В 1917 г. миссия уже представляла собой весьма сложную структуру, в которую входили: Успенский мужской монастырь в Пекине, Крестовоздвиженский скит близ Пекина, женский Сретенский монастырь в Пекине, 5 подворий, 19 храмов, 32 миссионерских стана, семинария в Пекине, 20 школ. Общая численность учащихся в школах миссии превышала 500 человек. По официальным данным насчитывалось 5587 православных китайцев, проживавших в 670 населенных пунктах. Русская революция 1917 г. радикально изменила жизнь Пекинской миссии: в течение 10 лет шла борьба за ее выживание. После разгрома белой армии на Дальнем Востоке и в Туркестане в 1919—1920 гг. в Китай прибыло около 500 тыс. беженцев из России. В 1920 г. Пекинская миссия приютила останки восьми «алапаевских узников». Прервалась связь с церковным центром — Московской Патриархией. На основании постановления свт. Патриарха Тихона и Высшего Церковного Совета от 7 (20) ноября 1920 г. Пекинская миссия перешла в подчинение Высшего Церковного Управления за границей. В 1922 г. определением Архиерейского Зарубежного Синода была образована новая епархия — Китайская и Пекинская. Возглавил ее начальник 18-й Российской духовной миссии владыка Иннокентий (Фигуровский) в сане архиепископа, а позднее — митрополита (в 1928 г.). В пределах Пекинской епархии были образованы два викариатства: в Шанхае и в Тяньцзине (позднее перенесено в Ханькоу). На территории Маньчжурии была образована Харбинская епархия, подчинявшаяся Зарубежному Синоду. Возглавил ее митр. Харбинский Мефодий (Герасимов). Таким образом, в Китае возникло два центра православия — в Пекине и Харбине. В Пекинской епархии в 1919 г. были закрыты все православные миссионерские станы, а все силы миссии были направлены на благотворительную деятельность: создавались приюты, бесплатные столовые, больницы и дома милосердия, православные братства в разных крупных городах Китая. Так, в Тяньцзине в 1921 г. было основано братство Православной Церкви, на попечении которого были больница, прогимназия и библиотека и, конечно, храм. В 1928 г. был открыт Дом Милосердия прп. Серафима Саровского, при нем создан молитвенный дом. В Шанхае в 1923 г. было создано Русское Православное братство, при котором действовали госпиталь для неимущих, убежище для одиноких и престарелых женщин. Братство занималось и просветительской деятельностью: были открыты русская школа и коммерческое училище, проводились многочисленные общественные собрания и лекции.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Российская Духовная Миссия в Китае учреждена в 1713 году Святейшим Синодом Русской Православной Церкви. С 1716 по 1933 г. было отправлено в Китай 20 миссий и свыше 200 проповедников. Российская Духовная Миссия в Пекине была уникальным российским учреждением за рубежом, не только представлявшим в цинском Китае Русскую Православную Церковь , но и на протяжении 150 лет, с 1715 по 1864 год, выступавшим в качестве неофициального дипломатического представительства России в Китае. Основной задачей миссионеров в Китае было изучение китайского и маньчжурского языков. Китайский язык изучался с целью, во-первых, ведения проповедей, во-вторых, изучения и исследования культуры Китая. За время существования Миссии было возведено тридцать семь храмов, создано более сорока проповеднических точек, пять больших, учреждена православная семинария, двадцать мужских и женских религиозных школ, распространялось религиозное учение, была открыта библиотека, основано издательство и выпускался на русском, английском и китайском языках журнал «Китайский благовестник», проводилась благотворительная