А время это и есть тот первый месяц у евреев, в который празднуется Пасха, прежде прообразовательная, а теперь истинная. Время это есть время сотворения мира. Ибо тогда Бог сказал: да прорастит земля зелень... дерево... приносящее по роду своему плод ( Быт.1:11 ). И теперь, как видишь, всякая трава уже дает семя. И как тогда Бог, сотворивши солнце и луну, установил для них равноденственное течение, так точно за несколько до сего дней было время равноденствия. Потом сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию ( Быт.1:26 ). Что относится к образу, это человек удержал; а что к подобию, это преслушанием своим исказил. Итак, в то же самое время, в которое он утратит это, последовало и исправление. Когда сотворенный человек за преслушание изгнан был из рая, в то же время уверовавший введен в него за послушание. Итак, спасение совершилось в то время, в которое произошло отпадение; т.е. когда цветы показались и время пения настало ( Песн.2:12 ). 11 . Сад был местом погребения, в котором насаждены были виноградные лозы. А Иисус говорит: Я есмь... лоза ( Ин.15:1 ). Итак, Он насажден был на земле, чтобы искоренить проклятие, навлеченное Адамом . Земля осуждена была произращать терние и волчцы; из земли произошла лоза, чтобы исполнилось написанное: истина возникнет из земли, и правда приникнет с небес ( Пс.84:12 ). Что же будет говорить погребаемый в саду? Набрал мирры Моей с ароматами моими ( Песн.5:1 ), и потом: мирра и алой со всякими лучшими ароматами ( Песн.4:14 ). Вещи эти суть признаки погребения; и в Евангелии сказано: пришли женщины, неся приготовленные ароматы ( Лк.24:1 ). Пришел также и Никодим... и принес состав из смирны и алоя ( Ин.19:39 ). Потом написано: поел сотов Моих с медом Моим ( Песн.5:1 ): вкушал горькое во время страдания и сладкое по воскресении. Воскресши, взошел Он, когда затворены были двери: ученики не верили, ибо подумали, что видят духа ( Лк.24:39 ). На это Он сказал: осяжите Меня и рассмотрите ( Лк.24:39 ), вложите персты в раны от гвоздей, как испытывал Фома.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

Песн. 1:4 Черна есмь аз и добра, дщери Иерусалимския, якоже селения Кидарска, якоже завесы Соломони. Песн. 1:5 Не зрите мене, яко аз есмь очернена, яко опали мя солнце: Я думаю, это говорит она уже не к отроковицам, но к тем, которые хвастаются законом, бесчестят, поносят ее за то, что она не только чуждая, но и очернена идолопоклонством. «Черна есмь аз и добра». Я прежде слепотствовала, но теперь вижу, прежде носила ветхую одежду, но теперь преиспещрена, одеяна в ризы позлащенны ( Пс. 44:10 ), приняла Царское достоинство и предстою Царю; изгнавши тебя, о неверная Иудея, тебя, которая вознеистовствовала над Ним, предала Его смерти, а ложе осквернила множеством прелюбодеев. Итак, не поноси меня за черноту, не выставляй прежние мои пороки. Признаюсь, я была черна, но теперь добра, и угодна Жениху. Страшись примера Мариам. Она укорила Моисея, что он поял в жену Эфиопляныню, и за то покрылась проказою, как снегом, погнана, яко нечистая, из лагеря, и не прежде паки принята была, но после раскаяния ( Чис. 12 ). И я также Эфиопляныня, но впрочем невеста Великого, Законодателя, я дщерь жреца Мадиамского, мужа