Поддубное. Церковь Михаила Архангела. Карта и ближайшие объекты 27 ноября 2011 года в селе Поддубное (до 1964 г. село называлось Старые Домосердки) Инзенского района Архиепископ Симбирский и Мелекесский Прокл совершил освящение восстанавливаемого храма Михаила Архангела. До 26 мая 1964 года эти села имели другие названия: село Поддубное – Старые Домосердки, село Черемушки – Новые Домосердки. По сведениям Клировых ведомостей, полученных по запросу настоятеля Виктора Павельева из Пензенского госархива, церковь Архангельской Городищенской округи села Старые Домосердки была достроена и освящена в июне 1842 года, имела два престола. Первый (холодный) во имя Архангела Михаила, второй (теплый) – Святой Троицы. В 1887 году в уезде было 74 церкви, 1 мечеть, 50 школ. В истории церкви есть драматическая страница о трагической судьбе церковного старосты Семена Тимофеевича Юдина, родившегося в 1866 году в с.Старые Домосердки, проживавшего и служащего до 1937 года там же, расстрелянного 18 января 1938 года, в Крещенский праздник. Закрыли церковь перед самой войной в 1938 году, иконы разобрали по домам, говорят, что на стенах храма были удивительные росписи, библейские фрески. После закрытия церкви в 1938 году в ней долгие годы хранили зерно. Источник: http://www.simbeparhia.ru/newses/news/?ID=629 Храм во имя св. Архангела Михаила с теплым приделом во имя Святой Троицы – каменный, построен в 1842 г. Причта положено: священник, диакон и псаломщик. Земли усадебной 3 дес., пахотной и сенокосной 60 дес., в том числе 16 дес. неудобной. Жалования 168 руб., братского дохода 632 руб. Дом для священника церковный. Прихожан муж. пола 1346 душ, жен. пола 1447 душ. Приход состоит из села и деревни Новых Домосердок. В селе имеется церковно-приходская школа. «Пензенская епархия. Историко-статистическое описание» Издание Редакции Епархиальных Ведомостей. Пенза. Типография Губернского Правления. 1907 г. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=23287

Назарьевка. Церковь Троицы Живоначальной. Церковь. Не действует.   Престолы: Троицы Живоначальной Год постройки:Между 1894 и 1910. Адрес: Пензенская обл., Лунинский р-н, дер. Назарьевка Координаты: 53.608114, 44.984517 Проезд:Автотранспортом по асфальтовой дороге со стороны села Болотниково. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Храм Троицы Живоначальной, каменный, с правым приделом в трапезной во имя Архистратига Михаила Деревянная церковь во имя Архангела Михаила была построена в 1727 г. тщанием Назарьева и Панова (Попова), в 1750 (?) г. была переправлена. После постройки в 1804 г. в Мерлинке каменной церкви священноцерковнослужители были переведены туда. 23 апреля 1824 г. за ветхостью крыши запечатана и ее приход приписан к Казанской церкви с. Мерлинки. В 1828 г., как о том пишется в клировых ведомостях за 1834 г., была “уничтожена и поправлена”. В клировых ведомостях за 1857 г. она числится ветхой, а через десять лет крепкой, что свидетельствует о ее ремонте. 23 апреля 1893 г. в строительном отделении был рассмотрен проект, составленный епархиальным архитектором Эренбергом на построение вместо ветхой деревянной новой каменной церкви, но он не был утвержден как составленный крайне небрежно. Утверждение переделанного Эренбергом проекта состоялось 25 мая 1893 г. Строительство храма началось в 1894 г., в него в 1907 г. были перенесены иконостас и утварь из старой, деревянной Михайло-Архангельской церкви, сооруженной в 1727 г. Предполагалось устроить три престола, но освящены были только два: придельный в трапезной, во имя Архистратига Михаила, – 7 октября 1907 г., и главный. Священником с декабря 1889 г. по 1912 г. (?) был Александр Николаевич Дроздов, награжденный в 1891 г. набедренником, а в 1896 г. скуфьей. В 1910 г. у колокольни был выложен первый ярус, то же самое оставалось и в 1915 г. Источник: сайт Пензенской епархии Лунинское благочиние Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=20089

