30 июля 1968 г. архиеп. Феодосий (Погорский) был определен на Ивановскую кафедру, а с Ивановской кафедры на Пензенскую переведен еп. Поликарп (Приймак). 16 дек. 1969 г. еп. Поликарп был отправлен на покой, на Пензенскую кафедру определен Ростовский архиеп. Иларион (Прохоров). Уполномоченный Совета по делам религий по Ростовской обл. направил в Пензу характеристику архиеп. Илариона как «активного церковника, разжигающего религиозный фанатизм», а также поступавшие на него в связи с этим жалобы. 25 июня 1970 г. архиерей был отправлен на покой. В тот же день на Пензенскую кафедру назначен Венский еп. Мелхиседек (Лебедев; с 9 сент. 1976 архиепископ). Архиерей ввел обычай чтения акафиста Пресв. Богородице перед Ее чудотворной Пензенской Казанской иконой. В 1970-1974 гг. в Советский фонд мира Пензенская епархия перечислила более 1,5 млн р., а за 11 месяцев 1975 г.- более 311 тыс. р. В связи с этим 30 июля 1976 г. еп. Мелхиседек был награжден почетной грамотой фонда. Также крупные суммы Пензенская епархия отчисляла на охрану и восстановление памятников истории и культуры. 10 окт. 1978 г. архиеп. Мелхиседек был назначен на Берлинскую кафедру, епископом Пензенским определено быть архим. Серафиму (Тихонову). Его архиерейская хиротония состоялась 18 окт. того же года. В 1985 г. еп. Серафима наградили почетной медалью Правления Советского фонда мира. Е. П. Белохвостиков,Л. А. Королёва, М. М. Э. Пензенская епархия во 2-й пол. 80-х гг. XX в.- 2019 г. В период управления еп. Серафима (с 5 апр. 1990 архиепископ) Пензенской епархией началось возрождение церковной жизни. К 1988 г. в Пензенской обл. действовали 27 приходов. В июле того же года в Пензе масштабно, с участием представителей гражданской власти, отпраздновали 1000-летие Крещения Руси. Вскоре начался процесс возвращения верующим зданий храмов и монастырских построек. Первыми в 1989 г. были переданы правосл. общинам Покровская ц. в Пензе, Вознесенская ц. в Кузнецке, Боголюбская ц. в с. Маис Никольского р-на, а также комплекс Наровчатского Троице-Сканова мон-ря.

http://pravenc.ru/text/2579938.html

С начала активного освоения русскими территории совр. Пензенской обл. в кон. XVI - нач. XVII в. регион в церковном отношении подчинялся Патриаршей области , в 1721-1742 гг. входил в состав Синодальной области , в 1742 г. был включен в состав Московской епархии . По решению Синода от 26 мая 1749 г. Краснослободская десятина передана Владимирской епархии (см. ст. Владимирская и Суздальская епархия ), Пензенская, Саранская и Инсарская десятины - Нижегородской епархии (см. ст. Нижегородская и Арзамасская епархия ), Верхне- и Нижнеломовская, Керенская десятины - Суздальской епархии . 16 окт. 1749 г. Пензенская десятина включена в состав Астраханской епархии (см. ст. Астраханская и Енотаевская епархия ), в 1750 г. туда же отошел Мокшан с приписными церквами. В 1758 г. большая часть территории региона вошла в состав возобновленной Тамбовской епархии (см. ст. Тамбовская и Рассказовская епархия ). В 1764 г. Нижегородской епархии передан Саранск. На протяжении 70-80-х гг. XVIII в. нек-рые села перераспределялись между епархиями. К 1788 г. храмы и мон-ри региона относились к юрисдикции Тамбовской, Астраханской, Казанской (см. ст. Казанская и Татарстанская епархия ), Нижегородской и Рязанской епархий. К кон. XVIII в. территория региона была разделена между Тамбовской, Нижегородской, Астраханской и Рязанской епархиями. Пензенская епархия в 1799 г.- нач. XX в. Самостоятельная Саратовская и Пензенская епархия была создана согласно резолюции имп. Павла I Петровича на докладе Синода от 16 окт. 1799 г. (ПСЗ. Т. 25. С. 813, 815-816, 818. 19156). В новую епархию из состава Астраханской епархии отошли 267 церквей, из состава Тамбовской епархии - свыше 300 церквей. Первый епископ Саратовский и Пензенский Гаий (Такаов ; 1799-1808, впосл. архиепископ) получил распоряжение пребывать в Пензе, где имелся пустовавший после упразднения Пензенской губ. в 1797 г. наместнический дом. В 1801 г. Пензенская губ. была восстановлена, 4 дек. 1803 г. епархия стала именоваться Пензенской и Саратовской, до 1828 г. в ее состав входили Пензенская и Саратовская губернии. На момент основания в Пензенской епархии было 615 приходских церквей, 11 мон-рей, включая нештатные (из них 8 мужских и 3 женских), ок. 2,5 тыс. священно- и церковнослужителей, ок. 1,7 млн прихожан.

