И понеже убо первый дней неделя заключает яко воскресна, первая сущи, и осмая, и конечная, изрядно соделающе второму дню, рекше, понедельнику, первую уставиша песнь. Абие же третиему дню, рекше, вторнику, песнь вторую. Четвертому, рекше, среде третию. Пятому четвертую, еже есть, четвертку. И шестому дню, рекше, пятку, пятую песнь. Шестую же субботе, яве убо и седмую, и прочыя две, осмую и девятую, яже общно вси дни яко истиннейшя имут. Якоже убо Божественный косма, в велицей субботе положи четверопеснец, тамо сотворив: аще и послежде премудрейший царь Лев 3 , повелев в совершение канон епископом Идрунским, монаха Марка, содела. И поскольку первый из дней, День Господень, как воскресный, заключает седмицу, будучи и первым, и восьмым, конечным, то для второго дня, понедельника, назначили они преискусно сложенную первую песнь, и таким же образом для третьего дня, вторника, песнь вторую, для четвертого, среды, – третью, для пятого, четверга, – четвертую и для шестого, пятницы, – пятую. А для седьмого, субботы – понятно, седьмую и еще шестую с прочими двумя, восьмой и девятой, которые, как главнейшие песни, и во всех остальных днях имеются. Это и божественный Косма установил для Великой субботы, введя туда четверопеснец, хотя позже епископ Идруитский Марк Монах, по распоряжению премудрейшего царя Льва 3 , тот канон довершил. Потребовательне же, Триодь 4 именуется, ни бо присно трипеснец имать: ибо всесовершенна правила предлагает. но мню от множайшаго именование прияти: или еже великия ради седмицы, якоже речено бысть прежде бывша. Мысль убо Святым нашым отцем, книгою триодию всею, вкратце все елико о нас Божия Благодеяния изначала воспомянути, и на воспоминание всем изложити: како от него создани быхом, и от пищи райския изгнахомся, и данную нам ко обучению заповедь отвергше, и отвержени быхом завистию первозлобника змия и врага, низложеннаго за гордость. И како пребывахом отвержени от благих, и от диавола водими. Како же Сын и слово Божие милосердием своим пострадав, преклонив небеса сниде, и в Деву вселися, и нас ради бысть Человек, и по нему жительством на небеса восхождение показа, рекше, смирением предводительно и постом и отвержением злых, и прочими его деянии. Како же пострада и вскресе, и на Небеса взыде паки, и Духа Святаго низпосла Святым своим учеником, и Апостолом, и како Сын Божий, и Бог совершенный, от сих всех проповедася. Что же паки божественнии апостоли, благодатию Пресвятаго Духа содействоваша, яко от конец Святых всех вкупе собраша проповедию, наполняюще вышний мир 5 : еже и мысль бяше изначала создавшему.

http://azbyka.ru/cobranie-sinaksarej-pos...

Положение грешника сравнивается с положением грешников времен Ноя: человек осуждается, погружая сам себя в грехи, как в воды потопа. Текст канона также напоминает человеку, что он не раз уподоблялся Хаму, относясь к ближнему без должного трепета и почтения, не отворачиваясь, но разглядывая его падения. Грешник призывается, подобно Лоту, всеми силами устраняться от противных разуму желаний. Четвертая песнь. Иаков и Исав. Иов На ц.-сл. языке На русском языке Ирмос: Услыша пророк пришествие Твое, Господи, и убояся, яко хощеши от Девы родитися и человеком явитися, и глаголаше: услышах слух Твой и убояхся, слава силе Твоей, Господи. Услышал пророк о пришествии Твоем, Господи, и устрашился, что Тебе угодно родиться от Девы и явиться людям, и сказал: услышал я весть о Тебе и устрашился; слава силе Твоей, Господи. Припев: Помилуй мя, Боже, помилуй мя. Бди, о душе моя, изрядствуй якоже древле великий в патриарсех, да стяжеши деяние с разумом, да будеши ум, зряй Бога, и достигнеши незаходящий мрак в видении, и будеши великий купец. Бодрствуй, душа моя, будь мужественна, как великий из патриархов, чтобы приобрести себе дело по разуму, чтобы обогатиться умом, видящим Бога, и проникнуть в неприступный мрак в созерцании и получить великое сокровище. (Быт. 32, 28) Припев: Помилуй мя, Боже, помилуй мя. Дванадесять патриархов великий в патриарсех детотворив, тайно утверди тебе лествицу деятельнаго, душе моя, восхождения: дети, яко основания, степени яко восхождения, премудренно подложив. Великий из патриархов, родив двенадцать патриархов, таинственно представил тебе, душа моя, лестницу деятельного восхождения, премудро расположив детей как ступени, а свои шаги, как восхождения вверх. Припев: Помилуй мя, Боже, помилуй мя. Исава возненавиденнаго подражала еси, душе, отдала еси прелестнику твоему первыя доброты первенство и отеческия молитвы отпала еси, и дважды поползнулася еси, окаянная, деянием и разумом: темже ныне покайся. Подражая ненавиденному Исаву, душа, ты отдала соблазнителю своему первенство первоначальной красоты и лишилась отеческого благословения и, несчастная, пала дважды, деятельностью и разумением, поэтому ныне покайся. (Быт. 25, 32);(Быт. 27, 37). (Мал. 1, 2-3)

