В отношениях к подчиненному духовенству господствовала грубость и суровость, вошедшая прочно в быт. Как на особый пример подобных отношений укажем на двух тамбовских архиереев Пахомия Симанского и Феодосия Голостицкого. Особенно первый славился своей суровостью. Беда была подпасть ему под суд. Виновных внезапно схватывали и везли в консисторию, при чем грубые консисторские пристава на счет их же домового имущества при самом их аресте брали себе большую плату за свой труд. Затем, арестанты попадали в консисторскую тюрьму, где их держали неопределенное время; никаких объяснений и оправданий от них не принималось, да и трудно было оправдываться из крепкой тюрьмы. Не редко матушки или дети отправлялись пешком в Синод и там иногда получали справедливую защиту своим мужьям и отцам; но оправданный все-таки непременно должен был перейти в другую епархию, – потому что тут ему уже было не житье. От притязаний архиерея бежали из епархии и многие другие. Замечательно, что вины преступников, подвергавшихся тяжким наказаниям, составляли иногда лишь в простом неосторожном слове перед архиереем без всякого умысла. Ставленники должны были платить перед постановлением до 10–50 р. на колокола, до которых Пахом был страстный охотник. Кто не давал, тот получал отказ в посвящении, а то даже попадал под плети или в консисторскую тюрьму. Вместе с дьячками эти ставленники должны были нести на себе тяжкие работы в пользу архиерейского дома в течение иногда 5 лет; их заставляли рыть рвы около архиерейского дома, выкладывать их дерном, носить кирпичи на конюшенный завод очищать место для конюшенного двора, бить на реке сваи для постройки архиерейской бани, переправлять по реке лес из архиерейских дач, для построек при архиерейском доме, возить на себе снег и пр. Во время этих работ они доходили до крайней нищеты, в лохмотьях отправлялись в Св. Синод жаловаться и просить посвящения на какие-нибудь места в других епархиях. Св. Синод неоднократно посылал Пахомию строгие выговоры, наконец, в 1766 году перевел его в Устюг, на место Феодосия Голосницкого, которого перевел в Тамбов на его место. Но и в Устюге в первый же год он возбудил против себя такую ненависть и злобу, и столько жалоб, что Св. Синод вынужден был уволить его на покой.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Sumaro...

Возможно, что дело об открытии Тамбовской епархии ускорило долгое вдовство Астраханской епархии, к которой приписана была значительная часть тамбовской территории и где делами заведовали пришлые архиереи. В январе 1758 года известный Амвросий Зертис-Каменский, епископ переяславль-залесский, писал Арсению Мациевичу м. ростовскому о том, как-бы исходатайствовать на вдовствовавшие епархии настоящих пастырей, а не азиатских выходцев и афонских прелазатаев, каковыми всегда была переполнена Астрахань. Голос архипастыря-мученика к влиятельному иерарху-страдальцу, кажется не остался без последствий. На 1758 год падает назначение архиереев из архимандритов на кафедры Тверскую, Белгородскую, Астраханскую, Костромскую, Сибирскую, Рязанскую, Вятскую, Воронежскую, Кексгольмскую и Тамбовскую. 632 Таким образом, прошло пять лет после синодального доклада 1753 года, когда на представление Св. Синода от 17 апреля 1758 года Высочайше повелено на Тамбовскую кафедру посвятить архимандрита Волоколамского монастыря Переяславской епархии Пахомия (Симанского). За ним и его кафедрой утверждались средства, предложенные в докладе 1753 года 21 апреля, об этом дали знать Пахомию и велено ему немедленно явиться в Петербург. В конце апреля он был в Петербурге и 29 апреля 1758 г. посвящен с титулом епископа Тамбовского и Пензенского. 633 Наконец многострадальная Тамбовская епархия, больше полвека испытывавшая положение переметной сумы, начала свое самостоятельное и небесполезное существование, в обширном и заброшенном крае, долго бывшем в чужих архиерейских руках. До приезда Пахомия в Тамбов во главе новой Консистории стояли архимандрит Козловского Троицкого монастыря Варсонофий и тамбовский соборный протопоп. Секретарем Консистории переведен второй секретарь Переяславль-Залесской епархии Гавриил Соколовский, очевидно известный Пахомию по-прежнему месту служения обоих. Епископ Пахомий знал, что едет в бедную епархию, а поэтому просил Синод снабдить его шапкой (митрой), облачением (саккос, омофор и пр.), дикириями и трикириями, лоханью для умывания, словом, всеми принадлежностями архиерейского служения, или выдать денег на приобретение их. Заодно епископ Пахомий просил отпустить с ним в Тамбов человек 13 певчих-партесников из служителей Волоколамского монастыря. Кое-откуда набрали нужное епископу Пахомию. 30 мая 1757 г. материя для облачений выдана из синодальной ризницы; кое-что, оставшееся по смерти коломенского епископа Саввы († 1749 г. 29 июля), прислали из Коломны; 12 человек певчих велено взять из Рязанской епархии. Они, за вызовом в Петербург тамошнего епископа, оставались без дела.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

