Вместе с восстановлением П. м. началось создание жен. обители. В июле 1903 г. в Пекин из красноярского Знаменского жен. мон-ря прибыла старица мон. Евпраксия с 4 послушницами. Сестер поселили при жен. уч-ще, они «шили для самих себя и для братии Успенского монастыря, писали образа в своей мастерской и знакомились с китайским разговорным языком» (Изв. Братства правосл. Церкви в Китае. [Пекин], 1904. Вып. 5. С. 10). В 1905 г. постриг приняла и первая китаянка-албазинка - Пелагея Марковна Жуй (Мин Жуй), с наречением имени Фива. В Покровской жен. общине при Успенском мон-ре провела последние годы своей жизни и родная мать еп. Иннокентия (Фигуровского), инокиня Манефа. Российская миссия предоставляла бесплатный приют в П. м. студентам Владивостокского Восточного ин-та, приезжавшим на практику в Пекин. Ежегодно 11 июня после службы совершался крестный ход в память 222 погибших в 1900 г. правосл. китайцев. Еп. Иннокентий проявлял активность, приглашая монахов из России в Пекин. В 1911 г. был издан даже царский указ, предписывающий, согласно ходатайству еп. Иннокентия, митрополиту С.-Петербургскому, архиепископам Финляндскому и Курскому предложить монахам, обучающимся в СПбДА, и монахам Спасо-Преображенского Валаамского монастыря и Глинской в честь Рождества Пресвятой Богородицы пустыни поехать в Китай. Об условиях, предлагаемых еп. Иннокентием для желающих приехать в Пекин, можно узнать из обращения «К русским инокам»: «Само большое, что миссия принимает на себя в отношении лиц, вступающих в братство Успенского монастыря в Пекине, это оплата прогонов по третьему классу из России до города Харбина…» В нач. XX в. П. м. стал одним из главных центров русского и мирового китаеведения. В монастырской типографии печатались словари, учебные пособия и др. лит-ра, рассчитанная на рус. и кит. читателя. Именно здесь был издан Полный китайско-рус. словарь (Пекин, 1909), остающийся до XXI в. самым большим по числу иероглифов китайско-рус. словарем. В окт. 1909 г. насельник мон-ря мон. Антоний за свои труды по изданию этого словаря был награжден, согласно царскому указу, «Св. Библиею, от Святейшего Синода выдаваемою» (Китайский благовестник. 1910. Вып. 2. С. 27). Насельники П. м. занимались проповедью в самых разных районах Китая, построили неск. скитов. Так, в февр. 1915 г. еп. Иннокентий направил в мест. Жохор (Монголия) «монаха Садока и горного инженера Франца Ивановича Маркоса для обозрения миссийского участка и устройства на нем помещений для школы и братии» (Там же. 1915. Вып. 5/6. С. 30). Подворье Российской духовной миссии в Москве представляло Пекинский мон-рь и выполняло его функции.