http://predanie.ru/post2016/velikij-kano...

[Помилуй, Господи, взываю к Тебе, помилуй меня, когда придешь с Ангелами Своими воздать всем по достоинству их дел.] Слава, Троичен: Троице Простая, Несозданная, Безначальное Естество, в Троице певаемая Ипостасей, спаси ны верою покланяющыяся державе Твоей. [Троица несоставная, несозданная, Существо Безначальная, в троичности лиц воспеваемая, спаси нас, с верою поклоняющихся силе Твоей.] И ныне, Богородичен: От Отца безлетна Сына в лето, Богородительнице, неискусомужно родила еси, странное чудо, пребывши Дева доящи. [Ты, Богородительница, не испытавши мужа, во времени родила Сына от Отца вне времени и – дивное чудо: питая молоком, пребыла Девою.] Песнь 4 Ирмос: Услыша пророк пришествие Твое, Господи, и убояся, яко хощеши от Девы родитися и человеком явитися, и глаголаше: услышах слух Твой и убояхся, слава силе Твоей, Господи. [ Услышал пророк о пришествии Твоем, Господи, и устрашился, что Тебе угодно родиться от Девы и явиться людям, и сказал: услышал я весть о Тебе и устрашился; слава силе Твоей, Господи.] Бди, о душе моя, изрядствуй якоже древле великий в патриарсех, да стяжеши деяние с разумом, да будеши ум, зряй Бога, и достигнеши незаходящий мрак в видении, и будеши великий купец. [Бодрствуй, душа моя, будь мужественна, как великий из патриархов, чтобы приобрести себе дело по разуму, чтобы обогатиться умом, видящим Бога, и проникнуть в неприступный мрак в созерцании и получить великое сокровище.] ( Быт. 32:28) Дванадесять патриархов великий в патриарсех детотворив, тайно утверди тебе лествицу деятельнаго, душе моя, восхождения: дети, яко основания, степени яко восхождения, премудренно подложив. [Великий из патриархов, родив двенадцать патриархов, таинственно представил тебе, душа моя, лестницу деятельного восхождения, премудро расположив детей как ступени, а свои шаги, как восхождения вверх.] Исава возненавиденнаго подражала еси, душе, отдала еси прелестнику твоему первыя доброты первенство и отеческия молитвы отпала еси, и дважды поползнулася еси, окаянная, деянием и разумом: темже ныне покайся.

http://foma.ru/kanon-andreya-kritskogo.h...

