Песнь Песней и Божественная любовь В память о старце Ефреме Катунакском Песнь Песней – это бриллиант Ветхого Завета, и вместе с Евангелием святого Иоанна Богослова она составляет сердцевину Божественного Откровения. В ней заключено поразительное послание, отличающееся особым дерзновением: Христос, Единородный Сын Божий, прибежище Своей Церкви, Его Пресвятой Матери, олицетворяющей Церковь, есть Любовь, обращенная к каждому из нас, крепкая, могучая и личная, как та, которой горит этот молодой жених к своей возлюбленной невесте. Каждый христианин призван к этому таинству брака с Церковью, единению с ней. Для Христа и для нас эта любовь есть источник безмерной, неистощимой радости. Бог ждет от нас любви, подобной той, что имеет молодая девушка к своему возлюбленному, любви, полной свежести первой влюбленности. Восторженно, с радостью Жених созерцает красоту своей супруги, красоту, которая, в сущности, Его собственное творение, отражение Его сияния, и это такая же восторженная радость, какую ощущает и она, созерцая красоту своего Возлюбленного: «О, ты прекрасна, возлюбленная моя, ты прекрасна! Глаза твои голубиные (Песн. 1: 14)» – «О, ты прекрасен, возлюбленный мой, и любезен!» (Песн. 1: 15). Он радуется и ликует от того, что Он с нами, и для нас нет большей радости, чем чувствовать Его нашим собеседником, что мы одно с Ним в протяженной взаимности любви, в дыхании Святого Духа, обожающего нас: «Поднимись, ветер, с севера и принесись с юга, повей на сад мой, – и польются ароматы его!» (Песн. 4: 16). Любовь в Песни Песней – любовь духовная. Но духовные субстанции не менее реальны, чем осязаемые Безусловно, в Песни человеческая любовь используется аллегорически и должна быть истолкована духовно. Духовные субстанции, однако, не менее реальны, чем материальные и осязаемые. И любовь не менее истинна, не менее сильна, поскольку красота, которая ее порождает и питает, – духовная красота Иного, а не Его внешняя привлекательность. Красота Жениха и Невесты в Песни лежат не в телесной плоскости. Песнь приводит их чисто и просто как символ внутренней красоты, красоты той любви, что способна положить саму жизнь для Другого. Это в то же время красота смирения, терпения и сладости…

http://pravoslavie.ru/110305.html

П.Т. Лютов Беседа вторая (Мк.1:9–20) § 1. Примечания к тексту К ст.9. «В те дни» – в то время, когда Иоанн начал проповедовать о грядущем Мессии, см. ст. 7 и 8. Назарет – незначительный городок в Галилее ( Ин.1:46 и см. ниже, прим. к ст. 14), скрытый среди холмов, в стороне от главных путей сообщения, на расстоянии одного дня пути от Средиземного моря и на таком же, приблизительно, от Капернаума и Тивериадского озера, в трех днях пути от Иерусалима. На его месте теперь арабский городок, Эн-Назира, с 7 500 жителей. «В Иордане». Точное место крещения Господня неизвестно. Преданием указываются места неподалеку от Иерихона, в нижней части течения Иордана. К ст. 10. «Духа, как голубя». Сошествие Св. Духа в виде голубя было видимо не только самим Иисусом Христом, но и Иоанном Крестителем ( Ин.1:32 ). Голубь – символ кротости, чистоты, нежности (ср. Пс.67:14–15 ; Песн.2:12–14 ) и вестник спасения и примирения человека с Богом ( Быт.8:11 ). К ст. 11. «Ты Сын Мой возлюбленный». По указанию некоторых, ссылающихся на св. Афанасия Великого , в слове «возлюбленный» (греч. γαπιτδς заключается и понятие «единственный». Термин «возлюбленный» в евангелиях употребляется только по отношению ко Христу (в притчах Мк.12:6 , Лк.20:13 , – к лицу, Его изображающему), как выражение Его исключительного отношения к Богу-Отцу, богосыновства в особенном смысле. В ев. от Иоанна этому соответствует термин «единородный». В иудейских неканонических книгах, напр., «Завещании XII патриархов», «Вознесении Исаии» и др., термин «Сын возлюбленный» встречается в качестве именования Мессии. «В котором Μοе благоволение» в греч. тексте употреблена глагольная форма, как и в нашем славянском («о нем же благоволих»). Ср. Ис.42:1 ; Лк.12:32 ... Греческий глагол, стоящий здесь (εδοκω) означает иметь расположение к кому-нибудь или чему-нибудь, находит удовлетворение в ком-нибудь или в чем-ниб., любить кого-ниб. что-ниб. К ст. 12. «В пустыню», какую именно – ближайшим образом не указано. По-видимому, в другие места той же «пустыни», о которой говорилось в ст.4 (см. примеч. к 1:4). Предание указывает гору так наз. «Сорокадневную», арабск. Джебел-Курунтуд, к западу от Иерихона.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/besedy...

