28.  День памяти святителя Ионы, митрополита Московского и всея России, чудотворца . Божественная литургия в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля. ИЮЛЬ 8. День памяти свв. блгвв. кн. Петра и кн. Февронии, Муромских чудотворцев, отмечаемый как День семьи, любви и верности . Литургия в Покровском соборе Марфо-Мариинской обители милосердия. 9. Празднование Тихвинской иконе Божией Матери . Славление у раки с мощами прпп. Сергия и Германа Валаамских в нижнем храме Спасо-Преображенского собора Валаамского Спасо-Преображенского ставропигиального мужского монастыря. 10.  Неделя 4-я по Пятидесятнице . Великое освящение верхнего храма Всехсвятского скита Валаамского монастыря. Литургия в новоосвященном храме. 11. Память преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев . Литургия в верхнем храме Спасо-Преображенского собора Валаамского монастыря. Хиротония архимандрита Саввы (Михеева) во епископа Воскресенского, викария Московской епархии. 12. Праздник славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла . Литургия в центральной церкви Покровского собора на Красной площади. 13. Праздник Собора славных и всехвальных двенадцати апостолов . Литургия в храме Двенадцати апостолов Патриарших палат Московского Кремля. 16. День памяти перенесения мощей свт. Филиппа, митрополита Московского и всея России, чудотворца . Литургия в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля. 17. Канун дня памяти прп. Сергия Радонежского . Всенощное бдение в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры. 18. День обретения честных мощей прп. Сергия, игумена Радонежского . Литургия в Успенском соборе Свято-Троицкой Сергиевой лавры. 19. Участие во встрече председателя Правительства РФ В.В. Путина с представителями религиозных, национально-культурных и общественных организаций. 20. Начало визита Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Саранскую епархию. 21. Праздник явления иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани . Великое освящение храма в честь Казанской иконы Божией Матери г. Саранска. Литургия в новоосвященном храме.

http://patriarchia.ru/db/text/1394799.ht...

