7 февраля 1944 г. митрополит Анастасий назначил прот. Евгения Яржемского дивизионным священником на правах благочинного. Одновременно шло устройство полковых храмов. Со стороны командования митрополит Анастасий в этом вопросе встречал полное понимание. 23 марта 1944 г. генерал Паннвиц издал приказ, регламентирующий деятельность духовенства дивизии: «...я приказываю принять все меры для того, чтобы работа священников всеми мерами была бы поддержана. Командиры частей мне ответственны, чтобы работа священников проводилась без препятствий, и от отделения 1с/4д в соглашении с командирами частей назначенные часы богослужения точно удерживались бы. Нормальная [воинская] служба, с исключением боевых действий в назначенные часы богослужения отпадает». 1202 И все-таки в дивизии ощущалась явная нехватка духовенства. 2 апреля прот. Е. Яржемский писал митр. Анастасию: «Приближаются пасхальные праздники, а у нас в дивизии не хватает еще трех священников». Также в своем письме он выражал просьбу, чтобы прибывшие священники привезли с собой все необходимое для богослужения: «Св. Антиминс, облачение, сосуды, иконы, крест, евангелие, кадило и необходимые богослужебные книги. Без всего этого его приезд не имеет никакого смысла». 1203 Интересный факт: чтобы компенсировать отсутствие богослужения в некоторых полках, с благословения владыки Анастасия пасхальная заутреня передавалась для них по радио. Осенью 1944 г. митр. Анастасий занялся подбором духовенства для резервных и запасных казачьих частей, были сделаны два назначения священнослужителей на территории Германской епархии: 14 октября священник 5-го казачьего полка Иосиф Перетрухин был назначен в казачьи лагеря Виллах и Доллерсгейм, а 24 октября бывший законоучитель Донского Девичьего института в Югославии прот. Василий Бощановский назначен военным священником при штабе атамана Донского казачьего войска генерал-лейтенанта Г. В. Татаркина в Виллахе. 1204 В конце 1944 г. военная ситуация на Балканах резко обострилась, и казачьей дивизии пришлось вести тяжелые бои с наступавшими болгарскими и югославскими партизанскими частями. 25 декабря 1944 г., в Рождество по новому стилю, казаки впервые вступили в бой с советскими войсками: на реке Драве выдержали сражение с 233-й стрелковой Кременчугско-Знаменской дивизией. Некоторые историки даже называют этот бой «последней битвой гражданской войны». 1205

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Теперь место полигона, место безграничной общей могилы благо­устраивается год от года. Замечено, что каждый раз, когда собираешься на литургию в Бутово, надо приготовиться к определённым трудностям. Их посылает нам небо, наше обычное подмосковное небо, которое в считанные часы может из ласкового, светлого, голубого, тёплого превратиться в хмурое, тяжёлое, холодное, угрожающее дождём или снегом. Бывало всякое за эти го­ды — и от жары изнемогали, и под дождём мокли, и от холод­ного ветра замерзали… Бог миловал, не заболевали, не простужались… Так было и в этот раз. Накануне светло, тепло, солнечно. Утром — серые низкие ту­чи, холодно. Утепляемся как можем, зная, что стоять придётся несколько часов под открытым небом. Только бы не было дождя… Летим в автобусе без остановок почти к самому полигону. При­ехавшие машины-легковушки выпускали священников, тут же, в лесочке и на обочине облачавшихся в ярко-красные пасхальные фелони. Хотя это южное направление, но зеленеют пока ещё только кое-где берёзки. Липы и дубы ещё голые. На ограждённой территории аккуратные дорожки, кое-где клумбы с цветущими анютиными глазками. К кресту ведёт выложенная плит­кой широкая тропа. Неподалёку — площадка, на которой несколько аналоев. Кое-где уже стоят священники и исповедуют. К другим, ждущим аналоям подходят ещё и ещё священники, обрастая тут же довольно плотной толпой. Как всегда место служения огорожено “железками” и живой цепью милиционеров, смотрящих на толпу застывшим взглядом. Мы заметили настил и, уже никуда не двигаясь, примкнули к толпе. И нам на нём место нашлось. Это хорошо придумали, стоять на досках теплее, чем на холодной мокрой земле. Нам мало что было видно, но всё слышно. Стали читать часы. Ветер трепал хоругви и “крышу” над престолом. Казалось, что материал не выдержит и белая ткань вот-вот разорвётся. Но всё уцелело. На вершине старой липы, под которой мы раньше стояли, пела пташка. Зазвонили колокола. К тем, которые здесь уже свои, присоединились и новые, повешенные на колокольне нового собора.

