Наконец, аллегорическое или иносказательное, не буквальное понимание Песни Песней являлось и является неизбежным вообще при всяком цельном представлении ее содержания; в последнем – при буквальном понимании – замечается целый ряд противоречий в положении главных действующих лиц и их взаимных отношениях. Возлюбленный или Жених Песни Песней в одно и то же время и пастух ( Песн. 1.6 ; Песн 6.2 ), и виноградарь ( Песн 5.1 ) и венчанный царь ( Песн 1.11 ; Песн 3.11 ); и Возлюбленная или Невеста является то пастушкою ( Песн 1.7 ) то стражем виноградника ( Песн 1.5 ), то царскою дочерью и царицею ( Песн 6.7–8 ), равным образом во взаимных отношениях они являются то братом и сестрою ( Песн 4.12 ), то женихом и невестою или мужем и женою ( Песн 1.14 ; Песн 2.7 ); затем в характере и действиях Возлюбленной замечается тоже много взаимнопротиворечивых черт: она и несовершенна ( Песн 1.4 ) и совершенна ( Песн 4.1 ); будучи близкою Возлюбленною своего мужа, она однако не знает его местопребывания ( Песн 1.6 ) и ищет его ночью по темным улицам города ( Песн 3.2–4 ), при участии толпы иерусалимских женщин ( Песн 5.8–17 ), причем городские сторожа встречают ее, избивают и раздевают ( Песн 5.7 ). Все эти различия и противоречия, неустранимые при буквальном понимании содержания Песни Песней, сами собою отсылают к иному, высшему или иносказательному ее толкованию. Правда, общий концерт аллегорических толкований – и в синагоге иудейской и уже в древней Христианской Церкви прерывался иногда диссонансом отдельных голосов, пытавшихся понимать и изъяснять содержание Песни Песней в прямом, буквальном смысле, но это были именно единичные мнения людей, так или иначе порвавших связь с общим преданием – синагогальным и христианско-церковным, и синагога и церковь встречали их полным осуждением. Не упоминая разных попыток этого рода в иудействе (принадлежавших большею частию анонимам), из христианских буквалистов назовем Феодора епископа Мопсуетского, (V в.), осужденного за буквальное толкование Песни Песней пятым Вселенским Собором.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

4) От полезного: ибо благочестивым вся поспешествует Бог во благое. Бог благочестия воню обоняет, якоже жертву Ноеву, о коей пишется: и созда Ное жертвенник Господеви, и взя от всех скотов чистых и от всех птиц чистых и вознесе во всесожжение на жертвенник. И обоня Господь воню благоухания ( Быт.8:20–21 ). Одним благочестием как бы уподобляемся мы Богу. 5) Благочестиво жить возбуждает награждение будущей жизни; ибо благочестивые, таланты свои умножившие, внидут в радость Господа своего ( Мф.25:23 ), и одесную Христа поставлены будут. 6) К благочестию возбуждает Божие всеведение; ибо видит Господь благих и нечестивых, как утверждает Соломон: на всяком месте очи Господни сматряют злыя же и благия ( Притч.15:3 ). Где убо не сотворишь добро – видит то Бог, и где не сотворишь зло – видит то Господь. Творение зла открывает тебе ад: творение же добра отворяет тебе дверь в небесный Эдем. Избирай что хочешь; на неже хочешь, простри руку твою. 7) Наше странствование на земле склонить нас должно к благочестию. Путник и странник: α). Среднею дорогою идёт, β) Не уклоняется ни на десное, ни на шуее, ссорам не внемлет. γ) О пристрастиях не печётся. δ) К отечеству стремится. ε) Не отягчает себя припасами съестными и одеждою: мы странники и пришельцы, как говорит Давид: пришлец аз есмь на земли ( Пс.118:19 ); поспешим убо к Отечеству нашему Небесному, глаголя: аще забуду тебе, Иерусалиме, забвена буди десница моя ( Пс.136:5 ). Сбросим одежду злых дел, отложим житейские попечения, поищем Царствия Божия, и прочая вся приложатся нам. § V Иносказания. Говорит Бог к Соломону: храм сей егоже ты созидаеши, аще пойдеши по заповедем моим, и судьбы моя сотвориши, и сохраниши вся повеления моя, еже пребывати в них, утвержу слово мое с тобою, еже глаголах Давиду отцу твоему ( 3Цар.6:12 ). Христианине! Кивот нерукотворенный – душа твоя, будет она храм Божий, аще украсишься благочестием, утвердишь упованием на Бога. Благословен дом Аведдаров за приятие Кивота Господня: христианине! Кивот нерукотворенный и вечный есть душа твоя. Прими убо чрез благочестие в душу твою Царя всех – Бога; то будешь ты благословен, внегда ходить тебе по земле; благословен будешь, внегда исходить тебе из земли. Пророк Самуил принёс Богу на всесожжение ягня едино ссущее ( 1Цар.7:9 ): млеко есть слово Божие: млеком вы напоих, а не брашном ( 1Кор.3:2 ), – говорит Павел. Благочестивые христиане! должны сердце своё представить Богу ново, и жадное ко млеку христианского учения. Сие млеко есть оное, кое под языком находится невесты Христовой – Церкви. Сок искапают устне твои, невесто, мед и млеко под языком твоим, и благовоние риз твоих яко благоухание Ливана ( Песн.4:11 ). Сие млеко сосут верные из пречистых уст Христовых истинною верою, к чему возбуждая, Исаия пророк, гадательствуя о Христе, говорит: да ссете и насытитеся от сосца утешения его, да ссавше насладитеся от входа славы его ( Ис.66:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Lebed...