День памяти П. в дореволюционный период чтился 15 мая, в день памяти прп. Пахомия Великого (это был день местного празднования святому), и 23 марта, в день преставления П. (этот день был высчитан на основании сообщения Жития, что 21 марта святой причащался, а скончался спустя день после этого - Филарет (Гумилевский). РСв. С. 166. Примеч. 1). Архиеп. Филарет (Гумилевский) в сер. XIX в. отмечал, что «в приходском храме закрытого Сыпанова монастыря в день памяти преподобного бывает многочисленное стечение народа, и верующие получают исцеления» у раки П. (Там же. С. 166). Весной 1922 г., во время всероссийской кампании по изъятию церковных ценностей, подкомиссия губ. комиссии по изъятию конфисковала в Троицком храме в т. ч. посеребренную раку с гроба преподобного, серебряную ризу с его надгробного образа, серебряный оклад с храмового образа Св. Троицы, по преданию написанного П. После закрытия в марте 1941 г. Троицкого храма только в мае 1944 г. власти согласились вернуть бывш. прихожанам надгробную икону с изображением П. 9 июня 1944 г. многолюдным крестным ходом икона была перенесена в Крестовоздвиженскую кладбищенскую ц.- единственный действующий храм г. Нерехты. В первые послевоенные годы местная община безуспешно пыталась вернуть верующим Троицкий храм. В обращении на имя патриарха Московского и всея Руси Алексия I (Симанского) представители общины писали, что уже более 2 лет просят представителей власти открыть церковь, «которая по священному значению имеет историческую ценность как хранитель мощей преподобного Пахомия Нерехотского чудотворца» (ГА Костромской обл. Ф. Р-2102. Оп. 6. Д. 403. Л. 9). В 1981 г. имя П. было включено в Собор Костромских святых, в 1982 г.- в Собор Владимирских святых. 28 мая 1990 г. в традиц. день памяти П. к руинированному Троицкому храму в Сыпаново из Нерехты впервые за мн. десятилетия пришел многолюдный крестный ход, возглавляемый еп. Костромским и Галичским Александром (Могилёвым) . 22 дек. 1992 г. по ходатайству еп. Александра Синод РПЦ принял определение о возрождении мон-ря как жен. обители. Первым был открыт Пахомиевский придел, куда в мае 1993 г. из Крестовоздвиженской ц. Нерехты перенесли надгробный образ с изображением П. и вновь положили на гробницу святого. 28 мая 1993 г. еп. Александр совершил малое освящение Пахомиевского придела, где был установлен временный иконостас. 22 июля 1994 г. в мон-ре патриарх Московский и всея Руси Алексий II (Ридигер) отслужил молебен у гробницы П.

