Замечание в изъяснение таинственного смысла третьего явления во втором действии. – В этом последнем отделе Песни Возлюбленная, т. е. Церковь Христова из язычников, изображается в состоянии своего ( своих членов) возможного совершенства на земле, именно: во–первых, она является “ убеленною” (Песн. 8: 5), или в одеянии белом, которое есть “праведность святых” Церкви (Откр. 19: 8), в противоположность первоначального своего очернения (Песн. 1: 4–5); измовенная, очищенная, освященная и просвещенная благодатью Христовою, она предстает теперь пред своим Женихом Господом “славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но святою и непорочною” (см. Еф. 5: 25–27); во–вторых, любовь ее к своему Возлюбленному Господу, прежде неопределенно–порывистая и колеблемая (см. первое явлен. В перв. действ.), теперь, очищенная всяческими искушениями (см. В 1 и 2 явлен. второго действ.) и воспламененная огнем Духа Божия (см. Иак. 4: 1–5; ср. Песн. 8: 6), возросла во всех ее верующих членах до того, что “ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить их от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем” (см. Рим. 8: 38–39; ср. Песн. 8: 6–7); в–третьих, наконец, воспитанная благодатью и учением Христовым, Церковь, также в противоположность прежнему своему недостоинству и отчуждению от Возлюбленного Господа (см. Песн. 1 гл.), является как живое тело Христа, а члены ее – от плоти Его и от костей Его (Еф. 5: 29–30), “полнотою (το πληρωµα) всех совершенств Наполняющего все во всем” (Еф. 1: 23), и посему имеет подобно своему Жениху – Главе все владетельные, господственные права (Песн. 8: 12–13). Затем восхождение Возлюбленной под руку с своим Возлюбленным “на горы ароматов” (Песн. 8: 5, 14) знаменует шествие верующих в обитель Отца небесного, по обетованию Господа: “иду приготовить место вам; и когда пойду, и приготовлю вам место, приду опять, и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я” (Ин. 14: 2–3). В этом последнем явлении Песни изображаются последние подвиги Церкви воинствующей на земле, когда она готова будет приступить “к Иерусалиму небесному, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах” (Евр. 12: 22–23). Вместе с этим имеет совершиться последнее в муках духовное рождение Церковью Христа, т. е. представители церкви ( иерархия), “снова и в последний раз будут в муках рождения чадами Божиими, доколе не вообразится в них Христос” (Песн. 8: 5; ср. Откр. 12: 1–2, 5–6; Гал. 4: 19 и Флм. 1: 10).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=788...

11. Вертоград (сад) был местом погребения, и насажденная в нем виноградная Лоза изрекла: «Я есть лоза» ( Иоан. 15:1 ). Поэтому в земле была насаждена, чтобы искоренилась за Адама наложенная клятва. Земля осуждена была произращать терния и волчцы, но взошла из земли истинная виноградная лоза, чтобы исполнилось сказанное: «Истина возникнет из земли, и правда приникнет с небес» ( Пс. 84:12 ). Что же изречет погребаемый в вертограде? «Набрал мирры моей с ароматами моими» (Песн. Песн. 5:1 ). И еще: «Мирра и алой со всякими лучшими ароматами» (4:14). Но это – признаки погребения, и в Евангелиях сказано: «приидоша жены на гроб, носяще яже уготоваша ароматы» ( Лук. 24:1 ), и «Никодим принес состав из смирны и алоя» ( Иоан. 19:39 ). Затем написано: «Поел сотов моих с медом моим» (Песн. Песн. 5, 1), т. е. горькое пред страданием и сладкое по Воскресении. Потом воскреснув, вошел «дверем затворенным» ( Иоан. 20:19 ); ученики не поверили, потому что «подумали, что видят духа» ( Лук. 24:37 ). Но Он говорит: «Осяжите Меня и рассмотрите» (39); «вложите персты в раны от гвоздей», как требовал этого Фома ( Иоан. 20:25 ). И «когда же они от радости еще не верили и дивились, Он сказал им: есть ли у вас здесь какая пища? Они подали Ему часть печеной рыбы и сотового меда» ( Лук. 24, 41 , 42). Видишь, как исполнилось сказанное: «поел сотов моих с медом моим». 