Глава I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII XIII XIV XV XVI XVII XVIII XIX XX XXI XXII XXIII XXIV XXV XXVI XXVII XXVIII Предисловие О том, что много было таких, которые написали Евангелия, об этом свидетельствует и евангелист Лука, говоря: «Как уже многие начали составлять повествования о совершенно известных между нами событиях, как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова» ( Лк. 1, 1–2 .), это ясно показывают и сохраняющиеся до настоящего времени памятники, которые были изданы различными составителями и послужили началом разного рода ересей, – каковы Евангелия и от Египтян, и от Фомы, и от Матфея, и от Варфоломея, а также от Двенадцати апостолов и от Василида, и Апеллеса, и прочих, которых было бы трудно и перечислить. Вместе с тем в настоящее время нам необходимо сказать только то, что были некоторые из них, кто без содействия Духа и благодати Божией заботились более о том, чтобы только составить повествование, чем о том, чтобы представить действительно бывшие деяния. К этим именно по справедливости может быть применено такое пророческое слово: «Так говорит Господь Бог: горе безумным пророкам, которые водятся своим духом, и ничего не видели! Они видят пустое и предвещают ложь, говоря: «Господь сказал»; а Господь не посылал их» ( Иез.13:3, 6 ). О них же и Спаситель говорит в Евангелии от Иоанна: «Все, сколько их ни приходило предо Мною, суть воры и разбойники» ( Ин.10:8 ), [и именно:] «приходившие», а не «посланные», ибо Он Сам говорит: «Я не посылал их, а они сами побежали» ( Иер.14:14, 23:21 ). В самом деле, в приходящих обнаруживается безумная надменность, а в посланных – преданность верных рабов. А Церковь , основанная по слову Господа на камне, – Церковь , которую Царь ввел в чертоги Свои ( Песн 1:3, 2:4 .) и которой Он протянул руку Свою через скважину тайного входа 1 , подобна дикой козе и лани ( Песн.2:9 ) 2 ; через нее протекают как бы четыре райские реки ( Быт.2:10–14 ); она имеет четыре угла и кольца, посредством которых она движется подобно ковчегу Завета и стражу Закона Господня на деревянных, никогда не вынимаемых из колец шестах ( Исх.25:10–12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Рассуждение двадцать восьмое. О покаянии Покайтеся, приближися бо царствие небесное ( Мф.4:17 ). § I Покаяние, по определению св. Дамаскина: „есть обращение наше к Богу, когда мы грехи наши из закона усматриваем, представлением гнева Божия сокрушаемся, и на истинную веру во Христа полагаясь, – отпущению грехов веруем» 80 . § II Причина действующая обращения нашего есть: 1) Бог Отец, Который из нехотящих и противящихся делает хотящими. 2) Бог Сын, Который дарует покаяние, как свидетельствуют о Нём Апостолы: сего Бог началника и Спаса возвыси десницею своею, дати покаяние Израилеви и оставление грехов ( Деян.5:31 ); Который оного хочет, по словам Апостола Павла: иже хощет всем человеком спастися и в разум истины приити ( 1Тим.2:4 ). [Снеси: ( Плч.5:21 ), ( Иер.31:16 ), ( Деян.11:18 ), (2Тм.2:25)]. 3) Бог Дух Святый, Который, подобно вертоградарю, орошает сердечный наш вертоград, и умягчает. Так-то обращение человека зависит от единого Бога в Троице славимого; ибо человек, в состоянии греха понимаемый, есть мёртв, сам собою обратиться не может без содействия света любви Божией ( Еф.2:14 ). Павел сему весьма ясный пример: и внезапу облиста его свет от небесе ( Деян.9:3 ). § III. Причина инструментальная суть служители, закон и Евангелие проповедующие: закон – проклинающий, Евангелие – спасающее. Сюда надлежат так же отцы и матери, кои детей своих всегда должны увещевать к покаянию. § IV Причины, побуждающие к покаянию рассуждаются: α) Со стороны Божией. β) Со стороны ближнего. γ) Со стороны нас самих. δ) Со стороны Ангелов как добрых, так и злых. ε) Со стороны Церкви. I. Со стороны Божией. 1) В рассуждении распространения славы и правды Божией, как пишется: и рече Иисус Ахару: сыне мой, даждь славу днесь Господу Богу Израилевну, и даждь ему исповедание; и исповеждь ми, что сотворил еси, и не утай от мене ( Нав.7:19 ). 2) В рассуждении сладчайшего Божия призывания: сице глаголет Господь Вседержитель: обратитеся ко мне, глаголет Господь сил, и обращуся к вам, глаголет Господь сил ( Зах.1:3 ). В Песнях Песней приводится изящный пример Божией к грешникам любви. Он говорит: пойду себе к горе смирней и к холму Ливанску ( Песн.4:6 ). Сим означается стадо кающихся, источающее смирну сокрушения, и Ливан горячайшей молитвы, которую Бог приемлет. Свидетель сему сам Иоанн, так о сем повествующий: и егда прият книгу, четыри животна и двадесять и четыри старцы падоша пред Агнцем, имуще кийждо гусли и Фиалы златы полны Фимиама, иже суть молитвы святых ( Откр.5:8 ). – И изыде дым кадилный молитвами святых от руки Ангела пред Бога ( Откр.8:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Lebed...

