«Всесильный и непостижимый, пресущественный Бог наш славимый в трех лицах, иже создал всю тварь видимую и невидимую, последи же и человека сотвори по образу своему и по подобию, по образу разумна душой, по подобию же, поелико мощно подражаемому ему; той же и ныне благоволив просветить сердечные очи православному и благочестивому государю царю и великому князю Алексею Михаиловичу всея Руси самодержцу произвести велие дело и сотворити по духовному совету с нами, со мною патриархом Иосифом и со всем освященным собором, что первопрестольнику и первому по благодати святого Духа святейшему великому господину Иову патриарху москов­скому и всея Руси принесену быти ему в царетвущий град Москву на свое первенство и положитися пречесному гробу его в церкви пречистыя Богородицы честного ея успения, идеже прежнти святители положены. И я смиренный Иосиф патриарху по повелению государя царя и великого князя Алексея Михаиловича всея Руси послав от освященного собора преосвященнаго Варлаама митрополита ростовского и с прочими освященными по честные его мощи, написал убо и моление ему сице: Христову рачителю и богословии божественной изрядному проповеднику, всякою словесною сдадостью украшенному, побор­нику и заступнику истинного православия, преизящному в божественных догматах, освященному и избранному от боже­ственной благодати пастырю и учителю, всечестному первейшему святителю, кир отцем отцу, святейшему Иову патриарху московскому и всея Руси. По благодати святаго и животвярящего Духа Иосиф патриарх и еже о нем божественный свя­щенный собор молим тя, боголюбезный учителю, сладчайший боголюбезных сосуд воспитания, ты преж мене пастырю и ныне пастырь, твоя суть моя овца, ота тебе бо сам начало бысть и еже по тебе пастыри, ныне убо время твоего возвращенья на свое отечество; покажи нам лицо свое, и слышан сотвори глас свой, приими свое утверженье, даруй себе желающим тя, приди с миром во свояси, и своя ти с любовью примут тя.» 2. Видение патриарха Никона в Воскресенском монастыре в 1660 году 2

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolaev...

В Успенском соборе Московского Кремля Святейший Патриарх Алексий возглавил благодарственный молебен Первосвятителям Московским Москва, 19 ноября 2007 г. 19 ноября в Успенском Патриаршем соборе Московского Кремля Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II возглавил благодарственный молебен Первосвятителям Московским: свв. Петру, Алексию, Ионе, Макарию, Филиппу, Иову, Ермогену и Тихону.   Затем была совершена заупокойная лития «О всех в Бозе почивших Предстоятелях Российской Церкви», сообщает Седмица.Ru.   Во время богослужения Святейший Патриарх Алексий молился на историческом Патриаршем месте, в правой части собора, где в древности стоял посох святителя Петра.   На богослужении присутствовали иерархи Русской Православной Церкви, представители Поместных Православных Церквей и другие участники торжеств, посвященных 90-летию восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви.   По окончании литии Святейший Патриарх Алексий обратился ко всем присутствующим с Первосвятительским словом.   Затем Предстоятель Русской Православной Церкви и все участники богослужения поклонились честным мощам Первосвятителей Московских, которые покоятся в Успенском соборе.   Слово Святейшего Патриарха Алексия после молебна в Успенском Соборе Кремля   Ваши Высокопреосвященства, Ваши Преосвященства, всечестные отцы, дорогие матушки игумении, братья и сестры!   Сегодня мы возносили молитвы ко Господу Вседержителю в центральном храме нашего Первопрестольного града Успенском соборе Московского кремля.   Здесь, на протяжении почти четырех столетий находили себе упокоение Предстоятели нашей Церкви, поэтому под сенью этого древнего собора, уповая на милость Божию, Пресвятой Богородицы и предстательством Первосвятителей Московских, трудившихся на ниве Господней, почивающих мощами в этом святом месте, духом же предстоящих у Престола Вседержителя, испрашивали мы Церкви и народу Божию мира, благоденствия, тихого и безмолвного жития, «во всяком благочестии и чистоте».   Нынешнее торжественное молебное пение связано со знаменательным юбилеем в истории Русской Православной Церкви: девяностолетием восстановления патриаршего престола. Это событие состоялось на Поместном Соборе 1917 года и было связано, в первую очередь, именем святителя и исповедника Патриарха Тихона, а также с именами многих других святых XX века: священномучеников Владимира, митрополита Киевского, Вениамина, митрополита Петроградского, Петра, митрополита Крутицкого, Митрофана, епископа Астраханского, святителя Иллариона, архиепископа Верейского.

