Два этих факта (поминовение Гитлера в Берлинской епархии и благодарственный адрес митрополита Анастасия) до сих пор остаются предметами нареканий в адрес митрополита Анастасия. При этом не учитывается, что формула поминовения и благодарственное послание составлялись еще до «хрустальной ночи» (ноябрь 1938 г.), после которой сущность гитлеровского режима стала очевидна, и более чем за год до начала Второй мировой войны. Поскольку Гитлера преступником еще никто не считал, неудивительно, что никаких нареканий в адрес митрополита Анастасия в те годы не последовало ни от одной из Поместных Церквей. На освящении Воскресенского собора присутствовали представители Сербской и Болгарской Церквей. А Антиохийский Патриарх Александр III, и глава Элладской Церкви архиепископ Хризостом в своих грамотах митрополиту Анастасию выразили свою радость по поводу помощи «великого германского правительства» . Архимандрит Антоний (Синькевич) Архимандрит (впоследствии архиепископ) Антоний (Синькевич), оправдывая впоследствии митрополита Анастасия, писал: если московская церковная власть считала германскую власть столь преступной, то почему она не осудила свое правительство за союз с Гитлером в 1939 году? Такую же мысль высказал в 1946 г. и архиепископ Леонтий (Туркевич), будущий глава Североамериканской митрополии: «Что же касается письма Вл[адыки] М[итрополита] Анастасия, благодарственного за постройку храма в Берлине, то если ему ставить это в вину, то почему не ставить в вину Иосифу Виссарионовичу за его сношения с наци в те же самые годы? Должно быть одинаковое суждение. И кроме того, все это было ПЕРЕД ВОЙНОЮ» . Параллельно с этим во второй половине 1930-х гг. наблюдается и растущее недоверие руководства РПЦЗ к нацистскому режиму. В 1936 г. на Свято-Владимирском торжестве в Белграде митрополит Анастасий сказал, что фашизм не может быть русским идеалом, так как подавляет свободу человека, без которой немыслимо православное государство . Недовольство идеологией национал-социализма сквозило и в выступлениях делегатов Второго Всезарубежного Собора в 1938 г. В Русской Зарубежной Церкви освобождение России от коммунистического режима в тот период связывали с другими идеями, и прежде всего с идеей монархической.

http://pravoslavie.ru/108286.html

День открытия в Кливленде VI конвенции Русского православного кафолического общества взаимопомощи. «В Неделю 15–28 Мая рано Владыка, в сослужению 4-х священников, торжественно отправил в Кливландской церкви, котра временно помещается в одной из великих гал Бурсы, Божественную Литургию. Подчас ей к массе собравшогося народа удались с добрыми казаньями иеромонах Арсений и свящ. В. Туркевич, а в конце прекрасно поучал людей и сам Владыка, показавший им велику и ревностну працю Об-ва за 10 минувших лет и призывавший их и дальше с таким же рвением и успехом ширити и розвивати на Амер. Руси Православие и великии, славный заветы русской народности и братской благотворительной взаимопомощи. Все делегаты бр-в стояли с запаленными свечками в руках, а громадна парафиальна школа и бурсаки, под проводом свого учителя г. Черепнина 766 , радовали собравшихся прекрасным чтением и спевом. В конце Литургии всему Об-ву и делегатам было возглашено многолетие, а по выходе из церкви Кливландская парафия приймала Владыку, духовенство и делегатов прекрасным обедом» 767 . В 16 ч. делегаты конвенции собрались в зале Кливлендской бурсы, чтобы в присутствии архипастыря избрать «урядников» для руководства съездом: председателя иером. Арсения (Чаговцова), вице-председателя Николая Иванцо, секретаря о. Владимира Александрова и помощника секретаря Василия Блишака. Также были оглашены письма и телеграммы с разными пожеланиями Обществу взаимопомощи. 16/29 мая 1905 г. Рабочие заседания VI конвенции начались в понедельник. «В это утро, по прекрасному обычаю, принятому в нашей организации, была назначена панихида по умершим в промежуток между предыдущим и настоящим съездом членам Общества и их женам. Одна часть духовенства, возглавленная Архипастырем, совершала моление, другая составила умилительный хор. Отсюда все проследовали в зал заседаний, где, после молитвы, Владыка утвердил в должностях выбранных накануне чиновников съезда и затем, в кратком отеческом слове, призвал всех делегатов к дружной общей работе на пользу нашего Общества, к мирному обсуждению наилучших мер к его преуспеянию.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