X. О почитании Пресвятой Богородицы Пресвятая Дева Мария, Матерь Господа нашего Иисуса Христа, дочь праведных Богоотец Иоакима и Анны, происходила из царского рода Давидова чрез Нафана. С раннего детства Она была посвящена благочестивыми родителями Богу. Что Пресвятую Деву Марию должно почитать Богородицей, это видно из следующего: ещё пророк Исайя, по внушению Духа Святого, пророчествовал, говоря: «Сам Господь даст вам знамение: се Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил» ( Ис.7:14 ). На это пророчество указал праведному обручнику Иосифу и Архангел, когда говорил, что «родившееся в Ней есть от Духа Святого» ( Мф.1:20:22–23 ). Архангел же Гавриил говорил Деве Марии: «Дух Святой найдёт на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое святое наречётся Сыном Божиим» ( Лк.1:35 ). Елисавета назвала Её «материю Господа» ( Лк.2:43 ), а это равнозначаще слову Богородица. Апостол Павел свидетельствует, что «когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону» ( Гал.4:4 ). О духовном величии Пресвятой Девы Богородицы Слово Божие говорит так: «и возрадовался Дух Мой о Боге, Спасителе моём (слова Её Самой), – что призрел Он на смирение рабы Своей; ибо отныне будут ублажать Меня все роды. Что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его» ( Лк.1:47–49 ). В книге Откровения говорится: «И явилось на небе великое знамение: жена, облечённая в солнце; под ногами её луна, и на главе её венец из двенадцати звёзд» ( Откр.12:1 ). В книге Песней Она воспевается так: «Кто это блистающая, как заря, прекрасная, как луна, светлая, как солнце, грозная, как полки со знамёнами?» ( Песн.6:10 ). Сам Господь наш Иисус Христос первый дал пример почитать Деву Марию, как Матерь Божию. В течение всей земной жизни Своей Он оказывал Ей сыновнюю почтительность: «был в повиновении у них», т.е. у Неё и святого Иосифа, замечает евангелист ( Лк.2:51 ). Даже в самую предсмертную минуту Он обнаружил особенную сыновнюю заботливость о Ней, поручив Её попечению святого апостола Иоанна Богослова, а в лице его научил и всех нас почитать Пресвятую Богородицу. «Иисус, – говорится в Евангелии, – увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се Сын Твой, потом говорит ученику: се Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Её к себе» ( Ин.19:26 ). Мало этого, Пресвятую Деву Марию почитали ещё ранее рождения Спасителя. Это видно из указанных выше слов праведной Елисаветы ( Лк.1:41–43 ), из слов Архангела Гавриила ( Лк.1:28 ) и из слов женщины, которая говорила: «блаженно чрево, носившее Тебя!» ( Лк.11:27 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Глава XXXV 1 . Возвеселится пустыня и сухая земля, и возрадуется страна необитаемая и расцветет как нарцисс; 2 . великолепно будет цвести и радоваться, будет торжествовать и ликовать; слава Ливана дастся ей, великолепие Кармила и Сарона; они увидят славу Господа, величие Бога нашего. Мы выше видели в главе 33-й (ст. 9), что: „земля сохнет, „Ливан постыжен... Сарон похож стал на пустыню... Васан и Кармил обнажены от листьев“. И в конце главы 33-й обещано возрождение Иерусалима, спасение от Господа. Такое же пророчество читаем мы в главе XXXV. Это есть повторявшееся увещание Исаии верным не унывать, ждать помощи Божией при тяжелых того времени обстоятельствах; но все эти пророчества суть несомненно пророчества Мессианские, значение которых вполне раскрыто было только Христианам 1169 . Общее значение всех таковых пророчеств есть возрождение человечества под влиянием живительного действия Духа Божия, творящего цветущий сад там, где была бесплодная