В 1917 г. миссия уже представляла собой весьма сложную структуру, в которую входили: Успенский мужской монастырь в Пекине, Крестовоздвиженский скит близ Пекина, женский Сретенский монастырь в Пекине, 5 подворий, 19 храмов, 32 миссионерских стана, семинария в Пекине, 20 школ. Общая численность учащихся в школах миссии превышала 500 человек. По официальным данным насчитывалось 5587 православных китайцев, проживавших в 670 населенных пунктах. Русская революция 1917 г. радикально изменила жизнь Пекинской миссии: в течение 10 лет шла борьба за ее выживание. После разгрома белой армии на Дальнем Востоке и в Туркестане в 1919—1920 гг. в Китай прибыло около 500 тыс. беженцев из России. В 1920 г. Пекинская миссия приютила останки восьми «алапаевских узников». Прервалась связь с церковным центром — Московской Патриархией. На основании постановления свт. Патриарха Тихона и Высшего Церковного Совета от 7 (20) ноября 1920 г. Пекинская миссия перешла в подчинение Высшего Церковного Управления за границей. В 1922 г. определением Архиерейского Зарубежного Синода была образована новая епархия — Китайская и Пекинская. Возглавил ее начальник 18-й Российской духовной миссии владыка Иннокентий (Фигуровский) в сане архиепископа, а позднее — митрополита (в 1928 г.). В пределах Пекинской епархии были образованы два викариатства: в Шанхае и в Тяньцзине (позднее перенесено в Ханькоу). На территории Маньчжурии была образована Харбинская епархия, подчинявшаяся Зарубежному Синоду. Возглавил ее митр. Харбинский Мефодий (Герасимов). Таким образом, в Китае возникло два центра православия — в Пекине и Харбине. В Пекинской епархии в 1919 г. были закрыты все православные миссионерские станы, а все силы миссии были направлены на благотворительную деятельность: создавались приюты, бесплатные столовые, больницы и дома милосердия, православные братства в разных крупных городах Китая. Так, в Тяньцзине в 1921 г. было основано братство Православной Церкви, на попечении которого были больница, прогимназия и библиотека и, конечно, храм. В 1928 г. был открыт Дом Милосердия прп. Серафима Саровского, при нем создан молитвенный дом. В Шанхае в 1923 г. было создано Русское Православное братство, при котором действовали госпиталь для неимущих, убежище для одиноких и престарелых женщин. Братство занималось и просветительской деятельностью: были открыты русская школа и коммерческое училище, проводились многочисленные общественные собрания и лекции. |
Российская Духовная Миссия в Китае учреждена в 1713 году Святейшим Синодом Русской Православной Церкви. С 1716 по 1933 г. было отправлено в Китай 20 миссий и свыше 200 проповедников. Российская Духовная Миссия в Пекине была уникальным российским учреждением за рубежом, не только представлявшим в цинском Китае Русскую Православную Церковь , но и на протяжении 150 лет, с 1715 по 1864 год, выступавшим в качестве неофициального дипломатического представительства России в Китае. Основной задачей миссионеров в Китае было изучение китайского и маньчжурского языков. Китайский язык изучался с целью, во-первых, ведения проповедей, во-вторых, изучения и исследования культуры Китая. За время существования Миссии было возведено тридцать семь храмов, создано более сорока проповеднических точек, пять больших, учреждена православная семинария, двадцать мужских и женских религиозных школ, распространялось религиозное учение, была открыта библиотека, основано издательство и выпускался на русском, английском и китайском языках журнал «Китайский благовестник», проводилась благотворительная деятельность. Одновременно с ведением проповедей миссионеры изучали китайскую астрономию, историю, географию, национальности, религию, народные обычаи и многое другое. На вторую половину XIX столетия приходится первоначальный период распространения