http://pravenc.ru/text/2579900.html

С начала XIX века усиливаются заботы правительства о Пекинской миссии относительно выбора членов и обеспечения: содержание миссии повышено, семилетний срок службы заменен десятилетним, и миссия в большей мере стала оправдывать возлагаемые на нее надежды. Эта деятельность совпадает с назначением в 1807 году начальником ее о. Иакинфа Бичурина. Им был собран корпус драгоценных для китаеведения материалов. Он исследовал как социальные, так и культурные аспекты жизни китайцев. Им также была описана история и география Юго-Восточной Азии. Занимался отец Иакинф и переводческой деятельностью: множество вероучительных и богослужебных текстов он перевел на китайский язык . Следующие начальники нашей миссии в Китае, архимандриты Петр и Гурий, своими трудами приобрели почетную известность среди европейских синологов. Развитию научного направления благоприятствовало крупное пожертвование католического епископа Пирета: во время одного из гонений на римо-католиков он подарил нашей миссии громадную библиотеку, которую перевозили в течение нескольких дней. С того времени она сделалась богатым источником для ученых работ наших миссионеров. Архим. Гурий имел достаточно материала для того, чтобы приступить к переводу Нового Завета на китайский язык. Постепенное распространение христианских книг на китайском языке способствовало значительному успеху христианской проповеди: по отчету Пекинской миссии, с 1858 года не проходило почти ни одной воскресной службы, чтобы на ней не крестился кто-либо из китайцев. С 1859 года в миссии начались катехизаторские беседы на китайском языке с новообращенными в православие. Положение миссии изменил Айгунский договор 1858 года. В соответствии с ним китайское правительство больше не чинило препятствий для перехода китайцев в христианство, а также разрешало проведение богослужений и проповеди во всей стране. В 1861 году была основана уже строго дипломатическая миссия, которой поручено было вести все политические дела. Это событие, конечно, освободило миссионеров от не свойственной им работы. Православные миссионеры покинули Сретенский монастырь, уступив его здания русскому посольству, а сами поселились в северо-западной части города, у Успенской церкви. С учреждением в Пекине постоянного русского дипломатического представительства в лице русского посланника явился для миссионеров радетель и защитник от несправедливых притязаний местных властей. Вместе с этим в жизнь миссионеров внесено было известное оживление и разнообразие: они уже не были одинокими среди язычников-китайцев. К тому же после обращения миссии в чисто духовное учреждение более не занятые политическими делами миссионеры стали больше внимания уделять строго духовным вопросам. Результатом этого стала широкая переводческая и проповедническая деятельность. Исследование контекста китайского общества было полезным для всех юго-восточных миссий .

