§11. Преподобный Кирилл Белоезерский († 1427 г.) был большим любителем «книжного учения», занимался переписыванием книг. Ему принадлежит несколько посланий, правил и монастырский устав. Три сохранившиеся послания обращены к князьям. Преподобный кротко призывает князей к братолюбию и рассудительности. §12. Епископ Авраамий Суздальский и иером. Симеон Суздальский , сопровождавшие Исидора, митрополита всея Руси, на Флорентийский Собор в 1438 г. Оба они были противниками унии и за это претерпели от униата митр. Исидора заключение под стражу и различные издевательства. Еп. Авраамий оставил интересное описание сценического представления Благовещения Богородицы, которое он видел во Флоренции, а иером. Симеон составил подробное описание их путешествия и отдельно «Повесть о Восьмом Соборе», где правдиво говорит о предательстве митр. Исидора. §13. Инок Пахомий Логофет († ок. 1460 г.), по национальности серб, постриженник Святой Афонской Горы, подвизался на ниве русской агиографии и гимнотворчества. Им составлены жития московских, новгородских и других святых. Наибольшую историческую ценность представляет житие преп. Кирилла Белоезерского. Помимо житий инок Пахомий Логофет зачастую писал службы, каноны и похвальные слова тем же святым. §14. Святитель Иона митрополит Московский († 1461 г.) – автор не менее 35-ти посланий. Содержание его посланий разнообразно. они посвящены, например, защите Православия перед лицом унии, умирению вражды между православными христианами, утешению князя потерявшего супругу, наставлению монашествующих. §15. Святитель Геннадий Новгородский († 1505 г.) потрудился над изданием на Руси полной Библии на церковно-славянском языке, которая легла в основу Острожской Библии. Свят. Геннадий – автор многочисленных посланий, направленных против ереси жидовствующих. Характерной особенностью его посланий является живая русская речь, в то время как большинство церковных писателей употребляло книжный церковно-славянский язык. §16. Преподобный Нил Сорский (ок. 1433–1508 гг.) фактически является основателем аскетического направления русской церковной письменности. Жанр патериковой литературы появился со времени преп. Нестора Летописца , но браться за изложение собственного аскетического опыта или даже наставлять, основываясь на святоотеческом опыте, на Руси долго никто не решался. Аскетическая мысль вызревала постепенно и проявилась как самостоятельное направление в сочинениях преп. Нила Сорского .

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pu...

Поскольку в «Житии» Сергия этот эпизод помещен сразу после рассказа об устроении «общего» жития в Троицком монастыре, историки связали оба этих события в единое целое. Так, В. А. Кучкин говорит о том, что «введение Сергием общежительного устава было встречено частью монастырской братии крайне враждебно», а позднее напишет, что оно переросло в «бурные столкновения в монастырях при введении общежительства». С ним солидарен и Б. М. Клосс: «В самом Троице-Сергиевом монастыре сопротивление общежитийной реформе достигло такого накала, что у части братии возникла мысль «яко не хотети Сергиева старейшинства». В этот момент предъявил свои права старший брат преподобного Стефан». Сходную позицию занимает и Н. С. Борисов, когда говорит о том, что «оставшиеся на Маковце противники киновии сплотились вокруг брата Сергия Стефана» 691 . Однако этим выводам исследователей противоречат очевидные факты, содержащиеся в «Житии» Сергия. Прежде всего напомним, что введение общежительного устава в Троицком монастыре было предложено не кем иным, как вселенским патриархом Филофеем, и санкционировано главой Русской церкви митрополитом Алексеем. В данных условиях выступление против введения в Троицком монастыре «общежития» означало бы явное нарушение главных церковных заповедей, одна из которых прямо говорит об уважении к пастырям церкви. Но самое главное заключается в том, что поднимать бунт в обители было просто некому. Пахомий Логофет, рассказывая о переходе Троицы на общежительный устав, уточняет, что несогласные с переменами просто покинули монастырь 692 . Очевидно, необходимо искать иную причину бегства Сергия из Троицкого монастыря. Агиограф на этот счет дает достаточно подробное объяснение: «Не по мнозе же времени пакы встает молва: ненавидяи бо добрая враг не могыи тръпети яже от преподобнаго блистающую зару, зря себе уничиждаема и побеждаема от блаженаго, и в помыслъ вложи, яко не хотети Сергиева старейшинства». В третьей редакции своего труда Пахомий Логофет уточняет: «Тем же и помысли бежати славы человеческиа и единъ хотя безмлъствовати, еже и сътвори» 693 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Это характеризует степень его исторических интересов. К этому же времени относится составление Пахомием после смерти митрополита Ионы (ум. 1461 г.) службы ему, написанной по просьбе Новгородского владыки. Вернувшись из