Сегодня Русская Православная Церковь празднует память священномученика Патриарха Ермогена 2 марта, 2011. Редакция " Правмира " Священномученик Ермоген, Патриарх Московский и всея Руси, происходил из донских казаков. По свидетельству самого Патриарха, он был священником в городе Казани при казанской гостинодворской церкви во имя святителя Николая. Вскоре он принял монашество и с 1582 года был архимандритом Спасо-Преображенского монастыря в Казани. 13 мая 1589 года хиротонисан и стал первым Казанским митрополитом. В служение Святейшего Патриарха в Казани совершилось явление и обретение чудотворной Казанской иконы Божией Матери. Будучи еще священником, он, с благословения тогдашнего Казанского архиерея Иеремии, переносил новоявленную икону с места обретения в церковь во имя святителя Николая. Обладая незаурядным литературным дарованием, святитель сам составил в 1594 году сказание о явлении чудотворной иконы и совершившихся от нее чудесах. В 1591 году святитель собирал в кафедральный собор новокрещенных татар и в течение нескольких дней наставлял их в вере. В 1592 году были перенесены мощи святителя Германа, скончавшегося в Москве 6 ноября 1567 года, во время моровой язвы, и погребенного у церкви во имя святителя Николая. По благословению Патриарха Иова (1589 — 1605) святитель Ермоген совершил их погребение в Свияжском Успенском монастыре. 9 января 1592 года святитель Ермоген направил Патриарху Иову письмо, в котором сообщал, что в Казани не совершается особое поминовение православных воинов, жизнь положивших за веру и Отечество под Казанью, и просил установить определенный день памяти. Одновременно он сообщал о трех мучениках, пострадавших в Казани за веру Христову, из которых один был русский, по имени Иоанн, родом из Нижнего Новгорода, плененный татарами, а двое других, Стефан и Петр, новообращенные татары. Святитель выражал сожаление, что эти мученики не были вписаны в синодик, читавшийся в Неделю Православия, и что им не пелась вечная память. В ответ святителю Ермогену Патриарх Иов прислал указ от 25 февраля, который предписывал «по всем православным воинам, убитым под Казанью и в пределах казанских, совершать в Казани и по всей Казанской митрополии панихиду в субботний день после Покрова Пресвятой Богородицы и вписать их в большой синодик, читаемый в Неделю Православия», повелевалось вписать в тот же синодик и трех мучеников казанских, а день их памяти поручалось определить святителю Ермогену.

http://pravmir.ru/segodnya-russkaya-prav...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Киевская митрополия в первой половине XVII в. К оглавлению История Киевской митрополии в начале XVII в. — это в значительной мере история борьбы против униатства. Православные христиане заявляли протесты против священников-униатов, собирались на съезды для принятия мер по защите Православной Церкви, подавали жалобы королю, протестовали на сеймах (123). В 1607 г. на съезде под Сандомиром православное дворянство обратилось с просьбой к королю о том, чтобы уния была упразднена, чтобы митрополит и епископы, принявшие унию, были лишены своих должностей и чтобы впредь епископские должности и церковные владения давались только лицам православного исповедания. Король обещал православным свободу вероисповедания, но, несмотря на это, епископы-униаты сохранили свои должности. В конституцию Варшавского сейма 1607 г. была даже внесена особая статья — «О религии греческой». Король обещал не нарушать прав народа в отношении веры и не запрещать ему свободного совершения церковных обрядов. Но и это постановление осталось неисполненным. После этого дворянство направляло почти на каждый сейм просьбы о защите православной веры, но и эти просьбы и жалобы оставлялись без внимания и не имели должных последствий. Надежным оплотом Православия в юго-западной России по-прежнему были монастыри. В истории каждого монастыря в западной России во времена унии отразились судьбы и история Православия той или иной местности. Монастыри были центрами духовной жизни православных жителей края. В монастырях было сосредоточено все, что служило сохранению православных традиций: школы, средства для помощи нуждавшимся, богадельни для престарелых, госпитали для больных; при монастырях воздавалась и последняя честь и совершалась память почившим. Так, во Львовской епархии было немало монастырей, подчиненных епископу. В начале XVII в. они начал вводить у себя обычаи и порядки некоторых афонских монастырей. На Афоне жили по многу лет русские иноки; возвращаясь на Родину, они благоустраивали свои обители по образцу афонских. После заключения Брестской унии (1596 г), известный инок Иоанн (Вышенский) неоднократно посылал с Афона послания князю К. К. Острожскому и ко всем православным христианам Малороссии, ко Львовскому братству, к епископу Иову (Княгиницкому), скитнику Марковой пустыни. Направил он послания и отступникам от Православия — митрополиту Михаилу (Рагозе), епископам Кириллу (Терлецкому), Ипатию (Поцею) и прочим.