http://pravmir.ru/k-novomuchenikam/

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance 7 изобретений Ивана Кулибина 2 мин., 11.08.2018 Идеи «русского Леонардо да Винчи» нашли применение в современном машиностроении, медицине и строительстве. Само его имя стало нарицательным. Но что именно он изобрел?   1  " Водоход " В 1804 году Кулибин построил водоход – речное судно с водоотталкивающим мотором, позволяющим двигаться против течения. Идея появилась у него ещё в детстве: будучи маленьким мальчиком он был потрясен картиной тяжёлого труда волжских бурлаков. С тех пор он мечтал создать то, что сможет облегчить им жизнь.     2  " Одноарочный мост " Первая в истории модель 298-метрового одноарочного моста была сконструирована Кулибиным в 1769-1787 годах. Деревянный макет с решетчатыми фермами разместился в Таврическом саду, на несколько лет соединив берега речного канала. Настоящий мост так и не был построен, но Иван Кулибин вошёл в историю как человек, который ввёл идею моделирования сооружений в практику мостостроения.   3  " Самокатная повозка " В 1791 году Кулибин собрал механический экипаж, ход которому давал человек, крутящий педали, а не привычная упряжка лошадей. Более того, он оснастил её коробкой скоростей, тормозами и маховиком. Кулибинская трёхколёсная самокатная коляска оказалась " матерью " автомобиля Карла Бенца.   4  " Поднимающееся кресло " Лифт для Екатерины II тоже изобрёл Иван Кулибин. Он представлял собой небольшое кресло, на винтах перемещающееся вниз и вверх, и служило как для развлечения придворных, так и для удобства самой Императрицы.   5  " Механическая нога " Кулибин усовершенствовал протезную систему. Он создал " механическую ногу " для поручика Сергея Непейцына, пострадавшего при штурме Очакова. С тех пор Непейцына прозвали " железная нога " , а идея Кулибина позже получила своё развитие во Франции.   6  " Часы в пасхальном яйце " В 1764-1767 годах Иван Кулибин создал уникальные по тем временам часы, которые, по его задумке, должны были быть достойны самой Екатерины II. Корпусом стало золотое яйцо. Его мастер-самоучка оснастил часовым, боевым и курантовым механизмами. Там же поместился и театр-автомат: каждый час подвижные фигурки Жён Мироносиц и Ангела под трёхкратное " Христос Воскресе " разыгрывали сцену из Евангелия о Воскрешении Иисуса Христа. Для сбора таких часов Кулибину потребовалось 427 деталей и 5 лет работы.

http://foma.ru/7-izobreteniy-ivana-kulib...