2 и 3)! Потом в кратких и живых чертах описывает власть и силу Его, как Царя, Богом возлюбленного (ст. 4, 5 и 6), и исповедует пред Ним Божеское величие Его Самого, вечность и непоколебимость Его царства: Престол Твой, Боже, в век века: жезл правости, жезл царствия Твоего. Возлюбил еси правду, и возненавидел еси беззаконие: сего ради помаза Тя, Боже, Бог Твой елеем радости паче причастник Твоих (ст. 7 и 8). Что действительно в приведенных словах сего Псалма изображается Божеское достоинство Иисуса Христа и основанное Им на земле благодатное царство, в сем каждый легко может удостовериться, частию из того, что самые возвышенные черты, которыми здесь изображается Царь и царство Его, не могут быть отнесены ни к Соломону, ни к кому либо другому из земных царей особенно же удостоверяемся свидетельством Апостола Павла. Св. Апостол Павел, благовествуя верующим из Иудеев о Божеском достоинстве Иисуса Христа распятого и о славе Его, превышающей славу Ангелов, представляет приведенные из сего Псалма слова в подтверждение возвещаемой им истины о Христе, как Сыне Божием и Боге по естеству ( Евр.1 гл.). После того, как указал в словах 103-го Псалма глагол Божий об Ангелах, Апостол в словах 44 Псалма признает глагол Божий к Сыну: и ко Ангелом убо глаголет: творяй Ангелы Своя духи, и слуги Своя огнь палящ: к Сыну же: престол Твой, Боже, в век века: жезл правости, жезл царствия Твоего. Возлюбил еси правду, и возненавидел еси беззаконие: сего ради памаза Тя, Боже, Бог Твой елеем радости паче причастник Твоих ( Евр. 1:7–9 ). И последняя половина сего Псалма (от стиха 10 до конца) объясняется также об Иисусе Христе и о благодатном царстве Его. Объясняется в смысле иносказательном. Под именем Невесты и Царицы (ст. 10, 11, 12) св. Василий Великий 3 разумеет Церковь Христову из Иудеев. Под именем дщери Тира и дев, подруге ее (ст. 13, 14, 15, 16), разумеются те, которые от идолопоклонства приняты в Церковь Христову (слич. Ис.54:1–16; 62:6 ; Ос. 2:19 и 20. – Книг. Песн. Песней; Мф. 9:15, 22 ; 2Кор. 11:2 ; Еф. 5:25, 31, 32 ; Апок. 19:7; 21:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Rzhani...