Православия в Китае за пределы столицы Империи. Русская Духовная Миссия в Пекине в 1864 году была освобождена от обязанностей исполнения дипломатических функций в связи с открытием Русского Посольства. Члены Миссии, ученые и богословы, приступили к трудам по переводам богослужебной литературы на китайский язык. Этот период деятельности Миссии славен также синологическими трудами ее членов, заложивших основу русского китаеведения. Начало XX века – краткий период расцвета Пекинской Миссии. За несколько десятилетий было сделано немало переводов Священного Писания на китайский язык, были переведены основные богослужебные тексты и некоторые труды святых отцов. В те годы Миссия издавала как ученые труды членов Пекинской Миссии, так и церковные книги. Миссия была закрыта в 1954 году, через пять лет после китайской революции. |
В кон. 1902 г. еп. Иннокентий посетил Шанхай и Ханькоу, «в обоих пунктах присоединил к православию несколько молодых китайцев» (АВПРИ. Ф. 143. Д. 172. Л. 32). Епископ также основал миссионерский стан в Фынкоу, недалеко от Ханькоу, где в 1898 и 1901 гг. ок. 300 местных жителей выразили желание принять Православие и даже российское подданство, затем посетил Кантон (Гуанчжоу) и Гуйлинь. В 1903 г. в Успенском мон-ре было крещено 53 чел., проведено 5 обрядов бракосочетания и 6 обрядов погребения. Летом 1903 г. для создания жен. правосл. общины в Пекин из красноярского Знаменского жен. мон-ря прибыла старица Евпраксия с 4 послушницами, их поселили при жен. уч-ще. В 1905 г. приняла постриг 1-я китаянка, албазинка Пелагея Марковна Жуй (Мин Жуй). В 1903 г. сын Митрофана (Цзи Чуна) диак. Сергий Чан основал часовню в мест. Юаньцзякоу, в том же году мон. Фавст начал проповедь в мест. Кулинь пров. Хубэй. Затем для П. д. м. приобретен участок в 500 дес. около Цзуньхуачжоу, недалеко от Ланьчжоу. Также миссионеры продолжали работать в сев.-вост. части пров. Чжили. В 1903 г. началось строительство правосл. церкви в г. Урумчи, в нач. ХХ в. появился правосл. храм в Кульдже, где служил иером. Серафим. По данным братства Православной Церкви в Китае, до 1904 г. в кит. части Тяньцзиня был приобретен дом в 16 комнат (Известия Братства Правосл. Церкви в Китае. Пекин, 1905. Вып. 1. С. 8), где открыта школа для кит. детей. Пекинская духовная миссия. Фотография. 10-е гг. ХХ в. Пекинская духовная миссия. Фотография. 10-е гг. ХХ в. Еще в 1901 г. подворье миссии было основано в г. Дальнем (япон. Дайрен, ныне Далянь). В 1902 г. по ходатайству П. д. м. 6 священников церквей Сев. Маньчжурии перешли в ведение еп. Иннокентия, в мае 1903 г. указом Синода под духовное окормление миссии отошла вся полоса отчуждения КВЖД. Миссионерским Благовещенским подворьем в Харбине заведовал иером. Леонтий, затем к нему присоединились иером. Дионисий (вскоре возглавил подворье), иеродиак. Сергий и 2 послушника. Благовещенская ц. стала 2-м постоянным храмом Харбина. На ст. Маньчжурия отправился иером. Георгий, в г. Дальний - неск. священнослужителей, монахов и послушников. 23 февр. 1903 г. еп. Иннокентий заложил камень в основание собора в честь Владимирской иконы Божией Матери в Дальнем, в марте 1903 г. выступил с предложением перенести епископскую кафедру из Пекина в Дальний. В мае 1903 г. прошла церемония начала строительства правосл. собора в Порт-Артуре. |
