Кириллов. Кирилло-Белозерский монастырь. Часовня Кирилла Белозерского. Сортировка: Карта и ближайшие объекты Рядом с церковью Иоанна Предтечи, на склоне пологого холма стоит небольшая часовня, которую, по преданию, «срубил» Кирилл. Она, действительно, относится к древнейшему времени. Это — небольшой примитивно сложенный сруб, ничем не отличающийся от простейших деревянных построек Севера. Внутри часовни стоит сильно изъеденный крест. Верующие считали, что он исцеляет от зубной боли. По соседству, под каменной сенью, хранится еще один деревянный крест, поставленный на месте выкопанных Кириллом и Ферапонтом келий при основании обители. Литература: Бочаров Г.Н., Выголов В.П. Вологда, Кириллов, Ферапонтово, Белозерск. М., 1979. Кириллов. Историко-краеведческий альманах, вып. 1–2. Вологда, 1994–1997. Никольский Н.К. Кирилло-Белозерский монастырь и его устройство до второй четверти XVII в. (1397–1625), т. 1, вып. 1–2. СПб, 1897–1910 Часовня и крест преподобного Кирилла – это первоначалие монастыря. Согласно Житию преподобного Кирилла, составленному Пахомием Сербом (Логофетом) со слов «самовидцев», основатель, придя на холм на берегу Сиверского озера, первым делом «водрузил крест» на месте, указанном Пречистой Богородицей. Часовня и крест находятся на северном склоне холма, который был указан Пресвятой Богородицей в Божественном видении. В пещере преподобных Кирилла и Ферапонта, отмеченной сенью с конца XVII в., утвержден крест, по преданию, срубленный самим преподобным Кириллом. Сень поставлена на резных деревянных столбах, хорошо сохранилась с некоторыми переделками до нашего времени. Древняя деревянная часовня, впервые срубленная преподобным Кириллом. «Опись строений и имущества Кирилло–Белозерского монастыря 1601 года» сообщает: «На монастыре же у Святых ворот чясовня древяна невелика, где чюдотворец Кирилл водрузил крест». Внутри часовни крест, который при архимандрите Варлааме был помещен в деревянный футляр и защищен от «истребления» верующими. Каменные сени над крестом и над часовней возвели в начале XIX в. Часовня и крест находятся на территории действующего Иоанно–Предтеченского монастыря.

http://sobory.ru/article/?object=05137

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕРАСИМ († осень 1388), еп. Коломенский (ок. 1375-1388), местоблюститель митрополичьего престола (кон. июля 1379 - весна 1381). Согласно «Сказанию о начале Владычного монастыря» (XVII в.), в 1360 г. Г. служил диаконом при Киевском митр. св. Алексии . Осенью 1363 г., будучи уже игуменом (вероятно, московского мон-ря), в качестве одного из митрополичьих послов Г. был отправлен в Н. Новгород для вызова на митрополичий суд нижегородского кн. Бориса Константиновича в связи с захватом им нижегородского княжеского стола. После отказа князя ехать на суд в Москву и вернуть княжество старшему брату вел. кн. Димитрию (Фоке) Константиновичу Г. вместе с богоявленским архим. Павлом, исполняя волю митрополита, затворил все церкви в городе. Борис Константинович был вынужден подчиниться и направил бояр на переговоры в Москву. Согласно 1-й редакции Жития прп. Сергия Радонежского, созданной Пахомием Логофетом во 2-й четв. XV в., Г. в нач. 70-х гг. XIV в. являлся архимандритом Чудова в честь Чуда арх. Михаила в Хонех муж. мон-ря . Ок. 1373 г. Г. и архим. Павел были посланы митр. Алексием к прп. Сергию, чтобы уговорить последнего вернуться в Троице-Сергиев мон-рь (ранее прп. Сергий оставил эту обитель и основал под Переяславлем Залесским киржачский в честь Благовещения Пресв. Богородицы жен. мон-рь ). Важные дипломатические функции, к-рые выполнял Г., а также тот факт, что он был поставлен архимандритом Чудова мон-ря, основанного свт. Алексием, говорят о его принадлежности к кругу особо близких к митрополиту людей. Хиротонию Г. во епископа Коломенского возглавил свт. Алексий. Время поставления Г. во епископа можно определить периодом кон. весны 1374 - ок. 1375 г. В списке рус. епископов, поставленных свт. Алексием, Г. назван вслед за Тверским владыкой Евфимием и Суздальским еп. св. Дионисием (хиротония обоих относится к весне 1374), ранее Черниговского еп. Григория (хиротонисан до 1377) и Смоленского еп. Даниила (хиротонисан ок. 1375, по П. М. Строеву ). Согласно Житию свт. Стефана Пермского, составленному Епифанием Премудрым , Г., к-рого агиограф называет «старцем многолетним и добролепным», между сер. февр. 1378 и кон. июля 1379 г. по повелению митрополичьего наместника архим. Митяя (Михаила) рукоположил во иерея ростовского иеродиак. св. Стефана . В 1379 г., когда Михаил (Митяй) уезжал на поставление в К-поль, Г., являвшийся местоблюстителем митрополичьего престола, принял в Москве св. Стефана, пожелавшего посвятить жизнь христ. просвещению языческого населения Вычегодской Перми. «Испытав» святого, Г. благословил его на миссионерскую деятельность, выдал соответствующую грамоту, а также «от мощий святыхь, и антимисы, и прочая потребная, яже суть надобна на освященье святей церкви, и святое миро, и священное масло, и ина таковая подобоключимая» ( Епифаний Премудрый. С. 74-83).