Наибольшего же внешнего сходства с античным образом “темницы” достигает не ветхозаветная, а именно христианская новозаветная традиция. Именно ее представителем святителем Григорием Нисским — одним из самых философски образованных древних церковных писателей — создается образ, даже названный известным западным богословом Анри де Любаком (по аналогии с платоновским мифом) “новым мифом о пещере” 10 . К сожалению, сам де Любак сделал лишь первый шаг в сравнительном анализе платоновского мифа и текста святителя Григория, присвоив цитируемому им фрагменту из творения Нисского Святителя это именование, но никак при этом не прокомментировав последнее. Образ “темницы” возникает у святителя Григория в “Точ­ном изъяснении Песни Песней Соломона”. В 5-й Беседе “Изъяснения” дается толкование на следующие стихи: “Друг мой похож на серну или на молодого оленя. Вот, он стоит у нас за стеною, заглядывает в окно, мелькает сквозь решетку. Возлюбленный мой начал говорить мне: встань, возлюбленная моя, прекрасная моя, выйди!” (Песн 2:9–10). Толкуя эти стихи, Святитель рисует следующую картину: ветхозаветная Церковь уподобляется зданию, напоминающему темницу, с узкими и зарешеченными окнами. Покинуть его нельзя, можно лишь воспринимать едва проникающий сквозь окна слабый солнечный свет. Это есть ограниченный внешней преградой свет подлинного богопознания, неразрывно связанный в свою очередь с его изначальным символическим первообразом — возможностью совершенной энергийной богопричастности твари ее Творцу. Прямому проникновению света в темницу препятствует высокая стена за окном — прообраз ветхозаветного закона. Оконца здания символически обозначают учение пророков. Но и сквозь эти узкие, зарешеченные оконца в пределы ветхозаветной Церкви всегда лился истинный свет просвещающего мир Предвечного Слова, пусть и ослабленный, отраженный стеной “средостения”. Однако этот отраженный свет может даровать человеку лишь тень ( грядущих благ, а отнюдь не явить самый образ ( е„кип), не реальную форму грядущих в эсхатологической перспективе “восьмого дня” вещей и истин (ср. Евр 10:1) 11 . Решетки, или же — в церковнославянском варианте перевода — мрежи (сети) на окнах, — сети законных предписаний древнего Израиля, уловляющие и сдерживающие человеческий порыв как ко греху, так и к благодатному свету. Но несмотря на стены и решетки, человека в этой темнице не покидает желание увидеть открытым взором Солнце Истины на небосводе за пределами его тюрьмы 12 . Итак, то, что он видит в пределах темницы, — есть лишь тень, однотонный и сухой рисунок на том месте, где на самом деле должны сиять краски подлинной — святой и непреходящей — реальности 13 . Несовершенная тень Закона даже отчасти не может передать той полноты будущих благ, что должен некогда стяжать человек, а через него — и все творение.

http://pravmir.ru/obraz-peshheryi-v-anti...

Песн.2:10 .  Возлюблен­ный мой начал говорить мне: встань, воз­люблен­ная моя, пре­красная моя, выйди! Песн.2:11 .  Вот, зима уже про­шла; дождь миновал, пере­стал; Песн.2:12 .  цветы по­ка­за­лись на земле; время пе­ния настало, и голос горлицы слы­шен в стране нашей; Песн.2:13 .  смоковницы распустили свои почки, и виноградные лозы, расцветая, издают благо­воние. Встань, воз­люблен­ная моя, пре­красная моя, выйди! Здесь имеем законченную строфу, начинающуюся и оканчивающуюся приглашением Возлюбленного Невесте пользоваться прелестями наступившей весны, скрывающейся в Палестине по миновании «времени дождей» ( этгешамим 1Ездр. 10:9, 13 ), частнее позднего дождя ( малкош). Весенний солнечный луч, прободающий природу, касающийся высоких палестинских гор, не забывает заглянуть и в жилище человека. Встань, прекрасная моя, говорит он всему живущему во святой земле, пора оставить зимний покой и выступить на простор для новой жизни… Стихи 12–13 изображают вешний вид палестинской природы в это время года, по преимуществу называвшееся месяцем цветов, ziv, подобно нашему месяцу маю». (Олесницкий, с. 370). Священный поэт при этом выбирает такие черты весны – цветы, пение, благоухание, – какие способны возбуждать любовь к природе и людям. По нежной любви к природе и свежему аромату, эта «весенняя песня» есть редкое явление в целой древности. Песн.2:14 .  Голубица моя в ущелье скалы под кровом утеса! по­кажи мне лице твое, дай мне услы­шать голос твой, по­тому что голос твой сладок и лице твое при­ятно. Песн.2:15 .  Ловите нам лисиц, лисенят, которые по­ртят виноградники, а виноградники наши в цвете.: «О, голубица моя, говорит Палестине любующееся ею солнце, дай мне смотреть на лице твое и слышать голос твой», очевидно, разумеется тоже лицо природы, покрытое цветами, и тот же голос возвратившихся в Палестину перелетных птиц, о которых говорилась непосредственно пред тем. Прибавочное выражение: «из-под ущелий и скал и утесов» (покажи мне лице твое) – самое точное описание грунта Палестины, покрытой суровыми скалами и только из долин и воды смотрящей свежестию и жизнию» (Олесницкий, с. 370). Ст. 15 является совершенно неожиданною вставкою, прерывающею диалог жениха и невесты; может быть, это отрывок песни рабочих виноградника, приводимый Суламитою по воспоминанию о своей подневольной службе в охранении виноградника ( Песн 1.5 ). Смысл стиха ясен: «сила, покровительствующая Палестине, не может смотреть равнодушно на врагов ее, кто бы они ни были, простые лисицы или лисицы политические» (Олесницкнй, с. 370).