http://bogoslov.ru/article/6193674

Уходя, митрополит Сергий формально оставил за собой руководство Русской миссией. «Конечно, я знал и знаю, – сказал при этом митрополит Сергий, ...что с 1917года 7 ноября Миссия – это я один». Архипастырь отказался от переезда в Америку, куда его приглашали знакомые, и предпочел остаться в Токио. «Бог да благословит рождающуюся Ниппонскую Национальную Православную Церковь », – сказал митрополит, прощаясь с паствой. 222 Местная община выбрала своим главой священника Иоанна Оно. В январе 1941 г. иерархи РПЦЗ архиепископ Виктор (Святин) и епископ Иоанн (Максимович) направили митрополиту Анастасию телеграмму с просьбой благословить хиротонию епископа для Японии. Благословение со стороны митрополита Анастасия было получено. 223 4 апреля 1941 г. о. Иоанн Оно был пострижен митрополитом Мелетием (Заборовским) с именем Николай, а супруга будущего иерарха Вера Оно – епископом Димитрием (Вознесенским) с именем Елена. 6 апреля в Свято-Николаевском соборе Харбина митрополит Мелетий вместе с сонмом архиереев рукоположил архимандрита Николая во епископа Ниппонского и Токийского. 224 Свои пастырские обязанности епископ Николай выполнял до 1946 г., когда был вынужден уйти на покой как ставленник «военной партии». 225 Под контролем Японии оказались значительные территории Китая. В Маньчжурии, где в 1931 г. было создано государство Маньчжоу-Го, находились архиепископы Мелетий (Заборовский), Нестор (Анисимов) , епископы Димитрий (Вознесенский), Ювеналий (Килин). Последний, являясь епископом Синцзянским, не мог выехать в свою область, занятую Красной армией. В связи с этим епископ Ювеналий стал викарием Харбинской епархии с титулом Цицикарский. 226 Помимо Маньчжурии Японией были оккупированы районы Восточного и Южного Китая, где также находились православные приходы, окормляемые архиепископом Пекинским Виктором (Святиным) и епископом Шанхайским Иоанном (Максимовичем) . Некая напряженность в отношениях между Пекинской и Харбинской епархиями наблюдалась еще в 1920-х гг. Русская духовная миссия, существовавшая до революции и ставшая основой для Пекинской епархии РПЦЗ, считала свое положение в Китае приоритетным и всячески противилась вмешательству харбинских архиереев в свои дела. Харбинская епархия возникла в годы Гражданской войны, состояла в основном из русских эмигрантов, была более многочисленной и претендовала на ведущую роль в регионе. Неясны были и границы между Харбинской епархией и территорией Русской миссии. В связи с этим Архиерейскому Синоду приходилось неоднократно разбирать конфликты между архиепископом Харбинским Мефодием (Герасимовым) и архиепископом Пекинским Иннокентием (Фигуровским) и даже мирить их. 227 После смерти этих архипастырей в 1931 г. конфликт потерял свою остроту. Но проблемы все же остались.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1808 г. насчитывалось 443 правосл. мон-ря без приписных (349 мужских и 94 женских), 3118 монахов, 1148 послушников. В 1815 г. действовали 478 мон-рей (387 мужских и 91 женский), в которых проживали 6,6 тыс. чел. (4,9 тыс. монахов и 1,7 тыс. монахинь). В течение XIX в. количество муж. мон-рей возросло в 1,5 раза, а женских - в 4,9; численность монахов увеличилась в 3,1 раза, а монахинь - в 9,2. Рост обителей происходил благодаря восстановлению упраздненных после 1764 г. мон-рей, созданию новых, переходу в Русскую Церковь старообрядческих обителей, а также за счет мон-рей, находившихся на территориях, вошедших в этот период в состав России (напр., в Грузии и Бессарабии). В 1914 г. насчитывалось 1025 мон-рей и общин и 94 629 монашествующих (29 128 монахов и монахинь и 65 501 послушников и послушниц). В монастырских владениях с привлечением наемного труда монахи занимались хлебопашеством, огородничеством, садоводством, ското- и птицеводством, пчеловодством и часто внедряли самые прогрессивные технологии. Также обители сдавали свои владения в аренду, с кон. XIX в. богатые мон-ри занимались и финансовой деятельностью, имели вклады в банках и давали деньги в ссуду. Ок. 20 монастырей, расположенных в Заволжье, Приуралье и Сибири, имели миссионерский характер: тобольский в честь иконы Божией Матери «Знамение» мужской монастырь , тюменский во имя Святой Троицы мужской монастырь , Усть-Киренский во имя Святой Троицы мужской монастырь , Селенгинский во имя Святой Троицы мужской монастырь и др. Деятельность единоверческих обителей (см. в ст. Единоверие ) способствовала возвращению в Русскую Церковь старообрядцев (напр., Гуслицкий в честь Преображения Господня мужской монастырь ). В 70-х гг. XIX в. московский в честь Покрова Пресвятой Богородицы монастырь был преобразован в миссионерский и призван стать координационным центром миссионерства в России. Просвещением, миссионерством и обслуживанием паломников занимались рус. монастыри, расположенные за пределами России. К 1917 г. действовали 15 таких обителей (10 мужских и 5 женских) с 709 насельниками (638 монахами и 71 послушником): 4 в Китае, 6 в США и 5 в Палестине. Многие монахи служили в русских зарубежных духовных миссиях и способствовали распространению Православия по всему миру (см., напр., в статьях: Аляскинская (Кадьякская) духовная миссия , Пекинская духовная миссия , Корейская духовная миссия , Японская духовная православная миссия ).

http://pravenc.ru/text/2564108.html

Принятие юрисдикции Московского Патриархата и церковный раскол в Шанхае Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 13, 1997 30 марта, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 13, 1997 После крушения армий Колчака на Дальнем Востоке и атамана Дутова в Туркестане в 1919–20 гг. в Китай хлынула толпа русских изгнанников, бежавших через Дальний Восток и Среднюю Азию (некоторые источники называют цифры 500000 чел.) 1 . Были закрыты Посольство и Консульства Российской Империи. Прервалась связь с церковным центром — Москвой. Российская Духовная миссия в Китае, как и другие заграничные учреждения Русской Православной Церкви, временно подчинились Зарубежному архиерейскому Синоду на основании постановления Святителя Тихона Московского, Священного Синода и Высшего Церковного совета от 7(20) ноября 1920 г. Определением Зарубежного Синода была образована новая епархия — Пекинская и Китайская. Ее возглавил владыка Иннокентий в сане Архиепископа, а позднее — Митрополита Пекинского и Китайского. Таким образом, миссия, сохранив старое название, стала первой епархией на территории Китая. Были образованы викариатства в Шанхае во главе с епископом Симоном, будущим Начальником 19-й миссии, и Тяньцзине (позднее перенесено в Ханькоу) во главе с преосвященным Ионой, епископом Ханькоуским — в 1922 г. Духовная миссия стала правящим центром в этой епархии. Была образована также и Харбинская епархия, которую возглавил архиепископ Мефодий; на территории Маньчжурии оказались архиепископ Забайкальский Мелетий, архиепископ Камчатский Нестор, архиепископ Димитрий Хайларский. Епар­хия была непосредственно подчинена Зарубежному Синоду и не зависела от Пекина. Самоотверженная помощь беженцам из революционной России привела миссию к полному упадку. Лишенная денежных средств, лишенная помощи из России от Синода и правительства, от своих подворий в Москве и Петрограде, обремененная долгами, миссия пришла почти к совершенному разорению. Бывшее при Начальнике 18-й миссии, владыке Иннокентии, на недосягаемой высоте материальное положение миссии впоследствии пошатнулось и под натиском неприятелей владыки.