5. Церковная деятельность православных храмов и часовен, независимо от проведения указанных мероприятий, не прекращается, а потому Вам надлежит обеспечить непрерывность действующего в Вашей епархии порядка совершения богослужений и отправления церковных треб» ( Поздняев Д., свящ. Китайская Православная Церковь на пути к автономии//Проблемы Дальн. Востока. М., 1998. 4. С. 133). Все недвижимое имущество Экзархата подлежало передаче кит. правительству, а Северное подворье (Бэйгуань) - посольству СССР. Процесс безвозмездной передачи недвижимого имущества РПЦ в Китае гос. властям КНР завершился 30 марта 1956 г. Движимое имущество становилось собственностью Китайской Православной Церкви. 24 апр. архиеп. Виктор передал все церковные дела и имущество Пекинской епархии временно исполняющему обязанности главы Китайской Православной Церкви архим. Василию (Шуану) и 24 мая выехал из Пекина в СССР. П. д. м. фактически прекратила свое существование. Лит.: Бантыш-Каменский Н. Н. Дипломатическое собр. дел между Российским и Китайским гос-вами с 1619 по 1792 г. Каз., 1882; Николай (Адоратский), архим. Православная миссия в Китае за 200 лет ее существования//ПС. 1887. 2-12 (отд. изд.: Каз., 1887. 2 вып.); Коростовец И. Я. Рус. духовная миссия в Пекине//РА. 1893. 9. С. 57-86; Мат-лы для истории Рос. духовной миссии в Пекине/Ред.: Н. И. Веселовский. СПб., 1905. Вып. 1; Можаровский А. Ф. Архим. Петр Каменский, начальник 10-й Рос.-имп. миссии в Пекине. Пекин, 1912; [Авраамий (Часовников), архим.] Краткая история Рус. правосл. миссии в Китае, сост. по случаю исполнившегося в 1913 г. 200-летнего юбилея ее существования. Пекин, 1916; Петров В. П. Рос. духовная миссия в Китае. Wash., 1968; История Рос. духовной миссии в Китае. М., 1997; Поздняев Д., прот. Православие в Китае. М., 1998; Православие на Дальн. Востоке. СПб., 2001. Вып. 3; Андреева С. Г. Пекинская духовная миссия в контексте рос.-кит. отношений (1715-1917 гг.): Канд. дис. М., 2002; Кёпинг К. Б. Последние статьи и док-ты. СПб., 2003; Иванов П. |
Труд этот тем более был сложен, что вновь создаваемые китайские тексты должны были соответствовать требованиям науки церковного пения, ибо в большинстве своем исполнялись хором (китайский архиерейский хор Успенского монастыря в Пекине пользовался особой известностью). Трудами многих советских чиновников было сделано все, чтобы уничтожить самую память о проповеди Православия в Китае. Когда на территорию миссии в Пекине перебиралось посольство СССР, на дворе пылали костры из книг. Храмы были разрушены, мощи святых угодников и могилы православных людей осквернены. На протяжении десятилетий считалось (к счастью, ошибочно), что ничего не сохранилось. Ныне, когда разные христианские конфессии рассматривают вопрос о создании единого согласованного китайского текста Библии , когда Православие постепенно возрождается в Китае, Гонконге и на Тайване, – чрезвычайно важно использовать переводческий опыт членов Российской Духовной Миссии. В литературе Российская Духовная Миссия упоминается так же, как Пекинская Православная Миссия, Российская Православная Миссия в Пекине, Пекинская Духовная Миссия. В нашей книге мы взяли одно из ее названий Российская Духовная Миссия. Для обозначения конкретных групп православных миссионеров, в разные годы находившихся в Китае в составе Миссий, последним давались порядковые номера, например 12-я или 18-я. В последнее время китайское ученое сообщество уделяет все больший интерес обобщению опыта христианства в целом. Важную роль в этом играет Институт китайско-христианских исследований в Гонконге (его китайское название имеет несколько иной смысл Ханьюй цзидуцзяо вэньхуа яныˆюсо – -Институт китаеязычной христианской культуры). Институт создан в 1995 г. на базе миссионерского центра Даофэншань, образованного в 1930 г. усилиями норвежского китаеведа Карла Рейхельта. Директор института, знаменитый ученый Лю Сяофэн, поставил задачу создания «китайского богословия» самими китайцами, но при посредстве углубленного изучения всех направлений мировой христианской мысли. |