http://pravenc.ru/text/164571.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИГНАТИЙ († 1-я пол. XV в.), прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборах Вологодских и Новгородских святых), Белозерский, молчальник, мон. Кириллова Белозерского в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря . Основные сведения о святом содержатся в Житии прп. Кирилла Белозерского, созданном Пахомием Логофетом в 1462 г. И. назван в числе первых монахов, которые пришли в мон-рь при жизни его основателя прп. Кирилла (т. е. между 1390 и 1427). Ко времени поступления в число братии Кириллова Белозерского мон-ря И. уже имел опыт подвига безмолвия. В Житии И. назван «мужем совершенным и великим в добродетели». Святой отличался крайней нестяжательностью, строгим постничеством, в его молитвенное правило входило большое число земных поклонов, в продолжение 30 лет он спал стоя или чуть присев, «не лежа на ребрех». После прп. Кирилла И. был наиболее почитаемым старцем мон-ря. Однако в последующие годы, видимо, он был забыт, память подвижника не отмечена в келарских монастырских обиходниках XVI-XVII вв. Некий Игнатий упоминается в синодике Кириллова мон-ря после преподобных Кирилла, Мартиниана и Ферапонта Белозерских, Нила Сорского (РНБ. Кир.-Бел. 752/1009. Л. 1, XVI в.), но отождествить его с И. можно только гипотетически. Имя святого не встречается в святцах и в «Описании о российских святых» (сочинение известно в списках XVIII-XIX вв.). Скорее всего И. был канонизирован как местночтимый святой ок. 1831 г. в Соборе Новгородских святых (празд. подтверждено в 1981). Имя святого включено также в Собор Вологодских святых, празднование к-рому установлено в 1841 г. Ист.: Преподобные Кирилл, Ферапонт и Мартиниан Белозерские/Изд. подгот.: Г. М. Прохоров, Е. Г. Водолазкин, Е. Э. Шевченко. СПб., 1993. С. 86-87; Минея (МП). Май. Ч. 3. С. 368. Е. В. Романенко Рубрики: Ключевые слова: ГЕРМАН († ок. 1428), Дивный, Белозерский, мон. Кириллова Белозерского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря, прп. (пам. в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборах Новгородских и Вологодских святых)

http://pravenc.ru/text/293407.html

отв. ред. Д. С. Лихачев Житие Алексея митрополита Житие Алексея митрополита – памятник русской агиографии, первоначальная редакция которого датируется XIV в. Существует пять редакций Ж., из которых первоначальная – рассказ «О Алексее митрополите» – содержится в Летописце Рогожском XV в., Летописи Симеоновской XVI в. и содержалась в Летописи Троицкой 1408 г. Судя по тесной связи, тематическому (митрополичий престол), композиционному, стилистическому и лексическому родству этого рассказа с примыкающей к нему в летописи Повестью о Митяе-Михаиле, они были написаны одновременно, стало быть между 1379 и 1382 гг. Вставленный в летопись вслед за сообщением о кончине митрополита Алексея, под 6885 (1377–1378) г., рассказ «О Алексеи митрополите» представляет собой весьма суммарное и неточное описание жизни митрополита от рождения до смерти и похорон, причем акцент сделан на постепенности прохождения Алексеем всех иерархических ступеней: тем самым – по контрасту – в невыгодном свете выставляется фигура Митяя-Михаила, по воле великого князя ставшего наместником митрополичьего престола после смерти митрополита Алексея. По внешности беспристрастный и фактографичный рассказ этот, предваряющий Повесть о Митяе, и в литературном отношении являет собой как бы посредственную ступень между погодным летописным повествованием и Повестью с ее интригой и сюжетом (преступление и наказание Митяя). После того как 20 мая 1431 г., при митрополите Фотии, были обретены мощи митрополита Алексея, архимандрит, а затем епископ Пермский Питирим написал службу (стихиры и канон) митрополиту Алексею, использовав для нее как житие первоначальный летописный рассказ «О Алексеи митрополите» (Пахомий Серб, а вслед за ним Ключевский склонен был считать Питирима автором первоначального рассказа). Около 1450 г. митрополитом Ионой было установлено всецерковное празднование памяти митрополита Алексея; в связи с этим, примерно в это время, Пахомий Серб написал повесть об обретении мощей митрополита Алексея, а затем и Ж., пополнив сведения первоначального рассказа, но данными столь же неточными и хронологически спутанными, почерпнутыми из разных источников, устных и письменных, главным же образом «от самого писания архимарита Питирима» (Житие... составленное Пахомием Логофетом, с. 4–5).