17 февраля/2 марта 1907 г. В субботу Тихон приехал из Нью-Йорка в Мэйфилд. 18 февраля/3 марта 1907 г. После литургии 942 и трапезы начала работу VII конвенция Русского православного кафолического общества взаимопомощи в Соединенных Штатах Северной Америки. «Торжественно открытая Почетным Председателем Общества Конвенция отбылась в Майфильдской церковной школе, под председательством свящ. Венедикта Туркевича» 943 . 20 февраля/5 марта 1907 г. Вторник мясопустной седмицы был отмечен выдающимся событием в жизни Североамериканской епархии – состоялось открытие первого Всеамериканского Церковного Собора. «Нельзя сказать, чтобы первый Собор Северо-Американской Православной Церкви состоялся при благоприятных обстоятельствах. Дело в том, что чуть ли не за неделю пред днем, назначенным для открытия собора, пришла из России весть о переводе Высокопреосвященнейшего Архиепископа Тихона на новую кафедру, в Ярославль. Перевод состоялся от 25 Января, и т.о. указом этим фактически отнимались у нашего Архипастыря права хозяина Епархии и право действования по собственной ответственности. Между тем, в Соборных совещаниях намечались вопросы важные, требовавшие от Архипастыря полных прав предстоятельства в епархии... Указ о переводе поставил комитет предсоборный в затруднение, как быть: не сообщить ли избранным на Собор делегатам о неблаговременности Собора и не отложить ли его до неопределенного времени. В этом затруднительном положении Духовное Правление обратилось с телеграфным докладом к Преосвященнейшему Иннокентию, Епископу Аляскинскому, на которого возложено Св. Синодом временное управление Епархией 944 , и от Его Преосвященства получило ответ в утвердительном смысле: «Собору быть, во всем испрашивать инструкций от Владыки Тихона». Однако, даже при этом соизволении Правящего епархией Архиерея, постановления Собора не могли уже иметь характера положительности и должны были принять характер подготовительных работ, при совместных и равноправных голосах духовенства и мирян. Но лучше что-нибудь, чем ничего. И так как назначенная одновременно Конвенция Православного Общества Взаимопомощи давала возможность дарового проезда на Собор большинству мирян-делегатов и многим священникам, то Собор и состоялся.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

14/26 ноября 1898 г. Еп. Тихон служил литургию в академической церкви Двунадесяти апостолов, т.к. «много собралось ставленников» 19 . 15/27 ноября 1898 г. В воскресенье Тихон отправил литургию в Александро-Невской лавре и в восемь часов вечера выехал из столицы поездом «Петербург – Берлин». «Проводить преосв. миссионера собрались на вокзал варшавской жел. дороги как друзья и почитатели владыки, так и высокопоставленные лица, среди которых были товарищ обер-прокурора Св. Синода В.К. Саблер и директор хозяйственного управления при Св. Синоде П.И. Остроумов. От лица духовной академии прибыли проводить его преосвященство несколько профессоров ( И.С. Пальмов , П.Н. Жукович и А.П. Рождественский), редактор академических изданий А.П. Лопухин , сам некогда трудившийся на поприще нашей американской миссии, а также десятка два студентов, частью учеников преосв. Тихона по его служению в холмской семинарии и частью его земляков. Были и представители столичного духовенства – прот. И. И. Попов и др. ...С владыкой отправилась свита из нескольких лиц, в том числе г. Грот-Туркевич, псаломщик при русской церкви в Нью-Йорке, г. Гривский, регент хора в Сан-Франциско, и г. Беллавин (брат преосвященного владыки) в качестве секретаря при преосв. Тихоне» 20 . 17/29 ноября 1898 г. Воспользовавшись шестичасовой остановкой в Берлине, Тихон осмотрел Князь-Владимирскую посольскую церковь 21 и нанес визит российскому послу фон дер Остен-Сакену Н.Д. В час дня владыка, напутствуемый прот. Алексием Мальцевым, свящ. Василием Гёкеном 22 и диак. Николаем Писаревским , отбыл из Берлина в Париж. 18/30 ноября – 20 ноября/2 декабря 1898 г. «Встреченный на вокзале протоиереем Рождественским 23 преосвященный вместе с ним отправился в отведенное ему в церковном доме помещение. В Париже владыка пробыл три дня, употребив это время на необходимые визиты, на осмотр русской церкви и знакомство с городом, а в последний день своего пребывания здесь, накануне праздника Введения во храм Пресвятыя Богородицы, совершил в русском храме в сослужении местного духовенства всенощную, привлекшую очень много народа» 24 .

