Таким образом, еще до основания крепости в Черкасском остроге, в районе современной улицы Урицкого (у железнодорожных путей), находилась деревянная Воскресенская церковь. В сочинении протоиерея Ф. П. Островидова (1795 г.р.) " О начале распространения христианства в пределах Пензенской епархии " сказано следующее: " Пенза была построена и населена в 1666 году. Что касается до церквей собственно епархиальнаго города Пензы, то первая и самая древняя церковь здесь была Воскресенская, находившаяся вблизи того места, где ныне существуеть каменная, тоже Воскресенская церковь — в слободе называемой Черкасскою. В построенной книге города Пензы о сей церкви между прочим сказано, что до населенья города Пензы, на левом берегу Суры, при впадении в оную реки Пензы, быль один только острог, составлявший небольшую слободу, населенную служилыми людьми — Черкасами. В слободе сей была сначала одна только маленькая церковь Воскресенская, а потом другая Архангельская, обе деревянныя с таковыми же колокольнями. При сих церквах были два священника Лука Стефанов и Гавриил Иванов, диакон Лаврентий Феоктистов, дьячек Григорий Вавилов, пономарь Пахом Стефанов и просвирня Устинья Андреева. Из сего видно, что церковь Воскресенская, бывшая в острот, много древнее самою города Пензы. — Кем и в каком именно году построена первая Воскресенская церковь, никаких фактов ни в церковном, ни в другом каком либо архиве не отыскано " . В 1790-х годах был построен каменный храм, но уже в начале XIX века трапезную пришлось расширить. В 1852 году она была вновь разобрана и сооружена еще больших размеров, тогда же сделали и новую колокольню. В этой церкви хранилась чудотворная икона Христа Спасителя, которая будет особо почитаться в будущем граде Пензе. В сочинении протоиерея И. П. Бурлуцкаго " Предание об иконах, в городе Пензе чтимых: Спасителя, что в Черкасской Воскресенской церкви и Казанской Божией Матери в кафедральном соборе " сказано: " Автор имел под руками рукопись, написанную около 20 лет назад Пензенским старожилом, в то время 80-ти летним старцем... Иваном Ивановым Каргополовым. В рукописи этой, составленной Каргополовым из сведений, полученных им от деда своего, Пензенскаго купца Петра Никифорова (у него была своя мельница на Хлебной площади) и из заметок на его книгах, Каргополов сообщает следующее предание: " Царь Иван Васильевич IV, идя под Казань, на том, прежде пустынном месте, где ныне существует город Пенза, нашел пикет Кубанских Татар, с женами и детьми, которые в числе 30 человек были пойманы, обнадежены в милости Царя, крещены и поселены здесь ясаком. Тогда же велено было рубить и сложить в стопу церковь, которую Царь намеревался освятить на обратном пути.

