Встречи (второй момент истории любви) Мессии с народом Божиим, Соломона с Суламитой, это, – по кн. Песнь Песней, только радость и счастье. Посмотреть в этом аспекте на евангельскую историю, описавшую эту встречу от воплощения до разлуки, – вознесения Господня, или хотя бы до Гефсимании и Голгофы, – глубоко назидательно. «Могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених...» ( Мф.9:15 ). Конечно, это было время счастья. Голос возлюбленного», спешившего по горам и холмам к церкви избранных, зовет ее вместе с собой стеречь виноградник. «Встань, выйди, зима прошла, время пения настало, все расцветает». Исполнилось время, приблизилось Царствие Божие. Все приготовилось, только лисицы портят виноградник. ( Песн.2:8–15 ; Мк.1:15 ; Лк.1:78 ; Ис.5:4 ; Мф.21:33–46 ). Возлюбленный, Новый Соломон, Мессия-Христос приходит к народу Своему и созерцает во внешней красоте Израиля, изображающей страну его, внутренние благодатные дары, свойства и духовные качества, превращающие его в новозаветную церковь . – «Вся ты прекрасна и пятна нет на тебе», – говорит Мессия о своей «славной Церкви, не имеющей пятна или порока». – «Сотовый мед каплет из уст твоих, мед и молоко» – это Слово Божие проповеди её. «Любезные ласки» – непрестанная хвала Богу, плод уст, прославляющих Имя Его. ( Песн.4:6–11 ; Еф.5:25–27 ; Пс.118:103 ; 1Пет.2:2 ; Евр.3:15 ). Запертый сад – сестра моя, невеста, заключенный колодезь, запечатленный источник». Суламита, дочь Сиона, дева Израилева, представительница ветхозаветной церкви, как лилия «между девицами» (– тернами, Песн.2:2 ), указывает на другое лицо, олицетворяющее новозаветную Церковь , на первую из её состава, на Деву Марию, – «благословенную между женами» ( Лк.1:28 ). Она и есть те «затворенные ворота», чрез которые пришел к нам Эммануил ( Ис.7:14 ; Мф.1:23 ). Он пришел через нее, и в ней через церковь ветхозаветную. В новом саду – Церкви – «превосходные плоды» добродетелей и семь благовонных растений (даров Святого Духа) – «кипер, нард, шафран, аир, корица, мирра и алой».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Polskij...

Лк. 4:27), – пророка Ионы, посланного проповедовать спасительное покаяние Ниневитянам (см. его книгу), – пророка Даниила, бывшего главою «над всеми мудрыми Вавилонскими» и религиозным руководителем нескольких языческих царей, и др. Факт же общения Бога с язычниками на лоне природы, которая для многих из них была храмом истинного Бога, где они покланялись Ему и поучались от Него, засвидетельствован вдохновенным певцом, пророком и царем Давидом, который такими величественными чертами описывает этот храм: «небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь. День дню передает речь, и ночь ночи открывает знание. Нет языка, и нет наречия, где не слышался бы голос их. По всей земле проходит звук их, и до пределов вселенной слова их» (Пс. 18:2-5). Таким именно способом, – разъясняет новозаветный вещатель тайн Божиих, – «что можно знать о Боге, явно было для них, т.е. для язычников, потому что Бог явил им. Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы» (Рим. 1:10-20). Так и в этом-то нерукотворенном храме, как Евреям в храме Иерусалимском, Бог открывал Себя язычникам, «дабы они искали Бога, не ощутят ли Его, и не найдут ли»: и Он был недалеко от каждого из них (Деян. 17:22-28). Такое общение Бога с язычниками на лоне природы и рисуется образно в Песни так: «левая рука Его у меня под головою, а правая обнимает меня» (Песн. 2:6). Промысл Божий этим естественным путем восхотел вести язычников ко спасению, и ревнители закона, члены Церкви подзаконной, ведомые к тому же, но иным путем, не должны были тревожить язычников в их религиозном развитии, неразумным навязыванием им своих законных теократических учреждений. «Не будите и не тревожьте Возлюбленной, – заклинает дщерей Иерусалимских сам Возлюбленный, – доколе ей угодно» (Песн. 2:7)11… Замечание в изъяснение таинственного смысла второго явления в первом действии. В первой половине рассказа Возлюбленной (Песн. 2:8-14), – где она описывает свою внутреннюю жизнь под живым впечатлением виденного прежде образа своего Возлюбленного, и испытанного ею сладостного чувства упоения его любовью, а также под жизненным влиянием природы, внутренний смысл явлений которой открылся тогда для ее вдохновленного любовью взора, – в таинственном смысле изображаются религиозная жизнь и религиозное ведение язычников, питаемые и поддерживаемые «через рассматривание творений», которые говорили им о «присносущной силе и божестве Творца».