деятельность. Одновременно с ведением проповедей миссионеры изучали китайскую астрономию, историю, географию, национальности, религию, народные обычаи и многое другое. На вторую половину XIX столетия приходится первоначальный период распространения Православия в Китае за пределы столицы Империи. Русская Духовная Миссия в Пекине в 1864 году была освобождена от обязанностей исполнения дипломатических функций в связи с открытием Русского Посольства. Члены Миссии, ученые и богословы, приступили к трудам по переводам богослужебной литературы на китайский язык. Этот период деятельности Миссии славен также синологическими трудами ее членов, заложивших основу русского китаеведения. Начало XX века – краткий период расцвета Пекинской Миссии. За несколько десятилетий было сделано немало переводов Священного Писания на китайский язык, были переведены основные богослужебные тексты и некоторые труды святых отцов. В те годы Миссия издавала как ученые труды членов Пекинской Миссии, так и церковные книги. Миссия была закрыта в 1954 году, через пять лет после китайской революции.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В кон. 1902 г. еп. Иннокентий посетил Шанхай и Ханькоу, «в обоих пунктах присоединил к православию несколько молодых китайцев» (АВПРИ. Ф. 143. Д. 172. Л. 32). Епископ также основал миссионерский стан в Фынкоу, недалеко от Ханькоу, где в 1898 и 1901 гг. ок. 300 местных жителей выразили желание принять Православие и даже российское подданство, затем посетил Кантон (Гуанчжоу) и Гуйлинь. В 1903 г. в Успенском мон-ре было крещено 53 чел., проведено 5 обрядов бракосочетания и 6 обрядов погребения. Летом 1903 г. для создания жен. правосл. общины в Пекин из красноярского Знаменского жен. мон-ря прибыла старица Евпраксия с 4 послушницами, их поселили при жен. уч-ще. В 1905 г. приняла постриг 1-я китаянка, албазинка Пелагея Марковна Жуй (Мин Жуй). В 1903 г. сын Митрофана (Цзи Чуна) диак. Сергий Чан основал часовню в мест. Юаньцзякоу, в том же году мон. Фавст начал проповедь в мест. Кулинь пров. Хубэй. Затем для П. д. м. приобретен участок в 500 дес. около Цзуньхуачжоу, недалеко от Ланьчжоу. Также миссионеры продолжали работать в сев.-вост. части пров. Чжили. В 1903 г. началось строительство правосл. церкви в г. Урумчи, в нач. ХХ в. появился правосл. храм в Кульдже, где служил иером. Серафим. По данным братства Православной Церкви в Китае, до 1904 г. в кит. части Тяньцзиня был приобретен дом в 16 комнат (Известия Братства Правосл. Церкви в Китае. Пекин, 1905. Вып. 1. С. 8), где открыта школа для кит. детей. Пекинская духовная миссия. Фотография. 10-е гг. ХХ в. Пекинская духовная миссия. Фотография. 10-е гг. ХХ в. Еще в 1901 г. подворье миссии было основано в г. Дальнем (япон. Дайрен, ныне Далянь). В 1902 г. по ходатайству П. д. м. 6 священников церквей Сев. Маньчжурии перешли в ведение еп. Иннокентия, в мае 1903 г. указом Синода под духовное окормление миссии отошла вся полоса отчуждения КВЖД. Миссионерским Благовещенским подворьем в Харбине заведовал иером. Леонтий, затем к нему присоединились иером. Дионисий (вскоре возглавил подворье), иеродиак. Сергий и 2 послушника. Благовещенская ц. стала 2-м постоянным храмом Харбина. На ст. Маньчжурия отправился иером. Георгий, в г. Дальний - неск. священнослужителей, монахов и послушников. 23 февр. 1903 г. еп. Иннокентий заложил камень в основание собора в честь Владимирской иконы Божией Матери в Дальнем, в марте 1903 г. выступил с предложением перенести епископскую кафедру из Пекина в Дальний. В мае 1903 г. прошла церемония начала строительства правосл. собора в Порт-Артуре.

