Слободской. Крестовоздвиженский монастырь. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Слободской Крестовоздвиженский Богоявленский монастырь   Слободской Крестовоздвиженский монастырь больше не существует. Часть монастырской стены, ворота, фундаменты церквей - все, что от него осталось. Разрушен прекрасный архитектурный ансамбль, существовавший в Слободском. Многие исторические здания города еще можно вернуть - монастырь потерян безвозвратно, он никогда не будет восстановлен. Стоит ли возвращаться к истории того, чего больше нет? Видимо, стоит, потому, что монастырь этот являлся частью истории России, его основал выдающийся деятель русской церкви преподобный Трифон Вятский. Русские монастыри в XVI - XVIII вв. были центрами культурной и хозяйственной жизни, особенно важную роль играли они на окраинных землях русского государства, населенных языческими племенами, которые, благодаря монастырям, приобщались к христианской цивилизации. Русские, жившие на Вятке, попадали под влияние местных обычаев, поэтому монастыри были здесь своеобразной духовной уздой, объединяющей Россию. Хорошо известна начальная история монастыря, описанная С. Васильевым, А. Вештомовым, иеромонахом Стефаном. В 1580 году Трифон встретил в Кае слобожанина Ивана Витязева, который пожаловался на падение нравов в Вятской земле, на духовную неустроенность. Слобожане уже срубили церковь для будущего монастыря, Иван Грозный отвел под него земли, но освятить будущий монастырь было некому. В 1580 году Трифон прибыл в Слободской, но первый вятский монастырь решили основать в главном городе наместничества - Хлынове. Успенский Хлыновский монастырь был основан в том же 1580 году, первую его церковь перевезли из Слободского по Вятке - ту самую, которую построили слобожане для своего монастыря, но потом решили пожаловать первому общевятскому монастырю. В 1588 году слобожане сами обратились к патриарху Иову с просьбой о создании своей обители, - Успенский монастырь был слишком далеко, и вступительный вклад в него назначили высокий, желающим уйти от мира слобожанам он был не по карману. В то же год пришла благословенная грамота, по которой строителем монастыря назначался иеромонах Иосиф из Казани. Поставили Богоявленскую церковь. Трифон с учеником своим Досифеем отправился собирать подаяние на монастырь в Сольвычегодск. Вернувшись в Слободской, Трифон освятил Богоявленскую церковь и развернул строительство монастыря, поставили ограду, келии, ворота, а над воротами - церковь Архистратига Михаила (1610 год). Настоятелем монастыря стал иеромонах Досифей. Все постройки монастыря были деревянные, до наших дней сохранилась только надвратная церковь Михаила Архангела. Обители Трифона скоро получили значение святынь для всего Вятского края.

http://sobory.ru/article/?object=03203

Содержание I. Паримия на вечерне в понедельник страстной седмицы Иов I, 1–12 II. Паримия на вечерне во вторник страстной седмицы Иов I, 13–22 III. Паримия на вечерне в среду страстной седмицы. Иов II, 1–10 IV. Паримия в великий четверток Иов XXXVIII 1 – 23, XLII , 1–5 V. Паримия в великий пяток Иов XLII, 12–17 Паримия в навечерии Богоявления из книги Бытия XXXII, 1–10     Книга Иова названа по имени лица, служащего главным предметом ее содержания. Книга начинается изображением благочестия и благосостояния Иова, затем описываются великие его страдания, коим подверг его диавол по попущению Божию, и беседы с друзьями. Друзья страдальца пришли утешить его и долго препирались с ним о причине его страданий. Они настаивали на том что он тяжко страдает в наказание за тяжкие грехи. Иов обличает неправоту их суждений и свое дело повергает на суд Божий. Бог действительно является для разрешения спора и указанием на чудеса Своей премудрости и силы в видимой природе превышающие разумение человеческое, дает понять Иову и его друзьям, как неуместны их попытки ясно постигнуть судьбы Божий в жизни человеческой. Иов смиряется пред Богом и раскаявается в смелости своих суждений об отношениях Бога к судьбе человека в этой жизни. Тогда Господь изливает Свой гнев на друзей Иова за их неправые суждения и повелевает им просить о себе молитв у Иова, а его преданность воле Божией вознаграждает тем, что снова дарует ему здоровье, детей и в сугубой мере наделяет его имуществом. Иов жил, как увидим, во времена патриархальные, до Моисея. Писатель книги неизвестен. Из книги Иова взято пять паримий, читаемых во дни Страстной седмицы. I. Паримия на вечерне в понедельник страстной седмицы. Иов. I:1–12 В сей паримии повествуется о личности Иова, о его земном благосостоянии и о дозволении Господа диаволу отнять у Иова земныя блага и не касаться только его жизни и здоровья. Иов. 1:1 . Человек некий бяше в стране Авситидийстей, емуже имя Иов, и бе человек он истинен, непорочен, праведен, богочестив, удаляяйся от всякие лукавыя вещи.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