Новгорода в «Московские страны», Пахомий работал над «Житием преподобного Кирилла Белозерского» (ум. 1427 г.), для. чего предварительно, по повелению великого князя и нового митрополита, ездил на Белоозеро. Порученный Пахомию труд вызывался насущной потребностью. В продолжение более 80 лет по кончине чудотворца в его монастыре не только не было составлено жития основателя, но не имелось и никаких предварительных записок о его жизни. Среди самой братии, очевидно, не было способных к тому людей. Отсутствие всякого повествования о жизни такого подвижника, как преподобный Кирилл Белозерский, живо чувствовалось не только в самой обители, но и среди всего круга грамотных мирян; Кирилло-Белозерский игумен и с своей стороны просил Пахомия написать «хоть что-нибудь о святом». Новый труд Пахомия является лучшим его произведением. Пахомий застал в Кирилловом монастыре многих очевидцев и учеников преподобного, и житие, им написанное, составленное на основании современных свидетельств, передает много живых подробностей, характеризующих и время, и людей. В самом изложении нередко чувствуется влияние устного живого рассказа. В 1472 г. по случаю открытия и перенесения мощей митрополита Петра Пахомию поручено было «великим князем и митрополитом» написать в память этого события «похвальное слово» и службу. Около того же времени «повелением» Пермского епископа Филофея (1472–1501 гг.), Пахомий пишет канон Стефану Пермскому (ум. 1396 г.). Последним трудом Пахомия, вероятно, было «Житие Новгородского архиепископа Моисея» (ум. 1362 г.). Житие отличается общностью изложения и легендарностью рассказа и черпает содержание свое преимущественно из цикла Новгородских легенд; судя по одному эпизоду, оно написано не ранее 1484 г. Кроме перечисленных, Пахомию в наших рукописях приписываются: «Житие Новгородского архиепископа Иоанна» (ум.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Arha...

Сербский писатель–агиограф, выходец с Афона, большую часть жизни однако провел на Руси, где написал большое количество житий святых, похвальных слов и служб. Свою деятельность начал в Новгороде во второй половине 30–х годов XV в. В 1438 г. появился уже в Троице–Сергиевом монастыре и тогда же создал первую редакцию Жития Сергия Радонежского (Троиц. 746). В Троице–Сергиевом монастыре Пахомий прожил около 20 лет (до конца 50–х годов). За это время агиограф создал пять (возможно — шесть) новых редакций Жития Сергия Радонежского (и еще одну краткую—для включения в Пролог), написал Службу святому, а также два варианта Жития Никона Радонежского. Особенной полнотой отличается редакция (третья по счету) Жития Сергия, написанная Пахомием около 1442 г. (и открытая лишь недавно); в ней описаны события, которых не мог знать первый биограф Сергия — Епифаний Премудрый: обретение мощей Сергия в 1422 г., строительство каменного храма Троицы, посмертные чудеса святого. Приступая к переработке Жития Сергия, Пахомий преследовал цель не только приспособления текста к нуждам литургической практики (и, следовательно, сокращения очень обширной редакции, написанной Епифанием Премудрым), но вынужден был учитывать политические нюансы, возникавшие в ходе острого соперничества между двумя кланами в великокняжеском семействе. Еще одна тенденция, оказавшая существенное влияние на изменение текста Жития Сергия, была связана с прославлением в конце 30–х — начале 40–х годов XV века игумена Никона в качестве святого и непосредственного ученика и преемника Сергия Радонежского (в ущерб исторической правде: на самом деле преемником Сергия на игуменстве в течение шести лет являлся преподобный Савва Сторожевский). Произведения Пахомия Логофета написаны не в такой вычурной манере, как у Епифания Премудрого, отличаются более простым языком, но выполнены вполне профессионально и оказали значительное влияние на последующую русскую агиографию. В. О. Ключевский дал очень емкую характеристику творчества Пахомия: «Он нигде не обнаружил значительного литературного таланта; мысль его менее гибка и изобретательна, чем у Епифания; но он прочно установил постоянные, однообразные приемы для жизнеописания святого и для его прославления в церкви и дал русской агиобиографии много образцов того ровного, несколько холодного и монотонного стиля, которому было легко подражать при самой ограниченной степени начитанности» . В качестве исторического источника сочинения Пахомия можно оценить достаточно высоко: в них содержится большое количество сведений по истории Троице–Сергиева монастыря, о монастырском строительстве, об участии в украшении Троицкого храма знаменитых иконописцев Даниила и Андрея Рублева. Пахомий Логофет известен также как переписчик книг, а некоторые его произведения сохранились в автографах (указаны в 3 части книги) . С конца 70–х годов XV b. сведения о Пахомий Логофете прекращаются.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2411...