Из «чина действия, каким образом совершалось» коронование, оказывается, что государь утреню «слушать изволил с вечера», а к обедне благовест начался в половине 8 часа. В 1795 году был напечатан «чин священнослужения и обрядов, наблюдаемый в Большом Успенском соборе». В конце его помещено расписание: «В какие часы котораго дня чрез весь год к вечерням, утреням, всенощным, литургиям и часам благовест производится». По этому расписанию в день Св. Пасхи положено совершать благовест «к утрени в час пополунощи, к литургии в шесть часов пополунощи». В начале текущего столетия 17 этот чин с тем же расписанием был повторен изданием. Преосвященный Августин в 1815 году, 8 апреля, только подтвердил прежние указы не начинать в Москве благовеста раньше соборного. Приснопамятный Филарет, митрополит московский, навсегда узаконил полуночный благовест к пасхальной заутрене. В марте 1849 года он предписал московским церквам следующие пункты: «1) Вообще не начинать благовеста к церковным служениям ранее благовеста Успенскаго собора. «2) Пред утренею в день Святыя Пасхи на колокольнях должны быть причетники надежные и осмотрительные; и не излишне им иметь при себе часы для предосторожности против преждевременнаго погрешительнаго благовеста. «3) Если будут в Кремле пред утренею Пасхи пушечные выстрелы (которых должно быть три в продолжение часа), то также по предосторожности, не руководствоваться ими для благовеста. «4) Для начатия благовеста к утрене Пасхи слушать успенскаго колокола и первый удар в него прослушать в молчании, а по второму начинать благовест. «5) Колокольням, отдаленным от Кремля, которыя могут не услышать кремлевскаго колокола, начинать благовест по благовесту тех церквей, которыя ближе их к Кремлю, а не обращать внимания на те, которыя далее их. «6) Благочинные должны наблюдать за точным исполнением сего распоряжения и о нарушителе донести немедленно». Распоряжение это через консисторию представлено было всем московским соборам, монастырям и церквам. В следующем же 1850 году было отпечатано и разослано по всем церквам Москвы и подробное расписание часов благовеста всего года, под названием: «Указание времен церковнаго Богослужения, по уставу Московскаго Большого Успенскаго собора».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Georg...

Итак, 1-й час входил в составъ всенощной службы, составляя ее заключительный акт. Соответственно этому, и в некоторых позднейших чинах служба 1-го часа в великую пятницу относится к утрене. Начертанная паломницей схема приложима и ко всем позднейшим чинам; за ее пределы не выходит ни один из них. Составные элементы остаются те же; видоизменяется лишь их распорядок. Как по месту, так и по времени, ближе других чинов к описываемой в «Паломничестве,» службе примыкает последование часов великого пятка, находящееся в Святогробском Типиконе 1122 года и усвояемое св. Софронию, патриарху иерусалимскому. По всей вероятности, это и есть принадлежащая ему редакция. Все часы – с 1-го по 9-й – соединены здесь в одно последование. Служба начинается возгласом диакона: «Благослови, владыко». Далее – Трисвятое, «Приидите поклонимся», и 1-й час. На каждом часе в начале положено по одному обычному псалму (100, 50, 90, 85). Затем – Аллилуиа, «Егда славнии», Слава – богородичен часа; и поются обычные «тропари страстей». Тропари поются с припевами из псалмов. На 1-м часе указано четыре припева, а на остальных часах – по шести: по два стиха для каждого из трех тропарей. Припевы частью нынешние, частью особые. На 1-м часе, кроме двух нынешних припевов ( Пс. 2:1–2 ), указаны еще: «Господи, что ся умножиша» ( Пс. 3:2 ) и «Мнози глаголют души моей» ( Пс. 3:3 ); на 3-м часе первый стих – нынешний ( Пс. 5:2 ), остальные – особые: «Яко к Тебе помолюся, Господи» ( Пс. 5:3 ), «Господи, да не яростию» ( Пс. 6:2 ), «Помилуй мя, Господи, яко немощен есмь» ( Пс. 6:3 ), Господи Боже мой, на Тя уповах» ( Пс. 7:2 ), «Да не когда похитит, яко лев» ( Пс. 7:3 ); на 6-м часе все стихи иные: «Сохрани мя, Господи, яко зеницу ока» ( Пс. 16:8 ) и «Врази мои душу мою одержаша ( Пс. 16:9 ), «Исповемся Тебе, Господи, всем сердцем» ( Пс. 9:2 ) и «Возвеселюся и возрадуюся о Тебе» ( Пс. 9:3 ), «И Ты, Господи, посмеешися им» ( Пс. 58:9 ) и «Расточи я силою Твоею» ( Пс. 58:12 ); наконец, на 9-м часе также особые стихи: «Спаси мя, Господи, яко оскуде» ( Пс. 11:2 ) и «Суетная глагола кийждо» ( Пс. 11:3 ), «Доколе, Господи, забудеши мя» ( Пс. 12:2 ) и «Доколе положу советы» ( Пс. 12:3 ), «Сонм лукавых одержаша мя» ( Пс. 21:17 ) и «Ископаша руце мои» ( Пс. 21:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