А.Г. Долженко Скачать epub pdf О богатстве праведном С древнейших времен во всех странах и во все времена люди стремились к богатству. Это обусловлено тем, что богатство позволяло удовлетворять людям их прихоти и потребности, иметь сытую безбедную и весёлую жизнь. С распространением христианства резко изменилась философская оценка морально-нравственных и материальных ценностей. Человечество стало задумываться о спасении души. Истинным богатством стали считаться сокровища небесные, а не земные блага. А по поводу богатства люди услышали слова Иисуса Христа о том, что «трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие!» ( Мар.10:24 ). Однако Иисус Христос осуждая богатство греховное, не запрещает богатства праведного, употребляемого на добрые дела. Итак, что же можно считать богатством праведным? Во всех отношениях безгрешным и праведным богатством считается то богатство, которое даровал за праведную жизнь человеку Господь. Например, в виде богатого наследства, случайной находки и т.д., без личного участия человека в приобретении богатства. Праведным богатством считается также то богатство, которое человек достиг честным трудом по благословению Божьему. Благословение Божье создает благоприятные условия, при помощи которых человек своим честным трудом создает себе богатства. К благословленному Богом богатству относится богатство, которое человек расходует на Богоугодные дела и не употребляет на грех. Таким образом, богатство праведное представляет собой честный труд в соединении с Божьим благословением. Например, Патриарх еврейского народа Исаак, применяя честный и добросовестный труд, сумел праведным путем увеличить свое богатство. Он посеял ячмень и взял урожая со своего посева во сто крат больше. «И сеял Исаак в земле той и получил в тот год ячменя во сто крат: так благословил его Господь» ( Быт.26:12 ). Долготерпеливый Иов, за страдания и проявленное при этом терпение, также получил богатство от Бога. Господь не только вернул Иову всё потерянное имущество, но и в два раза умножил ранее существовавшее богатство Иова. «И возвратил Господь потерю Иова, ... и дал Господь Иову вдвое больше того, что он имел прежде» ( Иов.42:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/nagorna...

