Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВИССАРИОН (Зорнин (Зорин) Василий Павлович; 24.03.1878, с. Голубцовка Саранского у. Пензенской губ.- 25.11.1937, полигон Бутово Московской обл., ныне в черте Москвы), председатель Временного высшего церковного совета (ВВЦС) - высшего органа управления в григорианском расколе . Окончил Нижегородскую ДС, затем КазДА со степенью канд. богословия (1902). В 1899 г. под влиянием ректора академии Чебоксарского еп. Антония (Храповицкого) принял монашество. В том же году был рукоположен во диакона, в 1901 г.- во иерея. В 1902 г. назначен преподавателем основного, нравственного и догматического богословия в Калужскую ДС, 20 нояб. переведен преподавателем богословия и противомусульм. полемики в Александровскую Ардонскую ДС, в янв. следующего года назначение было отменено и В. перевели преподавателем гомилетики в Волынскую ДС, с дек. 1903 г. он являлся инспектором семинарии, с 1905 г.- ректором с возведением в сан архимандрита, с 1903 г.- соборным иеромонахом почаевской в честь Успения Пресв. Богородицы лавры . В. покровительствовал «Патриотическому кружку», открытому в Волынской ДС в 1907 г. 27 нояб. 1909 г. назначен ректором Самарской ДС, 11 марта 1914 г. переведен на ту же должность в Пермскую ДС. Во время служения на Волыни и в Самаре В. активно печатался в местных епархиальных ведомостях, ряд его публикаций вышел отдельными оттисками (в «Волынских ЕВ» в 1905 печатался также под псевдонимом С. А. Г.). С 6 окт. 1914 г. являлся настоятелем батуринского Николаевского мон-ря Черниговской епархии, в июле 1916 г. освобожден от должности и направлен в распоряжение Харьковского архиеп. Антония (Храповицкого). С 1917 г. В. служил в Туркестанской епархии: преподавал Закон Божий в Андижанской гимназии, являлся секретарем епархиального совета, настоятелем собора в г. Аулие-Ата (совр. Тараз). В 1922 г. на чрезвычайном заседании епархиального совета был избран епископом Верненским и Семиреченским, викарием Туркестанской епархии, 24 нояб. состоялось наречение, но хиротония не могла быть совершена. 25 сент. 1923 г. назначен епископом Вольским, викарием Саратовской епархии, вскоре был хиротонисан. 8 февр. следующего года в управление В. были переданы Сызранский и Городищенский уезды Пензенской епархии. 4 марта 1924 г. архиерей получил назначение на Омскую и Павлодарскую епархию, по-видимому, к месту назначения не поехал, т. к. к июлю того же года Патриарх Московский и всея России св. Тихон назначил его на Ульяновскую кафедру (ср. сообщение обновленческого «Ульяновского церковно-общественного листка». 1 за июль 1924).

