А.Г. Долженко Скачать epub pdf О богатстве праведном С древнейших времен во всех странах и во все времена люди стремились к богатству. Это обусловлено тем, что богатство позволяло удовлетворять людям их прихоти и потребности, иметь сытую безбедную и весёлую жизнь. С распространением христианства резко изменилась философская оценка морально-нравственных и материальных ценностей. Человечество стало задумываться о спасении души. Истинным богатством стали считаться сокровища небесные, а не земные блага. А по поводу богатства люди услышали слова Иисуса Христа о том, что «трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие!» ( Мар.10:24 ). Однако Иисус Христос осуждая богатство греховное, не запрещает богатства праведного, употребляемого на добрые дела. Итак, что же можно считать богатством праведным? Во всех отношениях безгрешным и праведным богатством считается то богатство, которое даровал за праведную жизнь человеку Господь. Например, в виде богатого наследства, случайной находки и т.д., без личного участия человека в приобретении богатства. Праведным богатством считается также то богатство, которое человек достиг честным трудом по благословению Божьему. Благословение Божье создает благоприятные условия, при помощи которых человек своим честным трудом создает себе богатства. К благословленному Богом богатству относится богатство, которое человек расходует на Богоугодные дела и не употребляет на грех. Таким образом, богатство праведное представляет собой честный труд в соединении с Божьим благословением. Например, Патриарх еврейского народа Исаак, применяя честный и добросовестный труд, сумел праведным путем увеличить свое богатство. Он посеял ячмень и взял урожая со своего посева во сто крат больше. «И сеял Исаак в земле той и получил в тот год ячменя во сто крат: так благословил его Господь» ( Быт.26:12 ). Долготерпеливый Иов, за страдания и проявленное при этом терпение, также получил богатство от Бога. Господь не только вернул Иову всё потерянное имущество, но и в два раза умножил ранее существовавшее богатство Иова. «И возвратил Господь потерю Иова, ... и дал Господь Иову вдвое больше того, что он имел прежде» ( Иов.42:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/nagorna...

28 марта 2024 г. Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Православие, психология и психиатрия Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Ожидаемая многословная немота: об ответе Д.М. Гзгзяна о. Иову (Гумерову) В рамках полемики, вызванной обсуждением догматических воззрений ректора Свято-Филаретовского института иерея Георгия Кочеткова и особенностей церковной жизни его общины, публикуется комментарий диакона Владимира Василика к ответу Д.М. Гзгзяна на публикацию иеромонаха Иова (Гумерова). Статья Полемика, связанная с теорией и практикой общины о.Георгия Кочеткова, продолжается. На обстоятельную и вдумчивую статью иеромонаха Иова Гумерова практически моментально поступил отзыв кандидата филологических наук, заведующего кафедрой богословских дисциплин Д.М. Гзгзяна. Но временами торопливость не является достоинством, скорее наоборот: «Избави мя от диавольского поспешения». К сожалению, отзыв этот основательным признать нельзя. По целому ряду причин: 1.   Конспирология . Появление статьи о. Иова объясняется происками врагов замечательного катехизатора, проповедника о. Георгия Кочеткова, несбывшимися ожиданиями неких репрессий. А причина — на поверхности, Заостровский раскол, деятельность о. Иоанна Привалова, не пускавшего к причастию не катехизированных им прихожан, в результате которой священноначалию пришлось принимать меры для сохранения единства Церкви, о котором говорит Святейший Патриарх Кирилл в цитате, приведенной Д.М. Гзгзяном: «Церковное свидетельство невозможно без церковного единства...» Вот как раз забота о церковном единстве и подвигла о. Иова на скорбные размышления о природе подобных действий, смущающих церковный мир, а они являются прежде всего догматическими. Зачем удивляться и искать потаенных врагов, некие секретные пружины и несбывшиеся ожидания? Причины — на поверхности. «Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться?»