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

И Бог помог. И, верим, Бог поможет, – во время, Ему приятное, Ему угодное. Ибо Его волею “и пленяются ратники и проходится послушание”» 633 . 1/14 февраля 1904 г. В неделю мясопустную преосвящ. Алеутский совершил в Нью-Йоркском соборе молебен о ниспослании победы русскому воинству. 7/20 февраля 1904 г. В субботу сырную Тихон и Зотиков И.И. приехали из Нью-Йорка в Бриджпорт. На всенощном бдении в Свято-Духовской церкви Его Преосвященство изволил выйти на полиелей, также совершил елеопомазание собравшихся христиан. 8/21 февраля 1904 г. «...в Неделю Владыка совершал Литургию в сослужению священников И. Зотикова, И. Клопотовского, Ф. Букетова и В. Туркевича. На Литургию приехали из Нью-Йорка русский генер. консул Н.Н. Лодыженский и вицеконсул гр. И. Тизенгаузен. Владыка поучал народ, в массе наполнявший церковь , о прощению обид. Литургия закончилась благодарственным молебном Господу Богу, охранившему наше праве дело в недавном процессе за землю и церковь . После обеда Бриджп. хор в полном составе явился в приходский дом и проспевал тут многолетие Владыце и гостям и много русских песен, блестяще показавши, яки велики успехи зробил он, благодаря усердию своего регента, местного псаломщика г. А. Трофимовича. От Преосвященного и от гостей хор получил благодарность, поощрение и подарунки на гостинце детям. О 5 г. вечера Преосвященный отслужил еще и вечерню. Кроме поименованного духовенства в ней приймал участие еще о. Птоломей Тимченко из Нью-Британ, Конн. При конце вечерни, после обряда прощания, предписанного уставом при начале поста, сколька слов к народу сказал о. Настоятель церкви. Коло 10 г. вечера Владыка, провожаемый духовенством и массою прихожан, проспевавших ему «ис полла эти деспота» и многолетие, отъехал в Нью-Йорк» 634 . 15/28 февраля 1904 г. В неделю Православия архипастырь рукоположил диак. Михаила Поточного во пресвитера к Трехсвятительской церкви Стритора 635 . 16/29 февраля 1904 г. Скончавшаяся с субботы на воскресенье Варвара Николаевна Мак-Гахан – журналистка, прихожанка Николаевского собора – была отпета владыкой: «Отпевание совершал преосвященный Тихон, епископ Алеутский и Аляскинский 636 , в сослужении соборного духовенства и в присутствии сына покойной и собравшихся русских и американских её почитателей.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