Обращения албазинцев к российским властям прислать к ним священника навели Петра I на мысль направить в Пекин духовную миссию. Переговоры об этом с китайским правительством были успешно завершены в 1712 г., и в конце 1715 г. миссия прибыла в Пекин. Ее члены были зачислены на китайскую службу с определенным жалованьем. При подготовке третьей миссии российское правительство в 1737 г. добилось отмены зачисления ее членов на китайскую службу, но ее содержание китайским правительством продолжалось до 1858 г., когда было отменено Тянь-Цзиньским договором (см. ниже). Отправление в Пекин российских духовных миссий было окончательно утверждено только в 1727 г. Кяхтинским договором. Духовная миссия обыкновенно состояла из архимандрита, двух иеромонахов, одного иеродиакона и доктора; прочие — причетники и ученики. Все они должны были оставаться в Пекине до прибытия новой миссии, и только Тянь-Цзиньский договор разрешил членам миссии свободный выезд. Наименьший срок пребывания миссии в Пекине должен был составлять десять лет, однако некоторые миссии по разным причинам оставались там и на более продолжительное время. До второй половины XIX в. Русская духовная миссия в Пекине выполняла функции дипломатического и торгового представительства России. В 1830 г. о. Аввакум отправился в составе 11-й Пекинской духовной миссии под начальством архимандрита Вениамина (Морачевича) в Китай. Прибыв в Пекин в том же году, о. Аввакум был откомандирован служить в церкви Успения Пресвятой Богородицы. Для детей прихожан этой церкви была организована школа, где о. Аввакум, освоив китайский язык в достаточной степени, стал преподавать арифметику, географию и основы православия, а с 1836 г. по воскресеньям начал читать по-китайски составленные им самим проповеди. Для своей пекинской паствы о. Аввакум перевел на китайский некоторые церковные песнопения и молитвы. Основную цель русской духовной Миссии в Пекине составляло богослужение, проповедование Евангелия, духовное окормление албазинцев. Однако со временем Миссия расширила круг своей деятельности. К первоначальному сугубо пастырскому служению ее членов добавились также научные послушания — изучение Китая, его языков, истории и религий. До 1863 г. члены Миссии выполняли также и дипломатические функции в посредничестве при сношениях русского правительства с Китаем (только с указанного года в Пекине была учреждена отдельная от духовной русская дипломатическая миссия). И о. Аввакуму пришлось потрудиться на всех упомянутых поприщах . |
Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЛАРИОН (Лежайский; 1657, Чернигов - 1717, Пекин), архим., начальник 1-й Пекинской духовной миссии. Окончил Киево-Могилянскую академию, служил помощником архиеп. Черниговского свт. Иоанна (Максимовича) , переведенного позднее в Тобольск. В 1702 г. вместе с назначенным на Тобольскую и Сибирскую кафедру митр. Филофеем (Лещинским) переехал в Тобольск и в сане иеромонаха некоторое время служил проповедником или экономом при архиерейском доме. В 1709 г. был возведен в сан архимандрита, назначен настоятелем якутского в честь Преображения Господня мон-ря, а также заказчиком (управителем) Киренского и Илимского острогов с уездами. В нач. 1713 г. митр. Тобольский и Сибирский Иоанн (Максимович) избрал И. начальником 1-й Пекинской духовной миссии и направил в Китай вместе с 7 причетниками (Иосифом Дьяконовым, Никанором Клюсовым, Петром Якутовым, Григорием Смагиным, Феодором Колесниковым, Андреем Поповым, Иосифом Афанасьевым), иеродиак. Филимоном, иером. Лаврентием. В российских исторических архивах не сохранилось достаточных сведений о начальном периоде существования Пекинской миссии. Воссоздать историческую картину можно лишь по воспоминаниям членов более поздних миссий или католич. миссионеров, находившихся в то время в Китае. Совр. историки объясняют этот факт тем, что «момент посылки Лежайского относится к середине 10-х гг. XVIII в., когда в России фактически еще не было центрального учреждения, ведавшего церковными делами». Кроме того, «Тобольский митрополит, так же как и сибирский губернатор в гражданских делах, имел огромные права в решении местных церковных вопросов. На то, что вопрос о посылке священника в Пекин мог быть признан в Тобольске местным, указывает практика того времени, когда волей митрополита назначались священники к едущим в Пекин караванам, к посольствам в пограничные районы и деловым посылкам в Ургу и Наун» (Русско-китайские отношения. 