http://pravenc.ru/text/2579938.html

Еп. Гаий (Такаов) вскоре по приезде в Пензу приспособил для нужд архиерея и духовной консистории пустовавший наместнический дом, продолжил строительство Спасского кафедрального собора, заложенного в 1790 г. еп. Тамбовским и Пензенским Феофилом (Раевым). В 1803 г. освящен нижний (Благовещенский) придел собора. В 1800 г. в Пензе открылась духовная семинария (до 1803 именовалась Саратовской). При еп. Моисее (Близнецове-Платонове ; 1808-1811) в 1808 г. в Казанской иконы Божией Матери Нижнеломовском мужском монастыре открылась «русская школа», впосл. преобразованная в Нижнеломовское (Тихоновское) ДУ. Еп. Моисей приобрел на юж. окраине Пензы участок земли под буд. архиерейский сад. Спасский кафедральный собор в Пензе. 1800–1824 гг. Взорван в 1934 г. Фотография. Нач. XX в. Спасский кафедральный собор в Пензе. 1800–1824 гг. Взорван в 1934 г. Фотография. Нач. XX в. Еп. Афанасий (Корчанов (Корчан); 1811-1819) стал 1-м Пензенским архиереем, начавшим противодействовать старообрядчеству (особенно в пределах Саратовской губ., на Иргизе (см. ст. Иргизские монастыри )), лично составлял полемические сочинения. Во время Отечественной войны 1812 г. в храмах епархии собирали пожертвования на создание народного ополчения и в помощь беженцам. В ознаменование победы над Наполеоном I Бонапартом 30 авг. 1815 г. в Саратове был заложен собор во имя блгв. кн. Александра Невского. При еп. Афанасии в епархии возвели и перестроили более 40 храмов. Архиерей стал 1-м вице-президентом Пензенского и Саратовского отд-ний Российского библейского общества . 21 июня 1819 г. в Пензу прибыл смертельно больной еп. свт. Иннокентий (Смирнов) . В течение недолгого пребывания на кафедре он активно занимался епархиальными делами: рассмотрел неск. сотен консисторских дел, наложил на них ок. 900 резолюций, организовал ремонт архиерейского дома, учредил комитет по строительству пензенского Спасского кафедрального собора, состоявший из представителей духовенства, дворянства и купечества. Архиерей лично экзаменовал ставленников, совершил ок. 30 диаконских и священнических хиротоний, в авг.-сент. 1819 г. предпринял поездку по епархии (в частности, посетил Саратов), после чего выступил с инициативой перевода Евангелия на мордов. язык. Еп. свт. Иннокентий скончался 10 окт. 1819 г. и был погребен в Спасском кафедральном соборе.

