С 1715 г., например, ведётся традиция русских царей поддерживать черногорцев материально. В 1798 г. русский император Павел I установил ежегодную субсидию Черногории в размере 3 тысяч рублей «на общенародные надобности и учреждение полезных заведений». С конца XVIII века в регионе крепнет любовь к России, которую можно назвать страстной. Россия помогала Черногории деньгами, посылала церковные книги, принимала на свои земли переселенцев, устраивала в Пажеский корпус детей чиновников, открыла консульство в Которе в 1804 г., чтобы поддерживать связи с Черногорией и урегулировать ее дела с Габсбургской империей (2). В знак благодарности храбрые, но бедные черногорцы “повергали к высочайшему Его Величества престолу” 12 знамён турецких и “саблю албанского Махмуд-паши, взятые у него в добычу... черногорским воинством” (3). 16 августа 1804 г. Митрополит Петр I Петрович Негош и старейшины поклялись всегда быть верными России. Дипломатическая помощь России сыграла важную роль в окончательном утверждении независимости Сербии и Черногории. В Черногории и Сербии сложился культ России: православные народы признавали над собой “только Бога и царя русского”. А их любовь к России была чиста, безмерна и искренна. История российско-сербских, российско-югославских отношений на протяжении нескольких последних столетий знала взлеты и падения, периоды охлаждения и доброго сотрудничества. Но фоном для них всегда было братство народов, взаимные симпатии, основанные на общности культур, языка, религии. Народ хранил исторические традиции славянской взаимности и часто даже влиял на изменение курса правителей. В такой разноплановой истории интересы наших стран чаще совпадали, чем расходились. И нигде больше в мире вы не встретите регион с таким устойчивым русофильством, как на славянских Балканах, в православной его части. События наших дней показывают интересную тенденцию. Вновь идёт серьёзная борьба за этот регион, за его подчинение Западу, правда, с оглядкой на Россию. При этом систематически подавляются силы патриотической ориентации в Сербии и Черногории, насаждаются «новые ценности», уничтожаются памятники православной культуры, разрушаются стереотипы патриотического сознания, культ национальной чести. Всех сербских военачальников, сражавшихся в 90-е годы за свою землю, арестовали и судят в Трибунале, пытаясь лишить народ возможности думать о них, как о героях. Россия смотрела на это снисходительно, надеясь усилиями министра А. Козырева тоже найти своё место в ряду западных держав. В 1999 г. Балканы вновь стали эпицентром мировой политики: бомбили Сербию и Черногорию за непослушание, упрямство и нежелание подчиниться планам НАТО. Именно тогда Россия впервые за десятилетие возвысила голос в поддержку сербов, но не смогла выдержать строгий тон и уступила давлению Запада.

http://pravoslavie.ru/52987.html

Я сердечно благодарю за этот подарок. Когда было совсем тяжело в Черногории, в Сербии, то лучшие люди тех стран, взирая на Россию, говорили: нас вместе с Россией больше ста миллионов. Мы знаем, что это небольшие народы, но они всегда были верны дружбе с Россией. И сейчас, когда много политических сил работает на то, чтобы ослаб Русский мир, чтобы Россия оказалась в изоляции, нам так важна поддержка наших братьев-славян и всех тех, кто понимает историческое значение России в борьбе за подлинную свободу народов и государств. Мы смело можем утверждать, что Россия по-настоящему свободная страна, свободная от всякого влияния могущественных мировых центров власти. Мы дорожим этой свободой. Но мы знаем, что очень часто на тех, кто обладает свободой, ополчаются те, кто желают лишить свободы свободолюбивых людей.  Очень верим и надеемся на то, что никто и никогда не сможет лишить свободы наш народ. И это даст нам возможность поддерживать наших братьев и сестер во многих странах, в том числе и в Сербии, в Черногории, в других странах, где большинство людей с огромным уважением и любовью относятся к России.  Хотел бы выразить уверенность в том, что несмотря на те трудности и геополитические проблемы, которые сегодня существуют и которые значительно влияют на сознание многих людей, историческая дружба русских, сербов, черногорцев и других славянских народов выдержит испытание временем и мы останемся свободными, православными, любящими и уважающими друг друга народами.  Пусть Господь хранит всех славянских братьев, кто вместе с Россией готов трудиться и работать за подлинную свободу стран и народов. Христос Воскресе!»  Петр I (Петрович-Негош) (1747/1748-1830), митрополит Цетиньский и светский владыка Черногории, святитель, чудотворец. Неизменно выступал за духовное единение с русским народом и осуждал всех, кто пытается отвратить единоверные и единоплеменные народы «от верности благочестивой и христолюбивой России». Память совершается 18 октября и в Соборе Санкт-Петербургских святых.

http://patriarchia.ru/db/text/5932755.ht...