С приходом Мессии произойдет разделение Израиля. Пс.131:17             Там взращу рог Давида,                         уготовлю светильник Помазанника Моего. «Там» – по контексту Псалма: в Иерусалиме. «Рог» – как символ – высшая и видимая точка силы, экзальтация силы ( Пс.18 /17:3). «Рог Давида» – т.е. всего рода Давида – Мессия. Господь «воздвиг рог спасения нам в дому Давида» ( Лк.1:69 ). «Светильник» – «лампада» нер ( Пс.18 /17:29). Самого Давида в народе считали лампадой нер ( 2Цар.21:17 ). О св. Иоанне Предтече Христос сказал, что он – «светильник» ( Ин.5:35 ). Пс.131:18             Врагов Его облеку стыдом,                         а на Нем расцветет венец. Сказано о разделении Израиля. «Расцветет венец» – терновый венец мученичества 585 . 559 «Ступень» – к жертвеннику ( Исх.20:26 ), к трону ( 3Цар.10:19 ), в дом ( 4Цар.9:13 ) и т.д. Также маала означает: выход – «восхождение из Вавилона» в Иерусалим ( Езд.7:9 ); обитель в небе – Господь «устроил в небесах обители (ступени) Свои» ( Ам.9:6 ). «В доме Отца Моего обителей (μονα) много» ( Ин.14:2 ), каждой соответствует некоторая ступень». – Слишком узкой является интерпретация надписания «песнь восхождений» как «песнь паломничества» с примечанием, что «путь еврея в Святую Землю и Иерусалим всегда обозначался как «восхождение " » (ТМа; указ. соч., с. 87). Характерная черта последних переводов Писания с еврейского языка (И.Аверинцева, и сотрудники РБО) – в том, что на первое место выходит впечатление, которое, по чувству переводчика, должень передавать памятник. Опыт литературоведов оказывает в данном случае дурную услугу переводчикам. 561 В христианстве принимается и историческое толкование: «песни называются «восхождениями», потому что пророчестуют о восхождении бывших в плену вавилонском иудеев в Иерусалим» (ПсСвОт). Также принимается мнение, что «каждая из этих песней воспевалась благочестивыми иудеями на пятнадцати ступенях Соломонова храма при восхождении в дом Господень» (ПсСвОт). – Интересно, что «песни восхождений», в истолковании иудеев, суть песни нисходений в бездну: 1) песни назначены, чтобы «левиты произносили их на пятнадцати ступенях, которые спускались в Храме из двора Иизраиля в Женский двор» (Раше); 2) «а наши мудрецы сказали, что Давид их составил для ступеней в бездну» (Раши). «Песнь ста ступеней» рассказывает о том, как Давид копал котлован для фундамента Храма и не мог добраться до бездны; и тогда на каждые сто локтей вглубь он стал читать по песне, пока не достиг нужной глубины в пятнадцать сотен локтей.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

346 В роде " сынов Кореевых«, т.е. потомков некогда возмутившегося и погибшего Корея, внука Каафова ( Чucлa XVI ) из колена Левиина, появляются одаренные высшими способностями люди, призываемые Давидом к служению Богу, и в потомства которых унаследованы по-видимому таланты и песнопения отцов. Это весьма замечательное указание, ибо по-видимому ( 1Nap. VI, 22–27 ) и Самуил был потомок Корея. Если Господь за неверие именно (ср. прим в Свящ. Летоп. т. II, на Исход XX, 5–6) наказывает род до третьего поколения, то милость Его простирается до тысячи родов на любящих Его и конечно также на тех, кои не пошли по стопам неверующих отцов. 347 Ефама (или Ефана) и Емана внука Самуила мы встречаем в числе ле­витов певцов в 1Пар. VT, 33 и 34. Езрахитянами они вероятно названы по имени какой-либо местности, где было их место жительства. 348 Псалмы 107, 108, 109,121 (песнь восхождения), 123 (п. восх.), 130(п. восх.), 132 (п. восх.), 136, 137, 138, 140, 141, 142, 143, 144. Кроме того именем Давида озаглавлен псалом без числа (151 по счету), которого нет в еврейском. О песнях восхождения см. ниже. 351 Из 150 псалмов по надписанию еврейскому только 73 принадлежат Давиду, из других псалмов может быть один или два принадлежат Соломону. 12 сынам Кореевым (в числе их один Емана); 12 Асафу; один Ефаму и один Моисею. 35 (или 37) псалмов не надписаны никаким именем. 352 Вопрос о греческой библии времен Птоломеев есть вопрос первостепенной важности. Надо помнить, что это драгоценный документа, н это вопрос открытый еще – чтение ли еврейское, или чтение греческое надо предпочесть во многих неясных местах ветхозаветных книг. Напоминаем, что все евангельские цитаты, как и цитаты Апостолов, берутся из Александрийской библии LXX. 353 Напр. пророчество Иакова в Быт. 49 ; песнь Моисея в 15 гл. Исхода и в Второз, в 32 гл.; песнь Деворы в 5-й гл. Судей; молитва Аввы во 2–1 гл. первой квиги Царств; псалом Давида в 22-й гл. второй кн. Царств; последние слова его в 23-й главе той же книги, молитва Езекии в 20-й гл. четвертой книги Царств (и у Исаии гл. 38) и мн. др.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

