В 1711г. в Цетинье прибывают послы из России полковник Михаил Ильич Милорадович, родом из Герцеговины, и капитан Иван Лукашевич, уроженец Подгорицы, с посланием от русского царя Петра I с предложением о совместной борьбе против Турции. Мысль послать грамоту в Черногорию подсказал старый друг владыки Даниила Савва Владиславич-Рагузинский. Черногорцы с радостью приняли предложение и напали на турок, стремясь присоединить Зету к Черногории. Но вскоре пришло сообщение из России о неудачном Прутском походе Петра I и подписании мира с турками. Черногорцы остались один на один с сильным неприятелем. В 1712г. 60 тысяч турок под началом боснийского визиря Ахмеда-паши вторглись в Черногорию. 17 июля 1712г. черногорцы одержали победу при Царевом Лазе. Было захвачено 86 турецких знамен. В битве был ранен сам владыка Даниил. В Цетиньском музее хранился крест, который имел на себе митрополит Даниил и по которому ударил саблей турецкий офицер. Этот крест и спас жизнь митрополита. Но другой части турецкого войска удалось пробиться в Цетинье и разрушить монастырь. В 1714г. боснийский визирь Нуман (Думан) - паша Чуприлич со 120 тыс. турок опустошил всю Черногорию. Бежавшие в Будву черногорцы - в основном старики, женщины и дети - были выданы венецианцами туркам на расправу. Сам владыка Даниил чудом спасся в одной пещере. Отсюда он написал письмо своему брату негушскому князю Раде, в котором показал свой неукротимый дух и образно выразил свою внешнеполитическую программу: «Я – Москов, Москов, Москов!» Спасаясь от преследования, владыка Даниил был вынужден уехать через Боку Которскую и Вену в Россию. Побывав в 1715г., в Петербурге черногорский митрополит получил от русского царя Петра I деньги на восстановление монастырей и церквей, церковные книги и богослужебные предметы. Вернувшись из России в апреле 1716г. Даниил остановился в монастыре Подмаина, вблизи города Будвы. Он нашел Черногорию в тяжелейшем состоянии. В своем письме к русскому канцлеру Головкину Даниил писал: «Все разорено, разогнано и мечу предано, в рабство отведено; лишь малый остаток бежал в горы и спасся».

http://pravoslavie.ru/39870.html

В конце 1702 г. Цетиньский монастырь стал центром важных событий, определивших дальнейшую историю Черногории. В ночь накануне Рождества Христова с 24 на 25 декабря 1702г., православные черногорцы по приказу владыки Даниила напали на «потурченцев» - черногорцев, принявших ислам и проводивших турецкую политику. Все потурченцы, кроме принявших крещение, были изгнаны из страны. Это событие, укрепившее внутреннюю сплоченность черногорцев в борьбе с турками, нашло свое отражение в знаменитой поэме Петра II Петровича-Негоша «Горный венец». Именно в Цетиньском монастыре прозвучал призыв митрополита Даниила: Мир, вставай за Крест, за честь юнатства, все, кто носит светлое оружье, все, кто слышит собственное сердце! Мы поганцев имени Христова окрестим водою или кровью! В Божьем стаде истребим заразу! Да взнесётся песня роковая, алтарь правый на камень кровавый! (Петр II Петрович-Негош «Горный венец» перевод Ю. Кузнецова, 1988г.) Другим важным шагом владыки Даниила стала его внешнеполитическая переориентация с католической Венеции на православную Россию. В 1711г. в Цетинье прибывают послы из России полковник Михаил Милорадович (родом из Герцеговины) и капитан Иван Лукашевич (уроженец Подгорицы) с посланием от русского царя Петра I с предложением о совместной борьбе против Турции.В 1712г. 60 тысяч турок под началом боснийского визиря Ахмета-паши Шапчайлии вторглись в Черногорию. 17 июля (по ст. ст.) 1712 г. черногорцы одержали победу при Царевом Лазе (было захвачено 86 турецких знамен). В битве был ранен сам владыка Даниил. Но другой части турецкого войска удалось пробиться в Цетинье и разрушить монастырь. В 1714г. новый боснийский визирь Нуман-паша Чуприлич с 120 тыс. турок прошёл через всю Черногорию, сжигая всё на своём пути. Владыка Даниил был вынужден отправиться за помощью в Россию.Побывав в 1715г. в Петербурге митрополит Даниил получил от русского царя Петра I деньги на восстановление разрушенных турками монастырей и церквей. Цетиньский монастырь был восстановлен в 1724г.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/3...