Статья представляет собой публикацию фрагментов рукописного справочника иеромонаха (впоследствии епископа) Германа (Вейнберга), описавшего более 100 служб, утвержденных Синодом в XVIII – начале XX века. Эта рукопись, законченная в 1916 году, была обнаружена несколько лет назад в рукописном отделе Российской Национальной библиотеки. В настоящее время она готовится к публикации. Герман воссоздает историю богослужебных текстов, опираясь на архивные фонды Синода и цензурного ведомства, что позволило ему установить даты создания, характер редактирования, имена авторов и редакторов огромного числа церковных служб. Ценность этого справочника заключается в том, что поздние церковнославянские тексты, которые в последние десятилетия стали предметом лингвистического исследования, в том числе и корпусными методами, не имеют достоверных атрибуций, и их история не описана. При публикации исходный текст дополняется информацией о редактировании церковных служб, которое проводилось Издательством Московской патриархии в 1978–1989 годах. В результате мы получаем полноценные источниковедческие справки, посвященные истории служб, используемых в современной богослужебной практике. Настоящая публикация включает три очерка Германа, дополнения к ним, а также очерк истории одной из тех церковных служб, о которой Герману не удалось обнаружить каких-либо сведений. Содержание Служба Святым Виленским мученикам Антонию, Иоанну и Евстафию Служба преподобному Иову Почаевскому, чудотворцу Служба святому мученику Гавриилу младенцу святителю Иоасафу Белгородскому     Источниковедение тех текстов, которые используются в современной богослужебной практике, сейчас находится в зачаточном состоянии. Огромный массив текстов XVIII–XX веков (за это время были написаны сотни служб, акафистов и отдельных молитв) воспринимается как аморфная масса. Для большей части текстов нет никакой информации о времени, месте и обстоятельствах создания. Характерно, что когда в рамках Национального корпуса русского языка (ruscorpora.ru) началась работа над подготовкой церковнославянского подкорпуса, его создателям пришлось отказаться от хронологической разметки минейных текстов. Из-за отсутствия информации подобная разметка оказалась просто невозможна. И хотя в XX веке появились и недавно были переизданы две обобщающие работы, посвященные составу современного минейного корпуса [Спасский 2008; Лозинский 2018], приведенные в этих книгах сведения о поздних службах достаточно скудны, поскольку авторы не имели возможности работать с архивными материалами.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Слово 22. Об Арефе-черноризце, как украденное у него ворами богатство в милостыню ему вменилось, благодаря чему он получил спасенье Был черноризец в том же Печерском монастыре, именем Арефа, родом полочанин. Много богатства имел он в келии своей, и никогда ни одной цаты, ни даже хлеба не подал убогому, и так был скуп и немилосерд, что и сам почти от голода умирал. И вот однажды ночью пришли воры и украли все богатство его. Арефа же этот так сильно жалел о потере золота, что хотел сам себя погубить, тяжкие обвинения возвел на неповинных и многих ни за что мучил. Мы все молили его прекратить розыск, но он и слушать не хотел. Блаженные же старцы, утешая его, говорили: «Брат! Возложи на господа печаль свою, и он поддержит тебя». Он же досаждал всем жестокими словами. Через несколько дней впал он в недуг лютый и уже при смерти был, но и тут не унялся от роптания и хулы. Но господь, который всех хочет спасти, показал ему пришествие ангелов и полки бесов, и начал он взывать: «Господи, помилуй! Господи, согрешил я, все твое, и я не жалуюсь». Избавившись же от болезни, рассказал он нам, какое было ему явление. «Когда, — говорил он, — пришли ангелы, то пришли также и бесы, и начали они спорить об украденном богатстве моем, и сказали бесы: «Так как не обрадовался он, но возроптал, то теперь он наш и нам предан». Ангелы же говорили мне: «О окаянный человек! Если бы ты благодарил бога о своей потере, то вменилось бы тебе это, как Иову. Если кто милостыню творит, — великое это дело пред богом, но творят по своей воле; если же кто за взятое насилием благодарит бога, то это больше милостыни: дьявол, делая это, хочет довести до хулы человека, а он все с благодарением предает господу,— так вот это более милостыни». И вот, когда ангелы сказали мне это, я воскликнул: «Господи, помилуй, господи, прости! Господи, согрешил я! Господи, все твое, а я не жалуюсь». И тотчас бесы исчезли, и ангелы, возрадовавшись, вписали мне в милостыню пропавшее серебро».