http://sedmitza.ru/lib/text/436384/

I. Древнейшим, достойным уважения мнением, основывающимся на наименовании и содержании книги, из отцов церкви, принятым Григорием Великим , признается сам Иов писателем носящей его имя книги, и книга сия – древнейшей по времени св. книгой. Это мнение имеет в себе много вероятного. В самом деле, кто бы мог так непосредственно и живо изобразить патриархальный быт с его светлыми и иногда темными явлениями, как не сам маститый патриарх? Кто бы, кроме самого великого страдальца, мог так глубоко и полно войти в дух и внутреннее состояние его, во все подробности его положения? Кому бы другому передать обо всем этом память потомству, как не тому, кто из глубины души желал, чтобы слова его были написаны и положены в книге, и на дщице железне, или олове и камениях изъваяны ( Иов.19, 23–24 ). Во время 140 летней жизни, после испытания, когда он уже уразумел смысл его, и, следовательно, тем большее имел побуждение оставить историю своей жизни в назидание потомкам, он удобно мог привести в исполнение свое желание. Но особенно благоприятствует этому предположению, сообщает ему большую вероятность самый язык книги Иова. С одной стороны – краткость и полнота, сила и красота языка служат ручательством того, что книга Иова есть оригинальное еврейское творение, а не перевод, как думали 1 , с арамейского, или арабского, или идумейского языка. С другой стороны – арамеизмы и арабизмы книги указывают на происхождение ее в то время, когда от еврейского языка не успели еще отделиться производные языки сирский и арабский, и – от писателя еврея, который жил в соседстве с Сирией и Аравией; а эти обстоятельства как нельзя более приличествуют самому Иову, как потомку Евера и обитателю страны Уц. Вопрос о том, как книга Иова могла перейти к Израилю и потом войти в канон его св. книг, обыкновенно разрешают так, что Моисей, во время 40-летнего странствования со стадами своего тестя по пустыням Аравии, мог узнать и приобрести эту книгу, а по возвращении в Египет передать ее израильтянам, как поучительную и утешительную для них в трудных обстоятельствах, в которых они находились.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Pisarev...