После закрытия монастыря и организации в нем Соловецкого лагеря особого назначения (СЛОН) мощи святых Зосимы, Савватия и Германа были осквернены и вывезены на материк. Последним местом их нахождения в советское время был Государственный музей истории религии, располагавшийся в Казанском соборе Санкт-Петербурга. В 1990 году мощи были переданы Русской Православной Церкви и в течение двух лет находились в Троицком соборе Александро- Невской Лавры. В августе 1992 года с участием Святейшего Патриарха Алексия II совершилось перенесение мощей всех трех Соловецких первооснователей в возобновленный Соловецкий монастырь. Теперь 8 августа стало днем празднования также и второго перенесения мощей преподобных Зосимы, Савватия и Германа. Место же, где первые Соловецкие подвижники Савватий и Герман поставили в 1429 году поклонный крест и где совершались первые на Соловках молитвенные подвиги, впоследствии получило название Савватиево. По прошествии веков здесь образовался скит с храмом во имя Смоленской иконы Божией Матери. Соловецкие чудотворцы Зосима, Савватий и Герман – одни из наиболее известных и почитаемых в Русской Православной Церкви. К их молитвенной помощи прибегают во всяких недугах, заботах и нуждах, и особенно в морских плаваниях. В той же день Священномученика Петра, митрополита Крутицкаго Тропарь, глас 2: Божиим смотрением к святительскому служению/святым Патриархом Тихоном призванный,/стаду Христову явился еси страж неусыпный/и защитник небоязненный,/священномучениче Петре./Жестокая заточения и дальняя изгнания,/страдание и смерть от богоборцев претерпел еси./Венец мученический прияв,/на Небеси ныне радуешися./Моли милостиваго Бога,/да сохранит Церковь нашу от нестроений,/единомыслие и мир людем Своим дарует//и спасет души наша. Кондак, глас 4: Дух мирен и кроток стяжав,/твердое упование на милосердие Божие имея,/блюститель верный Церкве Российския/и исповедник Христов явился еси,/священномучениче Петре,/присный о нас пред Богом предстателю//и молитвенниче о душах наших.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В 1849 г. на средства благодарных горожан на старинную икону свт. Николая в Никольском приделе Казанской ц. была устроена серебряная риза с золочеными венцами (ок. 11 фунтов). В том же году Симбирский еп. Феодотий пожертвовал в К. м. копию чудотворной Казанской иконы, «мерой и подобием» повторяющую явленный образ. Этот список, украшенный старинным окладом, находился в Тихоновском приделе Казанского храма, а во время пребывания в Симбирске чудотворной иконы помещался на ее место. Известно «Слово на день принесения в г. Симбирск чудотворного образа Казанской Божией Матери из Жадовской пустыни», написанное в 1849 г. К. И. Невоструевым . С 1733 г. упоминается ярмарка, устраиваемая ежегодно на площади у стен обители, приуроченная ко дню празднования Казанской иконе Божией Матери 8 июля. Плата за аренду торговых мест являлась одним из источников доходов мон-ря. В алтаре монастырского Казанского собора также хранилась икона Казанских святителей Гурия, Варсонофия и Германа, в серебряной вызолоченной ризе, с частицами мощей. Этот образ был перенесен в К. м. из симбирского Покровского муж. мон-ря. В ризнице имелись серебряные дискос (1745), звезда (1747), вызолоченный потир (1788) и др. богослужебные предметы. Среди книг монастырской библиотеки особую ценность представляли: Евангелие учительное воскресное (М., 1686); Евангелие (1789) в лист, на верхней доске серебряный вызолоченный оклад с 5 чеканными изображениями; богослужебный устав (1802) с надписью вкладчика: «В Богородицкую Жадовскую пустыню княгиня Анна Ивановна Крапоткина в поминовение родителей своих и супруга своего Константина и князя-отрока Алексея и сродников»; Минея праздничная, пожертвованная комендантом г. Самары (1711-1713) Т. И. Бекетовым; Минея общая, вклад Л. Т. Бекетова, а также синодик 1730 г., в к-рый внесены имена настоятелей и братии, представителей рода мон. Германа (Аблязова), благотворителей пустыни дворян и купцов В. и И. Мошенских, А. Радищева, П. Плешивцева, В. Зимнинского, И. и Ф. Обуховых и др.