История Подострога тесно связана с митрополитами из династии Петровичей-Негошей. Основатель этой правившей в Черногории династии и большой друг России владыка Даниил часто жил здесь, особенно после того, как в 1712 - 1714 гг. турки опустошили всю Черногорию в отместку за участие черногорцев в русско-турецкой войне. В той войне 17 июля 1712 г. черногорцы одержали победу при Царевом Лазе, в которой было захвачено 86 турецких знамен. В битве был ранен сам владыка Даниил. После Пожаревацкого мира 1718 г. эта территория отошла к Венеции, но осталась в церковной юрисдикции Черногорских митрополитов. В Подостроге владыка Даниил и умер 4 января 1735 г. При митрополите Данииле был построен каменный мост через реку Грджевица, соединивший монастырь с мельницей и монастырским домом на правом берегу реки. В 1797г. пала Венецианская республика. Ее владения в черногорском приморье - Бока Которская и Будва, отошли к Австрии. Австрийцы хотели захватить монастырь Подмаина, чтобы превратить его в свою крепость. Но народное вече, созванное Св. Петром Цетиньским, не позволило им этого сделать. Позднее австрийцы просили владыку продать монастыри Подмаина и Станевичи и получили такой ответ: «Засыпьте эти голые камни золотом, и тогда не удастся вам купить меня вашими деньгами... Что мы саблей добыли, то без сабли не отдадим, хоть бы до колен пролилась геройская кровь». Преемник и племянник Св. Петра – знаменитый черногорский поэт и митрополит Петр II очень любил жить здесь, в келье с окном на море. Он построил большую террасу, с которой открывается прекрасный вид на Будванский залив и остров Св. Николая. Здесь он написал свою поэму о борьбе черногорцев за свободу «Слободиада», которую посвятил русскому престолонаследнику Александру Николаевичу, будущему царю Александру II, и часть своей самой знаменитой поэмы «Горный венец». В 1837г. из-за материальных обстоятельств и под давлением Австрии Негош все же был вынужден уступить Подострог австрийцам, которые превратили его в крепость, а малую церковь – в тюрьму. Позже монастырь был выкуплен за 5570 форинтов священником из Маин о.Филиппом Тановичем и находился в частной собственности его семьи до 1953 г. Отец Филипп старался поддерживать монастырские здания в порядке, для чего часто ездил в Вену и в Россию за помощью. Богатую библиотеку старых печатных книг из России о. Филипп продал Вуку Караджичу, который увёз их в Вену. В 1864г. монастырь пострадал от случайного пожара, при котором сгорели многие монастырские ценности. При подавлении Бокельского восстания в 1869 г. австрийцы сожгли монастырь, после чего он уже не восстанавливался.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

Обитель, посвящённую Свт. Николаю Чудотворцу, основал в 1233г. первый Зетский епископ Илларион, рукоположенный самим Св. Саввой I. Здесь была одна из резиденций Зетской епархии (вторая – в монастыре Михольска Превлака). Строитель монастыря владыка Илларион был похоронен в монастырской церкви, в притворе у северной стены (в 1230-1240-х гг.) Монастырь щедро одаривали сербские архиепископы и короли из династии Неманичей: Свт. Савва I, св. король Владислав, св. король Милутин и его мать св. Елена. Во времена сербского царя (1331-1355) Душана Сильного, Враньина была приписана монастырю Св. Архангелов в Иерусалиме. В 15 веке монастырь одаривали землёй зетские господари Георгий II Страцимирович Балшич (в 1404г.), Балша III Балшич (в 1414) и Иван Черноевич (в 1468г.). В 1453-1484гг., после убийства Превлачских мучеников (зетского владыки и 70 монахов) на Михольской Превлаке, здесь находилась резиденция зетского митрополита, до своего переноса в Цетиньский монастырь. В это время игуменом Враньины был известный духовный писатель Никон Иерусалимлянин. Последним дарителем монастыря был младший сын Ивана Черноевича Станиша, принявший ислам с именем Скендер-бег и бывший черногорским санджак-бегом в 1514-1530-х гг. Стратегическое положение Враньины на пересечении водных путей привело к тому, что она постоянно была целью турецких нападений и разрушалась в 1557 и 1714г. В 1843 вновь захваченный турками монастырь был превращён в казарму. Окончательно обитель была разрушена в 1862г. во время нового турецкого нападения на Черногорию. От старой Враньины сохранились в Цетиньском монастыре три колокола 14-15 веков, найденных в земле в 1970-х гг., и печать Враньской митрополии с ликом Свт. Николая. О старом монастыре сохранились воспоминания черногорского митрополита (1863-1882) Иллариона (Рогановича), бывшего здесь учеником. В 1886г. на месте разрушенной церкви черногорский князь Николай I Петрович-Негош возвёл новый храм. Тогда же был построен и большой двухэтажный (с мансардой) келейный корпус. По легенде, здесь князь Николай хотел постричь в монахини тех из своих многочисленных дочерей, которые не выйдут замуж. В 1888-1889гг. здесь жил молодой иеромонах Симеон (Попович) – прп. Симеон Дайбабский – выпускник Киевских Духовных школ и постриженник Киево-Печерской Лавры. Вследствие нездорового климата этих мест он тяжело заболел и осенью 1889г. был переведён в монастырь Острог.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