http://sobory.ru/article/?object=39857

В 1790-1799 гг., по благословению епископа Тамбовского и Пензенского Феофила, была построена колокольня нового Спасского собора. Он стал кафедральным для созданной в 1799 г. Саратовской и Пензенской епархии. В 1815 г. снесли здание Спасской соборной церкви начала XVIII в. В 1803 г. был достроен нижний этаж нового основного здания собора, в 1804 г. здесь освятили Благовещенский придел. В 1811 г. вчерне было завершено строительство верхнего этажа, в 1812 г. освятили правый нижний придел во имя великомученицы Екатерины. По распоряжению Александра I, на окончание работ было выделено 20 тысяч рублей, и 15 сентября 1821 г. наконец был освящен главный престол во имя Всемилостивого Спаса. Полностью строительство было завершено к 1824 г., когда сам император Александр посетил Пензу. С этого времени службы в Спасском соборе совершались зимой – в нижнем храме, а летом – в верхнем. В 1832 г. освятили и правый верхний придел в честь Успения Пресвятой Богородицы. В 1850-1851 г. собор был обновлен и расписан саранским художником Кузьмой Макаровым, его учениками и сыновьями, в том числе Иваном Кузьмичом, академиком живописи. 8-9 сентября 1851 г. храм вновь освятили. В 1890-1899 гг. были перестроены завершения колокольни и куполов. В соборе хранилась чудотворная Казанская икона Божией Матери, подаренная первопоселенцам Пензы в 1663 г. царем Алексеем Михайловичем, и реликвии – штандарты ополчений 1812 и 1855 годов. Под храмом нашли свое упокоение четверо пензенских архипастырей: Иннокентий (1819), Афанасий I (1826), Амвросий II (1853), Григорий I (1881) и Антоний II (1889). Над входом в усыпальницу епископа Иннокентия, в 2000 г. причисленного к лику святых, построили в 1880-1882 г. церковь во имя мучеников Евлампия и Евлампии, день памяти которых совпал с днем кончины святителя. В соборе бывали все императоры (Александр I, Николай I, Александр II, Николай II) и великие князья (Михаил Павлович, Константин Константинович, Михаил Александрович), посещавшие Пензу. Спасский собор был архитектурной доминантой, духовным центром, сердцем Пензы. Его упоминают в своих путевых записках, пожалуй, все путешественники, бывавшие в Пензе. У разных авторов, конечно, воспоминания остались разные, но обойти собор молчанием не смог ни один. Романист Михаил Загоскин в автобиографическом романе «Искуситель» (1838) вспоминает о том, как «блистала в лучах полуденного солнца глава соборной церкви нашего губернского города». А писатель-эмигрант Роман Гуль в романе «Конь рыжий» (конец 1940-х гг.) упоминает прошедший в дни Февральской революции «парад народа и войска на Соборной Площади, где в склепе хранится гробница особочтимого у пензяков архиерея Иннокентия».

http://sobory.ru/article/?object=47830

В июле-ноябре 2011 г. на московском колокололитейном заводе «Литэкс» были отлиты 13 колоколов для Спасского собора, 2 декабря владыка Вениамин освятил их, и в декабре-январе они были подняты на самую высокую в Пензе звонницу. 6 июля владыка Вениамин освятил крест на колокольню, и ровно через месяц он был поднят на многометровую высоту. 14 августа 2014 г. были освящены и подняты на храм четыре малых купола, 28 декабря – центральный купол. В настоящее время строительство собора продолжается. http://пензенская-епархия.рф/?page_id=2915 Пензенский кафедральный собор являлся великолепным памятником архитектуры эпохи классицизма, «визитной карточкой» губернии. Он был сооружен на рубеже XVIII-XIX в.в. на месте деревянной церкви, построенной в 1663 г. при основании города Пензы. Настенная живопись храма отражала всю библейскую историю. В соборе пребывала главная святыня города - чудотворная Казанская икона Божией Матери, которая была подарена граду Пензе царем Алексеем Михайловичем и по молитвам перед которой был спасен город от набега кочевников в 1717 г. Здесь же хранились и пензенские реликвии – штандарты народных ополчений 1812 и 1855 г.г. Кафедральный собор посещали августейшие особы: великий князь Михаил Павлович, Александр I, Николай I, Александр II, Николай II и великий князь Михаил Александрович. Здесь нашли упокоение пензенские епископы, особо почитаемые в народе. В 1918 г. Спасский кафедральный собор был захвачен обновленцами, в 1923 г. передан советской власти, а в 1934 г. разрушен. С 2010 г. по настоящее время воссоздание собора осуществляется совместными усилиями Администрации области и Пензенской епархии. К началу 2016 г. проведены основные восстановительные работы по воссозданию стен, установке куполов, устройству кровли собора и колокольни, а также внешней отделке собора. За счет средств регионального бюджета был выполнен комплекс работ: земляные работы, устройство фундамента, возведение монолитных конструкций, стен, перекрытий, устройство кровли, внутренняя штукатурка стен, внутреннее электроснабжение, канализация, воссоздание внутренней и внешней отделки, декоративные элементы фасада, вентиляция, отопление, тепло- и холодоснабжение, пожарная сигнализация, сети ЛВС, видеоконтроля и автоматики, благоустройство.