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Итак аз есмь, говорит, яко красота на горах; красотою же называет весну. Посему постараемся усмотреть из видимых предметов духовные. Что видимая весна производит на горах? Она украшает растения новыми цветами и из состоянии неплодия приводит в состояние порождать то, что каждое из них по своей природе может производить. Мы найдем, что нечто подобное написано и в книге Песнь Песней: востани, прииди, говорит, ближняя моя, добрая моя, голубице моя, яко се, зима прейде, дождь отиде, отиде себе: цвети явишася на земли, время обрезания приспе ( Песн.2:10,11 ). По прошествии зимы наступает светлая весна на земле и делает ее подательницей цветов и матерью прекрасных плодов. Нечто подобное совершилось и с нами в духовном отношении. Дракон отступник навел зиму на поднебесную и сделал ее сухою и бесплодною: ибо совсем несть творяй благостыню, несть даже до единаго, но вси уклонишася, вкупе непотребни быша ( Рим.3:12 ; Пс.13:1–3 ). Но когда явился Единородный во плоти, тогда наступила для нас как бы красота на горах; ибо мы, лишившиеся красоты всякой добродетели и утратившие красоту собственных душ, в Нем опять расцветаем и исполняемся духовного плодоношения, так что можем говорить то, что сказано в Песни Песней: да снидет брат мои в вертоград свой и да яст плод овощий своих ( Песн.5:1 ). Итак, стал он, яко красота на горах, яко ноги благовествующего слух мира, благовествующего же благая. Когда лежит между нами и Богом грех, – мы находимся во вражде с Ним и бываем отделены от Господа, восстаем против божественных Его законов, поступаем вопреки желаниям Господа и находимся в числе врагов Его. Но явился Христос – мир наш; Он истребил разъединяющий грех и чрез Себя примирил и соединил нас с Отцом: ибо чрез Него мы получили доступ ( Еф.2:18 ). Подобно тому, говорит, как если бы кто-нибудь быстрый и скорый пришел пленить врагов, возвещая мир и благовествуя благая; так и Спаситель всех пришел в мир с плотью и стал для нас посредником мира с Богом и Отцом, когда сатана обессилен и все его полчище прогнано и наступило время, в которое явилась возможность быть причастниками всякого добра желающим этого; ибо те, которые уверовали в Него и решились мудрствовать и поступать так, как Он, получат весьма богатое участие в небесных благах и будут исполнены всякого прекрасного упования.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Вожделнны паче злата и камене честна многа, и слаждш паче меда и сота. 11. они вожделеннее золота и даже множества золота чистого, слаще меда и капель сота; 11 . Поэтому исполнение богооткровенного закона для понимающих его высокое значение есть и должно быть самым высшим благом и главною целью стремлений их земной жизни, вожделеннее, т. е. желательнее самого дорогого на земле предмета, золота и даже множества самого чистого золота, т. е. всех вообще сокровищ земных (ср. Пс.118:127 ), и составляет и должно составлять для их души самое высшее наслаждение, услаждающее больше всех сладостей земных ( Пс.118:108 ; ср. Притч.24:13–14 ), – слаще меда и капель сота, т. е. самого лучшего сорта меда, который сам собою найдет из сота. Русск. золота чистого=пер. халд. (такж. сл.-гр.-лат. в кн. Иов.28:17 ; Пл.4:2 и сл.-лат. П. Песн.5:11 ) и представляетъ буквально верный пер. евр. слова – ср. 3Цар.10:18 с 2Пар.9:17 . Слав. Камене честна, т. е. драгоценных камней, – перевод того же слова=гр.-лат., – сирск.-араб. и бл. Иер. Сл.-гр.-лат. – (=сирск.. арабск.) слово сота соответствует евр. точнее переведенным в русск. капель сота. Ибо рабъ твой хранитъ : внегда сохранити , много. 12. и раб Твой охраняется ими, в соблюдении их великая награда. 12 . Сказанное о высоком достоинстве и значении богооткровенного закона псалмопевец подтверждает своим собственным опытом. Речь обращена прямо к Господу, представляя, как бы клятвенное удостоверение полной и несомненной верности приводимого им свидетельства. «И вот я, верный раб твой (см. выше Пс.17:1 стр. 238), Господи, свидетельствую пред Тобою, что, соблюдая твои заповеди, я на себе испытываю их духовно-просвещающую силу (букв. с евр.: «и раб Твой просвещается ими»), охраняясь ими от заблуждений и нечестия (ср. ст. 9 б и 8 б ), и многочисленными опытами своей жизни вполне убедился, что в соблюдении их для верующих великая награда, не только в будущей жизни (ср. 15:11), но уже и здесь на земле в различных явлениях Твоей милости (ср. Втор.28:2 и сл.) и внутреннем ощущении мира и радости духовной (ст. 9 а и 11 б ).