http://pravenc.ru/text/2579832.html

В 1850 г. стены Казанского храма были расписаны и украшены 36 картинами, выполненными в 1838 г. акад. А. В. Ступиным по распоряжению еп. Пензенского и Саранского Амвросия (Морева) . В 1742 г. в К. м. была заложена каменная ц. во имя прп. Сергия Радонежского с колокольней (высота 52 аршина), освященная при настоятеле (1751-1753) архим. Феодосии. В 1859 г. на средства тамбовской помещицы А. Лачиновой храм был расписан масляными красками, «наподобие церквей Сергиевской Лавры» ( Евпсихий (Горенко). 1891. С. 11). Среди сюжетов росписи - явление Пресв. Богородицы прп. Сергию Радонежскому. В 1887 г. церковь вновь расписали художники Н. А. Макаров и Косогоров. В кон. XIX в. от Сергиевского храма к фруктовому саду у ограды спускалась оригинальная каменная лестница. В 1759 г. по благословению еп. Тамбовского Пахомия (Симанского) на месте сгоревшей деревянной построена каменная теплая церковь, главный придел которой еп. Феодосий (Голосницкий) освятил в честь Богоявления. Юж. придел архим. Исаакий освятил во имя св. Иоанна Предтечи, а северный - свт. Николая Чудотворца. В 1880 г. в храме был устроен одноярусный резной иконостас, расписанный Н. А. Макаровым. В 1890 г. по благословению еп. Пензенского и Саранского Василия (Левитова) иконостас был обновлен. В 1761-1779 гг. в К. м. была возведена и освящена архим. Иоанникием (Никифоровичем-Полонским) каменная ц. во имя Всех святых с колокольней. 28 дек. 1766 г. калужским мастером В. Холщевниковым был отлит полиелейный колокол (73 пуда) на колокольню. 17 мая 1889 г. по благословению, выданному ранее еп. Пензенским и Саранским Антонием (Николаевским), на средства нижнеломовских заводчиков Приваловых был перелит большой колокол (317 пудов 20 фунтов). Другие 9 небольших колоколов (общий вес 120 пудов) первоначально находились на колокольне Сергиевского храма, затем были перенесены на колокольню Всехсвятской ц. У сев. стены Казанской ц. похоронены настоятель архим. Варлаам († 1760) и кн. В. С. Долгоруков († 1803). Сергиевский храм считался в монастыре кладбищенским, т.

http://pravenc.ru/text/1319856.html

Оказалось, что и главные святыни – Казанская икона и образ Иоанна Предтечи уцелели. Последние насельники монастыря смогли передать их своему другу-иконописцу, после его расстрела святыни берегла дочь, А.А. Климова, а после ее смерти двоюродный племянник А.П. Мамыкин на Страстной Седмице 2008 г. вернул иконы в монастырскую церковь. В октябре 2008 г. за алтарем храма перезахоронили трех насельников монастыря. Прах иеромонаха Иннокентия (Андронова) перенесли из Кочетовки Каменского района, Гедеона (Озерова) – с норовского кладбища. Оба инока претерпели за веру Христову, прошли через лагеря. Имя третьего неизвестно, его останки нашли при строительстве новой монастырской стены на месте прежней. Официально новая история обители началась 6 октября 2008 г., когда Священный Синод постановил официально открыть монастырь, и первым в новой его истории наместником был назначен архимандрит Тит (Бородин). http://пензенская-епархия.рф/?page_id=2897 Богоявленская церковь Богоявленская церковь находилась к югу от Казанского храма. Первоначально церковь была деревянная, но в 1759 году, по благословению Преосвященного Пахомия (Симанского), епископа Тамбовского, настоятелем архимандритом Тихоном вмес­то деревянного храма был построен каменный одноэтажный. Высота церкви была 35 аршин (25 м), длина — 26 аршин (18,5 м) и ширина — 23 аршина (16 м). Кровля — железная, шатровая, окрашена медянкою. Глава обшита белым железом, «яблоко» из красной меди, золоченное «под огонь». Крест — железный, обложен листовой красной медью, золоченный «под огонь». Стены внутри были расписаны масляными красками, снаружи побелены белилами на масле. Иконостас сей церкви был одноярус­ным, весь вызолочен червонным золотом, покрыт сплошной мелкой резьбой. Устроен он был в 1880 году, росписан иконописцем Н. Макаровым. В 1890 году, по благосло­вению Преосвященного Василия (Левитова), епископа Пензенского и Саранского, старанием и средствами настоятеля архи­мандрита Гедеона иконостас реставрировал­ся, окна храма были увеличены. Главный престол сей церкви посвящен Богоявлению Господню, южный предел — во имя святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господ­ня Иоанна, северный — во имя святителя и Чудотвор­ца Николая. Находившая­ся в храме явленная икона святого Иоанна Предтечи считалась чудотворной и пользовалась большим по­читанием, из-за чего Бо­гоявленский храм в народе назывался Предтеченским. Вблизи алтаря церкви, с наружной стороны, был погребен настоятель архи­мандрит Антоний.

