Местный отдел НКВД тем временем завербовал в осведомители одного из членов общинной «двадцатки», решив помешать открытию храма провокациями и ложными свидетельствами. В показаниях против Дмитрия Волкова доходило до абсурдного: «...намеревается войти в сношения с иностранными посольствами и просить их оказывать помощь в деле открытия церкви». 22 июня 1941 года, в первый день Великой Отечественной войны, руководство Московского НКВД постановило арестовать церковного старосту. Обвинялся он в контрреволюционной деятельности, и его предположение - «возможно, я арестован за участие в церковном совете, за ходатайство об открытии церкви» - обрывалось настойчивыми обвинениями в том, чего он не совершал. Его приговорили к пяти годам ссылки в Омскую область. Однако, несмотря на приговор, так и не освободили из тюрьмы. Автор множества житий новомучеников игумен Дамаскин (Орловский) пишет в жизнеописании мученика Димитрия: «Преклонный возраст, едва переносимые условия этапа, изнурительные круглосуточные допросы, содержание в тюрьме на голодном пайке, да еще во время войны, когда и солдаты не получали в достатке продуктов, быстро приблизили его смерть. Церковный староста Дмитрий Иванович Волков скончался 4 марта 1942 года в омской тюрьме 1 и был погребен в безвестной могиле». 11 марта (по новому стилю) Церковь вспоминает священномученика Иоанна (Пашина), епископа Рыльского. В этот день в 1938 году по приговору НКВД он был расстрелян в городе Чибью, в Коми. В житии святого мученика Иоанна, созданном игуменом Дамаскином, приводятся строки из следственных дел. Расстрелян владыка был за нечто совершенно абсурдное: его обвиняли в том, что он якобы развесил католические кресты в парке культуры и отдыха в Чибью, где с начала лета 1937 года занимался работами по озеленению. Как отмечает автор книги, «этому событию была предана значимость преступления против государства». Кроме того, указывается, что происшествие это было в октябре, притом что епископ с сентября уже работал сторожем аптекобазы. Но владыке все-таки было предъявлено обвинение «в проведении контрреволюционной пропаганды с использованием «религиозных предрассудков и в практической религиозной деятельности, выразившейся в распространении крестов путем развешивания их на деревьях парка культуры и отдыха Ухтпечлага НКВД» и вынесен приговор.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/0...

4) Прасковья Ивановна Пашина (поведения очень хорошего) показала: в трапезе брат преосвященного сказал: избранницы, проходите вперед. Прошло вперед, может быть, человек 80, а 400 человек остались назади. Это желающие Елисавету. 5) Ксения Ивановна Муникова (за два года поведения очень хорошего и за один хорошего) и согласно с нею несколько сестер показали, что по выходе преосвященного из больницы человек сто или полтораста со слезами поклонились ему в ноги и просили оставить Елисавету. А Варвара Абрамова показала, что она и другие, человек 20, приходили к преосвященному в гостиницу с объявлением, что избирают Лукерью. Вот сторона Лукерьи сама объявляет свое слабое меньшинство пред вышепоказанным числом. 6) Прасковья Павловна Ерофеева сама о себе свидетельствует, что только 15 человек просили преосвященного ввести ее в жребий. И, несмотря на сие ничтожное меньшинство, она введена в жребий. 7) Глафира Семеновна Маккавеева показала, что написала письмо к преосвященному и подала по прибытии его в монастырь от 30 сестер, но за одною своею подписью, об избрании Лукерьи. 25 согласных на сие письмо она наименовала. Из них, по ведомости за 1858 год, только 4 показаны поведения хорошего, 3 изрядного, одна неизвестного по новости, 17 неблагонадежного, и сама Глафира своевольного. Вот какие люди избирали Гликерию! И следственно, вот какие люди, одолжив Гликерию своим избранием, имели бы преимущественное влияние в общине! 8) Ефросиния Васильева, обстоятельно рассказывая об избрании в главных чертах согласно с тем, что показано выше под числом 2, говорит, между прочим, что избирающих Гликерию было не более 40, а все прочие были на стороне Елисаветы, что желавших выказать достоинства Елисаветы преосвященный не выслушал; что избрание Гликерии в начальницу всеми понято как покорение Иоасафу; что жребий считают невероятным, потому что не было слухов, при ком он писан. В самом деле, преосвященный не употребил достаточной предосторожности против сомнения. Сам написав и запечатав жребий и положив на блюдо в известном ему порядке, он мог взять тот, который желал; и под видом жребия исполнил свою волю.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