http://pravenc.ru/text/1319854.html

656. Богородицкий – Тихвинский – Борисовский, женский, заштатный (с 1764 г.), Курской губ., Грайворонского у., в ½ вер. от слободы Борисовки и в 27 вер. к сев.-вост. от Грайворона, по дороге в Белгород, на горе, при р. Ворскле. Основан в 1710 г. в память Полтавской победы фельдмаршалом графом Б. П. Шереметевым, владельцем слободы Борисовки, в которой прожил имп. Петр I до 6 недель и где доныне сохранился его домик. В монастыре находится копия с иконы Тихвинской Божией Матери, сопровождавшей гр. Шереметева во всех его походах, считается чудотворною. При м-ре находится училище. Архим. Леонид, “Ист. опис. Борис. Тихвин. девич. пустыни, составл. по м-р. докум. и записям с 4 литогр. изображ.», напеч. в “Чт. И. Общ. ист.», 1872 г., II, Отд. 1, 99–232; “Ист. Росс. Иер.», III, 414; Ратшин, 170; “Матер. для стат. Росс.», 1841 г., I, 192; Проценко, “М-ри в России», 13; “Труды Курск. губ. стат. Комит.», 1863 г., I, 580 (Завет гр. Б. И. Шереметева устроенной им женской обители, с видом и планом домика Петра I); “Извл. из отч. Об. Пр.», 1884 г., 244 (училище); “Курск. губ. в.», 1856 г., 41 (М-ри Курск. губ.); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 650, 20; “Опис. докум. и дел архива св. Синода», VI, 1726 г., 434 (прошение вдовы фельдмаршала Шереметева, Анны Петр., о невывозе утвари из построен. ею церкви при жен. м-ре). 657. Богородицкий – Успенский, мужской, 1-го класса (с 1764 г.), в гор. Свияжске, Казанской губ. Основан в 1555 г. св. Германом, хиротонисанным на Казанскую кафедру по кончине св. Гурия в 1564 г. и скончавшимся в 1569 г. в Москве, откуда св. его мощи перенесены 1595 г. и положены в соборном храме Успения Богородицы. Память святителя чтится церковью 6 ноября, в день его преставления. В 1799 г. повелено викариям Казанской губ. именоваться Свияжскими, жить в монастыре и управлять им. В монастыре сохранились: келья преп. Германа, его выточенные из дерева дикарий и посох, а также шапочка, в которой он был погребен, и которая была снята при переложении мощей в раку. Подле келии Германа погребен архиеп.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Боярин Иоанн Застолбский «соорудил гробницу и большую каменную часовню над могилой преподобного». Мощи святителя Гурия были обретены вкупе с мощами святителя Варсонофия Тверского († 1576; память 11 апреля) 4 октября 1595 года при Казанском митрополите Ермогене († 1612; память 17 февраля). Е. Е. Голубинский пишет, что «вслед за сим обоим было установлено празднование» (46). Святитель Ермоген, автор сказания о Казанской иконе Божией Матери, составил также жития святителей Германа и Варсонофия и службу им (47). 20 июня 1630 года по благословению Казанского митрополита Матфея (1615 - 1646) святые мощи были перенесены из Спасо-Преображенского монастыря в кафедральный Благовещенский собор и в честь этого события было установлено празднование. Память святителя Гурия празднуется 4 октября, в день обретения его святых мошей, затем в день блаженной кончины святителя - 5 декабря, а также 20 июня, в лень перенесения его святых мощей в 1630 году в Благовещенский собор. Для июньской службы по благословению Казанского митрополита Лаврентия (1657-1672) был написан канон. При митрополита Казанском Тихоне (1699 - 1724) декабрьская служба святителю Гурию была составлена митрополитом Димитрием Ростовским. Она же творится ныне и 20 июня, в день перенесения его мощей. Митрополит Димитрий составил также «Житие святителей Гурия и Варсонофия, извлеченные из Гермогенова и помещенные в Минеи Чети... а также написал похвальное слово святителю Гурию, печатаемое в 3-м томе его творений» (48). Говоря в службе об архиерейской хиротонии иерарха, гимнограф не назвал по имени святителя Макария, но именно он имеется в виду: «Благословением Первосвятителя поставляешися пастырь и учитель новопросвещенному граду Казани, идеже прелестию врага омраченныя люди светом Богоразумия просветил еси». Об этом говорится и в службе на обретение мощей святителя Гурия: «Благословением крайнего святителя поставляешися пастырь и учитель новопросвещенному граду Казани». Святитель Гурий прославляется за свои миссионерские труды: «...языче огненный, опаливый Магометово злочестивое учение».

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/1...