идолопоклонника, но уже забыла люди моя и дом отца моего, посему возжелал Царь доброты моей ( Пс. 44:11–12 ). «Итак не зрите мене, яко аз есмь очернена, яко опали мя солнце». Зрите меня омовенную от прежней черноты сей и возгласите: кто это восходит убеленная? ( Песн. 8:5 ). Но я расскажу вам и вину черноты моей. Я омрачилась, служа твари паче Творца, и вместо Солнца Правды поклонялась солнцу чувственному; но теперь узнала уже разницу между тем и другим, узнала и, оставив тварь, поклонилась Зиждителю. «Не зрите мене, яко аз есмь очернена, яко опали мя солнце. Черна есмь аз и добра, дщери Иерусалимския», черна по первому нечестию, добра по покаянию, черна по неверию, добра по вере; и притом так была черна, «якоже селения Кидарска», что значит – мрак; но так наконец соделалась добра, «якоже завесы Соломони». Почему далее Жених называет ее лилией ( Песн. 2:2 ). Она ни прядет, ни занимается тканием, ни печется о жизни, но Сам Жених одевает и питает её ( Мф. 6:28–30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Израиль поставил ее посреде (Ин.8,3) для исполнения смерти, чтобы побить камнями, но Бог, Святый Израилев, явившийся в Своей милости посреде Израиля, совершил исполнение жизни, дал надежду не имеющей надежды. От нее стремительно, в страхе перед явленной посреде Израиля правдой Божией, удаляется сонмище мужей, желавших судить ее по закону, и не знающих, что такое «правда и суд, благость и милосердие» (Ос. 2,19). Она, восставленная, теперь для них «грозна, как полки со знаменами» (Песн. 6,4). Ибо Бог милости хочет, а не жертвы, и Боговедения более, чем всесожжения (Ос. 6,6). Он пишет закон Свой новый — на камнях, омытых водою, на сердцах, обновленных крещением (Иез. 26,25–27). Он воздвигает от камней чад Аврааму (Мф.3,9), чад Нового завета, превозмогающего Ветхий Закон Моисеев, повелевающий «таковых побивать камнями» (Ин.3,5). Пишет не рукою посредника, (Евр. 11,17) но животворящим Духом Своим, перстом Божиим, изгоняя всякую нечистоту (Лк. 11,20), мешающую Богообщению лицом к лицу. В сердце новое вливается Дух Завета воистину kainos — нового, небывалого, а не очередного, но вино не прорывает, а обновляет мехи (Лук.5,37–38). Так совершается «Завет нов» (Иер. 31,31–34). Она была черна — но омыта чернота ее, и теперь она красива, «как завесы Соломони» (Песн.1,4). Незаслуженное прощение даровано ей — ибо крепка, как смерть, любовь (Песн.8,6). Большие воды ее не затопят. «И ты не должна знать другого Бога, и нет Спасителя, кроме Меня» (Ос. 13,4). Ибо он — Бог, а не человек (Ос. 11,9). Ибо только Он — «единственный Человек, способный на такое мужество» — как говорит Богоматерь в античной христианской поэме «Христос Страждущий». Он пребывает верен, ибо отречься Себя не может (2Тим.2,12–13). Он сдержал слово. Он сделал, как сказал: «От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их (Ос. 13,14). Воды, как огонь, один и тот же для оправдываемых грешников, «которые возлюбили много», и осуждаемых праведников, которые не дали и воды на ноги (Лк.7,44), это — Божественная любовь, дошедшая до смерти и прошедшая через нее, и ставшая для них бичом, по слову мудрого и чистого сердцем сирийского монаха Исаака.

http://pravmir.ru/nedelya-o-strashnom-su...