12. Но прежде нежели «дверем затворенным» вошел сей Жених и Врач душ, искали Его оные доблестные мужественные жены. Пришли блаженные ко гробу и искали Воскресшего, слезы еще капали из глаз их, когда должно было опять веселиться и ликовать о Воскресшем. Приходила, по Евангелию, Мария, искала и не нашла; потом услышала от ангелов, а впоследствии увидела Христа. Ужели и это написано? В Песни Песней говорит: «На ложе моем искала я того, которого любит душа моя» (Песн. Песн. 3:1 ). В какое же время? «На ложе моем ночью искала я того, которого возлюбила душа моя». А «Мария, сказано, приходит ко гробу рано, когда было еще темно» ( Иоан. 20:1 ). «На ложе моем искала ночью и не нашла Его». И Мария говорит в Евангелии: «Взяли Господа моего и не знаю, где положили Его» ( Иоан. 20:13 ). Тогда предстоящие ангелы врачуют от неведения, сказав: «Что ищете живого с мертвыми» (Лук. 24:5)? Не только воскрес, но воскрес, с Собою воскресив и мертвых. Но не знала Мария, и от лица ее сказала Песнь Песней ангелам: «Не видали ли вы того, Которого любит душа моя? Но едва я отошла от них, как нашла Того, Которого любит душа моя, ухватилась за Него и не отпустила Его» (Песн. Песн. 3.3:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

Песн.4:9 .  Пле­нила ты сердце мое, сестра моя, невеста! пле­нила ты сердце мое одним взглядом очей тво­их, одним ожерельем на шее твоей. Песн.4:10 .  О, как любезны ласки твои, сестра моя, невеста! о, как много ласки твои лучше вина, и благо­воние мастей тво­их лучше всех ароматов! Песн.4:11 .  Сотовый мед каплет из уст тво­их, невеста; мед и молоко под языком тво­им, и бла­го­ухание одежды твоей подобно бла­го­уханию Ливана! Изображают то восторженное впечатление, какое произвела на жениха – царя невеста своею привлекательною внешностью, а еще более, конечно, своими духовными достоинствами (к ст. 10 ср. Песн 1.1 ). При этом особенная близость возлюбленной к возлюбленному выражается не только названием невеста (ст. 8, 11), но и двойным: «сестра моя, невеста» (ст. 9, 10, 12) По замечанию Мидраша (IV, 10–11), Израиль десять раз в Писании назван невестою: шесть раз в Песни Песней, и четыре раза у пророков, именно: три раза у Исаии ( Ис. 49:18, 61:10, 62:5 ), и один раз у Иеремии ( Иер. 7.34 ), – по числу десяти заповедей; и эта невеста наряжается в 24 украшения, поименованные у Исаии ( Ис 3.18–28 ) – по числу священных книг Ветхого Завета (s. 123–124). Характеристика невесты в ст. 11, как обилующей медом и молоком, сама собою напоминает библейскую характеристику Святой Земли или Палестины, как земли, текущей молоком и медом ( Исх 3.17 и др). О благоухании Ливана ср. Ос 14.7 . Песн.4:12 .  Запертый сад – сестра моя, невеста, заключен­ный колодезь, запечатан­ный источник: Песн.4:13 .  рассадники твои – сад с гранатовыми яблоками, с пре­восходными плодами, киперы с нардами, Песн.4:14 .  нард и шафран, аир и корица со всякими благо­вон­ными деревами, мирра и алой со всякими лучшими ароматами; Песн.4:15 .  садовый источник – колодезь живых вод и по­токи с Ливана. Теперь жених начинает говорить о невесте в третьем лице, но тем с большею щедростью воздает ей похвалы. Смысл названий: «запертый сад», «заключенный колодезь», «запечатанный источник» уясняется из аналогии Притч 5.15–18 , где источник является символом супружеской любви и ласки жены, которыми пользуется только ее муж и ни один посторонний мужчина; следовательно, названия эти характеризуют безусловную непорочность, чистоту и целомудрие невесты. Вместе с тем, как показывают дальнейшие стихи, 13–15, выражения эти обозначают и вообще плодородие (ср. Ис 58.11 ), в духовном смысле – обилие добродетелей невесты. В ст. 13 сад в подлинном тексте назван пардес, словом, всего 3 раза встречающимся в Ветхом Завете (еще Еккл 2.5 ; Неем 2.8 ). Это слово происходит, вероятно, от санскритского pairidaeza, сохранившегося в греч. παραδεισος, рай; собственно; огражденное место, парк и т. п.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Полемика об Оригене превратила их былую дружбу с бл. Иеронимом в многолетнюю вражду. — Ред. 133 Евр 11:10, в Синод, переводе строитель Бог… — Прим. пер. 134 1 Кор 3:1, в Синод, переводе как с духовными… — Прим. пер. 135 Притч 4:6, в Синод, переводе (Притч 4:6,8)Не оставляй ее, и она будет охранять тебя; люби ее, и она будет оберегать тебя Высоко цени ее, и она возвысит тебя; она прославит тебя, если ты прилепишься к ней. — Прим. пер. 136 Кол 3:19. 