Событие 280-летней давности имело для тогдашней России огромное значение. Император Петр Великий принял личное участие и вместе с духовенством доставил по Неве в Северную столицу " великое сокровище России " - честные мощи Александра Невского. Этим деянием Государь Император не только увековечил память Великого князя на берегах Невы, где Александр Невский одержал не одну победу, но и дал городу нового Святого Покровителя, который был так необходим для молодой столицы России. Перенесение святых мощей из Владимира в Санкт-Петербург положило начало особому почитанию святого благоверного князя Александра Невского на Северо-Западе России и в Европе. С этого времени храмы в честь св. Александра Невского появляются в Таллинне, Риге, Вильнюсе, Пскове, Петрозаводске, а также и европейских государствах: Польше, Франции, Дании, Германии, Австрии. Есть храм Александра Невского и в Святом граде Иерусалиме. Ныне уместно вспомнить еще об одной памятной дате. 15 лет назад, 3 июня 1989 г., в бытность мою митрополитом Ленинградским и Новгородским, состоялось второе обретение святых мощей Великого князя Александра Невского, когда нам удалось добиться их возвращения из запасников Казанского Собора - в то время бывшего еще Музеем религии и атеизма. Это было знаменательное событие в жизни Санкт-Петербургской Епархии и всей Русской Православной Церкви, событие, положившее начало последующим обретениям святых мощей, находившихся в запасниках Казанского Собора: преп. Серафима Саровского, препп. Зосимы, Савватия и Германа Соловецких, святителя Иоасафа Белгородского. Времена меняются, и бывший Музей стал кафедральным собором Северной столицы. Отрадно сознавать, что и само празднование дня памяти св. Александра Невского вышло за пределы церковной ограды, став общегородским торжеством, в котором, наряду с духовенством, принимают участие и городские власти, и жители Санкт-Петербурга. Вспоминая сегодня событие 280-летней давности, мы просим Небесного Покровителя града на Неве и на будущее время не оставлять нас своими молитвами пред Престолом Божиим, дабы " спасти град сей, и стране нашей богоугодной быти и сыновом Российским спастися " .

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=170...

Ермогеном, митр. Казанским; см.: Платон (Любарский). 1868. С. 30-32). Тогда же, вероятно, были созданы и первые их иконные изображения, среди которых историки XIX в. рассматривали несохранившуюся 2-стороннюю икону из придела во имя свт. Варсонофия, еп. Тверского, и Гурия, Казанского чудотворца, в Преображенском соборе Спасо-Преображенского мон-ря ( Заринский. Очерки. 1877. С. 104-105; Он же. Церковные древности. 1877. С. 7; Лебедев. 1895. С. 47; Спутник по Казани. 1895. С. 160). На лицевой ее стороне находилось изображение Божией Матери «Тихвинская», на обороте - образы святителей Гурия и Варсонофия. О древности свидетельствовали иконография святых и оклад - тонкий, чеканный, басменный и золоченый, с венцами, к к-рым крепились привесы в виде гривенок, украшенных бирюзой и лалами, а также «изумрудики с жемчужинами» из жен. серег. Оба святителя были представлены в фелонях, с тонкими белыми омофорами. М. Пинегин отмечал, что они изображены в невысоких митрах - шапках с белыми опушками, точно такими же, как митра свт. Германа, в к-рой он был положен в гроб (в 1592 г.- М. М.), хранившаяся в свияжском мон-ре ( Пинегин. 1890. С. 359-360). Возможно, на этой иконе святители были изображены в облачениях, напоминавших обретенные на их мощах и оказавшиеся «новых крепчае» ( Платон (Любарский). 1868. С. 31). Напоминали о событиях 1595 г. и новые святыни - миро и частицы мощей, а также предметы, извлеченные из гробов первых Казанских чудотворцев при их обретении или при перенесении в новые раки. Не исключено, что на рубеже XVI и XVII вв. в соборной ризнице сформировался комплекс предметов, связанных с памятью о 1-м предстоятеле К. и Т. е., так же как в Спасо-Преображенском мон-ре - с памятью об основателе и 1-м игумене. Синодик Свияжского Успенского мон-ря. XVI–XIX вв. (НМРТ) Они бережно сохранялись и их вкладывали как святыни, напр. в икону Казанских чудотворцев Гурия, Германа и Варсонофия с образом Казанской иконы Божией Матери, изображениями кафедрального собора и крепости (позднее хранилась в казанском Владимирском соборе - Малов.