7 В Библии число 100 означает большое количество чего-либо (ср. Лев. 26, 8; 1 Пар. 21, 3; Екл. 8, 12; Мф. 19, 29; Лк. 15, 4). Число 1000 означает великое множество (Быт. 24, 60;  Исх. 20, 6; Пс. 90, 7). Число 10 000 означает величайшее множество (Пс. 90, 7; 2 Цар. 18, 3; Песн. 5, 10 и др.). Число двенадцать (12) – во-первых, это число Церкви, народа Божия, соединения тварного и нетварного (12=4 х 3). Это касается и ветхозаветной Церкви, основанной на 12 коленах Израилевых, и новозаветной, основанной на 12 апостолах, и Церкви Будущего века (12 ворот с именами колен Израилевых и 12 оснований с именами апостолов – см. Апок. 21, 12–14).  Во-вторых, число 12 означает круг времен (12 часов дня, 12 часов ночи, 12 месяцев года). 8 В 3-й книге Ездры сказано, что «век разделен на двенадцать частей»  (3 Езд. 14, 11). То есть время  мировой истории, как и годовой круг, состоит из 12-ти неких  периодов. 9 Числа 100, 1000, 10 000 – см. объяснение числа 10. 8 Полноту времен, как выше было сказано, означает также число 7, однако, можно думать, в несколько ином, по сравнению с числом 12, смысле. Последнее имеет больше отношение к естественному, физическому кругу земного времени, тогда как число 7 характеризует полноту времен Божиих, то есть тех таинственных действий Промысла, тех периодов, времен и сроков, которые положил Небесный Отец в Своей власти.  9 В связи с этим число 13 можно рассматривать как символ некоторого особого периода, выходящего за пределы двенадцатиричного благословенного Богом исторического времени (13=12 + 1), и этот 13-й период в таком случае может означать не что иное, как богоборческое царство лжемессии-антихриста. О хронологии в книге  В книге часто бывает нарушена хронология, и это очень понятно: ведь Апокалипсис – это запись видений, показанных апостолу Иоанну, – как бы пьеса, драма, кинокартина. Ведь в кино, например, часто бывают отступления от прямой последовательности событий, возвраты назад, воспоминания героев о прошлом, одновременное развитие и поочередное освещение нескольких сюжетных линий и т. п. Несмотря на это, фильм или пьеса в целом всегда являются одним завершенным произведением. 

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Черный цвет . Определение «черный» в Библии редко используется для обозначения цвета ( Лев.13:31, 37 ; Песн.1:4; 5:11 ; Зах.6:2, 6 Откр.6:5 Оно часто ассоциируется с грозным присутствием Бога в темные времена Божьего суда над грехом и злом. В Ветхом Завете картины Божьего пришествия для суда рисуются в черных тонах. В гневе Своем Бог нисходит с неба на темных облаках под ногами; его окружает мрак, когда Он пускает Свои стрелы ( Пс.17:10,12 ). День Господень, день суда за грехи, изображается пророками как «день тьмы и мрака, день облака и мглы» ( Соф.1:15 ; Иоил.2:2 ). В евангелиях сообщается, что, когда Иисус умер на кресте, понеся Божье наказание за грех, всю землю покрыла тьма ( Мф.27:45 ; Мк.15:33 ; Лк.23:44 ). Характеристика «черный» относится обычно просто к цвету предмета, однако примерно в четверти случаев этот цвет связывается с Божьим судом. В Библии он не используется как образ греха. Белый цвет . В библейской символике белый цвет используется для противопоставления черному и тьме. Он встречается в сценах избавления от Божьего гнева и подразумевает отсутствие тьмы. Это цвет небесных одеяний, и он символизирует ослепительную чистоту, рассеивающую мрак божественного гнева ( Ис.1:18 ; Дан.7:9 ; Мк.16:5 ; Откр.3:4 ). Он часто используется при описании сияния света в противоположность тьме Божьего гнева, вызванного злом и грехом. Так, в отличие от образа Бога, окруженного мраком и спускающегося для суда (напр., Пс.17:8–12 ), Иисус при преображении на горе показан в «белых как свет» одеждах ( Мф.17:2 ). В Книге Откровение искупленные тоже носят белые одежды ( Откр.3:4; 6:11; 7:14 ; в древних религиях посвященных одевали в белое льняное полотно), сидят на белых конях ( Откр.6:2 ) и получают белые камни, на которых написаны новые имена ( Откр.2:17 ; ср. с ангелами в белом, Ин.20:12 ). Новое небо и новая земля в Откровении показаны белыми и наполненными светом. В них нет ничего черного или темного, ибо темная тень божественного суда никогда больше не падет на новое Божье творение, навеки очистившееся Кровью Агнца.