Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Собор Киевских святых (15 июля) АГАПИТ, ВРАЧ БЕЗМЕЗДНЫЙ (XI в.), прп. (пам. 1 июня; 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Ближних пещер и в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех святых, в Малой России просиявших), монах Киево-Печерского монастыря АЛЕКСАНДРА ДИВЕЕВСКАЯ (Мельгунова Агафия Семеновна; † 1789), схим., прп. (пам. 13 июня и в Соборе Нижегородских святых) АЛЕКСИЙ (1304-1378), митр. всея Руси, гос. деятель, дипломат, свт. (пам. 12 февр., 20 мая - обретение мощей, 5 окт.- пяти святителей Московских, в Соборе Владимирских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Самарских святых) АЛИПИЙ (Алимпий; XI в.) иером. Киево-Печерского мон-ря, первый известный по имени иконописец , прп. (17 авг., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих; во 2-ю неделю Великого поста - в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских и Собор всех святых, в Малой России просиявших) АНАСТАСИЯ КИЕВСКАЯ (Александра Петровна; 1838-1900), мон., основательница киевского в честь Покрова Пресв. Богородицы жен. мон-ря, вел. кн. АННА (Янка) (не позднее 1055/60-1112), дочь переясл. кн. Всеволода Ярославича, прп. (пам. 18 мая, 3 нояб.) АНТОНИЙ († 1073), прп. Киево-Печерский, основатель Киево-Печерского мон., один из основоположников рус. монашества (пам. 10 июля, 2 сент., в Соборе Афонских преподобных, в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и 28 сент.) АНТОНИЙ (Смирницкий; 1773-1846), архиеп. Воронежский и Задонский, свт. (пам. 10 мая, 20 дек. и в Соборе Воронежских святых) АРЕФА ЗАТВОРНИК (2-я пол. XII в.), прп. Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 24 окт., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских) АРСЕНИЙ († 1409), еп. Тверской, свт. (пам. 2 марта, воскресение после 29 июня - в Соборе Тверских святых) АРСЕНИЙ (Мацеевич Александр Иванович; 1697-1772), митр. Ростовский и Ярославский, в 1763 г. лишен сана, сщмч. (пам. 28 февр., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе святых Эстонской земли)

http://pravenc.ru/rubrics/1561643.html

До начала XII в. все основанные у нас монастыри, несомненно, заимствовали себе устав Студийский из Киево-Печерской обители — об этом ясно свидетельствует писавший в то время преподобный Нестор . Но, по тому же ли образцу устроялись последующие наши монастыри до половины XII в., сказать не можем за недостатком свидетельств. Примечания Все последующие сведения о Киево-Печерском монастыре заимствованы частию из летописи (П. собр. р. лет. 1. 67–69, 79–85 и др.), а преимущественно из жития преподобного Феодосия, составленного Нестором, и из посланий Симона и Поликарпа о Киево-Печерских подвижниках. Те же сведения, с некоторою только переменою в слоге и небольшими перестановками, сокращениями и дополнениями, изложены в печатном Киево-Печерском Патерике. Это имя показано в летописях Переясл. Суздал. (с. 45 и Супрасльской (с. 164 Мурав. Письма с Востока. Ч. 1. Письмо 10. С. 208–214. СПб., 1851 Григоров. Очерк. путеш. по Европ. Турции. С. 57. Казан., 1848 См. приложен. 2. Если преподобный Антоний, как свидетельствует Нестор, сам не постригал никого, не имея священного сана, а всех, приходивших к нему, предоставлял постригать Никону как пресвитеру, то следует, что и Илариона Антоний постриг не непосредственно, а чрез посредство Никона, и значит, Никон находился уже вместе с Антонием в 1051 г. В списке жития преподобного Феодосия XII в. сказано: «Сице же пребысть двенадесяте лете или боле творя», т. е. число 12 написано буквами (Чтен. Моск. ист. общ. 1858. 