1978. Т. 1. С. 31). Среди историков не существует единой т. зр. в вопросе о том, когда миссия прибыла в Пекин. Рус. архивные источники указывают 2 даты: 20 апр. 1715 г. и 11 янв. 1716 г. (Там же. С. 611-612. Примеч. 2). Кит. источники дают только год - «54-й год правления Канси», что соответствует периоду с 4 февр. 1715 по 23 янв. 1716 г. При этом известно, что миссия прибыла в Пекин вместе с кит. посольством Тулишеня, возвращавшимся из поволжских степей от калм. Аюки-хана. В «Записках о чужеземном крае» («И-юй лу») Тулишень пишет, что он вернулся в столицу в 27-й день 3-го месяца 54-го года правления Канси ( Иманиси Сюнцзю. 1964. С. 341). Эта дата соответствует 30 апр. 1715 г. по европ. календарю, и ее можно принять за день приезда И. и членов его миссии в Пекин. |
Учрежденная Святейшим Синодом Российская Духовная Миссия действовала в Китае с 1713 года. В силу политических причин Российская Духовная Миссия в Китае была упразднена в 1954 году. 23 ноября 1956 году Священный Синод Русской Православной Церкви принял решение о даровании автономии Китайской Православной Церкви и хиротонии в епископа Пекинского архимандрита Василия (Шуана). С согласия властей КНР архимандрит Василий (Шуан) был хиротонисан во епископа Пекинского 30 мая 1957 года в Москве и должен был возглавить Китайскую Автономную Православную Церковь. После смерти китайских граждан епископов Пекинского Василия (в 1962 году) и Шанхайского Симеона (в 1965 году) Китайская Православная Церковь лишилась архипастырского руководства. В тяжелых условиях «культурной революции» ее жизнь пришла в упадок: были закрыты все православные храмы, многие священники претерпели гонения. По имеющимся данным, сейчас в Китае насчитывается около 15 000 православных верующих. Большей частью они проживают в Пекине, Шанхае, провинции Хейлунцзян, автономных районах Синъцзян и Внутренняя Монголия. Священный Синод Русской Православной Церкви в определении от 17 февраля 1997 года констатировал, что, поскольку в настоящее время Китайская Автономная Православная Церковь не имеет своего Предстоятеля, впредь до его избрания Поместным Собором этой Церкви в соответствии с православными канонами, каноническое управление епархиями Китайской Автономной Православной Церкви осуществляется Предстоятелем Матери-Церкви – Патриархом Московским и всея Руси. Председателю ОВЦС было поручено решение практических вопросов по урегулированию православной жизни в Китае. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Доклад принять к сведению. 2. Отметить, что в трудных условиях многочисленные православные верующие в Китае сохранили веру Христову и молитвенную каноническую связь с Матерью – Русской Православной Церковью. 3. Продолжить усилия, предпринимаемые Отделом внешних церковных связей в диалоге с китайской стороной, по нормализации положения Китайской Автономной Православной Церкви. |