http://pravenc.ru/text/2579896.html

5. Церковная деятельность православных храмов и часовен, независимо от проведения указанных мероприятий, не прекращается, а потому Вам надлежит обеспечить непрерывность действующего в Вашей епархии порядка совершения богослужений и отправления церковных треб» ( Поздняев Д., свящ. Китайская Православная Церковь на пути к автономии//Проблемы Дальн. Востока. М., 1998. 4. С. 133). Все недвижимое имущество Экзархата подлежало передаче кит. правительству, а Северное подворье (Бэйгуань) - посольству СССР. Процесс безвозмездной передачи недвижимого имущества РПЦ в Китае гос. властям КНР завершился 30 марта 1956 г. Движимое имущество становилось собственностью Китайской Православной Церкви. 24 апр. архиеп. Виктор передал все церковные дела и имущество Пекинской епархии временно исполняющему обязанности главы Китайской Православной Церкви архим. Василию (Шуану) и 24 мая выехал из Пекина в СССР. П. д. м. фактически прекратила свое существование. Лит.: Бантыш-Каменский Н. Н. Дипломатическое собр. дел между Российским и Китайским гос-вами с 1619 по 1792 г. Каз., 1882; Николай (Адоратский), архим. Православная миссия в Китае за 200 лет ее существования//ПС. 1887. 2-12 (отд. изд.: Каз., 1887. 2 вып.); Коростовец И. Я. Рус. духовная миссия в Пекине//РА. 1893. 9. С. 57-86; Мат-лы для истории Рос. духовной миссии в Пекине/Ред.: Н. И. Веселовский. СПб., 1905. Вып. 1; Можаровский А. Ф. Архим. Петр Каменский, начальник 10-й Рос.-имп. миссии в Пекине. Пекин, 1912; [Авраамий (Часовников), архим.] Краткая история Рус. правосл. миссии в Китае, сост. по случаю исполнившегося в 1913 г. 200-летнего юбилея ее существования. Пекин, 1916; Петров В. П. Рос. духовная миссия в Китае. Wash., 1968; История Рос. духовной миссии в Китае. М., 1997; Поздняев Д., прот. Православие в Китае. М., 1998; Православие на Дальн. Востоке. СПб., 2001. Вып. 3; Андреева С. Г. Пекинская духовная миссия в контексте рос.-кит. отношений (1715-1917 гг.): Канд. дис. М., 2002; Кёпинг К. Б. Последние статьи и док-ты. СПб., 2003; Иванов П.