137 В Синод, переводе (Еф 5:25) Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь… — Прим. пер. 138 Песн 1:12, в Синод, переводе (Песн 1:11) был за столом своим. — Прим. пер. 139 Числ 24:9, в Синод, переводе как лев и как львица. — Прим. пер. 140 Песн 1:11–12, в Синод, переводе (Песн 1:10) золотые подвески мы сделаем тебе с серебряными блестками. — Прим. пер. 141 Песн 1:12–13, в Синод. переводе(Песн 1:12) Мирровый пучок — возлюбленный мой у меня; у грудей моих пребывает. — Прим. пер. 142 Мф 26:6, в Синод, переводе (Мф 26:7) приступила к Нему женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и возливала Ему на голову. — Прим. пер. 143 Лк7:37. 144 Мф 26:7; Мк 14:5 (в Синод, переводе Мк 14:3. — Прим. пер.); Ин 12:3. 145 В Синод, переводе Мф 26:8; Мк 14:4. — Прим. пер. 146 Ин 12:4. 147 Ин 12:5, в Синод, переводе Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим? — Прим. пер. 148 Ср. Мф 26:11–13. 149 19 2 Кор 2:15, в Синод, переводе Ибо мы Христово благоухание Богу в спасаемых и в погибающих. — Прим. пер. 150 Пс 37:6, в Синод, переводе от безумия моего. — Прим. пер. 151 Исх 30:34–35, в Синод, переводе (Исх 30:34) стакти, ониха, халвана душистого и чистого Ливана. — Прим. пер. 152 Мих 2 11–12, в Синод, переводе (Мих 2:12) Непременно соберу всего тебя, Иаков. — Прим. пер. 153 Дан 2:34, в Синод, переводе доколе камень не оторвался с горы. — Прим. пер. 154 1 Петр 2:7, в Синод, переводе камень преты–кания. — Прим. пер.; Ис 8:14. 155 Камень преткновения (греч.). — Прим. пер. 156 Ис 40:15, в Синод, переводе Вот народы — как капля из ведра, и считаются как пылинка на весах. — Прим.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

Пусть не подумает кто-либо, что из-за ранней смерти уменьшились их добродетели. Восхищен Енох, да не изменит злоба сердце его. Иосия на восемнадцатом году царствования своего так праздновал пасху Господню, что всех прежних царей превзошел своим благочестием, однако из-за веры своей он не дольше прожил; но, так как Иудейскому народу предстояла тяжкая гибель, то праведный царь прежде восхищен. Почему надлежит мне боязнь: не ради прегрешения ли нашего какого-либо изъят ты от нас, чтобы тебе на восемнадцатом году царствования твоего как праведнику избегнуть жестокости наступающего зла? Но время уже обнять любезный мне труп и предать его гробу. Валеитиниан мой, возлюбленный мой бел и румян, имей в себе образ Христов! Такими словами Церковь в песнях взывает ко Христу. И это не сочти за обиду: ибо знамением Господним знаменуются рабы, именем же императора запечатлеваются воины. Сам Господь говорит: Не прикасайтеся к помазанным Моим (Пс. 104,15). Вы - свет мира (Мф. 5,14). И Иаков сказал: Иуда! тебя восхлалят братья твои (Быт. 49,8). С этими словами обращался он к сыну и этим открывал Господа. Об Иосифе же сказал: сын возвращен Иосиф, сын возвращен мои ревностный (Быт. 49,22), и этим означал он Христа Почему можно и мне знаком Господним запечатлеть раба: возлюбленный мой бед и румян, избран от тем (Песн. 5,10) Избран сын мой, когда по смерти отца в малых летах потребован на царство. Голова его - чистое золото; ...глаза его - как голуби при потоках вод (Песн. 5,11,12). Там сидели мы и плакали (Пс. 136,1), сказали пришедшие оттуда. Живот его - как изваяние из слоновой кости (Песн. 5,14), да примет слова Писаний и сможет сказать: Утроба моя! утроба моя! скорблю во глубине сердца моего (Иер. 4,19). Как пророк воскликнул. Ибо это говорит подражатель Христов. Щеки его - цветник ароматный, гряды благовонных растении (Песн. 5,13). Губы его - лилии, источают текучую мирру; руки его - золотые кругляки, усаженные топазами (Песн. 3,13,14). Ибо в словах его сияла правда, в делах же - благотворение и человеколюбие, разговоры его исполнены были добродетели и царской важности, постоянство его не преклонялось перед страхом самой смерти, исправление нравов и дел было непрестанное: ибо всякий добрый делатель есть рука Христова.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/37/h...