http://pravenc.ru/text/2579938.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАСТОРСКИЙ Алексей Васильевич (17.01.1869, Кострома - 10.09. 1944, Москва), регент, организатор регентско-учительских и хоровых курсов, композитор, преподаватель церковнопевч. и музыкально-теоретических дисциплин, автор методических работ по церковному пению. В 1881-1887 гг. обучался в Казанской ДС, в 1892-1897 гг.- в регентском классе Придворной певческой капеллы как вольнослушатель, занимался композицией у Н. А. Римского-Корсакова . Имея большие муз. способности, самостоятельно изучил ряд предметов, преподаваемых в консерватории. С 1889 г. (до 1920) работал в Пензе в учительской семинарии, с 1898 г.- в ДС, одновременно был регентом Петропавловской ц., с 1891 по 1912 г. (с перерывом на годы учебы) - регентом архиерейского хора. В 1918-1922 гг. один из организаторов и преподаватель пензенской Народной консерватории, созданной на базе муз. классов (училища) Пензенского отделения Императорского Русского муз. об-ва. В 1922 г. основал Красноармейскую хоровую студию. В 1928-1935 гг. жил в Сухуме, с 1930 г. преподавал в Сухумском муз. техникуме. В 1935 г. переехал в Москву, с 1937 г. преподавал в Гос. музыкально-инструкторском техникуме им. Октябрьской революции (с 1942 Музыкальное уч-ще им. Октябрьской революции, ныне Московский гос. ин-т музыки им. А. Г. Шнитке). А. В. Касторский. Фотография. Нач. ХХ в. А. В. Касторский. Фотография. Нач. ХХ в. Как преподаватель К. был деятельным пропагандистом хорового искусства. Среди его учеников - буд. организаторы хоровых коллективов Пензенского края, известные музыканты и исследователи: И. П. Пономарьков - хормейстер, музыковед и композитор, сначала учитель в с. Рузаевка (ныне город в Мордовии), затем хормейстер оперного театра, преподаватель педагогического ин-та и муз. уч-ща в Пензе, впосл. профессор Московской гос. консерватории, дирижер Государственного хора СССР; А. В. Никольский - историк церковного пения, профессор Московской консерватории; И. М. Скобцов - оперный певец (бас), солист Большого театра.

http://pravenc.ru/text/1681335.html

3326 Епископ Прилукский, викарий Полтавской епархии. Прибыл в Пензу и вступил в управление епархией 23.02(08.03)1918 (телеграмма Патриарху Св. Тихону – РГИА ф. 831, оп. 1, д. 125, л. 14). Был заготовлен указ 1415 от 26.02(11.03)1918 за подписью митрополита Новгородского Арсения (Стадницкого) об освобождении епископа Феодора от управления Пензенской епархией и назначении временно управляющим епископа Челябинского Серафима, но он был задержан в силу резолюции Патриарха Св. Тихона: «Пр указы не посылать, а также задержать посылку указа и выписку по сему делу. П. Т.» (РГИА ф. 831, οп. 1, д. 125, л. 13). По ММЛ Каталог... «...был прислан на борьбу с «Народной» Церковью, которую организовал в Пензе еп. Владимир (Путята), но не вынес натиска со стороны последнего и умер от разрыва сердца в вагоне...» (сомнительно). 3328 Архиепископ с 1918 г. (?). 29.09(12.10)1918 был арестован в Пензе. 10(23)02.1920 избран Собором Латвийской Православной Церкви ее предстоятелем. В 1920 г. – в заключении. 3329 Епископ Краснослободский, викарий Пензенской епархии. Был временно управляющим 07.1917 (рапорт Св. Синоду – РГИА ф. 831, оп. 186, д. ?, л. 113–115). 3333 Назначение – РГИА ф. 831, οп. 1, д. 218, л. 155. На епархии не был. Назначение вскоре отменено. Вторая дата – РГИА ф. 831, оп. 1, д. 218, л. 235. 3335 Вторая дата – дата ареста. В августе 1927 года был осужден. Вернулся (из ссылки?) через полтора года. Далее см. Саранская. 3336 Вторая дата – дата формального определения на покой, когда иерарх находился в заключении. Арестован в кон. 1929 г. В январе 1930 года осужден на 10 лет ИТЛ. В заключении повторно осужден и расстрелян 18(31)08.1937. По ММЛ РПИ, практически епархией не управлял с 31.12.1930(13.01.1931). 3338 Выпускник Казанской Духовной Академии, затем – преподаватель истории. В 1918–1919 гг. – инструктор политотдела Донской Северо-Кавказской дивизии Красной Армии. Затем – инструктор дошкольного воспитания в г. Саратов. В 1921 г. – священник, в 1934 г. – иеромонах. Вторая дата – определение «на покой», вероятно, после ареста. Расстрелян 22.08(04.09)1937. По ММЛ РПИ, практически епархией не управлял с сентября 1936 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Активная деятельность свящ. А. П. Петина вызывала беспокойство у властей, к-рые к тому времени уже не поддерживали обновленцев и преследовали их наравне со священнослужителями канонической Церкви. В сер. 1931 г. Казанский храм закрыли под предлогом нарушения норм пожарной безопасности. В июне свящ. Петин был переведен в обновленческую Покровскую ц., после ее закрытия в окт. того же года - в Успенскую ц. на Мироносицком кладбище, единственный храм, оставшийся в Пензе у обновленцев. Был возведен в сан протоиерея. При Успенском храме образовалась общегородская обновленческая община, однако прот. А. П. Петин сохранил своих почитателей из числа бывш. прихожан Казанского храма, что вызывало недовольство остального клира. Летом 1932 г. обновленческий синод, разобрав ситуацию, принял решение перевести прот. А. П. Петина из Пензы, предполагая в дальнейшем его епископское служение. 18 июня 1932 г. синод предложил обновленческому Ленинградскому областному митрополитанскому церковному управлению (ЛОМЦУ) рассмотреть кандидатуру прот. А. П. Петина на архиерейскую кафедру в г. Ст. Русса. 9 июня он был предложен ЛОМЦУ в качестве кандидата на обновленческую Новгородскую кафедру, 3 авг.- на Псковскую кафедру. 25 авг. синод принял решение о назначении прот. А. П. Петина правящим епископом обновленческой Уральской епархии. Были определены дата и место его епископской хиротонии: 11 сент. 1932 г. в обновленческом Никольском синодальном соборе Москвы. Хиротонию должен был возглавить председатель синода обновленческий «митрополит Московский и Тульский» Виталий (Введенский; впосл. архиепископ РПЦ) . Однако обновленческий «митрополит Пензенский» Николай Федотов подал в синод рапорт с просьбой оставить прот. А. П. Петина в Пензе «для успокоения преданной ему группы верующих». В Москву прибыла делегация пензенских прихожан с просьбой не лишать их пастыря. 7 сент. 1932 г. обновленческий синод принял решение отменить указ о назначении прот. А. П. Петина на Уральскую кафедру. Он остался на занимаемой должности в пензенском Успенском храме. В дальнейшем обновленческий синод рассматривал вопрос о назначении его на Семипалатинскую и Козловскую кафедры, но так и не принял решения.