http://bogoslov.ru/article/3150895

Творения Творения Гермогена Московского — великого пастыря и общественного деятеля времен Смуты. Это знаменитые воззвания патриарха, агиографические сочинения и послание-обличение клирикам и мирянам из-их фактически наплевательского отношения к богослужению. Воззвания Гермогена — фактически призыв к моральному возрождению, к покаянию, к восстановлению гражданского мира и законности. «Послание наказательное» можно расширительно  толковать в том же ключе, но в рамках богослужения. Агиографические творения священномученика уже не призывают, а рисуют идеал: мученики, погибшие в Казанском ханстве, святители Гурий и Варсонофий, обретение мощей святителя Алексия Киевского и история Казанской иконы Божьей Матери. В собрание вошли: Грамота в Нижний Новгород Богомольная грамота о мятеже в Северских и Рязанских городах Богомольная Грамота патриарха Ермогена митрополиту Ростовскому и Ярославскому Филарету О молебствии во всех церквах, по случаю войны царя Василия Иоанновича с приверженцами второго самозванца, укрепившимися в селе Коломенском. Грамота Ермогена, митрополита Казанскаго и Астраханскаго, святейшему Иову, патриарху всея России, О дозволении совершать в пределах Казанской митрополии память о християнских воинах, погибших в борьбе с татарами, и о казанских мучениках, пострадавших за веру, Иоанне Новом, Стефане и Петре. Две грамоты к изменникам, пытавшимся свергнуть царя Василия Житие и жизнь иже во святых отец наших, Гуриа, перваго архиепископа новопросвещеннаго града Казани, и Варсонофия, епископа Тферскаго, Казанских чудотворцов. Обретение честных и многоцелебных мощей иже во святых отца нашего Алексия, митрополита Киевскаго Повесть и чюдеса Пречистые Богородицы, честнаго и славнаго Ея явления образа, иже в Казани Послание наказательне Гермогена, патриарха Московскаго и всея Русии ко всем людям, паче же к священником и диаконом Источник: Творения святейшаго Ермогена, Патриарха Московскаго и всея России, с приложением чина поставления в Патриарха. — Издание Церковной Комиссии по чествованию юбилейных событий 1612, 1613 и 1812 годов. — М.: Печатня А. И. Снегиревой, 1912. — С. 100-101. Богомольная грамота о мятеже в Северских и Рязанских городах

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=107...

IV. Въезд и венчание Бориса на царство 26-го февраля, в прощёное воскресенье на масленице, царь Борис Феодорович совершил торжественный въезд в Москву. Народ встретил его пред стенами города и поднёс ему хлеб, кубки, соболя, жемчуг и иные царские дары. Но новый царь принял только хлеб, „сказав, что богатство в руках народа ему приятнее, нежели в казне». У врат Успенского собора царя встретил святейший патриарх Иов с духовенством со крестами и иконами. Отпев молебен, патриарх вторично благословил на царство „Богом избранного государя, царя и великого князя Бориса Феодоровича», осенив его крестом животворящего Древа, и по благословении пели царское многолетие „государю, Богом избранному, и Богом возлюбленному, и Богом предпочтённому царю и великому князю Борису Феодоровичу, всея Руси самодержцу, и его благоверной и христолюбивой царице и великой княгине Марии, и их благородным чадам, благоверному царевичу Феодору Борисовичу и благоверной царевне Ксении». В это время патриарх, духовенство, бояре и всенародное множество радостно поздравляли царя, а патриарх, благодаря Бога, воскликнул: „Благословен Бог , ибо не презрел нашего моления, услышал вопль и рыдание христиан, преложил их скорбь на веселие, и даровал нам царя, которого мы денно и нощно просили со слезами!» Отслушав обедню в Успенском соборе, царь Борис пошёл „прощаться» сначала в Архангельский собор, где, поклоняясь гробницам великих князей и царей московских, говорил со слезами: – Великие государи! Хотя телом от своих великих государств вы и отошли, но духом всегда пребываете неотступно и, предстоя пред Богом, молитву творите: помолитесь и обо мне и помогите мне! Из Архангельского собора пошёл в Благовещенский и потом к патриарху Иову. Долго побеседовав с ним наедине, царь испросил у него прощение, простился с духовенством и боярами и, совершив сей трогательный обряд прощения, возвратился снова в Новодевичий монастырь, предупредив, что в монастыре он пробудет у вдовствующей государыни царицы инокини Александры до Светлого Христова Воскресения, так как царица ещё была больна от перенесённой печали.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Georg...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Патриарх Кирилл: «Вечная ему память!» На 83-м году жизни отошёл ко Господу митрополит Иов (Тывонюк) 02.12.2020 1327 Время на чтение 7 минут Во вторник, 1 декабря, на 83-м году жизни, от осложнений, вызванных коронавирусной инфекцией, скончался митрополит Иов (Тывонюк), пребывавший на покое при храме Ризоположения на Донской улице г. Москвы . Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выразил соболезнования в связи с кончиной митрополита Иова (Тывонюка), сообщает Патриархия.ru. «Со скорбью узнал о кончине после продолжительной болезни Преосвященного Иова (Тывонюка) — бывшего митрополита Челябинского, пребывавшего на покое в московском храме Ризоположения на Донской, - говорится в Патриаршем послании. - Почивший архипастырь прошел большой жизненный путь, исполненный многих трудностей и испытаний. Ещё в юности он принял твердое решение посвятить себя Господу и трудился послушником сначала в Почаевской лавре и в Свято-Троицком Балтском монастыре в Одесской епархии, а затем в обители Преподобного аввы Сергия, где и принял монашеский постриг и священный сан. Господь судил владыке Иову нести служение на различных ответственных поприщах: многие годы он работал в Отделе внешних церковных связей, долгое время являлся заместителем председателя Отдела, активно участвовал в подготовке к юбилейному празднованию 1000-летия Крещения Руси». «Премудрым промыслом Вседержителя почившему было определено управлять Челябинской епархией, заботиться о благоустроении и развитии церковной жизни на Урале. Без малого 15 лет владыка Иов совершал эти важные труды, имел деятельное попечение о врученных ему овцах словесного стада Христова, возрастании их в вере, любви ко Господу и ближним. Молюсь Милостивому и Долготерпеливому Богу, дабы Он упокоил душу новопреставленного Своего служителя во обителях небесных, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная. Вечная ему память!» - заключил Святейший Патриарх Кирилл. Краткая справка:

http://ruskline.ru/news_rl/2020/12/02/pa...

Патриарх Гермоген родился около 1530 года в Казани и в молодости служил клириком в казанском спасо-преображенском монастыре под руководством основателя этого монастыря, св. Варсонофия, в 1568 году оставившего свою епископскую кафедру в Твери и удалившегося на покой, в основанный им вместе со св. Гурием Казанским, монастырь. В 1579 году, мы видим Гермогена в сане приходского священника в Казани при церкви св. Николая в Гостином ряду. В этом 1579 году, в присутствии Г., произошло явление и обретение чудотворной казанской иконы Божией Матери; при виде чудотворной иконы Г., как рассказывает он сам о себе, прослезился и с благословения архиепископа казанского Иеремии отнес св. икону на своих руках в ближайший храм св. Николая Тульского; это было 8 июля 1579 года. Впоследствии, в 1594 году, Г. составил сказание о явлении этой иконы и о совершившихся от нее чудесах. Вскоре, после обретения св. иконы, Г. принимает иночество и поставляется в архимандриты казанского спасо-преображенскаго монастыря; в 1582 году, мы видим его уже в этом сане. 13 мая 1589 года Г. был посвящен в архиерейский сан на казанскую кафедру и первый начал собой ряд митрополитов казанских, после введении патриаршества в России. Управление Г. казанской кафедрой ознаменовано следующими деяниями. В январе 1592 года, Г. писал патриарху Иову, что в Казани, доселе, не совершается поминовение по русским воинам, павшим при взятии Казани и просил установить для этого определенный день. Писал, вместе с тем, о трех мучениках, пострадавших в Казани за христианскую веру, Иоанне, Стефане и Петре, и выражал сожаление, что эти мученики, доселе, не вписаны в синодик, который читается в неделю православия, и им не поется вечная память. В ответ Г., патриарх прислал от 25 февраля указ; по всем православным воинам, убитым под Казанью и в пределах казанских, совершать в Казани и по всей Казанской митрополии панихиду в субботу после Покрова Пресв. Богородицы и вписать их в большой синодик, читаемый в неделю православия; повелел также вписать в этот синодик и трех мучеников казанских, а день для поминовения их предоставил назначить самому Г. Г., объявляя патриарший указ по своей епархии, прибавил от себя, чтобы по всем церквам и монастырям служили панихиды по казанским мученикам и поминали их на литиях, и на обеднях 24 января.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Krem...

