Петр II Петрович Негош, владыка Черногорский (1813-1851), величайший сербский поэт и мыслитель. Главные произведения " Горный венец " , " Луч микрокосма " . Ему посвящена Религия Негошева (1911), один из первых текстов Владыки Николая, из литературоведческого очерка создавшего стихотворение в прозе. Вместо предисловия. Письмо студентам-богословам о христианской философии

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=717...

Ризница обители также хранит множество русских икон, плащаницу – подарок императрицы Екатерины II, митры-короны черногорских властителей-митрополитов, удивительной формы колокола, найденные в Скадарском озере (видимо, некогда спрятанные на дне его во время очередного турецкого нашествия), редкие рукописные и первопечатные книги, старейшая из которых – Октоих – была напечатана еще в 1493 году и теперь известна по всей стране. Впрочем, у этой широкой известности есть и оборотная сторона – близ Цетинье стоит кафе «Октоих»! Кто бы мог до подобного додуматься в здравом уме? Еще одна гримаса надвигающегося на Черногорию бездумного капитализма... В монастырском храме в Цетинье хранится одна из главных святынь христианского мира – десница (правая рука) Иоанна Крестителя. Некогда владевшие ею католические рыцари-мальтийцы после того, как Наполеон изгнал их с острова, а император Павел I взял их под свою защиту, подарили ее своему новому магистру – православному русскому государю – вместе с частицей Животворящего Креста Господня. После революции обе святыни оказались за пределами России и в конце концов были переданы митрополитом Антонием (Храповицким) Сербской Православной Церкви, которая до сих пор хранит их (монастырь в Цетинье – сербский, и Черногорская Церковь все старается его у нее отвоевать). Десница Предтечи и частица Святого Креста открыты для поклонения всего сорок дней в году, и только по просьбе русских паломников радушные сербы всегда открывают эти святыни для поклонения. Покоятся они на мощах святого Петра I Цетиньского, того самого воина-митрополита, один вид которого на поле брани приводил в ужас турок. Этот владыка-полководец – один из самых почитаемых в Черногории святых. Почитаются в Черногории и преподобная Петка (память 14 октября), и святой Василий Острожский (память 29 апреля), Петр I Петрович Негош, князь и митрополит Цетинский (Цетиньский), включен в святцы Русской Православной Церкви и почитается в соборе Петербургских святых (3-я неделя по Пятидесятнице). Прелюдия к главе 4

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С западной стороны к вратам церкви ведёт каменная лестница в 65 ступеней. Вокруг всей церкви изящной работы ограда. Над главными вратами вырезана на камне следующая надпись: „Сей святой храм посвящён во имя святого Василия Острожского чудотворца, а в память всех православных черногорских и герцеговинских воинов за веру и отечество погибших воздвиже благоверный Господарь Николай I Петрович Негош князь Черногорский в лето Господне 1895“. Внутри на столбах и стенах храма вырезаны имена черногорских и герцеговинских воинов, павших в борьбе за свободу и независимость Черногории. Иконостас из белого мрамора, а столбы из зелёного – дар греческого добротвора Андрея Сингроса из Афин. Стоимость алтаря 150 тыс. франков. Иконы художественной работы, из России. Из России поступали и значительные денежные пожертвования. Князь черногорский Николай затратил на построение храма свыше 300 тысяч гульденов. Пять колоколов разной величины итальянской работы – дар князя Петра Карагеоргиевича. Четыре изящных люстры, из коих самая большая в 90 свечей, – дар итальянской королевы Елены; ранее они украшали королевский дворец близ Неаполя. К дню освящения собралось больше 12 тысяч из Черногории, Боснии, Герцеговины, Далмации, Боки Которской и Албании. Заранее прибыли князь черногорский и вся княжеская фамилия, а также русский резидент К. А. Губастов с секретарём, русский консул из Скадра г. Щербина и члены нарочитого итальянского посольства во главе с генералом Педати. 14 августа накануне торжества высокопреосвященным митрополитом Митрофаном соборне с духовенством совершена была вечерня с всенощным бдением. 15 августа чин освящения и литургию совершил митрополит Митрофан вместе с митрополитом Саввой Косановичем, в сослужении трёх архимандритов и пятнадцати священников при протодиаконе Ф. Радичевиче. После слов: „Господи спаси благочестивые и услыши ны“ —355— протодиакон провозгласил многолетие русскому Царю, обоим Царицам и наследнику, а также королю и королеве греческим, наряду с многолетием черногорскому князю и всей княжеской фамилии.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

