Потом была война. Голубцова забрали сразу же, в 1941-м. Чудесным образом попал он в санитары - " не стрелял, не убивал и мог потом свободно стать священником. А главное - " остался жив. Может, для того Господь его и сохранил, чтобы, вернувшись с фронта, он отнес Главу преподобного в другое, более надежное место - " к Екатерине Павловне Васильчиковой, дворянке по происхождению. Екатерина Васильчикова также проходила по " сергиево-посадскому делу " . Юная девушка уже тогда догадывалась о тайне, связавшей ее родных и друзей. На допросах она держалась независимо и достойно. Взяли ее за " голубую кровь " . Как же - " в родстве с самим Иваном Грозным, Рюриковна, одним словом. Чудом с помощью Е. П. Пешковой Кате Васильчиковой удалось избежать лагерей. Теперь святыня хранилась у нее - " в дубовом ларце, на котором всегда стоял цветок. Сын ее рассказывал мне, что атмосфера в комнате была особенной, теплой... Впрочем, Васильчиков не хотел много рассказывать. Над всеми довлела страшная клятва, которой связали себя участники спасения мощей. Когда мы пришли к Екатерине Павловне и стали расспрашивать про святыню, она была в ужасе, вскочила: - " Откуда вы знаете?! Кто вам сказал?! - " чуть ли не кричала на меня: - " Этого никто не должен знать! В 1946 году, когда власти открыли Троице-Сергиеву лавру для верующих, Васильчикова пошла к Святейшему Патриарху Алексию (Симанскому) и все рассказала. Таким образом сохраненная Глава преподобного была возвращена к мощам. Кажется, все завершилось обыденно и просто. Однако есть еще одно обстоятельство, которое доказывает промыслительность этой истории. Дело в том, что в старости преподобный Сергий страдал болезнью костей, так что верхний его позвонок прирос к основанию черепа. И чтобы отделить от мощей Честную Главу, отцу Павлу Флоренскому и его сподвижникам пришлось использовать церковное копьецо, которым из просфоры вырезается частица для Пресуществления хлеба в Тело Христово. И вот это копьецо оставило на Главе отметину, по которой позже можно было удостовериться, что она та самая, настоящая. Думается, это вовсе не случайность. Так что лишь на первый взгляд в этой истории нет ничего сверхъестественного. Ведь чудо Божие в людях совершается.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/0...

И вот подходит к моему архиерею владыка Лука (Войно-Ясенецкий) и говорит ему: «Ваше Преосвященство, скажите вы мне, как вы можете служить святую Литургию, имея сослужащим протоиерея Брицкого? Вы осведомлены о том, кто он такой?!» Этот разговор происходил как раз при мне, так что я точно помню, как епископ Кирилл прямо так разворачивается и говорит: «Ваше Высокопреосвященство! Пожалуйста, я выполню все ваши рекомендации, только скажите мне: что я должен сделать?!» И владыка Лука просто как-то растерялся сразу... Григорий Брицкий Потому что сказать: «Уберите его!» - и архиерей сразу же отправится по этапу, но проку-то от этого никакого не будет! И владыка Лука (Войно-Ясенецкий) хорошо это понимал. И ничего он не смог тогда придумать. Но ведь подошел, сказал: как огненный пророк!.. К тому времени владыка Лука и сам очень много пострадал. Он страшно вообще страдал от светской власти, но эту встречу я вспоминаю особенно, потому что она была чрезвычайно достойной. И когда мой владыка вот так ему ответил, тот на какое-то время задумался, а потом и говорит: «Ну вот что. Пойдем вместе к местоблюстителю и спросим у него совета!» И они отправились вместе к местоблюстителю (тогда им был митрополит Алексий (Симанский)), тот их принял, все выслушал и показал им на шкаф. Несколько полок этого шкафа содержали в себе одни лишь только жалобы на протоиерея Брицкого. «Вот вам сплошные досье на него, - сказал митрополит Алексий, - но что я вам рекомендую сделать: подождем до избрания патриарха. Когда будет избран патриарх, я вместе с вами пойду к нему, и мы будем там думать вместе о том, что нам делать с Брицким!» Дождались избрания, а избрали патриархом его же - митрополита Алексия (Симанского), и они вновь к нему отправились, уже как к патриарху. Пришли к нему, напомнили, потом рассудили и решили: чтобы епископ Кирилл ехал на кафедру и ожидал от патриарха директив. И мы действительно со временем получили от патриарха директиву, которая требовала убрать Брицкого... Правда, сразу же после этого владыку Кирилла перевели на другую кафедру, и владыка смог только лишить его настоятельства. После этого мы вскоре должны были уезжать в отпуск: перевели нас - и сразу в отпуск.

http://ruskline.ru/opp/2018/noyabr/9/mit...