http://pravmir.ru/prinyatie-yurisdiktsii...

За время существования Миссии было возведено тридцать семь храмов (в том числе, храмы в Пекине , Харбине , Тяньцзине , Шанхае , отличавшиеся самобытностью), создано более сорока проповеднических точек, пять епархий ( Пекинская , Тяньцзиньская , Синьцзянская , Шанхайская , Харбинская ), учреждена православная семинария, двадцать мужских и женских религиозных школ, распространялось религиозное учение, была открыта библиотека, основано издательство и выпускался на русском, английском и китайском языках журнал “ Китайский благовестник ” (“Чжунго фуынь бао”), проводилась благотворительная деятельность. Одновременно с ведением проповедей миссионеры изучали китайскую астрономию, историю, географию, национальности, религию, народные обычаи и многое другое. На вторую половину XIX столетия приходится первоначальный период распространения Православия в Китае за пределы столицы Империи. Русская Духовная Миссия в Пекине в 1864 году была освобождена от обязанностей исполнения дипломатических функций в связи с открытием Русского Посольства. Члены Миссии, ученые и богословы, приступили к трудам по переводам богослужебной литературы на китайский язык. Этот период деятельности Миссии славен также синологическими трудами ее членов, заложивших основу русского китаеведения. Начало XX века – краткий период расцвета Пекинской Миссии. За несколько десятилетий было сделано немало переводов Священного Писания на китайский язык, были переведены основные богослужебные тексты и некоторые труды святых отцов. В те годы Миссия издавала как ученые труды членов Пекинской Миссии, так и церковные книги. В Пекине был основан первый китайский монастырь. В Москве и Петербурге действовали Подворья Пекинской Миссии. Миссия была закрыта в 1954 году, через пять лет после китайской революции . В настоящее время на территории Миссии располагается Посольство России в Китае. На территории Посольства по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия 19 апреля 1997 г. был установлен Поклонный Крест в память истории Миссии, православных китайцев и русских китаеведов.

http://drevo-info.ru/articles/1386.html

  Вопросы для обсуждения:       История православной миссии как часть церковной и государственной истории.     Православная миссия и древняя Русь. Святые Кирилл и Мефодий, свт. Стефан Пермский, прпп. Трифон Печенгский и Феодорит Кольский и др.     Деятельность Общества восстановления православного христианства на Кавказе. Возрождение христианства в Осетии.     Н. И. Ильминский и христианское просвещение Поволжья. Развитие национальной педагогики и школьного обучения в целях миссии.     Исторические обстоятельства возникновения Православного миссионерского общества. Деятельность свт. Иннокентия (Вениаминова).     Вклад православного миссионерства в развитие духовной и материальной культуры народов России. Роль Аляскинской, Алтайской и других миссий. - Внешняя миссия и внешняя политика: сложная взаимосвязь. Вклад Пекинской миссии в развитие российско-китайских отношений.     Вклад династии Романовых в дело христианского просвещения. Миссия, образование, наука. Вклад миссионеров в развитие школьного обучения (в т. ч. женского) и науки. Миссионерские традиции поместных Православных Церквей. Проблемы и актуальные вопросы развития православной миссии на современном этапе. Православная миссия среди иностранцев (туристов, мигрантов, студентов).   Место проведения: Москва, Исторический парк «Россия – Моя История», Проспект Мира, 119, стр. 57 (ст. метро «ВДНХ»). Участники получат бесплатный доступ к экспозиции исторического парка. Время проведения: 10.00-14.00. Завершающая часть конференции пройдёт в формате открытой дискуссии. Для участия в конференции необходимо до 27 января подать заявку по электронной почте logos@stbasil.center или по телефону +7 926 942-91-89.   Скачать файл заявки можно на сайте Православие.ру       Другие публикации на портале: © 2007-2024 Портал Богослов.Ru. Издатель: БОГОСЛОВ.RU Адрес издателя: 141300 Московская область, город Сергиев Посад, территория Троице-Сергиевой Лавры. Все права защищены. Свидетельство о регистрации СМИ Эл ФС77-46659 от 22.09.2011

