Свияжский мужской монастырь Успения Пресвятой Богородицы был основан в 1555 году архимандритом Германом (Садыревым-Полевым), потомком смоленских князей, постриженником Иосифо-Волоколамского монастыря и духовным другом первого архиепископа Казанского Гурия. Архимандрит Герман стал после смерти святителя Гурия в 1564 году вторым архиепископом Казанским. В 1566 году святитель Герман был вызван Иоанном Грозным в Москву, где ему был предложена Московская митрополичья кафедра. Однако архиепископ Герман встал на сторону опального митрополита Филиппа и начал обличать опричнину, за что был удален, а вскоре, 6 ноября 1567 года, по одним сведениям, убит (усечен мечем), по другим, скончался во время эпидемии чумы. В 1595 году при митрополите Казанском Ермогене (будущем патриархе Всероссийском) были обретены мощи канонизированного тогда же архиепископа Германа. Мощи были перенесены в Свияжский Успенский монастырь, где стали главной святыней. Свияжский Успенский монастырь являлся самым богатым и влиятельным из всех обителей Казанской епархии. В середине XVIII века ему принадлежало около 50 сел и деревень с населением в несколько десятков тысяч человек. По штатам 1764 года монастырь был зачислен в первый класс. Мощи святителя Германа, главная святыня монастыря, были вскрыты в 1923 году, как и многие мощи русских святых в этот период, с целью антирелигиозной пропаганды. По преданию, сразу после вскрытия мощей на острове начался смерч, заставивший присутствовавших в ужасе разбежаться. Вскоре после осквернения святых мощей монастырь пришел в запустение и был закрыт. В советские годы в нем находились: концлагерь, колония для малолетних преступников, психоневрологическая лечебница, выведенная с территории монастыря в 1993 году. Монастырский комплекс был возвращен Русской Православной Церкви в 1997 году. Первым наместником возрожденного монастыря стал игумен Кирилл (Коровин). На торжественном открытии монастыря присутствовал Святейший Патриарх Алексий II, посещавший с пастырским визитом Казанскую епархию 31 августа — 2 сентября 1997 года. Среди наиболее знаменитых настоятелей Успенского монастыря были: игумен Авраамий (Палицын; 1594-1598), впоследствии знаменитый деятель Смутного времени, церковный писатель; архимандрит Димитрий (Сеченов; 1738-1742), впоследствии митрополит Новгородский, венчавший на царство императрицу Екатерину II; архимандрит Платон (Любарский; 1787-1787), впоследствии епископ Астраханский, известный историк и краевед; епископ Амвросий (Гудко; 1917-1918), бывший викарий Вятской епархии, расстрелянный красноармейцами 27 июля 1918 года без суда и следствия, один из первых новомучеников Казанского края, канонизирован в 1999 году. Свияжский Успенский монастырь представляет собой уникальный историко-архитектурный комплекс. В настоящее время часть монастырского ансамбля передана обители, часть принадлежит историко-архитектурному музею-заповеднику «Свияжск».

http://patriarchia.ru/db/text/4568055.ht...