Капитальным трудом является его магистерская диссертация «Пророчество Наума о Ниневии». Составлен Акафист св. Симону, еп. Владимирскому и Суздальскому, Печерскому чудотворцу. Много слов и речей на разные случаи напечатаны в различных изданиях. Полный список этих трудов находится во втором томе Каталога русских архиереев за последние 50 лет за 81. ЛИТЕРАТУРА: Церковные ведомости. 1905. С. 562; 1907. С. 295; 1908. С. 179. Булгаков. С. 1401, 1408. Миссионерский календарь. 1907. С. 135. Подольские епархиальные ведомости. 1896. 43. Двадцатипятилетие службы М. В. Симашкевича. Новочеркасск, 1896. БЭЗ. Т. II. Стб. 1575, 1790–1791. БЭЛ. Т. VII. Стб. 729, 732. ПЭС. Т. XXVI. Стб. 722. ФПС I, 99. ФАМ 1. С. 50. См. Мануил. 4.370–374. [Кат-ГУБ. С. 980.] [Зеленогорский. С. 293] Родился 23/XI-1845 г. в Подольской губернии. Окончил в 1871 г. Санкт-Петербургскую духовную академию со степенью кандидата богословия. С 1871 до 1884 гг. – преподаватель Подольской духовной семинарии, с 1877 г. – протоиерей и ректор. В 1875 г. утверждён в степени магистра богословия. С 1884 г. – ректор Донской духовной семинарии. В 1904 г. принял монашество, и возведён в сан архимандрита. Рукоположен в сан епископа 29/I-1906 г., еп. Чебоксарский, вик. Казанской епархии. С 25/VII-1907 г. – еп. Пензенский и Саранский. С 1910 г. – почетный член Санкт-Петербургской духовной академии. С 06/V-1914 г. – архиепископ. С 10/I-1915 г. – архиеп. Донской и Новочеркасский. Член Священного Собора Российской Православной Церкви 1917–1918 гг. Возведён в сан митрополита не позднее 1922 г. В мае 1918 г. – председатель Юго-Восточного Русского Церковного Собора, избран председателем образованного на Соборе Высшего Временного Церковного Управления. После поражения А. И. Деникина остался в России. К 1922 г. – митрополит. Арестован в 1922 г. В 1922–1925 гг. в ссылке в Нарымском крае. В 1922 г. уклонился в обновленческий раскол. Один из основоположников григорианского раскола. С 1926 г. – григорианский митрополит Донской. Скончался без покаяния после 1928 г.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

Еп. Антоний (Смолин; 1862-1868) стал 1-м Пензенским архиереем, окончившим Пензенскую ДС. В 1866 г. учрежден ж. «Пензенские епархиальные ведомости» . При еп. Антонии завершился капитальный ремонт Пензенской ДС, начатый после пожара 1858 г. В 1868 г. в Пензенской епархии насчитывалось 816 церквей, часовен и молитвенных домов (366 каменных и 450 деревянных). Еп. Григорий (Медиоланский; 1868-1881) в 1869 г. при архиерейском доме на средства экономического управления дома открыл свечной завод, в дек. 1872 г. завод был передан в ведение духовенства епархии, после чего духовенство собрало средства и выкупило завод архиерейского дома со всем его оборудованием и товаром. В 1876 г. епархиальный свечной завод был переведен из архиерейского дома в отдельное здание. С февр. 1869 г. начали проводиться епархиальные съезды духовенства. В 1871 г. были организованы благочиннические советы (в них входили председатель-благочинный и 2 выбираемых на 3 года члена), в округах начали созывать благочиннические съезды духовенства под председательством благочинных. В 1880 г. было официально открыто Об-во взаимного вспомоществования духовенства Пензенской епархии. Еп. Григорий большое внимание уделял развитию духовного образования, деятельности церковноприходских школ, жизни мон-рей епархии и борьбе со старообрядчеством. В 1869 г. в епархии насчитывалось 105 б-к при церквах и 4 окружные благочиннические б-ки; к 1880 г. количество б-к при церквах выросло до 144, а число окружных благочиннических б-к - до 19. В 1881 г. еп. Григорий скончался и был погребен в Спасском соборе. При еп. Антонии (Николаевском; 1881-1889) с 1883 г. в Пензе священники и преподаватели духовных учебных заведений начали проводить просветительные народные чтения. В 1884 г. состоялись торжества в честь 100-летия со дня рождения еп. свт. Иннокентия (Смирнова), после к-рых еп. Антоний впервые поднял перед Синодом вопрос о его канонизации. В 1885 г. открыто миссионерско-просветительное Иннокентиевское братство при Спасском кафедральном соборе. В 1889 г. еп. Антоний скончался и был погребен в Спасском соборе.