К времени создания Иркутского и Нерчинского вик-ства Тобольской и Сибирской митрополии (1706) только на территории совр. Бурятии действовали 2 мон-ря (Селенгинский и Посольский) и 14 православных церквей: баргузинская Спасо-Преображенская, верхнеудинские Богородице-Владимирская и Спасская, ильинская Богоявленская, кабанская Христорождественская, итанцинская Спасская, селенгинские Спасская и Покровская, хилокская Богородице-Владимирская, колесниковская Богородице-Казанская, тресковская Михаило-Архангельская, кударинская Благовещенская, чикойская Петропавловская, тункинская Покровская. В 1722-1727 гг. в Забайкалье жили члены Пекинской духовной миссии во главе с Переяславским еп. св. Иннокентием (Кульчицким) , ожидавшие разрешения кит. властей на приезд в Пекин. Миссия была послана из С.-Петербурга по предложению митр. Филофея, поскольку 26 апр. 1718 г. скончался глава первой Пекинской миссии, прибывшей в Китай в кон. 1715 г., архим. Иларион (Лежайский) . Члены миссии жили то в Селенгинском мон-ре, то в Ст. Селенгинске, то на монастырской заимке на р. Хилок (ныне с. Поселье Бичурского р-на). В эти годы свт. Иннокентий изучал быт и нравы бурят и успешно проповедовал им христианство. В 1727 г. после отказа кит. властей принять правосл. миссию Синод назначил свт. Иннокентия на новоучрежденную самостоятельную Иркутскую и Нерчинскую кафедру, в ведении к-рой оказалась Д. д. м. В 1734 г. из-за опасения осложнений в отношениях с Китаем рус. правительство запретило миссионерскую деятельность в Вост. Сибири. К сер. XVIII в. среди забайкальских бурят широко распространился ламаизм, поскольку по условиям Буринского и Кяхтинского договоров (1727-1728) российское правительство обязалось этому не препятствовать, в результате чего в Забайкалье прибыли 50 тибет. и 100 монг. лам. Еп. Вениамин (Благонравов) в «Письмах из Посольского монастыря» относил окончание деятельности Д. д. м. к времени после назначения настоятеля Посольского мон-ря архим. Илариона (Труса) в 1734 г. главой Пекинской миссии с оставлением в должности настоятеля и после кончины архим. Мисаила (1743). В 1814 г. в Забайкалье, при Иркутском еп. Михаиле (Бурдукове) деятельность миссионеров активизировалась. |
Учрежденная Святейшим Синодом Российская Духовная Миссия действовала в Китае с 1713 года. В силу политических причин Российская Духовная Миссия в Китае была упразднена в 1954 году. 23 ноября 1956 г. Священный Синод Русской Православной Церкви принял решение о даровании автономии Китайской Православной Церкви и хиротонии в епископа Пекинского архимандрита Василия (Шуана). С согласия властей КНР архимандрит Василий (Шуан) был хиротонисан во епископа Пекинского 30 мая 1957 г. в Москве и должен был возглавить Китайскую Автономную Православную Церковь. После смерти китайских граждан епископов Пекинского Василия (1962 г.) и Шанхайского Симеона (1965 г.) Китайская Православная Церковь лишилась архипастырского руководства. В тяжелых условиях «культурной революции» ее жизнь пришла в упадок: были закрыты все православные храмы, многие священники претерпели гонения. По имеющимся данным, сейчас в Китае насчитывается около 15 000 православных верующих. Большей частью они проживают в Пекине, Шанхае, провинции Хейлунцзян, автономных районах Синъцзян и Внутренняя Монголия. Священный Синод Русской Православной Церкви в определении от 17 февраля 1997 г. констатировал, что поскольку в настоящее время Китайская Автономная Православная Церковь не имеет своего Предстоятеля, впредь до его избрания Поместным Собором этой Церкви, в соответствии с православными канонами, каноническое управление епархиями Китайской Автономной Православной Церкви осуществляется Предстоятелем Матери-Церкви — Патриархом Московским и всея Руси. Председателю ОВЦС было поручено решение практических вопросов по урегулированию православной жизни в Китае. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Доклад принять к сведению. 2. Отметить, что в трудных условиях многочисленные православные верующие в Китае сохранили веру Христову и молитвенную каноническую связь с Матерью — Русской Православной Церковью. 3. Продолжить усилия, предпринимаемые Отделом внешних церковных связей в диалоге с китайской стороной по нормализации положения Китайской Автономной Православной Церкви. |
| |