http://sedmitza.ru/lib/text/431621/

   40. Итак, сравнительно молодой возраст не является препятствием (к посвящению), но при этом принимается во внимание душа (девицы). Без сомнения, не старость, а добродетель прославила Феклу. И к чему мне распространяться далее, коль скоро всякий возраст можете быть угоден Богу и оказаться совершенным для Христа? Словом, мы полагаем, что не добродетель служит придатком к возрасту, а, наоборот, возраст к добродетели. И не удивляйся исповеданию (веры) со стороны молодых девушек, коль скоро ты можешь прочитать о страданиях отроковиц; ведь написано: «из уст младенец и ссущих совершил еси хвалу» (Пс. 8:3). Ужели нам покажется невероятным, если юность последует воздержанию Того, Кого исповедуют своею мученическою кончиною младенцы? Мы считаем как бы невероятным, если девицы, способные к замужеству, следуют за Христом в царство (Его), тогда как даже дети следовали за Ним в пустыню; ведь были насыщены, как мы читаем, пятью хлебами четыре тысячи человек, «кроме жен и детей», как говорит (Евангелист) (Мф. 14:21).    41. Итак, не возбраняйте детям приходить ко Христу, потому что и они приняли мученичество за имя Христово: «ибо таковых есть царство небесное» (Мф. 19:14). Господь призывает их, а ты препятствуешь им? Ведь о них сказал Господь: «не препятствуйте им приходить ко Мне». Не удерживайте молодых девиц, о которых написано: «поэтому девицы возлюбили тебя» (Песн. 1:2) и ввели тебя в дом матери своей (Песн. 8:2). Наконец, даже детей не удаляйте от любви ко Христу: о Нем в пророческом ликовании свидетельствовали даже те, которые были заключены еще в утробе матери (Лук. I:41). Глава восьмая    42. Еще в самом начале (существования) Церкви толпы (народа) искали Его. По какой причине? По той, что «Он, возлагая... руки, — как сказано, — исцелял их» (Лук. 4:40). И для исцеления не избирается ни (особого) места, ни (особого) времени. Ибо врачеванием не должно пренебрегать во всякое время и на всяком месте. В доме приветствует ангел Марию (Лук. 1:28); в доме Давид помазывается в пророки (1 Цар. 16:3). И Христос везде врачует, везде исцеляет: на пути, в доме, в пустыне. На пути исцеляется коснувшаяся края Его одежды (Мф. 9:20); в доме воскрешается дочь начальника синагоги (Мф. 9:25); в пустыне исцеляется (целая) толпа. Наконец, мы читаем следующее: «при захождении же солнца, все, имевшие больных различными болезнями приводили их к Нему; и Он, возлагал на каждого из них руки, исцелял их» (Лук. 4:40). Итак, Он исцелял и в пустыне и при захождении уже солнца, и исцелял, возлагая руки, дабы явить себя и Богом и человеком. Не напрасно, поэтому, при наступлении уже дня толпы народа искали Его.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Это суть те сыны, которых Апостол воспитал в Евангелии, как он пишет к Коринфянам: Молоко Я дал вам пить ( 1Кор.3:2 ). И Петр пишет возрожденным верующим в рассеянии: Не от семени тленного, но нетленного чрез слово живого Бога и пребывающего всегда рожденные, как малые младенцы, чтобы желать разумного млека и возрастать в нем во спасение ( 1Пет.1:23,2:2 ). К этим сынам писал и евангелист Иоанн: Дети берегитесь от идолов ( 1Ин.5:21 ). И возвращу их, – говорит, – от земли Египетской и от Ассириян соберу их, [т. е.] из земли Египетской, в которой царствовал Фараон, который хвастливо говорил: Мои суть реки, и я создал их ( Иез.29:3 ), и из земли Ассур, которой владел царь Ассирийский, весьма гордый, который также говорил: Выше звезд небесных поставлю престол мой и буду подобен Всевышнему ( Ис.14:14 ). Когда же из тьмы Египетской и от терзаний мира и от власти