http://bogoslov.ru/event/6021634

«Прав.Собес.” 1864, авг.-сент., стр.370–390. «Прав.Собес.” 1884, сент., стр.103–108. «Положение миссионерства в Китае». «Прав.Собес.” 1885, май, стр.68–96. «Исторический очерк католической пропаганды в Китае”. «Прав.Сооес.» 1885, сент., стр.24–69. «Отец Иакииф Бичурин” – исторический этюд. «Прав.Собес.” 1866, февр., март, май. «Протестантская пропаганда в Китае и современные гонения на ее миссии”· «Прав.Обозрен.” 1886, август. «О пятидесятилетием юбилее проф.Васильева”, заметка. «Нов.Время”, 1866, 3780, 7 сентября. «Моск.Вед.” 1886, 250, 10 сентября. «Православие и православная миссия в Киате”. «Совр.Изв.» 1866, 355, 25 декабря. «Православный храм в Ханькоу в Китае”. «Нива” 1887, «Воск.День.” 1887, 4 (с рисунком). «Православная миссия в Китае за 200 лет ее существования: история Пекинской духовной миссии в первый и Бторой периоды ее деятельности”. «Прав.Собес.» 1887, февр.-ноябрь. «Странник” 1887, апр -май (первые четыре главы). «Об источниках истории Пекинской духовной миссии”. Речь на коллоквиуме 7 января 1888 года. «Прав.Собес.” 1866, январь. «Слово пред началом учения в Ставропольской духовной семинарии (1889 г.)”. Литература: «Церк.Ведом.» 1890, 7, стр.35. -“- 1891, 36, стр.308. -“- 1891, 20, стр.174. -“- 1895, 43, стр.386. «Приб· к «ЦБ”1890, II, стр.362. -“- 1905, 16, 17, стр.734. «Церк. Вести.” 1891, 39, стр.619. -“- 1895, 44, стр.1407. «Рус.Архив» 1893, кн.3-я, стр.82 и п/стр.I, 2. «Изв.Каз.Еп.» 1881, 24, стр.641. -“- 1882, 6, стр.104–105. -“- 1897, I, стр.12–18. -“- 1903, 16, стр.15. Кирион епископ. «Церковный исторический очерк основания в Херсоне викариатства и его жизнедеятельность». Одесса, 1905. «Списки архиереев Иерархии Всерос.» СПБ, 1896, 520, стр.79. Юдин П.А. «Статья об епископе Николае». «Истор.Вестн.» 1897. Булгаков, 1394, 1407, 1408, 1416. БЭС m.II, стр.1656, 1705. НЗС m.XXVIII, стр.555. Заметки и дополнения Е.М. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог]/Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев. : 1966./Часть 5. Назарий (Андреев) – Руфим (Троицкий). – 1987. - 504 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Открытие Харбинской епархии было фактически признано Всероссийской церковной властью: ее не приписывали к соседней Пекинской епархии и не назначали в Харбин нового архиерея. Владивостокским архиереям Харбинская епархия не под­чинялась. Вместе с тем Московская церковная власть не подчиняла Харбинскую епархию каким-либо иерархам, находившимся за рубежом. Епархия эта, выделившаяся из состава Владивостокской, подобно Благовещенской должна была рассматриваться как каноническая территория Русской Православной Церкви, находящаяся в пределах Китая. Вопрос о выделении Харбинской епархии в самостоятельную стоял еще в 1907 году; поднимался он и на Поместном Соборе 1917–1918 гг. С 1907 г. в составе Владивостокской епархии существовало Харбинское благочиние, не подчинявшееся Духовной Миссии в Китае, хотя и находившееся на китайской территории. Высокопреосвященный митрополит Мефодий писал: “…если Пекинская Миссия не предъявляла каких-либо прав на территории Китая, входившей в состав Владивостокской епархии, то она не может предъявлять каких-либо прав на той же территории Китая Православное население Маньчжурии должно войти в состав Харбинской епархии” 2 . В силу своего особого канонического статуса Харбинская епархия претендовала на первенство на Дальнем Востоке. Вероятно, именно это и побудило в 1946 году учредить центр Восточно-Азиатского Экзархата Русской Православной Церкви в Харбине, а не в Пекине. Немаловажным обстоятельством было и то, что Маньчжурия, куда советские войска вступили в августе 1945 г., оказалась в сфере влияния Советского Союза. 22 октября 1946 г. Священный Синод постановил утвердить в должности Начальника Российской Духовной Миссии в Китае архиепископа Пекинского Виктора (Святина) и считать его находящимся по епархиальным делам в юрисдикции Экзархата, а по делам Миссии — в личной юрисдикции Экзарха. Этим же определением Пекинская епархия и ее Шанхайское викариатство были утверждены в составе Восточно-Азиатского Экзархата. Таким образом, на территории Китая сформировались два церковных центра — Экзархат в Харбине и Миссия в Пекине.