В ходе современной полемики представители ААЦ, исповедуя миафизитство, противопоставляют его монофизитству, понимая под последним исключительно учение Евтихия. Вот как определяются ими эти два термина. Миафизитство – «христологическая доктрина Александрийской богословской школы, утверждающая единство Богочеловеческой природы Иисуса Христа. Возникла в V веке вследствие богословской полемики святого Кирилла Александрийского против Нестория Константинопольского, согласно Антиохийскому богословию проповедовавшего природное разделение во Христе… В отличие от монофизитства, миафизитство не учит о смешении двух природ во Христе или о поглощении одной в другой, но говорит лишь об их нерасторжимом единстве с полным сохранением своих свойств» . Монофизитство – «христологическая доктрина, согласно которой во Христе только одна единственная природа. И эта единственная природа Христа, согласно общему мнению, – природа Бога. То есть монофизиты признают Иисуса Христа Богом, но никак не человеком, так как в Нем нет человеческой природы, в чем и есть их главное заблуждение. Монофизитство также называют евтихианством, по имени, как принято считать, создателя этого учения – греческого архимандрита Евтихия» . Таким образом, для ААЦ: миафизитство – одна богочеловеческая природа, монофизитство – одна божественная природа. Очевидно, что такое понимание монофизитства, как исповедания только одной божественной природы Христа, является упрощенным и не аутентичным. По-видимому, впервые слово «монофизит» использует в своем трактате «Против монофизитов» Леонтий Иерусалимский, он обращает его в отношении Тимофея Элура, называя его еретиком . Слова «монофизит», «монофизитская ересь» и т.п. встречаются в трудах преподобного Анастасия Синаита. В своем произведении «Путеводитель», по замечанию игумена Адриана (Пашина), он употребляет их десять раз и относит к тем, кто исповедует одну природу Христа, в частности, к севирианам и автокефалам . Преподобный Иоанн Дамаскин монофизитами называет всех тех, кто отделился от единства Православной Церкви «под предлогом халкидонского определения». Сюда он относит последователей Феодосия Александрийского (феодосиан), Иакова Сирийского (яковитов), Севира Антиохийского, Иоанна Филопона . Общеизвестно, что все эти богословы исповедовали не только божественную природу во Христе, но божество и человечество, отказываясь при этом от халкидонской формулы «Христос в двух природах».

http://bogoslov.ru/article/4493923

Литература 1.    Анастасий Синаит, прп. Путеводитель (Перевод А. И. Сидорова)/Анастасий Синаит, прп. Избранные творения. М. 2003. – С. 191–272. 2.    Анастасий Синаит, прп. Путеводитель: Избранные главы, посвященные полемике с теопасхизмом и триадологическими заблуждениями монофизитов. Пер. игумена Адриана (Пашина)//Церковь и время. – М., 2011, [электронный ресурс] http://mospat.ru/church-and-time/643. 3.    Адриан (Пашин), иеромонах. «Путеводитель» преподобного Анастасия Синаита как опыт раскрытия христологического учения Церкви./Машинопись. Сергиев Посад: Московская Духовная Академия, 2009 г. 159, LXXXIV с. 4.    Болотов В. В. История Церкви в период Вселенских Соборов: История богословской мысли. – М.: Поколение, 2007. 5.    Бриллиантов А. И. К вопросу о философии Эригены. К истории арианского спора. Происхождение монофизитства: Труды по истории древней Церкви. – СПб.: «Издательсьво Олега Абышко», 2006. 6.    Василий Великий, архиепископ Кесарии Каппадокийский, святитель. Письма. – М.: Издательство Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2007. 7.    Давыденков О., иерей. Христологическая система Севира Антиохийского: Догматический анализ. М.: Изд-во ПСТГУ, 2007. 8.    Деяния Вселенских Соборов. Т. 2. – Казань: Типография Императорского Университета, 1892. 9.     Иоанн Дамаскин, прп. Источник Знания/Перевод с древнегреческого и комментарии Д. Е. Афиногенова, А. А. Бронзова, А. И. Сагарды, Н. И. Сагарды. – М.: Индрик, 2002. 10.  Иоанн Дамаскин, прп. Христологические и полемические трактаты. Слова на богородичные праздники. – М.: Мартис, 1997. 11.  Кирилл Александрийский, свт. Два послания к Суккенсу, епископу Диокесарийскому (Перевод с древнегреческого иеромонаха Феодора (Юлаева))/Богословский Вестник, Сергиев Посад: МДАиС. – 2010. С. 15-31. 12.  Кирилл Александрийский, свт. Творения. Книга третья: Толкование на Евангелие от Иоанна. Часть II./Библиотека отцов и учителей Церкви. Т. X. - М.: «Паломник», 2001. 13.  Ларше Жан-Клод. Исторические основания антихалкидонизма и монофизитства Армянской церкви (V-VIII вв.)/Пер. с французского С. С. Кима//Богословский Вестник, Сергиев Посад: МДАиС. – 2008. С. 144-199.