Однако и Черноевичи в начале XVI в. вынуждены были оставить свои горы вследствие ли интриг Венеции, или притеснений со стороны турок, все более и более напиравших на тесные пределы Черной Горы – и последний (с 1490 г.) Черноевич (Юрий IV) отказался от своего владетельного престола (в 1516 г.), передав его митр. Вавиле (?), и остаток дней своих провел в Венеции. С этих пор Черногория (номинально) становится частью турецкого пашалыка скадарского; в действительности же правят страной, с полным сознанием ее независимости, владыки-митрополиты, как государи светские и духовные, до половины только что истекшего столетия. Сначала владыки избирались из разных племен, а с конца XVII в. род Петровичей Негошей имел в этом отношении исключительную привилегию, и Черногория обязана им своей славной историей этого периода. В конце XVII столетия Черногория сбросила с себя и номинальное господство турок, избрав в свои народные вожди митр. Даниила Петровича Негоша (1697–1735 гг.). При этом владыке произошло, между прочим, избиение всех потурченцев в Черногории (в 1702 году). А в 1711 году прибыл в Черногорию посланник от русского православного царя (Петра В.), полковник Михаил Милорадович, с призывом к восстанию против турок. С этих пор прочно завязавшиеся связи с Россией продолжались и крепли во все последующее время: их поддерживали преемники Даниила, находя в них опору в виду угрожаемой их стране со всех сторон опасности. А один из славных и мудрых черногорских владык святой Петр I Петрович Негош (1782 – †18 окт.1830 г.) в своем предсмертном завещании, передавая проклятию каждого изменника отечеству, добавляет, между прочим, и следующее: «Точно также да будет проклят и тот, кто бы покусился совратить нас от верности благочестивой и христолюбивой России, и всякому, кто бы из вас черногорцев и брдян пошел против единоплеменной и единоверной нам России, дай Бог , чтоб у него у живого отпало мясо от костей, и не было б ему добра в этой жизни, ни в будущей». И это завещание святого владыки твердо хранили черногорцы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Palmov/no...

После освобождения Которского зал. от франц. властей рус. эскадрой под командованием адмирала Д. Н. Сенявина (Вторая архипелагская экспедиция) в 1807 г. восстановить М.-П. хотел свт. Петр I (Негош) , митр. Цетинский. Но из-за передачи этих земель Франции, а затем Австрийской империи его желание не исполнилось. В 1833 г. по благословению еп. Далматинского Иосифа (Раячича ; впосл. патриарх Сербский) гр. Елена (в монашестве Екатерина) Властелинович, сестра архим. Спиридона (Сундечича), настоятеля мон-ря Савина , близ развалин Михайловского храма возвела ц. Св. Троицы. Она поселилась в М.-П., в 1845 г. была ранена из огнестрельного оружия, скончалась в 1847 г. (предположительно от отравления свинцом). Свои владения она завещала Троицкому храму и митр. Черногорскому Петру II (Петровичу Негошу) . В 1893 г. над зап. фасадом Троицкого храма была построена звонница. После второй мировой войны на территории М.-П. открылся пансионат «Остров цветов». В 1956-1959 гг. Й. Ковачевич и В. Корач из Археологического ин-та Сербской АН провели раскопки в ц. арх. Михаила. Во время гражданской войны в бывш. Югославии в нач. 90-х гг. ХХ в. в пансионате поселились серб. беженцы из Боснии и Герцеговины. Тогда же в Троицком храме были возобновлены богослужения. С 1996 г. ведутся археологические исследования монастырского комплекса объединенной группой специалистов Центра археологических исследований Черногории и философского фак-та Белградского ун-та во главе с Дж. Янковичем. В музее М.-П. хранятся найденные в ходе раскопок фрагменты декора IV-VI вв. Кроме того, в Михайловском храме были обнаружены многочисленные захоронения: в юж. апсиде - останки, как полагают, пострадавшего здесь раннехрист. мученика ( 2007), в сев. апсиде - могила епископа. Также в храме был найден гроб XV в. с многочисленными останками. Было высказано мнение о том, что это мощи отравленных монахов. Отчасти это предположение было подтверждено в 1997 г., когда химико-токсикологический анализ показал повышенное содержание в них мышьяка. На костях были обнаружены множественные повреждения, нанесенные еще при жизни людей. С этого периода началось почитание Превлакских преподобномучеников. С 2000 г. по улицам г. Тивата впервые прошел крестный ход с их мощами. В 2001 г. были установлены дни памяти Превлакских святых - 27 апр. (в день сожжения мощей свт. Саввы I Сербского) и 4 янв.