http://pravenc.ru/text/2577553.html

В Пензенской митрополии начались торжества, посвященные 200-летию преставления святителя Иннокентия Пензенского 25 марта 2019 г. 12:06 24 марта 2019 года, в Неделю 2-ю Великого поста, празднование памяти святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалонитского, митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим совершил Божественную литургию святителя Василия Великого в кафедральном соборном храме Успения Пресвятой Богородицы в Пензе. За Литургией Его Высокопреосвященству сослужили настоятель Успенского кафедрального собора г. Пензы протоиерей Сергий Лоскутов, настоятель Покровского собора г. Пензы протоиерей Иоанн Яворский, настоятель Петропавловского храма г. Пензы протоиерей Павел Матюшечкин, первый проректор Пензенской духовной семинарии протоиерей Николай Грошев, протоиерей Владимир Ольхов, иерей Сергий Червяков, ключарь Успенского собора иерей Виктор Сторожев, протодиакон Дионисий Сушко, протодиакон Владимир Красненков, протодиакон Константин Кузьминых, диакон Дионисий Коротнев. Богослужебные песнопения исполнили хор Пензенской духовной семинарии под управлением регента Надежды Грошевой и Архиерейский детский хор под управлением регента Марины Никитиной. Проповедь перед причастием произнес иерей Виктор Сторожев. По завершении Литургии состоялся молебен перед ракой с мощами святителя Иннокентия Пензенского. Затем митрополит Серафим обратился к пастве со словом проповеди. Глава Пензенской митрополии напомнил, что 14 марта (по н.ст.) 1819 года, в Неделю святителя Григория Паламы, в Казанском соборе Петербурга во епископа Пензенского и Саратовского был рукоположен архимандрит Иннокентий, ныне известный как святитель Пензенский Иннокентий. Его Высокопреосвященство поздравил верующих с началом торжеств, посвященных памяти святителя Иннокентия, и рассказал о торжественных мероприятиях, которые запланированы в Пензенской епархии в 2019 году по этому поводу. Завершатся празднества 23 октября, когда будет отмечаться 200-летие со дня преставления святителя Иннокентия Пензенского. Святитель Иннокентий Пензенский (в миру Иларион Дмитриевич Смирнов) родился 30 мая 1784 года в селе Павлово Богородского уезда Московской губернии. Известен как богослов, публицист, проповедник, церковный историк, педагог, противник мистицизма и масонства. В 1819 году — епископ Пензенский и Саратовский. Скончался в Пензе 10 октября 1819 года (по старому стилю). Причислен к лику святых Русской Православной Церкви на Юбилейном Архиерейском Соборе в августе 2000 года. 24 октября 2000 года его мощи были обретены и перенесены в Успенский кафедральный собор города Пензы . Пензенская епархия /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

