Но, особенно при настоящем торжестве, мы должны размышлять о том, что ныне раздрано рукописание грехов и осуждения нашего, и изменилось определение о нашем осуждении, потому что то самое естество, которому было сказано: земля еси, и в землю отидеши, ныне вознесено на небо. Псалмопевец о настоящем торжестве говорит следующее: яко взятся великолепие Твое превыше небес ( Пс. 8:2 ); взыде Бог в воскликновении, Господь во гласе трубне, ( Пс. 46:6 ); возшел еси на высоту, пленил еси плен: приял еси даяния в человецех ( Псал. 67:19 ). Восшедши на небеса, Он, подлинно, пленил плен: ибо силой Своего нетления истребил наше тление, и даровал даяние людям, потому что ниспослал Св. Духа на Апостолов, даровав иному слово премудрости, другому слово знания, – иному дух ведения, другому дары исцелений, – одному разные языки, а другому истолкование языков ( 1Кор. 12:8,10 ). Об этой славе вознесения Его и пророк Авакум говорит следующее: воздвижеся солнце, и луна ста в чине своем ( Авв. 3:11 ). Здесь под именем солнца разумеется не иной кто, как Сам Господь; а под именем луны св. Церковь : ибо, пока Господь не вознесся на небо, св. Церковь , противная миру, повсюду была объята страхом, а после вознесения Его она укрепилась, открыто проповедывала то, чему тайно веровали. Таким образом, действительно, сбылись слова: воздвижеся солнце, и луна ста в чине своем, потому что, когда Господь взошел на небеса, тогда святая Церковь Его возросла силой проповеди. Посему-то Соломон от лица Церкви говорил: се Той идет скача на горы, и прескача на холмы ( Песн. 2:8 ). Спаситель, идя на избавление нас, действительно как бы делал некие скачки. Вам желательно знать, какие это скачки? Вот они: во–первых, Он с неба сошел в девическое чрево, – из девического чрева пришел в ясли, – потом от яслей взошел на крест, – с креста сошел во гроб, – из гроба взошел на небо. Таким образом, проходя все степени человеческой жизни, Он пролагал нам путь, чтобы мы следовали за Ним. Поэтому Дух Св. устами Пророка говорит: возрадуется, яко исполин тещи путь ( Пс. 18: 6 ), – для того, чтобы мы от сердца говорили Ему с Премудрым: «влеки нас в след Тебе, в воню мира Твоего течем» ( Песн. 1:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Песн. 3:10 Столпы его сотвори сребряны и восклонение его злато: восход его багрян, внутрь его камение постлано, любовь от дщерей Иерусалимских. Одр здесь знаменует Святых Апостолов, проповедовавших имя Господне перед языками, царями и сынами Израилевыми. «Одр сотвори себе царь Соломон от древес Ливанских». – «От древес Ливанских:» Божественное Писание часто под Ливаном разумеет Иерусалим и народ иудейский. Но поскольку Апостолы оттуда произошли, то и нарицаются – «одр», составленный «от древес Ливанских». «Столпы его сотвори сребряны» – и здесь они же разумеются. Ибо Павел пишет: «Иаков и Кифа и Иоанн, мнимии столпи быти, десницы даша мне и Варнаве общения, да мы во языки, они же во обрезание» ( Гал. 2:9 ) «И восклонение его злато». Это есть проповедь Евангельская, на коей Слово Божие почивает. «Восход его багрян, внутрь его камение постлано». Камению драгоценному уподоблены словеса Божия – как то и в Новом Завете: не мечите бисера пред свиниями (ср. Мф. 7:6 ). Итак, Божественные силы, описавши одр Царя, убеждают дщерей Иерусалимских, чтобы они изшли видеть Жениха и венец, на главе Его положенный: Песн. 3:11 Дщери Сиони, изыдите и видите в цари Соломоне в венце, имже венча его мати его в день обручения его и в день веселия сердца его. О дщери Сионские, изыдите, и видите Царя, украшенного любовью. Он так возлюбил мир, что будучи Богом, умалил Себя, зрак раба принял, и в подобии человеческом был (ср. Флп. 2:7–8 ), изыдите, и видите «в венце, имже венча его мати его в день обручения его и в день веселия сердца его». Матерью называет со стороны человечества его – Иудею, которая, как буйная, возложила на Него венец оный. Из презрения увенчала Его тернием, а Он сие терние преобразил в венец любви. Потому что добровольно перенес бесчестье и мучение смерти. И посему-то день мучения Его есть день веселья сердца Его, день обручения Его. – В сей день совершилось брачное соединение. Ибо тогда – на Таинственной вечере – ученики Его удостоились вкусить Таинственного Тела Его и испить Таинственной крови Его. Но после сего паки Жених с Невестою разговаривают:

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Человек же имеет свободную волю, как и Бог, и тем самым подобен Богу. Ибо как Бог творит то, что хочет, так и человеку Он дал свободу делать то, что хочет, и этой свободой душа человеческая ближайшим образом подобна Богу, подобна более, чем Ангел. Не напрасно говорит Бог душе человеческой в Песни Песней: «Уподобил тебя близ Меня» ( Песн. 1:8 ), то есть сделал тебя ближайшею, подобною Мне, более, говорю, подобною, чем ангельское создание. Потому-то вышереченный Богослов, отвечая на вопрос: что есть душа? – назвал ее богоподобнейшей. Если же душа человеческая более подобна Богу, чем небесный дух, Ангел, то она и прекраснее красоты ангельской, но не по естеству, а по благодати, дарованной ей воплощением Сына Божия и Его излиянием Крови за нее. Поистине, она превзошла красоту ангельскую, ибо не с ангельским естеством соединился Сын Божий, а с человеческим, как говорит апостол: «Ибо не Ангелов восприемлет Он, но восприемлет семя Авраамово» ( Евр. 2:16 ), – и это для искупления Своей Кровью души человеческой, для обновления в ней древнего богоподобия и особенно для лучшего украшения ее. Отец, имеющий одну дочь, не украшает ли ее всяким драгоценным убранством более, чем рабынь своих? Жених, имеющий возлюбленную невесту, не хочет ли видеть ее украшенной? Душа человеческая – это единая дочь и невеста Христа Спасителя нашего. Дочь – ибо Он возродил ее от смерти к жизни Своей Кровью, невеста – ибо Он соединился с ней столь крепким союзом любви, что не отказался и умереть за любовь ее. Не напрасно говорится в Песни Песней: «Крепка, как смерть, любовь» ( Песн. 8:6 ). И как о Самом Христе Господе пишется в книге апостольской: «Столько превосходнее Ангелов, сколько славнейшее пред ними наследовал имя» ( Евр. 1:4 ), – так и о душе человеческой следует мыслить: она столь же близка к Богу и подобна Его красоте, сколь ближе соединена с Ним, чем Ангелы, и потому она может сказать о себе словами пророка: «Возвеселится душа моя о Боге моем; ибо Он облек меня в ризы спасения, одеждою правды одел меня, как на жениха возложил венец и, как невесту, украсил убранством» ( Ис. 61:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Примите правила Мои и уставы Мои, все, что Я заповедую в Духе Моем (ν πνεματ μου) рабам Моим пророкам». Нередко одни и те же библейские цитаты встречаются вместе в произведениях святителя. Поэтому можно предположить, что они являлись частью библейского флорилегия, иллюстрирующего тот или иной богословский пункт. Например, комментируя Евр.1:1 , после цитаты Ос.12:11 свт. Кирилл приводит Ис.52:6–7 : «Сам Говорящий, Я присутствую, как весна на горах, как ноги благовествующего о мире, благовествующего хорошее» 8 . В «XIII Праздничном послании» (датируемом 425 г.), сосредоточенном на Таинстве Боговоплощения, свт. Кирилл уже использовал Ис.52:6–7 в связи с Евр.1:1–2 : Чтобы указать столь долгожданное нами время (καιρν) Вочеловечения, Слово от Бога Отца ( κ Θεο Πατρς Λγος), как если бы Оно уже стало подобно нам (καθ’ μς γεγονς), провозглашало заранее громким гласом: «Сам Говорящий, Я присутствую, как весна на горах, как ноги благовествующего (εαγγελιζομνου) о мире, благовествующего (εαγγελιζμενος) хорошее» ( Ис. 52:6–7 ). «Многократно и многообразно Бог , говоривший отцам в пророках, в конце дней сих говорил нам в Сыне» ( Евр.1:1–2 ), благодаря Которому мы расцвели для нетления и жизни 9 . Затем следует аллегорическая экзегеза Ис. 52:6–7 , в которой святитель говорит, что именно Христос был для человечества «как весна на горах» и «как ноги благовествующего о мире, благовествующего хорошее». Первый используемый им образ – образ весны, приходящей и побеждающей зиму, который свт. Кирилл также часто иллюстрирует цитатой Песн. 2:10–13 . Второй образ – гонца, возвещающего мир стране, атакованной варварами. Мы находим вместе цитаты Евр.1:1–2 и Ис. 52:6–7 также в «Толковании на Евангелие от Иоанна» 10 , «Диалогах о Троице» 11 и «Толковании на книгу пророка Исайи» 12 . Иногда свт. Кирилл использует стихи «Послания к евреям» для истолкования других стихов этого же послания. Например, комментируя Евр.1 :2c, он цитирует стих Евр.13:8 , потому что в нем также идет речь о Божественности Христа 13 . Толкуя Евр.2:17–18 , святитель рассуждает о первосвященстве Христа и приводит Евр.10:4 для доказательства более низкого статуса Ветхого Завета 14 . В комментарии на Евр.3:1 свт. Кирилл продолжает развивать тему первосвященства Христа и цитирует Евр.9:11–12 , чтобы показать, что жертва Христа превосходит жертвы священников Ветхого Завета 15 , и т. д.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

– Откуда ты пришла и куда идешь! Ангельский призыв: возвратись к госпоже своей и покорись ей – в самом широком смысле призывает отступников вернуться в Святую Церковь и покориться Ей как Госпоже нашей. Не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай; но будем увещевать [друг друга], и тем более, чем более усматриваете приближение дня оного (Евр. 10, 25); и еще: Итак не оставляйте упования вашего, которому предстоит великое воздаяние. Терпение нужно вам, чтобы, исполнив волю Божию, получить обещанное (Евр.10, 35–36). Святитель Иоанн Златоуст наставляет: «Нам известно, что спасение является уделом только Единой Церкви и что никто вне Соборной Церкви и веры не может иметь участие во Христе или спастись… ересям мы не допускаем иметь надежду на спасение, но ставим их совершенно вне этой надежды, так как они не имеют и малейшего общения со Христом» . А то, что Церковь точно Госпожа и Царица, в Писании сказано: Вся слава дщери Царя внутри; одежда ее шита золотом; в испещренной одежде ведется она к Царю; за нею ведутся к Тебе девы, подруги ее, приводятся с весельем и ликованьем, входят в чертог Царя (Пс. 44, 14–16); и еще: Есть шестьдесят цариц и восемьдесят наложниц и девиц без числа (т. е. разных религий и сект – О.С.), но единственная – она, голубица моя, чистая моя (т. е. Святая Соборная и Апостольская Церковь – О.С.); единственная она у матери своей (т. е. в Церкви Небесного Иерусалима – О.С.), отличенная у родительницы своей (т. е. Церкви Торжествующей – О.С.). Увидели ее девицы (т. е. народы – О.С.), и – превознесли ее, царицы и наложницы, и – восхвалили ее. Кто эта, блистающая, как заря, прекрасная, как луна, светлая, как солнце, грозная, как полки со знаменами? (Песн. 6, 8–10). Святитель Киприан Карфагенский так истолковал эти слова: «Эту единую Церковь обозначает и Дух Святой в Песни Песней, говоря от лица Господня: Единственная – она, голубица моя, чистая моя; единственная она у матери своей, отличенная у родительницы своей . Можно ли думать тому, кто не придерживается этого единства Церкви, что он хранит веру? Можно ли надеяться тому, кто противится и поступает наперекор Церкви, что он находится в Церкви, когда блаженный апостол Павел, рассуждая о том же предмете и показывая таинство единства, говорит: Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог (Еф. 4, 4–6)?» .