Преемник Петра I Петровича , его племянник Пётр II Петрович Негош, в Станевичах написал свою религиозно-философскую поэму «Луч микрокосма». Посещали монастырь сербские просветители Досифей Обрадович и Вук Караджич. В 1837 году, при размежевании границы с Австрийской империей, Пётр II Петрович был вынужден продать австрийцам здания монастыря, находившиеся на австрийской территории. Австрийцы превратили монастырь в крепость, защищавшую их территорию от черногорцев. В 1869 году, во время антиавстрийского восстания в Приморье и Боке-Которской, жители общины Побори заняли монастырь, но при подавлении восстания ушли из него, взорвав оборонительные сооружения, которые с тех пор не восстанавливались, а монастырь оказался заброшен. Руины монастыря значительно пострадали от землетрясения 1979 года. Современное состояние [ править править код ] В 1994 года к монастырю был проложен насыпной автомобильный путь и начато восстановление монастырской жизни в Станевичах. Монастырский комплекс состоит из церкви Святой Троицы, церкви Святого Георгия, монастырских жилых помещений и здания хозяйственного назначения. Святыни [ править править код ] В монастыре хранятся частицы мощей 25 святых и мучеников со II по XX век. Монастырская ризница насчитывает ряд ценных рукописей и печатных книг, архивных документов, старых фотографий, икон, сосудов, облачений и т.д. Из старого иконостаса сохранились только две иконы, которые находились в церкви в соседнем Побори во время землетрясения 1979 года. Это иконы Богородицы со Христом и Святой Троицы иконописца Максима Туйковича 1728 года. Посмотреть иконы Туйковича из старого иконостаса на сайте Бококоторской живописной школы Престольные праздники [ править править код ] Как добраться [ править править код ] Адрес: 85310 Будва, Побори, Черногория Проезд: Монастырь находится рядом с селом Побори, в районе Будвы. Чтобы добраться до монастыря Станевичи, лучше воспользоваться автобусом или такси. Сначала нужно ехать по дороге Будва — Цетине — Подгорица до поворота, а затем пройти пешком по сказочно красивым горным местам. Здесь, любуясь живописной природой и вдыхая чистейший горный воздух, туристы увидят монастырь. Также в монастырь можно проехать на мотороллере или велосипеде.

http://azbyka.ru/palomnik/Мужской_монаст...

В 1886 г. на месте разрушенной церкви черногорский князь Никола I Петрович-Негош возвёл новый храм. Тогда же был построен и большой двухэтажный (с мансардой) келейный корпус. По легенде, здесь князь Никола хотел постричь в монахини тех из своих многочисленных дочерей, которые не выйдут замуж. В 1888-1889 гг. во Вранине жил молодой иеромонах Симеон (Попович) – прп. Симеон Дайбабский . Вследствие нездорового климата этих мест он тяжело заболел и осенью 1889 г. был переведён в монастырь Острог . Современное состояние [ править править код ] Монастырский комплекс состоит из церкви Святого Николая, старого большого конака, малого конака (келейного корпуса) для братства и хозяйственного помещения. После Второй мировой войны Вранина была сожжена и заброшена. Реставрационные работы начались только в 1998 г., когда настоятелем монастыря был назначен иеромонах Марк (Кесич). Монастырская церковь свт. Николая Чудотворца по своим размерам и декору не отличается от других церквей периода обновления храмов при черногорском князе Николе I. Над входом высечена надпись о строительстве монастыря на русском языке: «Этот храм Святого Николая Чудотворца построен заслугами благоверного господаря князя Николая I Петровича-Негоша лета Господня 1886 г. на месте, где когда-то была бывшая резиденция Зетской митрополии». Церковь украшает иконостас работы русских мастеров в стиле неоклассицизма. Остатки большого келейного корпуса находятся юго-западнее церкви в стадии реконструкции. Святыни [ править править код ] Частицы мощей: Во Вранинском монастыре также находятся ценные иконы: В 2010 году монастырь Вранина получил в дар из России ценную икону святого русского царя и страстотерпца Николая II Романова, которая была освящена на Ганиной яме . Престольные праздники [ править править код ] Николай Чудотворец, архиепископ Мирликийский, святитель - 22 мая, 19 декабря Как добраться [ править править код ] Адрес: 81304 Голубовци, бб, Черногория Проезд: до острова Вранина (в северо-западной части Скадарского озера), ныне связанным с автомобильной и железнодорожной магистралью между черногорскими городами Подгорица-Бар, там где река Морача впадает в Скадарское озеро

http://azbyka.ru/palomnik/Мужской_монаст...