http://pravenc.ru/text/2579938.html

Знаменское. Церковь иконы Божией Матери " Знамение " . Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Храм во имя иконы Божией Матери “Знамение” - каменный, с приделом во имя Казанской иконы Божией Матери. Первое упоминание о Знаменской церкви относится к 4 февраля 7207 (1699) г., когда по указу патриарха велено было “на попа с причетники дань положить с дворов: с попова, дьячкова, просвирницына, с 10 дворов крестьянских средних”. Храм был построен боярином князем Михаилом Григорьевичем Ромодановским. В том же году дьячек Андрей был благословлен в попы к сей церкви. Однако в ревизской сказке за 1811 г. годом постройки ее значится 1706 г. В 1752 (около 1756) г. в селе была сооружена вторая деревянная церковь – во имя свт. и чуд. Николая. Новая деревянная однопрестольная Знаменская церковь была построена и освящена в 1784 г., но в 1815 г. она сгорела, после чего престол ее, по-видимому, был перенесен в Никольскую церковь, так как в 1825 г. в селе показана только Знаменская церковь, которая в 1826 г. была “кровлею и прочими ветхостями возобновлена”. Каменный Знаменский храм был заложен в 1832 г., построен в 1842 г. тщанием графа Арсения Андреевича Закревского и освящен 6 сентября того же года при священнике Петре Васильеве. На ремонт храма прихожане в 1870 г. пожертвовали 273 руб. Боковой Казанский придел освящен в 1902 г. На устройство нового иконостаса в приделе прихожанами пожертвовано 906 руб. За побуждение их к этому священнику Алексию Дижонову была объявлена признательность епархиального начальства. В 1910 г. вдове диакона Анне Чекалиной было преподано архипастырское благословение за труды по сбору 424 руб. на украшение храма и приобретение вещей для ризницы, а землевладелице Марии Кутури – признательность епархиального начальства за пожертвование священнического и диаконского облачений на сумму 120 руб. Небольшая деревянная часовня-усыпальница. Приписная деревянная часовня-усыпальница в д. Печуевке (Рамзайка). Источник: http://inpenza.ru Храм Знамения Божией Матери с приделом в честь Казанской иконы Божией Матери каменный, теплый, построен в 1842 г. Причта положено: священник, диакон и псаломщик. Земли усадебной 4 дес., пахотной 33 дес., луговой 9 дес. Жалования священнику 90 руб., диакону 36 руб., псаломщику 24 руб., братского дохода 700 руб. Дом для священника церковный. Прихожан муж. пола 1178 душ, жен. пола 1163 души, кроме того, раскольников 33 души обоего пола. Приход состоит из села и деревень: Марфиной и Печуевки, в селе имеется земское училище. «Пензенская епархия. Историко-статистическое описание» Издание Редакции Епархиальных Ведомостей. Пенза. Типография Губернского Правления. 1907 г. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=25477