http://sobory.ru/article/?object=24464

Пензенская область Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Православие в Пензенской области [ править править код ] Православные храмы на территории современной Пензенской епархии появились в первой половине XVII века. Первоначально они входили в состав Рязанской и Московской Патриаршей епархий. В 1636 г. был основан город Нижний Ломов. В 1643 г. близ него на источнике явилась Казанская икона Божией Матери, а в 1648 г. был основан мужской монастырь — первая обитель на территории современной Пензенской епархии. В 1663 г. был основан город-крепость Пенза. В благословение первопоселенцам царь Алексей Михайлович даровал список с Казанской иконы Божией Матери, ставший главной святыней Сурского края. В 1682-1699 гг. западная часть территории относилась к Тамбовской епархии. В XVIII веке пензенские храмы входили в состав Синодальной области и Казанской епархии, затем перешли в ведение астраханских и суздальских архиереев. В 1758 г. была восстановлена Тамбовская епархия, в которую вошла основная часть территории современной Пензенской области. Титул управляющих епархией звучал как «Тамбовский и Пензенский». Самостоятельная епархия с местопребыванием правящего архиерея в Пензе была образована по указу императора Павла I 16/27 октября 1799 г. как Саратовская и Пензенская. Первым ее управляющим стал епископ Гаий (Такаов, 1750-1821). В виду отсутствия подходящего помещения в Саратове, он поселился в Пензе. С 4 декабря 1803 г. епархия именовалась Пензенской и Саратовской. 12 ноября 1828 г. из состава Пензенской и Саратовской епархии была выделена самостоятельная Саратовская и Царицынская епархия; архиереи города на Суре стали именоваться Пензенскими и Саранскими, а территория епархии в последующие сто лет совпадала с границами Пензенской губернии. В 1819 г. в течение семи месяцев Пензенскую кафедру занимал святитель Иннокентий (Смирнов; 1784-1819) . Несмотря на крайне непродолжительное пребывание в Пензенской кафедре, он остался в народной памяти как самый выдающийся архипастырь, и в 2000 г. был причислен к лику святых.

http://azbyka.ru/palomnik/Пензенская_обл...

Коповка. Церковь Богоявления Господня. Церковь. Действует.   Престолы: Богоявления Господня Год постройки:не позже 1900. Адрес: Россия, Пензенская область, Вадинский район, село Коповка Координаты: 53.560964, 43.14673 Проезд:От г.Пенза на маршрутном или рейсовом автобусе до с.Рахмановка (далее порядка 7 км на попутном транспорте) Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Первая деревянная Богоявленская церковь, с приделом во имя Трех Святителей – Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, была построена и освящена в 1756 г. В 1812 г. открыт второй штат. 6 июня 1835 г. церковь вместе с селом сгорела, сохранились лишь царские двери и резные изображения распятия Спасителя и двух ангелов. Вместо нее была вначале поставлена часовня, а в 1839 г. другой деревянный храм, главный престол которого был освящен в 1846 г., а придельные (во имя Казанской иконы Божией Матери и во имя Трех Святителей) – в 1840 и 1842 гг. Трапезная этого храма со временем была расширена боковыми пристройками и за счет соединения ее с отдельно стоящей колокольней. В 1846 г. второй штат был закрыт, а в 1860 г. вновь открыт. В 1842 г. священником был рукоположен окончивший ПДС Михаил Никитич Львов, неоднократно получавший за заботу о храме признательность епархиального начальства, выбывший в 1867 г. на протоиерейское место в Мокшан. С 1875 по 1887 г. священником служил Илья Петрович Богоявленский, который отличался любовью к благолепию храма. В 1866 г. в память о спасении государя императора от руки злодея прихожане сделали пожертвование в храм, на которое приобретены облачения для священника и диакона стоимостью 105 руб. 50 коп., покрашены стены внутри церкви и написана наровчатским мещанином икона св. блгв. кн. Александра Невского за 350 руб. Проект на постройку каменного храма утвержден 11 марта 1885 г. (по образцу одного из пензенских Он строился с 1 октября 1885 по 1900 г. на средства прихожан и других благотворителей и тщанием священника Николая Алексеевича Чукаловского, перемещенного к сему храму в 1890 г. из с. Оброчного Краснослободского у. и в 1907 г. назначенного протоиереем в Мокшан. На сооружение храма пошло более 60 тыс. руб. Главный его престол освящен 10 октября 1904 г., боковые – 18 сентября 1906 г. Резной позолоченный иконостас для главного алтаря выполнил пензенский мастер Андреев за 14, 5 тыс. руб., иконы для него писались в Москве и Пензе. Вокруг церкви на каменном фундаменте была устроена железная ограда “с чугунными столбами и орнаментами”. Старая деревянная церковь была продана в с. Ключи того же уезда. Почитаемые иконы Божией Матери: “Скоропослушница” с Афона, “Знамение” и “Всех скорбящих Радость” из Понетаевского монастыря.