Владыка Раде (Радивой) – Петр 2, митрополит Черногорский (1813–1851), из династии Петровичей-Негошей, племянник святителя Петра 1 Цетиньского (см. примечание 62) – знаменитый черногорский поэт и философ. В 1825 году в возрасте двенадцати лет Раде приходит в Цетиньский монастырь, где его начинают учить грамоте. Через полгода, научившись читать и писать, он отправляется в один из приморских монастырей, в школу монаха Иосифа(Троповича). За полтора года обогнав в науках всех своих сверстников и перечитав все книги в монастырской библиотеке, Раде возвращается в Цетинье. Последующие три года он проводит рядом со святителем Петром, своим дядей, выполняя секретарские обязанности и помогая владыке в его повседневных заботах. Накануне своей смерти митрополит Петр I оставил завещание черногорцам, в котором назначил своим преемником племянника Радивоя. Семнадцатилетний Раде принимает монашеский постриг с именем Петра и становится правителем Черногории (в этот период Черногорские митрополиты являлись обладателями как духовной, так и государственной власти в Черногории). В 1833 году Петр II Петрович-Негош предпринимает свое первое путешествие в Россию. В Петербурге в присутствии императорской семьи в Спасо-Преображенском соборе молодой черногорский правитель архимандрит Петр был рукоположен в сан епископа. Двадцать один год находился он у власти в нелегкие для Черногории годы. Ему приходилось заниматься внутренним устройством страны, народным просвещением, бороться с притязаниями соседей, защищаться от клеветы. На долю ему выпало пережить крушение надежд на объединение всех славян для общей борьбы за независимость, непонимание современников и соплеменников, собственное одиночество. Жизнь его была так тяжела, что порой он признавался, что хочет сложить с себя сан и покинуть страну. Однако именно благодаря его неустанной деятельности Черногория, давний форпост борьбы балканских славян с турками, вошла в число независимых европейских государств и сыграла важную роль в освобождении южных славян. Его литературная деятельность достигает расцвета во второй половине сороковых годов. Он пишет три поэмы: «Свет микрокосма» (философия веры), «Горный венец» (судьба народа в истории) и «Самозванец Степан Малый» (законность власти). В 1844 году владыка воздвиг храм в честь святителя Петра Цетиньского на вершине, называемой «Озерный верх», горного массива Ловчен, вид на который открывается из Цетиньского монастыря. В этом храме он и завещал себя похоронить, чтобы и после смерти быть на «страже сербского Православия» и видеть всю свою «милую Черногорию». Храм был снесен в 1972 году, во времена безбожного режима Тито (1953–1980).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Епископ Сергий предупредил, что «то же самое происходит и сейчас на русской духовной земле, в столице сегодняшней Украины». «Рецепт тот же, divide et impera — разделяй и властвуй! — указал архиерей. — Над этим проектом работали годами, даже десятилетиями. Цель — разъединить, разлучить и поссорить братьев единоверцев, разделить Церковь Христову и навсегда расчленить народ, от силы которого зависит судьба всего человечества». «Те, кто всегда призывал к свободе и демократии, сегодня умалчивают о гонениях на православных монахов в Киево-Печерской лавре, которые были и остаются вместе с единственной канонической Церковью на территории Украины — Украинской Православной Церковью Московского Патриархата. Запад умалчивает о гонениях на митрополита Павла , наместника Киево-Печерской лавры, и неустрашимое монашество. Это молчание — не результат слабости Запада, а ясное признание того, что за всем этим стоят те же самые силы, которые убедили Патриарха Варфоломея придать своей подписью легитимность неканоническому церковному устройству, для которого нет экклезиологической и канонической основы», — продолжил иерарх Сербской Церкви. «Лицемерный Запад подло отвернулся от того, что сам и задумал, послав престарелого Патриарха Варфоломея от его имени воткнуть нож в сердце русского Православия — в " Святой Киев " , как его когда-то называл великий Негош», — заявил епископ Сергий. Молитвы православных сербов сегодня с митрополитом Киевским и всея Украины Онуфрием и священниками Украинской Православной Церкви, которые подвергаются гонениям в своей стране. «Их безосновательно арестовывают, безжалостно избивают, наказывают без вины и суда. Для них нет свободы в духовно отравленной стране, порабощенной властным режимом, чертящим братской кровью границы, которые никогда не существовали. Сегодня Киево-Печерская лавра — это Голгофа православного мира. Те, кто распят в ней сегодня гонениями, завтра воскреснут свободой, ибо нет воскресения без смерти! Пусть никто не сомневается в этом!» — свидетельствовал епископ Сергий.

http://patriarchia.ru/db/text/6017858.ht...