В ближайшее время я к нему буду опять стучаться. Послал письмо Патриарху по почте заказным. Не знаю, дойдёт ли? Был у меня на днях племянник митрополита Кирилла, некто Зенкевич 107 , староста церкви Смоленского кладбища. Митрополит Кирилл ему пишет, причём последние известия от него таковы, что его выселение в Соловки ограничено пятью годами, но он рассчитывает на амнистию. Сейчас у меня был Коля Ваш. Передал письмо от О[льги] Мих[айловны], у которой сильно больна мать. Итак, сегодня – две оказии из Новгорода. Можно наладить очень частые сношения, которые, конечно, не могут, однако, заменить непосредственных. Надеюсь, что Вы постараетесь приехать сюда после праздника св. Никиты. Это было бы и для Вас приятным отвлечением от новгородского однообразия. Очень рассчитываю на это, могли бы послужить вместе в Казанском соборе. Сейчас, после двенадцатичасового промежутка, присаживаюсь кончать это письмо. Четыре с половиной часа утра. Иду совершать утреню Великой Субботы, которая в соборе начинается в пять часов. Благословите. Мысленно нахожусь с Вами в молитвенном общении. Как мне говорил о. Валентин, здесь всё напечатанное красным шрифтом поётся без пропусков. Но едва ли будет так хорошо, как у нас бывало, особенно когда о. Павловский пел известные стихи в трио… Когда получите эти строки – будет благовременно сказать Вам: «Христос Воскресе! Воистину Воскресе!» 17 апреля 1921 г. Письмо 67 Лл. 19–22 Ваше Святейшество, Милостивейший Отец и Архипастырь! 108 Три Патриарха XX века Бывший архиепископ Пензенский Владимир был у меня в Великую Субботу и принёс весть о состоявшемся будто бы назначении моём епископом Пензенским. Это известие, столь для меня неожиданное после недавнего моего перемещения сюда и после Вашего письма ко мне, является для меня крайне тяжёлым и прискорбным. И самые условия, при коих, согласно слов о. Владимира, состоялось это назначение, и условия прохождения служения в Пензе, картину коего с достаточной откровенностью мне обрисовал о. Владимир, – всё это заставляет меня усиленно и неотступно просить Ваше Святейшество, как Отца, отменить это назначение, если оно состоялось, и не возлагать на меня столь непосильного бремени. Меня в Пензе никто не знает; о. Владимир меня, можно сказать, тоже совсем не знает (я его видел один раз всего и то двенадцать или более лет назад), а между тем выходит, что именно он рекомендовал меня на эту кафедру… Мотивы этой рекомендации, как это не скрывает и сам о. Владимир, ясны. Ему представляется, что я, в отличие от других иерархов, буду мягким и послушным орудием в его руках и буду «принимать его советы…»