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/slovar...

отв. ред. Д. С. Лихачев Иоанн (Илья), архиепископ Новгородский Иоанн (в миру Илья) (ум. 7 IX 1186 г.) – архиепископ Новгородский, автор поучений, был священником церкви св. Василия в Новгороде. 28 марта 1165 г. был поставлен новгородским епископом (с 1167 г. архиепископом). Совершил поездку по церковным делам в Киев, а в 1172 г. – во Владимир для переговоров с суздальским князем Андреем Юрьевичем Боголюбским. При И. в Новгороде было возведено много церквей. Перед смертью постригся под именем И., похоронен был в Софийском соборе в Новгороде, где в 1439 г. были открыты его мощи. Собором 1547 г. И. был канонизирован. На архиепископском престоле ему наследовал его брат Гавриил (архиепископ в 1186–1195 гг.). Сведения о И. содержатся в Летописи Новгородской первой под 1165, 1167, 1169, 1170, 1172, 1173, 1179, 1180, 1182 и 1184–1186 гг., в Сказании о битве новгородцев с суздальцами и в Житии, написанном в 70–80-х гг. XV в. Пахомием Логофетом. В Сказание и Житие вошли легендарные предания о И. как по его молитве совершилось чудо от иконы Богородицы во время осады Новгорода суздальцами в 1170 г. и о путешествии И. на бесе в Иерусалим (см.: Дмитриев Л. А. Житийные повести русского Севера как памятники литературы XIII–XVII вв. Л., 1973, с. 95–185). И. считают одним из трех иереев, обращавшихся с каноническими вопросами к епископу Нифонту (так называемое «Вопрошание Кириково»): последний раздел памятника имеет подзаголовок «Ильино». Однако высказывалось мнение, что И. не спрашивал Нифонта, а его ответы были присоединены к ответам Нифонта Кирику Новгородцу. «Вопрошание» входит в списки Кормчих книг начиная с XIII в. Там же читается каноническое разъяснение, озаглавленное «Илья архиепискуп новгородьскый исправил с Белгородскым епископом» (нач.: «Оже ся пригодить у службы любо попу, ли дьякону забыти влити вина или воды...»). Полагают, что оно было составлено во время поездки И. в Киев совместно с Белгородским епископом, временно возглавлявшим в то время митрополию. К. Калайдович высказал догадку о принадлежности И. еще двух правил, входящих в Кормчие: правила епископам (нач.: «Всею силою и всею мощью должны архиепископы...») и правила черноризцам (нач.: «Единаго воследовавше Христу иноцы...»), но для ее обоснования нет достаточных данных.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/slovar...