http://sedmitza.ru/lib/text/438086/

а) Аще богатство течет, не прилагайте сердца, говорит пророк ( Пс. 61, 11 ). Итак первая забота христианина должна быть о том, чтобы сердце свое держать далеким от благ земных, чтобы не услаждаться ими, чтобы услаждаясь, не забыть Того, Кто выше и неоцененнее всего. Как путешественник не обольщается на пути своем ничем, попадающимся ему, но своим сердцем постоянно обращается к тому, что оставлено им на родине, – к своему семейству и ко всему близкому душе его; так и христианин, странствуя в сей юдоли плача, какими бы благами окружен ни был, ум и сердце свое должен иметь постоянно обращенным горе – к предметам высшим – небесным:, там его вечный дом, там все дорогое его сердцу. Аще воскреснусте со Христом, вышних ищите; горняя мудрствуйте, а не земная ( Кол. 3, 1. 2 ). Посему, обладая богатством, он не полагает в нем сокровища для души своей, но желает и просит у Бога себе богатства другого, которого ни тля тлит, ни воры не подкапывают и не крадут. Окружен ли почестями, похвалами людскими, он помнит, что самая высокая почесть – это быть в числе избранных Божиих, в числе наследников царства небесного и эту-то почесть он старается восхитить смирением, чистотою души и сердца и всеми добродетелями; об этом он воздыхает день и ночь. Святые доходили до такого беспристрастия к земным благам, что считали за великое счастие для себя, если имели возможность, совсем оставить все земное; они с удовольствием часто бросали и богатство, и славу, и почести, и удалялись в пустыни, пещеры. И вот почему они с таким благодушием, подобно Иову, переносили и лишение этих благ. Часто мучители угрожали мученикам отнятием у них земных благ, а они утешались тем, посмееваясь над мучителями. Святый Иоанн Златоуст , осужденный на изгнание, в последней речи народу говорит: «скажите, чего мне бояться? Ужели потери имения? Мы ничего не принесли в мир сей, конечно ничего не можем и вынесть из него. Я презираю страх мира и посмееваюсь над его благами. Я не боюсь нищеты, не желаю богатства; не боюсь смерти, и не желаю жизни». Так, христианин, рассуждай и ты. Ты владей всем, но тобою, чтобы не обладало ничто, – владей благами земными, но сквозь их прозревай, чрез них вожделевай других благ – небесных. Всем сердцем люби одного Господа, а все остальное пусть будет тебе любезно в Нем и для Него и никак не больше Его, и тогда легко потечет твой жизненный путь!

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Праведный Иов: тайна страдания праведника      Благочестивый страдалец Иов жил задолго до пророка Моисея. Родиной его была земля Уц, находившаяся на краю сирийско-аравийской пустыни. Уклад жизни, который запечатлелся в его книге, — патриархальный. Нет упоминаний ни о храме, ни о священстве. Иов сам совершает жертвоприношения (см.: Иов 1, 5). Таков был порядок в патриархальный период библейской истории: поскольку еще не было специально поставленных священников, жертвы приносил глава семьи. Иов был известен на всем Востоке. Древняя монета кесита, о которой говорится в последней главе книги, упоминается только в книге Бытия (см.: 33, 19). Характеру патриархального времени соответствует и описанная в книге Иова простота общественных отношений. Иов был необыкновенно богат и знаменит более всех сынов Востока (см.: Иов 1, 3). Он был счастлив в семье, имея семь сыновей и трех дочерей. Нравственная жизнь его была безупречна. Сам Господь говорит, что он непорочен, справедлив и богобоязнен , чужд всякого порока (Иов 1, 8). Завидуя его счастью, сатана стал утверждать пред лицом Господа, что Иов богобоязнен и праведен не искренне, а только благодаря своему жизненному благополучию. Сатана этим утверждением не только клевещет на Иова, но и пытается поставить под сомнение Божественную справедливость. Чтобы открыть людям великие добродетели Иова и показать ложь сатаны, Бог позволил ему навести на праведника великие бедствия. Сначала он лишился своих многочисленных стад. Потом большой ветер пришел из пустыни и разрушил дом, в котором находились его дети. Все они погибли. Только один спасся. Праведник в знак скорби разодрал верхнюю одежду свою, остриг голову, пал на землю и поклонился Господу. После этого сатана поразил все тело Иова жестокой проказой от ступней ног его до темени. Но Иов остался верен Богу. Пришли к нему друзья. Семь дней они молчали, а потом стали утешать его. Они говорили Иову, что Бог всегда праведен и наказывает грешников. Трое друзей призывали Иова покаяться в тайном грехе, из-за которого страдает. Они руководствовались общепринятым ветхозаветным представлением, что страдания посылаются за грехи. Их речи усиливали душевную боль Иова. Четвертый собеседник, Елиуй, хранивший молчание, говорит о наказании за грех с большей тонкостью. В его речах можно увидеть новые грани богословских суждений о Божественной справедливости. Он утверждает, что человек может быть неправ перед Богом не отдельным каким-нибудь поступком, но в силу общей испорченности человеческой природы (см.: Иов 36, 7–10). Елиуй говорит также о воспитательном значении страданий. Однако и его речи содержали лишь человеческую мудрость. Иов, хотя и не знал причины своих страданий, отвечая друзьям, настойчиво говорит о своей невиновности. Он вопрошает Бога о причинах постигших его бедствий и просит суда (см.: Иов 13, 22–24).