3. Отд. 3. Л. 3 об. В позднейших списках того же жития вместо: « 12 лет» читается: «два лета». Житие преподобного Моисея Угрина, написанное Поликарпом черноризцем в XIII в., находится в рукописн и печатных Патериках. Об этом событии упоминается и в Лаврент. летописи (П. собр. р. лет. 1. 64. Снес.: 5. 136 В некоторых рукоп. Патериках (Новг. Соф. библ. 502, 503 и 578 10, 14]) и в печатном (л. 108 сказано о Моисее Угрине: «Скончася о Господе... пребыв в монастыре лет 10, а в пленении страдав в узах 5 лет, 6-е же лето за чистоту». Но если Моисей Угрин пленен в 1018 г. и оставался в Польше до смерти Болеслава — в 1030 г., как гласят и сами эти списки жития, то надобно полагать не шесть, а одиннадцать лет всего его пребывания в Польше. Посему справедливее следующее чтение Патерика Новг. Соф. библ. Арсениевской редакции (поступ. из Ферапонтова монастыря за 28 «Пребыв 10 лет в монастыре, 5 лет в плене страдав окован, 6 лет за чистоту страдав страсти»,— и списка, находящегося в одном сборнике (XVI в.) Болотова : «Пребысть (Моисей) в монастыри 10 лет, и в железах 5 лет и в плененьи пребысть, а 6 лет пострада за чистоту и томим от ляховицы». Так же сказано и в печатном Прологе (июля 26)

http://sedmitza.ru/lib/text/435810/

784 В «письме», составленном, быть может, не без помощи некоторых польских документов, сказано «25 мая» – ХЧ., 1892 года, « 78, 187, – очевидно, по новому стилю. День приезда преосвященного Виктора в Варшаву был понедельник, – см . АСС., 1789 г., 112, лл. 56. 63. – МЕВ., 1892 г., 412413, – а между тем 25 мая старого стиля падает в пятницу; по новому же стилю 25 мая – понедельник. 25 мая н. с. в прошлом столетии соответствовало 14 мая с. с. 785 Это был paac krasiski – государственный дом, предназначенный для помещения различных общественных собраний. Здесь, например, происходили розыгрыши государственной лотереи. – «Gazeta Warszawska» , 1790 г., 5, и др. 788 Эти пять особ были: священник Симонович, дворецкий Чернявский, канцеляристы Скуловский и Барщевский и келейник Копыстенский. – ХЧ., 1892 г., 78, 186. – Ср. АСС., 1789 г., 112, л. 177. 789 АСС., 1789 г., 112, лл. 56. 63. – Ф. Бродович, «Зап.», 2. –МЕВ., 1892 г., 412413. «Дело об арест. преосв. Виктора». 791 КЕВ., 1861 г., 141. «Виктор, еп. переясл.» св. П. Л-ва. – В редакции предания, помещённой в КЕВ., есть, во всяком случае, доля позднейших наслоений не имеющим вероятности: певчим мальчикам неоткуда было взяться в Варшаве. 793 Преосвященный Виктор, вспоминая после освобождения из-под ареста о злополучных апрельских днях 1789 г., говорит: «Тогда-ж со мною («тогда», – очевидно, относится не ко дню 18 апреля, а вообще к дням ареста) взяты в арест из присутствующих в консистории моей игумен Киприан Островский и (см. ранее) отпралявший писарскую должность в консистории иерей Стефан Симонович; также священник Иродион Облонский, мой дворецкий Алексей Чернявский, келейный служитель Лука Копыстенский, два консиситорские канцеляриста Иван Скуловский и Павел Барщевский; потом вскоре медведовского монастыря игумен Виссарион, слуцкий протопоп Иоанн Белозор, из Украины от монастырей и духовных правлений нарочно ко мне с делами присланный Иван Бочковский, да и прочие, духовные и свтеские, паствы моея неунитские гречесике исповедники по разным местам и судам в арест содержаны». – – – АСС., 1789 г., 112, л. 177. – См. КЕВ., 1861 г., 78, 186 и далее..