http://pravenc.ru/text/1319802.html

Л. не раз проявлял себя как эрудированный книжник. В янв. 1665 г. Л. подготовил ответ на царскую грамоту от 28 дек. 1664 г. о возможности поставления инока, принявшего схиму, в архиерейский сан. Аналогичный запрос был направлен также Новгородскому, Смоленскому и Тверскому владыкам. Аргументируя свою позицию ссылками на Кормчую книгу , сочинения ап. Павла, свт. Василия Великого, прп. Иосифа Волоцкого, Л. дал отрицательный ответ: «Мню, восприимшаго священноинока великий образ иноческий… нелепо поставити во архиерейство», поскольку монашеские обеты требуют «ученичества, а не учительства» (Дело. 1897. С. 116-117). Современные исследователи атрибутируют Л. канон и стихиры свт. Герману, архиеп. Казанскому († 1567), канон на перенесение мощей свт. Гурия Казанского († 1563). По поручению Л. иноком свияжского Успенского монастыря Иоанном было составлено Житие св. Германа. Служение Л. пришлось на неспокойное для страны и края время, что требовало от архиерея значительного напряжения сил. В 1659-1660 гг. на войну с Крымским ханством были отправлены казанские домовые дети боярские (из которых 17 были убиты), а с ними до 2 тыс. воинов. В нач. 60-х гг. XVII в. вост. часть Казанского края была затронута башкирским восстанием, в 1669-1671 гг. значительную территорию епархии охватило восстание С. Т. Разина, практически отрезав Казань от центра страны. К этим бедам добавился сильный пожар 1672 г. в Казани, когда не только сильно выгорел кремль с новым архиерейским домом, но и разбились упавшие колокола Благовещенского собора. Л. скончался в Казани, приняв перед смертью схиму. Погребен в казанском Благовещенском кафедральном соборе. Во время перестройки собора в 1841-1846 гг. тело Л. было перенесено в склеп под главным алтарем. Арх.: ГИМ. Син. грам. 1082, 1085, 1086; РГАДА. Ф. 235. Оп. 2. Д. 42. Л. 571-573; Д. 46. Л. 585 об.; Д. 49. Л. 596-600. Ист.: Дворцовые разряды. СПб., 1852. Т. 3. Стб. 407, 470, 471, 617, 652, 775, 832, 833; ДАИ. Т. 5. С. 98-99, 110, 443, 444, 447, 448, 451, 452, 455, 457, 475, 478; Доп. к дворцовым разрядам. СПб., 1854. Стб. 104-105, 214, 215, 219, 220, 222, 224, 226, 235, 241, 246, 249; МДИР. М., 1874. Т. 1. С. 9, 125; 1876. Т. 2. Ч. 2. С. 37, 62, 67, 78, 80, 83, 92, 97, 106, 110, 114, 119; 1878. Т. 4. Ч. 1. С. 295; РИБ. Т. 5. 86. С. 223; 250. С. 680-681; 358. С. 887; Дело о патр. Никоне. СПб., 1897. С. 109, 113, 114, 116-117, 175-177, 179, 242, 247, 248, 252, 271-273, 325, 440; Сказание о Седмиозерной Богородицкой пуст., Казанской епархии, и о чудотворной иконе Пресв. Богородицы, называемыя Смоленския, сост. по благословению преосв. Лаврентия, митр. Казанского и Свияжского, на слав. яз., ныне же переведенное на рус. яз. Каз., 19036. С. 14, 24, 25; Скрижаль: Акты соборов 1654, 1655, 1656 гг.: [Сб. док-тов]/Сост.: Т. Г. Сидаш. СПб., 2013. С. 319.