Адрес: Trg Sv. Luke, Kotor 85330, Черногория Проезд: Церковь находится на площади Святого Луки в Старом городе, на берегу реки Шкурда. Добраться можно пешком. Рядом с церковью ап. Луки православный храм свт. Николая. Подробнее... Церковь святителя Николая Чудотворца (Котор) [ править править код ] История существования храма насчитывает немногим более века: церковь была спроектирована архитектором Чориллом Ивековичем, строительство началось в 1902 году, а закончилось через 7 лет, в 1909 году. Одна из достопримечательностей храма — иконостас 1908 года, который был создан талантливым художником Циглером из Чехии и который особо выделяется своими размерами и декором с элементами серебряного обрамления. В иконостасе располагается редкий образ Божией Матери «Троеручица», особо почитаемый в Черногории. Адрес: Котор, площадь Святого Луки Проезд: Церковь находится в Старом городе, на берегу реки Шкурда. Добраться можно пешком из порта по ул. 1 (исток-запад). Рядом с церковью свт. Николая находится православный храм ап. Луки. Подробнее... Церковь Архангела Михаила (Херцег-Нови) [ править править код ] Церковь Архангела Михаила относительно новая — ее строительство было начато только в 1883 году закончилось в 1911 году, тогда же она была освящена. Эта небольшая по размеру церковь интересна тем, что в ее облике оригинальным образом смешалось несколько стилей — внутреннее пространство храма выдержано в византийском стиле, в отделке использованы декоративные элементы романского, готического и исламского стилей. Благодаря столь удачному сочетанию разных стилей храм Архангела Михаила является одним из самых красивых храмов на побережье. Адрес: Herceg Novi, Черногория Проезд: Церковь Архангела Михаила расположена на верхней площади Старого города Херцег-Нови, которая называется площадь Белависта (официальное название — площадь Герцога Штефана). Подробнее... Церковь Спасителя (Херцег-Нови) [ править править код ] В пригородном районе Херцег-Нови Топла на территории церковного комплекса, окруженного небольшим заборчиком, разместились сразу два небольших храма. Один из них — это церковь Спасителя. Комплекс церквей примечателен тем, что на его территории имеется маленькое здание школы, где обучался будущий лидер Черногории, знаменитый государственный деятель, священник и поэт — Петр II Петрович Негош.

http://azbyka.ru/palomnik/Черногория_(хр...

Поэт отличается от обычного человека тем, что смотрит за пределы нашей мерзейшей планеты, стремится приблизиться к замыслу Творца о творении, в котором нет месту сущностным противоречиям нашего мира. Борьба и единство противоположностей Представление о том, что мир, как мы его знаем, держится на постоянной борьбе противоположностей, в европейской традиции восходит к Гераклиту. Для христианства — особенно это ярко выражено у преподобного Максима Исповедника — важен тезис о перманентном перетекании наслаждения в страдание и наоборот, и о том, что выбраться из этого колеса сансары можно только через смерть — благую со Христом или злую без Него. Петр Негош как бы совмещает космологию Гераклита с аскетическим учением Максима, говоря о борьбе как универсальном описании того, что происходит с миром и человеком после грехопадения: в нем душа воюет вечно с телом, в нем воюет море с берегами, в нем с теплом воюет вечно холод, в нем воюет ветер буйный с ветром, в нем воюет дикий зверь со зверем, в нем один народ с другим воюет, человек воюет с человеком, в нем воюют вечно дни с ночами, в нем воюют духи с небесами. Тело стонет под душевной силой, и душа трепещет зыбко в теле, стонет море под небесной силой, небеса трепещут зыбко в море, и волна волну, поправши, гонит, обе разбиваются о берег. В мире нет счастливых, нет довольных, нет миролюбивых, нет спокойных. «Горный венец» Однако, если борьба — это основной закон грехопадшего мира, то нужно этот закон повернуть себе на пользу. Если невозможно не бороться, то нужно бороться с самим законом, с самой неправдой космоса, происхождение которой — одновременно и в метафизическом «прошлом» мира, и внутри человека: Человек способен те законы, если думает о Божьей правде, без излишних различать усилий; но и дух проклятый, сатанинский о себе не раз напомнит людям. Та борьба меж правдой и неправдой, что три дня все небо сотрясала, с силою невероятной будет отпечатана у человека в сердце — раб он горечи и колебанья. «Луч микрокосма» Что это за битва, которая три дня сотрясала небо, мы скажем ниже, а здесь для нас важно, что та же самая борьба одновременно происходит в человеческом сердце.

http://blog.predanie.ru/article/pyat-bog...