http://pravoslavie.ru/24904.html

Иов, Патриарх Московский и всея Руси Дата смерти: 19 июня 1607 г. Дата хиротонии: 1581 г. Страна: Россия Биография: Будущий Патриарх Иов (мирское имя — Иван (Иоанн)) происходил из посадских людей города Старицы Тверской губернии. Родился во второй половине 20-х гг. XVI столетия. Обучался в школе при Старицком Успенском монастыре, где в 1550-х гг. был пострижен в монашество с именем Иов в честь Иова Многострадального. Впоследствии стал настоятелем старицкой обители: 6 мая 1569 г. царь Иоанн IV Васильевич дал жалованную грамоту Иову как архимандриту Успенского монастыря. В 1571 г. архимандрит Иов был назначен настоятелем Симонова Нового московского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря. Как настоятель одного из важнейших монастырей того времени принимал участие в делах Русской Церкви и государства, участвовал в церковных Соборах. В 1575 г. стал архимандритом  Новоспасского монастыря  в Москве. В 1581 г. состоялась хиротония архимандрита Иова во епископа Коломенского, богослужение возглавил митрополит Московский Дионисий. С середины 1580-х гг. — близкий сподвижник Бориса Годунова; в 1586 г. переведен на Ростовскую архиепископскую кафедру, при содействии царя собором епископов 11 декабря 1586 г. возведен в митрополиты Московские. В 1588 г. в Москву прибыл Константинопольский Патриарх Иеремия II, в ходе его визита царь вновь поднял вопрос об учреждении в России Патриаршества (русские власти начали обсуждение этой темы летом 1586 г., во время посещения Москвы Патриархом Антиохийским Иоакимом VI). 26 января 1589 г. при участии Патриарха Иеремии II состоялось возведение митрополита Иова на Патриарший престол. Главной целью деятельности Патриарха Иова было укрепление в стране Православия и Русской Церкви, проявлял заботу об укреплении дисциплины духовенства. По инициативе святителя были проведены преобразования, в результате которых архиепископии были преобразованы в митрополии — Новгородскую, Казанскую, Ростовскую и Крутицкую; другие епархии стали архиепископиями — Вологодской, Суздальской, Смоленской, Рязанской, Тверской; были учреждены новые епархии, основано более десятка монастырей. Личные средства и богатые царские подарки Патриарх Иов употреблял на милостыню и строительство храмов.

http://patriarchia.ru/en/db/text/5198583...