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Аврамий мир. 24 сент. 1158. Иоанн многострадальный 18 июля 1160. Аркадий епископ новгород. 18 сент. 1162. Эразм печерский 24 февр. 1164. В. к. Ростислав Михаил 14 мар. 1167. Евфросиния кн. полоцкая 23 мая 1173. Вел. князь Андрей богол. 29 июня 1174. Князь Глеб Андреевич 20 июня 1175. Афанасий печерский 2 дек. 1176. Герасим вологодский 4 мар. 1178. Кн. Мстислав новгород. 18 июня 1180. Поликарп арх. печерский 24 июля 1182. Кирилл епископ туров. 28 апр. 1183. Иоанн архиеп. новгород. 7 сент. 1185. Никита столпник переясл. 24 мая 1186. Илия муромец 18 дек. 1188. Анастасий диак. 22 янв. 1190. Тит печерский 27 февр. 1190. Варлаам хут. 6 нояб. 1192. Григорий арх. новгород. 4 фев. 1193. Лаврентий затвор. еписк. 29 янв. 1194. Арефа затвор. печерский 24 окт. 1195. Мартирий арх. новгород. 4 февр. 1199. Печерские подвижники Сильвестр 2 янв. Макарий 19 янв. Савва 24 апр. Онуфрий 21 июня Феофан 11 окт. Анатолий 21 окт. Нектарий 29 нояб. 13 век Досифей игумен 28 авг. 1218. Аврамий смоленский 21 авг. 1220. Антоний дымский 17 янв. 1224. Симон епископ владим. 10 мая 1226. Кн. Петр и Феврония мур. 25 июня 1228. Кн. Феодор новгородский 5 июня 1233. Акиндин игумен 28 авг. 1235. Антоний арх. новгородский 4 февр. 1238. Кн. Георгий мученик 4 мар. 1238. Кн. Василько ростовский – 1238. Меркурий мученик смолен. 24 нояб. 1238. Симеон еписк. переяслав. 28 авг. 1239. Лукиан священномученик 28 авг. 1239. Константин кос. 29 июля 1240 Меркурий еписк. смоленский 21 сент. 1241. Евпраксия кн. псковская 16 окт. 1243. Кн. Михаил чернигов. 20 сент. 1244. Ксенофонт робейский 28 июня 1245. Кн. Василий ярославский 3 июля 1249. Евфросиния суздальская 25 сент. 1250. Кн. Константин яросл. 3 июля 1257. Кн. Александр невский 23 нояб. 1263. Кн. Роман рязанский 19 июля 1270. Серапион еписк. владим. 12 июля 1275. Киприан устюжский 29 сент. 1276. Кн. Харитина 5 окт. 1281. Кн. Роман углич. 3 февр. 1285. Прокопий устюжский 8 июля 1285. Игнатий еписк. ростовский 28 мая 1288. Симеон еписк. тверской 3 февр. 1289. Петр царевич 29 июня 1290.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

губ. стат. Комит.», II, 126; IX, 24; “Ежегодник Владим. губ. стат. Комит.», III, Отд. I, 119; “Владим. губ. вед.», 1843 г., 32 (опись 1715 г.); 1853 г., 28 (р. Почайна, св. колодезь и крестный ход к нему); 1854 г., 13 (гор. Влад. в нач. XVIII ст.), 32 (мон. быв. во Вл. губ.); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 707, 37; “Журн. Мин. Вн. Дел», 1847 г., XVII, смесь, 297 (заметки по дороге от Владим. до Суздаля; история м-ря и остатки от него). 1334. Феодоровский или Феодора Стратилата на Горе, женский, 2-го класса (с 1764 г.), в предместии гор. Переяслава, Владимирской губ., на юж. его стороне, по Москов.-Ярослав. шоссе, на горе. Первоначальная его история неизвестна, но нет сомнения, что он уже существовал во второй полов. XV ст. и был мужским. В рукописи И. П. Библиот. «Родословие Русских Государей“ сказано: «От Акинфа повелися род болярской, его же убил князь великий Василей Вас. Темной, месяца июня в 8 день, на память великомуч. Феодора Стратилата, и обитель того ради во граде в Переславли воздвиг во имя великомуч.Феодора стратилата.