пустыня. Слово „нарцис“ переведено в некоторых переводах Библии словом роза 1170 , называется по-Еврейски хаббацелет, и по всей вероятности (как указывает проф. Якимов) есть любимейший цветок востока, нарцисс. „Я нарцисс Саронский, лилия долин“, говорит о себе жених в книге Песн. 2 (см. в 4 т. Св. Лет. ч. I, стр. 313–336) Слово хаббацелет упомянуто только в таинственной Песни Соломона и в читаемом месте Исаии, поэтому в обоих местах с ним должно быть соединено одно и то же духовное значение, а именно расцвет благодатной жизни на земле, вследствие воплощения на земле Сына Божия. ( Ин. 1:16–17 ). Заметим, что 2-й стих оканчивается словами: „Они 1171 увидят славу Господа, величие Бога нашего“, что соответствует гласу Ангельскому в гл. VI Исаии: „Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, вся земля полна славы Его“ и соответствует гласу Ангельскому в Ев. Луки ( Лк. 2:13–14 ): Слава в вышних Богу, и на земли мир в человеках благоволение. 3 . Укрепите ослабевшие руки и утвердите колена дрожащие; 4 . скажите робким душею: будьте тверды, не бойтесь; вот Бог ваш; придет отмщение, воздаяние Божие; Он придет и спасет вас.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Как некогда святой Иоанн Богослов видел на небе великое знамение, жену, облеченную в солнце, так и святой Андрей, во Влахернской церкви, подобной небу, увидел Невесту Неневестную, одетую в солнечную порфиру. Знамение, виденное Иоанном Богословом, прообразовало Премилосердную Покровительницу нашу, так как таковое же знамение явилось в то время, когда была открыта тайновидцу угрожавшая всей твари гибель: и быша, говорит он, блистания и гласи, и громи, и трус и град велик, и знамение велие явися на небеси, жена, облечена в солнце (Откр. 11, 19; 12, 1) (7). Почему же сие знамение, прообразовавшее Пречистую Деву, не являлось раньше молнии, громов, голосов, землетрясений и града, когда еще все стихии были спокойны, но во время самого страшного смятения на небе и на земле? Для того, чтобы показать, что Преблагая Защитница наша поспешает к нам на помощь в самое тяжкое время, при наступлении для нас гибели, и защищает нас от блеска обольстительной, недолго сияющей мирской суеты, от голосов житейской гордости и тщеславия, от громов внезапного нападения врагов, от бури страстей и от града свыше угрожающей нам казни за грехи. Ибо, когда все эти бедствия теснят нас, тотчас, подобно великому знамению, является скорая роду христианскому Помощница, охраняя и покрывая нас невидимым предстательством. Таковое знамение дал Господь боящимся Его еже убежати от лица лука (Пс. 59, 6); ибо в сем мире мы поставлены как бы целью для стреляния. Стрелы летят на нас со всех сторон: одни от оружия врагов видимых, поспешно напрягающих лук свой и похваляющихся пред нами в своей гордости; другие из лука врагов невидимых, чтобы мы со скорбию сознались, что не можем выносить бесовских стрел; иные от нашей плоти, противоборствующей духу; иные от лука праведного гнева Божия и грозы наказания, как о сем святой Давид говорит: аще не обратитеся, оружие свое очистит, лук свой напряже и уготова и: и въ нем уготова сосуды смертныя, стрелы своя сгараемым содела (Пс. 7, 13-14). Дабы мы не были смертельно уязвлены всеми этими стрелами и могли избежать опасности, дано нам знамение, покров Пречистой и Преблагословенной Девы. Покрываемые, как щитом, Ее покровом, мы остаемся невредимыми от стрел. Ибо наша Защитница имеет тысячу щитов для нашей охраны, как о сем говорит ей Дух Святой: яко столп давидов выя твоя: тысяща щитов висит на нем, все стрелы сильных (Песн. 4, 4) (8).

