По некоторым источникам, святитель Герман погиб от руки какого-то опричника, который двумя ударами топора отсек ему голову. По другим сведениям, он преставился от моровой язвы в Москве 6 ноября 1567 года и погребен, по его просьбе, при храме святителя Николая Гостунского. О нравственном облике святителя писал один из современников князь Андрей Курбский: «Герман был человек... столько же высок умом, сколько ростом, муж жизни чистой и святой, ревностный исследователь Священного Писания, подвижник духовный; он несколько перенял и учение Максима-философа (Грека); был человек простой и твердый, готовый на помощь застигнутым бедой и напастью и усердный попечитель о бедных». В 1592 году были обретены его нетленные мощи. От них стали совершаться многие знамения и чудеса. 25 сентября 1592 года мощи святителя Германа перенесены в Свияжский монастырь Казанской епархии, где были встречены митрополитом Казанским Ермогеном (впоследствии патриарх Московский и всея Руси; † 1612) и поставлены в Успенском соборе у правой стены при входе в алтарь. Всероссийское прославление святителя Германа началось с 1695 года, после освидетельствования его святых мощей Казанским митрополитом Маркеллом, по благословению патриарха Адриана. Литература: Елисеев Г. 3. Жизнеописание святителей Гурия, Германа и Варсонофия, Казанских и Свияжских чудотворцев. – Казань, 1847. Мятлев Н. В. Архиепископ Герман Казанский и род Полевых (доклад, читанный в заседании Историко-родословного общества в Москве 19 ноября 1913 года). Арсений, архиепископ. Святитель Христов Герман.Казань, 1900. Богословский Г. К., священник. Краткий исторический очерк Казанской епархии с приложением биографических сведений о Казанских архиереях.Казань, 1893. Никанор (Каменский) , архиепископ. Собрание сочинений. – Казань, 1909. – С. 84–89, 98, 476. Едлинский М. E., священник. Подвижники и страдальцы за веру православную и землю свято-русскую от начала христианства на Руси до позднейших времен: в 2 т. – 4-е изд. – СПб., 1901–1903, т. 3. – С. 60–68.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Русь издревле выработала способ христианского просвещения покоренных или осваиваемых земель – образование монастырей как центров культуры. Первые подвижники, стремившиеся привести к Богу души туземцев, терпели величайшие опасности, не ожидая при этом для себя никакой материальной выгоды. Так, содействием и по благословению патриарха Иова возникают монастыри, выдвинутые далеко на восток и вглубь Сибири – Спасский Енисейский (1593) и Николаевский Верхотурский (1604). По В. В. Зверинскому, в 1605 го­ду основана приходская Воскресенская церковь , в 1635 году при ней основан монастырь Воскресенский Березовский (1635) и Знаменский Тобольский (1605). Царский двор содействовал патриарху и предо­ставлял всевозможные льготы строителям этих монастырей: монахи и священнослужители, переселявшиеся в Сибирь, получали особое царское хлебное и денежное содержание. При патриархе Иове происходило массовое крещение Сибири – крестились коренные сибиряки и их князья. Патриарх Иов учредил более десяти монастырей; среди этих обите­лей славнейшей является Московский Донской монастырь, основанный в 1591 году в память об избавлении Руси от полчищ крымских татар. Особенно много потрудился Святейший патриарх Российский в прославлении святых угодников Божиих. Он был обрадован обрете­нием мощей Германа, архиепископа Казанского, бывшего архимандри­та Старицкого Успенского монастыря. Мощи святителя Германа были перенесены из Москвы в основанный им Свияжский Богородицкий монастырь, что близ Казани, и 25 сентября была установлена в честь сего перенесения церковная память. В 1595 году были обретены мощи святителя Гурия, архиепископа Казанского, и Варсонофия, епископа Тверского. Патриарх повелел построить церковь над местом их погребения и