Не лишено значения в этом свидетельстве уже и двоякое обозначение богослужебных собраний христиан, как coetus и congregationes. Последние, должно быть, были более многолюдны и торжественны, и возможно, что под ними Тертуллиан разумеет далее описываемые им агапы, а под coetus в таком случае утренние богослужебные собрания. Последние по Тертуллиану носят преимущественно молитвенно-гомилетический характер в отличие от описываемых далее агап с сакраментально-певческим характером: тогда как на агапах главное было трапеза и пение, 414 утреннее богослужение слагалось из молитв, чтения Св. Писания и поучения. Составные прошения молитвы представляют зачаток нынешних ектений, в частности – великой. В высшей степени замечательно упоминание о каком-то «суде» за богослужением, – может быть, отлучениях недостойных членов после публичного покаяния; эта своеобразная частность богослужения несколько напоминает Плиниево sacramento se obstringere 415 . Утреня по «Завещанию» Из других памятников III в. известие об утреннем богослужении находим только в «Завещании Господа нашего Иисуса Христа». Здесь дается уже полный и довольно сложный чин утрени. Об утреннем богослужении под именем «славословия на заре» (collaudatio aurorae) памятник говорит сразу же после литургии; между тем об агапе памятник говорит, как мы видели, только в чине пасхальной службы. Следовательно, к эпохе «Завещания» (концу III в.) утреня уже заняла свое теперешнее почетное положение в круге суточных служб. Это была единственная после литургии общественная служба. Все другие богослужебные собрания в особые, молитвенные часы дня, число которых как увидим, в III в. значительно возросло по сравнению со II в., носили частный, необязательный характер. Такою сделалась, должно быть, и агапа. Епископская утреня «Завещания» «С первой зарей, – предписывает Завещание, – епископ собирает народ, чтобы совершать службу до самого восхода солнца. Для первого славословия на заре он, окруженный предстоящими пресвитерами, диаконами и прочими (клириками), говорит: «Слава Господу».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Грузинские памятники назначают ектению с молитвою и на 7 песни канона молитву на 8 песни. (Возможно, что ектении бывали на каждой песни и здесь остаток этой практики, как ныне на пасхальной утрени и в Криптоферратском Типиконе на рождественской 1691 . Порядок ектений в конце утрени во всех нынешнего праздничного типа, но в Патмосском – нынешнего будничного (хотя утреня предполагается праздничная). Грузинские не называют сугубой ектении, а указывают только ее молитву, первый с 9-кратным «Господи помилуй» 1692 . Если Студийский и Иерусалимский уставы имели так много общего в строе важнейших суточных служб – вечерни и утрени, то во второстепенных службах, каковы часы, повечерие, полунощница и изобразительные они совершенно обезразличивались. Эти службы имели свою особую историю, не считавшуюся с особенностями того и другого устава. Часы Что касается часов, то мы видели, что уже в IX в. сложился чин их до трисвятого, которым чин часа оканчивается и по Святогробскому Типикону и по Синайскому Часослову VIII-IX в. по чину лавры св. Саввы (см. выше, с. 331), представляющих вообще полное совпадение в чине часов. Последний Часослов дает и все нынешние псалмы часов, а оба памятника нынешние тропари часов) первый из ряд по псалмах) и «стихи» часов («Стопы моя»... и т.п.). Если в этом Часослове и некоторых последующих (напр., Синайск. 864 IX в.) к нынешним 3 псалмам часов присоединяются и другие, то потому что эти Часословы, видимо, предназначались для келейного, а не для церковного употребления. Потому, надо думать, эти Часословы не заключают и священнического элемента в службе часов. Восполнением к ним могут служить древние Евхологиии, дающие, как например, греческие Синайский 958 X в., Парижской национальной библ. 213 XI в. (1027 г.), и славян. Требник Моск. Сионд. библ. 371/675 священнические молитвы часов. Таких молитв на каждом часе указывается здесь 6: (с. 421) «молитва 1-го антифона», «2-го антифона», «3-го антифона», «молитва отпуста», «главопреклонения» и особая заключительная молитва без наименования; каждая с возгласом (не везде отмечено: «возглас»); пред 5-й, «Мир всем», «Главы ваша»...; пред заключительной – диакон: «Премудрость».