http://pravenc.ru/text/158778.html

Ульяновская область Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Спасо-Вознесенский кафедральный собор (Ульяновск) Ульяновская область — субъект Российской Федерации, входит в состав Приволжского федерального округа. Административный центр — город Ульяновск . Регион граничит: с Самарской областью на востоке, с Саратовской областью на юге, с Пензенской областью и Республикой Мордовия на западе, с Чувашской Республикой и Республикой Татарстан на севере. Содержание Православие в Ульяновской области [ править править код ] Город Симбирск (по старому написанию Синбирск, ныне Ульяновск) был заложен по государеву указу и боярскому приговору от 1648 года, для охраны вновь освояемых русскими земель от ногайских набегов. Уже в первые годы существования города здесь насчитывалось 18 церквей и часовен, составлявших " Симбирскую десятину " Патриаршей области. В 1657 году Симбирская десятина была передана в ведение митрополита Казанского. В связи с все увеличивающимся числом храмов в Симбирской губернии неоднократно ставился вопрос об учреждении самостоятельной Симбирской епархии - в 1784, 1829, и 1830 годах. 10 февраля 1832 года в губернии была образована самостоятельная епархия, выделенная из состава Казанской. Росло количество храмов и монастырей. В 1840 году в Симбирске была открыта духовная семинария, затем - училище для девиц духовного звания в Симбирском Спасском монастыре. При владыке Феоктисте (1874-1882) были учреждены благочиннические советы, организованы окружные и епархиальные съезды духовенства, начали работать миссионерский комитет, Николаевское противораскольническое братство, братство Трех Святителей при семинарии. В это же время стали издаваться Симбирские Епархиальные Ведомости и было организовано женское епархиальное училище. При епископе Никандре (1895-1904) в епархии было открыто свыше 150 церковных школ, устроены Отдел императорского Православного палестинского Общества и Кирилло-Мефодиевское братство при Симбирском мужском духовном училище. Из-за роста населения обширной епархии и необходимости трудиться над обращением мусульман и отпавших от Православия, в 1912 году была учреждена кафедра викарного епископа Алатырского. В 1914 году владыкой было создано Симбирское епархиальное церковно-археологическое общество, а также начинается издание сборника " Симбирская церковная старина " .

http://azbyka.ru/palomnik/Ульяновская_об...

Саратов. Церковь Илии Пророка на Ильинской площади (старая). /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Илии Пророка Архитектурный стиль: Классицизм Год постройки:1818. Колокольня - 1832. Год утраты:Не установлен. Адрес: Россия, Саратовская область, г. Саратов, Ильинская площадь Координаты: 51.520041, 46.014563 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Рядом с местом утраченной церкви построена новая церковь Илии Пророка , упрощённо воспроизводящая архитектурные формы предшественницы Карта и ближайшие объекты В старину ее называли «7-я церковь пророка Божия Ильи, деревянная, а ныне каменная, называемая кладбищенской» . Построена в 1818 году, хотя в отдельных источниках говорится, что «Ильинская церковь — памятник архитектуры, построена в 1692 году, перестроена в 1817 году». «Саратовские епархиальные ведомости» за 1896 год писали: «6-го сентября 1804 года Саратовский гражданский губернатор действительный статский советник Петр Ульянович Беляков просил Преосвященного Гаия: «По распространении города Саратова согласно Высочайше конфирмованному плану бывшее в Саратове кладбище при Ильинской церкви отнесено далее на выгон в затонные кочугуры. По дальности от города, необходимо построить на том кладбище хотя маленькую деревянную часовню на первый случай, как для бываемых панихид, так и для приюту в зимнее время бываемым при проводах мертвых тел священникам и людям». Разрешено указом Пензенской консистории 25 сентября 1804 года».  1810 году церковь «запечатана по ветхости» (дневник Скопина). Спустя восемь лет на ее месте построена каменная. Колокольня возведена лишь в 1832 году. «Ограда при ней каменная с деревянной решеткой. Церковь крыта железом. При расширении церкви в 1888—1889 годах приделы были из трапезной перенесены в ряд с главным престолом и освящены: правый 12 февраля 1889 года, а левый 11 декабря 1894 года.