http://sobory.ru/article/?object=02578

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Икона Пресвятой Богородицы " Казанская Пензенская " Описания иконы Описание иконы Казанская Пензенская Источник: Диск " Православный церковный календарь 2011 " издательства Московской Патриархии Казанская икона Божией Матери была пожалована царем Алексеем Михайловичем (1645–1676) в благословение городу Пензе при его основании в 1666 году. От Москвы до самой Пензы образ несли на руках и поместили в городскую соборную церковь. Притекавшие с верой к этой иконе всегда получали помощь в различных нуждах. Чудотворной иконе Пресвятой Богородицы Пенза обязана своим спасением от врагов. Накануне 4 августа 1717 года во время нашествия кочевавших в астраханских и саратовских степях ногайских татар (так называемый «кубанский погром»), когда не оставалось надежд на спасение города, все жители собрались в собор на бдение, которое не прерывалось всю ночь. Утром икону с крестами и хоругвями вынесли на крепостной вал и начали петь акафист. Когда ногайцы пошли на приступ, лик Божией Матери потемнел и святая икона отвернулась от врагов. Во время чтения молитвы в татарском стане произошло смятение, и они бежали. В конце XIX века этой иконе было установлено празднование 4 августа. На всенощн[...] Икона Казанская Пензенская - описание Источник: Сайт " Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы " , автор - Валерий Мельников КАЗАНСКИЙ образ Пресвятой Богородицы, подаренный пограничной Пензе царём Алексеем Михайловичем при основании города. Прославилась в 1717 году чудесным спасением Пензы от опустошительного нашествия кочевников. Ногайская орда совершила рейд в глубь России, разоряя все населённые пункты по пути следования. Пензенский гарнизон не располагал достаточными силами для обороны, поскольку Пётр I переселил казаков на новые границы империи, расширившейся в результате азовских походов. Совершив неудачный штурм, кочевники взяли Пензу в осаду. Несмотря на отбитую атаку, крепость не могла вынести продолжительной блокады. Накануне 4 (17) августа 1717 года, когда не оставалось надежд на спасение города, все жители собрались в собор на бдение, которое не прерывалось всю ночь. Утром на крепостной вал вынесли Казанскую икону Пресвятой Богородицы и начали петь акафист. Когда ногайцы пошли на приступ, лик Божией Матери потемнел, и святая икона отвернулась от врагов. Во время чтения молитвы в татарском [...]