http://pravenc.ru/text/2579896.html

Труд этот тем более был сложен, что вновь создаваемые китайские тексты должны были соответствовать требованиям науки церковного пения, ибо в большинстве своем исполнялись хором (китайский архиерейский хор Успенского монастыря в Пекине пользовался особой известностью). Трудами многих советских чиновников было сделано все, чтобы уничтожить самую память о проповеди Православия в Китае. Когда на территорию миссии в Пекине перебиралось посольство СССР, на дворе пылали костры из книг. Храмы были разрушены, мощи святых угодников и могилы православных людей осквернены. На протяжении десятилетий считалось (к счастью, ошибочно), что ничего не сохранилось. Ныне, когда разные христианские конфессии рассматривают вопрос о создании единого согласованного китайского текста Библии , когда Православие постепенно возрождается в Китае, Гонконге и на Тайване, – чрезвычайно важно использовать переводческий опыт членов Российской Духовной Миссии. В литературе Российская Духовная Миссия упоминается так же, как Пекинская Православная Миссия, Российская Православная Миссия в Пекине, Пекинская Духовная Миссия. В нашей книге мы взяли одно из ее названий Российская Духовная Миссия. Для обозначения конкретных групп православных миссионеров, в разные годы находившихся в Китае в составе Миссий, последним давались порядковые номера, например 12-я или 18-я. В последнее время китайское ученое сообщество уделяет все больший интерес обобщению опыта христианства в целом. Важную роль в этом играет Институт китайско-христианских исследований в Гонконге (его китайское название имеет несколько иной смысл  Ханьюй цзидуцзяо вэньхуа яныˆюсо – -Институт китаеязычной христианской культуры). Институт создан в 1995 г. на базе миссионерского центра Даофэншань, образованного в 1930 г. усилиями норвежского китаеведа Карла Рейхельта. Директор института, знаменитый ученый Лю Сяофэн, поставил задачу создания «китайского богословия» самими китайцами, но при посредстве углубленного изучения всех направлений мировой христианской мысли.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Обращения албазинцев к российским властям прислать к ним священника навели Петра I на мысль направить в Пекин духовную миссию. Переговоры об этом с китайским правительством были успешно завершены в 1712 г., и в конце 1715 г. миссия прибыла в Пекин. Ее члены были зачислены на китайскую службу с определенным жалованьем. При подготовке третьей миссии российское правительство в 1737 г. добилось отмены зачисления ее членов на китайскую службу, но ее содержание китайским правительством продолжалось до 1858 г., когда было отменено Тянь-Цзиньским договором (см. ниже). Отправление в Пекин российских духовных миссий было окончательно утверждено только в 1727 г. Кяхтинским договором. Духовная миссия обыкновенно состояла из архимандрита, двух иеромонахов, одного иеродиакона и доктора; прочие — причетники и ученики. Все они должны были оставаться в Пекине до прибытия новой миссии, и только Тянь-Цзиньский договор разрешил членам миссии свободный выезд. Наименьший срок пребывания миссии в Пекине должен был составлять десять лет, однако некоторые миссии по разным причинам оставались там и на более продолжительное время. До второй половины XIX в. Русская духовная миссия в Пекине выполняла функции дипломатического и торгового представительства России. В 1830 г. о. Аввакум отправился в составе 11-й Пекинской духовной миссии под начальством архимандрита Вениамина (Морачевича) в Китай. Прибыв в Пекин в том же году, о. Аввакум был откомандирован служить в церкви Успения Пресвятой Богородицы. Для детей прихожан этой церкви была организована школа, где о. Аввакум, освоив китайский язык в достаточной степени, стал преподавать арифметику, географию и основы православия, а с 1836 г. по воскресеньям начал читать по-китайски составленные им самим проповеди. Для своей пекинской паствы о. Аввакум перевел на китайский некоторые церковные песнопения и молитвы. Основную цель русской духовной Миссии в Пекине составляло богослужение, проповедование Евангелия, духовное окормление албазинцев. Однако со временем Миссия расширила круг своей деятельности. К первоначальному сугубо пастырскому служению ее членов добавились также научные послушания — изучение Китая, его языков, истории и религий. До 1863 г. члены Миссии выполняли также и дипломатические функции в посредничестве при сношениях русского правительства с Китаем (только с указанного года в Пекине была учреждена отдельная от духовной русская дипломатическая миссия). И о. Аввакуму пришлось потрудиться на всех упомянутых поприщах .

http://bogoslov.ru/article/2798315

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЛАРИОН (Лежайский; 1657, Чернигов - 1717, Пекин), архим., начальник 1-й Пекинской духовной миссии. Окончил Киево-Могилянскую академию, служил помощником архиеп. Черниговского свт. Иоанна (Максимовича) , переведенного позднее в Тобольск. В 1702 г. вместе с назначенным на Тобольскую и Сибирскую кафедру митр. Филофеем (Лещинским) переехал в Тобольск и в сане иеромонаха некоторое время служил проповедником или экономом при архиерейском доме. В 1709 г. был возведен в сан архимандрита, назначен настоятелем якутского в честь Преображения Господня мон-ря, а также заказчиком (управителем) Киренского и Илимского острогов с уездами. В нач. 1713 г. митр. Тобольский и Сибирский Иоанн (Максимович) избрал И. начальником 1-й Пекинской духовной миссии и направил в Китай вместе с 7 причетниками (Иосифом Дьяконовым, Никанором Клюсовым, Петром Якутовым, Григорием Смагиным, Феодором Колесниковым, Андреем Поповым, Иосифом Афанасьевым), иеродиак. Филимоном, иером. Лаврентием. В российских исторических архивах не сохранилось достаточных сведений о начальном периоде существования Пекинской миссии. Воссоздать историческую картину можно лишь по воспоминаниям членов более поздних миссий или католич. миссионеров, находившихся в то время в Китае. Совр. историки объясняют этот факт тем, что «момент посылки Лежайского относится к середине 10-х гг. XVIII в., когда в России фактически еще не было центрального учреждения, ведавшего церковными делами». Кроме того, «Тобольский митрополит, так же как и сибирский губернатор в гражданских делах, имел огромные права в решении местных церковных вопросов. На то, что вопрос о посылке священника в Пекин мог быть признан в Тобольске местным, указывает практика того времени, когда волей митрополита назначались священники к едущим в Пекин караванам, к посольствам в пограничные районы и деловым посылкам в Ургу и Наун» (Русско-китайские отношения. 1978. Т. 1. С. 31). Среди историков не существует единой т. зр. в вопросе о том, когда миссия прибыла в Пекин. Рус. архивные источники указывают 2 даты: 20 апр. 1715 г. и 11 янв. 1716 г. (Там же. С. 611-612. Примеч. 2). Кит. источники дают только год - «54-й год правления Канси», что соответствует периоду с 4 февр. 1715 по 23 янв. 1716 г. При этом известно, что миссия прибыла в Пекин вместе с кит. посольством Тулишеня, возвращавшимся из поволжских степей от калм. Аюки-хана. В «Записках о чужеземном крае» («И-юй лу») Тулишень пишет, что он вернулся в столицу в 27-й день 3-го месяца 54-го года правления Канси ( Иманиси Сюнцзю. 1964. С. 341). Эта дата соответствует 30 апр. 1715 г. по европ. календарю, и ее можно принять за день приезда И. и членов его миссии в Пекин.