В службе на перенесение мощей преподобной Анны Кашинской (†1338; память 12 июня) акростих не указан, но он имеется: Достойно похвалити великую княгиню А[нну] 88 . А на обретение ее мощей акростих алфавитный (память 21 июля) 89 . В сербской службе герою и мученику Косовской битвы князю Лазарю (†1389; память 15 июня) указан акростих Лазаря похвалити, Боже мой, разум даруй ми 90 . Традиционно указываемые акростихи перед канонами восточным святым не читаются, так как при переводе они утратились. Исключение представляет акростих, указанный перед каноном преподобному Паисию Великому (V в.; память 19 июня) краегранесие без богородичнов: Пою подвиги Паисия Великого 91 . Надписание перед вторым каноном в службе преподобному Варлааму Пинежскому (†1462; память 19 июня) указывает краегранесие от начала седмыя песни до конца девятыя песни у красных слов, кроме богородичнов 92 . Попытки выявить в 7–9-й песнях канона червленыя словеса дали следующие результаты: Творцу всех Богу… от священноначальника Великия Церкве… от грешнаго твоего раба 93 . Под 20 июня в Минеи помещена служба святителю Гурию Казанскому (†1563; память 5 дек.) “Творение святаго Димитрия митрополита Ростовскаго” 94 . Перед каноном читаем: “Первый канон зри в службе на день преставления святителя, 5 декабря. Ин канон святителя, глас 3” 95 . Этот второй канон имеет акростих: Благословением Лаврентиа митрополита 96 . В агиографической справке, приложенной к службе, читаем: “20 июня 1630 года, по благословению митрополита Матфея, мощи святителя Гурия были перенесены из Спасо-Преображенского монастыря в казанский кафедральный Благовещенский собор. В честь этого события было установлено ежегодное празднование” 97 . О преемнике Казанского митрополита Матфея (1615–1646), который, как явствует из акростиха, благословил написание службы, у П. Строева читаем следующее: “Лаврентий 26 июля 1657 перев. из Твери; †11 нояб. 1672” 98 . Казанский митрополит Лаврентий оставил след в русской гимнографии. Он “является автором канона и стихир святому Герману, архиепископу Казанскому. Филарет Гумилевский ошибочно утверждал, что Лаврентий был автором и Жития Германа, в действительности составленного по поручению Лаврентия Иоанном, иноком Свияжского Успенского монастыря. Лаврентию также принадлежит канон на перенесение мощей святителя Гурия Казанского. Гимнографические произведения Лаврентия остаются неизданными” 99 . Однако, вопреки мнению В. К. Зиборова, думается, автором канона целесообразнее считать свияжского инока Иоанна 100 .

http://pravmir.ru/k-voprosu-izucheniya-b...

В Свияжском монастыре освящен восстановленный храм XVI века Свияжск, 6 июля 2021 г.      6 июля 2021 года, в праздник второго перенесения мощей святителя Германа, архиепископа Казанского, состоялось освящение отреставрированного храма святителя Николая Чудотворца Свияжского Богородице-Успенского мужского монастыря. Богослужение возглавил митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл, сообщает Патриархия.ru . Перед началом освящения в возрожденный храм были внесены мощи святителя Германа, во время реставрации пребывавшие в соборе в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» Иоанно-Предтеченского женского монастыря. Перед ракой с мощами основателя Свияжской обители был совершен молебен. Затем состоялось великое освящение Никольского храма. Главе Татарстанской митрополии сослужили митрополит Анастасий (Меткин), епископ Альметьевский и Бугульминский Мефодий, секретарь митрополии иеромонах Кирилл (Корытко), секретарь Казанской епархии протоиерей Владимир Самойленко, благочинный I Казанского округа протоиерей Алексий Чубаков, заведующий канцелярией Казанской епархии протоиерей Александр Павлов, настоятель храма святого праведного Иоанна Кронштадтского при Казанской духовной семинарии иеромонах Филипп (Киселев), наместник Казанско-Богородицкого мужского монастыря игумен Марк (Виленский), настоятель Кизического монастыря игумен Пимен (Ивентьев), наместник Вознесенского Макарьевского монастыря иеромонах Амвросий (Горновский), иеромонах Алексий (Яцейко), братия Свияжской обители в священном сане.      На освящении присутствовали исполнительный директор Республиканского фонда возрождения памятников истории и культуры Татарстана Татьяна Ларионова, министр культуры РТ Ирада Аюпова, председатель совета директоров «Ак Барс Банка» Валерий Сорокин. По окончании чина освящения митрополит Кирилл обратился к верующим: «Всечестные отцы! Дорогие братья и сестры! Отец игумен, братия сей святой обители! Сегодня мы являемся свидетелями и участниками великого праздника освящения святого престола. Он освящался почти 450 лет назад святителем Германом, который строил этот храм. На наших глазах восстанавливается Божия справедливость — Дух Святой сегодня также сошёл на это место и через молитву нас, недостойных, совершилось второе освящение храма святителя и чудотворца Николая.