В 20 30 в Петропавловской церкви Буффало еп. Тихон, свящ. Виктор Степанов и протодиак. Петр Попов отправили молебное пение апостолам Петру и Павлу. После молебна владыка сказал проповедь , в которой вкратце изложил житие первоверховных апостолов и призвал подражать ученикам Господа в их вере и терпении. 7/19 мая 1899 г. Его Преосвященство в гостинице обсудил с кураторами потребности Буффальской церкви; затем осмотрел Ниагарский водопад; в 22 50 уехал из Буффало в Аллегени для открытия там III конвенции 80 Православного общества взаимопомощи и ежегодного съезда духовенства Нью-Йоркского благочиния североамериканской епархии. 8/20 мая 1899 г. В 7 15 утра еп. Тихона, свящ. Виктора Степанова и протодиак. Петра Попова на вокзале в Питсбурге встретили свящ. Иоанн Недзельницкий, свящ. Александр Хотовицкий, иером. Птоломей (Тимченко) из Анзонии 81 , диак. Владимир Кальнев и псаломщик Нью-Йоркской церкви Венедикт Туркевич. В карете, запряженной четверкой белых лошадей, преосвященный направился к церковному дому в Аллегени. Там после завтрака епископ работал с документами, затем побывал в приходской школе. Вечером в Александро-Невском храме Тихон служил всенощную под праздник перенесения мощей Николая Чудотворца в Бар-град. «При входе Владыки в церковь о. Недзельницкий обратился к нему с приветственной речью, в которой, поздравляя его с благополучным приездом, благодарил от лица прихожан за доставленное им счастье уже во второй раз принимать его у себя, а от лица всего духовенства и делегатов братств – за желание своим личным присутствием осчастливить Съезд и Конвенцию их. Преосвященный отвечал на эту речь благодарностию и пожеланием, чтобы пришествие его было «в мире» и мир принесло. Народу в церкви было очень много. Пел смешанный хор из учеников школы и местных прихожан под управлением организовавшего его местного диакона о. В.Кальнева» 82 . 9/21 мая 1899 г. В неделю четвертую по Пасхе в Александро-Невской церкви Аллегени епископ отправил литургию вместе с шестью священниками и протодиаконом.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Патриарх Тихон через несколько дней после беседы с Колтоном был арестован. Прот. Ф. Пашковский в том же 1922 г. приехал в Ср. Карловцы, где ознакомил митр. Антония со словесным согласием патриарха на временное назначение митр. Платона в Сев. Америку. 22 авг./5 сент. 1922 г. Архиерейский Синод постановил: «В виду выраженного Святейшим Тихоном, Патриархом Московским и всея России, воли о том, чтобы управление Северо-Американской епархией временно принял на себя митрополит Херсонский и Одесский Платон, сообщенной в рапорте прибывшего из Москвы протоиерея Ф. Пашковского, от 1/14 июля 1922 г. за и в виду согласия Архиепископа Александра на передачу временно управления Епархией митр. Платону – считать м. Платона временно управляющим Сев. Американской епархией». 30 сентября 1923 г. в «Американском Православном Вестнике» был опубликован указ патриарха Тихона от 29 сентября – за 41 об освобождении митр. Платона от управления Херсоно-Одесской епархией и назначении управляющим Сев. Американской епархией. В 1925 г. Высший Суд Штата Нью-Йорк, рассматривавший дело Ивана Кедровского и митр. Платона, в заседании 25 ноября, отказался признать подлинность этого акта. Указ получен был из Москвы …на следующий день после его подписания. Патр. Тихон постановлением 16 янв, 1924 г. за 28 уволил митр. Платона с вызовом в Москву. Видели мы из изложенного, что Патриарх Тихон в деле назначения митр. Платона проявил нарочитую осторожность. Он ограничился выражением своей как бы рекомендации тому органу, который в его глазах был очевидно вполне компетентным для руководства заграничными делами Церкви – Собору зарубежных епископов. Позднее появился другой документ, носивший, напротив, уже характер формального приказа – «указ» 1923 г., подписанный 29 сентября в Москве, присланный, по свидетельству прот. Леонида Туркевича на Детройтском собрании, почтой и, однако, успевший 30 сентября быть опубликованным в Нью-Йорке! Этим «указом» митр. Платон назначался Патриархом управляющим американской епархией – как бы на «живое место», т. н. архиеп. Александр (Немоловский) формально смещен не был. Сомнений, однако, в действительности этого указа сразу не возникло, и он был принят, как таковой и Архиерейским Синодом. Когда же в 1925 г. он был предъявлен при разбирательстве дела Кедровского, то американский суд отказался с ним считаться, объявив его подложным. Вот что писал по этому поводу 2/15 июля 1927 г. Русский Императорский консул в Сиэттле, Н. Богоявленский, епископу Аполлинарию, с которым находился в деловой переписке:

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Вечный покой тебе, ангельская душа! Была Женя при жизни любимицей нашей небольшой миссионерской семьи и умерла, провожаемая молитвою Архипастыря и пастырей. Несколько позже совершена была вечерня по уставу. Приезжавшие отбыли восвояси, а Владыка провел ночь во святой обители» 852 . 9/22 декабря 1905 г. Помолившись во временной церкви на полунощнице с утреней и простившись с монастырской братией, владыка Тихон (со спутниками) отъехал в Нью-Йорк, куда прибыл часа в четыре дня. 10/23 декабря 1905 г. В субботу архиеп. Тихон, свящ. Илия Зотиков, свящ. Нафанаил Ирвайн, диак. Александр Кальнев в сопровождении генконсула Лодыженского Н.Н. приехали по железной дороге в Анзонию. Гости встречены были на вокзале настоятелем Анзонийского прихода Феофаном Букетовым, иером. Птоломеем (Тимченко) и свящ. Венедиктом Туркевичем. На всенощном бдении в Трехсвятительском храме Его Высокопреосвященство изволил выходить на литию и полиелей, также помазывал верующих освященным им маслом. 11/24 декабря 1905 г. В неделю праотец архиеп. Тихон освятил полным чином Анзонийскую церковь в честь вселенских учителей Василия Великого , Григория Богослова и Иоанна Златоустог о. «Чин освящения храма Владыка закончил учительным словом, в котором, поздравляя анзонийцев с давно жданным торжеством, достойно завершившим их твердость в вере и неусыпные старания о Божием деле, напомнил им о необходимости не оставлять их и впредь и в житии своем всячески подражать ревности по вере и благочестию Свв. Триех Святителей, имени которых их храм посвящен 853 . За литургией, последовавшей непосредственно за освящением храма, после евангелия поучал народ, выясняя притчу о званых на вечерю, о. В. Туркевич, а после запричастного стиха обратился к нему с поучением на английском языке о. Ирвин, высказавший, что он, как американский гражданин, должен отдать высокую и вполне заслуженную честь русским православным эмигрантам, проявляющим такое похвальное усердие к храму и такую ревность по вере, такое благочестие в обстановке очень затруднительной и неблагоприятной; с этой стороны они весьма и весьма отрадное явление в этой стране «всемогущего доллара», и каждый от души должен пожелать им успеха в этой проповеди здесь делом того, что «едино на потребу».