http://bogoslov.ru/article/4493923

По уничтожении Новгородского веча, права монастыря на владение Сумой были подтверждены царской грамотой от 1553 г. Сумская волость с этого времени называется Соловецкой вотчиной. Монастырь управлял Сумой и взимал повинности через своих старцев и мирских выборных людей. В числе других повинностей была и повинность рабочей силой. Например, в 1762 г. было взято для монастырских работ 11 здоровых человек (о чем говорилось в хранившемся в церковном архиве указе архимандрита Досифея). Сума стала главной поморской вотчиной Соловецкого монастыря, в которой сосредоточилось главное монастырское управление всеми вотчинами; здесь зимой жили соловецкие настоятели. Через Суму, как первый приморский пункт на пути из Новгородской волости, отправлялись богомольцы в Соловецкую обитель. По учреждении штатов в 1764 г. у монастыря были отобраны все вотчины и переданы в ведение Коллегии Экономии. Во владении монастыря остались в Суме 4 пожни и подворье. Некоторое время, до 1793 г., это подворье служило местом пребывания архимандритов. Возможно, первое упоминание о приходских церквях относится к 1553 г., когда в царской грамоте упоминались церковь Успения Пресвятой Богородицы и церковь Николая Чудотворца. Сначала Успенская церковь стояла за острогом, а в 1583 г. была перенесена в острог. В марте 1689 г. сумляне били челом соловецкому архимандриту Фирсу с братией о разрешении построить вместо обветшавшей деревянной Успенской церкви новую каменную с приделом в честь Соловецких чудотворцев. Архимандрит обратился к архиепископу Холмогорскому Афанасию, который и дал благословляющую грамоту на постройку церкви без придела. В грамоте от 1693 г. Афанасий, по челобитной сумского церковного приказчика Никифора Пашина, дает благословение и на построение придела. 5 марта 1765 г. сумские священники с причетниками и прихожанами донесли Преосвящ. Иоасафу, что имеющаяся в приходе шатровая деревянная церковь во имя свт. Николая, существующая более 200 лет, пришла в ветхость, и что прихожане просят дозволения построить новую церковь.

http://sobory.ru/article/?object=33019

Чрезвычайно чистоплотная, порядочная, она любит, чтобы в ее келье было опрятно. Со дня смерти блаженной Пелагеи Ивановны она уже переменила несколько помещений и ныне живет у ворот с монахиней Анной Ивановной, заведующей монастырской лавочкой, в которой продаются образа, крестики, пояски и проч. В клиросном корпусе одно время она жила у монахини Александры Ивановны , к которой по временам продолжает ходить и теперь, называя ее Александр Иванович . Обстановка кельи несравненно лучше, чем была у блаженной Пелагеи Ивановны, сидевшей на полу у печки между тремя дверьми. Несомненно, что у каждой блаженной имеются свои особенности. Деревянная, прочная кровать блаженной Паши, с громадными подушками, редко занимается ею, а больше на ней покоятся куклы. Да и нет времени ей лежать, так как ночи напролет она молится перед большими образами, поставленными в кивотах как в правом, так и в левом углах; изнемогая под утро, блаженная Паша ложится и дремлет, но чуть брезжит свет, – уже моется, чистится, прибирается или выходит на прогулку для молитвы. От живущих с нею и от тех, у кого она ночует иногда в клиросном корпусе, по старой привычке, она непременно требует, чтобы в полночь они встали помолиться, и если кто не исполняет этого монашеского правила, то начинает настолько шуметь, воевать и браниться, что поневоле все встают ее унимать. Строго следит она также, чтобы сестры ежедневно ходили на службы в церковь . Если блаженная Паша остается в келье, то, напившись чаю после обедни, садится за работу, вяжет чулки или делает пряжу. Это занятие сопровождается, конечно, внутренней Иисусовой молитвой, и потому Пашина пряжа так ценится в обители, что из нее делают пояски и четки. В иносказательном разговоре своем она называет вязание чулок упражнением в непрестанной Иисусовой молитве. Так, однажды приезжий подошел к ней с мыслию, не переселиться ли «ему поближе к дивному в духовном отношении Дивееву, и она сказала ему в ответ на мысли его: «Ну, что ж? Приезжай к нам в Саров, будем вместе грузди собирать и чулки вязать!» – то есть нагибаться при собирании грибов – класть земные поклоны и чулки вязать – учиться Иисусовой молитве.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