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

18. Закон . 19. Летопись , объективное, бесстрастное повествование об исторических событиях. В самой Библии нет летописей в прямом смысле слова, но некоторые разделы Ветхого Завета, вероятно, заимствованы из летописей (например, Ис.36–39 ). На летописи как на источники библейских книг есть указания в 3Цар.14:19 и 1–2.Пар. 20. Логия . 21. Макаризм . 22. Мидраш (евр. – комментарий), сказание или поучение, являющееся толкованием священного текста. Этот Жанр появился в период как плод размышления над Словом Божьим. Мидраш существовал в двух формах: как агада и как галаха (см. выше). 23. Миф . 24. Песни , разнообразные по характеру произведения библейской поэзии. Нередко они сопровождались музыкой и танцем ( Исх.15:20 сл.). Песни отличались широким диапазоном. Достаточно назвать трудовые песни ( Числ.21:17–18 ), иронические ( Числ.21:27–30 ), сторожевые ( Ис.21:11–12 ), свадебные (отраженные в Песн.), траурные ( Иер.9:17 сл.: Ам.5:16–18 ), победные песни ( Суд.5 ). Классической надгробной песнью является песнь Давида на смерть Саула и Ионафана ( 2Цар.1:17–27 ). 25. Письмо , переписка между частными лицами. В Ветхом Завете примерами могут служить письмо Давида к Иоаву ( 2Цар.11:15 ) и письмо Иеремии ( Иер.29:1–28 ). Эллинистические документы, изученные показали, что послания апостола Павла во многом приближаются к Жанру частной переписки. Обычно такая переписка шла по установившемуся шаблону: 1) имя отправителя и адресата (например, «Аминта приветствует Зенона»); 2) благодарение богам; 3) изложение просьб, наставления, предостережения, описание жизненных обстоятельств; 4) приветствия и добрые пожелания. Подобную же схему находим и у апостола Павла. 26. Послание (греч. πτστολ – эпистола), Жанр , широко известный в греко-римском мире и характерный для Нового Завета. В отличие от частной корреспонденции эпистолы были «открытыми письмами», обращенными к целым общинам, и содержали вероучительные и нравственные наставления. Послания апостола Павла были одновременно и эпистолами и письмами, включая при этом элементы Жанра доксологий, молитв и гимнов. В античных и новозаветных эпистолах часто применялись литературные изобразительные средства (см. статью Библии).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

В других местах природа показывается местом укрытия или приюта после бегства из более плотно населенных городов. Именно среди дикой природы скрывались Давид, когда он бежал от Саула ( 1Цар.22–24 ), и Илия ( 3Цар.17:1–7 ). Это также место психологического и духовного уединения, например, когда «при наступлении вечера Исаак вышел в поле поразмыслить» ( Быт.24:63 ); место, где он впервые встретился с Ревеккой; место, где Илия услышал тихий голос Бога ( 3Цар.19:9–13 ); место, куда Иисус уединялся для молитвы ( Мф.14:23 ; Мк.6:46 ; Лк.6:12 ). Идеализированный сельский ландшафт всегда играл важную роль в любовной литературе и поэзии. Классические примеры в Библии – идеальная сельская обстановка, в которой зарождается и развивается любовь Руфи и Вооза, и пасторальный ландшафт в Песни песней. Песнь песней, по сути, представляет собой знаменательное исключение из сделанного выше замечания о крайне редких случаях идеализированного