http://pravmir.ru/tserkov-v-kitae-na-put...

18 августа 1945 года части генерал-майора Г.А. Шелахова вошли в Харбин. 19 августа Архиепископ Нестор отслужил благодарственный молебен на собор­ной площади в Харбине, на котором присутствовали красноармейцы с. 141]. Определением Синода от 27 декабря 1945 года решено было считать воссоединенными с Русской Православной Церковью с 26 октября 1945 всех архи­пастырей в Китае – архиепископов, епископов и архи­мандритов, а также клир и мирян Харбинской епархии с.360]. Российская духовная миссия в Пекине и Харбинская епархия вошли в юрисдикцию Московского Патриархата (Харбинская и Пекинская епархии). На территории Китая был образован Восточно-Азиатский экзархат Московского Патриархата, с пребыванием возглавлявшего округ архиепископа Нестора (Анисимова) в городе Дальний с. 360]. В начале 1946 архиепископ Нестор (Анисимов) был возведен в сан митрополита и возглавил Харбинскую епархию после смерти митрополита Мелетия (Заборовского). В.Г. Дацышен пишет: «Встав во главе Харбинской епархии, вл. Нестор (Анисимов) вновь активно всту­пил в борьбу против Российской духовной миссии в Пекине» с. 361]. Действительно, он критиковал работу прежних миссионеров и писал патриарху Алексию 5 мая 1946 г., что деятельность миссии носит отрицатель­ный характер в последние три десятилетия. Он обвинял прежних начальников Миссии, в том числе митропо­лита Иннокентия, «принесшего особенно много вреда Миссии из-за своего странного неуживчивого, резкого характера и неумелого администрирования, затем ар­хиепископа Симона, а ныне архиепископа Виктора» которые «всячески искажали факты, допуская слиш­ком большие погрешности и неточности в публикуемых изредка фиктивных отчетах... и не пускали у себя аб­солютно никакой ревизии, скрывая от всех плачевное положение Миссии» с. 297–299]. В.Г. Дацышен замечает по этому поводу, что «Несомненно, многое из сказанного отражало реальные проблемы, с которыми столкнулась Пекинская миссия после Революции 1917, в условиях массовой русской эмиграции и мировой войны. Однако обличительный тон писем архиепископа Нестора не был достаточно убедительным ни для Китая, ни для Москвы. Все знали о длившемся уже почти полвека противостоянии между Харбином и Пекином, и никто еще не успел за­быть «противоречивой биографии» самого вл. Нестора (Анисимова) . В конечном итоге, в обострившемся спо­ре Москва не разделила позиций будущего митропо­лита Харбинского и продолжала поддерживать главу Российской духовной миссии в Китае» с. 363].

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010