Конечно, С.В. Болотов является не первым исследователем, который касается истории Всеправославного совещания. Однако его заслуга заключается в том, что данное историческое событие изучается специально с упором на монографическое рассмотрение. Определенный научный интерес представляет новый исторический анализ программ Совета по делам РПЦ в отношении использования Церкви в международных интересах Советского государства, которые автор называет «программой-минимум» и «программой-максимум». Такое деление очень хорошо характеризует Совет по делам РПЦ как бюрократический советский орган, который, осознавая то, что амбициозные планы руководства о «Московском Ватикане» могут не получить поддержку у автокефальных Православных Церквей, разрабатывает иной план (гораздо менее амбициозный, но не менее практичный) для использования международных контактов РПЦ в государственных целях. «Итоги внешнеполитической деятельности Русской Церкви в 1945–1948 гг. показали советскому руководству ограниченные возможности её использования на международной арене. Начиная с конца 1948 г. можно было говорить лишь о блоке славянских Православных Церквей, которые, несмотря на все трудности, продолжали ориентироваться на Московскую Патриархию» (С. 20 – 21). Этот вывод исследователя представляется правильным и согласуется с прежними достижениями историографии. В то же время можно поставить под сомнение заключение автора о том, что «государство не вмешивалось в вопросы православного вероучения, оставляя за рамками своего контроля чисто каноническую сторону церковной жизни» (С. 24). Как же можно назвать настойчивое требование государства создать в Москве «Православный Ватикан», как не вмешательством в вопросы вероучения?.. В целом же результаты исследования С.В. Болотова, изложенные им в автореферате диссертации, представляются весьма ценными. Некоторые известные исторические события, такие как взаимоотношения Церкви и государства в России в XX веке, отношение И.В. Сталина к Русской Православной Церкви, рабочая и личная переписка председателя Совета по делам РПЦ Г.Г. Карпова и Святейшего Патриарха Алексия I (Симанского), получают новую оценку через анализ прежде не публиковавшихся документов и иных исторических свидетельств тех лет. Дано новое представление тех событий, от которых нас отделяет не столь давнее время. Роль Русской Православной Церкви в международной политике освещена в ключе традиций отечественной историографии, но вместе с тем имеет и ряд оригинальных интерпретаций.