Глава 8 1–4. Возлюбленная выражает страстное желание, чтобы ее отношения к Возлюбленному получили характер большей простоты и интимности. 5–7. Пламенное исповедание Суламиты несравненной силы истинной любви. 8–10. О сестре Суламиты. 11–12. Воспоминание ее о своем первобытном состоянии. 13–14. В заключение она вновь зовет своего друга, слыша и от него соответствующий призыв, – стремиться на лоно природы для всецелого наслаждения блаженством любви. Песн.8:1 .  О, если бы ты был мне брат, сосав­ший груди матери моей! тогда я, встретив тебя на улице, целовала бы тебя, и меня не осуждали бы. Песн.8:2 .  Повела бы я тебя, при­вела бы тебя в дом матери моей. Ты учил бы меня, а я по­ила бы тебя ароматным вином, соком гранатовых яблоков мо­их. Песн.8:3 .  Левая рука его у меня под головою, а правая обнимает меня. Песн.8:4 .  Заклинаю вас, дщери Иерусалимские, – не будите и не тревожьте воз­люблен­ной, доколе ей угодно. Нормальная половая любовь, хотя и отлична по природе и характеру от любви по крови и свойству, но в отношении интимности, простоты и непосредственности, первая естественно берет за образец вторую; и потому как Жених книги Песни Песней не раз именовал Невесту сестрою ( Песн 4.12 ), так и Невеста, не удовлетворяясь положением своим – первой из цариц ( Песн 6.8–9 ), жаждет теснейшего невозбранного общения с своим Женихом – наподобие ласк сестры и брата. При этом главенствовать должен Жених-брат – он должен учить Невесту-сестру (ст. 2), а она должна дарить ему беззаветную любовь и преданность. Ст. 3 повторяет сказанное в Песн 2.6 . По объяснению проф. Олесницкого, в рассматриваемых стихах «земля, совершившая свой летний труд и сдавшая свои плоды, выражает желание, чтобы солнце было ее братом, т. е., неразрывно пребывало вместе с нею для того, чтобы ее виноградники и гранаты непрерывно цвели, чтобы старые плоды немедленно сменялись новыми. Песнь опять оканчивается обращенным к дочерям Иерусалима заклинанием не нарушать царствующей в природе любви и гармонии» (цит. соч. с. 377).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

А время это и есть тот первый месяц у евреев, в который празднуется Пасха, прежде прообразовательная, а теперь истинная. Время это есть время сотворения мира. Ибо тогда Бог сказал: да прорастит земля зелень... дерево... приносящее по роду своему плод ( Быт.1:11 ). И теперь, как видишь, всякая трава уже дает семя. И как тогда Бог, сотворивши солнце и луну, установил для них равноденственное течение, так точно за несколько до сего дней было время равноденствия. Потом сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию ( Быт.1:26 ). Что относится к образу, это человек удержал; а что к подобию, это преслушанием своим исказил. Итак, в то же самое время, в которое он утратит это, последовало и исправление. Когда сотворенный человек за преслушание изгнан был из рая, в то же время уверовавший введен в него за послушание. Итак, спасение совершилось в то время, в которое произошло отпадение; т.е. когда цветы показались и время пения настало ( Песн.2:12 ). 