129 Из глубины. Из глубины печали и страданий; из глубины опечаленной души. 129 кто устоит. Псалмопевец сознает, что все люди грешны ( Пс. 52,2–4 ; Рим. 3,9–20 ). 129 у Тебя прощение. См. Исх. 34,7 ; Пс. 102,2.3 . 129 ожидает... более, нежели стражи утра. Ночная стража с нетерпением ожидала утра, т.к. с восходом солнца заканчивалось их дежурство. 129 Да уповает Израиль на Господа. Псалмопевец призывает весь народ к покаянию и упованию на Господа. Глава 130 Пс. 130 В этой краткой, изложенной простым языком, но при этом исполненной самого глубокого смысла молитве Давид выразил свое нерушимое упование на Господа. В каждой фразе звучит ощущение близких, личностных отношений с Богом, что объективно причисляет псалом к песням восхождения (см. вводные замечания к Пс. 119 ). В жизни Давида было много моментов, когда он обращался к Господу с полным упованием на Него. Так, спасаясь от Саула, он не торопил события и не поднимал руку на нечестивого, ожидая изъявления Божественной воли. Заглавие. Песнь восхождения. См. вводные замечания к Пс. 119 . Давида. См. Введение: Автор. 130 сердце мое... очи мои... не входил в великое и... недосягаемое. В этом стихе выражено троекратное отречение от гордыни: в душе («сердце»), в восприятии («очи») и в акте познания («великое и... недосягаемое»). 130 как дитяти, отнятого от груди. Псалмопевец использует образ грудного младенца, чтобы выразить полноту своего упования на Бога и безграничность доверия к Нему. 130 Да уповает Израиль. Как и в Пс. 129 , глубоко личная молитва здесь завершается так, как если бы она возносилась от имени всего народа Божиего. Глава 131 Пс. 131 Данный псалом представляет собой плач, в котором Господь призывается спасти и укрепить царя (ст. 1,6–9). Как бы в обоснование этой просьбы псалмопевец вспоминает о завете Господа с Давидом (ст. 10–12; ср. 2 Цар., гл. 7 и Пс. 88 ) и о том, что именно Сион был избран Им как место Его земного пребывания (ст. 13–16; см. Пс. 45; 47; 75 ). Очевидно, псалом создан после царствования Давида. Исходя из того, что ст. 8–10 повторяются в 2Пар. 6,41.42 , (молитве Соломона на освящение храма), его создание можно датировать временем, непосредственно предшествующим этому событию. Заглавие. Песнь восхождения. См. вводные замечания к Пс. 119 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