Послания и поучения патриарха Иова Историко-литерат. очерк Опубликовано: Русский паломник. 1914. С. 55–57. Первый патриарх всероссийский Иов оставил по себе довольно богатый вклад в древнерусскую церковную письменность. Многие его поучения и послания, к счастью для потомства, сохранены в нашей исторической литературе». Кроме непосредственной высокой ценности редкого памятника церковно-исторической письменности, творения первого патриарха всероссийского дороги еще тем всякому истинно верующему человеку, что ярко и полно обрисовывают светлый облик первосвятителя российской церкви, с его смирением, с его любвеобильной, богобоязненной душой. Из творений патриарха Иова сохранились: «Повесть о честном житии благоверного и благородного государя, царя и великого князя Феодора Иоанновича»; две речи патриарха Иова к царю Борису; обширное послание патриарха Иова к грузинскому царю Александру; послание грузинскому митрополиту Николе; духовная грамота патриарха Иова; грамота от Иова, патриарха московского, к цареградскому патриарху Иеремии; грамота Иова митрополиту Гермогену... Из этих древних памятников церковной письменности можно вывести многое. Например, мы видим, какой любовью и каким почитанием царя Бориса Годунова пользовался патриарх Иов. В посланиях своих к Иову Борис именует его «истине изыскателем отеческого предания, от Бога препрославленным ревнителем благочестия, твердым столпом православия, источником духовных учений» и т. п. Далее, видно, с каким смирением, с какой скромностью относился сам патриарх Иов к своим творениям. Так, в повести «о честном житии благоверного, благородного и христолюбивого государя, царя и великого князя Феодора Иоанновича», он называет убогим и грубым свой разум. То же самое говорить он и в своей духовной грамоте, хотя и в совершенно другой, значительной более мягкой, форме. Между тем, с точки зрения духовного красноречия, творения первого всероссийского патриарха отнюдь не заслуживали такой строгой оценки. В них имеются яркие уподобления, живые образы... Например, возьмем весьма

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Первые, но уже ярко выраженные черты этого почитания в отношении к сосланному Патриарху обнаруживаются со стороны настоятеля Успенского Старицкого монастыря преподобного архимандрита Дионисия († 1633; память 12 мая), а вместе с ним и братии. Как уже отмечалось, приказ Лжедмитрия о строжайшем содержании Святителя Иова в заточении преподобный Дионисий не только проигнорировал, но, более того, предпринял все меры к тому, чтобы смягчить страдания убеленного сединами старца. Стражники, доставившие Святейшего Патриарха Иова, были отправлены, а сам настоятель «со всею братиею и со многими горькими слезами, не ведый, что сотворити великому пастырю, и молит, и просит, что повелит и что укажет еже о себе Так был встречен Патриарх в своей родной обители, где некогда начинал постигать под руководством святителя Германа великую школу иноческого смирения и нелицемерного братолюбия и где впоследствии настоятельствовал, преподавая братии уроки благочестия и духовного наставничества. И быть может, именно в эти минуты монашеское сердце Первосвятителя как никогда исполнялось радостью и утешением, ибо его опытному взору открылись поистине нетленные плоды жертвенности и великодушия, те самые плоды, в созидании которых он ощутил и свою бескорыстную иноческую причастность. Духовная общность Святителя Иова и преподобного Дионисия - тема, заслуживающая особого внимания. Не вдаваясь в детальный анализ этой важной, еще не получившей своего освещения в церковной литературе, темы, отметим основные вехи взаимоотношений этих столпов Православия. Поражает общность некоторых биографических данных, близость и единство их жизненных судеб. Так же, как и Патриарх, преподобный Дионисий родился на Тверской земле; оба приняли постриг в Старицком Успенском монастыре, тот и другой в течение нескольких лет были настоятелями этой Во время поездки Патриарха Иова в Москву в феврале 1607 г. для принятия покаяния москвичей преподобный Дионисий сопровождал Несомненно, к тому времени их связывала искренняя и глубокая дружба, основанная на единстве мировоззрения, которое в свою очередь выражалось как в патриотическом служении Отечеству в годы польско-литовской интервенции, так и в пастырском служении Церкви, испытывавшей в те времена из-за недостатка просвещения большие беды. Как отмечают исследователи, именно в Москве, благодаря Святителю Иову состоялась встреча святого Патриарха Гермогена († 1612; память 17 февраля и 12 мая) и преподобного положившая начало их совместному служению Церкви и Отечеству.