http://pravoslavie.ru/49246.html

свящ. Николай Богатырёв А Агиасма (греч. γιασμς – святыня). Так называется: 1) Вода, освященная по чиноноследованиям или св. богоявлений (великая агиасма), или малого освящения воды (малая агиасма). 2) „Кроме сего агиасма, т. е. святыня, по словам преосвященного автора Нов. Скрижали, означает и антидор. И потому запрещенные (и вообще не удостоившиеся причащения за литургией Тела и Крови Христовых) ради утешения вместо Тела Христова не лишаются благословенного хлеба или антидора, а вместо Крови могут пить богоявленскую воду“ (Нов. Скриж. ч. IV. гл. 9, §7. Изд. Кораблева и Серякова, Спб. 1870 г.). Агнец – слово заимствованное и происшедшее от греч. слова γνς – чистый, незлобивый. (Слов. правосл. церк. богослуж. языка свящ. В. Михайловског о. Спб. 1875 г.). Буквально – ягненок, по своим природным свойствам, кроткий, незлобивый. – В ночь исхода израильтян из Египта и освобождения их от рабства египетского именно это кроткое животное Божиим изволением избрано было для жертвы пасхальной (исходной) и его кровью помазаны были двери домов израильтян. Этот жертвенный агнец, кровь которого спасла евреев от руки ангела, избившего первенцев египетских и плоть которого питала евреев пред их путешествием в землю обетованную, был прообразом Спасителя мира, И. Христа, Который, яко единолетний агнец, волею за всех заклан быст (Пасх. песн.). Посему Иоанн Креститель, увидев мимошедшего Иисуса Христа, и, указывая на Него, сказал своим ученикам и народу, приходившему к нему креститься: „Се Агнец Божий. вземляй грехи мира!“ ( Ин.1:30 ). Самому Господу Иисусу Христу угодно было усвоить Себе имя Агнца в царстве славы – на небе. Именно св. Иоанн Богослов и Тайновидец видел Его под образом Агнца, яко заколенного, стоящего на престоле небесном и приемлющего славословие Церкви небесной, пред Которым святые прославленные оставляют престолы свои и слагают венцы свои и поют Ему: аллилуиа! ( Откр.4:4–10 ; Откр.5 ; Откр.14 ). Посему и св. Церковь , согласно с словом Божиим, усвояет имя Агнца Иисусу Христу в таинстве Евхаристии, называя Агнцем ту часть св. хлеба, которая во время проскомидии вынимается из просфоры и предназначается к таинственному пресуществлению в самое Тело Господа Иисуса Христа. (Слов. свящ. В. Михайловског о).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