благословил Гермоге­на, митрополита Казанского, составить житие святителей, что и было исполнено. По ходатайству Гермогена, митрополита Казанского, Свя­тейший патриарх повелел творить церковную память трех Казанских мучеников – Иоанна (память 24 января), Стефана и Петра (память 24 марта). Таким образом патриарх Иов положил основание прослав­лению Собора Казанских святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Саввы (Саввинского) Антоний Краснохолмский Макарий, основатель Троицкого Колязинского монастыря Ефрем Перекопский Нектарий Бежецкий Паисий Угличский Вассьан, основатель Рябовой пустыни XVI b. Нектарий, основатель Нектарьевского монастыря Корнилий Комельский Нил, Столобенский чудотворец Гурий, архиепископ Казанский Максим грек Акакий, епископ Тверской Герман, архиепископ Казанский Филипп 2-й, Московский митрополит Арсений Новгородский Варсонофий 2-й, епископ Тверской, Казанский чудотворец Трифон Печенгский, просветитель Лопарей Мартирий Зеленецкий Святейший патриарх Иов Феоктист, Тверской архиепископ Константин, Новоторжский игумен Антоний Леохновский Галактион Вологодский Арсений 3-й, архиепископ Тверской (Суздальский) Троице-Сергиевой лавры архимандрит Дионисий Серапион, митрополит Сарский и Подонский Нектарий, архиепископ Тобольский и Сибирский Тихон 1-й, епископ Воронежский, Задонский чудотворец Неизвестного времени Параскева, игумения Ржевская Константин, блаженный Новоторжский Дни памяти святых и подвижников благочестия в Тверской Епархии Сентябрь Дата Память Крестный ход из Новоторжского монастыря в бывший Симеона столпника (в Семёновский) в воспоминание основания оного пр. Ефремом Убиение св. Глеба, Муромского князя (в Борисоглебской церкви г. Твери) Празднество св. Великому князю Михаилу Ярославичу (в воспоминание перенесения его мощей из Москвы в Тверь. Память пр. Иосифа Волоцкого Убиение в орде благоверного Великого князя Димитрия Михайловича День кончины 1-го Тверского князя Ярослава Ярославича (в иночестве Афанасия) Панихида (15 или 16) в кафедральном Тверском соборе по Тверским князьям. День кончины Московского митрополита Киприана Кончина благоверного князя Димитрия Красного Память пр. Галактиона Вологодского Пр. Ефрема Перекопского (кончина) Пр. Савватия Савватьевского. Панихида по нём в церкви с. Савватьева (в память его – крестный ход в первое воскресенье Апостольского поста к пещере (пр. Савватия) Празднество св. благоверному Великому князю Михаилу Ярославичу в воспоминание спасения Твери от моровой язвы Октябрь Дата Память Пр. Саввы Вишерского Благоверной Великой княгини Анны (Кашинской) (день кончины её) Обретение мощей святителей Гурия Казанского и Варсонофия Тверского Память блаженной Пелагеи, матери Патриарха Иова, ради её тезоименитства (панихида в Знаменской (Вознесенской) церкви г. Ржева) Пр. Вассиана, основателя Рябовой пустыни Пр. Параскевы, игуменьи Ржевской Пр. Антония Леохновского Панихида по благоверном князе Димитрие Юрьевиче Красном в Троицкой г. Бежецка церкви Мученическая кончина Тверского князя Александра Михайловича и его сына Феодора Александровича, в орде Ноябрь Дата Память Святителя Германа, Казанского архиепископа Пр. Макария Колязинского, празднество в Троицком Колязинском и Троицком Клобукове в г. Кашине монастырях Празднество в гор. Кашине благоверной Великой княгине Анне (воспоминание перенесения её мощей из Успенского в Воскресенский собор)

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