описания сельского ландшафта в эстетических категориях, столь распространенного в обычной литературе. В Песни песней показаны идеальные пылкие возлюбленные в идеальной обстановке с окружающими их цветами и плодоносным пейзажем, и в этой картине отчасти идеализируется уход из обыденного мира. В частности, в двух приглашениях к любви ( Песн.2:10–15; 7:11–13 ) присутствует традиционный мотив приглашения возлюбленной погулять на природе, в принятии которого значительную роль играет предвкушение эстетического наслаждения любования ею. Но в образе природы выражается не только изобилие, возможность духовного уединения или романтических встреч, но также представление об угрозе и смерти. В рассказе об Иосифе и его братьях ( Быт.37 ), например, против главного героя выступили сами условия местности. Блуждающий в поле далеко от дома Иосиф встретился с незнакомцем. Братья нашли пустой ров, а затем дикое животное, кровью которого вымарали его одежду. Окружавшая природа постоянно угрожала израильтянам во время их странствия по пустыне. В других местах читаем, что вражеская армия спряталась в засаде в поле ( 4Цар.7:12 ), или что в пустыне много угроз в виде диких зверей и жажды и спасти от них Свой народ может только Бог ( Ис.43:19–20 ), или что лес настолько опасен, что может погубить «народа больше, чем сколько истребил меч, в тот день» ( 2Цар.18:8 ), или что люди могут блуждать по пустыне до полного изнеможения сил, пока не выйдут к «населенному городу» ( Пс.106:4–9 ). На всем протяжении Ветхого Завета сельская местность ассоциируется с угрозами, связанными с хищниками, ненадежными тропами, наводнениями или засухами.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Влияние на жизнь людей оказывали не только сезонные перемещения птиц, но и их повседневное поведение. Слова Иисуса о «пении петухов» могут относиться к ночному стражу, которого так называли (прежде всего Мк.13:35 , но также Мф.26:34 ; Мк.14:30 ; Лк.22:34 ; Ин.13:38 ; Плиний, Ест. Ист. IX. 46). Екклесиаст отмечает, что пожилой человек просыпается рано, с предрассветным щебетанием птиц: «И запираться будут двери на улицу; когда замолкнет звук жернова, и будет вставать человек по крику петуха и замолкнут дщери пения» ( Ек.12:4 ). Птицы как примеры поведения для людей . Общая тенденция к антропоморфическому истолкованию поведения птиц порождает множество образов. Ассоциации с влюбленностью голубь обязан своему воркованию и привычке постоянно возобновлять брачные отношения. Нет ничего удивительного, что в Песни песней о нем упоминается шесть раз ( Песн.1:14; 2:14; 4:1; 5:2, 12; 6:9 ). Воробьи, обычно живущие стаями, поодиночке кажутся неестественными и неуместными и становятся символом одиночества ( Пс.101:8 ). Другие птицы, ведущие уединенный образ жизни, такие как пеликан (qeat) и филин, тоже вызывают в воображении картины бесплодных, безлюдных и заброшенных мест. Крики некоторых птиц (по всей видимости, филина [benot уааnа], Мих.1:8 как ласточки [sus], журавля [agur] или голубя [yona], Ис.38:14 ) кажутся печальными для человеческого уха. На еврейском языке слово «голубь», имя пророка Ионы, означает, возможно, «плакальщик», что соответствует содержанию его рассказа. Поведение некоторых птиц может служить нравственным уроком. Беспрестанное и неутомимое порхание воробьев сравнивается с незаслуженным проклятием, которое не может найти свою цель ( Притч.26:2 ). Ефрем сравнивается с глупым голубем без сердца ( Ос.7:11 ). Примерная, как считалось, семейная жизнь аиста заслужила название «благочестивой» (Евр.слово hasidah, Иер.8:7 ; ср. латинское pietaticultrix). (В басне Эзопа «Аист и крестьянин» аист утверждает, что его надо освободить, поскольку он заботится о своих престарелых родителях. Ср. Плиний, Ест. Ист., X. 63.)