Священномученик Михаил Макаров 5 (†1918; память 16/29 июня) родился в 1881 году в семье крестьянина Пензенской губернии Петра Макарова. В 1907 году Михаил окончил Поименскую второклассную церковноприходскую школу с расширенной программой и был назначен в село Поим помощником синодального миссионера, известного тогда во многих областях православной России протоиерея Ксенофонта Крючкова. В селе Поим проживало очень много старообрядцев разных согласий, однако миссия среди отделившихся давала свои плоды – часть старообрядцев присоединялась к Церкви. С 1908 года Михаил Макаров стал исполнять и должность псаломщика в Успенской единоверческой церкви села. В 1909 году, после смерти о. Ксенофонта, Михаил был назначен помощником епархиального противораскольнического миссионера и псаломщиком Флоровской церкви в городе Курске. 28 июля 1912 года он был рукоположен во священника к Параскевинской церкви Кенорецкого погоста Каргопольского уезда Олонецкой губернии и назначен третьим епархиальным миссионером. 21 января 1914 года переведен в Вознесенскую церковь в Тюмени и назначен противораскольническим миссионером Тюменского и Ялуторовского уездов. Архиепископ Тобольский Варнава (Накропин) привлекал о. Михаила к поездкам по Тобольской епархии в качестве миссионера-проповедника, а также для произнесения проповедей при архиерейских богослужениях и во время общеепархиальных торжеств. Преемник Владыки Варнавы, епископ Гермоген (Долганёв) освободил священника от обязанностей приходского пастыря и перевел его служить в Знаменский собор в Тюмени, с оставлением за ним обязанностей епархиального миссионера, с которыми он справлялся весьма успешно. Сам о. Михаил позже писал: «С началом революции всякая миссионерская деятельность была немыслима, ограничиваясь лишь проповедью слова Божия. < ... > Мною в поездках, по благословению архипастыря, за богослужением произносились поучения миссионерского характера, велись религиозно-нравственные беседы, а также знакомство с расколом на местах в беседах с духовенством, о чем своевременно сообщалось на страницах “Епархиальных ведомостей”». Летом 1918 года о. Михаил вошел в состав епархиальной комиссии, ведшей переговоры с большевиками об освобождении епископа Гермогена, и стяжал мученический венец вместе со своим архипастырем.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/novomuch...

действует в г. Гродно особое отделение с правами епархиального училищного совета. 20 К общему числу обучающихся православных детей во всех начальных школах – 31814 – надо еще прибавить около 6000 детей, обучающихся грамоте и не показанных в ведомостях 21 10 октября 1892 г. Пензенское Иннокентиевское братство Пресвятой Богородицы соединилось с епархиальным училищным советом, приняв на себя все права и обязанности последнего 22 В числе 174 церковных школ в заведывании Полоцкого братства Св. Николая и преп. Ефросинии, как уездного отделения епархиального училищного совета, находились 23 церковные школы 24 Из членов Бакинского Кирилло-Мефодиевского братства (Грузинского братства) для заведывания церковно-приходскими школами Бакинского благочиния, образовано Бакинское отделение Грузинского отделения училищного совета 25 См., напр., отчеты за 1890 г. Владимирского Александро-Невского братства, Минского Св. Николаевского и др. 27 См. отчеты того же Нижегородского братства, стр. 57, Пермского св. Стефана, 22 стр. за 1890 г. и др. Для надлежащей постановки пения в церковно-приходских школах в Пермской епархии учитель пения (Костров) объезжает школы и, останавливаясь в каждой из них на более или менее продолжительное время, дает образцовые уроки церковного пения, формирует певческие хоры и дает практические указания лицам, призванным заниматься церковным пением в школах. – Во Владимирской епархии хоры из учеников существуют при 82 школах с участием 596 учащихся 28 См. например последние отчеты Витебского св. Владимирского братства, Виленского Св.Духовского, Пермского св. Стефана и др. О том, как практично ставится дело обучения в церковных школах, мы можем судить по примеру постановки этого дела в Александровском уезде Владимирской губернии. Александровское отделение, между прочим, сообщает, что дети выказали такое знание Евангелия, что по некоторым стихам определяли содержание целой главы. По арифметике ученики, выходящие из школы, решают любые задачи любой величины на именованные числа.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