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Все эти работы были исполнены исключительно воспитанниками местной семинарии. (Ц. Вед. 1893, 18). 356 Пасхальная утреня начинается вслед за полунощницей. В современном Уставе время благовеста к Пасхальной утрене точно не определено. В этом Уставе говорится: «О часе утреннем параекклисиарх, взем благословение у настоятеля, исходит и ударяет в великое и клеплет довольно». По установившейся церковной практике, в настоящее время благовест к Пасхальной утрене обыкновенно начинается в 12 часов ночи. Для Москвы это было узаконено приснопамятным Филаретом, митрополитом Московским. В марте 1849 г. он издал такое предписание Московским церквам: «Пред утреней, в день святой Пасхи, на колокольнях должны быть причетники надежные и осмотрительные; и не излишне им иметь при себе часы для предосторожности против преждевременного погрешительного благовеста». «Если будут в Кремле пред утренею Пасхи пушечные выстрелы (которых должно быть три в продолжение часа), то, также по предосторожности, не руководствоваться ими для благовеста». «Для начатия благовеста к утрене Пасхи слушать Успенского колокола и первый удар в него прослушать в молчании, а по второму начинать благовест». «Колокольням, отдаленным от Кремля, которые могут не услышать кремлевского колокола, начинать благовест по благовесту тех церквей, который ближе их к Кремлю, а не обращать внимания на те, который далее их». «Благочинные должны наблюдать за точным исполнением сего распоряжения и о нарушителе донести немедленно». Распоряжение это чрез Консисторию представлено было всем Московским соборам, монастырям и церквам. В следующем же, 1850 году, было отпечатано и разослано по всем церквам Москвы и подробное расписание часов благовеста всего года, под названием: «Указание времен церковного Богослужения, по уставу Московского Большого Успенского собора». В этом указании в день св. Пасхи положено благовестить к утрене в 12 часов по полуночи, а к литургии в 6 часов утра. Этому указанию обязаны следовать все храмы Москвы. Пример Москвы скоро повлиял на время благовеста к пасхальной утрене и в других местах России. 357 По «Чину священносл. и обр.» Бол. Успенского собора в Москве, архиереи перед началом крестного хода в алтаре «кадя поет: Воскресение Твое».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

В положенные дни надо прочитывать паримии и совершать литии. Утреня должна совершаться утром, и недопустимо ее так называемое совершение с вечера, за исключением дней, в кои служится всенощная, так как по существу то является упразднением утреннего богослужения, весьма необходимого для верующих; даже краткое пребывание утром в храме благотворно действует надушу и дает направление всему дню, освящая его. Шестопсалмие не смеет сокращаться; также полностью надо прочитывать и хвалитные псалмы. Пение не должно заменяться чтением, за исключением полной невозможности петь, так как действие пения гораздо сильнее и весьма редко чтение может заменить пение. Не смеют опускаться Богородичны после тропарей и других песнопений, ибо в них дается обоснование нашей веры – учение о воплощении Сына Божия и Божием домостроительстве. Часы должны совершаться точно без пропусков, будучи и так краткими. Нужно прочитывать все три псалма на каждом часе, положенные тропари и другие молитвословия, а в конце часа с особым вниманием молитву, выражающую значение воспоминаемого в данный час священного события. Литургия должна совершаться, если невозможно ежедневно, по крайней мере неопустительно во все воскресные и церковнопраздничные дни, независимо от количества могущих быть на ней богомольцев. Она есть бескровное жертвоприношение за весь мир, и совершение ее есть долг священника. Безусловно, при том не смеет пропускаться ничто из находящегося в Служебнике. Должно также выполнять положенные за литургией песнопения. В число их входят псалмы 102, 145 и 33; если допустимо еще сокращение псалма 102 ввиду его величины (хотя того лучше не делать), то во всяком случае нужно целиком петь псалом 145, кроме дней, в которые оба они заменяются антифонами; псалом 33 лишь в пасхальную седмицу заменяется пением «Христос воскресе», в остальные дни – его должно всегда читать или петь ввиду его назидательности, и нет оправданий к его упущению. Тропари, положенные за данной литургией, необходимо также петь все и по установленному порядку, так как главным образом они являются праздничной частью литургии при неизменности основного состава ее.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maksimov...