Глава вторая Присоединение прибалтийских областей (Корелии, Ингрии, Эстляндии и Лифляндии) к России. Основание Петербурга (1703 г.). Церковное управление в новом крае. Неосуществившееся предложение патриарха Досифея – поставить архиереев в Петрополе (Петербурге) и Нарве и ввести митрополичье управление в русской церкви. Своеобразный характер церковно-епархиального управления в С.-Петербургском крае (Ингерманландии), вверенном Феодосию Яновскому. Отношение Феодосия, как духовного управителя, к новгородским владыкам, которым он обязан был подчиняться, как епархиальным архиереям. Состав Петербургской церковной области. Ладожское и Корельское викариатства; отношение викариев к Новгородской митрополии и м. Иову. X. Новгородская епархия, её состав и границы в начале XVIII в. XI. Псковская епархия. Присоединение к ней Эстляндии и части Лифляндии. Церковное управление в г. Риге, под главной властью местоблюстителя. XII. Смоленская епархия. XIII. Тверская епархия. XIV. Ростовская епархия. XV. Вологодская епархия. XVI. Великоустюжская епархия. XVII. Холмогорская епархия. XVIII. Суздальская епархия. XIX. Патриаршая область. Постоянство их состава и границ. 6-го ноября 1711 г. Петр I, привыкший никому не уступать ни в чем, с тяжелым чувством, даже со слезами писал генералу Ф. М. Апраксину, что во избежание войны надобно отдать Азов и срыть Таганрог, «ибо зело злобны являются турки для неотдачи Азова». 117 Азов и Таганрог – эти опорные пункты на берегах Азовского моря, облитые русской кровью – пришлось уступить, повернув взор к Персии. Петр, однако, не пал духом. Он давно уже «ногой твердой» встал при другом море – Балтийском, откуда сам грозил шведам. Потери на юге были вполне вознаграждены на северо-западе приобретениями на берегах Балтийского моря. Ингрия с Корелией, Эстляндия и Лифляндия при Петре вошли в состав территории русского государства и церкви. В 1702 г. была взята у шведов крепость, некогда с именем Орешка принадлежавшая Новгороду и переименованная Петром в Шлиссельбург, в 1703 г. 16-го мая положено основание Петербургу, затем заложена крепость Кроншлот, на острове Котлине с южной стороны, в том же 1703 году Шереметьев взял города: Копорье, Ям, (Ямбург) и опустошил Эстляндию и сжег Везенберг, (Раковор), в следующем, 1704 г. взяты Дерпт (Юрьев) и Нарва (Ругодив); вслед за Нарвой сдался Иван-Город. В 1710 г. укреплен Кронштадт, на северной стороне Котлина. После Полтавской победы (1709 г.) военные дела Петра по берегам Балтийского моря пошли еще успешнее. В июне 1710 г. сдался Выборг и, по выражению Петра, была устроена крепкая подушка Петербургу; в сентябре сдался Кексгольм, и покорение Корелии, было закончено, в июле 1710 г. сдалась осажденная еще в 1709 г. Рига, в августе сдались Пернов 118 , Аренсбуг 119 – главный город острова Эзеля 120 , в сентябре – Ревель. 121 Таким образом, к концу 1710 года все пространство от северных берегов Финского залива до берегов Западной Двины было присоединено к России.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Закрыть itemscope itemtype="" > Россия - как Иов Многострадальный Гонения, которые Русская Православная Церковь пережила в ХХ в., - величайший акт испытания веры в истории всего человечества 10.01.2018 999 Время на чтение 4 минуты Приснопамятная игумения Анастасия (Шестун; 1952-2012) в свое время добилась выделения под скит участка на Гавриловой Поляне недалеко от Самары. Здесь в советское время размещался лагерь, одним из заключенных которого был отец Иоанн (Крестьянкин). Скит матушка Анастасия посвятила Иову Многострадальному, которого считала символом России XX в. и последующих времен. Господь провел русский народ так же, как Иова Многострадального, через горнило страданий. В ветхозаветные времена это был определенный шаг к Боговоплощению. Господь испытывал род человеческий, готов ли хотя бы один человек вытерпеть малую долю того, что предстояло Сыну Божию. Так же и русскому народу Он попустил в ХХ в. пройти через гонения. «Если Меня гнали, будут гнать и вас» (Ин. 15:20), - заповедал Спаситель Своим ученикам. Но сохранился ли народ, который во всей полноте сможет выдержать эту духовную брань верности за пострадавшего Христа? «Сын Человеческий пришед найдет ли веру на земле?» (Лк. 18:8). Наши новомученики и исповедники выдержали этот экзамен. Россия оттого и стоит, и мир продолжает свое существование. Святейший Патриарх Кирилл ставит задачу увековечить память за Христа пострадавших в ХХ в. А как это сделать? Прежде всего, службой и молитвой. В нашем Заволжском Свято-Ильинском женском монастыре освящен храм в честь священномученика Константина (Сухова), где мы совершаем все богослужения, связанные с новомучениками, с царственными страстотерпцами. Пересматривая синодики, ставим на первые места новомучеников и исповедников, чтобы им служить всенощные, полиелеи. Их имена должны становиться известны народу. Новомученики и исповедники - главные святые из всех, почитаемых нами. К ним мы прежде всего должны обращаться в наших молитвах. Иначе мы становимся предателями тех, чьим подвигом мы сегодня спасаемся.