http://pravenc.ru/text/2563842.html

Самостоятельной Сербская Церковь стала тогда, когда крестоносцы-католики, забыв об освобождении Гроба Господня, гарцевали, довольные добычей разграбленного Константинополя. Тогда-то промыслительно и устанавливаются особые духовные связи между Сербией, которую тоже пытались подмять под себя католики, и Русью, умевшей устраивать им побоища. Сербскую Церковь называют «святосавской» – а именно под влиянием русских иноков потенциальный правитель сербов Растко Неманич предпочел некогда духовную стезю и принял постриг в русском Пантелеимоновом монастыре на Афоне, что позволило ему в дальнейшем стать первым сербским святителем и основателем Сербской Православной Церкви. Как и его отцу, отказавшемуся вслед за сыном от царствования и принявшему там же, на Афоне, монашество с именем Симеон, этот изначально сыновний выбор даст сподобиться вместо славы земной прославления в лике святых. Сербское Православие всегда было в подлинном смысле крестоносным, а потому так щедро и венчалось Господом святостью Сербское Православие всегда было в подлинном смысле крестоносным, а потому так щедро Самим Господом и венчалось святостью. Крестная слава сияет и во внешнем – по всем меркам мира сего – поражении. Чему свидетельство на века – Косовская битва. Великий сербский владыка и поэт, правитель Черногории митрополит Петр II Петрович Негош, отмечал: «Сербское царство и войско погибли на Косовом поле, но слава и доблесть проявились во всем блеске». По преданию, перед сражением святому князю Лазарю явился ангел Божий и предложил ему на выбор: «Господь дарует тебе победу в этой битве, но независимость Сербии продлится до твоей смерти, а затем страна будет завоевана. Или же твои княжеские войска проигрывают, но Православие в Сербии сохранится до скончания века». И святой князь рассудил, что сохранение веры для народа важнее временной победы, избрав Царство Небесное вместо царства земного. По-своему этот же выбор уже делали и Неманичи отец с сыном: преподобный Симеон Мироточивый со святителем Саввой.

http://pravoslavie.ru/148809.html

Уже в 1716г. (по другим данным - в 1717г.), в день Благовещения, произошла новая битва черногорцев с турками у села Тернине. В этом сражении черногорцы одержали победу. В 1718г. черногорцы приняли участие в войне венецианцев с турками, напав на города Бар и Ульцинь. 21 июня 1718г. был заключен Пожаревацкий мир между Турцией с одной стороны и Венецией и Австрией с другой. По нему венецианцы получили приморские земли Грбаль, Маини, Браичи и др., ранее принадлежавшие Черногории. Владыке удалось лишь отстоять свою церковную юрисдикцию над этими землями, где находились древние православные монастыри Подмаина, Станевичи, Ластва Грбальска. В 1718г. митрополит Даниил добился от венецианского сената подтверждения прав православных в Боке Которской. В 1719г. Печский патриарх Моисей (Райович-Чурла), во время своего посещения Черногории, рукоположил в епископы племянника Даниила – архимандрита Савву (Петровича-Негоша), которого черногорский митрополит наметил в свои преемники. Долгое правление Саввы (1735-1781) показало, что выбор владыки Даниила был неудачен. Владыка Савва был полной противоположностью своему энергичному дяде. Он был скромным пастырем, не отличавшемся твёрдостью характера и решимостью вести свой народ по пути полного освобождения от турецкой зависимости. При нём большое влияние приобрёл его двоюродный брат Василий. Митрополит Даниил умер 4 января 1735г. в монастыре Подмаина в Будве, где и был похоронен в малой Успенской церкви. В 1747г. в этом монастыре была построена Большая Успенская церковь, прах владыки перенесли в нее. Отсюда в 1856г. останки были перенесены в Цетинье, где и покоится сейчас в небольшой открытой часовне на горе Орлиный крест. Владыка Даниил был один из самых выдающихся сербских архипастырей. Он рассматривал себя не только наследником зетских митрополитов, но и наследников династии зетских господарей Черноевичей. Иногда он подписывался: «Даниил, воеводич сербской земли». Он был твердым защитником Православия. О нем которский бискуп Марин Драго писал: «Он агрессивен, и если светские власти не воспрепятствуют ему, то католицизм в дальних краях его епархии попадет в очень большую опасность.» Именно владыка Даниил заложил фундамент полной черногорской независимости, которой добился Св. Петр Цетиньский и официально подтвердил черногорский князь Николай I.