Перед кончиной своей (март 1461 г.) великий Московский святитель Иона желал видеть в Москве блаженного архиепископа для совета о своем преемнике и с мыслью о назначении его на эту кафедру. Смиренный архиепископ отвечал: «Я уже стар, ноги у меня слабы, не могу исполнить желания твоего, святой отец; увидимся в той жизни». Он послал только обыкновенное согласие свое на избрание того, кто признан будет за достойного Собором. Новый митрополит Феодосий прислал Новгородскому архиепископу подтверждение охранять паству от сношений с униатом Григорием. Не оставляя забот о своей пастве, святитель Иона обратил заботливую любовь свою на Отнюю пустынь. В 1462 году построил он в ней каменный храм в честь св. Предтечи и в том же храме – придел в честь св. Онуфрия. В следующем году построили там же теплый каменный храм свт. Николая с братской трапезой. Отняя пустынь усердием святителя сделалась богатым монастырем. Архиепископ Иона по обету, данному им в одну из поездок в Москву, построил в Новгороде первый на севере Руси храм в честь преподобного Сергия Радонежского (1463 г.). Заботясь о возрождении преданий новгородской церковной старины, он вызвал в Новгород известного составителя житий святых иеромонаха Пахомия Логофета, который на основании местных источников написал службы и жития наиболее известных новгородских святых и канон святителю Ионе, митрополиту Московскому, по его прославлении. К тому времени относится начало основания Соловецкого монастыря. Святитель Иона оказал большую помощь и содействие устройству обители. Преподобному Зосиме он выдал особую благословенную грамоту, по которой отдавал (вместе с мирскими властями Новгорода) во владение новой обители весь Соловецкий остров. После многих трудов святитель, чувствуя приближение своей кончины, написал духовную, завещая похоронить тело его в Отненской обители. 5 ноября 1470 года, причастившись Святых Таин, святитель отошел ко Господу. До наших дней дошло послание святителя к митрополиту Феодосию, написанное в 1464 году. Житие святителя имеется также в Великих Минеях-Четьих митрополита Макария под 5 ноября. В 1453 году после открытия мощей архиепископа Ионы было составлено слово об этом событии, принадлежащее перу инока Зиновия Отенского . Особое сказание о чудесах святителя встречается в рукописях XVII века.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Поиск Искать < 10 страниц >< 50 страниц > Аннотация «В книге излагаются результаты разысканий автора по истории русской агиографии XIV—XVI вв., касающиеся малоизученных или спорных проблем этого важного направления исследования культуры Русского Средневековья. Разделы располагаются в хронологическом порядке. Ранняя московская агиография рассматривается в Главе I. Акцент сделан на вопросах атрибуции и датировки различных редакций Жития митрополита Петра и Жития митрополита Алексия. Две главы (вторая и восьмая) посвящены сюжетам, связанным со Сказаниями о чудесах от чудотворных икон. Повесть о Темир–Аксаке является частью популярного цикла рассказов о чудесах от Владимирской иконы Божией Матери и повествует о походе завоевателя Тимура на Русь в 1395 г. Несмотря на то, что Повесть давно является предметом изучения, в научной литературе высказаны различные, порой взаимоисключающие точки зрения на происхождение редакций и их датировку. В настоящей работе с помощью стилистического анализа выявлен первоначальный вариант Повести и определен его автор, каковым оказался известный писатель–агиограф и историк Епифаний Премудрый. Памятник публикуется нами по древнейшему выявленному списку из собрания Н. П. Лихачева. Определяется происхождение также последующих редакций XV в., важнейшие из которых я атрибутирую Пахомию Логофету. В Приложении издается текст Пахомиевской редакции по Софийскому списку 1389. В исследовании идеологии Московского православного царства до сих пор недооценивалась роль агиографических сочинений. Между тем в становлении теории о мировом значении Русского государства и о Москве как центре православного мира решающее слово принадлежит агиографическому жанру. Раскрытию данного положения посвящена Глава III. Начиная с Главы IV, рассматривается региональная агиография, в изучении которой имеются еще довольно значительные пробелы. В истории тверской житийной литературы уточнить происхождение некоторых памятников удается главным образом на базе археографических открытий последнего времени.

http://pravbiblioteka.ru/book/ocherki-po...

Савино. Савво-Вишерский монастырь. Монастырь.  Утрачен.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:приблизительно 1401 - 1425. Год утраты:Не установлен. Ссылки:   Адрес: Россия, Новгородская область, Новгородский район, с. Савино Координаты: 58.547462, 31.447268 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Савво-Вишерский монастырь, получивший свое наименование от имени своего основателя Саввы, располагался на р. Вишере. Мощи преподобного почивали под спудом в Покровском приделе Вознесенского собора монастыря. После революции монастырь был закрыт, а во время Великой Отечественной войны полностью разрушен. Название «Савино» также появилось на карте после революции: так в просторечье называли монастырь, а позднее совхоз на его месте. В 90-е годы ХХ века мощи святого Саввы Вишерского были «обретены из-под спуда» и 28 марта 1995г. перенесены в  Покровский собор Зверина монастыря. В деревне Савино, на месте обретения мощей, владыка указал построить небольшую каменную церковь. Каждый месяц в ней служит клир Покровского собора. 4 сентября 2016 года в поселке Савино отметили 20-летие со дня освящения храма в честь преподобного Саввы Вишерского, расположенного на месте разрушенного Савво-Вишерского монастыря. В этот день митрополит Лев совершил в Савино Божественную литургию в сослужении духовенства. Савво-Вишерский монастырь был основан в начале XV века святителем Симеоном, архиепископом Новгородским, и преподобным Саввой Вишерским, до этого основавшим Саввин монастырь на реке Тьме в Тверской области. В часовне монастыря долгое время хранился крест, водружённый преподобным Саввой. В 1460-х годах здесь было составлено «Житие Саввы Вишерского», одним из авторов которого стал игумен монастыря Геласий. Здесь же Пахомий Логофет составил службу святому Савве. Над мощами прп. Саввы святитель Иона, архиепископ Новгородский, построил каменную церковь Покрова Богородицы. При игумене Дорофее по приказу царя Ивана Грозного была устроена в 1574 году рака прп. Савве. В 1662 году была построена каменная Вознесенская церковь (вместо прежней деревянной) и каменная церковь во имя прп. Саввы. В том же году каменная церковь Покрова, в которой хранились мощи преподобного, разрушилась, и деревянная рака была повреждена. Эта церковь была вскоре перестроена, образ возобновлён в 1668 году, а в 1670 году сооружена новая рака.