Правление П. отличалось авторитарным характером. Свою миссию он видел в укреплении национального единства сербов, преодолении племенной розни и создании единого Сербского гос-ва, что основывалось на убеждении в том, что Черногория является последним остатком Сербского средневек. царства. Провозглашение святым его предшественника митр. Петра I (1834), по его мнению, способствовало консолидации общества вокруг главы Церкви и гос-ва. Наиболее достижимой идея восстановления Сербского царства казалась ему во время европейской революции (1848-1849), но последовавшие затем события его разочаровали. Когда 1846 г. нек-рые черногорцы, в т. ч. сенатор Т. Мушикин, во время голода, вызванного длительной засухой, решили перейти на сторону скадарского везиря, П. обвинил их в измене и приказал расстрелять. Свт. Петр II (Петрович-Негош). Портрет. 1837 г. Худож. И. Томинц (Музей Негоша (Билярда) в Цетине, Черногория) Свт. Петр II (Петрович-Негош). Портрет. 1837 г. Худож. И. Томинц (Музей Негоша (Билярда) в Цетине, Черногория) Второе посещение П. России в 1836-1837 гг. затянулось, т. к. он почти 12 недель ожидал в Пскове разрешения на посещение С.-Петербурга. В февр. 1837 г. П. посетил могилу А. С. Пушкина в Святогорском мон-ре. Во время переговоров он добился выделения Черногории финансовой помощи в размере 80 тыс. р. ежегодно. Получив эти средства, П. благоустроил г. Цетине и возвел новую резиденцию Билярда рядом с Цетинским мон-рем. Особое внимание он уделял развитию образования. Во время 1-го посещения России купил типографию, к-рая заработала в Цетине (1834), и издал в ней «Сербский букварь» (Српски буквар. 1836) и «Сербскую грамматику» (Српска граматика. 1839). Особое значение для серб. культуры имеет поэтическое творчество П., в к-ром он соединил средневек. серб. традиции с совр. поэтическими тенденциями. Ранние образцы лирики П. (сборники «Цетинский пустынник» «Лекарство от турецкой ярости» (Лujek japocmu турске)) следуют традициям классицизма и находятся под влиянием народной эпической поэзии. Но впосл. у П. сформировался оригинальный поэтический стиль, отражающий переход от классицизма к романтизму.

http://pravenc.ru/text/2580352.html

Уже в 1711 г., во время владыки Даниила (Даниил Петрович Негош (ок. 1670-1735), митрополит Черногории с 1697 г., основатель династии Негошей. - Ред.), устанавливаются первые дипломатические отношения между Черногорией и Россией. Хотя это, конечно, была главным образом дипломатия особого рода (только после Берлинского конгресса, начиная с 1878 г., мы можем говорить о современной дипломатии в Черногории). История Цетинского монастыря На призыв Петра Великого - вступить в общую борьбу христиан против турок - владыка Даниил откликнулся тотчас. Вот что он сказал тогда своим черногорцам: «Мы слышали, что существует христианский царь в северной части мира, Бог знает, как далеко... Но поскольку мы со всех сторон стиснуты и укрыты нашими горами... нам казалось, что он о нас - горсточке малого народа, спрятанного между змеями и скорпионами, - не может знать ничего... Но вот сегодня, слава Богу, мы видим его посланников, и у нас в руках его царская грамота... Мы хотим, с Божией помощью, сблизиться с Россией, а русские - с нами, чтобы не быть так далеко друг от друга. И русские, и мы - одной крови и одного языка. Итак, вооружайтесь, братья мои, черногорцы! И сам я также готов, не жалея ни имения, ни живота своего, пойти вместе с вами на службу к царю христианскому и нашему Отечеству». Вскоре владыка Даниил поехал в Россию. Оттуда он привез немалую помощь святым монастырям и народу Черногории. С тех пор, вплоть до сего дня, отношения наших народов - братские. Были, конечно, и определенные искушения политического и дипломатического плана - даже во времена святителя Петра Цетинского; особенно же - в период правления в Черногории князя (а затем короля) Николая. Однако братская любовь, вспыхнувшая три века назад, никогда не гасла. Немалое количество черногорцев получило образование в России. (Наши земляки и сегодня там учатся.) Многие переехали в Россию навсегда. Известно, что в русской императорской армии было 30 генералов и адмиралов - выходцев из Черногории. Святитель Петр Цетинский

http://ruskline.ru/opp/2018/maj/29/chern...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010