Ассирийца, что значит обличающий и побеждающий (ибо он есть одновременно и враг и мститель), Господь соберет народы, то введет их в землю Галаад и Ливан. Галаад на нашем языке переводится словами свидетельство переселения, когда мы от плотского переходим к духовному, от части – к целому, когда оставляем земное и переселяется к небесному. Ливан же значит λευκασμς, т. е. убеление. Итак мы приводимся из тьмы Египетской, чтобы после перехода и переселения от мира сего быть убеленными от Господа, и чтобы о нас было сказано: Кто это та, которая выходит убеленною ( Песн.6:9 ). Другие же соответственно двоякому смыслу греческого слова, по которому Ливаном называется и гора в Финикии, и ладан, теперь разумеют ладан и в виду значения ладана думают, что Бог, по переселении нашем от земли к небу, исполнит в нас молитвенное слово Спасителя: Отче, дай им, чтобы они были в Нас едино, как Я и Ты едино есмы ( Ин.17:22 ). Поэтому и в книге Песнь Песней невеста говорит жениху: Благоухание одежд твоих, как благоухание Ливана ( Песн.4:11 ). И когда введет нас в землю Галаад и Ливан, то не найдется для нас [достаточно] места, так что мы не будем стесняемы узкими пределами земли, но будем наслаждаться широтой [или: высотой] небес.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Плачет Церковь в мудрых своих, которые подобны ее голове: у мудрого глаза его - в голове его (Еккл. 2,14). Плачет в глазах, то есть, в верных своих, ибо написано: глаза твои голубиные под кудрями твоими (Песн. 4,1) ибо видят духом, и о виденных таинствах умеют молчать. Плачет в священниках своих, которые как щеки ее с бородою Аарона, то есть, бородою священническою, на которую с головы сходит миро. Они являют собой красоту, приятный цвет и совершенный возраст Церкви, которые телесным воздержанием своим снаружи носят на себе как бы цвет и красоту гранатовых яблок, внутри же духовной мудростью согревают порученных им людей разного возраста и пола, и хотя они подлежат обидам века сего, но разделяют таинства. Плачет в девственниках своих, которые как лилии, исполненные смирны, украшаются цветом непорочности и славой победы над телесными прелестями. Ибо в них плачет Церковь, как написано: Пути Сиоиа сетуют,.. священники его вздыхают, девицы его печальны, горько ему самому (Плач. 1,4). И хотя в глубине себя огорчается, но Валентиниану говорит: Повела бы я тебя, привела бы тебя в дом матери моей. Ты учил бы меня, а я поила бы тебя ароматным вином, соком гранатовых яблоков моих (Песн. 8,2); то есть, от вина благовонного, от воды яблок пил бы он вино, которое веселит сердце человека (Пс. 103,15), и да снизойдет на него сок гранатовых яблок. Ибо слова многих чувств, собранные из разных писаний, слова ангельские, слова апостольские и пророческие, которые переплетены как бы в единую кожу святой Церкви, - есть благовоние гранатовых яблок. Валентиниан, видя все это исполненное благодати, отвечает: По милости Господа, мы не исчезли, ибо мидосердие Его не истощилось (Плач. 3,22). Многие стоны мои, и сердце мое иссохло. Господь часть моя, говорит душа моя, итак буду надеяться на Него. Благ Господь к надеющимся на Него, к душе, ищущей Его. Благо тому, кто терпеливо ожидает спасение от Господа. Благо человеку, когда он несет иго в юности своей; Сидит уединенно и молчит, ибо Он наложил его на него (Плач. 3,24-28). Валентиниан утешается наградой добродетелей своих, ибо в молодости взял на себя многие труды и испытал многие бедствия: лучше хотел нести тяжкое иго исправления, нежели помышлять о нежности и увеселениях.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/37/h...