5. Костромская а) Феодоро-Сергиевское На общем собрании братства (1 марта 1892 г.) совет предложил устроить в Костромской епархии противораскольническую миссию, состоящую из 5 миссионеров. Эта мера принята и совет постановил ассигновать из средств братства ежегодную выдачу в 600 руб. б) Александровск 1891г 90043 В 1891 году в братскую лечебницу (при Ипатьевском попечительстве) обращались: к врачам 1050 человек и к фельдшерице 770 человек; лекарств в 1891 год выдано по 1572 рецептам врачей; израсходовано на лечебницу (при даровом труде врачей) – 811 руб. 6.Могилевская Богоявленское 1891 г. 12330 7.Московская Св. Николая 8. Новгородская а) Св. Софии 15 мар. – 1891 г. – по 15 мар. 92 г 13053 Главнейшая статья расхода – поддержание церковно-приходских школ; на этот предмет израсходовано – 8672 руб. б) Св. Феодора Тирона 23 февр. 1892 г. 10. Оренбургская Михаило-Арханг 1891 г. – 11.Пензенская Иннокентиевское братство Пресвятыя Богородицы 30 мая – 1892 г. 8260 К началу октября 1892 года в кассе братства имелось 11117 руб. 57 коп. К 20 окт. т. г. 19 лиц записалось в пожизненные члены, 160 лиц – в действительные и более 100 человек в члены соревнователи. 12.Пермская Св. Стефана С 1892 г. «Пермские Епархиальные Ведомости» издаются при братстве. Всех церковных школ в заведывании братства было 249 (6068 учащихся) ученические библиотеки при школах обогатились книгами для внеклассного чтения. Основано 6 миссионерских противораскольнических библиотек. 13. Полоцкая. Св. Николая и прей. Евфросинии 31 октяб. 4987 1891 г. 5267 14. Полтавская Спасо-Преображ 1891 – 2951 1892 г. 1763 В пособие .церковным школам (за 1891 – 92 год) выдано 200 руб.; на дело христианской благотворительности израсходовано 113 руб. Всего книг разошлось 1597 экз. на сумму 320 руб. 92 коп.; из них бесплатно роздано на 17 руб. 16 коп. 15. Рижская Прибалт. Христа Спасителя 15 августа 1892 года в Пюхтицах освящен новый храм на Богородицкой горе и там же учреждена женская община и при ней школа. Иеввенское отделение приобрело 116 дес. земли с двумя домами и мельницей. Ко дню 25-ти летия деятельности братства (25 янв. 1892 г.) оно издало две брошюры: 1) «из истории православия в Прибалтийском крае» Г. А. Пассита и 2) «Очерк 25-ти летия деятельности братства»