http://pravoslavie.ru/39870.html

Во время войны сербский народ массово подвергался уничтожению биологическому. Как со стороны фашизмо-нацизма, особенно хорватско-усташского, так и богоборческой нечеловеческой идеологиии. А после этой идеологии - брозомора и их исчадий - вот опять оказался на своем кресте, на своем распятии. Биологически и культурно уничтожаемый, духовно опустошаемый, насильственно разъединенный, миром презираемый, не принимаемый и отвергаемый - он сейчас находится на одном из самых страшных перепутий в своей истории. в виду Петр II Петрович Негош (1813-1851), митрополит и светский правитель Черногории. мститель, совершивший покушение на австрийского эрцгерцога Франца Фердинанда. Броза Тито. - Антифашистское Вече народного освобождения Югославии. (1991) Перевод Ивана Чароты   http://www.voskres.ru/bogoslovie/amfilohi.htm Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/1...

П. поддержал серб. восстание Карагеоргия (см. в ст. Карагеоргиевичи ), к-рый призвал черногорцев выступить вторым фронтом против осман на Таре. Победы Карагеоргия у Сеницы и Суводола вдохновили черногорцев, васоевичей и брдчан выступить в поддержку восстания в Сербии - они смогли задержать выдвижение турок из Скендерии и Герцеговины. Хорошие отношения между П. и кн. Милошем Обреновичем (см. в ст. Обреновичи ) установились в сер. июля 1815 г. и продолжались до убийства Карагеоргия, к-рое владыка расценил как варварское злодеяние. В последние годы жизни П. составлял историю Черногории, посмертно вышла «Краткая история Черногории» (Кратка ucmopuja Црне Горе//Грлици: Календар црногорски за годину. У Цphoj гори, 1835). Он собрал богатую б-ку, в к-рую входили книги на разных языках (французском, итальянском, русском) и много сочинений по философии и естественным наукам. Почитание Согласно составленному митр. Белградским Михаилом (Йовановичем) Житию (Служба иже во святих отцу нашему митрополиту богомудрому господарю черногорскому Петру I чудотворцу Цетиньскому. М., 1895), после смерти П. явился во сне неск. людям и просил освободить его тело от гроба. Преемник Петр II (Петрович-Негош) 18 окт. 1834 г. велел открыть его захоронение и поставить мощи в храме Цетинского мон-ря. Мощи П. были обретены нетленными: несмотря на сохранившиеся черные волосы (хотя было известно, что в конце жизни владыка был седым), в пользу идентификации останков говорили высокий рост и следы от перелома на правой руке. Об обретении мощей митр. Петр II сообщил в специальном воззвании, в к-ром владыка сравнивался с ап. Петром и провозглашался защитником черногорцев. Уже в 1835 г. мощам поклонилось более 15 тыс. чел. Вскоре в честь П. были составлены тропарь и кондак: составителями могли выступить Перо Станков Чиркович из Котора († 1849), митр. Петр II, цетинский архим. Петроний (Луянович) или группа авторов (обзор мнений см.: 1965. С. 173). Службу с каноном и Житие П. составил митр. Белградский Михаил (Йованович) на основании сведений, предоставленных архим. Митрофаном (Баном ; впосл. митрополит Черногорский): они были изданы в составе «Дополнительного требника» (Нови Сад, 1887).

http://pravenc.ru/text/2580350.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010