http://pravoslavie.ru/103656.html

ПРОчтение Выпуск 13. Двухтомник иеромонаха Иова (Гумерова) Иеромонах Симеон (Томачинский) В издательстве Сретенского монастыря вышел новый двухтомник иеромонаха Иова (Гумерова) «Духовная жизнь современного христианина в вопросах и ответах». Отец Иов, которому в январе исполнилось 70 лет, долгое время работал в Академии наук, он кандидат философии, кандидат богословия, автор множества книг, исследований и статей. Новое издание – это его своеобразный opus magnum, «сумма богословия», да и не только богословия, но и самых разных аспектов жизни современного христианина. Скачать (FLV файл. Продолжительность 8 мин. Размер 39.8 Mb ) Иеромонах Симеон (Томачинский) 5 марта 2012 г. скрыть способы оплаты скрыть способы оплаты Комментарии Людмила 14 ноября 2012, 22:37 Премного благодарна Отцу Иову за теплый прием и очень большую помощь. Я получила не только очень мудрые советы, но и по молитвам Отца Иова ощутила Божью помощь буквально на следующий день. Искренне благодарна ему, низкий поклон и многия лета! Купила 2-х томник, который хочу чтобы стал моей настольной книгой. Спаси Господи, люди твоя! Людмила. Олег 18 марта 2012, 21:05 Можно ли приобрести " Несвятые святые и другие рассказы " в цифровом формате на www.sretenie.com из Белоруси с белоруской банковской карточкой? Никита 12 марта 2012, 23:13 Владимиру. Можно заказать через интернет-магазин: www.sretenie.com Владимир 12 марта 2012, 17:19 А как эту книгу приобрести,если я живу в Воронежской области. Макеенкова Юлия 11 марта 2012, 16:05 Огромная благодарность о. Иову. Он всегда очень внимателен к прихожанам, никого никогда не оттолкнул; очень добрый человек. За всех переживает и каждому, кто к нему обращается, помогает мудрым советом. Его двухтомник,- огромный подарок для всех нас. Здоровья и помощи Божьей о. Иову! Лариса 9 марта 2012, 20:01 А какие у отца Иова глаза добрые...лучистые..Когда я его на службе вижу, у меня еще теплее на душе становится..)) Владимир 6 марта 2012, 01:28 Спаси Господь наших учителей и просветителей! Прошу вас разместить в рубрике " Видео " материалы для скачивания об освящении фундамента под создание храма во имя святого Патриарха Ермогена и слово Патриарха Кирилла. Это так необходимо при проведении мероприятий в школах на уроках ОПК и Года отечественной истории. Спаси Вас Господь.