121 Ради братьев моих и ближних моих. В этом стихе звучит тема единства народа Божиего. Собственно, и сам Иерусалим это не здания и мостовые, а тесная общность богоизбранного народа под водительством Господа. 121 Ради дома Господа, Бога нашего. «Дом Господа» это храм, в котором главное не стены, а значимость его как места пребывания Господа со Своим народом. Глава 122 Пс. 122 Стихи 3, 4 этого псалма свидетельствуют, что он был создан в период тяжких испытаний. Видя перед собой Сион и стоящий на нем храм (ст. 1), псалмопевец сознает, что храм значителен не своей грандиозной архитектурой, но как зримый символ небесной реальности (1 Цар., гл. 8). Заглавие. Песнь восхождения. См. Вводные замечания к Пс. 119 . 122 возвожу очи мои. См. Пс. 120,1 и ком. Живущий на небесах! Ковчег и херувимы в Святое Святых храма служили земным престолом Господа, однако псалмопевец, подобно Соломону, знает, что «небо и небо небес не вмещают» Его ( 3Цар. 8,27 ). 122 так очи наши к Господу. Псалмопевец уподобляет взоры верующих, обращенные к Господу, взглядам раба на руку своего господина в ожидании приказа, наказания или вознаграждения. Словом, всем, что у него есть, избранный народ обязан одному Господу. 122 насыщена душа наша поношением. Эти слова указывают на пережитое или все еще переживаемое народом Божиим время бедствий. В связи с этим многие специалисты справедливо относят создание Пс. 122 к периоду вавилонского пленения или же возвращения из него. Глава 123 Пс. 123 Этот псалом являет собой весьма редкий пример общественного благодарения. Народ благодарит Господа за то, что Он избавил Израиль от угрозы нападения сильного неприятеля. Какой именно эпизод царствования Давида связан с его созданием, неизвестно. Судя по тому, что Пс. 123 входит в число песен восхождения, его исполнение было приурочено к праздничным паломничествам в Иерусалим. Заглавие. Песнь восхождения. См. Вводные замечания к Пс. 119 . Давида. См. Введение: Автор. 123 Если бы не Господь был с нами. См. ком. к Пс. 117,6 . да скажет Израиль.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

3. Ангельские низшие силы взывали к высшим: «Поднимите врата для Христа, Царя нашего, Которого мы воспеваем со Отцом и Духом». Песнь 5 Ирмос: С раннего утра мы взываем к Тебе: «Господи, спаси нас, ибо Ты – Бог наш; другого, кроме Тебя, мы не знаем». 1. Исполнив все веселием, Милостивый, Ты взошел с плотию к высшим силам. 2. Ангельские силы, видя Тебя возносящегося, взывали: «Поднимите врата для Царя нашего». 3. Апостолы, видя Спасителя возносящегося, с трепетом взывали к Царю нашему: «Слава Тебе». Песнь 6 Ирмос: Бездна объяла меня и кит сделался для меня гробом, но я воззвал к Тебе, Человеколюбцу, и десница Твоя, Господи, спасла меня. 1. Апостолы, видя ныне Создателя, возносящегося на высоту, возрадовались надеждою получения Духа и со страхом восклицали: «Слава восхождению Твоему!» 2. Ангелы стали пред Твоими учениками, Христе, и сказали: «Каким образом видели вы Христа восходящим с плотию, таким же образом опять придет Он, праведный Судия всех». 3. Когда Небесные Силы видели Тебя, Спаситель наш, с плотию возносящегося на высоту, то взывали, говоря: «Велико человеколюбие Твое, Владыка». Кондак, гл. 6: Совершив устроение нашего спасения и объединив земное с небесным, Ты вознесся во славе на небо, Христе Боже наш, не оставляя совсем любящих Тебя, но пребывая неразлучно с ними и возглашая: «Я с вами и никто не одолеет вас». Песнь 7 Ирмос: Спасший в огненной печи славословящих Тебя юношей, благословен Бог отцов наших. 1. Вознесшийся на светлом облаке и спасший мир, благословен Бог отцов наших. 2. Взяв на плечи заблудшее человечество и вознесшись, Ты, Спаситель, принес его к Богу и Отцу. 3. Взойдя во плоти к бесплотному Отцу, благословен Бог отцов наших. 4. Взяв омертвевшую от греха нашу природу, Ты принес ее, Спаситель, к Своему Отцу. Песнь 8 Ирмос: От Отца прежде веков рожденного Сына и Бога и в последние времена воплотившегося от Девы-Матери, священники, воспевайте; люди, превозносите во все веки. 1. Жизнодавца Христа, в двух естествах вознесшегося на небеса со славою и сидящего вместе с Отцом, священники, воспевайте, люди, превозносите во все веки.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Adamenk...