http://pravenc.ru/text/389189.html

Учрежденная Святейшим Синодом Российская Духовная Миссия действовала в Китае с 1713 года. В силу политических причин Российская Духовная Миссия в Китае была упразднена в 1954 году. 23 ноября 1956 году Священный Синод Русской Православной Церкви принял решение о даровании автономии Китайской Православной Церкви и хиротонии в епископа Пекинского архимандрита Василия (Шуана). С согласия властей КНР архимандрит Василий (Шуан) был хиротонисан во епископа Пекинского 30 мая 1957 года в Москве и должен был возглавить Китайскую Автономную Православную Церковь. После смерти китайских граждан епископов Пекинского Василия (в 1962 году) и Шанхайского Симеона (в 1965 году) Китайская Православная Церковь лишилась архипастырского руководства. В тяжелых условиях «культурной революции» ее жизнь пришла в упадок: были закрыты все православные храмы, многие священники претерпели гонения. По имеющимся данным, сейчас в Китае насчитывается около 15 000 православных верующих. Большей частью они проживают в Пекине, Шанхае, провинции Хейлунцзян, автономных районах Синъцзян и Внутренняя Монголия. Священный Синод Русской Православной Церкви в определении от 17 февраля 1997 года констатировал, что, поскольку в настоящее время Китайская Автономная Православная Церковь не имеет своего Предстоятеля, впредь до его избрания Поместным Собором этой Церкви в соответствии с православными канонами, каноническое управление епархиями Китайской Автономной Православной Церкви осуществляется Предстоятелем Матери-Церкви – Патриархом Московским и всея Руси. Председателю ОВЦС было поручено решение практических вопросов по урегулированию православной жизни в Китае. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Доклад принять к сведению. 2. Отметить, что в трудных условиях многочисленные православные верующие в Китае сохранили веру Христову и молитвенную каноническую связь с Матерью – Русской Православной Церковью. 3. Продолжить усилия, предпринимаемые Отделом внешних церковных связей в диалоге с китайской стороной, по нормализации положения Китайской Автономной Православной Церкви.

http://mospat.ru/archive/86319-zhurnaly-...