С совершенным уважением и братскою о Христе любовью остаюсь. Вашему Высокопреосвященству всецело преданный Антоний митрополит С. Петербургский». В ответ на свое письмо владыка Антоний получил сердечное и глубоко содержательное послание от 25 августа митр. Черногорского Митрофана такого содержания: «Ваше Высокопреосвященство Высокопреосвященнейший Владыко Любезнейший во Христе брат и сослужитель! Многоценное послание Вашего Высокопреосвященства от 11 июня с. г. за 8623 глубоко тронуло меня тем более, что Вы благоизволили коснуться в нем тех исторических фактов, которые свидетельствуют о непрерывной связи, с давних времен установившейся между Россией и Черногорией. Хотя и громадно расстояние, отделяющее Черногорию от славянского центра – могущественной России – но это расстояние нисколько не препятствовало ей в течение свыше двух столетий идти в деле духовного единения рука об руку с единоверной и единоплеменной старшей сестрою своею – великой Россией. Обстоятельства, в которых Черногория находилась в течение двух последних столетий были очень критические и опасные. Сильная Оттоманская империя, коварные римские миссионеры и опасная тонкая австрийская дипломатия, никогда не пропускали ни одного для них благоприятного момента, чтобы подчинить себе Черногорию – этот Сербский Арарат. Но все покушения сильных и лукавых врагов наших, благодаря Великому Богу, остались без успеха. Если Черногория в дни своих тяжелых испытаний не пала в неравной борьбе с сильным врагом, то этому она обязана прежде всего святой православной вере, мудрому правлению и самоотверженности своих славных Государей из Августейшего Дома Петрович-Негош, а главное – тому, что родоначальник этого Дома первый завел сношения Черногории с Россией. Надежда на Бога и на сильную защиту России служили всегда лучшей гарантией для Черногории – для этого маленького клочка чисто славянской земли. Материальное вспомоществование, которое Черногория получала и получает от России, полезно для нее и велико, но несравненно важнее для нее поддержка чисто нравственная. Начиная еще со времен Петра Великого, все русские Государи оказывали мощное покровительство Черногории. Но благоволительное отношение великой России к Черногории выразилось лучше всего в том знаменательном тосте, в коем в Бозе почивший Император Александр III назвал Его Королевское Высочество, ныне благополучно царствующего князя Черногорского Николая I, единственным другом России.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Святыни монастыря хранятся в главном соборе во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Примечательно, что здесь, в храме, на месте престольной иконы находится образ святого Петра Цетинского. Собор украшает богатый резной иконостас, выполненный греческими мастерами в середине XIX в., а иконы написаны, по одним источникам, Николаем Аспиоти с острова Корфу, а по другим – братьями Джиновски из Македонии. Главная реликвия – десница, нетленная правая кисть Иоанна Крестителя, покоится в драгоценном ковчеге, покрытая плащаницей. Путь ее в черногорский монастырь был непрост и запутан. Согласно древнего предания, тело Иоанна Предтечи было погребено учениками в самарийском городе Севастии. Позднее евангелист Лука, проповедуя в Палестине и Сирии, получил частицу мощей пророка, его правую руку и оставил в Антиохии. В X в., когда мусульмане овладели Антиохией, десница была перенесена в город Халкидон, а затем в Константинополь, где хранилась до взятия города турками в 1453 г. Позднее святыня оказалась в числе реликвий у Мальтийского рыцарского ордена иоаннитов. После посвящения российского императора Павла I в магистры ордена святыня, вместе с другими реликвиями, была преподнесена ему в качестве дара и хранилась в церкви Нерукотворного Спаса в Зимнем дворце. После революции реликвии ордена были тайно вывезены в Эстонию, а затем в Данию. Они некоторое время хранились у Марии Федоровны, матери Николая II, в Копенгагене, а затем были преподнесены последней правящей югославской династии Карагеоргиевичей и хранились в Белграде. Во время Второй мировой войны королевская семья покидает страну, а святыни прячутся в одном из отдаленных черногорских монастырей. Затем следы их на много лет теряются, и они считаются утраченными. И лишь спустя десятилетия реликвии чудесным образом обнаруживаются непострадавшими в подвалах черногорского ЧК и передаются в Цетинский монастырь. В церкви Рождества Богородицы погребены многие черногорские владыки: черногорский князь Даниил I Петрович-Негош и его брат, воевода Мирко, прозванный в народе за свои выдающиеся победы над турками «мечом Черногории», и другое.

http://azbyka.ru/fiction/sto-velikix-svy...