Толкование на Псалом 125 принадлежит к серии экзегетических проповедей на тему псалмов с надписаниями «Песнь восхождения». Эти проповеди блаженный Августин произнес, вероятно, зимой 406/407 г. 428 в Гиппоне 429 . К этому времени уже выработался его метод трактовки библейских текстов в рамках толковательной проповеди, и данный образец такой трактовки вполне характерен. На этом примере можно наблюдать многие особенности, свойственные корпусу «Толкований на Псалмы» в целом: господство аллегорических (в частности, типологических) объяснений 430 , стремление расслышать в псалмах указание пути внутреннего совершенствования христианина, христоцентричность толкования и связанность изъяснительной проповеди с нуждами пастырского назидания Церкви, а также некоторые «технические» стороны изъяснения: использование текста Италы, отличное знание Псалтири наизусть и умение вовремя привести нужную цитату и другие. Ниже мы постараемся отметить некоторые черты образности данного толкования, связанные с общими особенностями толковательного метода, иными словами, интерпретативную силу образов в проповеди. Образ восхождения . В современной библеистике считается вероятным, что группа Псалмов с надписанием «Песнь восхождения» (евр. sir hamma ca lot, греч. ωδ ναβαθμν, лат., по Итале и Вульгате, canticum graduum, буквально «Песнь ступеней»), именно, Псалмы 119–133, составляла особое собрание молебных песней для иудеев, путешествующих в Иерусалим, чтобы участвовать в общенародных религиозных празднествах 431 ; соответственно надписание предлагается переводить как «Песнь паломничества». Это хорошо согласуется с внутренним показанием некоторых мест данных Псалмов, которые как бы передают устремленность взгляда на Сион, «куда восходят колена Израилевы»(121:1–4; 124:1–5; 128:5; 133:1–3). Слову восходят в еврейском тексте соответствует, кстати, форма глагола ‘lh, от которого производным и является ma ca lah надписаний, переводимое как «ступени» по-латыни, но означающее также «восхождение, возвращение (на родину)».

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/patris...

Песнь 3 Ирмос: Оружие сильных утратило крепость, а немощные облеклись силою, поэтому в Господе утвердилось сердце мое. 1. Облекшись во всего Адама, Ты, Христе, помраченного в древности человека снова просветил и обоготворил преображением Твоего лица. 2. Христос, в древности водивший огневидным столпом и облаком Израиля в пустыне, ныне неизреченно воссиял светом на горе Фаворе. Песнь 4 Ирмос: Уразумел я о славном Твое домостроительстве, Христе Боже, что Ты родился от Девы, чтобы избавить от заблуждения взывающих: «Слава силе Твоей, Господи». 1. Давая писанный закон на Синае, Ты, Христе Боже, явился, сопровождаемый облаком, огнем, мраком и вихрем; слава силе Твоей, Господи. 2. Как существующий прежде веков и Сам же совершающий па облаке восхождение Свое, Ты, Христе Боже, чтобы уверить в славном Твоем домостроительстве, неизъяснимо воссиял на Фаворе. 3. Предстали и рабски беседовали с Тобою, Владыкою Христом, те, с которыми Ты в древности беседовал в огне и дыме, во мраке и тихом ветре: слава силе Твоей, Господи. 4. О кончине Твоей на кресте возвещали представшие на Фаворе — Моисей, провидевший Тебя в древности, Христе, в огне и терновом кусте, и Илия, вознесенный на огненной колеснице. Песнь 5 Ирмос: Ты, Христе, распространивший первобытное сияние света, чтобы творения во свете воспевали Тебя, Создателя, во свете Твоем направь наши пути. 1. Пред Тобою преклонились горы; ибо, когда Ты, Христе, благоволил изменить Свой человеческий образ, внезапно явился свет и небошественное сияние солнца. 2. «Вот Спаситель Христос, которого мы в древности провозвестили истинным Богом», — восклицали Моисей и Илия вслух учеников на Святой горе Фаворе. 3. Неизменяемое Божество, соединившееся со смертным, проявляя принадлежащий невещественному Богу свет, неизъяснимо воссияло пред апостолами. 4. Увидев Тебя, Вечный Свет, Христе, блистающим во славе Отца, ученики восклицали к Тебе: «Во свете Твоем направь наши пути». Песнь 6 Ирмос: В скорби моей воззвал я к Господу и услышал меня Бог спасения моего.

http://predanie.ru/book/217397-bogosluzh...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010