писания. 2) В один или два дня недели должно назначить известные часы, в которые бы студенты богословия в присутствии своего наставника читали св. писание. Ибо часто случается, что студент богословия пройдет курс богословского учения, а всей Библии не прочитает. От того бывает, что такой богослов и в области священных предметов есть как бы чужой и не способен к сочинению церковных проповедей. 3) Если г. Ректор учредит, чтобы студенты богословия произносили проповеди (habeant conciones) в богословской аудитории, это будет для меня весьма приятно. 4) Г. Ректор постарается, чтобы диспуты бывали чаще и чтоб они способствовали к большему изощрению ума учеников 191 . До нас дошли в рукописи богословские уроки Илариона, состоящие в трех томах ιn folιo 192 . Они носят тоже самое заглавие, как и лекции Афанасия Волховского: Summa theologiae, salutarem fidei orthodox doctrinam sincere et perspicue proponens, ac ab improbe in earn congestis turn infidelium blasphemiis turn haereti- corum calumniis et cavillationibus vindicata, pro varietate materiae in varios tractatus disperlita et pio studios juventutis usui dicata, anno incarnati Dei Verbi 1768 septembris VIII die 193 . Лекции Илариона открываются предисловиеме к студентам богословия, и первые же слова предисловия: sacram, ad quam adspiras, doctrinam – показывают., что самостоятельной работы Иларион не предпринимал: все предисловие от слова до слова выписал он вместе с заглавием у Афанасия Волховского. Следуем далее. С первой же главы о богословии вообще начинается почти буквальный снимок с латинской богословия Платона. Но этого готового материала не могло достать на весь курс, потому что Платон окончил свое богословие трактатом о грехе: оставались трактаты о законе и евангелии, о таинствах и о последней судьбе Мира. Трактат о законе и евангелии Иларион берет нз системы Квенштедта: но так как следующий трактат о таинствах оказалось невозможным заимствовать у лютеранского богослова, который толкует только о двух таинствах (крещении и причащении), и то по своему, то Иларион, заимствовав из Квенштедта только трактат о таинствах ветхозавтных: обрезании и агнце пасхальном, обращается к рукописным лекциям Сильвестра Кулябки (рук. М. Д. Акад. N269) н выписывает из них весь трактат о семи таинствах нового завета. Что касается до usus.mo, не находя его в учении о таинствах у Кулябки, Иларион заимствует его из лекции Московской славяно-греко-латинской академии 1755 года (рук. М. Д. Акад. N244), таково напр. Colophonis loco, monitum de sacramento Evcharistiae, поставленное после; трактата об евхаристии в том и другом курсе лекций, и сходное там и здесь до слова. Кроме богословия догматического Иларион преподавал 6огословие нравственное. Оно состоит из трех частей: в первой говорится о началах обязанностей христнских, во второй о самых обязанностях, в третьей о духовных силах людей возрожденных. Иларион руководствовался лекциями московского ректора Гавриила Петрова.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010