Служение Н. в Америке сопровождалось массовым присоединением к Православию эмигрантов-русинов, ростом числа приходов, особенно на Аляске и п-ове Ситке. Н. приходилось самому не только проповедовать, но и совершать требы, исповедовать и даже готовить просфоры. Важным достижением Н. стало введение 25 янв. 1894 г. новых штатов для приходов и учреждений Алеутской епархии. Но ввиду роста с каждым годом числа приходов, открытия школ и проч. он вновь попросил Синод выделить дополнительные штаты. Ходатайство было удовлетворено 6 янв. 1897 г. для вновь образованных в 1894 г. приходов в Миннеаполисе, на аляскинских о-вах Св. Павла, Св. Георгия, на р. Кускокуим, в с. Нучек, в г. Джуно, а также в городах Пилькес, Питтсбург, Чикаго, Нью-Йорк и др., для Ситкинской, Уналашкинской, Миннеаполисской школ, для архиерейского хора. Также Н. попросил выделить средства из российской казны на церковное строительство в Канаде и поднял вопрос о возведении храмов в Нью-Йорке и Чикаго ( Пашковский Ф., свящ. 1901. С. 1302). В 1896 г., узнав обстоятельства перехода в католичество черногорской кнж. Елены, Н. отослал черногорскому кн. Николе I Петровичу (см. в ст. Петровичи-Негош , династия черногорских правителей) пожалованный им в 1894 г. орден Даниила 1-й степени (Амер. правосл. вестн. 1896. 5. С. 70-71). В 1897 г., с 10 мая по 3 авг., Н. совершил третье путешествие по Аляске, проехав за 85 дней ок. 13 тыс. км ( Грепачевский. 1897). Н. проверял, верны ли сведения о захватах церковной земли, защищал перед местными чиновниками права правосл. населения и земельной собственности правосл. Церкви. Осенью 1897 г. он поставил эти вопросы перед Федеральным правительством в Вашингтоне, заявив о протесте против нарушения пунктов Трактата 1867 г. о передаче Аляски. Все бумаги с пояснительным письмом Н. были направлены российскому посланнику Э. К. Коцебу в Вашингтон. В мае 1897 г., представляясь президенту США У. Мак-Кинли, Н. выразил озабоченность состоянием дел с правосл. населением на Аляске. 2 сент. и 27 нояб.

http://pravenc.ru/text/2565980.html

Гносеологический метод Досифея не основывался на вере. Он учил, что истина достигается через сомнения и исследования 524 . Вера в силу человеческого здравого разума, приближая его к деистическому пониманию того времени, одновременно удаляет его, из-за наивного оптимизма эпохи «просвещенности», от глубины и трагизма библейского видения реальности. Библейское ощущение человеческого падения как источника этого трагизма и греха как помрачения «здорового» разума, как и потребность в очищении от этого помрачения, чтобы разум стал действительно здоровым разумом и познание истины – истинным знанием, – все это совершенно неизвестно Досифею. Никто из младших современников Досифея не ощутил так глубоко опасность, которая скрывалась в его «просветительстве», как Петр II Петрович Негош. В одном из писем он говорит о типе просвещения Досифея следующее: «Просвещение, в котором дурные основы направлены на поругание святыней славянских, – развратно» 525 . Если бы Досифей был одним случайным явлением в нашей культуре, было бы ненужно и говорить о нем, особенно в контексте экзегезы Ветхого Завета. Однако дело обстоит совершенно иначе. Как основатель первого богословского учебного заведения в Сербии и организатор нового сербского просвещения на принципах своей «просвещенности», он во многом определил пути развития нашей новой теологии и культуры вообще. Поэтому искать свою историческую и духовную идентичность и подлинный экзегетический метод и не изучить, с самых основ, наследие Досифея, которое во многом представляет разрыв этой идентичности, было бы бессмысленной работой. Намного более здравое отношение к библейскому Откровению имел митрополит Черногорский Петр II Петрович Негош († 1851) 526 . Негош специально обращался к Ветхому Завету в связи с проблемой сотворения и грехопадения человека в своей религиозно-философской поэме Луч Микрокосма . В «Посвящении» к Лучу Микрокосма Негош высказывает мысль, что природа, «лоно природы» и человеческий разум, человеческая мудрость не в состоянии открыть тайну человека и смысл его жизни. Поэтому Негош говорит о земных мудрецах: «Все их мысли на одном сосредоточены – другого ничего не представляют для меня – только через темноту жаждущее блуждание» 527 . Свое понимание тайны человека он основывает на набожности, на «луче», который «сверкает перед глазами», и на «гласе ангела», что значит – на Откровении. Для Негоша жизнь человека на земле – «воспоминание» о своей первой славе; человек «грезит о счастливейшем блаженстве», он «изгнан из врат чудесных». Такой как сейчас, человек – падшее существо, его падение – страшное «падение с неба» и временное заточение «в юдоли печали и скорби» 528 . Сущность человеческого греха состоит в том, что человек утонул во «сне забвения», т. е. в том, что он забыл «блаженное бытие» и вечное блаженство и пал в «мятеж ничтожный», этим отлучив себя от «святилища существа», от места, на котором «созданное существо венчается с зачалом [зачечем]» 529 .

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Rado...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010