http://pravoslavie.ru/140357.html

В Свияжском монастыре освящен восстановленный храм XVI века 6 июля 2021 г. 17:48 6 июля 2021 года, в праздник второго перенесения мощей святителя Германа, архиепископа Казанского, состоялось освящение отреставрированного храма святителя Николая Чудотворца Свияжского Богородице-Успенского мужского монастыря. Богослужение возглавил митрополит Казанский и Татарстанский Кирилл . Перед началом освящения в возрожденный храм были внесены мощи святителя Германа, во время реставрации пребывавшие в соборе в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» Иоанно-Предтеченского женского монастыря. Перед ракой с мощами основателя Свияжской обители был совершен молебен. Затем состоялось великое освящение Никольского храма. Главе Татарстанской митрополии сослужили митрополит Анастасий (Меткин) , епископ Альметьевский и Бугульминский Мефодий , секретарь митрополии иеромонах Кирилл (Корытко), наместник Свияжского Богородице-Успенского мужского монастыря игумен Симеон (Кулагин), секретарь Казанской епархии протоиерей Владимир Самойленко, благочинный I Казанского округа протоиерей Алексий Чубаков, заведующий канцелярией Казанской епархии протоиерей Александр Павлов, настоятель храма святого праведного Иоанна Кронштадтского при Казанской духовной семинарии иеромонах Филипп (Киселев), наместник Казанско-Богородицкого мужского монастыря игумен Марк (Виленский), настоятель Кизического монастыря игумен Пимен (Ивентьев), наместник Вознесенского Макарьевского монастыря иеромонах Амвросий (Горновский), иеромонах Алексий (Яцейко), братия Свияжской обители в священном сане. На освящении присутствовали исполнительный директор Республиканского фонда возрождения памятников истории и культуры Татарстана Татьяна Ларионова, министр культуры РТ Ирада Аюпова, председатель совета директоров «Ак Барс Банка» Валерий Сорокин. По окончании чина освящения митрополит Кирилл обратился к верующим: «Всечестные отцы! Дорогие братья и сестры! Отец игумен, братия сей святой обители! Сегодня мы являемся свидетелями и участниками великого праздника освящения святого престола. Он освящался почти 450 лет назад святителем Германом, который строил этот храм. На наших глазах восстанавливается Божия справедливость — Дух Святой сегодня также сошёл на это место и через молитву нас, недостойных, совершилось второе освящение храма святителя и чудотворца Николая.

http://patriarchia.ru/db/text/5826200.ht...

С середины сороковых годов до перестройки в Казани действовало всего три храма: Никольский Собор, составляющий один комплекс со старинной Покровской церковью; храм на Арском кладбище, где богослужение не прекращалось в самые лютые времена, и церковь в память Казанской иконы Богородицы в пригородном селе Царицыно. Никольский Собор (справа) и Покровская церковь (слева) Владыка Сергий внес в богослужебную жизнь Казани свойственный ему творческий дух. Не смотря на преклонный возраст и слабое здоровье он исправно выстаивал все службы и подолгу прикладывал прихожан ко кресту, давая при этом духовные наставления. Люди, служившие с ним, вспоминают, как при нем само собой прекращалось праздное хождение по алтарю, и просто совестно было вести лишние разговоры. При этом все его замечания священнослужителям носили исключительно доброжелательный характер и были сопряжены с молитвой о них. Он ввел ежедневное служение молебнов Богородице после Литургии и обязательное пение акафиста в честь Ее Казанской иконы на воскресной вечерне. Последняя традиция прочно укоренилась в богослужебной жизни Казани и сохраняется до наших дней. Кроме того Владыка украсил древний список с Казанской иконы, находящийся в Кладбищенской церкви девятью лампадами и опубликовал в Журнале Московской Патриархии статью посвященную истории Казанского образа. В том же храме на Арском кладбище под Престолом бокового придела, при Владыке Сергии, был сокрыт ларец с частью мощей Святителя Германа Казанского (1567). Он пролежал там до Великого поста 2000 года, когда был случайно найден, и летом того же года с торжеством перенесен в Успенский монастырь на острове Свияжске. Может только благодаря этому, святыня не разделила участи мощей другого казанского Святителя Варсонофия (1576), которые в годы Застоя просто выбросили на свалку. Владыка интересовался казанскими храмами и думал об их возрождении. Особый его интерес вызывали: бывший Кафедральный Благовещенский собор в Казанском Кремле; Ивановский монастырь напротив Спасской башни Кремля, превратившийся в обычную коммуналку; Николо-Гостиннодворская церковь , где и поныне размещается Главное Архивное Управление Республики Татарстан.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Korolev...