“ Во время морового поветрия, в 1667 г., м-рь по малочисленности братии был обращен в женский, для помещения в нем вдов и девиц-сирот, принявших иночество и проживавших на частных квартирах у городских жителей. Соборный храм во имя св. Феодора Стратилата построен в 1557 г. Иоанном Грозным в память рождения сына Феодора, родившегося на пути в Москву, в дер. Собилове, в 7 вер. от города. В церкви Введения находится гробница схимонаха Сергия, память коего чтится местными жителями. Прот. А. Свирелин , “Опис. Феодоров. жен. м-ря в г. Переславле-Залесском», Переславль, 1886 г.; “Ист. Росс. Иер.», VI, 841; Ратшин, 41; “Матер. для стат. Росс.», 1841 г., I, 146; “Путеш. по св. мест. Русск.», изд. 4, I, 60; “Извл. из отч. Об.-Пр.», 1857 г., 106; “Владим. губ. в.», 1844 г., 13–14; 1849 г., 2; “Акты ист.», II, 237 (Роспись переяславцам, быв. 1609 г. на приступе под Тр.-Серг. м.); V, 234 (память 1694 г. Переясл. Залес. воеводы Сем. Тургенева игуменье Капитолине о приготовлении с мон.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Ст. кн. 1. 34 П. собр. р. лет. 1. 55 Труды Общ. ист. и древн. росс. Ч. 3. Кн. 1. С. 166–167 Под 11 ч. июля значится память ее и в сербском Прологе XIII в. (Оп. рукоп. Румянц. муз. С. 452 И по древнейшей летописи (П. собр. р. лет. 1. 34 Лет. Переясл. 35 и по Сказанию мниха Иакова (приложен. 1), и по Прологу XIII в. (Румянц. муз. С. 453 они были рождены от болгарыни: свидетельства достоверные естественно предпочесть несогласному с ними свидетельству сомнительной летописи Иоакимовой, будто Борис и Глеб родились от греческой царевны Анны (Татищ. Ист. росс. 1. 40; 2. Прим. 184 Разве согласиться, что Анна была только двоюродная сестра греческих императоров Василия и Константина и дочь болгарского царя Петра? Этим, действительно, удобно примиряются означенные разноречия (Лавровск. О летописи Якимовской, в Учен. записк. II Отд. Ак. наук. 2. Вып. 1. С. 153–155 «Быша сынове мнози у Владимера, в нихже беста святая сия... тако светящися, аки две звезде светле посреде темных» (Нестор. в рукоп. житии св. Бориса и Глеба. Рум. муз. 152 Мних Иаков. Жит. св. Бориса и Глеба. Хр. чт. 1849. 2. 340 Преподобный Нестор в житии их (отрывки см. в Русск. истор. сборн. 4. С. 438–440 говорит а) о святом Борисе: «Много показа милосердие во области своей, не точию ж к убогим, но и ко всем людем, якоже всем чудитися милосердию его и кротости; бе бо блаженный кроток и смирен»; б) о святом Глебе: «Многу ж милостиню творя нищим, и вдовицам, и сиротам»; в) об обоих вместе: «Пребыста в поучении Божиих словес, милостиню творяща нищим, и убогим, и вдовам, яко не имети у себе ничто ж» (рук. Румянц. муз. 152 Известно, что между частными сказаниями преподобного Нестора о святых страстотерпцах, какие изложил он в житии их и потом в своей летописи, есть некоторые разноречия и одно даже противоречие (Кубарев. Нестор. в Русск. истор. сборн. 4. 409–413 Казанск. в Отеч. записк. 1851. Январь Но эти разногласия, которые, впрочем, более или менее удобно примиряются (Бутков. Разб. трех памятн. русск. дух. литер. Прим. 37. С. 99. СПб., 1852 не дают права отнимать у преподобного летописца какое-либо из означенных сочинений, а предполагают только, что и он, подобно всякому историческому писателю, мог исправлять в позднейшем своем сочинении ошибки или неточности, допущенные в прежнем, пользуясь новыми, достовернейшими известиями. Потому в случае невозможности примирить какое-либо из подобных разногласий справедливее следовать показанию летописи как сочинения, написанного Нестором после отдельных Слов о святых Борисе и Глебе и др.