X. Дела внутренние В делах внутренних видимый успех сопутствовал всем начинаниям царя Бориса. Ещё в царствование Феодора Иоанновича он явил себя опытным и деятельным правителем. Сам вступив на престол, он продолжал прежнее мудрое правление. Современник Бориса, строгий к нему, говорит, однако, об его царствовании: „Царь Борис о всяком благочестии и о исправлении всех нужных царству вещей зело печашеся, по словеси же своему о бедных и о нищих промышляше, и милость к таковым велика от него бываше; злых же людей люто изгубляше, и таковых ради строений всенародных всем любезен бысть“. И действительно, царь Борис много потрудился над поддержанием благочестия, гражданского порядка и правосудия, много заботился о бедных и вообще о низших классах населения. Он сокращал число кабаков, вновь дозволил некоторые случаи перехода крестьян от одного помещика к другому, строго наказывал воров и разбойников. В 1599 году царь Борис возобновил патриарху Иову ветхую грамоту Грозного, данную митрополиту Афанасию, и переписал её на своё имя. В ней царь подтвердил, что духовенство патриарших монастырей и все люди, служащие ему и живущие на его землях и землях его монастырей, подлежат только его патриаршему суду, исключая душегубство, и крестьяне патриаршие и его монастырей освобождены от разных повинностей. В том же году жители Вятского города Слободского били челом, что у них много людей желают постричься, но нет монастыря, а которые уже постриглись, то волочатся без пристроя между дворов, отца духовного у них близко нет, и они помирают без покаяния и причащения; есть монастырь Успенский в Хлынове, но далеко, да посадским людям и волостным крестьянам постригаться в нём трудно: архимандрит и старцы просят много вкладу, по десяти, пятнадцати и двадцати рублей, с убогого человека меньше десяти рублей не берут; а кому случится постричься у себя на подворье, то они без пяти рублей не постригут. Поэтому слобожане просили, чтобы патриарх позволил им построить монастырь у себя в городе, а строителя они уже выбрали. Патриарх согласился. В Верхотурье построил монастырь монах Иона по своему обещанию. В 1604 году патриарший тиун 4 обратил внимание патриарха Иова на бесчинства, замечавшиеся в среде духовенства, и доносил, что в нарушение прежнего наказа старосты и десятские поповские в поповскую избу не приходят, попов и дьяконов от бесчиния не унимают; безместные попы и дьяконы в поповскую избу не ходят и пред литургией правила не правят, садятся у Фроловского моста и бесчинства делают большие, бранятся скаредно, а иные играют, борются и на кулачки бьются; а которые нанимаются обедни служить, те идут в церковь , не простившись с теми из своих братий, с которыми бранились; служат обедни не во время рано, без часов; приезжие попы ему, тиуну, ставленных грамот своих не кажут, его не слушают, бранят и позорят. Патриарх подтвердил прежний наказ поповским старостам.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Georg...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕЛАСИЙ († 26.09.1601, Москва), митр. Сарский и Подонский (Крутицкий). Хиротонисан во епископа Сарского в нояб. 1586 г. Приводимая архим. Амвросием (Орнатским) дата хиротонии - 1583 г. (ИРИ. Ч. 1. С. 236) - неверна. В 1583 г. Крутицкую кафедру занимал архиеп. Варлаам (Пушкин), выступивший вместе с князьями Шуйскими и митр. Дионисием против влияния Бориса Феодоровича Годунова на царя Феодора Иоанновича . После выступления и митр. Дионисий, и архиеп. Варлаам в окт. 1586 г. были удалены с кафедр. Московским митрополитом вскоре был поставлен свт. Иов (впосл. патриарх Московский и всея Руси), Крутицкую кафедру занял Г., по-видимому принадлежавший к окружению нового митрополита. Г. участвовал в Соборе, на к-ром был избран 1-й Всероссийский патриарх, 26 янв. 1589 г.- в интронизации патриарха Иова. В связи с учреждением Патриаршества была преобразована структура РПЦ, в к-рой появились митрополичьи кафедры. При этом было определено: «Быть митрополиту близ царствующаго града Москвы на Крутицах», в мае 1589 г. Г. был возведен в сан митрополита («на Крутицах первой митрополит Галасей»). В мае 1591 г. Г. вместе с кн. В. И. Шуйским (впосл. царь Василий Иоаннович ) был направлен в Углич для расследования обстоятельств гибели блгв. царевича Димитрия Иоанновича . Г. совершил отпевание и погребение царевича в Угличе. По возвращении в Москву Крутицкий митрополит представил патриарху Иову с Собором рус. иерархов доклад и челобитную угличского городового приказчика Р. Ракова, обвинившего бояр Нагих в злоумышлениях в связи с гибелью царевича. В «сказке», составленной самим Г., отмечено, что перед отъездом комиссии из Углича царица Мария Феодоровна Нагая, призвав его к себе, просила о царской милости по отношению к Нагим. Представленные челобитные и «сказка» Г. повлияли на исход разбирательства. Патриарх Иов и освященный Собор, «слушав Углицкаго дела и сказку» Г., пришли к убеждению, что имела место «измена явная» бояр Нагих и угличан - посадских людей, царевичу же «смерть учинилась Божьим судом». В 1598 г. Г. участвовал в царском венчании Бориса Годунова.