http://ruskline.ru/opp/2018/yanvar1/10/r...

Иов, митрополит Новгородский и Великолуцкий Родился в селе Катунки Балахнинского уезда Нижегородского края. Происходил из духовного сословия. Рано принял пострижение в монашество в Троице-Сергиевом монастыре. С 1690 года – архимандрит Высокопетровского монастыря в Москве. 28 апреля 1694 года переведен из Высокопетровского монастыря настоятелем Троице-Сергиева монастыря. 6 июня 1697 года патриархом Адрианом († 1700) хиротонисан во епископа Новгородского с возведением в сан митрополита. В 1704 году освятил в Санкт-Петербурге первую церковь в крепости. С 1712 года неоднократно просил увольнения на покой, но его просьбы не были удовлетворены. Скончался 3 февраля 1716 года. Погребен в Новгородском Софийском соборе. Митрополит Иов принадлежит к числу выдающихся русских иерархов. По условиям того времени, он не получил достаточного начального образования, но был человеком довольно просвещенным, любителем книжной мудрости и поборником просвещения. Он очень любил книги и принимал их, по его выражению, «яко корабли индийския, наполненный тмищными благами и бисеры многоценными, различным индийским камением и адамантами сияющими». Он имел у себя обширную библиотеку. С уважением относился митрополит к ученым и готов был прощать их вольные и невольные слабости. По его ходатайству были возвращены из ссылки греческие ученые братья Лихуды, которые стали первыми учителями образованного митрополитом Иовом в 1706 году Новгородского греко-славянского духовного училища. Для училища было выстроено специальное двухэтажное здание за счет средств Софийского собора. Ученики же, которых насчитывалось до 153 человек, содержались за счет домовой казны митрополита. В деле развития просвещения митрополит Иов был прогрессивен для своего времени. Его епархия являлась образцом для других епархий. Основанное им духовное училище стало центром развития образования не только в Новгородской епархии, но и в других. По рекомендации Священного Синода, многие епархии стали обращаться к митрополиту Иову за учителями из числа воспитанников училища.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Новый летописец (IV) К оглавлению 72. О Федоре Никитиче с братьями. Царь же Борис, помышляя себе, что извел царский корень, повелев убить царевича Дмитрия, а потом и государь царь Федор Иванович преставился, желая царских последних родственников извести: братьев царя Федора Ивановича Федора Никитича с братьями, а родство их ближнее — царица Анастасия да Никита Романович от единых отца и матери; от царицы Анастасии Романовны царь Федор Иванович, а от Никиты Романовича — Федор Никитич с братьями. Царь же Борис не мог их видеть, желая оставшийся царский корень извести, и многих подучал людей их на своих господ донести; и по тем доносам хватал у них [Романовых] людей многих, которые за них стояли, и пытал их разными пытками; они же на государей своих ничего не говорили, терпели за своих государей в правде, не ведая за государями своими ничего [худого]. Потом же вложил враг [умысел] в раба в Александрова человека Никитича во Второго Бартенева. Тот же Второй был у Александра Никитича казначеем и замыслил, яко же в древности окаянный Яким Кучкович умыслил на государя своего на князя Андрея Боголюбского и пришел к братии своей со словами: «Идем, убьем государя своего, князя Андрея», — так и свершилось; так же и сей окаянный Второй пришел тайно к Семену Годунову и возвестил ему: «Что царь повелит сделать над государями моими, то и сотворю». Семен же был рад и возвестил [о том] царю Борису. Царь же Борис повелел сказать ему [Второму] о своем великом жаловании. Семен же, замыслив со Вторым, положил всякое коренье в мешки и повелел ему положить [мешки] в казну Александра Никитича. Тот же Второй сотворил это и пришел доносить на государя своего, и про то коренье возвестил. Царь же Борис послал окольничего Михаила Салтыкова с товарищами и повелел расследовать [это дело]. Тот же окольничий Михаил поехал с тем Вторым и мешки с кореньем взял, иного ничего не искал, зная, что в доме ничего неправедного нет; и привезли те мешки на двор к патриарху Иову, и повелел [Михаил Салтыков] собрать всех людей, и то коренье из мешков повелел выложить на стол, будто то коренье найдено у Александра Никитича, и того доносчика Второго поставили тут в свидетели.