Мелхиседека пробовали судить, однако верующий народ настолько любил своего архипастыря, что в огромном количестве собрался напротив того здания, где проходил процесс, и это показалось властям угрожающим. «Страха ради иудейска» перед собравшимся народом, Мелхиседека освободили, условно приговорив к 3 годам лишения свободы. Владыка Мелхиседек пользовался редким авторитетом среди верующих. Вот что писал о нем в своих воспоминаниях протоиерей Борис Васильев (ум. 1994 г.): «Мелхиседек (Паевский) ежедневно совершал торжественные богослужения в Минском Свято-Петро-Павловском кафедральном соборе. Ежегодно в Великий Четверг сам проводил слезные исповеди в соборе, совершал чин омовения ног. В особенности верующим запомнились крестные ходы, предводительствуемые Мелхиседеком. Они совершались с Крупецкой иконой Божией Матери. Торжественная процессия всегда останавливалась перед Свято-Екатерининской церковью… Здесь служился перед иконой торжественный молебен. Даже евреи, жившие в окрестных домах, выходили на балконы и любовались торжеством…». Авторитет Мелхиседека был бельмом на глазах у властей. Поэтому в декабре 1925 года его арестовали второй раз. Он был отправлен в один из лагерей Красноярского края. Еще в 1922 году Мелхиседек сумел провести съезд духовенства и мирян Минской епархии, на котором собравшиеся делегаты провозгласили автономию Белорусской Церкви. На этом съезде Мелхиседек был избран митрополитом. В марте 1923 года он в сослужении с еще одним архиереем (имя которого нам неизвестно) хиротонисал во епископы трех человек: бывшего помощника инспектора Минской Духовной Семинарии Феодосия Раменского (с именем Филарет) — во епископа Бобруйского; овдовевшего протоиерея Николая Шеметилло — во епископа Слуцкого и также вдового протоиерея Иоанна Пашина — во епископа Мозырского. Все они считались викариями Минской епархии. Епископ Иоанн (Пашин) недолго прослужил в пределах Беларуси. За рачительное исполнение своих архипастырских обязанностей, частое посещение приходских церквей и обучение сельских детей основам церковного пения он уже летом 1925 года был привлечен к следствию и спустя год с небольшим выслан в Зырянский край.

http://pravmir.ru/novomucheniki-i-ispove...

О.Пашина Может быть, тогда не нужна отдельная статья именно об оскорблении чувств верующих? Может быть, это просто хулиганство. А.Уминский Сегодня, когда эта статья вдруг появилась… Мне, может быть, еще несколько лет назад было неочевидно… Потому что, вспоминая советские годы, вспоминая годы репрессий по отношению к верующим – разрушенные храмы, оскверненные святыни, вспоминая свой собственный храм, который мне достался, где на месте алтаря были туалеты – для меня тогда это было неочевидно. Потому что вот это ощущение оскверненности, оскорбленности, униженности верующих людей во время Советского Союза, во время безбожного режима были для меня очевидны. Но вот сегодня, когда я встречаюсь, с этим и вижу, что это принимает все больше и больше репрессивных характер – не воспитательный, ни какой-то иной, не объясняющий никому ничего, а вот только репрессивный характер, причем явно избирательный, явно по каким-то мотивам, по которым странно видеть, когда сразу какие-то очень жесткие меры, какие-то несоразмерные приговоры… При этом сильнейший резонанс… В.Дымарский А чем вы это объясните? Это что, государство проникается религией, сливается с церковью? У нас, во-первых, не одна церковь, не только православная церковь – это тоже надо понимать – в России. Как это понять, почему это происходит? И, может быть, я сразу вдогонку второй вопрос, ваш взгляд изнутри: Как церкви лучше существовать: отдельно от государства, или, как было в свое время в Российской империи, вместе с государством? А.Уминский По крайней мере, даже сегодня Святейший Патриарх, несмотря на очевидную близость церкви и государства сегодня, говорит, что отделение церкви от государства – это, конечно, для церкви благо. И так оно и есть. Только к величайшему сожалению, сама церковь не научилась и не учится этой свободе и этой благости самостоятельной жизни без государства. И сегодня – то, о чем вы спросили, почему это происходит – происходит потому, что идеологизации религии, с одной стороны, а, с другой стороны, сакрализация власти. Эти две вещи, которые идут параллельно.

http://pravmir.ru/aleksey-uminskiy-vzaim...