http://pravenc.ru/text/161943.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АФАНАСИЙ (Андрей; † до 1575), митр. Московский и всея Руси. Род. в Переславле-Залесском, был женат, служил священником; его духовным отцом был прп. Даниил Переяславский († 1540), предсказавший, что Андрей будет духовником московского государя. В 1550 г. Андрей стал протопопом Благовещенского собора Московского Кремля и духовником царя Иоанна IV Васильевича Грозного . В 1552 г. во время казанского похода сопровождал Иоанна Грозного и совершал богослужения о даровании победы рус. оружию. На пути в Казань, во Владимире, получил исцеление у мощей св. блгв. кн. Александра Ярославича Невского . После взятия Казани участвовал в закладке ц. в честь Благовещения. В 1553 г. к протопопу Андрею обращался дьяк И. М. Висковатый со своими недоумениями об иконах. В 1554 г. протопоп Андрей крестил в Чудовом мон-ре царевича Иоанна Иоанновича (восприемником был митр. Московский свт. Макарий ), в 1555 г. присутствовал при хиротонии первого архиеп. Казанского свт. Гурия (Руготина) . В том же году в Москву был перенесен с Вятки чудотворный образ свт. Николая Великорецкого, к-рый «поновляли» митр. Макарий и протопоп Андрей. В 1561 г. протопоп Андрей сделал вклад в Троице-Сергиев мон-рь (его род записан в монастырском пергаменном синодике). В 1562 г. принял монашество в Чудовом мон-ре с именем А. После кончины митр. Макария, 9 февр. 1564 г., был созван Собор, на к-ром митрополит Московский и всея Руси получил право носить белый клобук, подобно архиепископу Новгородскому, и скреплять грамоты печатями красного воска, подобно архиепископу Казанскому. 24 февр. 1564 г. А. был избран и 5 марта поставлен митрополитом Московским. При избрании А. получил от царя грамоту (подтвержденную царем Борисом Феодоровичем Годуновым Патриарху св. Иову в 1589), в к-рой сказано, что все люди, служащие митрополиту (Патриарху) и живущие на его землях и землях его мон-рей, подлежат только суду митрополита (Патриарха), кроме дел о душегубстве; кроме того, митрополичьи (Патриаршие) крестьяне освобождались от ряда повинностей. При А. прекратилось участие Главы Рус. Церкви в решении вопросов гос. управления. В 1564 г. вместе с царской семьей А. посетил Переславль и освятил соборный храм в переславль-залесском во имя вмч. Никиты мон-ре , построенный на пожертвования Иоанна Грозного. Затем царь и митрополит отправились в Троице-Сергиев мон-рь, где молились у мощей прп. Сергия Радонежского . Среди поставленных А. архиереев можно назвать архиеп. Казанского свт. Германа (Садырева-Полева) , хиротонисанного 12 марта 1564 г.

http://pravenc.ru/text/76870.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКОЛАЙ I Патриарх Антиохийский (предположительно 844-867). Патриаршество Н. прошло под знаком раскола в Антиохийской Церкви, когда на Патриарший престол одновременно претендовали Н. и Евстафий (845 - между 861 и 869). Церковный историк правосл. Александрийский патриарх Евтихий , писавший всего 3 поколения спустя, удивительным образом не упоминает о расколе и не называет Евстафия среди Антиохийских первосвятителей. Вступление на Патриаршество Н. летописец относит к 3-му или, по др. спискам, 6-му году правления халифа аль-Васика (842-847). Более обоснованной представляется первая из этих датировок (3-й год халифата аль-Васика начался в кон. нояб. 843). По данным Евтихия, Н. скончался после 23 лет Патриаршества. Значительно более подробно начальные годы архипастырства Н. освещены в «Хронике» сиро-яковитского Антиохийского патриарха Михаила Сирийца (XII в.), восходящей в данном случае к историческим трудам яковитского патриарха Дионисия Телль-Махрского († 845), современника событий, не упустившего возможность описать нестроения в общине своих религ. противников - мелькитов (православных). Согласно яковитской летописи, когда после смерти патриарха Иова антиохийские мелькиты пытались избрать ему преемника, окружение покойного патриарха продвигало на Патриаршество некоего диакона, близкого к Иову, однако противостоящая им партия выдвинула кандидатуру Евстафия, приближенного митр. Василия Тирского. Спор решился вмешательством араб. градоначальника Антиохии, также происходившего из Тира, к-рый заставил замолчать противников Евстафия. К последнему был послан священник с грамотой о его избрании. Не получив от Евстафия ожидаемого денежного подношения, посланец соскоблил его имя в пергаментной грамоте и вписал туда имя Н., в то время занимавшего кафедру митрополита Дамасского. Видимо, неприятие антиохийцами Н. проявилось столь очевидно, что хиротония патриарха была проведена неск. епископами не в этом городе, а в соседнем Халебе (Алеппо).