Из церковного предания известна лишь дата его кончины – 29 июля 1392 г. 702 По счету «от сотворения мира» это соответствует 6900 г. «Круглая» дата, в которой отсутствуют цифры десятков и единиц, заставляет усомниться в реальности года смерти Романа – вероятнее всего, что он скончался позднее. Интерес к личности Романа Киржачского наметился в 90-е годы XX в., когда в Киржачском монастыре возобновились богослужения, а в ноябре 1996 г. под руководством археолога С. А. Беляева были проведены раскопки и обретены его мощи. К этому же времени относится и попытка создания Г. П. Чиняковой очерка жизни Романа Киржачского. По ее предположению, Роман родился в первой четверти XIV в. Узнав о преподобном Сергии, он пришел к нему и был пострижен, «по всей вероятности, во второй половине XIV в.» в день Покрова Пресвятой Богородицы 1 октября, когда отмечается память Романа Сладкопевца , в честь которого он получил свое монашеское имя. Пахомий Логофет в «Житии» Сергия, говоря об уходе преподобного после ссоры со Стефаном, сообщает, что он вышел из монастыря совершенно один. Однако позднее, в источнике XVII–XVIII вв. «Книга, глаголемая описание о российских святых» появилось утверждение, что Сергий взял с собой своего ученика Романа. Это позволило Г. П. Чиняковой высказать осторожную догадку, что Роман мог быть тем самым канонархом, из-за которого троицкий игумен поссорился со своим старшим братом. Однако все это – позднейшие предположения. Более того, мы можем установить источник этого утверждения. Среди чудес Сергия, о которых рассказывает Пахомий Логофет, одно сообщает о том, что преподобный, взяв с собой не названного по имени ученика, «низвел» источник воды вблизи монастыря. Последующие монахи приложили немало усилий, чтобы отыскать его. Некоторые при этом указывали на колодцы вблизи обители, другие же, ссылаясь на то, что в некоторых вариантах «Жития» Сергия говорится о реке, соотнесли его со знаменитым «Гремячим ключом» приблизительно в 20 километрах от Троицкого монастыря в направлении Киржачской обители.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Троицкий цветник Прославленная обитель Живоначальной Троицы основана преподобным Сергием Радонежским в 1337 году. На протяжении многих лет и доныне обитель преподобного Сергия по своему влиянию занимает первое место среди всех русских монастырей, являясь важнейшим духовным и культурным центром страны. В ее стенах подвизался сонм подвижников Русской Православной Церкви, в их числе прп. Никон Радонежский, прп. Максим Грек, духовные писатели – Епифаний Премудрый и Пахомий Логофет. Священноархимандритами Лавры были святители Московские Филарет (Дроздов) и Иннокентий (Вениаминов), а также сщмч. Владимир (Богоявленский). В XVIII–XIX веках в окрестностях Лавры возникли Вифанский монастырь, Боголюбский, Черниговско-Гефсиманский скиты и скит Параклит. Эти небольшие обители, духовно и административно связанные с Лаврой, явили миру замечательных старцев-подвижников – преподобного Варнаву Гефсиманского, иеросхимонаха Александра Гефсиманского и других. Во все времена благочестивые миряне и монашествующие искали духовных советов и наставлений иноков Троицкой обители, с неизменным тщанием и прилежностью слушали поучения, проповеди и рассказы святых подвижников. Книга предоставлена издательством «Благовест», бумажную версию вы можете приобрести на сайте издательства http://www.blagovest-moskva.ru/ Троицкий цветник Предисловие Прославленная обитель Живоначальной Троицы основана преподобным Сергием Радонежским в 1337 году. На протяжении многих лет и доныне обитель преподобного Сергия по своему влиянию занимает первое место среди всех русских монастырей, являясь важнейшим духовным и культурным центром страны. Троице-Сергиев монастырь сыграл важную роль в деле свержения татаро-монгольского ига и объединения русских земель вокруг Москвы. В его стенах подвизался сонм подвижников Русской Православной Церкви, в их числе прп. Никон Радонежский, прп. Максим Грек, духовные писатели – Епифаний Премудрый и Пахомий Логофет. Священноархимандритами Лавры были святители Московские Филарет (Дроздов) и Иннокентий (Вениаминов), а также сщмч. Владимир (Богоявленский).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Воспевание Святой Троицы имеет место и во втором каноне святителю Алексию, причем здесь преосвященный Питирим помещает славословие Троицы-Бога в богородичнах. Догмат о воплощении Христовом преосвященный песнописец излагает преимущественно в богородичнах обоих канонов, причем всегда находит новые емкие выражения для изъяснения таинства: “Радости нам ходатаица явилася еси, яко приемши исполнение всего Божества, Всенепорочная…” 83 . И ниже: “Тай­ны Твоея глубина, Пречистая Богородице, ангельския чины удив­ляет…” 84 . “Безсеменно рождшая плотию ипостасное Слово Пре­безначального Отца, молися Ему, Богородице Всепетая…” 85 . Если принять, как думает Ф. Г. Спасский 86 , что 1-й канон святителю Алексию на 12 февраля принадлежит также творчеству епископа Питирима, то здесь, действительно, останавливает внимание и прием, принятый при написании песен, краткость и изящность словесной формы. Все песни канона построены так, что каждый тропарь песни повторяет вначале первое слово первого тропаря. Это создает прекрасное восприятие всего произведения в целом 87 . Мы считаем весьма значительным тот факт, что в русской гимнографии — еще в первой половине XV в., при незаконченной окончательно борьбе с татаро-монголами — в недрах Православной Русской Церкви обретаются высокие шедевры церковного слова и духа, которые мы находим в песнотворчестве епископа Питирима. Последующий период, как мы уже указывали, принадлежит в русском песнотворчестве трудам Пахомия Серба (Па­хо­мия Логофета). Наследию этого песнотворца посвящены труды как историков русского государства, так и историков Церкви. В своем солидном исследовании Ф. Г. Спасский посвящает творчеству Пахомия Логофета отдельную главу 88 . В труде по истории русской духовной литературы преосвященный Филарет пишет, что Пахомий Логофет приходит к великому князю Василию Васильевичу “от сербския земли” и пи­шет житие и канон святителю Алексию, а также другие произведения 89 . В. О. Ключевский указывает, что Пахомий Логофет вначале появляется в Новгороде около 1460 г., а в 1470 г. он трудится в Троице-Сергиевой лавре 90 . Труды песнописца Логофета прослеживаются и в обители Кирилло-Белозерского монастыря, где он по благословению преосвященного Филофея (1472–1501 гг.) пишет канон святителю Стефану Пермскому, а также опи­сывает жизнь преподобного Кирилла Белозерского 91 .

http://pravmir.ru/opyit-liturgicheskogo-...