Четвертый — в честь Казанских чудотворцев Гурия и Варсонофия: мощи того и другого обретены были вместе 4 октября 1595 г. и вслед за тем положено было праздновать этот день обоим святителям. Пятый — в честь благоверного князя углицкого Романа Владимировича. Он жил еще в XIII в., но мощи его обретены нетленными только в 1595 г. и по указу патриарха Иова свидетельствованы Казанским митрополитом Гермогеном и перенесены в новую соборную церковь Углича, в которой почивают доселе, тогда же постановлено было местно праздновать благоверному князю в день его кончины, 3 февраля. Шестой — в честь преподобного Антония римлянина, мощи которого открыты в 1597 г. Седьмой — в честь преподобного Корнилия Комельского. В 1600 г. игумен Корнилиева монастыря Вологодской епархии донес патриарху Иову, что от мощей преподобного Корнилия в продолжение многих лет совершаются чудесные исцеления различных болезней, и представил на рассмотрение Собора житие преподобного, стихиры ему и канон. Отцы Собора спросили находившегося между ними Вологодского архиепископа Иону про чудеса преподобного Корнилия, и Иона подтвердил, что от раки преподобного действительно бывают многочисленные чудеса, и присовокупил, что ему уже местно празднуют не только в основанной им обители, но и в Вологде и во всем Вологодском уезде. После этого Собор, рассмотрев житие преподобного Корнилия с стихирами и каноном ему и нашедши, что они составлены «по образу и по подобию, якож и прочим святым», определил: праздновать преподобному Корнилию по всей России в 19-й день мая. Кроме того, с дозволения государя и благословения патриарха Иова в 1595 г. перенесены были из тверского Отроча монастыря в Соловецкий мощи святителя Московского Филиппа, и началось местное празднование ему 9 генваря, а в 1595 г. перенесены были мощи Казанского святителя Германа из Москвы, где он скончался и был погребен в церкви Николая Чудотворца, называемого Мокрым, в свияжский Богородицкий монастырь, им основанный, и началось местное празднование этому святителю 6 ноября .