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

При буквальном понимании, Суламиту книги Песнь Песней отожествляли или с Ависагою Сунамитянкой ( 3Цар 1:1–4, 2.17–22 ) или с дочерью Фараона, женою Соломона ( 3Цар 3.1 ), или же с какой-либо другой невестой или наложницею Соломона. В новое время многочисленными сторонниками буквального понимания книги среди немецких библиологов, особенно известным библеистом Евальдом, развита была новая теория, по которой в Песни Песней воспевается непоколебимость чистой пламенной любви и торжество ее против всех обольщений почести и богатства; предмет любви Суламитянки здесь не Соломон, а простой пастух, ее соотечественник, с которым она временно была разлучена, взятая во дворец Соломона, но здесь она, несмотря на все ласки и обещания, осталась верною своему возлюбленному и наконец была отпущена к нему и соединилась с ним браком. Что эта гипотеза не имеет опоры в тексте Песнь (именно в указываемых ее сторонниками местах: Песн. 1:3, 11, 6:11–12, 8:10 ) и вообще беспочвенна, это ясно. Средину между аллегорическим и буквальным толкованиями занимает толкование типическое, развитое отчасти Гуго Гроцием и Боссюэтом, а главным образом Гофманом и Деличем и у нас Коссовичем, по которому, изображаемая в Песни Песней любовь есть действительный факт из истории Соломона, но изображение этой любви не имеет цели само в себе, а служит образцом высшей духовной любви и отношений человека к Богу. При таком понимании, по мнению Делича, Песнь Песней является высокоценным священным произведением в трех отношениях: 1) в религиозно-нравственном, как изображение высокой идеи брака, 2) в церковно-историческом – как изображение судьбы еврейского народа и церкви во время Соломона и 3) наконец, в прообразовательном, поскольку в браке прообразует союз Христа с церковью. Вызванное стремлением примирить крайности двух первых толкований, типическое понимание имеет свое значение при изъяснении таинственной книги Песнь Песней. Но полное проникновение в содержание и первоначальное значение ее по идее священного ее писателя составляет трудность едва ли преодолимую.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Сад, обнесенный стеной, над которым возвышаются врата или башня отсылает к образу Возлюбленной из Песни песней: «Сестра моя, невеста моя, ты – сад запечатанный, источник заключенный» (Песн 4:12). Башня с тремя окнами – башня Давида, башня из слоновой кости, украшенная тысячью щитов, доспехами сильных (Песн 4:4). Традиционно пространство сада разделено на две части: в одной – архангел в образе охотника, возлюбленного или царя Соломона, а с правой стороны – Дева с Младенцем в образе молодой девушки и единорога. Все изображенные здесь предметы являются символами. Ангел предстает в образе прекрасного юноши, как на традиционных изображениях благовещения, при этом он наделен чертами искусного охотника, вооруженного копьем, он трубит в охотничий рог, держит наготове четырех гончих псов, он бежит по следам единорога, которого привлекла девственность Марии. Он воплощает в себе легко узнаваемые черты ангела Благовещения. С почтением, иногда коленопреклоненный, возвещает слова Писания, которые начертаны на филактериях, обращенных к Деве, над ним сияет луч, знаменующий снисхождение Святого Духа. Надписи на филактериях также хорошо знакомы по богослужебным гимнам Православной Церкви: «дверь затворенная» (Иез 44:1-2), «се, дева зачнет» (Ис 7:14), «источник запечатленный» (Песн 4:12), «радуйся, Благодатная! Господь с Тобою» (Лк 1:28). Из пасти гончих псов развеваются имена четырех добродетелей: милость, истина, правда, мир. «Милость и истина сретятся, правда и мир облобызаются» (Пс 84:11). Изображенный охотник в действительности послан Богом на землю, чтобы найти единорога, четыре добродетели – содержание его вести. Пьеро делла Франческа/1458 – 1466/фрески Базилики Сан-Франческо в Ареццо На фреске Пьера делла Франческа в церкви св. Франциска в Ареццо ангел приходит с жестом благословения и с пальмовой ветвью в руке. Пальма – мессианский символ. Это могучее дерево способно плодоносить даже в пустыне. Однако, принеся плод, пальма умирает, поэтому становится символом крестной муки и воскресения, а также символом мучеников за Христа.

