Перекресток Московской и Никольской улиц в Пензе. Фотография. 80-е гг. XIX в. Перекресток Московской и Никольской улиц в Пензе. Фотография. 80-е гг. XIX в. Развивалось и ремесленное производство. Выделка кож и скорняжный промысел получили наибольшее распространение в Пензенском и Нижнеломовском уездах, колесно-тележный промысел - в Керенском, Краснослободском, Саранском и Чембарском уездах, бондарный - в Городищенском, Краснослободском, Наровчатском и Нижнеломовском уездах, гончарный - в Керенском, Краснослободском и Наровчатском уездах, производство мебели и посуды - в Городищенском, Инсарском, Нижнеломовском и Пензенском уездах, изготовление льняной пряжи и изделий из нее бытовало только в Пензенском у., здесь же широкое распространение получило ткачество сарпинки и вязание пуховых платков. Развивалась ярмарочная торговля: в сер. 60-х гг. XIX в. на территории Пензенской губ. проходили 45 ярмарок, крупнейшие - Петропавловская в Пензе, Казанская в Н. Ломове и Александровская в Саранске. Промышленность Пензенской губ. с XVIII в. была представлена кожевенными, мыловаренными, поташными, винокуренными заводами, бумажными, мебельными и сукнодельными фабриками, ковровыми и полотняными мануфактурами. Наиболее доходной и перспективной отраслью являлось винокурение, в кон. XVIII в. 46 заводов Пензенской губ. производили 18% от общероссийского объема выпускаемой продукции. К кон. XVIII в. достиг своего расцвета Николо-Бахметевский комплекс художественной промышленности, производивший предметы роскоши из хрусталя и фарфора (во 2-й пол. XIX - нач. XX в. принадлежал кн. А. Д. Оболенскому). С 30-х гг. XIX в. развивалось свеклосахарное производство, с кон. 30-х - нач. 40-х гг. XIX в. действовали чугунолитейные заводы в Н. Ломове и Пензе. С сер. XIX в. ведущей отраслью промышленности стало спичечное производство, флагманом к-рого была крупнейшая в Поволжье фабрика Камендровских. Важное хозяйственное значение в Пензенской губ. до посл. трети XIX в. имели речные пути, в особенности реки Сура и Мокша. На Суре действовали 8 пристаней в пределах губернии, в Пензе работала судостроительная верфь. Речные суда строились и на р. Мокша. В сер. XIX в. по Суре перевозили свыше 32,7 тыс. т различных товаров, по Мокше - ок. 19,6 тыс. т. В посл. трети XIX в. открыто постоянное движение по прошедшим через губернию железнодорожным линиям Моршанск - Сызрань (1874), Сасово - Свияжск (1893), Пенза - Рузаевка (1895), Сердобск - Пенза (1896) и Рузаевка - Сызрань - Батраки (1898).

http://pravenc.ru/text/2579942.html

С 1719 г. Пенза – центр Пензенской провинции Казанской губернии. В 1780 г. город становится центром Пензенского наместничества, подчиненного Казанскому генерал-губернатору. 9 сентября 1801 г. Пенза была объявлена губернским городом, являясь одновременно и центром Пензенского уезда. В Пензе располагалась резиденция губернатора. В 1800-х гг. население Пензы составляло около 13000 человек. Пенза, вид с собора, дореволюционная фотография В связи с резким увеличением административного аппарата в губернской Пензе значительно возросла численность дворян и чиновников, что, вместе с открытием в городе в конце XVIII – начале XIX в. учебных заведений и его чрезвычайно активной для российской провинции тех лет театрально-музыкальной жизнью, сделало Пензу крупным культурным центром. Благодаря большому количеству культурных и учебных заведений на рубеже XIX – XX вв. Пензу прозвали «Новыми Афинами». Пенза традиционно находилась на пересечении важных торговых путей, а к концу XIX в. получила железнодорожный выход по всем направлениям: 11 октября 1874 года началось движение на участке Моршанск – Сызрань. Это обстоятельство создало хорошие предпосылки для экономического и культурного развития. За Пензой прочно закрепился эпитет «купеческого» города, в экономике Пензы ведущая роль принадлежала торговле хлебом и спиртом и пищевой промышленности, особенно мукомольно-крупяной и водочной. По всероссийской переписи 1897 г. в Пензе проживало 59.981 человек, к 1917 г. население составило 105.000 человек. 3 января 1918 года в Пензе была установлена советская власть. В первые послереволюционные годы Пенза оказалась в эпицентре гражданской войны: в селах губернии вспыхивали крестьянские восстания, в мае 1918 года в городе произошли кровопролитные бои с мятежными войсками чехословацкого корпуса. 4 февраля 1939 г. была образована Пензенская область. К тому времени население города составляло 160 тыс. чел. В первые годы Великой Отечественной войны Пенза превратилась в один из мощнейших в стране центров по производству минометного вооружения: на базе существовавших в городе предприятий местной и пищевой промышленности было развернуто оборудование заводов, эвакуированных из других городов.