http://sedmitza.ru/lib/text/436095/

102 Память святителя Германа, архиепископа Казанского († 1567), – 23 июня/6 июля, 25 сентября/8 октября (перенесение мощей) и 6/19 ноября. 103 Свияжский Иоанно–Предтеченский женский монастырь в городе Свияжске Казанской епархии основан в XVI столетии царем Иоанном IV Грозным. В 1919 году был закрыт. Ныне – подворье мужского Свияжского Успенского монастыря. 104 Записки отца Германа вышли в свет в 1900 году без указания имени автора под заглавием «О жизни и подвигах старца–затворника Гефсиманского скита, что близ Троице–Сергиевой Лавры, иеросхимонаха отца Александра. Собрано его келейником NN» (М., 1900). В 1994 году книга переиздана «Русским хронографом». Автор, однако, не указан. 108 Покровский Хотьков монастырь находится в 10 верстах от Троице–Сергиевой Лавры, на берегу реки Пажи. По преданию, основан родителями преподобного Сергия Радонежского – преподобными Кириллом и Марией (мощи их покоятся ныне в Покровском храме обители). После революции монастырь был закрыт. Возобновлен в 1991 году как ставропигиальный. 110 Прибыв в 1886 году на Валаам, отец Герман познакомился со старцем отцом Агапитом, состоявшим в переписке со святителем Феофаном Затворником , и по совету отца Агапита побывал еще у трех подвижников, занимавшихся молитвой Иисусовой. После возвращения с Валаама отец Герман написал святителю Феофану и получил ответ от него. С этого времени отец Герман руководствовался письменными наставлениями и советами Вышенского Затворника. 112 Архимандрит Павел (в миру Петр Иванович Глебов) – наместник Троице–Сергиевой Лавры и строитель Зосимовой пустыни, родился в 1827 году в городе Пронске Рязанской губернии в семье диакона. Учился в духовном училище, но после окончания начальных классов был взят родителями домой, так как у них не было достаточных средств для продолжения учения сына. С восемнадцати лет – послушник, а затем – монах Саввино–Сторожевского монастыря. С 1858 года – эконом. В 1876–1877 годах был экономом Ярославского архиерейского дома, в 1877–1891 годах – наместником Толгского монастыря (до революции Толгский монастырь был мужским). В 1891 году назначен наместником Троице–Сергиевой Лавры. Скончался 1 марта 1904 года. Погребен в Зосимовой пустыни.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

См. 21 мая и 26 авг. Тропарь, Кондак, Парем. и прочее см. 21 мая. Все последование службы этого праздника напечатано в Мес. Минее. Там же см.: «Аще прилучится Сретение (иконы) Богородицы в неделю». Мучч. и с ними отрока рвана и прочих, пострадавших при Максимиане, в начале IV в. Св. Евстохий, бывший языческий жрец, во принятии крещения от Евдоксия, епископа Антиохийского, был поставлен во пресвитеры. В городе Листре он крестил своего племянника Гаия и всех, живших в его доме. В гонения Максимиана в Анкире Галатинской все они были подвержены страшным истязаниям, а потом усечены мечом. Преставление св. праведного Веркольского. Он родился в 1532 году в селе Верколе на реке Пинеге Пинежского уезда, Архангел. губ. Воспитанный родителями в страхе Божьем, тихий, кроткий, богобоязненный, послушный родителям, он 13-ти лет, отправившись однажды вместе с отцом своим в поле, пад на землю, пораженный молнией, в 1545 г. Мнение простоты признало смерть его судом Божьим и тело его было оставлено не погребенным в сосновом лесу. Но впоследствии (в 1577 г.) мощи св. Артемия чудесно были обретены нетленными и были положены на паперти Николаевской церкви села Верколы. В 1584 г. св. мощи были перенесены с паперти в особый придел, устроенный Веркольцами. В 1619 г. св. мощи были свидетельствованы и перенесены (6 дек.) в самый храм святит. и чудотв. Николая. Через некоторое время Николаевский храм в с. Верколе сгорел, причем обгорели и мощи св. Артемия; тогда, в ограждение от таких несчастий, над ними была устроена особая часовня. Между тем чудотворения не преставали истекать от св. мощей, и слава о св. Артемии распространялась далеко. Новгородский митр. Киприан (1635–1649 г.) послал снова освидетельствовать св. мощи, своей подписью подтвердил доставленную ему роспись исцелений и прислал в церковь села Верколы вновь составленную службу. Ныне мощи св. Артемия почивают под спудом в Веркольском мон. (см. Арханг. еп.). См. 20 окт. Святителя Германа, архиепископа Казанского. См. 25 сент. и 6 нояб.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Русская земля в XVII столетии в обилии имела благоговейно чтимую православным народом святыню – мощи святых. Часто приходившие в это время в Россию греки приносили с собою частицы св. мощей. Св. мощи зашивались в антиминсы, заключались в кресты, панагии. В это время обретены мощи многих прославленных Богом угодников Божиих. В 1606 году обретены мощи царевича Димитрия, убиенного в Угличе. Царь Василий Иванович отправил в Углич митрополита ростовского Филарета и архиепископа Астраханского Феодосия с архимандритами и боярами перенести в Москву тело убиенного царевича. Когда вынули из земли гроб и сняли крышку, то увидели тело его неповреждённым. Июня 3-го мощи св. Димитрия, прославленные чудесными исцелениями, принесены были в Москву и поставлены в Архангельском соборе. В XVII столетии открыты мощи Германа Соловецкого, Александра Свирского , Даниила Переяславского, Саввы Сторожевского, Нила Столбенского, Никандра Псковского и др. Усердие русских украшало мощи святых драгоценными раками и собирало к ним бесчисленные толпы богомольцев. При перенесении мощей святителя Филиппа в Москве собралось так много народу, что он не вместился от Тверских ворот до Неглиненских; и по кровлям, и по переулкам яблоку негде упасть, нельзя было ни пройти ни проехать. Число праздников в русской Церкви в ΧVII веке увеличилось установлением новых в честь угодников русских и в память знаменательных событий. Так, в память освобождения Москвы от поляков заступлением Божией Матери установлен праздник 22-го октября в честь Казанской иконы Божией Матери; 26-го июня – в честь иконы Тихвинской Божией Матери, в память помощи от неё Тихвинской обители и Новгороду при нападении шведов в 1613 году. Русские любили торжественные чины и обряды, которые существовали в нашей богослужебной практике в XVI и в XVII веках. Множество народа привлекали обряды: шествия осляти в неделю Ваий, чин пещного действия, совершавшийся пред праздником Рождества, и действо страшного суда, совершавшееся в неделю мясопустную. Обряд шествия на осляти в неделю Ваий совершался таким образом.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Belyaev...