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

Озерки. Церковь иконы Божией Матери " Знамение " . Церковь. Действует.   Престолы: " Знамение " иконы Божией Матери Год постройки:2009. Оборудована в здании дореволюционной постройки. Адрес: 412535, Россия, Саратовская область, Петровский район, село Озерки, улица Политотдельская, д. 83. Координаты: 52.00987, 45.48777 Проезд:Рейсовый междугородний автобус Саратов - Озерки. Расстояние от г. Саратова до с. Озерки 50 км. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Храм расположен в приспособленном помещении. Святыни: икона с частицей святых мощей Священномученика Константина Богородского. Село Озёрки возникло во второй половине XVIII века на почтовом тракте из Саратова в Петровск. Первыми жителями села были государственные крестьяне, выходцы из соседних Пензенской и Тамбовской губерний. Существует несколько вариантов названия села. В разных источниках встречаются названия Большие Озёрки, Никольское и Пыркино. В 1826 году тщанием прихожан в Озёрках была построена тёплая каменная церковь с колокольней, чугунной оградой и престолом во имя святителя и Чудотворца Николая. При храме также были построены дома для двух священников и псаломщика. В 1846 году открылось первое трехклассное училище, наставником которого стал местный священник. Также была открыта церковно-приходская школа при Никольском храме. В годы советской власти здание храма было разрушено. В 2007 г. в с.Озерки начала возрождаться Православная община. В 2008 г. на месте разрушенного храма был установлен Поклонный крест. В 2009 г. администрация села передала приходу здание бывшей церковно-приходской школы для размещения в нем храма в честь иконы Божией Матери «Знамение». В 2010-2011 гг. силами прихожан храма в здании была проведена необходимая реконструкция и ремонт. В 2011 г. по благословению Епископа Саратовского и Вольского Лонгина во вновь оборудованном храме начали совершаться богослужения. eparhia-saratov.ru Существовавшая ранее Николаевская церковь в селе Озерках построена была в 1829 г. на средства прихожан, зданием церковь каменная, теплая. В приходе земская школа. Дома у священников и одного псаломщика – церковные. Благочинный протоиерей Иоанн Васильевич Никольский, священник Федор Семенович Серебряков, псаломщики Николай Максимович Мещерский и Стефан Даниилович Кастальский. В приходе в селе Озерках и в деревнях: Языковке, Песчанке и Михайловке всего 771 двор, 2681 душа муж. пола, 2691 душа жен. пола. «Краткие сведения о церквах Саратовской епархии, существующих при них причтах и о прихожанах»: приложение к «Саратовским епархиальным ведомостям» 8–11, 17–24 за 1895 г. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=22037

«Эта тема в нашей семье была запретной» Беседа с Евгением Лебедевым – руководителем общества потомков репрессированных за веру Марина Бирюкова На сайте Саратовской епархии на страничке «Святые и подвижники» размещена фотография священника Александра Михайловича Лебедева. Информации о нем здесь немного: родился в 1888 году в семье священника, окончил семинарию, служил законоучителем народных училищ, затем священником в Ново-Ивановке Баландинской волости (Баланда у нас все еще Калининск), затем в Озерках Татищевского района Нижневолжского края. Арестован был в 1930 году Татищевским ОГПУ за «антисоветскую агитацию». Отбыв пятилетний срок на Беломорканале, вернулся к семье, переехавшей к тому времени в Саратов, и устроился фельдшером в городскую больницу. Но работал там недолго – умер, так и не оправившись после лагеря, в 48 лет. Не верится, но факт: я разговариваю с его внуком – учителем физики и руководителем Православно-исторического общества потомков репрессированных за веру священнослужителей и мирян «Возрождение» Евгением Леонидовичем Лебедевым. Общество было создано четыре с лишним года назад – в сентябре 2011 года. Сегодня в нем работают или с ним сотрудничают не одни только прямые потомки претерпевших за веру, но и просто люди, для которых это важно, значимо. Ведь в духовном смысле мы все – потомки наших мучеников, наследники их подвига, другой вопрос – достойные ли наследники или не очень. 1920-е гг. Православное духовенство в Соловецком Лагере Особого Назначения – Евгений Леонидович, как у вас появилась идея создать общество? Это связано с вашей собственной семейной историей? – Все началось с того, что мне удалось прочитать краткую заметку о дедушке в «Епархиальных ведомостях», издававшихся в епархии еще при архиепископе Пимене (†1993. – М.Б. ). Эта тема в семье была запретной, бабушка боялась рассказывать, она ведь сама после его ареста чудом не попала в лагерь… Когда я прочитал, что и прадед, отец деда, был священником, мне захотелось узнать что-то и о дедушкиных родителях. Пошел в архив, начал искать документы и нашел, что у прадеда, иерея Михаила Павловича Лебедева, было пять родных братьев, и четверо из них служили священниками в Саратовской епархии. Они не дожили до страшных лет, но сам отец Михаил был убит топором на пороге храма в 1906 году, во время так называемой первой русской революции. Он служил в селе Нарышкине Сердобского уезда, сейчас это Пензенская область. Подробности этого убийства мне пока неизвестны.

http://pravoslavie.ru/90367.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010