http://sedmitza.ru/lib/text/439321/

Первым, кому русский Патриарх протянул руку помощи, был грузинский народ. Еще в конце XV в. Иверский князь просил помощи у великого князя Московского в его борьбе с персами. В те времена Московскому князю еще трудно было оказать действенную помощь единоверному народу Грузии. К середине XVI в. положение грузинского народа еще более ухудшилось: находясь под владычеством Персии, постоянно испытывая набеги турок, перенося от тех и других врагов гонения за христианскую веру, он утратил древнюю чистоту ее. Доведенный жестокими врагами до скорбного состояния, грузинский царь Александр в конце 1586 г. обратился к царю Феодору Иоанновичу с тем, чтобы он принял Грузию под свое покровительство. Царь Феодор дал свое согласие, и тогда в 1588 г. Александр вновь обратился в Москву, на этот раз к Предстоятелю Русской Церкви Святителю Иову, с просьбой ходатайствовать перед русским государем о поддержке Грузии и Грузинской Православной Церкви. Он просил Митрополита Иова прислать в Грузию «для исправления православный веры христианский учительных людей» . В ответ Преосвященный Иов писал, что русский царь «землю твою Иверскую взял в свое царское достояние под свою руку. Мы же царю усердно, с желанием, о тебе вспоминали. И благочестивый царь по твоему прошению и молению тебя пожаловал» . Митрополит Иов обратил внимание Феодора Иоанновича на внутреннее расстройство Грузинской Церкви. Ссылаясь на рассказы грузинских послов, он обрисовал царю бедственное положение их Церкви: духовенство забыло уставы Вселенских Соборов и святые обряды богослужения, храмы запустели и лишились своего благолепия . Русская Церковь отозвалась на призыв братьев по вере: в Грузию были отправлены два монаха Троице-Сергиева монастыря — соборный старец Закхей и иеромонах Иосиф, а также два священнослужителя из московского Чудова монастыря. Им было поручено заняться исправлением обрядовой стороны Грузинской Церкви. Дополнительно были посланы еще и три иконописца для воссоздания благолепия древних грузинских храмов. С ними Предстоятель Русской Церкви отправил в подарок братской Церкви несколько икон, которые, по словам царя Александра, были приняты в Грузии, «как Моисей принимал богописанный закон» .