http://pravoslavie.ru/104847.html

В надписании псалма сказано: «о наследствующем». Кто же это на­следствующий? Церковь и все члены ее; о ней говорит Павел: «обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою» ( 2Кор.11:2 ); и Иоанн: «имеющий невесту есть жених» ( Ин.3:29 ). Но у жениха обыкновенного после первых дней брака ослабе­вает сила любви, а наш жених остается непрестанно любя­щим нас и непрестанно усиливает свою любовь. Выражая это, Иоанн и называет его женихом, так как у жениха любовь бывает особенно сильна. И Церковь он назвал невестою не поэтому только, но и потому, что желает всем нам быть одним телом и одною душою, по добродетели и любви. И как невеста все делает для угождения жениху, таковы должны быть и мы во всю жизнь. Как невеста с того самого дня, как по­селится в брачном чертоге, заботится только об одном, как бы угодить жениху, так точно и мы в продолжение всей настоящей жизни должны заботиться об одном, как бы уго­дить Жениху и сохранить благонравие невесты. Об этой невесте упоминает и Давид, когда говорит: «стала царица одесную Тебя в Офирском золоте...; одежда ее шита золотом» ( Пс.44:10, 14 ). Хочешь ли видеть и обувь ее? Послушай Павла, друга женихова, который говорит: «и обув ноги в готовность благовествовать мир» ( Еф.6:15 ). Хочешь ли видеть и пояс ее, составленный из правды? Он же научит тебя: «препоясав чресла ваши истиною» ( Еф.6:14 ). Хо­чешь ли видеть красоту ее? И это можешь узнать от него: «не имеющею пятна, или порока» ( Еф.5:27 ). Послушай, что говорит о ней и Премудрый: «вся ты прекрасна, возлюбленная моя, и пятна нет на тебе!» ( Песн.4:7 ). Хочешь ли видеть и ноги ее? «Как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое!» ( Рим.10:15 ). И то поистине дивно и пора­зительно, что Он, украсив ее таким образом, не пришел во всей своей славе, чтобы преизбытком своей красоты не по­разить и не изумить ее, но приходит, облеченный в ту же одежду, какая у невесты, «также воспринял оные такой же плоти и крови», какая у нее ( Евр.2:14 ), и не ее призывает горе, но Сам свыше приходит к ней, соблюдая и здесь за­кон, по которому жених приходит к невесте.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

10 . Итак, этими словами утверждаем будучи, трезвися. Ибо противник ваш диавол, как недавно читано, ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить ( 1Пет.5:8 ). Да и подлинно в прежние времена смерть господствовала, но при святой бане пакибытия отъял Бог слезы со всех лиц ( Ис.25:8 ). Ибо ты более не будешь плакать, совлекшись ветхого человека, но возрадуешься (см. Ис.61:10 ), облекшись в ризу спасения, во Христа Иисуса (см. Рим.13:14 ). 11 . И это произошло с вами в преддверии Церкви. Когда же Божиим изволением в последующих тайноводствах внидем во Святая Святых, тогда познаем образы вещей, совершающихся там. Богу же Отцу слава, держава и величество, с Сыном и Святым Духом, во веки веков. Аминь. Тайноводственное поучение второе [О Крещении. На слова апостола из Послания к Римлянам, от места: Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? До места: вы не под законом, но под благодатью ( Рим.6:3–14 ).] 1 . Полезны нам повседневные тайноводства и новейшее учение о вещах новейших, а особенно вам, обновленным из ветхого человека в нового. Почему я, как нужда требует, предложу вам следующее за вчерашним тайноводством, чтобы вы уразумели, какие вещи изображаются тем действием, которое совершено вами во внутреннем притворе. 