http://sobory.ru/article/?object=49882

Сортировать по Исключить новости Особое богослужение было совершено в храме, обустроенном в византийском стиле. 14 января. ПРАВМИР. В Феодоровском соборе Северной столицы совершена Божественная Литургия с элементами византийского богослужения. На службе присутствовали представители греческой общины во главе с председателем правления Общества греков Санкт-Петербурга Алексеем Дросиди. Символично, что это особое богослужение было совершено в храме, обустроенном в византийском стиле, в один из первых дней года, посвященного 1000-летию преставления Крестителя Руси — святого равноапостольного великого князя Владимира,  сообщает ИА «Вода живая» . Современный человек имеет возможность увидеть здесь внутреннее устройство храма, во многом напоминающее о временах святого князя Владимира, и услышать пение, похожее на византийское пение той эпохи. Именно таким желали видеть нижний храм создатели Феодоровского собора 100 лет назад. За богослужением пел петербургский хор византийского распева «Пахомий Логофет» под управлением Серафима Астахова. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме " class=" hh-topics-slider__arrow " > 12 июня, 2018 17 февраля, 2017 23 марта, 2024 23 марта, 2024 23 марта, 2024 23 марта, 2024 23 марта, 2024 23 марта, 2024 22 марта, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Помогите Правмиру работать в этих сложных условиях пожертвовать рублей в месяц Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/v-peterburge-sovershen...

Слово Святейшего Патриарха Кирилла на церемонии вручения диплома почетного доктора Белградского университета 14 ноября 2014 г. 23:23 14 ноября 2014 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Белградский университет, где прошла церемония вручения Его Святейшеству диплома доктора honoris causa. Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся со словом. Ваше Святейшество! Уважаемый господин ректор! Уважаемые члены профессорско-преподавательской корпорации, дорогие студенты! Сердечно всех вас приветствую и благодарю за оказанную честь — присуждение почетной докторской степени ведущего высшего учебного заведения Сербии. Белградский университет является старейшим и крупнейшим высшим учебным заведением в стране. За более чем 200 лет своего существования он стал alma mater для многих выдающихся государственных, церковных и общественных деятелей. И для меня особенно ценно получить этот знак признания в Сербии — стране, столь дорогой для сердца каждого русского человека. История взаимоотношений между сербским и русским народами насчитывает несколько столетий. Наши страны издавна связывают прочные узы братской любви, единая православная вера и общие духовно-нравственные ценности. Свидетельств этой дружбы мы найдем немало, если заглянем в историю. Так, основатель Сербской Церкви святитель Савва, принявший монашеский постриг в Старом Русике на Афоне, перевел Кормчую книгу на церковнославянский язык. Этим переводом Русская Православная Церковь пользовалась в течение нескольких столетий. Кормчая книга — это свод законов и правил, которыми руководствуется  Православная Церковь в своей внутренней жизни. Можно представить какое огромное влияние славянский перевод Кормчей книги оказал на культурную и духовную жизнь всего русского народа. В XIII-XV веках, когда Русь находилась под татаро-монгольским игом, сербские правители поддерживали русский монастырь в честь великомученика и целителя Пантелеимона на Афоне. Сербские духовные просветители Григорий Цамблак и Пахомий Логофет (известный также как Пахомий Серб) внесли огромный вклад в становление русского летописного жанра, агиографии, исправление богослужебных книг и церковных обрядов.

http://patriarchia.ru/db/text/3840581.ht...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010