Многие от прикосновении к святым мощам получали исцеления. Весть об этом быстро дошла до Москвы и, по желанию царя и благословению патриарха Иова, митрополит Гермоген составил описание открытия мощей и жития св. Гурия и Варсонофия; он необыкновенно внимательно и усердно собрал все сведения, какие мог, воскресив и обессмертив память их во всем православном русском народе. В своем последнем жизнеописании Гермоген обнаружил основательное знание священного Писания, знакомство с творениями святых отцов – Василия Великого , Григория Богослова и Иоанна Златоустог о. Кроме того при нем, в 1592 г. были перенесены мощи и второго Казанского архиепископа Германа, скончавшегося в Москве во время моровой язвы 1567г. Сам Гермоген встретил эти мощи в Свияжске, видел и осязал их и поставил их во Свияжском Успенском соборе; им же составлено сказание об обретение мощей святителя Алексия Митрополита; при его деятельном участии переложена была полная служба с греческого языка на русский св. па. Андрею Первозванному. Ко времени было открытие мощей св. казанских чудотворцев, так как для Гермогена управление краем становилось все труднее и труднее в виду тех событий, которые с быстротою проносились над святою Русью. Нужно было много иметь спокойствия духа, чтобы идти намеченным путем, поддерживая христианство и русские интересы в крае. 1598г. 7 января скончался царь Феодор Иоаннович, последний Рюрикович царствующей династии. На место него, 17 февраля был избран Борис Годунов, царствование которого не было благодетельным для народа: восстание и война, мор и страшный голод сопутствовали царю Борису. В какие отношения стал митрополит Гермоген к новому царю достоверно неизвестно, но все-таки в его царствовании возникло несколько храмов в Казани, сделаны были вклады в монастыри, расширен был город, конечно, все это было сделано не без влияния Гермогена. Не долго продолжалось царствование Годунова: 13 апреля 1605 г. Борис скончался скоропостижно. На Руси уже в 1604 г. появился самозванец, объявивший себя законным царем Димитрием, спасшимся от убийц Годунова.

http://azbyka.ru/otechnik/Ermogen_Moskov...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010