2 . Итак, немедля по входе вашем вы сложили с себя ризу, и это значило: совлечься ветхого человека с делами его ( Кол.3:9 ). По сложении ризы вы были наги, подражая и в этом Христу, на Кресте обнаженному, через обнажение совлекшему Начала и Власти и с дерзновением на Кресте восторжествовавшему над ними (см. Кол.2:14–15 ). А поскольку в членах ваших таились противные силы, то и не подобает вам более носить ветхие ризы, не эти, говорю, всеконечно, чувственные, но ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях ( Еф.4:22 ). В этого человека да не облекается вновь душа, единожды этого совлекшаяся, но да повторяет слово, которое в Песни Песней говорит невеста Христова: Я скинула хитон Мой; как же мне опять надевать его? ( Песн.5:3 ). О дивная вещь! Вы были наги перед очами всех – и не стыдилися. Подлинно вы носили образ первозданного Адама, который был наг в раю и не стыдился (см. Быт.2:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

б) Древо жизни находилось посреди рая ( Быт.2: 9 ), – и древо Креста Христова явилось средоточием духовного рая – Церкви новозаветной: «рай другий познася Церковь , якоже прежде древо имущая живоносное, крест Твой, Господи, из негоже прикосновением бессмертию причастихомся» (в нед. 3 Вел. Пос. утра, кан. Воскресн. пес. 5, троп. 4). Древо жизни, по манию Творца, вдруг явилось посреди рая, цветущее, плодоносное и животворное: и древо креста, как только водружено на лобном месте, вдруг явилось полным животворной силы. «Место лобное рай бысть, точию бо водрузися древо крестное, абие израсте грозд животный в наше веселие, Тебе Спасе; слава Тебе» (Окт. гл. 5, в среду утра по 1 стихословии седален). в) Древо жизни имело близ себя смертоносное древо познания добра и зла, которое находилось также посреди рая ( Быт.2:9,17;3:3 ): древо Креста Христова имело близ себя древа смертоносные, на которых висели два разбойника. «Крест водрузися на месте лобнем посреде земли, и посреде рая прозябшую древом язву исцели: Мессия бо Иисус посреде беззаконных разбойник един праведный явися» (Окт. гл. 8, в пяток утра кан. Кресту песн. 6, троп. 1). 4. Река, выходившая из Едема для орошения сада ( Быт.2:10 ), предызображала истекшие из прободанного копием ребра Христова для Святой Церкви токи духовной жизни, освящения и спасения. «Яко в рай насаждено на лобнем Спасе требогатое древо Твоего пречистаго Креста, кровию и водою Божественною, яко от источника Божественнаго, ребра Твоего Христе напаяемо, живот нам прозябло есть» (Окт. гл. 2, в нед. утра, кан. воскреснаго, пес. 9 троп.). «О, креста Твоего силы!.. Сей нетленно источает безсмертие миру, якоже из источника инаго райскаго, излиянием Твоея животочныя крове, вкупе же и воды, отонудуже вся оживотворишася» (в четв. вечера 1 нед. Вел. Пос. на Гос. воззв. стихира). Река, выходившая из Едема для орошения сада, разделялась на четыре потока ( Быт.2:10 ): токи духовной жизни и спасения, истекшие из ребра Христова, разделились, для лучшего напоения Святой Церкви, также на четыре потока – четыре книги Святого Евангелия. «Живоносная Твоя ребра, яко из Едема источник источающая, Церковь Твою, Христе, яко словесный напаяет рай, отовсюду разделялся, яко в начала, в четыре Евангелия, мир напояя, тварь веселя и языки верно научая покланятися царствию Твоему» (Во св. вел. пяток утра блаженны, – стих 4)

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vethoza...