14. Итак, вы подошли к алтарю, вы получили благодать Христову, вы приняли небесные Таинства. Церковь радуется об искуплении множества людей. Она духовно ликует, видя рядом с собой семью в белых одеждах 58 . Об этом говорится в Песни Песней. Ликующая Церковь приглашает Христа на приготовленный пир, который, кажется, подобен небесному пиру. И потому она говорит: «Пусть придет Брат мой в Свой сад и берет плод с плодоносных деревьев Своих» (ср.: Песн.5:1 ). Что это за плодоносные деревья? В Адаме ты был сухим деревом, а теперь благодатью Христовой вы разрастаетесь, как плодоносные деревья. 15. Господь Иисус охотно принимает приглашение и с небесным почтением, отвечая Своей Церкви, говорит: «Я пришел в Мой сад, собрал мирру с благовониями Моими, поел Мой хлеб с медом Моим, напился вина Моего с молоком Моим. Ешьте, братья Мои и пейте допьяна» (см.: Песн.5:1 ). 16. «Собрал Я мирру с благовониями Моими». Что это за сбор? Узнайте, что такое виноград, и поймете, что за сбор 59 . Сказано: «Ты перенес виноград из Египта» (см.: Пс.79:9 ), речь идет о народе Божием. Вы – виноград, и вы – сбор. Вы подобны пересаженному винограду, приносящему плоды во время сбора. «Собрал Я мирру с благовониями Моими» – это то благоухание, которое вы приняли. 17. «Я поел Мой хлеб с медом Моим». Ты видишь, что в этом хлебе нет никакой горечи, но всякое наслаждение. «Я напился вина Моего с молоком Моим». Ты видишь, что это такая радость, которая не омрачена никакой грязью грехов. Ведь всякий раз, когда ты пьешь, ты получаешь отпущение грехов и «пьянеешь» в Духе. Об этом говорит и апостол: «Не упивайтесь вином, но наполняйтесь Духом» (см. Еф.5:18 ). Ведь тот, кто опьянен вином, качается и шатается, тот же, кто «опьянен» Духом, укоренен в Христе. И это «опьянение» прекрасно, потому что производит трезвость ума 60 . Таков наш краткий обзор Таинств. 18. . Что может быть превосходнее молитвы? И не считайте маловажным для добродетели знать, как следует молиться 61 . Святые апостолы сказали Господу Иисусу: «Господи, научи нас молиться, как Иоанн научил своих учеников». Тогда Господь произнес молитву: «Отче наш, Который на небесах, да святится имя Твое, да придет Царство Твое, да будет воля Твоя и на земле, как на небе. Хлеб наш каждодневный подай нам сегодня; и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; и не допусти нам впасть в искушение, но избавь нас от лукавого» (ср. Лк.11:1–4 ; Мф.6:9–13 ). Смотри, как кратка молитва , но она полна всевозможных достоинств. Как велика благодать первого слова!

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

15. Дивись судимому Господу: терпит Он, ведомый и влекомый воинами; Пилат сидит и судит, а Селящий одесную Отца предстоит и судим. Народ, избавленный Им из земли Египетской и многократно избавляемый в других случаях, вопиет против Него: «возьми, возьми, распни Его» ( Иоан. 19:15 ). За что же распять Его, иудеи? За то ли, что исцелил ваших слепых, сделал, что хромые ваши стали ходить и оказал вам прочие благодеяния? Поэтому Пророк с изумлением говорит о том: «над кем вы глумитесь? Против кого расширяете рот, высовывая язык?» ( Ис. 57:4 )? И Сам Господь говорит у пророков: «Удел Мой сделался для Меня как лев в лесу, возвысил на Меня голос свой, за то Я возненавидел его » ( Иер. 12:8 ). Не Я отверг их, но они Меня отвергли. Поэтому справедливо говорю: «оставих дом Мой» (7). 16. Судимый молчит, почему Пилат сожалеет и говорит: «Не слышишь, сколько свидетельствуют против Тебя?» ( Мф. 27:13 ). Сожалеет не потому, что знает Судимого, но потому, что был приведен в страх сновидением жены, о котором известила она. И Иисус молчит. Так говорит Псалмопевец: «И стал Я, как человек, который не слышит и не имеет в устах своих ответа» ( Пс. 37:15 ). И еще: «А я, как глухой, не слышу, и как немой, который не открывает уст своих» ( Пс. 37:14 ). Об этом слышал ты и прежде, если только помнишь. 17. Но воины, окружив, ругаются над Ним. Господь для них – посмешище, Владыка ими поруган. «Увидевши Меня, кивают головами своими» ( Пс. 108:25 ). Виден однакоже образ царского сана. Ругаются, но и преклоняют колена, распинают воины, но облекши прежде в порфиру и на главу Его возлагают венец. Ибо, что до того, если венец и терновый? Всякий царь провозглашается воинами; надлежало, чтобы и Иисуса прообразовательно увенчали воины; поэтому-то Писание говорит в Песнях: «Пойдите и посмотрите, дщери Сионские, на царя Соломона в венце, которым увенчала его мать» (Песн. Песн. 3:11 ). Но и венец был тайною, потому что служил разрешением грехов, отменением приговора. 18. Адаму произнесено осуждение: «проклята земля за тебя; терния и волчцы произрастит она тебе» ( Быт. 3, 17:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