http://bogoslov.ru/article/1632167

По приходе домой Господь по молитве покаяния избавил от нового вида смерти вследствие прелюбодейного воззрения на девицу. О, какое поползновение! Какая страстность! О плоть коварная, многострастная! Когда я возненавижу и распну тебя со страстьми и похотьми? После богодарованной победы над врагами во время обедни я на панихиде выговорил вполне, спокойно, торжественно, обратившись на запад, отпуст, а на обедне непреткновенно прочитал заамвонную и отпуст. Слава Богу Избавителю! Кто не служит Богу, тот служит своим страстям и диаволу и играет в опасную игру греха, коего оброки смерть [ Рим.6:23 ]. 11 ноября Что я воздам Тебе, Владыко Господи, за великие и скорые милости Твои, которые Ты удивил на мне в нынешний день многократно и в церкви, и дома, и в разных домах при совершении треб, и в гимназии, избавляя меня за веру и покаяние от лютых, смертоносных страстей моих и от бесовского коварства и даруя мне мир, свободу, жизнь, иго благое и бремя легкое? – Только сердечную хвалу и благодарение и исповедание милостей Твоих. 12 ноября Десять часов утра. Благодарю Господа, сию минуту помиловавшего меня за веру и покаяние, с коими я сейчас помолился тепло по поводу огорчения моего на нищих за частое попрошайство и после желчных слов моих им: «Я уйду от вас отсюда». После тесноты и скорби тяжкой я удостоился от Господа мира, свободы, легкости, простора душевного и телесного. Куда я уйду и зачем? От щедрот ли Господних, от спасения ли моего? Ибо по мере щедрот моих (если когда были) всегда щедрит меня Господь, и милует, и спасает, и всем довольствует и награждает, и даже добрым именем у ближних. Слава Его милосердию! Вечер. Благодарю Господа за величайшее спасение, явленное мне за покаяние мое на пути в гимназию: я согрешил озлоблением и гневом на нищих, поношением их и крайне сим уязвился, умертвился от своей злобы. Господь принял мое покаяние и даровал мне после усиленного покаяния мир и простор с дерзновением, и я в гимназии правил уроки хорошо и после уроков служил молебен у Симанского с большим чувством.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Не больного вида, вовсе нет – скорее, измученного. Во время литургии он стоял у стены притвора, не крестился, плакал. А когда начиналась Херувимская, в то время, когда священник читает тайную молитву о собственном недостоинстве, этого молодого человека начинало буквально трясти, и он в слезах уходил из церкви. Так продолжалось некоторое время. Потом, – рассказал своей дочери отец Серафим, – этот человек пришел на прием к тогдашнему архиепископу Рижскому, назвал себя – да, так и есть: Чертков. Он рассказал свою историю и… каялся. Просил о восстановлении в сане. Архиепископ оповестил об этом патриарха Алексия (Симанского) , от которого был получен такой ответ: раз этот человек публично отрекся от веры, от Христа, то публично же должен и принести свое покаяние. Тут стоит задуматься над тем, мог ли Чертков покаяться публично по чисто техническим причинам: вряд ли у него была такая возможность, да вряд ли бы и государство с радостью откликнулось на такой его шаг, предоставив ему возможность для него. Так или иначе, священником Чертков не стал, но всю свою оставшуюся жизнь посвятил искреннему, стоит надеяться, служению Христу и Его Церкви в качестве псаломщика. А псаломщики в то время были очень нужны! Говорят, что умер этот псаломщик в начале 1990-х годов, похоронен на рижском кладбище. Царствие ему Небесное! Все эти долгие годы та история оставалась для меня какой-то незаконченной. Печальной, трагической, загадочной, но – незаконченной. С одной стороны, я увидела собственными глазами отрекшегося христианина, но с другой – я увидела и великую милость Христа к кающемуся человеку. Чертков мог совершенно без всякого труда отправить и меня, и всю нашу семью снова в тюрьму или ссылку – достаточно было только положить нужную бумажку на нужный стол в нужное время. Он этого не сделал. Во время своей встречи с атеистическими активистами он не позволил себе глумиться над таинством Причащения – значит, было же что-то, что позволило ему воззвать к Христу, протянуть Ему руку, а уж Самому Христу его за эту руку и вытащить.

http://pravoslavie.ru/61221.html

Очерчивая лицо Добровольческой армии, нельзя забывать злых гениев витавших вокруг неё. При ген. Алексееве времен формирования добровольческой армии состоял со­вет (цитирую по проф. ген. Головину) из Федорова, Стру­ве, кн. Е. Трубецкого, Милюкова, Вензяговского. Это все были бесы февральской революций и разрушители импера­торской России. А где был Струве, там была гибель Рос­сии. Позже белая армия связалась с профессиональным убий­цей революции Савенковым и убийцей Гапона Рутенбергом. В письме ко мне крупного генерала императорской армии, в добровольческой борьбе заведовавшего целою областью, хранящемся в моем архиве, он пишет: «Говорят, что мы должны хранить заветы (вождей) белого движения». Можно ли лепетать такие глупости?... Хранить заветы тех, кто нарушил присягу и изменил Государю! Ген. Алексеев мог повернуть колесо истории и раздавить революцию, а он наоборот пошел в ногу с заговорщиками. (Впослед­ствии) он каждый день ложась спать говорил: «никогда не прощу себе, что поверил в честность и искренность людей, послушал их советов и послал телеграммы глав­нокомандующим фронтами, чтобы просили Государя отречься». В очень отрицательных тонах проходит через мой фильм фигура генерала Корнилова и как личности, и как деятеля. О нем также современник имеет право иметь свое суждение. К нему в моей душе нет никакой симпатии. В лице Корнилова мы видим определенного, не­примиримого и злобного противомонархиста. Он, по словам генерала Головина, заявлял себя открыто и публично рес­публиканцем и разделял программу Керенского, которая была тождественна с быховской. О Корнилове я слышал много от лиц, его близко видевших, и рисую его образ таким, каким он обрисо­вался в моей психике. В Карпатских горах завершалась драма части рус­ской армии. При доблестном отходе 48-й дивизии, её коман­дир будто бы пожертвовал собою, остался на позиции, прикрывая отход армии и был пленен. Так говорит одна версия. В письме ко мне один из крупных военноначальников пишет: «Корнилов был обласкан и награ­жден Государем даже не по заслугам. Он дал ему орден св. Георгия 3-ей степени, произвел в генералы от инфантерии, и назначил командиром корпуса после прибы­тия его из плена. Ныне оказывается из документов, что только благодаря ему дивизия попала в большинстве в плен. У Корнилова всегда было упрямство и неподчинение начальникам, неисполнение приказаний. Об этом подробно описано у военного историка Симанского. «Где ген. Корни­лов, там всегда неудача». Когда Корнилов увидел, что грозит плен, он передал командование дивизией бригад­ному командиру, сказав, что не хочет попасть в плен и ушел в лес со штабом дивизии. А вышло наоборот: командир бригады с частью нижних чинов пробился, а Корнилов попал в плен».

http://ruskline.ru/analitika/2015/11/10/...