11 . Сад был местом погребения, в котором насаждены были виноградные лозы. А Иисус говорит: Я есмь... лоза ( Ин.15:1 ). Итак, Он насажден был на земле, чтобы искоренить проклятие, навлеченное Адамом . Земля осуждена была произращать терние и волчцы; из земли произошла лоза, чтобы исполнилось написанное: истина возникнет из земли, и правда приникнет с небес ( Пс.84:12 ). Что же будет говорить погребаемый в саду? Набрал мирры Моей с ароматами моими ( Песн.5:1 ), и потом: мирра и алой со всякими лучшими ароматами ( Песн.4:14 ). Вещи эти суть признаки погребения; и в Евангелии сказано: пришли женщины, неся приготовленные ароматы ( Лк.24:1 ). Пришел также и Никодим... и принес состав из смирны и алоя ( Ин.19:39 ). Потом написано: поел сотов Моих с медом Моим ( Песн.5:1 ): вкушал горькое во время страдания и сладкое по воскресении. Воскресши, взошел Он, когда затворены были двери: ученики не верили, ибо подумали, что видят духа ( Лк.24:39 ). На это Он сказал: осяжите Меня и рассмотрите ( Лк.24:39 ), вложите персты в раны от гвоздей, как испытывал Фома.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

Прошу тебя, выйди на время из заключения и представь перед своими очами те награды за настоящий подвиг: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку (1 Кор. 2, 9). Каков будет тот день, когда встретит тебя с ликами дев Мария, Матерь Господа? Когда Мария, сестра Аарона, как по переходе через Чермное море и после потопления фараона с его войском, держа в руке тимпан, запоет и ей ответит хор: Пою Господу, ибо Он высоко превознесся; коня и всадника его ввергнул в море (Исх. 15, 1)? Тут Фекла радостно бросится в твои объятия. Тут и Сам Жених выйдет навстречу тебе и скажет: Встань, возлюбленная моя, прекрасная моя, выйди! Вот, зима уже прошла; дождь миновал, перестал (Песн. 2, ­10–11). Тогда удивятся Ангелы и скажут: Кто эта, блистающая, как заря, прекрасная, как луна, светлая, как солнце? (Песн. 6, 10). Будут смотреть на тебя дщери, будут хвалить царицы, будут славить замужние. Затем встретят тебя и другие целомудренные лики: Сарра выйдет с женами; Анна, дочь Фануилова, со вдовами. В различных ликах предстанут твои по плоти и духу матери: возрадуется та, которая родила; возвеселится та, которая научила. Тогда Господь действительно воссядет на жребя и войдет в Небесный Иерусалим. И отроки, о которых говорит Спаситель у Исаии: Вот я и дети, которых дал мне Господь (Ис. 8, 18), преднося победные ветви, воспоют согласными устами: Осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев! (Ин. 12, 13). Тогда сто и четыредесять и четыре тысящи перед престолом и старцы возьмут гусли и будут петь песнь нову. И никто не сможет научиться песне, только это означенное число лиц. Это те, которые не осквернились с женами, ибо они девственники; это те, которые следуют за Агнцем, куда бы Он ни пошел (Откр. 14, 4). Всякий раз, как будет тебя прельщать мирское тщеславие, сколько бы ни казалось тебе что-нибудь славным в мире, переносись умом в рай: начинай быть тем, чем намерена быть в будущности, и ты услышишь от своего Жениха: Положи меня, как печать, на сердце твое, как перстень, на руку твою (Песн. 8, 6),— и, огражденная и телесно и духовно вместе, ты воскликнешь и скажешь: Большие воды не могут потушить любви, и реки не зальют ее (Песн. 8, 7).