http://sobory.ru/article/?object=20477

В пустынь из казны кн. Меншикова выдано церковной утвари и колоколов на сумму 198 рублей 7 копеек». Кроме того, «…в ту пустынь к церковному служению повелено давать из казны ево Меншикова из аранибурхских доходов ладану по двенадцати фунтов, воску на свечи по полтора пуда, церковного вина по ведру, пшеницы на просвиры по две четверти. Да на пропитание… монахов в милостыню денег. Строителю по два рубли, монахам по рублю, итого по тринадцати рублёв в год. Ржи 30 четвертей из житниц князя Меншикова в Аранибурхе, круп или пшена 4 четверти с осьминою, гороху три четверти. Всего 37 четвертей с осьминою на год». Тогда же монастырь был обеспечен землёй, «данной из своих дач светлейшим князем А.Д. Меншиковым». Период благоденственного существования Петропавловской пустыни под покровительством светлейшего князя Меншикова закончился в 1728 году, когда всесильный некогда вельможа попал в опалу. Деньги и хлеб на своё содержание до 1729 года монастырь получал сполна, пока «не был …оной Оранибурх отписан на императорское величество». Выгадали от этого только крепостные крестьяне А.Д. Меншикова, получившие свободу. Они принялись даже притеснять монахов, отнимая у них землю и сенные покосы. Отсутствие содержания грозило обители упадком. Оставшись без материальной поддержки со стороны государства, пустынь пыталась найти другие источники содержания братии и монастырского хозяйства. Так, в 1732 году последовала просьба строителя пустыни о. Вениамина на возведение в устье реки Мостковой Рясы новой мельницы. В результате на устье была перенесена существовавшая ранее выше по течению монастырская мельница, которую на три года освободили от оброка. По-видимому, вскоре после 1732 года была заложена каменная церковь во имя святых апостолов Петра и Павла с таковой же колокольней. Каменная церковь возводилась долго, в 1739 году она ещё не была закончена. В это время Петропавловской пустынью управлял схимник Варлаам, а в ней насчитывалось еще только пять человек братии и четыре работника. В 1765 году в Раненбургский Петропавловский монастырь, получивший статус заштатного, указом епископа Тамбовского Пахомия (Симанского) были переведены четыре монаха из упразднённой Добринской Знаменской пустыни. В последующие годы второй половины XVIII столетия число братии Раненбургской Петропавловской пустыни, как правило, не превышало 12 человек.

http://sobory.ru/article/?object=11773

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ФЕОДОСИЙ (ГОЛОСНИЦКИЙ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Феодосий (Голосницкий) ( 1723 - 1786 ), епископ Тамбовский и Пензенский В миру Голосницкий Феодор, родился в 1723 году в городе Казани в семье диакона Троицкой церкви. Окончил философское отделение Киево-Могилянской академии . В 1746 году вызван в Санкт-Петербург в помощь архимандриту Вениамину (Григоровичу) для составления книги о церковных обрядах. Пострижен в монашество с наречением имени Феодосий. Рукоположен во иеромонаха . С 1753 года - архимандрит Желтикова монастыря Тверской епархии. 25 мая 1755 года назначен архимандритом Макариева Калязинского монастыря . В 1758 году переведен в Псковский Святогорский монастырь и назначен ректором Псковской духовной семинарии . 11 ноября 1761 года хиротонисан во епископа Великоустюжского и Тотемского . 9 ноября 1766 года перемещен на Тамбовскую кафедру . С самого прибытия в Тамбов был принят неблагосклонно, без всякого с его стороны повода, и 20 лет терпел огорчения и неприятности от тамбовцев. Тамбовцы, руководимые товарищем воеводы Тарбеева, просили св. Синод о возвращении Пахомия (Симанского) , переведенного на его прежнее место, в Устюг, для спокойствия тамбовской епархии от многочисленных жалоб и производимых по ним следствий. Прошение о переводе было оставлено Синодом без последствий, и просители были подвергнуты разным наказаниям. Результатом этого было то, что совершенно незаслуженно возгорелась злоба на епископа Феодосия, а Синод получил о нем невыгодное мнение; кроме того, тамбовские градоначальники и гражданские правители, увлекаясь гневом, взводили на Феодосия невинно, единственно по злобе, разные обвинения и жаловались на него Синоду. Так, при открытии набора с духовенства по указу 24 января 1769 года, по проискам тамбовского воеводы Черкасова и назначенного к набору секунд-майора Еропкина воронежским губернатором Масловым (в ведении которого тогда находилось тамбовское воеводство) подана была в Сенат жалоба на святителя, основанная на одной клевете, будто бы он удержал от набора больше 150 человек и скрыл подозрительных церковников. Тогда как действия епископа Феодосия, при разборе лиц, подлежащих отдаче по означенному набору, были законны, справедливы и направлены к защите подчиненных и к охранению необходимых для служения церкви людей.

http://drevo-info.ru/articles/13673656.h...