а) на устных: по Св. Писанию Нового Завета 3 (3 и 3=), по догматическому богословию 3, по всеобщей церковной истории 3–, по латинскому языку 3=; б) на письменных: по основному богословию 3–, по литературе 3 и по поучению 3, 50. Второе экзаменационное сочинение писалось на тему по истории философии, Симанскому же, в виду того, что он не изучал философских предметов, для второго сочинения была дана тема по истории литературы. На поверочном экзамене по латинскому языку поручик Симанский заявил, что в учебных заведениях он не изучал этого предмета, но отчасти знаком с ним по домашней подготовке; на испытании же по сему предмету оказалось, что Симанский не знал ни склонений, ни спряжений латинских; экзаменационная комиссия, в состав которой входили Ректор Академии Епископ Алексий, инспектор Архимандрит Анастасий, проф. П. Пономарев и и. д. доцента П. Верещацкий, после краткого совещания, – приняв во внимание, что поручик Симанский письменно заявил, что он желает поступить на миссионерское отделение Академии, студенты какового отделения освобождаются от изучения латинского языка, а также истории философии, педагогики, систематической философии, логики, истории и обличения русского раскола и русского сектантства, и что на это отделение принимаются без экзамена лица в священном сане, окончившие курс в духовных семинариях даже по второму разряду, – нашла возможным поставить Симанскому наименьший удовлетво- —544— рительный балл – 3-, чтобы не лишать его возможности поступить на миссионерское отделение. Справка: Поручиком А. Симанским 25 Августа было сделано письменно следующее заявление: «Честь имею просить Совет Казанской Духовной Академии в случае если я буду принят в Академию зачислить меня на миссионерское отделение». Совет Академии в заседании 31 минувшего августа, по обсуждении результатов приемных испытаний, относительно поручика Симанского постановил: допустить его к слушанию лекций на миссионерское отделение, в суждение же о приеме его в число студентов Академии не входит до тех пор, пока он не представит от своего начальства приказа об увольнении его от службы».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Имея же в виду, что, в случае дальнейшего моего пребывания в Казани, малярия, как болезнь часто повторяющаяся, опять будет приносить существенный вред моему здоровью и немалый ущерб моим занятиям, в подтверждение чего при сем прялагаю свидетельство врача Казанской Духовной Академии, и что болезнь эта в случае моего перехода в Московскую Академию, по отзывам врачей, совершенно оставит меня, в виду перемены климата, усерднейше прошу Ваше Преосвященство принять меня в число студентов вверенной Вам Академии и если нельзя, за неимением места, определить меня в общежитие, то разрешить мне проживать на квартире. Все требующиеся для определения в Академию документы мои находятся у Преосвященного Ректора Казанской Духовной Академии». —528— б) Удостоверение г. врача Казанской Духовной Академии от 1 сентября с. г: «Сие дано священнику о. Константину Вышелесскому в том, что 16 Августа 1911 года при медицинском освидетельствовании лиц, прибывших держать экзамен на поступление в Казанскую Духовную Академию, он, о. Вышелесский, признан мною был предрасположенным к заболеванию малярией и затем вскоре заболел малярией и что ему в виду его не вполне крепкого телосложения и предрасположенности к малярии вредно пребывание в г. Казани». в) Телеграмму Преосвященного Ректора Казанской Духовной Академии Епископа Алексия от 5 сентября за 40: «Вышелесский сдал экзамены вполне удовлетворительно. Принят одиннадцатым, волонтером»... Определили: Признавая просьбу студента I курса Казанской Духовной Академии священника Константина Вышелесского заслуживающею уважения, – просить ходатайства Его Высокопреосвященства пред Святейшим Синодом о перемещении священника Вышелесского в число своекоштных студентов I курса Московской Духовной Академии, с разрешением ему, в виду крайней тесноты студенческих помещений, проживать с семейством на частной квартире в Сергиевском Посаде. XVI. Заявление И. д. Ректора Академии – профессора А.П. Шостьина : «Как известно Совету из указа Святейшего Синода от 18 августа сего года за 11045, – определением Святейшего Синода, от 11 августа 1911 года за 5937, предоставлено было Г. Синодальному Обер-Прокурору испросить Высочайшее соизволение на разрешение штабс-капитану запаса инженерных войск Николаю Беляеву , окончившему курс Николаевского Инженерного училища и офицерской военной электротехнической школы, и поручику Симанскому держать экзамены для поступления в число студентов Московской духовной академии, с освобождением первого из них от экзамена по древним языкам. – На всеподданнешем докладе Г. Обер-Прокурора Святейшего Синода означенного Синодального опре-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Русская церковная история Русская церковная история Русская церковная история Русская церковная история История западных исповеданий История русского раскола История русского раскола Четверг Гомилетика Церковное право История западных исповеданий История русского раскола История русского раскола Пятница Священное Писание Нового Завета Священное Писание Нового Завета Педагогика Педагогика История западных исповеданий Суббота Священное Писание Нового Завета Священное Писание Нового Завета Церковное право Церковное право История западных исповеданий —243— Распределение лекций в Московской Духовной Академии на 1900–1901 учебный год Четвертый курс Понедельник Догматическое богословие Догматическое богословие Вторник Догматическое богословие Догматическое богословие Пастырское богословие Пастырское богословие Церковная археология и литургика Церковная археология и литургика Четверг Новая гражд. история Церковная археология и литургика Церковная археология и литургика Пятница Нравственное богословие Нравственное богословие Новая гражд. история Суббота Нравственное богословие Нравственное богословие Новая гражд. история Новая гражд. история —244— На сем журнале резолюция Его Высокопреосвященства: «1900 г. Сент. 7. По ст. I и II. Студента Благовещенской семинарии Денисова и окончившего курс в Университете Симанского разрешается принять в число студентов Академии. Прочее утверждается». Того же 2 сентября 1900 года Присутствовали под председательством Ректора Академии Арсения, Епископа Волоколамского, инспектор Академии Архимандрит Евдоким и члены Совета Академии, кроме профессоров: В. Ключевского , С. Глаголева и И. Попова , находящихся в отпуску. Слушали: I. Донесения экзаменационных комиссий, производивших поверочные испытания студентов духовных семинарий, явившихся в Академии для поступления в состав нового (LIX) академического курса, о достоинствах устных и письменных ответов, данных на испытаниях. а) Донесение комиссии, производившей испытания по Священному Писанию Нового Завета:

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

335 «На первых порах усердный читатель Вольтера и Руссо, Лопухин, подобно Новикову, Фонвизину и другим мыслящим русским людям XVIII века, не мог не почувствовать вскоре «затруднительности своего культурного положения». Служивший русскому образованному человеку образцом строй понятий, чувств, общественных отношений был, по выражению Ключевского, осужден как неразумный. С целью найти выход из неловкого положения русский человек должен был обратиться к самому себе, сосредоточить работу на своей личности, на своем личном и нравственном усовершенствовании» (Суровцев А.Г. Цит. соч. С. 12). 337 Даже в скудном Феофановом определении Церкви, как необходимый элемент последней, присутствует «духовное правительство». 340 Иногда малые подробности говорят больше, чем исторические панорамы. Вот запись из дневника Л. А. Симанского, активного члена масонской ложи Трех Светил: «Февраль 21. Да поможет мне Господь Бог начать пост сей в духе молитвы, покаяния, воздержания, в труде, любви, уединении, согласии, мире, радости и верности, да поможет мне таковым образом встретить неделю поста, приуготовления говения и Светлого праздника…» (см.: Соколовская Т. Материалы по истории русского масонства XVIII–XIX вв. М., 2000. С. 123). Здесь же находим любопытное известие о рукописи, в которой изложены «правила учреждения тайной ложи исключительно для русских дворян православного вероисповедания». Это известие, по замечанию автора публикации, «является особенно ценным еще и потому, что носит ярко национальный характер, вообще масонству не свойственный и появившийся в России в конце 1780-х гг. в виде протеста против тяжелых условий беспрекословного повиновения, коим русские масоны обязаны были иноземной масонской власти» (Там же. С. 133). 341 «Цель сего общества была издавать книги духовные и наставляющие в нравственности истинно Евангельской, переводя глубочайших о сем писателей на иностранных языках, и содействовать хорошему воспитанию, помогая особливо готовящимся на проповедь слова Божия, чрез удобнейшие средства приобретать знания и качества, нужные к оному званию; для чего и воспитывались у нас больше пятидесяти семинаристов, которые отданы были от самих епархиальных архиереев с великой признательностью» (Лопухин И В. Записки... С. 21).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010