http://pravicon.com/icon-147

Икона Казанская Пензенская - описание Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте / конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Икона Казанская Пензенская - описание Эта страничка относится к разделу   Икона Пресвятой Богородицы Казанская Пензенская КАЗАНСКИЙ образ Пресвятой Богородицы, подаренный пограничной Пензе царём Алексеем Михайловичем при основании города. Прославилась в 1717 году чудесным спасением Пензы от опустошительного нашествия кочевников. Ногайская орда совершила рейд в глубь России, разоряя все населённые пункты по пути следования. Пензенский гарнизон не располагал достаточными силами для обороны, поскольку Пётр I переселил казаков на новые границы империи, расширившейся в результате азовских походов. Совершив неудачный штурм, кочевники взяли Пензу в осаду. Несмотря на отбитую атаку, крепость не могла вынести продолжительной блокады. Накануне 4 (17) августа 1717 года, когда не оставалось надежд на спасение города, все жители собрались в собор на бдение, которое не прерывалось всю ночь. Утром на крепостной вал вынесли Казанскую икону Пресвятой Богородицы и начали петь акафист. Когда ногайцы пошли на приступ, лик Божией Матери потемнел, и святая икона отвернулась от врагов. Во время чтения молитвы в татарском стане произошло смятение, и они бежали. В конце XIX века этой иконе помимо общецерковного празднования было установлено местное празднование ­– 4 августа (17 августа по новому стилю). В настоящее время чудотворный образ пребывает в пензенском Митрофаньевском храме. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II с 2006 года празднование Пензенского образа Казанской иконы Божией Матери включено в общецерковный календарь. Источник: Сайт " Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы " , автор - Валерий Мельников Статья опубликована участником [ tol ] 2012-05-30. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Икона Пресвятой Богородицы Казанская Пензенская " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/info-348

Описание иконы Казанская Пензенская Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте / конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Описание иконы Казанская Пензенская Эта страничка относится к разделу   Икона Пресвятой Богородицы Казанская Пензенская Казанская икона Божией Матери была пожалована царем Алексеем Михайловичем (1645–1676) в благословение городу Пензе при его основании в 1666 году. От Москвы до самой Пензы образ несли на руках и поместили в городскую соборную церковь. Притекавшие с верой к этой иконе всегда получали помощь в различных нуждах. Чудотворной иконе Пресвятой Богородицы Пенза обязана своим спасением от врагов. Накануне 4 августа 1717 года во время нашествия кочевавших в астраханских и саратовских степях ногайских татар (так называемый «кубанский погром»), когда не оставалось надежд на спасение города, все жители собрались в собор на бдение, которое не прерывалось всю ночь. Утром икону с крестами и хоругвями вынесли на крепостной вал и начали петь акафист. Когда ногайцы пошли на приступ, лик Божией Матери потемнел и святая икона отвернулась от врагов. Во время чтения молитвы в татарском стане произошло смятение, и они бежали. В конце XIX века этой иконе было установлено празднование 4 августа. На всенощном бдении положено величание: «Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтем образ Твой святый, имже избавихомся от поганых нашествия». Источник: Диск " Православный церковный календарь 2011 " издательства Московской Патриархии Статья опубликована участником [ tol ] 2012-05-30. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Икона Пресвятой Богородицы Казанская Пензенская " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/info-81