Иеромонах суздальский, писатель; сопровождал на Флорентийский собор епископа Суздальского Авраамия. Будучи противником унии, Симеон навлек на себя гнев митрополита Исидора, бежал в Новгород, куда прибыл в 1440 г. литовский выходец, князь Юрий Семенович, чтобы угодить Исидору, заманил Симеона в Смоленск и выдал митрополиту. Привезенный в Москву, Симеон был освобожден после осуждения Исидора. Повесть Симеона о соборе имеет две редакции: 1) «Исидоров собор и хожение его» и 2) «Повесть священноинока Симеона суждальца, како римский папа Евгений составлял осьмый собор со своими единомышленниками». Дальнейшей обработкой «Повести» является обширное и витиеватое «Слово избрано от святых писаний, еже на латыню, и сказание о составлении осьмаго собора латынского, и о извержении Сидора прелестного, и о поставлении в русской земли митрополитов, о сих же похвала благоверному великому князю Василию Васильевичу всея Руси». § 25. Пахомий Логофет (ум. 1460) Известный агиограф, родом серб, инок Афонской горы. Появился в Москве около 1440 г.; около 20 лет провел в Троицкой лавре, где работал над составлением житий и списыванием книг. Эти занятия принесли ему славу выдающегося стилиста, и около 1470 г. он был вызван в Новгород архиеп. Ионою для составления житий новгородских святых. В короткое время им были составлены жития Варлаама Хутынского, Саввы Вишерского, Ефимия Новгородского, Моисея и Иоанна архиепископов. Большинство житий составлено Пахомием по заказу; это побуждало его довольно свободно относится к историческим фактам и, ради поучительности жития, не стесняется собственным прибавлениям. Историческое значение большинства житий, составленных Пахомием, ничтожно. Житие преп. Сергия есть сокращение более раннего труда Епифания, с добавлением чудес по открытии мощей Сергия. Житие митр. Алексия основано на труде Питирима. Жития, составленные им в Новгороде, проникнуты новгородским патриотизмом; совершенно обратное замечается в житиях московских святых. Сравнительно большую историческую ценность имеют жития Кирилла Белозерского и арх. Евфимия Новгородского. Первое из них составлено 34 года спустя после смерти Кирилла и основано на обильных рассказах современников святого и документах. Пахомий Логофет зачастую писал службы, каноны и похвальные слова тем же святым. § 26. Святитель Иона, митрополит Московский (ум. 1461)

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/ru...

письменности и лит-ры. Н. Новг., 2002. С. 223-305; Кучкин В. А. Антиклоссицизм//ДРВМ. 2002. 2(8). С. 113-123; 3(9). С. 121-129; 4(10). С. 98-113; 2003. 1(11). С. 112-118; 2(12). С. 127-133; 3(13). С. 112-130; 4(14). С. 100-122; он же. О древнейшем списке Жития Сергия Радонежского//Тр. ГИМ. М., 2002. Вып. 135: Поволжье и сопредельные территории в Средние века. С. 96-107; Бобров А. Г. «Повести древних лет»//ТОДРЛ. 2003. Т. 54. С. 136-171; Бобров А. Г., Прохоров Г. М., Семячко С. А. Имитация науки: О кн. Б. М. Клосса «Избранные труды. Т. 1: Житие Сергия Радонежского. Рукописная традиция. Жизнь и чудеса. Тексты»//ТОДРЛ. 2003. Т. 53. С. 418-445; Елесиевич С. «Служба прп. Сергию» священноинока Пахомия Серба и ей предшествующие гимнографические формы//Троице-Сергиева лавра в истории, культуре и духовной жизни России: Мат-лы III междунар. конф., 25-27 сент. 2002 г. Серг. П., 2004. С. 121-132; она же ( С.). Служба преподобног Cepruja Ucmopuja настанка, вредности и дела: Магист. рад. Београд, 2005; она же. О jeдhoм аутографу jepoмoh. Naxoмuja Србина //NKJUФ. 2016. 82. С. 37-74; она же. Аутографи jepoмoh. Пахомиа Србина у рукопису Tpojuцe-Ceprujebe Лавре 753//Славистика. Београд, 2017. 21. Св. 1/2. С. 261-268; Аверьянов К. А. Сергий Радонежский: Личность и эпоха. М., 2006; он же. О времени канонизации Сергия Радонежского//Троице-Сергиева лавра в истории, культуре и духовной жизни России: XI междунар. науч. конф., 16-17 окт. 2014 г. Серг. П., 2014. С. 3-5; Руди Т. Р. О композиции и топике житий преподобных//ТОДРЛ. 2006. Т. 57. С. 431-500; Шибаев М. А. Житие Сергия Радонежского и Новгородско-Софийский свод//ДРВМ. 2006. 1(23). С. 53-58; он же. Авторский вариант Жития Сергия Радонежского//ТОДРЛ. 2007. Т. 58. С. 290-319; он же. Ефросин Белозерский и Пахомий Логофет: К вопросу о знакомстве двух книжников XV в.//Историография, источниковедение, история России X-XX вв.: Сб. ст. в честь С. Н. Кистерёва. М., 2008. С. 14-18; Карбасова Т. Б. Кирилл Белозерский и Кирилл Новоезерский//КЦДР: Кирилло-Белозерский мон-рь.