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Другая крайность: жить только одним этим днем, совершенно не думая о вечности. Сказано: «По рассуждению человеческому… Станем есть и пить, ибо завтра умрем!» ( 1Кор.15:32 ) То есть, «после нас, хоть потоп». Некоторые люди, учитывая скоротечность жизни, именно стремятся взять от жизни все, что можно, не понимая, что за все придется отвечать на Страшном Суде. При этом многие живут именно в тяжелых обстоятельствах, и жизнь не приносит им искомого удовлетворения. Но они по-прежнему видят смысл своего существования только в этой временной жизни, существование в которой для многих есть именно борьба за существование. С другой стороны, не может человек жить и завтрашним днем, ибо завтра может и не наступить. Сказано: «Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы» ( Мф.6:34 ). Таким образом, получается, что и настоящее неопределенно, и будущее призрачно, и прошедшее недостижимо. Итак, Библия учит не жить интересами только этого дня ( 1Кор.15:32 ) или только заботами о завтрашнем дне ( Мф.6:34 ), нельзя жить и прошлым. Сказано: «Но Иисус сказал ему: никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия» ( Лк.9:62 ). Библия, таким образом, как бы выталкивает нас из временных рамок бытия в этом земном мире и вводит в мир безвременья, мир непрекращающейся весны Царствия Божия. Сказано: «Вот, зима уже прошла; дождь миновал, перестал; цветы показались на земле; время пения настало, и голос горлицы слышен в стране нашей; смоковницы распустили свои почки, и виноградные лозы, расцветая, издают благовоние. Встань, возлюбленная моя, прекрасная моя, выйди!» ( Песн.2:11–13 ) Все же мирское – временно и экзистенциально пусто и лишено вечного значения, а значит, и вечного смысла. Сказано: «В тот день, когда задрожат стерегущие дом и согнутся мужи силы; и перестанут молоть мелющие, потому что их немного осталось; и помрачатся смотрящие в окно; и запираться будут двери на улицу; когда замолкнет звук жернова, и будет вставать человек по крику петуха и замолкнут дщери пения; и высоты будут им страшны, и на дороге ужасы; и зацветет миндаль, и отяжелеет кузнечик, и рассыплется каперс. Ибо отходит человек в вечный дом свой, и готовы окружить его по улице плакальщицы; доколе не порвалась серебряная цепочка, и не разорвалась золотая повязка, и не разбился кувшин у источника, и не обрушилось колесо над колодезем. И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратился к Богу, Который дал его» ( Еккл.12:3–7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Но за исключением указанных малочисленных уклонений, славянский перевод остается копией греческого текста. Неясные выражения в славянском переводе: последним бывшим не будет их память с будущими на последок (Еккл, 1:11); нищ позна ходити противу живота (6:8); сотворил есть лукавое, оттоле, и от живота долготы их (8:12); столп… создан в Фалпиофе (Песн, 4:4). Очевидно, эти и подобные им выражения своею неясностью обязаны буквализму славянского перевода. При анализе греческих списков Песни песней и сличении их со славянским переводом мы обратили внимание на следующее. Под 300 у Гольмеза значится список греческий: Codex Eugenii, принадлежавший архиепископу Славянскому и Херсонскому, из XII века. На цитируемые у Гольмеза чтения этого «славянского» кодекса мы обратили внимание в надежде найти их сходство со славянским переводом. Но мы не нашли этого сходства. Так, в Песни песней (1:1) в нем читается τω Σαλωμω (дательный падеж), а в славянском – царя Соломона (родительный падеж); в 1:5 нет εγ, а в славянском – аз; в том же стихе в одном лишь этом кодексе читается единственное число – μπελωνι, а по-славянски – виноградех (мн. ч.); в 1:16 οκφ нет, а в славянском – дому; в 2:9 слова νεβρω нет, а в славянском – младу еленю; в 3:5 ου θληση, а в славянском – аще (αν) восхощет; в 3:6 εκ [из], а в славянском – от (απ); в 4:9 ημν [наша] – в славянском моя; в 4:14 απ [от] – в славянском со (μετ); в 4:15 κπων – в славянском вертограда (ед. ч.); в 5:1 αδελφο μου – по-славянски братия; в 5:4 απ (οπς) – в славянском сквозе (δια). Можно бы и еще привести множество примеров, подтверждающих нашу мысль. Но и приведенных достаточно для решения того вопроса, что этот кодекс был неизвестен славянским переводчикам, остался для них чужд и не влиял на чтения, принятые у них. Преемникам своим предоставляем более подробное исследование этого кодекса, а для нас и сделанного вывода достаточно. Но вообще вариантов в книгах Екклесиаст и Песнь песней у Гольмеза очень немного, не то что в Псалтири. Очевидно, и эти книги, подобно Иову, мало читались и переписывались. О группировке, подобно пророческим книгам, по лукиановской, исихиевской и оригеновской рецензиям, также здесь ничего нельзя сказать.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010