http://sobory.ru/article/?object=24089

Сканово. Сканов пещерный мужской монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:2008. Ссылки:   Адрес: Пензенская область, Наровчатский район, с. Сканово. Координаты: 53.858615, 43.779094 Проезд:от Пензы по трассе М5 ехать до Нижнего Ломова, затем свернуть на север в сторону Наровчата, в Наровчате по указателю на Сканово, затем по указателю на монастырь Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты О времени возникновения пещер ходит множество легенд, однако есть и достоверная информация. «Пензенские епархиальные ведомости» 1877 года писали: «…В 1,5 верстах от монастыря находится гора, называемая «Городок». Внутри горы в разных направлениях ископаны пещеры шириной в 18, вышиной (сводом) в 40 вершков»; «Над ископанием их первый трудился послушник обители Иоанн, за ним и другие, но более всех монах Арсений II, который почти всегда и жил здесь». Иеромонах Арсений, являлся настоятелем Троицкого Сканова мужского монастыря с 20 июля 1825 г. по январь 1827 г. После ухода от должности по состоянию здоровья он удалился в пещеры. Наровчатский пещерный монастырь, расположен близ посёлка Наровчат почти на границе Пензенской области. Иногда этот монастырь путают с Наровчатским Троицким Скановым женским монастырем, расположенным в полутора километрах от горы Плодской, в которой находятся молитвенные комнаты и кельи пещерного монастыря. Наровчатский пещерный монастырь – совместное творение природы и человека, представляет собой три яруса переходов с кельями, которые были вырыты монахами за время существования обители. Поверье гласит, что основал обитель пришлый монах Скан, который обнаружил узкий ход в пещеры горы «Городок», так называлась раньше гора. Монах расширил ход и вырыл келью, в которой жил, молился и вёл затворнический образ жизни. У монаха нашлись последователи, один из рукотворных гротов превратился в подземную церковь, обитель расширялась, в результате, таким образом, было создано около двух десятков келий, соединенных переходами. Общая протяжённость наровчатских пещер около 635 метров, включая неоткрытые 4-й и 5-й ярусы. Раньше на поверхности в районе пещер были и надземные постройки. У входа в пещеры при настоятеле монастыря архимандрите Амвросии в 1870 г. была построена церковь во имя Киево-Печерской Божией Матери и преподобных Антония и Феодосия, Печерских чудотворцев.

http://sobory.ru/article/?object=20475

Глава десятая Вступление на престол Императора Павла Петровича, Его отношение к распоряжениям и учреждениям Екатерины II. Губернская реформа и передел губерний по указу от 12 дек. 1796 г. Территориальное переустройство русских епархий, соответственно новому делению губерний. Решение Св. Синода 16 сент. 1797 г. о приведении епархиальных территорий в соответствие с губернскими. Задержка практического выполнения этого решения, вследствие неприсылки из Сената росписи городов по губерниям по новому делению. Территориальное переустройство малороссийских епархий соответственно новому переделу губерний. Прикрытие Новгород-Северской епархии (1 сент. 1797 г.), в связи с прикрытием губернии. Введение Киевской епархии в границы губернии. Преобразование Переяславского и Бориспольского коадъюторства Киевской митрополии в полусамостоятельную епархию с своими консисторией и собором в области Малороссийской губернии, разделенной между Переяславским коадъюторством и Черниговской епархией. Переименование Екатеринославской и Таврической епархии в Новороссийскую и Днепровскую, Могилевской и Полоцкой в Белорусскую и Могилевскую; введение их в границы соответствующих губерний, а Брацлавской и Подольской епархии – в границы Подольской губернии. Расширение прав старорусского и дмитровского викариев учреждением у них своих консисторий и соборов и определением им особых территорий (18 дек. 1797 г. и 5 – 13 окт. 1798 г.). Территориальное несоответствие между многими епархиями и губерниями и затруднения, происходящие от этого несоответствия при малочисленности епархий после решения Св. Синода 16 сент. 1797 г. Общий доклад св. Синода от 27 сент. 1799 г., утвержденный 16 окт. того же года, о согласовании епархиальных границ с губернскими, об изменении названий некоторых епархий соответственно губерниям и об открытии пяти новых епархий в границах губерний и викариатств. Ведомость о составе всех русских епархий, составленная в св. Синоде. Отделение С.-Петербургской епархии от Новгородской; прикрытие викариатства: Феодосийского и Моздокского. Перенесение Коломенской кафедры в Тулу и образование Тульской и Белевской епархии, вместо Коломенской в пределах Тульской губернии. Открытие вновь самостоятельных епархий: XXXII – Калужской и Боровской в границах Калужской губ. с кафедрой в Калуге, XXXIII – Пермской и Екатеринбургской – в границах Пермской губернии с кафедрой в Перми; XXXIV – Оренбургской и Уфимской, в пределах Оренбургской губернии с кафедрой в уезд. гор. Уфе; XXXV – Саратовской и Пензенской в границах Саратовской губернии с кафедрой в уезд. гор. Пензе; XXXVI – Слободско-Украинской и Харьковской в границах Слободско-Украинской губернии с кафедрой в Харькове. Их территориальное устройство и изменение территорий соседних епархий при образовании новых епархий.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