http://pravenc.ru/text/2566052.html

Пафнутий, митрополит Сарский и Подонский (то есть митрополит Крутицкий) Был постриженником и насельником Павло-Обнорского монастыря Вологодской епархии. В 1595 году возведен в сан архимандрита Московского Чудова монастыря. В 1598 году участвовал в Земском Соборе, избравшем на престол Бориса Годунова. В 1605 году хиротонисан на Крутицкую кафедру с возведением в сан митрополита. Митрополит Пафнутий активно выступал за избрание на престол Василия Шуйского. В Успенском соборе Кремля он нарек объявленного царем Шуйского «государем всея Руси» и отслужил молебен. Митрополит Пафнутий был в числе составителей грамоты об избрании Шуйского на трон, а позднее принимал участие в его коронации. В феврале 1607 года по поручению патриарха Ермогена († 1612; память 17 февраля/2 марта, 12/25 мая и 5/18 октября) двукратно ездил в Старицу за бывшим патриархом Иовом, чтобы он простил и разрешил всех православных христиан за совершенные ими нарушения крестного целования и измены. 20 февраля 1607 года в Успенский собор Кремля собралось множество народа, прибыли оба патриарха с другими святителями и духовенством. Бывший патриарх Иов встал у патриаршего места, а патриарх Гермоген встал на патриаршем месте. Тогда все находившиеся в храме христиане с великим плачем и воплем обратились к Иову, просили у него прощения и подали ему челобитную. В челобитной православные исповедовались пред своим бывшим патриархом, как они клялись служить верою и правдою царю Борису Федоровичу и не принимать вора, называвшегося царевичем Димитрием, и изменили своей присяге, как клялись потом сыну Бориса Федору и снова преступили крестное целование, как не послушались его, своего отца, и присягнули Лжедмитрию, который лютостию отторгнул его, пастыря, от его словесных овец, а потому умоляли теперь, чтобы первосвятитель простил и разрешил все эти преступления и измены всем жителям России и тем, которые уже скончались. Затем архидиаконом была прочитана разрешительная молитва , составленная от имени обоих патриархов и всего Собора. Со слезами радости православные припадали к стопам Иова, просили его благословения, а он убеждал всех, чтобы, получив теперь разрешение, они уже никогда впредь не нарушали крестного целования.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Лития в Покровскую родительскую субботу у храма-памятника на реке Казанка. Фото Пресс-службы Казанской епархии Покровская родительская суббота 2023 2 мин., 02.10.2023 Все чаще перед праздником Покрова люди ищут информацию о так называемой Покровской родительской субботе, чтобы посетить особую заупокойную службу, заказать панихиды и помолиться об усопших. Однако не всегда сотрудники церковных лавок и даже священнослужители понимают, о чем идет речь, да и в церковных календарях упоминаний о Покровской родительской субботе, как правило, не встречается. Почему так? Что это за дата? Когда Покровская родительская суббота в этом (2023) году Покровской родительской называют субботу перед праздником Покрова Богородицы, который отмечают 14 октября. Таким образом, она может выпадать на разные числа месяца. В 2023 году Покровская родительская суббота — 7 октября. Когда бывает Покровская родительская Покровская родительская суббота отмечается не во всей Русской Православной Церкви. Раньше заупокойные богослужения в этот день совершались вообще только в пределах одной Казанской епархии. Почему? Дело в том, что в основе обычая поминать усопших в субботу перед Покровом лежит история взятия Казани. Именно на Покров 1552 года войска царя Ивана IV Гpoзhoro захватили город, бывший тогда столицей Казанского ханства. После взятия города по его улицам и стенам был совершен крестный ход, а затем на месте ханской ставки заложен православный храм — ныне Благовещенский собор. Спустя несколько десятилетий после этого митрополит Казанский Гермоген (будущий Патриарх Московский) задался вопросом о молитвенной памяти воинов, погибших при штурме города. 9 января 1592 года он отправил грамоту Патриарху Иову с просьбой установить день их поминовения. С учетом того, что город был взят на Покров, предлагалось сделать это в субботу (традиционный день особых молитв о упокоении близких), ближайшую к празднику. Патриарх Иов поддержал намерение митрополита и 25 февраля 1592 года подписал указ, в котором предлагалось «по всем православным воинам, убитым под Казанью и в пределах казанских, совершать в Казани и по всей Казанской митрополии панихиду в субботный день после Покрова Пресвятой Богородицы».