http://sedmitza.ru/lib/text/439788/

Повесть о житии царя Федора Ивановича Подготовка текста В. П. Бударагина, перевод и комментарии А. М. Панченко «Повесть» написана в царствование Бориса Годунова, то есть между 1598 и 1605 гг. Автор «Повести» Иов в молодости принял постриг в Старице, в Успенском монастыре, где около 1569 г. стал архимандритом. Впоследствии настоятельствовал в столичных монастырях, Симоновом и Новоспасском. С апреля 1581 г. – епископ Коломенский, с января 1586 г. – архиепископ Ростовский, с 11 декабря 1586 г. – митрополит Московский и всея Руси. Иову было суждено стать первым русским патриархом (посвящен в кремлевском Успенском соборе 25 января 1589 г.). Близкий к Борису Годунову, Иов остался верен и несчастному его сыну Федору Борисовичу, убитому сторонниками Лжедмитрия. В июне 1605 г. приверженцы самозванца «свели» Иова с патриаршества, схватив его во время службы в Успенском соборе и ограбив его палаты. На убогой телеге Иов был увезен в Старицу; там, ослепший, он умер 19 июня 1607 г. Иов был довольно плодовитым автором. Ему принадлежат «Духовная грамота» (с автобиографией и панегириком Борису Годунову), ряд посланий (царице Ирине по случаю смерти ее дочери Федосьи, грузинским царю и митрополиту, и др.), канон и службы Иосифу Волоцкому по случаю установления общерусского праздника этому святому. Творческие установки и стиль Иова типичны для официальной литературы «второго монументализма» с ее жесткой этикетностью, пышной риторикой и даже демагогией. В «Повести» Иов изображал не столько то, «что было», сколько то, «что должно было быть». Это сказывается в отборе фактов, в их интерпретации, в обрисовке главных персонажей. Их в «Повести» три: последний монарх из дома Калиты Федор Иванович (1557–1598, венчался на царство 31 мая 1584 г.); его ровесница и жена (с 1580 г.) Ирина Федоровна Годунова, которая, овдовев, постриглась в Новодевичьей обители с именем Александры; царский шурин Борис Федорович Годунов, достигший полноты власти уже в царствование Федора Ивановича (Годунов получил высшие чины «конюшего боярина», «царского слуги», а также особый, ранее в государственной практике не существовавший титул «изрядного правителя»).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Своими грехами мы, братие, удаляем себя от Бога, навлекаем на себя праведный гнев Его. Святые же угодники Божии ближе нас стоят к Богу и по своей любви молят за нас пред престолом Божиим. Посему и слово Божие научает нас обращаться к молитвам святых, как сильных пред Богом. Так некогда Сам Бог повелел Авимелеху царю герарскому, которому угрожала опасность умереть за свой грех, просить молитв за себя у праведного Авраама, говоря: пророк, есть, и помолится о тебе, и жив будеши ( Быт.20:7 ). Подобным образом и прогневавшим Бога друзьям Иова, чтобы отклонить последствия сего гнева, Бог повелел просить молитв сего праведника, сказав им: «пойдите к рабу Моему, Иову, и принесите за себя жертву; и раб Мой Иов помолится за вас, ибо только лице его Я приму, дабы не отвергнуть вас, и, когда они сделали так, Господь принял молитву Иова ( Иов.42:8–9 ). Посему иудеи, веруя в силу молитв праведников, просили их, чтобы они ходатайствовали за них? пред Богом, напр. Самуила; и Бог, как свидетельствует слово Божие, принимал молитву Самуила за народ ( 1Цар.7:8–9 ). Равным образом и апостолы признавали силу молитв праведников. При всей своей святости они просили у верующих молитв за себя. Молю вы, братие, писал апостол Павел Римлянам, Господем нашим Иисусом Христом и любовию духа, споспешествуйте ми в молитвах о мне к Богу ( Рим.15:30 ) и Солунянам: братие, молитеся о нас ( 1Сол.5:25 ). Св. апостол Иаков, наставляя верующих молится друг за друга, прибавляет: много бо может молитва праведного споспешествуема (усиленная ( Иак.5:16 ). Если же, братие, слово Божие научает обращаться к молитвам святых, пока они еще на земле, и называет эти молитвы сильными пред Богом, то тем более мы должны обращаться к молитвам святых, когда они переселяются на небо и соединяются со Христом ( Рим.8:17 ; Флп.1:23 ). Вот почему и св. пророк Давид, обращаясь с молитвою к Богу, взывал: Господи Боже Авраама и Исаака и Израиля, отец наших. Он призывал святых патриархов с верою, что Господь ради их услышит его молитву. Точно также и ныне, братие, Православная Церковь призывает Христа истиннаго Бога нашего, молитвами Пречистыя Его Матери и всех святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010