К какой группе относится раскольническая поморская секта по степени вредности для Церкви и государства? Источник В июле месяце 1888 года в Пензенскую духовную Консисторию поступило отношение из Казенной Палаты с просьбою ответить на вопрос, поставленный в заглавии настоящей статьи. В свое время, в частном письме, мы указывали те основания, которыми нужно руководиться при решении этого вопроса. Теперь же, с большею подробностью и точностью раскрыв и уяснив указанные уже нами основания этого решения, мы предлагаем их общему вниманию читателей Пензенских Епархиальных Ведомостей в той уверенности, что настоящее решение может послужить руководящим началом и при решении других, подобных настоящему, вопросов. Чтобы дать вполне удовлетворительный ответ на настоящий вопрос, нужно прежде всего заметить, что в разное время в разных законодательных инстанциях вырабатывались различные основания классификации сект по степени вредности их для государства. Так, учрежденный в 1864 году по делам о раскольниках особый комитет разделил все секты на две группы: «более вредные» и «менее вредные». К менее вредным и, следовательно, до некоторой степени терпимым отнесены одни лишь «окружники» поповщинской секты; все же остальные многочисленные секты русского раскола и сектантства отнесены к числу «более вредных». С точки зрения этой классификации поморская секта, как секта безпоповщинская, должна быть отнесена также к числу «более вредных». В 1875 году при министерстве внутренних дел была учреждена комиссия для всестороннего обсуждения мира, выработанных комитетом 1864 года. Эта комиссия отвергла классификацию сект, предложенную комитетом и, став на точку зрения государства, нашла, что вредными сектами могут быть названы только скопцы и хлысты. Все же остальные, как фактически признающие государственный порядок и подчиняющиеся его постановлениям, признаны терпимыми в государстве. С точки зрения этой классификации не только поморская, но все остальные русского раскола старообрядчества должны быть отнесены к числу «менее вредных».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/k-kakoj-...

Троицкое. Церковь Троицы Живоначальной. Церковь Святой Троицы Карта и ближайшие объекты Самый древний храм в старожильской части. Еще в 1792 году крестьяне испросили позволения на постройку храма в селе Троицкий юрт во имя Святой Троицы у Феофила, епископа Тамбовского и Пензенского. В настоящее время в этом храме находится два престола. В главном алтаре находился св. антиминс, освященный в 1835 году архиепископом Антонием, а в 1848 году был перенесен в придел, который в этом году был выстроен. А в настоящем-же алтаре на престоле находится св. антиминс, освященный в 1848 году Феогностом, епископом Острогожским. Здание храма деревянное, внутри храма стены расписаны картинами из новой и ветхой священной истории. Вокруг здания храма находится сад, а за садом раскидывается небольшая площадь, на которой к северу стоит контора волостного правления, отличающаяся внутри аккуратностью и порядком. При Троицкой церкви в старожильской части с 1837 года находилось три священника и два дьякона, а с 1860 года при этой церкви осталось два священника и один дьякон. Священники Федор Светозаров и Ларион Зеленев, дьякон Иван Абрамов. «Воронежские епархиальные ведомости». Издание 1871 г. 8 от 15 апреля. Неофициальная часть. Параграф 2. Страницы с 347-355. В 1792 году жители села Троицкого Новохоперского уезда испросили позволения епископа Тамбовского и Пензенского Феофила о постройке церкви в честь Святой Троицы. В том же году церковь была построена. В начале 20-го века было возведено новое (нынешнее) здание Троицкого храма, которое было освящено в 1914 году. В 30-е годы прошлого века храм был закрыт. Здание храма использовали как склады. Здесь же располагалось сельпо. Восстановление храма началось в 1990-е годы заботами ныне покойного Романа Глебовича Козенира, внесшего лепту и в благосостояние Воскресенского храма г. Новохоперска. Выписка с сайта Борисоглебской епархии Существовавшая ранее Троицкая церковь в селе Троицком Юрте деревянная, с приделами: с правой стороны – Покрова Пресвятой Богородицы, с левой – св. Николая чудотворца, с деревянною колокольнею и каменною оградою, построена была в 1848 г., освящена в 1849 г.