25/8 Преподобной Евфросинии Александрийской (V). Преставление преподобного Сергия, игумена Радонежского, всея России чудотворца (1392). Перенесение мощей святителя Германа, архиепископа Казанского (1595). Преподобной Евфросинии Суздальской, в миру Феодулии (1250). Преподобных Афанасия, Железный посох (1388) и Феодосия (XIV) Череповецких, учеников преподобного Сергия Радонежского. Тропарь преподобной Евфросинии Александрийской, глас 8 В Тебе, мати, Известно спасеся... (общий преподобной жене). Кондак, глас 2 Вышнюю жизнь возжелевши получити,/дольнюю сладость тщательно оставила еси 14 ,/и самую себе смесила еси посреде мужей, краснейшая,/Христа бо ради Жениха твоего/о обручнице привременном небрегла еси. Величание Ублажаем тя,/преподобная мати Евфросиние,/и чтим святую память твою,/ты бо молиши за нас/Христа Бога нашего. Тропарь преподобному Сергию, игумену Радонежскому, всея России чудотворцу, глас 4 Иже добродетелей подвижник,/яко истинный воин Христа Бога,/на страсти вельми подвизался еси 15 в жизни временней,/в пениих, бдениих же и пощениих образ быв твоим учеником;/темже и вселися в тя Пресвятый Дух,/Егоже действием светло украшен еси./Но, яко имея дерзновение ко Святей Троице,/поминай стадо, еже собрал еси мудре,/и не забуди, якоже обещался еси,/посещая чад твоих, Сергие преподобне, отче наш. Ин тропарь, глас 8 От юности восприял еси Христа в души твоей, преподобне,/и паче всего вожделел еси мирскаго мятежа уклонитися,/мужески в пустыню вселился еси,/и чада послушания в ней, плоды смирения, возрастил еси./Тем быв в Троице вселение,/чудесы твоими всех просветил еси, приходящих к тебе верою,/и исцеления всем подая обильно./Отче наш Сергие, моли Христа Бога, да спасет души наша. Ин тропарь, глас тойже В чистоте жития источник слез твоих,/исповедания трудовныя поты совокупил еси,/и купель духовную источил еси, священный Сергие, преподобне,/омывавши сугубстве, творящим любовию память твою,/скверны обоямы душевныя и телесныя./Сих ради, чада твоя суще, вопием ти:/моли, отче, Святую Троицу о душах наших. Ин тропарь на обретение мощей, глас 4

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

ч. черемисами ( Димитрий (Самбикин). С. 28). На прориси кон. XVII в. (ГИМ) с подписью «образецъ Максимовъ» фигура Г. перед святителями Германом и Варсонофием немного укрупнена, правая рука в молении, в вытянутой левой - большое Евангелие. Известно, что в Казани иконы Казанских чудотворцев писал иконописец Иван Фёдоров (сын казанца Феодора Никитина Рожнова ?), в 1706 г. он получил за 6 таких икон 1 р. 16 алтын 4 деньги ( Покровский И. М. Казанский Архиерейский дом, его средства и штаты, преимущественно до 1764 г. Каз., 1906. С. 222-223). В Благовещенском соборе Казанского кремля находился чудотворный образ Казанских святителей 1-й четв. XVIII в. «с довольно крупными частицами мощей этих угодников Божиих» ( Яблоков. 1909. С. 30), к-рый носили в крестных ходах. Икона святителей с частицами мощей 1709 г., присланная митр. Казанским Тихоном (Воиновым) в г. Троицкий-на-Таганроге (ныне Таганрог), после взятия Азова турками (1711) была перенесена в новоустроенный г. Павловск Воронежской епархии ( Димитрий (Самбикин). С. 28). Почитаемый образ казанских чудотворцев в серебряной ризе с частицами св. мощей, сохранявшийся в роде Головиных, находился затем в созданном ими храме Нерукотворного образа Спасителя с. Деденёва (освящен в 1858, с 1861 - Спасо-Влахернский мон-рь Московской епархии). Там же хранились 3 кипарисовых ковчега в серебряных окладах и драгоценные кресты с частицами св. мощей святителей (Спасо-Влахернский общежит. жен. мон-рь. М., 1894. С. 38, 41). Особый извод составляют иконы 1-й четв. XVIII в. святителей Г. (впереди), Варсонофия и Германа в молении образу Благовещения Богородицы на фоне Казанского кремля, с помещенными в картушах частицами св. мощей чудотворцев (ГОМРТ, ПГХГ). Изображение кремля с храмами, архиепископским и государевым дворами на иконах, по-видимому, связано с появлением его на планах этого времени. В XIX - нач. XX в. были написаны новые иконы Г., напр. храмовый образ в крестовой церкви его имени, освященной в 1829 г. в новом архиерейском доме за пределами кремля, где стали жить Казанские архипастыри.