http://sedmitza.ru/lib/text/435792/

947. Никитский, мужской, 3-го класса (с 1764 г.), Владимирской губ., Переяславльского у., в 3 вер. к сев. от Переяславля, на возвышенном месте восточного берега оз. Плещеева. Он уже существовал в XII ст., когда в нем подвизался преп. Никита Столпник, убитый в 1186 г. 24 мая, в каковой день и чтится его память. Мощи его, обретенные в начале XV ст., покоятся под спудом в храме великомуч. Никиты, построенном в 1574 г. До настоящего времени сохранились столп, в коем проводил время преподоб. Никита, его вериги и колодцы, ископанные преподобным. В м-ре начал иноческую жизнь преп. Даниил, основатель в 1508 г. Троицкого-Данилова м-ря. “Переславль-Залесский Никитский м-рь. Материалы для его истории XVII и XVIII ст.», Москва, 1888 г.; “Ист. Росс. Иер.», V, 188; VI, 1027; Ратшин, 32; “Матер. для стат. Росс.», 1841 г., I, 143; “Опис. монаст.», 1817 г., 71; “Словарь ист. о свят.», 206; “Книга степен.», I, 315 (Чудо преп. Никиты Переясл. об исцелении кн. Михаила Чернигов.); II, 219, 269, 270; Проценко, “М-ри в России», 36; Ключевский, “Жит. свят.», 43, 50, 283, 462; Макарий, “Ист. Р. Ц.», III, 56; VII, 12; VIII, 35; “Владимир. сборн.», 1857 г., 94 (Вкладная книга и синодники; настенная надпись на соборн. церкви), 95 (Никитская камен. шапка); “Ежегодник Владим. губ. стат. Комит.», III, Отд. I, 74 в примеч. ошибочно названъ Новицким; Бакмейстер, “Топогр. извест.», 98, в примеч.; “Владимир. губ. вед.», 1849 г., 19, 51 (Краткий очерк с его достопамятностями); 1853 г., 39 (надпись 1574 г. о построении собора), 44 (пушки); 1854 г., 2 (Описание мон. из “Москвитянина», 1853 г., 8), 6 (вкладн. книга и синодники), 7 (Никит. камен. шапка), 33 (замечат. события, открытие мощей), 42 (надпись 1564 г. на собор. церкви); 1856 г., 3 (покров работы Анастасии Романовны с надписью 1555 г.); “Извл. из отч. Об. Пр.», 1855 г., 86 (надел. лесом); “Путеш. по св. мест. Русск.», изд. 4, I, 60; “Ярослав. губ. в.», 1852 г., 8 (начало монаш. в Ростов. обл.); “Прибавл. к Церковн. ведом.», 1888 г., 12 (исцеление мещ.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Крестьян. Черниг. г. Новозыбк. у. Члены Младшего Братского Кружка Штанюк Андрей Чернигов. г. Глухов. у. Федоренко Павел Мещанин Всего 17 учеников б) Второй приготовительный класс Фамилии и имена Веро­испов. Сословие Какой губернии и уезда уроженец Время поступления в школу Предварительное образование Пансионер (на чей счет) или приходящий Примечания Баглей Михаил Православного Крестьян. Черниг. г. Городницк. у. 4 авг. 1892 г. В народной земск. школе Пансионеры учредителя Члены Младшего Братского Кружка Егоров Дмитрий Сын отст. фейервер. Чернигов. г. Глуховск. у. Караулов Захарий Сын отст. рядового Клочек Семен Крестьян. Полтавскг. Золотонош. у. 4 авг. 1893 г. Чл. Старш. Бр. Кр. и Старшина Костюченко Андрей Черниг. г. Конотопск. у. 4 авг. 1892 г. Члены Младшего Братского Кружка Коржок Иван Крестьян. Чернигов. г. Глуховск. у. Леляков Тимофей Мещанин Мужило Иван Крестьян. вне Кр. Набока Даниил Члены Младшего Братского Кружка Приходько Николай Черниг. г. Городницк. у. В 2-х классн. учил. Пурис Феодор Чернигов. г. Глуховск. у. В народной школе Сеница Павел Крестьян. Полтавск. г. Переясл. у. Соломка Петр Чернигов. г. Глуховск. у. Старовойт Иллар. Шевченко Феодор вне Кр. Федюшин Иван Дворянин Курской г. Новоскольск. у. Чл. Мл. Бр. Кр. Всего 16 учеников в) Первый специальный класс Фамилии и имена Веро­испов. Сословие Какой губернии и уезда уроженец Время поступления в школу Предварительное образование Пансионер (на чей счет) или приходящий Примечания Банник Александр Православного Крестьян. Чернигов. г. Глуховск. у. 4 авг. 1891 г. В земск. народн. шк. Пансионеры учредителя Чл. Мл. Бр. Кр. Бондаревский Семен Мещанин 4 авг. 1890 г. Деркачев Алексей Из духов. звания. 