http://pravenc.ru/text/2579870.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИЛИЯ Прп. Илия Радонежский. Фрагмент иконы. Нач. 50-х гг. XX в. Иконописец мон. Иулиания (Соколова) (придел прп. Никона Радонежского Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры) Прп. Илия Радонежский. Фрагмент иконы. Нач. 50-х гг. XX в. Иконописец мон. Иулиания (Соколова) (придел прп. Никона Радонежского Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры) († между 29.05 и 5.06.1384), прп. (пам. 6 июля - в Соборе Радонежских святых), Радонежский, ученик прп. Сергия Радонежского, 1-й келарь Троице-Сергиева мон-ря. Сведения об И. содержались в несохранившейся Троицкой летописи (свод 1408/09 г.), отразившейся в Рогожском летописце сер. 40-х гг. XV в. и в Симеоновской летописи кон. XV в.: «Раб Божии чернець Илья, келарь Сергиев игуменов, добрыи, послушливыи, живыи святым житьем в послушаньи у святого старца, быв послушлив и до смерти» ( Присёлков. 2002. С. 428; ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1. Стб. 149-150; Т. 18. С. 135). Как показал М. Д. Присёлков , источником данной записи была монастырская летопись ( Присёлков М. Д. История рус. летописания XI-XV вв. СПб., 1996. С. 192; ср.: Насонов А. Н. История рус. летописания XI - нач. XVIII в.: Очерки и исслед. М., 1969. С. 364). Б. М. Клосс приписывает характеристику И. прп. Епифанию Премудрому ( Клосс. Б. М. Избр. тр. М., 1998. Т. 1. С. 245-247), с этой т. зр. не согласны др. исследователи. Упоминание в летописи прп. Сергия как «святого старца» указывает на то, что текст был отредактирован после канонизации преподобного, т. е. после 1422 г. Происхождение, обстоятельства и время прихода И. в Троице-Сергиев мон-рь неизвестны. Автор Жития прп. Сергия Пахомий Логофет не включил И. в число первых насельников обители, поэтому можно предположить, что святой поселился здесь после 1353-1354 гг., когда прп. Сергий стал настоятелем. В 70-х гг. И. пользовался в обители авторитетом, вслед. чего был назначен келарем. Пахомий Логофет сообщает (не называя имени И.) о том, что появление должности келаря (так же как и др. хозяйственных послушаний) в Троицком монастыре было связано с переходом к общежительному уставу, происшедшим после получения прп. Сергием соответствующей грамоты К-польского патриарха Филофея Коккина (С. 363). По наблюдениям В. А. Кучкина , грамота могла быть привезена греками Георгием Пердикой и Иоанном Докианом, приехавшими в Москву в янв.- февр. 1377 г. ( Кучкин В. А. Сергий Радонежский//ВИ. 1992. 10. С. 80-83). Учитывая близость И. к прп. Сергию, можно предположить, что келарь был в числе троицких монахов, к-рые в сер. 1377 - февр. 1378 г. добивались возвращения своего игумена в Троице-Сергиеву обитель из киржачского в честь Благовещения Пресвятой Богородицы мужского монастыря .

http://pravenc.ru/text/389309.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010