http://foma.ru/pokrovskaja-roditelskaja-...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МИХАИЛ Кузминский (†1552 или 1553?), мч. (пам. 4 окт.- в Соборе Казанских святых), Казанский. Имя М., как и др. воинов, погибших во время Казанской войны 1552 г., записано в «Синодике Успенского собора» Московского Кремля (ГИМ. Син. 667, XIV-XVI вв.; опубл.: ДРВ. 1788. Т. 6. С. 480-481) и в «Синодике по убиенных во брани»: «Михайлу Кузминскому, убиенному на Ошитке, вечная память» (РНБ. F IV. 254. Л. 16. 1650-1659 гг.; опубл.: Синодик по убиенных во брани. 1986. С. 178). Составление «Синодика по убиенных...», по предположению М. Е. Бычковой, было связано с соборным решением от 21 июня 1548 г. «пети понахиды и обедни служити в соборной церкви Успения Богородицы и по всем церквам в городе и на посаде» по «всем православным християном от иноплеменных на бранех... избиенных» ( Бычкова. 1986. С. 168). Список убитых под Казанью, идентичный «Синодику по убиенных...», находится в Синодике казанского Зилантова в честь Успения Пресвятой Богородицы женского монастыря (НАРТ. Ф. 10. Оп. 5. Д. 314, 1560-1813 гг.; опубл.: Гавриил (Воскресенский) , архим. Историческое описание памятника, сооруженного в воспоминание убиенных при взятии Казани на Зилантовой горе. Каз., 1833. С. 32-46). Мон-рь был основан над братской могилой рус. воинов, погибших при штурме Казани, на левом берегу р. Казанки, на нижней террасе Зилантовой горы (в 1 км от совр. мон-ря); здесь совершалось постоянное поминовение убиенных. В 1592 г. по благословению св. патриарха Иова Казанский митр. сщмч. Ермоген (впосл. патриарх Московский и всея Руси) повелел «побиенным под Казанью и общею смертию скончавшимся пети большую вечную память» на др. день после праздника Покрова Пресв. Богородицы, т. е. 2 окт., а 24 янв.- «пети среднюю вечную память» Казанским мученикам Иоанну I , Стефану и Петру , Жития к-рых митрополит предварительно представил на рассмотрение патриарху Иову (см.: Платон (Любарский) , архиеп. Сб. древностей Казанской епархии и других приснопамятных обстоятельств. Каз., 1868. С. 67-75). Память мучеников Иоанна, Стефана и Петра отмечена в «Книге, глаголемой Описание о российских святых» (нач. XVIII в.; см.: Описание о российских святых. С. 254). Не представляется возможным установить, когда из общего синодика были выделены имена других Казанских мучеников. Во 2-й пол. XIX в. имена Иоанна, Стефана, Петра, Бориса Казанского , Феодора I Сильвана , Феодора II , Василия I , Феодора III , Димитрия , М., Иоанна II и Василия II были внесены архиеп. Димитрием (Самбикиным) в его Месяцеслов под 2 окт. ( Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Окт. С. 24). М. в числе др. Казанских мучеников был канонизирован в составе Собора Казанских святых, установленного в 1984 г.

http://pravenc.ru/text/2563588.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010