Все почти болезни чем-либо врачуются, одна смерть не поддается никакому лекарству; нет врача, как нет и лекарства, который бы мог воздвигнуть умершего. Однако, выслушайте меня, я укажу вам Врачебницу, Которая в силах не только болезни исцелять, но и воскрешать мертвых; умерших воскрешает Мать жизни, – Пресвятая Дева, Которую не удержали ни смерть, ни гроб. Некогда напрасно смерть похитила сына одной Сонамитянки ( 4Цар.4:16–38 ). И что же? Она отправилась на гору Кармил к пребывавшему там Пророку Елисею. Вдумайся в обстоятельства этого дивного события, почему имевший воскресить умершего отрока пророк Елисей медлил на горе Кармил? Думаю, что в сем заключается тайна, и притом следующая: пусть мать, ради воскрешения сына своего грядущая к пророку, притечет к горе Кармил, прообразовавшей Пресвятую Богородицу, как о том свидетельствует Святой Дух в словах глава Твоя на Тебе яко Кармил гора ( Песн. 7:5 ). И действительно, кто к Ней прибегнет, тот примет воскресшими своих мертвецов. Потому и Пророк, шедший для воскресения умершего, получает чудодейственную для того силу от Богородичного прообраза – горы Кармил. И Господь при воскрешении сына Наинской вдовы коснулся одра умершего ( Лк.7:14 ), – и сим прикосновением попрал смерть. Да и все почти вообще недуги исцелялись. Им чрез прикосновение такое чудное действие, производила исходившая из Него сила! Непостижима равно для меня и та животворящая Пречистой плоти Христовой сила, которая не только исцеляет больных, но и воскрешает мертвых. Однако, осмеливаюсь спросить: откуда сия Животворящая плоть Христова? Не произошла ли Она из утробы Девической? Да, плоть Христова произошла от Неё. И вы ясно в Деве Марии видите животворную и мертвых оживляющую силу Воспринятою от Неё плотью. Христос прикосновением исцелял недужных и воскрешал мертвых. И не напрасно, посему воздвигше, некая жена, глас от народа, рече ему: блаженно чрево, носившее Тя, и сосца яже еси ссал ( Лк.11:27 ). «О, Матерь жизни, воскреси и меня, умершего грехами». Нравоучение 24-е

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/o-pochit...

Разделы портала «Азбука веры» протоиерей Олег Стеняев В Писании о почитании, именно умерших, святых, сказано: «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» ( Евр.13:7 ). В Книге Песнь Песней сказано: «Если ты не знаешь этого, прекраснейшая из женщин, то иди себе по следам овец» ( Песн.1:7 ). Одно из известных истолкований этого текста следующее: «Ступай по стопам своих предков; возьми в пример пророка Моисея; вспомни, как он пас стадо на земле чужой и, однако, не тужил он и там, был верен» (Толкование на книгу Песнь Песней Соломона. Протоиерей Геннадий Фаст . Енисейский благовест. 2000 г. стр.140). Апостол Павел, например, в категорической форме заявлял: «Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу» ( 1Кор.4:16 ). Действительно, уподобляясь святым, мы уподобляемся Тому, Кто является Единственным источником святости – Богу. Сам Бог, говоря о Себе Самом, свидетельствовал о святых: «Я Бог… Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова» ( Исх.3:6 ). Псалмопевец Давид стремился к святости, а значит и к святым. Он восклицал: «К святым, которые на земле, и к дивным Твоим – к ним все желание мое» ( Пс.15:3 ). Писание много говорит о ходатайстве одних людей за других. Например, о Моисее сказано, что когда Господь принял решение истребить израильтян, он, Моисей, ходатайствовал за них, при этом поминая усопших святых, явно прибегая и к их заступничеству. Сказано: «Но Моисей стал умолять Господа, Бога Своего, и сказал: да не воспламенится, Господи, гнев Твой на народ Твой, который Ты вывел из земли Египетской силою великою и рукою крепкою». И далее сказано: «вспомни Авраама, Исаака и Израиля [Иакова], рабов Твоих, которым клялся Ты Собою, говоря: умножая умножу семя ваше, как звезды небесные, и всю землю сию, о которой Я сказал, дам семени вашему, и будут владеть [ею] вечно. И отменил Господь зло, о котором сказал, что наведет его на народ свой» ( Исх.32:11, 13-14 ). Часто сектанты не понимают, каким образом святые могут одновременно слышать молитвы, произносимые разными людьми и в разных местах. Ведь вездесущ только Бог и только Он всевидящ.

http://azbyka.ru/o-pochitanii-svyatyx

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010