http://pravoslavie.ru/51994.html

священномученик Ермоген, патриарх Московский Содержание Грамота Ермогена, митрополита Казанскаго и Астраханскаго, святейшему Иову, патриарху всея России, О дозволении совершать в пределах Казанской митрополии память о християнских воинах, погибших в борьбе с татарами, и о казанских мучениках, пострадавших за веру, Иоанне Новом, Стефане и Петре.    1592 г. Генваря 9-го.    Лета 7100 (1592) генваря 9 дня, такова грамота послана в Москву:    Государю отцу нашему святейшему Иову, патриарху всея России, сын твой и богомолец Ермоген, митрополит Казанский, Бога молю и челом бью.    Прежде, государь, казанскаго взятья, во многие времена государи цари наши великие князи киевские и московские посылали бояр и воевод своих, и с ними безчисленное свое христолюбивое воинство воевати казанских царей за их измену. И на тех, государь, многих бранех государевых, великих воевод, князей, бояр, и дворян, и детей боярских, и всяких государевых русских людей, на тех бранех храбрствовавших, побито под Казанью и в пределех казанских много.    И как благочестивый царь и государь наш, блаженныя памяти князь великий Иоанн Васильевич самодержец, не терпя многаго кровопролития православных християн, и многаго клятвопреступления казанских людей, подвиг свой к Казани сам учинил и многие благовонные царские свои поты излиял: по его-же к Богу молению, вере и правде, милосердый Бог предал ему государю нашему вотчину его казанское царство, и тогда, государь, под Казанью храбрствовавших за святую нашу православную веру, много-ж побито православных християн.    И после, государь, казанскаго взятья, на многих бранех, тако-ж многии православнии русстии сынове крови свои пролияша, и за таковая, государь, страдания их и подвиги, по се время особная им общая память, летние годины в Казане не уставлены.    Умилосердись, государь Иов, патриарх всея России, благослови, повели и учини указ свой государев мне богомолцу своему, в которой день повелит мне святителство твое по тех православных благочестивых воеводах и воинех, пострадавших за Христа под Казанью и в пределех казанских в разные времена, в соборной церкви и по святым монастырям, також соборне, и по всем Божиим церквам во градех и селех казанския митрополии, пети по них панихиды и обедни служити, чтобы, государь, по твоему государеву благословению память сих летняя по вся годы была безпереводно.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2842...

«Вера сегодня востребована, и у России есть будущее» 30 июня 2005 г. 13:13 Москва, 30 июля. Святейший Патриарх Алексий направил свое приветствие митрополиту Челябинскому и Златоустовскому Иову и губернатору Челябинской области П.И. Сумину по случаю освящения двух храмов в Челябинской епархии. ЕГО ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕНСТВУ, ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННЕЙШЕМУ ИОВУ, МИТРОПОЛИТУ ЧЕЛЯБИНСКОМУ И ЗЛАТОУСТОВСКОМУ ГУБЕРНАТОРУ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ П.И. СУМИНУ Сердечно поздравляю Ваше Высокопреосвященство, Губернатора Челябинской области многоуважаемого Петра Ивановича Сумина, архипастырей и пастырей, паломников и всех участников освящения Вознесенского храма в Магнитогорске и храма в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница» в селе Верхняя Санарка с этими знаменательными событиями в жизни Челябинской епархии и всех жителей Южного Урала. Особые слова благодарности я хотел бы выразить духовному и светскому руководству, инициаторам, строителям и благотворителям за их труды, на благо Русской Православной Церкви с любовью совершаемые. В этом году исполнилось 30 лет архипастырского служения Владыки Митрополита Иова. За минувшие годы с помощью Божией многое удалось сделать и возродить. И мне весьма отрадно сознавать, что на Южном Урале уделяется должное внимание вопросам духовного просвещения и нравственного здоровья общества. В этом я имел возможность убедиться, посещая Челябинскую область и епархию в 2000 году. Радует, что после долгих лет разрушения и надругательства над святынями, народ наш вновь возвращается к историческим и духовным ценностям, которыми жила страна наша на протяжении веков, вновь обретает веру отцов, вновь имеет возможность утолять духовную жажду из приснотекущего источника воды живой — Святого Православия. Господь благоизволил нам быть свидетелями и участниками возрождения церковной жизни во всем многообразии. Мы видим как тысячи восстановленных храмов, сотни монастырей и новых храмов наполняются народом Божиим, а это значит, что люди получают в них просимое, что вера сегодня востребована, и у России есть будущее.

http://patriarchia.ru/db/text/27017.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010