http://pravenc.ru/text/168357.html

В Спасо-Преображенском монастыре мощи Святителя Гурия находились до 1630 года. В этом году Казанский Митрополит Матфей принял за благо перенести мощи Святителя Гурия из Спасского монастыря в Кафедральный Благовещенский собор, так как собор этот был создан самим Святителем Гурием. Перенесение совершено было торжественно в 20 день месяца июня 1 . Память Святителя Гурия в Казани празднуется с особенной торжественностью 5 декабря, в день кончины Святителя, 4 октября, в день открытия святых и многоцелебных его мощей, и 20 июня, в день перенесения его мощей из Спасо-Преображенского монастыря в построенный им Казанский Кафедральный собор. Со времени вступления на Казанскую кафедру ныне благополучно управляющего Казанской паствой Архиепископа Арсения еженедельно, по средам, за вечерним Богослужением самим Архипастырем, при торжественной обстановке, читается акафист Святителю Гурию. Благочестивые христиане Казанской церкви всех сословий и возрастов со всех концов города Казани в большом количестве стекаются на это Богослужение в Кафедральный собор и, прославляя хвалебными песнями Святителя, усердно молят его о помощи, заступлении и ходатайстве перед Престолом Всевышнего. Святитель Божий не оставляет тщетными усердные мольбы с теплою верою притекающих к нему, как свидетельствуют время от времени совершающиеся при мощах его исцеления. Святитель Христов Герман, чудотворец Казанский Второй Архиепископ Казанский Святитель и чудотворец Герман, второй Архиепископ Казанский, непосредственный преемник Казанского первосвятителя Гурия, происходил из знатной дворянской семьи Садыревых-Полевых, потомков князей Смоленских, проживавшей в городе Старице Тверской губернии. Родился он в самые первые годы XVI столетия, в начале царствования великого князя Василия Иоанновича. При святом крещении ему дано было имя Григорий, во имя Св. Григория Декаполита . Знатный род Садыревых-Полевых, ревностно несший государственную службу, особенно отличался своим благочестием и религиозностью. Известно несколько лиц этого рода, которые, стремясь к святой жизни по Бозе, оставляли мир и посвящали себя иноческим подвигам в монастырях. Таковы были сверстники и двоюродные братья Феодора Афанасьевича, родителя святого Германа, Никифор, Иван и Владимир Васильевичи, принявшие иночество в Волоколамском монастыре и подвизавшиеся там – первый с именем Нила, второй – Серапиона и третий – Симеона. Их примеру потом, как известно, последовал и родитель святителя Германа Феодор Афанасьевич, принявший иночество в том же Волоколамском монастыре с именем Филофея.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

285 Епископ Валериан (Рудич) окончил Московскую Духовную академию в 1900 году, когда еще епископ Феодор не был ее ректором. Назван «учеником Феди» как сторонник «даниловского направления». 290 «Три плюс шесть» – могло значить три года ссылки и шесть лет ограничения в правах, но здесь, кажется, Владыка говорит о своих остановках в пути. 292 Очевидно, имеется в виду совместное богослужение с отцом Михаилом, внештатным диаконом Петропавловской церкви в Сергиевом Посаде, где настоятелем был отец Сергий Сидоров, в ноябре 192э года, незадолго до ареста всех троих. 293 Мария Васильевна Сычёва, жена Николая Михайловича Сычёва. Н. А. Верховцева называла их «тетя Маша» и «дядя Коля». См. примеч. 293. 296 25 сентября (преставление преподобного Сергия Радонежского и перенесение мощей святителя Германа Казанского). 298 Веры Тимофеевны. (Примеч. Н. А. Верховцевой.) Так ее иногда называла дочь, по свидетельству Г. Л. Солоповой. 299 «Вероятно, лучшая защита Православной Церкви была в высокой личности самого Воронежского епископа», – пишет составитель жития святителя Митрофана (1623–1703), которого глубоко почитал Петр I и любил простой народ. 306 Очевидно, имеется в виду келейник епископа Германа в бытность его ректором Вифанской семинарии. 308 Владыки Варлаама. После освобождения из тюрьмы он оставался в Ярославле. В декабре 1927 года был назначен временно управляющим Любимским викариатством Ярославской епархии. 