В 1980-е под руководством профессора Ульянова при раскопках в Андрониковом монастыре были обретены, идентифицированы и преданы погребению - впервые в советской практике - мощи епископа Тамбовского и Пензенского Пахомия (Симанского), родственника Патриарха Алексия I: епископ жил в этом монастыре после почисления на покой, скончался 5 мая 1789 года. Символично, что мощи были обретены ровно 200 лет спустя, в 1989 году. Благодаря этому по благословению Патриарха Пимена была возрождена литургическая жизнь в Спасском соборе монастыря. Коснулся докладчик и более ранней истории изучения наследия Андрея Рублева, в том числе деятельности священника Павла Флоренского в комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой лавры; на эту работу отец Павел взял благословение у Патриарха Тихона. Роль советской власти в сохранении культурного наследия страны была двойственной: с одной стороны, забота о его сохранении всячески декларировалась, с другой - многое было продано за границу, в том числе искусные подделки, которые специально для этого и были изготовлены. В их числе были копии икон работы Андрея Рублева. Тем не менее, в советское время активно занимались и реставрацией икон: в 1918 году для выставки отреставрировали рублевскую " Троицу " (а впервые " раскрыли " икону в 1904-1905 гг.) и несколько других икон. В тот же период шла кампания надругательства над святыми мощами. В 1930 году состоялась беспрецедентная антирелигиозная акция массового сожжения икон в разных городах России. Тогда же в Москве был взорван Чудов собор, из которого реставратору Петру Барановскому (1892-1984) удалось вынести мощи святителя Алексия, митрополита Московского, которые находятся в Богоявленском Елоховском соборе. В рамках той же кампании икона Пресвятой Троицы была увезена из Троице-Сергиевой лавры и передана в Третьяковскую галерею. Первым коллекционером произведений Андрея Рублева был преподобный Иосиф Волоцкий. Коснулся академик и спорных моментов биографии иконописца: сведений о нем сохранилось крайне мало, до сих пор идут споры о том, когда он родился, в каком году был пострижен. Докладчик привел новые научные данные о дате рождения иконописца в конце 1340-х, его вероятном отце - иконописце Иване, упоминаемом в летописи и в подписи к одной из икон, а также о постриге в возрасте не ранее 17 лет в строгом согласии с каноническими правилами до кончины его наставника преподобного Андроника, который почил о Бозе 13 июня 1373 года.

http://mitropolia.spb.ru/news/culture/?i...

Феодосий, епископ Тамбовский и Пензенский (Голосницкий) Родился около 1723 года в семье диакона Казанской епархии. Окончил Киевскую духовную академию. С 1753 года – архимандрит Желтикова монастыря Тверской епархии. 25 мая 1755 года назначен архимандритом Макариева Троицкого Калязинского монастыря Тверской епархии. С 1758 года архимандрит Снетогорского Рождества Богородицы монастыря Псковской епархии. 11 ноября 1761 года хиротонисан во епископа Устюжского и Тотемского. 9 ноября 1766 года перемещен на Тамбовскую кафедру. Скончался 23 декабря 1786 года. Преосвященный Феодосий обладал большим умом, твёрдой волей и вместе с тем был в высшей степени незлобив, мягкосердечен и добр. В Тамбове он был принят неблагосклонно без всяких к тому оснований и двадцать лет терпел огорчения и неприятности от тамбовцев, которые под влиянием воеводы Тарбеева просили Святейший Синод о возвращении им епископа Пахомия (Симанского; † 1789). Прошения Святейший Синод оставил без внимания, но о преосвященном Феодосии сложилось неблагоприятное мнение, которое усилилось после жалобы на него воеводы Черкасова. Разногласия владыки Феодосия с воеводой произошли в связи с изданием Екатериной II указа о наборе в солдаты безместных священнослужителей. Епископ Феодосий, не желая, чтобы священнослужители его епархии попали в солдаты, поспешил разместить их по приходам. Это вызвало недовольство у Воронежского губернатора Маслова и воеводы Черкасова. Воевода Черкасов написал жалобу в Святейший Синод. Всё это стало основой для судебного разбирательства. Преосвященный со своей стороны писал объяснения Святейшему Синоду, сообщая о злонамеренности воеводы, но выводы, сделанные Синодом, были не в пользу владыки Феодосия. 9 февраля 1770 года Святейший Синод по повелению императрицы своим указом отстранил епископа Феодосия от управления епархией на весь период работы комиссии, возглавляемой епископом Воронежским Тихоном (Якубовским; † 1786), разрешив ему только священнослужение. Тамбовская епархия на это время была переподчинена Московской Синодальной конторе. Епископ Феодосий был отдан под суд и два года мучился в Воронежской губернской канцелярии, а определённые им по приходам священнослужители были взяты в солдаты. К этой тяжёлой скорби святителя добавились ещё новые. Городские священники, певчие и домашние служители отказались ему подчиняться, и архипастырь был оставлен, как писал он в Святейший Синод, «без детей среди детей».