http://drevo-info.ru/articles/19685.html

В регионе зарегистрировано около 80 мусульманских организаций (16,5% от числа всех зарегистрированных). Их делят между собой РДУМ Пензенской области юрисдикции ЦДУМ (некоторые общины области входят в ЦДУМ напрямую), независимые Единое ДУМ Пензенской области и Центральное ДУМ Пензенской области, а также ДУМ Пензенской области в составе Совета муфтиев России. Отдельные общины региона замыкаются также напрямую на Совет муфтиев России, ДУМ Поволжья, либо действуют автономно. Наибольшую активность среди мусульманских ЦРО региона проявляет ДУМ Пензенской области, лидирующее также по числу общин. Большинство мусульманских общин сосредоточено на востоке и юго-востоке. В Пензенской области отмечается активная деятельность ваххабитов, наиболее крупные ячейки которых действуют в Средней Елюзани и Пензе. Самарская область В настоящее время численность исторически образовавшегося мусульманского населения области превышает 183 тысяч человек, а его доля достигает 5,6%. Самарская умма моноэтнична благодаря абсолютному доминированию татар (преимущественно казанских и мишарей). В регионе зарегистрировано более 90 мусульманских организаций (15,5% от числа всех зарегистрированных). Все мусульманские общины области входят в состав РДУМ Самарской области юрисдикции ЦДУМ (РДУМ СО). Большинство общин сосредоточено в Похвистневском, Шепталинском, Камышлинском, Красноярском и Кинель-Чсркасском районах, а также в Самаре, Тольятти, Сызрани и Новокуйбышевске. Обеспеченность мечетями средняя. В отличие от большинства других централизованных структур Поволжья РДУМ СО избежало раскола, что позволило ему целиком сосредоточиться на процессе реисламизации многочисленной уммы Самарской области. В настоящее время Самарский муфтият реализует множество программ в просветительской, социальной, информационной и гуманитарной сферах. В Самарской области не отмечается активной деятельности сторонников радикального ислама, хотя известны попытки их проникновения на территорию региона. Саратовская область В настоящее время численность исторически образовавшегося мусульманского населения региона достигает 185 тысяч человек, а его доля достигает 7%. Саратовская умма полиэтнична. Самыми крупными её народами являются казахи (78 тысяч или 43%) и татары (58 тысяч или 32%).