Патриаршее служение в Великую Субботу в Храме Христа Спасителя 23 апреля 2022 года Утром 23 апреля 2022 года, в Великую Субботу, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил вечерню с чтением 15 паримий и Божественную литургию святителя Василия Великого в кафедральном соборном  Храме Христа Спасителя  г. Москвы.  Его Святейшеству сослужили:  митрополит Воскресенский Дионисий , управляющий делами Московской Патриархии, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве;  епископ Павлово-Посадский Силуан , заместитель управляющего делами Московской Патриархии;  протоиерей Михаил Рязанцев , ключарь Храма Христа Спасителя; архимандрит Алексий (Туриков), личный секретарь Святейшего Патриарха Кирилла; духовенство г. Москвы.  В храме присутствовал первый заместитель министра культуры РФ С.Г. Обрывалин.  Богослужебные песнопения исполнил Патриарший хор Храма Христа Спасителя (регент — И.Б. Толкачев).  Богослужение транслировалось в прямом эфире телеканалов  «Союз»  и  «Спас» , а также на официальном сайте Русской Православной Церкви Патриархия.ru. По традиции Великой Субботы после апостольского чтения перед чтением Евангелия священнослужители сменили черные постные облачения на белые. После сугубой ектении Святейший Патриарх Кирилл вознес молитву о скорейшем восстановлении мира. По благословению Его Святейшества молитва совершается во всех храмах Русской Православной Церкви. За Литургией Святейший Владыка рукоположил диакона Романа Пашина, клирика храма великомученика Георгия Победоносца в Коптеве г. Москвы, в сан пресвитера. Проповедь перед причастием произнес иерей Глеб Седов, клирик храма святителя Иннокентия Московского в Бескудникове г. Москвы. По заамвонной молитве Святейший Патриарх совершил освящение хлеба и вина. Затем Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с  Первосвятительским словом . По традиции по завершении богослужения Святейший Патриарх Кирилл на восточном стилобате Храма Христа Спасителя освятил пасхальные куличи. Участники молодежного движения «Православные добровольцы» отвезут 5 тысяч куличей беженцам в Белгородскую область, а также передадут их людям, проживающим на территориях, где разворачивается гуманитарный кризис.

http://foto.patriarchia.ru/church/eparkh...

Заходил к нам Павел Семенович не чаще двух раз в месяц, при этом обязательно побывав у соседей. На нашей улице говорили: “Хотя Пашка и хап, а у него на участке порядок”. О чем говорили о. Арсений и Павел Семенович в последние годы, не знаю, но только видела, что Паша привязался к нему. В ноябре шестьдесят третьего года Павел Семенович пришел к нам расстроенный, умирала у него мать, Сел в столовой и заплакал. Отец Арсений стал успокаивать. “Мать верующая, всю жизнь Богу молилась, а в церковь не могла ходить, я-то партийный, по должности у людей на виду, в милиции служу. Мать очень переживала, что я участковым работаю, прозвище мое знала: Пашка-хап. Да что делать, жизнь так сложилась. Очень прошу Вас, о. Арсений, прийти к нам с Надеждой Петровной и маму поисповедовать и причастить, сама тоже просит, я ей про Вас много рассказывал. Вы ко мне вечером тихонько заходите, домик в саду стоит, я у калитки ждать буду”. Часов около восьми, как договорились, вышли мы с о. Арсением и пошли. Я чего-то боюсь, а о. Арсений чему-то радуется. Вышли на улицу: темень, дождь, пришли, у калитки ждет Павел, провел в дом. Мария Карповна совсем плоха, говорит еле-еле, только глаза горят, худая, высохшая. Вышли мы в соседнюю комнату, стоим, переговариваемся. Жена Павла плачет навзрыд и только повторяет: “Такого человека, как Пашина мама, не найти, меня опекала, внуков воспитывала, в церковь хотела, а из-за нас ходить не могла. Иконку Матери Божией в чулане держала, там и молилась каждый день”. Часа через два вышел о. Арсений и нас позвал. Мария Карловна после исповеди оживилась, попросила приподнять ее на подушке и сказала: “Батюшка, Пашу моего и Зину не оставляйте. Христом Богом прошу. Хорошие они, а это, что Павел в милиции служит, ничего, он добрый, душа у него есть, многим помогал, как умел”. Потом ко мне обратилась: “Голубушка, Надежда Петровна, ты останься, отходную по мне прочти. Сегодня Господь приберет меня, ты уж просьбу мою уважь”. Никогда я отходной не читала, смотрю растерянно на о. Арсения, и что ответить, не знаю. Отец Арсений сказал мне: “Останьтесь, я псалтырь с собой взял”. Читать по-славянски умею, псалтырь много раз читала, о. Арсений и службу меня заставил изучить, с того времени как я верующей стала.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1956...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010