http://pravenc.ru/text/2462459.html

  Православные праздники 7 октября — Первомц. равноап. Феклы (I). Первомученица Фекла, почитаемая в лике равноапостольных. О жизни Феклы известно по «Деяниям Павла и Феклы», написанным во II веке. Приняла христианство от апостола Павла, проповедовала слово Божие в Сирии, часто преследовалась язычниками, но всякий раз была спасаема заступничеством Божьим. Православные праздники 8 октября — Преставление прп. Сергия, игумена Радонежского, всея России чудотворца (1392). Преподобный Сергий Радонежский: Рубрика Преподобный Сергий Радонежский (1314-1392 гг.) – великий русский подвижник, «игумен земли Русской» один из самых почитаемых русских святых, установил строгие правила монашеского общежития, был вдохновителем борьбы против ордынского ига, благословил Дмитрия Донского на Куликовскую битву. Дал импульс «северному иночеству», его учениками было основано около 40 монастырей. Перед кончиной заповедовал братии : «Имейте страх Божий, чистоту душевную и любовь не лицемерную».   — Прп. Евфросинии Суздальской, в миру Феодулии (1250). Суздаль начинает готовиться к празднованию своего юбилея - Перенесение мощей свт. Германа, архиеп. Казанского (1592). Святитель Герман был устроителем обители Успенской Пресвятой Богородицы в городе Свияжске. Был образцом смирения и кротости, широко занимался благотворительностью. Собрал большую монастырскую библиотеку. В 1566 году был вызван Иваном Грозным в Москву для назначения его на митрополичью кафедру. Святитель Герман не принимал своеволия царя по отношению к церкви, за что попал в двухлетнюю опалу, в которой скончался. В 1592 г., по просьбе жителей Свияжска, мощи Германа были перенесены из Москвы в Свияжский Успенский монастырь.     Православные праздники 9 октября — Преставление апостола и евангелиста Иоанна Богослова (начало II). Священник Константин Пархоменко. Ученики: апостол Иоанн Богослов Юрий Пущаев. В начале было слово? Александр Моисеенков. Любимый ученик Христа: Апостол Иоанн Богослов Андрей Десницкий. Иоанн Богослов Юрий Пущаев. Апокалипсис: Откровение о Новом Небе и Новой Земле

http://foma.ru/pravoslavnyie-prazdniki-v...

мученику стекалось огромное число людей, в 1785 г. в память 2-го перенесения мощей был установлен крестный ход из городского кафедрального Успенского собора в Княгинин мон-рь. В 1806 г. для мощей А. Б. была изготовлена новая серебряная рака, в особом шкафу хранились железные вериги, по преданию принадлежавшие святому. С сер. XIX в. память А. Б. стала особо почитаться в Казани. В 1873 г. по просьбе архиеп. Казанского и Свияжского Антония (Амфитеатрова), известного своей миссионерской деятельностью, из Владимира в Казань была прислана икона А. Б. с частицей его святых мощей, помещенная в правом приделе кафедрального Благовещенского собора. В Казани, так же как и во Владимире, торжественно праздновалась Авраамиева неделя. В этот день совершалась литургия архиерейским служением, после литургии служился молебен А. Б. с акафистом, икону святого вынимали из киота и поставляли на аналое. По благословению архиеп. Антония было составлено и издано краткое житие А. Б. на чуваш. и татар. языках (Добролюбов А.И. Ознакомление с фонетикой и формами чувашского языка/Под ред. Н. И. Золотницкого. Каз., 1879. С. 5-7, 28-32). В 1899 г. было опубликовано следующее распоряжение по епархии: «Имена святых мучеников Авраамия Болгарского, Иоанна, Петра и Стефана, пострадавших в пределах казанской паствы, как покровителей и заступников ее, должны быть поминаемы во всех храмах Казанской епархии всегда на отпусках церковных служб и при других случаях после имен святителей Гурия, Варсонофия и Германа, Казанских чудотворцев» (Изв. по Казанской епархии. 1899. 9. С. 383-387). А. Б. особо почитался также в с. Болгары, расположенном на месте древнего г. Булгар. В 1878 г. еп. Владимирский Феогност (Лебедев) прислал туда икону А. Б. с частицей его мощей. В 1892 г. Святейший Синод разрешил по желанию жителей села перенести из Владимира деревянную раку, в к-рой мощи святого почивали до 1806 г., и поставить ее в Успенской ц. Болгар в приделе во имя А. Б.; торжественное, с крестным ходом, перенесение состоялось 30 мая 1892 г., на раку положили присланную из Владимира икону мученика.

http://pravenc.ru/text/62936.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010