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Пензенская епархия Дата создания: 16/27 октября 1799 г. Описание: Входит в состав Пензенской митрополии Православные храмы на территории современной Пензенской епархии появились в первой половине XVII века. Первоначально они входили в состав Рязанской и Московской Патриаршей епархий. В 1682-1699 гг. западная часть территории относилась к Тамбовской епархии. В XVIII веке пензенские храмы входили в состав Синодальной области и Казанской епархии, затем перешли в ведение астраханских и суздальских архиереев. В 1758 году была восстановлена Тамбовская епархия, в которую вошла основная часть территории современной Пензенской области. Самостоятельная епархия с местопребыванием правящего архиерея в г. Пензе была образована 16/27 октября 1799 года как Саратовская и Пензенская. С 4 декабря 1803 года именовалась Пензенской и Саратовской. 12 ноября 1828 года из ее состава была выделена самостоятельная Саратовская епархия, и архиереи стали именоваться Пензенскими и Саранскими. В 1928 году из состава Пензенской епархии была выделена самостоятельная Саранская епархия, и в подчинении пензенских архиереев остались лишь южные районы бывшей Пензенской губернии (север современной Пензенской области). В 1944-1991 гг. в составе Пензенской епархии вновь находилась Мордовия. С 1991 года правящий архиерей именовался Пензенским и Кузнецким. Решением Священного Синода от 26 июля 2012 г. ( журнал 64 ) из состава епархии выделены Кузнецкая и Сердобская епархии. Пензенская епархия включена в состав Пензенской митрополии. Правящему архиерею Синод постановил иметь титул «Пензенский и Нижнеломовский». Объединяет приходы в административных границах следующих субъектов Пензенской области: городской округ Пенза, ЗАТО Заречный, Бессоновский муниципальный район, Городищенский муниципальный район, Каменский муниципальный район, Мокшанский муниципальный район, Нижнеломовский муниципальный район, Пензенский муниципальный район, Шемышейский муниципальный район. Епархия сегодня (по состоянию на октябрь 2022 года) Благочиннические округа Кафедральные соборы Монастыри мужские: женские: Учебные заведения Епархиальные СМИ Страна: Россия Город: Пенза Адрес: 440026, г. Пенза, Соборная площадь, д. 1 Телефон: (8412) 66-08-15 Факс: (8412) 56-09-29 Web-caйm: http://пензенская-епархия.рф E-mail: penza@mpatriarchia.ru Правящий архиерей: Серафим, митрополит Пензенский и Нижнеломовский (Домнин Сергей Викторович) Календарь ← 9 апреля 2024 г. (27 марта ст.ст.) вторник 31 березня 2024 р. 16 2023 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1244155...

П. о. действовали ок. 10 относительно крупных суконных и неск. небольших полотняных фабрик. Е. И. Саляев В 1780-1797 и 1801-1928 гг. большая часть территории совр. П. о. входила в состав Пензенской губ. с центром в Пензе, образованной указом имп. Екатерины II от 15 сент. 1780 г. как Пензенское наместничество. В его состав вошли территории бывшей Пензенской пров. Казанской губ., а также части Тамбовской и Шацкой провинций Воронежской губ. Наместничество делилось на 13 уездов: Верхнеломовский, Городитский (Городищенский), Инсарский, Керенский, Краснослободский, Мокшанский, Наровчатский, Нижнеломовский, Пензенский, Саранский, Троицкий, Чембарский, Шишкеевский. Спасский у. входил в Тамбовскую губ. (1779-1923; до 1796 Тамбовское наместничество), Кузнецкий и Сердобский уезды - в Саратовскую губ. (1780-1796, 1797-1928; до 1796 Саратовское наместничество). Указом имп. Павла I Петровича от 12 дек. 1796 г. Пензенское наместничество было переименовано в Пензенскую губ. Указом от 5 марта 1797 г. центр губернии перенесен в Саратов, Пензенская губ. переименована в Саратовскую губ. Указом имп. Павла I от 11 окт. 1797 г. территория бывш. Пензенской губ. разделена между Нижегородской (Краснослободский у.), Саратовской (Пензенский у.), Симбирской (Инсарский и Саранский уезды) и Тамбовской (Нижнеломовский у.) губерниями, 12 апр. 1798 г. упразднены Верхнеломовский, Городищенский, Керенский, Мокшанский, Наровчатский, Троицкий, Чембарский и Шишкеевский уезды. Указом имп. Александра I Павловича от 9 сент. 1801 г. Пензенская губ. восстановлена в прежних границах. Делилась на 10 уездов: Городищенский, Инсарский, Керенский, Краснослободский, Мокшанский, Наровчатский, Нижнеломовский, Пензенский, Саранский, Чембарский. В хозяйственном отношении Пензенская губ. представляла собой типичный аграрный регион. В нач. XX в. свыше 859,9 тыс. га земли (70,6%) принадлежало дворянам, свыше 227,5 тыс. га (18,7%) - другим частным владельцам, свыше 129 тыс. га (10,6%) - крестьянам. Основные культуры - пшеница, рожь, овес, ячмень, гречиха, конопля, лен. Широко распространено было выращивание лука (один из наиболее известных центров - с. Бессоновка близ Пензы); в 1913 г. под лук было занято свыше 2,2 тыс. га, произведено до 16,3 тыс. т репки, до 65,5 т семян (лук широко экспортировался за границу: в 1910 - ок. 6,7 тыс. т). В Пензенской губ. сложились и развивались крупные многоотраслевые поместья дворян Бахметевых, Киселёвых, Столыпиных, Устиновых, графов Воронцовых, Разумовских, Шереметевых, Шуваловых, князей Гагариных, Голицыных, Горчаковых, Долгоруковых, Куракиных, Шаховских. Дворянские усадьбы одновременно являлись и местом сосредоточения исторических и художественных ценностей, во многих из них действовали домашние театры, в т. ч. у А. Е. Столыпина, кн. С. Ф. Голицына, А. М. Бекетова, Р. И. Ранцова, Е. П. Чемесова, А. В. Акимова, кн. А. Б. Куракина и др.