http://sobory.ru/article/?object=09130

Александр Яковлевич Рождественский – уроженец Тамбовской губернии и воспитанник Тамбовской духовной семинарии. По окончании курса наук в Киевской духовной академии, Александр Яковлевич 28 февраля 1891 года определен был учителем русского и церковно-славянского языка в Херсонском духовном училище. В 1894 году переведен на должность преподавателя словесности, логики и психологии в Кутаискую духовную семинарию. В 1899 году указом Св. Синода назначен Смотрителем Кутаиского дух. училища. 13 апреля 1903 года назначен Инспектором Кутаиской дух. семинарии, 1904 года переведен на должность Инспектора в Пензенскую дух. семинарию. Указом Св. Синода от 28 июля 1907 года перемещен на должность преподавателя Догматического, Нравственного и Основного Богословия во Владимирскую духовную семинарию. 24 сентября 1908 года Александр Яковлевич удостоен ученой степени магистра богословия за представленную диссертацию под заглавием: «Символические и богослужебные книги англиканской церкви, как выражение ее веросознания». Кроме названного сочинения Александру Яковлевичу принадлежит еще несколько научных работ, печатавшихся в академических изданиях и Владимисрких Епархиальных Ведомостях. Одна из этих работ принята во многих семинариях в качестве учебного руководства по обличению социализма. 28-го февраля 1916 года исполнилось 25 лет со времени вступления на педагогическое поприще преподавателя Догматического, Нравственного и Основного Богословия во Владимирской духовной семинарии Александра Яковлевича Рождественского. С разрешения Его Высокопреосвященства, 13-го марта в семинарской Богородицкой церкви, в присутствии преподавателей и учащихся, после Божественной литургии отслужен был благодарственный молебен, пред которым и. д. Ректора семинарии Инспектор семинарии прот. Д. Садовский обратился к Александру Яковлевичу с речью следующего содержания: «Досточтимый Александр Яковлевич! По поводу исполнившегося, 28 минувшего февраля, двадцатипятилетия службы Вашей на учебно-педагогическом поприще, ныне я имею высокую честь выразить Вам сердечные поздравления и искренние пожелания всего наилучшего от имени Его Высокопреосвященства, Благостнейшего Архипастыря нашего, который поручил мне приветствовать Вас со столь знаменательным в Вашей жизни событием.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Yako...