318 Отец Сергий Сидоров, арестованный 30 ноября 1925 года, после освобождения из тюрьмы в июле 1926 года был выслан из Сергиева Посада. 319 Об «Ангелах Церквей» говорится в первых главах Апокалипсиса. Согласно одному из толкований, которое здесь имеет в виду епископ Герман, это епископы. 322 Так была переименована Дворянская улица в Сергиевом Посаде (теперь ей возвращено прежнее название). 327 В 1927 году владыка Варлаам был возведен в сан архиепископа и назначен на Пермскую кафедру. В Перми он пробыл с июля по ноябрь 1927 года. 330 Как показывает следственное дело игумена Израиля 1925 года, некоторые из братий артели-скита не стеснялись посылать на него клеветнические жалобы властям, прося избавить их «от израильского ига» (ЦА ФСБ РФ, д. Р-25815).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Разделы портала «Азбука веры» ( 10  голосов:  4.2 из  5) Свияжский мужской монастырь Успения Пресвятой Богородицы Татарстан, Зеленодольский рн, о. Свияжск. Город Свияжск при впадении реки Свияга в Волгу был основан в 1551 году как город-крепость и опорная база русских войск в борьбе с Казанским ханством. В XVI веке Свияжск представлял собой крупный торговый центр, являясь со второй половины XVI века уездным городом. После строительства Куйбышевского водохранилища Свияжск превратился в остров. Успенский монастырь был основан в 1555 году первым настоятелем этого монастыря архимандритом Германом (Садыревым-Полевым), потомком смоленских князей, постриженником Иосифо-Волоколамского монастыря и духовным другом первого архиепископа Казанского Гурия. Архимандрит Герман стал после смерти святителя Гурия в 1564 году вторым архиепископом Казанским. В 1566 году святитель Герман был вызван Иоанном Грозным в Москву, где ему был предложена московская митрополичья кафедра. Однако архиепископ Герман встал на сторону опального митрополита Филиппа и начал обличать опричнину, за что был удален, а вскоре – 6 ноября 1567 года – по одним сведениям, был убит (усечен мечом), по другим – скончался во время эпидемии чумы. В 1595 году при митрополите Казанском Гермогене (будущем Патриархе Всероссийском) были обретены мощи канонизированного тогда же архиепископа Германа. Мощи были перенесены в Свияжский Успенский монастырь, где стали главной монастырской святыней. Свияжский Успенский монастырь являлся самым богатым и влиятельным из всех монастырей Казанской епархии, в середине XVIII века ему принадлежало около 50 сел и деревень с населением в несколько десятков тысяч человек. По штатам 1764 года монастырь был зачислен в первый класс. Мощи святителя Германа, главная святыня монастыря, были вскрыты в 1923 году, как и многие мощи русских святых в этот период, с целью антирелигиозной пропаганды. По преданию, сразу после вскрытия мощей на острове начался смерч, заставивший присутствовавших в ужасе разбежаться. Вскоре после осквернения святых мощей монастырь пришел в запустение и был закрыт.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

Сделав все, что считал нужным, для своего утверждения на царском престоле, Шуйский обратил внимание и на то, чтобы патриарший престол не оставался более праздным. Еще жив был в своем заточении патриарх Иов, но он лишился зрения и уже не мог править Церковию. Нужно было избрать нового патриарха, и выбор государя, естественно, пал на того из представленных ему Собором кандидатов, кто ревностнее всех воспротивился незаконному браку самозванца, требовал крещения его невесты и за то подвергся изгнанию — на Казанского митрополита Гермогена . Сохранилось известие, будто Гермоген был прежде донским казаком , а потом сделался приходским священником в городе Казани . Последнее не может подлежать сомнению, так как сам Гермоген свидетельствует, что в 1579 г. он был священником при казанской гостинодворской церкви святого Николая. Скоро после того он принял монашество и достиг степени архимандрита Спасо-Преображенского монастыря в той же Казани, а 13 мая 1589 г. возведен уже в сан архиерейский и начал собою ряд Казанских митрополитов. Служение Гермогена в Казани должно оставаться для нее памятным навсегда. При нем совершилось в 1579 г. явление и обретение чудотворной Казанской