http://sedmitza.ru/text/723853.html

Первые, но уже ярко выраженные черты этого почитания в отношении к сосланному Патриарху обнаруживаются со стороны настоятеля Успенского Старицкого монастыря преподобного архимандрита Дионисия († 1633; память 12 мая), а вместе с ним и братии. Как уже отмечалось, приказ Лжедмитрия о строжайшем содержании Святителя Иова в заточении преподобный Дионисий не только проигнорировал, но, более того, предпринял все меры к тому, чтобы смягчить страдания убеленного сединами старца. Стражники, доставившие Святейшего Патриарха Иова, были отправлены, а сам настоятель «со всею братиею и со многими горькими слезами, не ведый, что сотворити великому пастырю, и молит, и просит, что повелит и что укажет еже о себе творити» . Так был встречен Патриарх в своей родной обители, где некогда начинал постигать под руководством святителя Германа великую школу иноческого смирения и нелицемерного братолюбия и где впоследствии настоятельствовал, преподавая братии уроки благочестия и духовного наставничества. И быть может, именно в эти минуты монашеское сердце Первосвятителя как никогда исполнялось радостью и утешением, ибо его опытному взору открылись поистине нетленные плоды жертвенности и великодушия, те самые плоды, в созидании которых он ощутил и свою бескорыстную иноческую причастность. Духовная общность Святителя Иова и преподобного Дионисия — тема, заслуживающая особого внимания. Не вдаваясь в детальный анализ этой важной, еще не получившей своего освещения в церковной литературе, темы, отметим основные вехи взаимоотношений этих столпов Православия. Поражает общность некоторых биографических данных, близость и единство их жизненных судеб. Так же, как и Патриарх, преподобный Дионисий родился на Тверской земле; оба приняли постриг в Старицком Успенском монастыре, тот и другой в течение нескольких лет были настоятелями этой обители . Во время поездки Патриарха Иова в Москву в феврале 1607 г. для принятия покаяния москвичей преподобный Дионисий сопровождал Первосвятителя . Несомненно, к тому времени их связывала искренняя и глубокая дружба, основанная на единстве мировоззрения, которое в свою очередь выражалось как в патриотическом служении Отечеству в годы польско-литовской интервенции, так и в пастырском служении Церкви, испытывавшей в те времена из-за недостатка просвещения большие беды. Как отмечают исследователи, именно в Москве, благодаря Святителю Иову состоялась встреча святого Патриарха Гермогена († 1612; память 17 февраля и 12 мая) и преподобного Дионисия , положившая начало их совместному служению Церкви и Отечеству.

http://sedmitza.ru/lib/text/439794/

Сортировать по Исключить новости Сегодня Русская Православная Церковь празднует память священномученика Патриарха Ермогена 2 марта, 2011. Редакция " Правмира " Священномученик Ермоген, Патриарх Московский и всея Руси, происходил из донских казаков. По свидетельству самого Патриарха, он был священником в городе Казани при казанской гостинодворской церкви во имя святителя Николая. Вскоре он принял монашество и с 1582 года был архимандритом Спасо-Преображенского монастыря в Казани. 13 мая 1589 года хиротонисан и стал первым Казанским митрополитом. В служение Святейшего Патриарха в Казани совершилось явление и обретение чудотворной Казанской иконы Божией Матери. Будучи еще священником, он, с благословения тогдашнего Казанского архиерея Иеремии, переносил новоявленную икону с места обретения в церковь во имя святителя Николая. Обладая незаурядным литературным дарованием, святитель сам составил в 1594 году сказание о явлении чудотворной иконы и совершившихся от нее чудесах. В 1591 году святитель собирал в кафедральный собор новокрещенных татар и в течение нескольких дней наставлял их в вере. В 1592 году были перенесены мощи святителя Германа, скончавшегося в Москве 6 ноября 1567 года, во время моровой язвы, и погребенного у церкви во имя святителя Николая. По благословению Патриарха Иова (1589 — 1605) святитель Ермоген совершил их погребение в Свияжском Успенском монастыре. 9 января 1592 года святитель Ермоген направил Патриарху Иову письмо, в котором сообщал, что в Казани не совершается особое поминовение православных воинов, жизнь положивших за веру и Отечество под Казанью, и просил установить определенный день памяти. Одновременно он сообщал о трех мучениках, пострадавших в Казани за веру Христову, из которых один был русский, по имени Иоанн, родом из Нижнего Новгорода, плененный татарами, а двое других, Стефан и Петр, новообращенные татары. Святитель выражал сожаление, что эти мученики не были вписаны в синодик, читавшийся в Неделю Православия, и что им не пелась вечная память. В ответ святителю Ермогену Патриарх Иов прислал указ от 25 февраля, который предписывал «по всем православным воинам, убитым под Казанью и в пределах казанских, совершать в Казани и по всей Казанской митрополии панихиду в субботний день после Покрова Пресвятой Богородицы и вписать их в большой синодик, читаемый в Неделю Православия», повелевалось вписать в тот же синодик и трех мучеников казанских, а день их памяти поручалось определить святителю Ермогену.

http://pravmir.ru/segodnya-russkaya-prav...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010