Архив Пн Игумен Нестор (Люберанский), избранный епископом Кузнецким и Никольским, возведен в сан архимандрита 29 марта 2014 г. 14:40 28 марта 2014 года, за Литургией Преждеосвященных Даров в Пензенском Спасо-Преображенском монастыре, митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим возвел в сан архимандрита наместника монастыря игумена Нестора (Люберанского) . За богослужением митрополиту Серафиму сослужили: и.о. секретаря Пензенской епархии , настоятель Петропавловского храма г. Пензы протоиерей Павел Матюшечкин, председатель строительного отдела епархии, настоятель Покровского архиерейского собора протоиерей Иоанн Яворский, эконом Спасо-Преображенского монастыря иеромонах Дамиан (Крыжановский), духовник обители иеромонах Агафангел (Аксенов), пензенское духовенство. По окончании Литургии митрополит Серафим поздравил отца Нестора с возведением в высокий сан. Архимандрит Нестор поблагодарил владыку Серафима, священноархимандрита Спасо-Преображенской обители, за оказанную честь и преподнес Его Высокопреосвященству Казанскую икону Божией Матери. Игумен Нестор (Андрей Иванович Люберанский) родился в 1975 г. в г. Щелково Московской обл. Окончил Московский государственный педагогический институт и Николо-Угрешскую духовную семинарию. Работал учителем математики в средней школе. Затем поступил послушником в Николо-Угрешский ставропигиальный монастырь, здесь принял монашеский постриг с именем Нестор в честь прп. Нестора Летописца. В 2007 г. был рукоположен наместником монастыря епископом Вениамином (ныне — митрополит Рязанский и Михайловский) во иеродиакона. В 2009 г. вместе с владыкой Вениамином приехал в Пензу. В июле был 2009 г. рукоположен в сан иеромонаха. В августе 2010 г. назначен наместником возрожденного Спасо-Преображенского монастыря г. Пензы, в связи с чем был возведен затем в сан игумена. Исполнял послушания председателя редакционно-издательского отдела Пензенской епархии, главного редактора журнала «Пензенские епархиальные ведомости», газеты «Пензенский православный собеседник», альманаха «Пензенский летописец», председателя епархиального суда, начальника Тихвинского скита Спасо-Преображенского монастыря на Семи Ключах.

http://patriarchia.ru/db/text/3614552.ht...

Краснослободск. Успенский женский монастырь. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Краснослободский Успенский женский монастырь — 3-го класса, общежительный. Памятник градостроительства и архитектуры XIX в. Основан в 1810 г. купцом А.Д. Муромцевым как богадельня Пензенской епархии, на западной окраине города Краснослободска, в полуверсте от него, у городского кладбища. Находился на левом берегу Мокши, у дороги на город Темников. Наиболее полные данные о монастыре дает И. Беляев в книге «Краснослободский женский монастырь», изданной в Пензенской губернской типографии в 1878 году. В истории Успенского монастыря автор выделил четыре периода жизни. Сначала это было богадельня ведомства епархиального начальства (1810-1812 гг.), потом богадельня гражданского начальства (1812-1825 гг.), затем Успенская кладбищенская богадельня «введения попечительства о бедных духовного звания (1825-1861 гг.)» и, наконец, монастырь. В 1861 году, 21 ноября (по старому стилю) монастырь торжественно открыт архимандритом саранского Петропавловского монастыря - Иоанном. Первой была пострижена в чин ангельского образа сама настоятельница монастыря Надежда Никитина с именем Олимпиады (21 ноября 1861 года), а затем (17 октября 1862 года) возведена в сан игумении. За ней были пострижены и другие старшие сестры. С ними была пострижена и дочь Абрама Дмитриевича Муромцева, Матрена Абрамовна с именем Серафимы. Нужно упомянуть это имя именно потому, что она подобно отцу принимала самое активное участие в судьбе обители. Святыни обители — иконы Божьей Матери (Феодоровская и «Отрада и Утешение») и икона святого Пантелеймона. К концу XIX в. в монастыре жили 200 монахинь. Монастырь владел 500 десятинами земли, ценными бумагами на 1,5 тысячи рублей, приносящими ежегодный доход 88,5 рублей. Беляев И. Краснослободский Успенский женский монастырь//Пензенские епархиальные ведомости. — 1878. Основан в 1810 купцом А.Д. Муромцевым как богадельня Пензенской епархии, на западной окраине города Краснослободска, в полуверсте от него, у городского кладбища.

http://sobory.ru/article/?object=37553

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010