http://blog.predanie.ru/article/iskusstv...

Когда речь идет о склонности, любви или, напротив, о неприязни и отвращении, испытываемых человеком, эти чувства нередко описываются как действия или состояния его Д. Так, о любви Сихема, сына Еммора Евеянина, к дочери Иакова Дине говорится: «И прилепилась душа его (    ) к Дине» (Быт 34. 3; ср.: 34. 8). Еще отчетливее эта идея выражена в Книге Песни Песней Соломона, где влюбленные говорят друг о друге: тот, «которого любит душа моя», или та, «которую любит душа моя» (       - Песн 1. 6; 3. 1, 2, 3, 4). Связью человеческих душ являются также отношения 2 друзей или отца и сына. О чувствах Ионафана к Давиду говорится: «...душа Ионафана прилепилась к душе его, и полюбил его Ионафан, как свою душу» (1 Цар 18. 1; ср.: 18. 3; 20. 17). В кн. Второзаконие встречается выражение «друг твой, который для тебя, как душа твоя» (Втор 13. 6(7)). Когда Иосиф вынудил своих братьев, принимавших его за егип. вельможу, привести к себе Вениамина и захотел хитростью оставить его при себе, то один из братьев, Иуда, сказал ему: «...если я приду к рабу твоему, отцу нашему, и не будет с нами отрока, с душою которого связана душа его (        ), то он, увидев, что нет отрока, умрет; и сведут рабы твои седину раба твоего, отца нашего, с печалью во гроб» (Быт 44. 30-31). Высказывания о Д. как о субъекте любви или неприязни могут приобретать и богословский смысл. Любовь человека к Богу или, напротив, греховное пренебрежение Его заповедями и законами осмысляются как деятельность Д.: «...к Тебе прилепилась (  ) душа моя...»- говорит, обращаясь к Творцу, псалмопевец (Пс 62(63). 9); «...если душа ваша возгнушается (  ) Моими законами, так что вы не будете исполнять всех заповедей Моих, нарушив завет Мой...» (Лев 26. 15); «...их душа отвращается от Меня» (       - Зах 11. 8). Нередко и Божественные любовь и ненависть описываются в тех же терминах «душевных движений», что и человеческие чувства: «Я оставил дом Мой,- говорит Яхве прор. Иеремии об Израиле,- покинул удел Мой; самое любезное для души Моей (    ) отдал в руки врагов его» (Иер 12. 7); «И сказал мне Господь: хотя бы предстали пред лицо Мое Моисей и Самуил, душа Моя не приклонится к народу сему» (       - Иер 15. 1); «Вразумись, Иерусалим, чтобы душа Моя не удалилась (  ) от тебя» (Иер 6. 8; ср.: Иез 23. 18); «Новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит (  ) душа Моя» (Ис 1. 14); «Господь испытывает праведного, а нечестивого и любящего насилие ненавидит (  ) душа Его» (Пс 10(11). 5; ср.: Притч 6. 16); «...и поставлю жилище Мое среди вас, и душа Моя не возгнушается (  ) вами» (Лев 26. 11, ср.: 26. 30; ср.: Иер 14. 19); «Вот, Отрок Мой, Которого Я держу за руку, избранный Мой, к которому благоволит (  ) душа Моя» (Ис 42. 1; ср.: Мф 12. 18). К этой же группе значений относятся случаи употребления слова   в составе устойчивого выражения   «всей душой»: «...люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душою твоею...» (Втор 6. 5; ср.: 30. 6).

http://pravenc.ru/text/180712.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010