http://pravoslavie.ru/2712.html

Итак утешайте друг друга сими словами ( 1Сол.4:18 ), — присовокупляет апостол, — потому что Бог определил нас не на гнев, но к получению спасения через Господа нашего Иисуса Христа ( 1Сол.5:9 ). Так. Но грехи, но суд, но ад? Как с этим быть? — говорит трепетная совесть. Грехов нет там, где было таинство покаяния. Суд не страшен тому, кто на судне приходит, но перешел от смерти в жизнь ( Ин.5:24 ). Ад ничего не значит для того, кому Победитель ада говорит: Ныне же будешь со Мною в раю ( Лк.23:43 )! Итак, еще раз: ни болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь бесконечная — вот что ожидает нас за таинственными вратами смерти! Кроме того, порадуйтесь, братия: там ждут нас все близкие нам по вере и духу, все известные нам из истории Церкви Божией ревнители благочестия — преподобные, мученики, апостолы, пророки, ангелы, словом, вся Церковь, светлая и пресиянная, готова принять нас в свои вечные обители ( Лк.16:9 ). Но что самое высшее и ни с чем не сравнимое, так это Сам Господь Иисус Христос, о Котором столько теперь мы все думаем, к Которому так стремимся сердцем! Он Сам будет там присным утешением нашим, примет нас как Своих учеников, общников, друзей и братий, введет нас в неведомые нам теперь и неугадываемые многие обители Отца Небесного и в бесконечность веков будет показывать нам в бесконечную радость нашу Свое бесконечное Царство по Своей бесконечной благости… О, смерть! отраден твой приговор человеку христианину. Стань же, наследник праотеческой смертности, над гробами отцов своих, и ублажи, и благослови смерть христианскую! Невольно исторгающийся из сердца плач раствори Упованием и рыданию положи предел в богомыслии. Не бойся суда смерти: вспомни о предках твоих и потомках ( Сир. 4 5). Помни, что ты не был, а будешь существовать вечно; что ты взят от персти и будешь царствовать с Богом. Итак для чего ты отвращаешься от того, что благоугодно Всевышнему? Десять ли, сто ли, или тысяча лет будет жизни твоей или твоих любимых! Это приговор от Господа над всякою плотью ( Сир. 41; 6, 5 ). Верь, что мы, христиане, живем ли — для Господа живем; умираем ли — для Господа умираем: и потому, живем ли или умираем, — всегда Господни ( Рим.14:8 ). Аминь. Слово в Неделю Пятидесятницы И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек Ин.14:16 Небо отверзлось. Праздник настал. Чертог украшен. Светильники возжены. Фимиам воскурен. Празднующие готовы… И слышится песнь песней: Кто это идет от Едома, в червленых ризах от Восора, столь величественный в Своей одежде, выступающий в полноте силы Своей? ( Ис.63:1 .) Кто это восходит от пустьши, опираясь на своего возлюбленного? ( Песн.8:5 ); как бы столбы дьила, окуриваемая миррою и фимиамом ( Песн.3:6 ); блистающая, как заря, прекрасная, как луна, светлая, как солнце ( Песн.6:10 )?

http://azbyka.ru/propovedi/propovedniche...

Но поскольку мы, насколько возможно, увенчали золотую главу презлатыми цветами хвалений, давайте обратимся и к другим членам, чтобы, воспевая Предтечу отчасти, не показаться приносящими недостаточную хвалу. Итак, что сиятельнее и световиднее тех рук, которые удостоились быть возложенными на Христа при Крещении? Ведь если присутствует Божественный огонь, то разумей, что при прикосновении к Божией главе длани Предтечи, как в сочетании с огнем, стали пламенными, не изменив собственной природы. Междорамия его в блещании злата ( Пс. 67:14 ), как воспевается, у несущего на плечах крест Христов. Чрево его сосуд слоновый на камене сапфирове ( Песн. 5:14 ) – у изгоняющего наслаждения, что вокруг пупа чревного. Чресла его, вместившие освящающее целомудрие, – у принявшего дар девства. Округления бедр его как ожерелье ( Песн. 7:1 ) – у препоясанного мечом бесстрастия. Голени его – мраморные столбы, поставленные на золотых подножиях ( Песн. 5:15 ), то есть на добродетелях; стопы богоходящие – у приготовляющего стези Господни (ср. Мф. 3:3 ). Каждый член этого священнейшего и бесстрастнейшего тела есть оружие правды, сосуд избранный, освященный. Оно возмужало чистотой, стало совершенным вечной молитвой. И не следует мне пропустить и того, что вовне, – я говорю об одежде и поясе. Но праотец Иаков [ Col. 454 ] изготовил для любимого сына Иосифа разноцветный хитон ( Быт. 37:3 ), а великий евангелист Матфей описывает [одежду] сего мужа как одноцветную и неукрашенную. Ибо, по его словам, он носил одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих ( Мф. 3:4 ), показывая и в этом символы умерщвления греха, хотя в том случае разноцветность нужно понимать в ином смысле. И разве справится мой разум и язык с тем, чтобы насытиться восхвалением тебя в каждом из членов, о величайшее украшение человечества? Но так как я стеснен и беден и в том, и в другом, прости как человеколюбивейший и утверди меня всячески, твоего наималейшего слугу, вместе с духовным отцом и преданной тебе паствой; сохрани же невредимыми и всех песнопевцев твоего божественного величия во Христе Иисусе, Господе нашем, Которому слава и держава со Всесвятым Отцом и Животворящим Духом ныне и присно и во веки веков. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010