http://pravenc.ru/text/2579942.html

Энгельса, «Программа для рабочих» - К. Маркса, «Подпольная Россия» - Степняка, и др. В начале 1890 г. духовное начальство получило извещение от министерства внутренних дел о неблагополучии в Казанской духовной академии и в Пензенской духовной семинарии. По сведению департамента полиции, в Казанской духовной академии студентом Порфирием Мироносицким издавался тайный студенческий журнал «Мечты», два номера которого уже вышли в декабре и январе. В январе же он изменил свое название и стал называться «Прогресс». В Пензе, откуда Порфирий поступил в академию, были наведены справки, и стало известно, что «воспитанники Пензенской семинарии пользовались возможностью доставать для чтения революционные издания: «Колокол», «Полярную Звезду» и др. Под влиянием чтения подобных произведений молодые люди усваивали дурное направление». В 1890 г. существование тайных кружков было открыто в Московской, Самарской, Ярославской, Уфимской и Тверской семинариях. Тверская семинария вообще пользовалась недоброй репутацией. Воспитанники, поступающие из нее в духовные академии, вносили в них настроение недовольства, являлись распространителями революционных изданий и организаторами нелегальных кружков. Победоносцев писал тверскому архиерею, что «во всех духовных академиях тверские воспитанники заслужили себе невыгодную репутацию и не мало их встречается в делах и следствиях политического свойства». Весной 1891 г. возникли политические дела сразу в двух академиях - Петербургской и Казанской. В марте 1891 г. начальство столичной академии обнаружило революционные издания у студентов А. Канавина (из Рижской семинарии), А. Фаворского и Н. Преображенского (из Тверской) и С. Борковского (из Минской). Следствие выяснило, что в академии уже с 1888-89 гг. существовал тайный кружок саморазвития социалистического направления, задававшийся целью культурного воздействия на народ. В библиотеке кружка были найдены «Подпольная Россия» (Степняка), «Исторические письма» (П. Лаврова), «Исполнительный комитет императора Александра III», «Манифест коммунистической партии» и т.п.