У ап. Марка в той же фразе мы находим противопоставление: я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым ( Мк.1:8 ), призванное подчеркнуть принципиальное отличие Предтечи и Грядущего, а также обозначение пришествия Мессии как наступления новой эпохи, обетованной пророками Ветхого Завета – эпохи Духа Святого. Третье упоминание Духа мы встречаем в описании Богоявления: и увидел [Иоанн] Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него ( Мф.3:16 ), и у ап. Марка: и когда выходил из воды, тотчас увидел [Иоанн] разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него ( Мк.1:10 ) Сравнение Духа Божия с голубем восходит в Быт.1:2 , где мы встречаем причастие merahefet “трепетно парящая” (“носился” Синодального перевода), которое обозначает высиживание яиц. В раввинистической литературе на основании этого места Дух Божий иногда сравнивался с голубем 6 , учители Закона уподобляли Духа Божиего, носившегося над водою при создании мира, птице, машущей крыльями над своими птенцами. В одном позднем таргуме на Песн.2 слова голос горлицы слышен в стране нашей толкуются как “голос Духа спасения” 7 . Согласно Златоусту, “Дух Святой сошел в виде голубя, чтобы обратить глас на Иисуса” 8 , и таково общее святоотеческое толкование (Иероним, Ефрем Сирин , Евфимий Зигабен) : Дух нисходит на Иисуса, чтобы отличить Его от Иоанна и от других крестящихся, и указать, что глас Отеческий относится именно к Нему; по мысли Отцов, Дух здесь выступает как свидетель Божественного Сыновства Иисуса. Тогда Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от диавола ( Мф.4:1 ). В Синодальном переводе одна и та же конструкция в одном и том же предложении переводится почему-то различно, из-за чего теряется противопоставление upo tou pneumatos – upo tou diabolos. У ап. Марка: немедленно после того Дух ведет Его в пустыню ( Мк.1:12 ). Это уже четвертое упоминание Духа в Евангельском повествовании и, как и три предыдущих, оно также связано с Христом. В этом месте Дух Святой движет Иисусом, то есть, Иисус описывается в некотором смысле как зависимый от Духа, если не сказать: подчиненный, как пишут некоторые западные исследователи 9 . Очевидно, что в представлении евангелистов активное действие Духа в домостроительстве Сына было сопряжено с пониманием высокого значения Самого Духа Божия. Также понимал это и св. Ефрем Сирин : “написано так для того, чтобы никто из неверующих не имел предлога говорить, что Дух позднее и ниже Сына” 10 . Это и другие упоминания о Духе у евангелистов Матфея и Марка не оставляют никакого места для субординации или представления о умалении Духа в сравнении со Христом. Важно также отметить четко проводимое Евангелием отличие Духа Святого, Который ведет Иисуса в пустыню, от ангелов, которые приступили и служили Ему только после того, как Он прошел искушение ( Мф.4:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Благовестие Ангела исполнилось, и по прошествии дней чревоношения святая Анна родила Дщерь. День рождения младенца в ветхозаветные времена вообще был днем радости для всей семьи (см.: Быт. 5:29, 21:6 и др.), считался особенно знаменательным (см.: Иер. 20:15 ) и в достаточных домах составлял ежегодный праздник (см.: Мф. 14:6 ): как же радостен был для святых Богоотцев день рождения Преблагословенной Дщери! Явное чудо милости Божией, прежде всего, обратило очи их, полные слез благодарности, к небу, – и Иоаким благоговейно взывал к Всемогущему Богу: «Ты, источивший непокорным людям воду из скалы, благопокорным даруешь из бесплодных чресл плод, на радость нам!» 29 Анна, в безмолвном восторге возносясь мыслию к небу, умиленно помышляла: «Ты, Господи, заключающий и отверзающий бездну, возводящий воду на облака и дающий дождь, Ты дал мне произрастить пречистый плод от бесплодного корня!» 30 И Святая Церковь , разделяя восторг праведных Богоотцов, взывает всему миру: «Сей день Господень! Радуйтесь, людие! Ибо произошел из утробы чертог Света и книга Слова жизни, и явившаяся дверь на восток ожидает входа Первосвященника великого, едина вводящая Единого Христа во вселенную, для спасения душ наших» 31 . Долго ожидал мир Пресвятую Деву Марию, долго недоумевали небесные и земные слуги Божии, кто Сия, проницающая, аки утро ( Песн. 6:10 ). И вот наконец, после долгих веков ожидания, на темном небосклоне мира, среди глубокой ночи богоневедения, появляются, по выражению церковной песни, «две величайшие звезды», за которыми следует «пресветлая заря», предвестница «великого Солнца миру» 32 . «Ты рождена, – говорит Благодатной святой отец Церкви, – не для Себя. Ты будешь жить для Бога, благодатью Коего вступила в жизнь, дабы послужить спасению всего мира, дабы чрез Тебя исполнился древний Совет Божий о воплощении Слова и нашем обожении. Твое сердце насладится словом Божиим и напоится им, как плодовитая маслина в Дому Божием, как древо, насажденное при истоках вод Духа, как древо жизни, которое дает плод свой в предопределенное время, то есть воплотившегося Бога, вечный живот всех» 33 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Matveevs...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010