иконы Богоматери, и он, будучи еще священником, удостоился первый с благословения тогдашнего владыки Казанского Иеремии принять новоявленную икону из земли, где она обретена, в свои руки и перенесть ее в сопровождении всего духовенства и народа в ближайшую церковь святого Николая Тульского. А впоследствии, когда был уже митрополитом, сам составил (в 1594 г.) сказание о явлении этой иконы и о совершившихся от нее чудесах . При нем совершилось (4 октября 1595 г.) обретение и открытие мощей Казанских чудотворцев — святого Гурия, первого архиепископа Казанского, и святого Варсонофия, епископа Тверского. Царь Феодор Иванович приказал соорудить новую каменную церковь в казанском Спасо-Преображенском монастыре наместо прежней, при которой они были погребены. Когда начали копать рвы для новой церкви, то нашли гробы обоих святителей. Гермоген сам явился туда с освященным Собором, велел открыть гробы, видел и осязал нетленные мощи и даже одежды того и другого и донес обо всем царю и патриарху. Царь и патриарх повелели создать особую церковь при большой, с южной стороны ее алтаря, и там поставить мощи новоявленных чудотворцев Казанских для всенародного чествования. Сам же Гермоген потом составил по повелению царя и благословению патриарха Иова и житие святителей Гурия и Варсонофия . При нем перенесены были (в 1592 г.) мощи и второго Казанского архиепископа Германа, который скончался в Москве

http://sedmitza.ru/lib/text/436101/

Святитель Ермоген, автор сказания о Казанской иконе Богоматери, написал также жития святителей Германа и Варсонофия 114 и службу им 115 . 20 июня 1630 года по благословению Казанского митрополита Матфея (1615–1646) святые мощи были перенесены из Спасо­-Преображенского монастыря в кафедральный Благовещенский собор, и этому событию было установлено празднование 116 . Фелонь, в которой были обретены святые мощи Святителя, находилась в последующее время в кафедральном Благовещенском соборе, и в неё облачались Казанские владыки «в день памяти св. Гурия» 117 . Память святителя Гурия празднуется 4 октября, когда отмечается обретение его святых мощей, затем день блаженной кончины Святителя празднуется 5 декабря, а так же 20 июня, в день перенесения его святых мощей в 1630 году в Благовещенский собор. Для июньской службы по благословению Казанского митрополита Лаврентия (1657–1672) был написан канон, «как это видно из заглавных букв тропарей сего канона» 118 . При митрополите Казанском Тихоне (1699–­1724) была составлена митрополитом Димитрием Ростовским декабрьская служба святителю Гурию 119 . Она же творится ныне и 20 июня в день обретения его мощей 120 . Митрополит Димитрий составил также «житие святителей Гурия и Варсонофия, извлеченные из Гермогенова и помещенные в Минеи Четьи... а также написал похвальное слово святителю Гурию, печатаемое в 3-м томе его творений» 121 . Говоря в службе об архиерейской хиротонии иерарха, гимнограф не назвал по имени святителя Макария, но именно он имеется в виду: «Благословением Первосвятителя поставляешися пастырь и учитель новопросвещенному граду Казани, идеже прелестию врага омраченныя люди светом богоразумия просветил еси» 122 . Святитель Гурий прославляется за свои миссионерские труды: «... языче огненный, опаливый Магометово злочестивое учение» 123 . Об акафисте архиепископу Гурию исследователь акафистного творчества, А. Попов , пишет: «Акафисты святителям Гурию и Варсонофию, Казанским чудотворцам, были составлены архимандритом Климентом, проживавшим в Спасском монастыре г. Казани» 124 . В Акафисте святитель Гурий прославляется как проповедник-миссионер, как «первосвятитель, учитель и покровитель града Казани» 125 ; говорится о его шествии: «темже святолепно шествовал еси из Царствующаго града Москвы в новопросвещенный град Казань, освящая шествием и благословением твоим грады и веси на пути, и непрестанно воспевая Богу: Аллилулиа» 126 . В 1866 году последовал указ Синода, благословляющий чтение акафиста в храмах. В 1866 году А.А. Карачевым был составлен второй акафист святителю Гурию, который остался ненапечатанным 127 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010