4 авг. 1891 г. Чл. Стар. Бр. Кр. Новик Иван Крестьян. Члены Младшего Братского Кружка Новик Феодор Черниг. г. Новг. Сев. у. Панченко Даниил Черниг. г. Сосницкого у. В 2-х клас. училищ. Ребенко Лев Мещанин Чернигов. г. Глуховск. у. Ребус Николай Дворянин Черниг. г. Городницк. у. Сухманев Владимир Бесарабск. г. Аккерм. у.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Prokopo...

1642 . Иоанно – Богословский – Старынинский, мужской, ныне по­гост Старынин, Рязанской губ., Зарай­ского уез., в 15 вер. к юго-вост. от Зарайска, при ручье. Из сохранившихся здесь больших могильных камней видно, что он существовал в XVI и XVII столетии. “Древности, Труды Москов. Археол. Общ.”, 1885 г., т. X, исследов., 101. 1643 . Иоанно – Богословский – Холохоленский, мужской, ныне село Холохольня, Тверской губ., Старицкого у., в 8 вер. к сев-сев.-вост. от Ста­рицы, при рч. Холохольне. Существо­вал в 1558 г., когда в нем был настоятелем строит. Герасим. В 1663 году, по прошению строителя, для защи­ты от грабительств, передан Троице-Сергиеву мон. Не был ли он возобно­влен здесь иноками Богословского м-ря, который существовал около дер. Конь­ковой, близ Старицы. В летописях (I, 211) имя Холохольни встречается в 1216 году. “Ист. опис. Тр. Сергиевы лавры”, 153; Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 476, 34; “Чтения в И. Общ. ист.”, 1865 г., IV, смесь, 143 (вотчины м-ря в 1752 г.); 1878 г., IV, ист. опис. Тр. Серг. лавры, 185 (приписан в 1663 г.). 1644 . Иоанновский или Ива­новский, мужской, давно несуще­ствующий, в гор. Переяславле, Полтав­ской губ. Полагают, что основан в XI ст. митрополитом Киевским Иоан­ном I, перенесшим в 1008 г. кафедру Киевскую в Переяславль. Несомненно же существовал в XII ст., когда в 1126 году «поставп кн. Ярополка игумена Марка свят. Иоанна, его же постави Ни­кита митрополит епископом Перея­славлю». В 1146 г. Вел. кн. Изяслав «емше Игоря в болоте, приведоша к нему, и посла в монастырь на Выдо- бычь, а оттуде Переяславлю; и всадиша в поруб в монастырь у святого Иоанна». Вероятно, при нашествии Батыя в XIII ст. разрушен. “Полн. собр. летоп.”, I, 130, 136; II, 24; VII, 36, 37; IX, 154, 169, 171; “Ист. Росс. Иер.”, IV, 308; Ратшин, 443; “Книга Степенная”, I, 265; Макарий, “Ист. Р. Ц.”, II, 99; “Чтения в И. Общ. ист.”, 1858 г., IV, смесь, 149 (О древней епархии Переясл.). 