http://pravoslavie.ru/2230.html

Не под церковными хоругвями, а под коммунистическими стягами мы должны [про…вать?] [всякие?] [большевистские?] [начинания?]. Что же касается [ссылок?] на религиозность русского человека, то этот клин нужно другим клином вышибать — производственной агитацией. Еще большой вопрос, какому богу он больше будет молиться — иконе, торчащей в углу его избы, или электрической лампочке… которые ему дала Советская власть… снабдить деревню предметами… промышленности и коммунистической литературой — вот задача… в борьбе с религ[иозными] суевериями… К этому я еще должен прибавить, что Влад[имир] Пенз[енский] пользуется [весьма плохой?] репутацией… не сумел завоевать [рабочих?] Пензенской епархии даже при нашей поддержке… Он [немало?] повредил Пензенской [пролетаризации?], отвлекая рабочего к религиозным вопросам». На тексте ответа Лациса сохранились рукописные резолюции: 1) «т. Дзержинскому. С.»; 2) «т. Шпицбергу к сведению. С.»; 2) Рукою Шпицберга: «К д. о Путяте. Со взглядом [взглядами?] т. Лациса вполне согласен» 84 . Таким образом, на карьере Путяты как церковно-обновленческого деятеля общероссийского масштаба фактически был поставлен крест. Об этом ни Луначарский, ни тем более бывший архиеп[ископ] Владимир, думается, знать не могли (по крайней мере, достоверно и в подробностях). Но почувствовать серьезное изменение отношения к собственной персоне со стороны руководства ВЧК и СО ВЧК Путята был должен. При этом дальнейшее пребывание в Пензе также для него перспектив не сулило. Поэтому Путята с энтузиазмом схватился за вариант превращения в центр церковного обновленчества Казани (особенно с учетом того обстоятельства, что он некогда там учился и этот город был для него не чужим). Новый проект был инициирован Г. М. Ивановым 85 , в недавнем прошлом секретарем СО ВЧК, а ныне председателем Казанской губЧК, и поддержан И. А. Шпицбергом, сменившим В. В. Фортунатова на посту уполномоченного VII отделения СО ВЧК. Планы на ближайшее время вырисовывались следующим образом. Начиная с 12(25) декабря 1920 г.

http://sedmitza.ru/lib/text/4157166/

Средства массовой информации: газеты «Нур аль-Ильм», «Жихан», «Мадинат аль-Ислам» и «Атфаль», сайт «Ислам в Нижнем Новгороде» islamnn.ru Адрес: Нижний Новгород, Казанская Набережная, д. 6. Телефон: 8 8312360039, 8 8312321376 ДУМ Пензенской области Официальное название: Духовное управление мусульман Пензенской области (ДУМ ПО). Другие названия: Пензенский муфтият. Статус: региональное ДУМ в составе ДУМ РФ. Зона юрисдикции: Пензенская область. Реальное влияние: ДУМ ПО контролирует около 40% мусульманских организаций Пензенской области. Внутренняя структура: территориальная организация ДУМ ПО не предусматривает выделения мухтасибатов; все общины управляются напрямую муфтием. Центральный аппарат ДУМ ПО находится в Пензе. Количество общин: около 30. Руководство: муфтий Ислам Дашкин. Краткая хронология: Решение об образовании ЕДУМ ПО было принято на расширенном пленуме ДУМ Пензенской области в декабре 1997 года. Его председателем был избран муфтий Аббас Бибарсов. 18 мая 1998 года ЕДУМ ПО прошло регистрацию. Летом 1999 года ЕДУМ ПО вошло в состав ДУМЕР. 5 июля 2011 года новым муфтием ЕДУМ ПО был избран Абдуррауф Забиров, который подчеркнул, что его организация не входит в СМР и ДУМЕР. При этом часть общин ЕДУМ ПО не признала Забирова и избрала своим муфтием Ислама Дашкина. В октябре 2012 года на их базе было зарегистрировано ДУМ ПО. Учебные заведения: нет. Средства массовой информации: сайт dumpo.ru Адрес: Городищенский район, с. Средняя Елюзань, ул. Коммунальная, д. 19. E – mail : info@dumpo.ru ДУМ Пермского края Официальное название: Духовное управление мусульман Пермского края (Пермский Мухтасибат) (ДУМ ПК-ПМ). Другие названия: нет. Статус: региональное духовное управление мусульман в составе ДУМ РФ. Зона юрисдикции: Пермский край. Реальное влияние: ДУМ ПК-ПМ контролирует около 8% мусульманских организаций Пермского края. Внутренняя структура: территориальная организация ЦРУМ ПК не предусматривает деления на мухтасибаты: приходы управляются напрямую муфтием. Центральный аппарат ЦРУМ ПК находится в Перми.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