   Истинный и основательный способ хвалы, девы, один тот, когда хвалящий представляет свидетеля, высшего хвалы и всего хвалимого. Ибо таким образом можно ясно убедиться, что словесная похвала делается не из угождения, не по необходимости, не по мнению, а по истине и нелицеприятному суду. Так и пророки и апостолы, полнее рассуждая о Сыне Божием и богословствуя, что Он выше всех людей, не ангельскими словами подтверждали хвалы Ему, но Тем самим, от Которого зависит сила и власть всего. Ибо надлежало, чтобы больший всех прочих после Отца, получил свидетельство от одного Отца, Который «более Его» (Ин.14:28). Посему и я буду подтверждать похвалы девству не человеческим мнением, а Тем, Который печется (о нас) и Который выше всего, объяснив, что Он есть возделыватель его и любитель красоты его и достоверный свидетель. Это может ясно видеть всякий желающий в Песни Песней, где сам Христос, восхваляя твердо пребывающих в девстве, говорить: «что лилия между тернами, то возлюбленная моя между девицами» (Песн.2:2), сравнивая дар девства с лилией по чистоте, благоуханию, приятности и красоте. Подлинно девство есть весенний цветок, нежно произращающий на своих всегда белых листьях цвет нетления. Посему Он и не стыдится открыто выражать свою любовь к цветущей красоте его. «Пленила сердце мое ты, сестра моя, невеста, — говорит Он далее, — пленила сердце мое ты одним взглядом очей твоих, одним ожерельем на шее твоей. О, как прекрасна грудь твоя, и благоухание одежд твоих лучше всех ароматов! Сотовый мед каплет из уст твоих, невеста, мед и молоко под языком твоим, и благоухание одежды твоей подобно благоуханию Ливана! Запертый сад — сестра моя, невеста заключенный колодезь, запечатанный источник» (Песн.4:9—12). Такие похвалы воспевает Христос тем, которые вступили на поприще девства, изображая всех их под одним именем невесты, так как невеста должна соответствовать жениху и по названию приспособляться к нему; равно как должна быть чистою и непорочною подобно запечатанному саду, в котором растут всякие ароматы небесного благоухания, чтобы один Христос, пришедши срывал их, произросших от бестелесных семян. Ибо ничто плотское не удостаивается любви Слова, так как Оно по существу своему не услаждается ничем тленным, напр. руками, или лицом, или ногами, но взирает на невещественное и духовное и им утешается, не прикасаясь к красоте телесной.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