К времени создания Иркутского и Нерчинского вик-ства Тобольской и Сибирской митрополии (1706) только на территории совр. Бурятии действовали 2 мон-ря (Селенгинский и Посольский) и 14 православных церквей: баргузинская Спасо-Преображенская, верхнеудинские Богородице-Владимирская и Спасская, ильинская Богоявленская, кабанская Христорождественская, итанцинская Спасская, селенгинские Спасская и Покровская, хилокская Богородице-Владимирская, колесниковская Богородице-Казанская, тресковская Михаило-Архангельская, кударинская Благовещенская, чикойская Петропавловская, тункинская Покровская. В 1722-1727 гг. в Забайкалье жили члены Пекинской духовной миссии во главе с Переяславским еп. св. Иннокентием (Кульчицким) , ожидавшие разрешения кит. властей на приезд в Пекин. Миссия была послана из С.-Петербурга по предложению митр. Филофея, поскольку 26 апр. 1718 г. скончался глава первой Пекинской миссии, прибывшей в Китай в кон. 1715 г., архим. Иларион (Лежайский) . Члены миссии жили то в Селенгинском мон-ре, то в Ст. Селенгинске, то на монастырской заимке на р. Хилок (ныне с. Поселье Бичурского р-на). В эти годы свт. Иннокентий изучал быт и нравы бурят и успешно проповедовал им христианство. В 1727 г. после отказа кит. властей принять правосл. миссию Синод назначил свт. Иннокентия на новоучрежденную самостоятельную Иркутскую и Нерчинскую кафедру, в ведении к-рой оказалась Д. д. м. В 1734 г. из-за опасения осложнений в отношениях с Китаем рус. правительство запретило миссионерскую деятельность в Вост. Сибири. К сер. XVIII в. среди забайкальских бурят широко распространился ламаизм, поскольку по условиям Буринского и Кяхтинского договоров (1727-1728) российское правительство обязалось этому не препятствовать, в результате чего в Забайкалье прибыли 50 тибет. и 100 монг. лам. Еп. Вениамин (Благонравов) в «Письмах из Посольского монастыря» относил окончание деятельности Д. д. м. к времени после назначения настоятеля Посольского мон-ря архим. Илариона (Труса) в 1734 г. главой Пекинской миссии с оставлением в должности настоятеля и после кончины архим. Мисаила (1743). В 1814 г. в Забайкалье, при Иркутском еп. Михаиле (Бурдукове) деятельность миссионеров активизировалась.

http://pravenc.ru/text/171434.html

Учрежденная Святейшим Синодом Российская Духовная Миссия действовала в Китае с 1713 года. В силу политических причин Российская Духовная Миссия в Китае была упразднена в 1954 году. 23 ноября 1956 г. Священный Синод Русской Православной Церкви принял решение о даровании автономии Китайской Православной Церкви и хиротонии в епископа Пекинского архимандрита Василия (Шуана). С согласия властей КНР архимандрит Василий (Шуан) был хиротонисан во епископа Пекинского 30 мая 1957 г. в Москве и должен был возглавить Китайскую Автономную Православную Церковь. После смерти китайских граждан епископов Пекинского Василия (1962 г.) и Шанхайского Симеона (1965 г.) Китайская Православная Церковь лишилась архипастырского руководства. В тяжелых условиях «культурной революции» ее жизнь пришла в упадок: были закрыты все православные храмы, многие священники претерпели гонения. По имеющимся данным, сейчас в Китае насчитывается около 15 000 православных верующих. Большей частью они проживают в Пекине, Шанхае, провинции Хейлунцзян, автономных районах Синъцзян и Внутренняя Монголия. Священный Синод Русской Православной Церкви в определении от 17 февраля 1997 г. констатировал, что поскольку в настоящее время Китайская Автономная Православная Церковь не имеет своего Предстоятеля, впредь до его избрания Поместным Собором этой Церкви, в соответствии с православными канонами, каноническое управление епархиями Китайской Автономной Православной Церкви осуществляется Предстоятелем Матери-Церкви — Патриархом Московским и всея Руси. Председателю ОВЦС было поручено решение практических вопросов по урегулированию православной жизни в Китае. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Доклад принять к сведению. 2. Отметить, что в трудных условиях многочисленные православные верующие в Китае сохранили веру Христову и молитвенную каноническую связь с Матерью — Русской Православной Церковью. 3. Продолжить усилия, предпринимаемые Отделом внешних церковных связей в диалоге с китайской стороной по нормализации положения Китайской Автономной Православной Церкви.

http://patriarchia.ru/db/text/343719.htm...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010