Кафедра Пензенских григорианских «архиереев» располагалась в Духосошественской ц. (1929-1931) и в Митрофановской кладбищенской ц. (1931-1934). За все время существования григорианского раскола на территории Пензенской епархии известны 10 григорианских храмов (из них 8 - в Пензе). К весне 1934 г. в Пензе в юрисдикции раскольников имелась лишь Митрофановская кладбищенская ц. В мае того же года местные власти распорядились передать храм канонической общине. 30 мая григорианский «епископ» Викторин ходатайствовал перед властями об оставлении храма в ведении сторонников ВВЦС, однако 7 июня храм был передан верующим канонической Церкви, к к-рой присоединились и клирики храма. Освобожденный из ссылки осенью 1934 г. прот. Василий Архангелов в том же году принес покаяние митр. Сергию (Страгородскому) и был назначен клириком Митрофановской ц. После возвращения этого храма в юрисдикцию канонической Церкви григорианский раскол на территории Пензенской епархии практически прекратил существование. Поскольку «епископ» Викторин Поляков не получил от ВВЦС нового назначения, совр. исследователь прот. В. В. Лавринов не исключает возможности открытия Поляковым в Пензе молитвенного дома ( Лавринов. 2018. С. 117). На 1 янв. 1937 г. «епископ» Викторин Поляков значится как «иерарх», состоящий в юрисдикции ВВЦС (Там же. С. 509). Е. П. Белохвостиков, М. М. Э. Пензенская епархия в 1940 - сер. 80-х гг. XX в. В 1940 г. был закрыт храм в с. Чернояр Земетчинского р-на. С этого времени до 1944 г. в регионе действовали 2 храма: в Пензе (Митрофановский) и в Кузнецке (в честь Казанской иконы Божией Матери). В спецсообщении начальника управления НКГБ СССР по Пензенской обл. секретарю Пензенского обкома ВКП(б) от 28 июня 1943 г. сообщалось о многочисленных ходатайствах верующих об открытии храмов. Под ходатайством об открытии 2-го храма в Пензе подписались более тысячи верующих; в том же году такое же ходатайство было возбуждено по просьбе более 300 пензяков. Открыть церкви просили также верующие Поимского, Шемышейского, Сердобского и Кузнецкого районов.

http://pravenc.ru/text/2579938.html

В Пензе состоялись торжества в честь Пензенской-Казанской иконы Пресвятой Богородицы 17 августа 2017 г. 17:52 Вечером 16 августа 2017 года в Пензе начались торжества по случаю празднования 300-летия со дня избавления города от нашествия кочевников по молитвам перед Пензенской-Казанской иконой Божией Матери. Всенощное бдение в Митрофановском храме города возглавили митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим , епископ Краснослободский и Темниковский Климент , епископ Щигровский и Мантуровский Паисий в сослужении духовенства Пензенской митрополии . Богослужебные песнопения исполнили хор Митрофановской церкви под управлением регента Веры Насоновой и хор Покровского архиерейского собора под управлением регента Лидии Попковой. С началом утрени при пении тропаря Казанской иконе Божией Матери крестный ход двинулся из Митрофановского храма на Соборную площадь, где всенощное бдение было продолжено у стен Благовещенской церкви, сопредельной строящемуся Спасскому кафедральному собору. Здесь чудотворный образ Божией Матери встретили епископ Сердобский и Спасский Митрофан и епископ Кузнецкий и Никольский Нестор . В ночь на 17 августа у стен Благовещенской церкви духовенство Пензенской епархии и миряне молились перед чудотворным образом Пензенской-Казанской иконы Божией Матери. В течение всей ночи совершалось молебное пение с акафистом перед иконой. 17 августа Божественную литургию у стен Благовещенской церкви возглавили митрополит Пензенский и Нижнеломовский Серафим, епископ Краснослободский и Темниковский Климент, епископ Сердобский и Спасский Митрофан, епископ Кузнецкий и Никольский Нестор, епископ Щигровский и Мантуровский Паисий. В торжествах приняли участие клирики Пензенской митрополии, монашествующие, воспитанники православных учебных заведений, православные кадеты, представители казачества, органов государственной власти, жители Пензы и гости города. Богослужебные песнопения исполнили: Патриарший хор московского Данилова монастыря под управлением регента Георгия Сафонова и сводный хор Пензенской епархии под управлением регента Ольги Горшеневой.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/4...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010