(К. П. и.). В Пензу, основанную в 1663 г. при впадении р. Пензы в Суру как город-крепость в оборонительной Симбирской линии между Волгой и Сурой, царем Алексеем Михайловичем в 1666 г. была послана Казанская икона Божией Матери из царских чертогов. Свидетельство об этом из «строельной» книги Пензы (где содержались данные об основании города и о его первых поселенцах) приводит занимавшийся историей пензенских святынь прот. Иаков Бурлуцкий. Для принятия дара царя в Москву отправилась депутация, к-рая, по преданию пензенских старожилов, несла икону на руках. Жители Мокшана, В. и Н. Ломова, Саранска при приближении иконы выходили ей навстречу, множество народа встречало ее в Пензе. Под предводительством пензенского духовенства икона была внесена в кафедральный Спасский собор. В 1676-м - 80-х гг. XVII в. была выстроена Пензенская засечная черта, однако в 1717 г. ногайские татары, к-рых по их основному кочевью на Кубани называли кубанцами, вновь подступили к Пензе (старожилы именовали события 1717 г. «Кубанским погромом»). Освобождение города совершилось благодаря заступничеству Казанской иконы Божией Матери, с этого времени началось ее особенное почитание в Пензе. В б-ке Спасского собора хранилась писанная полууставом рукопись, где описывалось это событие. Оно изложено в рукописи прот. Иакова Бурлуцкого 50-х гг. XIX в. (ГА Пензенской обл. Ф. 182. Оп. 1. Д. 2255. Л. 7-15 об.). Жители Пензы и уездные дворяне со своими людьми несколько дней отражали атаки неприятеля на крепостном валу, их силы слабели, правительственные войска на помощь не подходили. По городу пронеслась весть, что 4 авг. кубанцы решили выжечь Пензу. Накануне все жители собрались в Спасском соборе искать защиты у Богородицы перед Ее Казанской иконой. Слезные молитвы не прекращались всю ночь. Утром пришло известие, что начался приступ города. Тогда К. П. и. с крестами и хоругвями была вынесена на площадь к Никольским воротам. Началось молебное пение, сопровождаемое общим плачем. Вдруг лик Богородицы на иконе почернел и в Ее глазах появились слезы.

http://pravenc.ru/text/1320206.html

Елисарова и П. Андреева, от казни пугачёвским «фельдмаршалом» яицким казаком Ф. Чумаковым. О чуде исцеления пензенского губернатора тайного советника Ф. Л. Вигеля (когда у него уже начиналась предсмертная икота) рассказала прот. Иакову Бурлуцкому его дочь, 80-летняя Е. Ф. Вигель. По благословению еп. Пензенского Гаия (Такаова; впосл. архиепископ Астраханский и Ставропольский) в дом по просьбе жены больного тайной советницы М. П. Вигель крестным ходом при колокольном звоне из Спасского собора была принесена К. П. и. После освящения воды смоченную повязку положили на голову больного. Проснувшись, он попросил чая и благодарил Царицу Небесную за облегчение, а вскоре выздоровел. В благодарность за исцеление М. П. Вигель сделала на К. П. и. серебряный позолоченный оклад с бриллиантами. На посаде в Пензе, на правом берегу р. Пензы, близ 1-го деревянного моста, видимо, уже во 2-й пол. XVII в. существовал деревянный храм в честь Казанской иконы. В 1703 г. по челобитью пензенцев он был выстроен заново, в 1757 г., после пожара, заменен каменным (типа восьмерик на четверике), трапезная и колокольня его перестроены во 2-й пол. XIX в. (разрушен в 30-х гг. XX в.) ( Кашаев П. В. Правосл. храмы Пензы. Пенза, 1994. С. 11-12). При Казанском храме существовала самая старая в Пензе богадельня для вдов и сирот духовного звания. Ныне К. П. и. является символом Пензы. На медали, посвященной 200-летию Пензенской епархии (основана в 1799), на одной стороне помещено изображение Спасского кафедрального собора, на другой - К. П. и. По указу Патриарха Московского и всея Руси Алексия II празднование К. П. и. в 2004 г. было определено внести в общецерковный календарь (в календаре РПЦ МП упоминание о К. П. и. под 8/21 июля появилось в 2006, с 2012 указано также празд. иконе 4/17 авг.). Арх.: Бурлуцкий И., прот. О святых иконах, пользующихся особым чествованием народа. 2. Чудотворная икона Божией Матери Казанския в Пензенском Кафедральном Соборе: Ркп.//ГА Пензенской обл. Ф. 182. Оп. 1. Д. 2255. Лит.: [Казанский П.

http://pravenc.ru/text/1320206.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010