    О Блаженная Дева, чистая Голубица, Небесная Невеста Мария, Ты есть Небо и Храм и Престол Божества, и в Тебе пребывает Христос – сияющее Солнце – на Небесах и на земле, Ты есть Облако Светлое, принесшее в мир Христа как всеблистающую Молнию. Ты – Облако Небесное, сокрывшее в себе гром Духа Святого и пославшее Его на землю. Ты вызвала бурный ливень Святого Духа по всей земле, дабы возрос на ней плод веры. Радуйся, Благодатная, Врата Небесные, о которых сказал пророк: «…ворота сии будут затворены, не отворятся, и никакой человек не войдет ими, ибо Господь, Бог Израилев, вошел ими, и они будут затворены» (Иез. 44: 2).     Об этих вратах и в Песни Песней явственно глаголет пророк: «Запертый сад – сестра моя, невеста, заключенный колодезь, запечатанный источник» (Песн. 4: 12). Пребыла Девой Святая и Смиренная Дщерь Мария, Светлое Облако, заключающее в себе Божественное Слово, о которой возвестил громовым голосом пророк Исайя: «Вот, Господь восседит на облаке легком и грядет в Египет» (Ис. 19: 1). Ты есть Гора Нерукосечная, от которой оторвался Камень, сиречь Христос, о котором свидетельствует мудрейший Даниил: «…камень отторгнут был от горы не руками…» (Дан. 2: 45), подразумевая, что Дева родила без мужа Христа, Который есть Камень Твердый.     Ты – Храм, в котором Небесный Камень – Христос, Грозовая Туча, в чреве своем хранящая молнию, о чем согласно со словом моим гласит и Святое Писание: «Чрево твое – ворох пшеницы, обставленный лилиями» (Песн. 7: 3). Ты есть Несеянная Нива, принявшая Слово как пшеничное семя и родившая целый сноп. Ты – Мысленная Печь, хранящая в себе Огонь и Хлеб жизни, сиречь Христа. Ты есть Преподобная Мать Спасителя, родившая Воплощенное Слово Отца, о Которой сказал Исайя: «…се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис. 7: 14).     О Святая Дева, Мать Господа! Блаженная Невеста, неотделимая от Троицы. Блаженнее Ты всех жен, ибо родила как Младенца Творца всех. Блаженнее Ты всех жен, ибо только Ты сподобилась родить на земле Небесного Бога. Блаженнее Ты всех жен, ибо напитала своими сосцами Кормящего Вселенную. Ты есть Блаженная Богородица Святая Дева, родившая ныне Того, Кто некогда сотворил Адама в Раю.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=1&iid=2672

В законоположительных и исторических книгах отношения человека и Бога предстают как договорные, регулируемые некоторыми взаимными обязательствами. Отсюда и представление о грехе, отпадении от Бога приобретает юридический оттенок. Грех есть нарушение договора, за которое Бог пытается взыскать с человека бесконечно большую неустойку. Эта схема крайне ограничена, она не дает адекватного изображения реальности. Оказывается, что наиболее подходящими образами в человеческом языке для описания отношений человека и Бога оказываются образы любви и брака: жених и невеста, брачный пир, отношения любящего и любящего, и всякое отступление от этих отношений есть попрание любви, что делает их крайне тяжелыми. Эти образы широко используются в пророческих книгах. В Евангелии Иоанн Предтеча говорит о себе: я «друг Жениха» (Ин. 3:29), женихом называя Христа. И Сам Христос говорит: «могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених?» (Мар. 2:19), – называя Себя Женихом; а Царство Небесное уподобляя брачному пиру сына царя (Мф. 22:2-14). Апостол Павел пишет к коринфянам: «я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою» (2 Кор. 11:2) – так он описал результат своей миссионерской деятельности у них. Основной смысл книги Песнь Песней – это союз Христа и Церкви. На протяжении всей книги жених совершенен, притом, что в возлюбленной сначала усматриваются недостатки. «Не смотрите на меня, что я смугла, ибо солнце опалило меня» (Песн. 1:5). Но уже в середине о ней говорится: «Вся ты прекрасна, возлюбленная моя, и пятна нет на тебе!» (Песн. 4:7). Эти слова явно перекликаются со сказанным апостолом Павлом: «Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна» (Еф. 5:25-27). Второе толкование, которое с первым неразрывно сопряжено, – аскетическое. Это об отношении Христа с отдельной человеческой душой, по другому выражению — Слова и плоти при воплощении, как с частью Церкви, как с малой Церковью, как с храмом Божиим, отдельно взятым. В аскетической литературе эта тема часто присутствует: в искании невестой своего Жениха и в томлении по Нему.

http://sedmitza.ru/lib/text/431360/

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010