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Разделы портала «Азбука веры» ( 14  голосов:  4.6 из  5) Мои родители Моя мать — Мария Артемьевна Платова, правнучка графа генерала кавалерии Матвея Ивановича Платова, знаменитого героя 1812 года. Мой отец — Антон Адольфович Шлебер. У родителей моей матери — моих дедушки и бабушки — было имение в Казанской губернии. Имение было в 200 верстах от города. Глушь, непроходимые леса, река, на ней мельница, большой омут. Детей — 11 человек. Росли на воле, прекрасно плавали. Любимое занятие было нырять в омут. В омуте, как тогда рассказывали, водились огромные сомы, которые могли утащить даже ребенка. Дети росли в окружении поверий, сказаний. Нянька рассказывала сказки, истории про старину. На Рождество огромная елка, украшения делали в течение многих дней, золотили орехи. Мама так интересно об этом рассказывала! Отец привозил из города “городские” лакомства — конфеты, апельсины. В остальное время года была только домашняя еда, поэтому дети росли очень здоровыми. Великим постом постились, даже дети. Маленьким в особо строгие недели давали миндальное молоко вместо обычного, скоромного. В Пасхальную ночь все ехали в Церковь в ближайшее село. Девочки в накрахмаленных кринолинчиках, в длинных панталончиках все время стояли, даже в карете, чтобы не смять платья. Вернувшись домой разговлялись: куличи, пасхи, окорока, груды крашенных яиц. Дети вырастали, разъезжались. Потом отец умер, имение продали, переехали в Казань. О Казани у мамы были самые лучшие воспоминания. Там жило довольно много дворянских семей и купечества. Много очень богатых татарских семей. Устраивались балы и утренники. Между прочим, она рассказывала, что она с подругами, тоже гимназистками, ходила на балы в Сумасшедший Дом! Больные выступали в концертах, пели, играли на разных инструментах. Потом бывали танцы. Один “сумасшедший” был влюблен в нее и преследовал. Мама перестала туда ходить. В 16 лет мама вышла замуж за моего отца, он окончил Казанский университет, стал врачам. Получил место в Пензенской губернии, в больнице в селе Муратовка. Родители моего отца жили в Пензе. Их звали Адольф Адольфович и Фредерика Ивановна, они оба по происхождению были французами. Родились в Эльзасе. Во время войны Франции с Германией, когда немцы заняли Эльзас и Лотарингию, дедушка не захотел жить “под немцами” и уехал в Россию, а его брат — в Америку. Дедушка как-то оказался в Пензе, стал преподавать греческий и латинский языки в гимназии. У них было трое детей: мой отец, тетя Элизабет и тетя Элен. Все они хорошо говорили по-русски, но дед говорил с большим акцентом, а бабушка почти не говорила по-русски. Они все были католики. Мама рассказывала, что у них в доме было очень чисто и уютно, всегда пахло кофе, было много вышивок, особенно мама запомнила кресло, вышитое большими розами.

http://azbyka.ru/fiction/vospominanija-b...

В Пензе представлен выставочный проект, посвященный Году семьи в России Пенза, 14 января 2023 г. 13 января, в канун Старого Нового года, Пензенская картинная галерея совместно с Пензенской епархией в рамках XI Региональных Рождественских образовательных чтений представила выставочный проект «…Да хранит тебя Бог…». Главной идеей проекта, посвященного Году семьи в России, стало приобщение к традициям празднования Рождества Христова на примере жизни Царской семьи последнего российского императора Николая II, сообшает сайт Пензенской митрополии .      Почетным гостем мероприятия стал митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим, который обратился к организаторам и гостям мероприятия со словами приветствия: «Мы собрались в Губернаторском доме в дни Святок, завершающих празднование Рождества Христова и в канун Нового Года по старому календарю. Сегодня мы услышали насыщенную информацию об истории нашего города, и о семье последнего российского императора Николая II ­– идеала семьи. Редко такое бывает, когда человек, находясь во властных структурах, очень богатый человек, может за маской официоза создать действительно замечательную семью с добрыми устоями, с прекрасной душевной атмосферой. Для нас сейчас это очень яркий пример. Особенно учитывая то, что наступивший год объявлен в Российской Федерации Годом семьи. Хотел бы поздравить всех с праздничными днями и пожелать крепкого здоровья. Чтобы Господь услышал наши молитвы, все военные действия прекратились и мы вновь вступили в мирное состояние нашей жизни. И чтобы эти дни принесли вам много радости».      Зрителям были представлены фотографии Царской семьи последнего российского императора Николая II, которые в фонд музея подарила Наталья Купцова.      Первую экскурсию по выставке провела заведующая экспозиционно-выставочным отделом Нина Санталова. Также она рассказала о картинах Дениса Санталова «Целование иконы 1904 год» и «Чудо иконы Казанской Пензенской Богоматери. 1717 год». В экспозиции была представлена мемориальная доска, посвященная приезду в Пензу Императора Николая II и возвращенная Пензенской епархии перед освящением Спасского кафедрального собора Святейшим Патриархом Кириллом 19 июня 2022 года. Как отметил Его Высокопреосвященство, эта реликвия будет размещена в Спасском соборе по завершении его росписи вместе с иконой царя-страстотерпца Николая.

http://pravoslavie.ru/158191.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010