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

XII. а) Прошение студента III курса Михаила Смирнова от 17-го сентября сего года: «Страдая в течение года общим нервным расстройством, я намерен был оставить Академию и 7 сентября подал прошение об увольнении, но в настоящее время пользующие меня врачи находят возможным для меня докончить образование в Академии. Посему честь имею покорнейше просить Совет Академии дозволить мне подать семестровые сочинения и проповедь, почти оконченные мною в летние каникулы, к 1-му октября сего года». б) Заявление о. Ректора Академии о том, что студент Михаил Смирнов на поданных им 30 сентября письменных работах получил следующие баллы: по Священному Писанию Нового Завета 3½, церковной археологии и литургике 3+, русской церковной истории 3 и проповеди 4. Справка : 1) Студент Михаил Смирнов устные испытания сдал своевременно и получил на них очень хорошие и весьма хорошие отметки. 2) По § 81 лит. а. п. 5 устава духовных академий перевод студентов из курса в курс значится в числе дел, окончательно решаемых самим Советом Академии. Определили : Студента III курса Михаила Смирнова, получившего на устных и письменных испытаниях вполне удовлетворительные баллы, перевести в следующий курс и дать соответствующее его успехам и поведению место в списке. XIII. Собственноручные показания студентов I курса о желании их изучать предметы первой и второй группы, один из —293— древних и новых языков и слушать лекции по естественно-научной апологетике. По сим показаниям изъяснили желание слушать: предметы первой группы: из языков: 1. Багрецов Леонид немец. Бачалдин Иван франц. Булгаков Дмитрий Белавенцев Семен Горчуков Мирон Державин Николай Доброленский Павел 10. Казаков Павел франц. Кедров Василий Крылов Сергей Луговский Александр Пискарев Александр франц. Самойлов Василий франц. Сахаров Иван 20. Светлов Анатолий Славский Александр Смирнов Сергей Соколовский Николай Спасоевич Янко франц. 25. Сперанский Яков Стеблев Михаил Туркевич Венедикт Ухтомский Алексей Шамие Александр франц. 30. Шелютто Михаил Шиянов Евгений 32.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Громогласное многолетие, возглашенное соборным диаконом А. Кальневым Высокопреосвященнейшему Тихону, Архиепископу Ярославскому и Ростовскому, потрясло своды храма. Владыка ответствовал возглашением многолетия всему освященному собору, братствам и прихожанам храма и всем православным христианам. Приложившись ко кресту, богомольцы вместе с Архипастырем прошли в зал под церковью, где те же вышеупомянутые братства в честь Владыки устроили чай, с печеньями и фруктами. Владыка был встречен входным «Достойно», и тут же благословил каждого из присутствующих крестиками, на память. Отпив чаю, гости попросили Архипастыря сняться со всеми в общей группе, на что Владыка и изъявил полное согласие. Собрание носило характер непринужденной, растворенной тихой грустью беседы – братского свидания. Таково было прощание Нью-Йоркского прихода со своим любимым, дорогим и незабвенным Архипастырем» 956 . § 5. Отъезд святит. Тихона в Россию «В воскресенье 11/24 Марта Его Высокопреосвященство, Высокопреосвященнейший Архиепископ Тихон в последний раз совершал Божественную литургию в Нью-Йоркском Кафедральном Соборе. В алтаре присутствовал Преосвященнейший Епископ Иннокентий. Сослужили Владыке, кроме кафедрального причта, Архимандрит Феоклит и члены Духовного Правления: свящ. В. Туркевич из Юнкерса и свящ. П. Попов из Пассайка, нарочито прибывшие в этот день в Нью-Йорк. После причастна Высокопреосвященнейший Архипастырь обратился к народу с трогательным прощальным словом. Когда раздались его слова: «Прости и ты, кафедральный храм... Прости и ты, Американская страна... Прости, моя паства!» 957 – защемило в сердце, замелькали в церкви белые платки, смахивая искреннюю слезу печали... Ответом на это прощание Владыки было краткое слово, сказанное о. Хотовицким от имени духовенства и паствы Американской. На долю Нью-Йорка выпало печальное счастье насладиться лицезрением своего Архипастыря до последних минут его здесь пребывания... На долю Нью-Йорка выпадает и печальная честь – сказать последнее «прости» своему Святителю. Еще несколько дней, и Архипастыря отделит от его паствы множество вод, и иная церковь вверена будет его попечению. «Примите же, Владыко Святый, этот небольшой дар от Ваших духовных американских чад – книгу служений Архиерейских... Какую бы церковь ни возглавило Вами Святое Провидение, где бы ни случилось святительствовать Вам, эта книга всегда явится вещественным напоминанием о близкой когда-то Вашему сердцу пастве Американской. И, принося безкровную Жертву в храмах нашей дорогой родины, взглянете Вы на эту книгу, и мысль Ваша возвратится в наши пределы, и сердце Ваше обнимет нас прежней святою любовью, и в молитвенное поминовение включите Вы и наши недостойные имена... И самые далекие пространства будут побеждены этой духовною связью»...

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010