1645 . Иоанно – Предтечевский, мужской, ныне каменный 4-х-угольный столб при церкви Иоанна Предтечи в гор. Котельниче, Вятской губ. По пис­цовым книгам кн. Звенигородского в 1615 г. значится 9 келий, «а живут в кельях нищие, а питаются от церкви Божией». Вероятно, это и был зародыш Предтечевского монастыря, который уже в 1638 существовал и на своей земле имел 45 дворов с 75 крестьянами. В 1658 г. отдан с вотчинами на прокормление епископов Вятских. Остав­шаяся церковь построена в 1807 г. и ей принадлежит часовня, в 6 вер. от города, близ дер. Сенниковой; в ча­совне сохранились древние монастырские иконы. “Памят. кн. Вят. губ. на 1870 г.”, Отд. V, 125, 128, 195; “Чтения в И. Общ. ист. и древн. Росс.”, 1848 г., 7, смесь, 48 (Любопытное изве­стие о Вятск. епар.); “Зап. И. Русс. Геогр. Общ.”, 1862 г., I, Отд. II, 6, 25; Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 809, 12; “Календари Вят. губ.”, 1882 г., 72 (часовня), 80 ( церковь Иоанна Предт.); 1885 г., 193 (в 1662 г. имел 95 двор. крест.).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

785 Ст. кн. 1. 34 (156); П. собр. р. лет. 1. 55 (228); Труды Общ. ист. и древн. росс. Ч. 3. Кн. 1. С. 166–167 (218). 786 Под 11 ч. июля значится память ее и в сербском Прологе XIII в. (Оп. рукоп. Румянц. муз. С. 452 (88)). 787 И по древнейшей летописи (П. собр. р. лет. 1. 34 (228); Лет. Переясл. 35 (174)), и по Сказанию мниха Иакова (приложен. 1), и по Прологу XIII в. (Румянц. муз. С. 453 (88)), они были рождены от болгарыни:. свидетельства достоверные естественно предпочесть несогласному с ними свидетельству сомнительной летописи Иоакимовой, будто Борис и Глеб родились от греческой царевны Анны (Татиш,. Ист. росс. 1. 40; 2. Прим. 184 (294)). Разве согласиться, что Анна была только двоюродная сестра греческих императоров Василия и Константина и дочь болгарского царя Петра? Этим, действительно, удобно примиряются означенные разноречия (Лавровск. О летописи Якимовской, в Учен. записк. II Отд. Ак. наук. 2. Вып. 1. С. 153–155 (169)). 788 «Быша сынове мнози у Владимера, в нихже беста святая сия... тако светящися, аки две звезде светле посреде темных» (Нестор, в рукоп. житии св. Бориса и Глеба. Рум. муз. 152 (39)). 789 Мних Иаков. Жит. св. Бориса и Глеба. Хр. чт. 1849. 2. 340 (298). Преподобный Нестор в житии их (отрывки см. в Русск. истор. сборн. 4. С. 438–440 (110)) говорит а) о святом Борисе: «Много показа милосердие во области своей, не точию ж к убогим, но и ко всем людем, якоже всем чудитися милосердию его и кротости; бе бо блаженный кроток и смирен»; б) о святом Глебе: «Многу ж милостиню творя нищим, и вдовицам, и сиротам»; в) об обоих вместе: «Пребыста в поучении Божиих словес, милостиню творяща нищим, и убогим, и вдовам, яко не имети у себе ничто ж» (рук. Румянц. муз. 152 (39)). 790 Известно, что между частными сказаниями преподобного Нестора о святых страстотерпцах, какие изложил он в житии их и потом в своей летописи, есть некоторые разноречия и одно даже противоречие (Кубарев. Нестор, в Русск. истор. сборн. 4. 409–413 (163); Казачек, в Отеч. записк. 1851. Январь (143)). Но эти разногласия, которые, впрочем, более или менее удобно примиряются (Бутков. Разб. трех памяти, русск. дух. литер. Прим. 37. С. 99. СПб., 1852 (78)), не дают права отнимать у преподобного летописца какое-либо из означенных сочинений, а предполагают только, что и он, подобно всякому историческому писателю, мог исправлять в позднейшем своем сочинении ошибки или неточности, допущенные в прежнем, пользуясь новыми, достовернейшими известиями. Потому в случае невозможности примирить какое-либо из подобных разногласий справедливее следовать показанию летописи как сочинения, написанного Нестором после отдельных Слов о святых Борисе и Глебе и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010