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Могила П. близ Спасского собора к сер. XIX в. оказалась в сев.-зап. приделе прп. Андроника Московского. В мае 1989 г. во время археологических раскопок останки епископа были обнаружены, идентифицированы и погребены. В захоронении найдены нательный, а также архиерейский 4-конечный наперсный крест с 3-угольным оглавием и подвеской снизу. В средокрестье находится овальный медальон с эмалевым изображением Распятия на фоне пейзажа с градом Иерусалимом слева и горой с растущим на ней деревом - справа (XVIII в.; серебро, золото, стекло, эмаль) (ЦМиАР) ( Корсакова. 2017. С. 43-48). В Тамбовском епархиальном управлении хранится портрет П., выполненный в парсунной манере (кон. XVIII - нач. XIX в.; холст, масло). Ист.: Выписка г.] из дела тамбовской казенной палаты о ветхостях в Тамбове соборной Спасо-Преображенской ц. и колокольни, Казанского мон-ря, архиерейского дома, церквей, келий, монашествующей братии и проч.//Изв. Тамбовской УАК. 1901. Вып. 45. С. 114. Лит.: Казанский П. С. Ист. описание Троицкого Козловскаго мон-ря. М., 1849; Хитров Г. В., прот. Ист.-стат. описание Тамбовской епархии. Тамбов, 1861. С. 78-85; Суворов Н. И. Об иерархах бывшей Великоустюжской епархии//Вологодские ЕВ. 1869. Ч. неофиц. 14. C. 600-610; Знаменский П. В. Чтения из истории Рус. Церкви за время царствования Екатерины II//ПС. 1875. Ч. 3. С. 354-411; Дубасов И. И. Из истории Тамбовской епархии: Богородично-Казанский мон-рь//Тамбовские ЕВ. 1891. Ч. офиц. 5. С. 201-204; он же. Очерки из истории Тамбовского края. Тамбов, 1993. С. 83-84; То же. 2006. С. 78-79, 282-283; Корольков К. Пензенская епархия в царствование имп. Екатерины II//Пензенские ЕВ. 1896. Ч. неофиц. 23. С. 855-872; Сергий (Спасский), архиеп. Ист. описание моск. Спасо-Андроникова мон-ря. М., 1904; Березнеговский С. А. Тамбовский кафедр. Спасо-Преображенский собор//Изв. Тамбовской УАК. 1913. Вып. 55. С. 245-248; Орлов Н. Тамбовские летописи//Изв. Тамбовской УАК. 1918. Вып. 58. С. 165-166; Сергий (Спасский), архиеп. Ист. описание московского Спасо-Андроникова мон-ря. М., 2003; Подурец А. М. Саров: Памятник истории, культуры, православия. Саров, 2006. С. 90, 92, 280; Климкова М. А. Еп. Пахомий (Симанский): Проблемы биографии//Тамбовские ЕВ. 2008. 8. С. 30-35; Приемший огнь: Жизнь, страдания и подвиги прп. Феодора Санаксарского/Авт.-сост.: игум. Венедикт (Кулешов). Саранск, 2011. С. 47, 48, 54, 55, 64, 65, 99; Корсакова Т. Н. Наперсный крест еп. Пахомия (Симанского)//Тамбовские ЕВ. 2017. 11(119). С. 43-48.

http://pravenc.ru/text/2579852.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010