Глава шестая. Царские и пасхальные часы Царские часы совершаются трижды в году: «в навечерие», т. е. накануне Рождества Христова и Богоявления, или Просвещения, и в великую пятницу. Они называются «царскими» 302 , вероятно, потому, что в древней Византии обычно совершались в присутствии царя и оканчивались многолетием царю (и патриарху). Это особое многолетие описывается в греческих чинах под названием: «многолетствование, или – как многолетствуют царей и патриарха в Великой церкви в праздник Рождества, Светов и в великую пятницу» 303 . Главную особенность царских часов составляет «последование двенадцати тропарей» с чтением паремий, апостола и евангелия, строго приуроченное к времени и обстоятельствам и изображающее смысл и значение воспоминаемых событий. Это последование собственно и является царскими часами в тесном смысле. Царские часы Рождества Христова и Богоявления находятся в неразрывной исторической связи между собою. Судьба тех и других совершенно тожественна; и что сказано где-либо об одних, то следует относить и к другим. Часы великой пятницы, напротив, имеют свою особую судьбу, а потому их следует рассматривать отдельно. I. Часы Рождества Христова и Богоявления 1. Составитель службы Во всех известных нам древних памятниках, часы Рождества Христова и Богоявления обычно надписываются именем св. Софрония, патриарха иерусалимского († 641). С одной стороны, согласие свидетельств, а с другой – почти полное отсутствие различия в составе тропарей и чтений, указываемых древними рукописями, заставляет предполагать в данном случае, наличность одной редакции, и именно – редакции, принадлежащей патр. Софронию. Конечно, служба рождественских и богоявленских часов в том или ином виде, могла существовать и раньше времени патр. Софрония. Но патр. Софроний дал ей окончательную обработку и сообщил тот вид, в каком она и доселе остается в богослужебном употреблении, подвергшись, быть может, самым незначительным изменениям. По-видимому, особенно близкое участие св. песнописец проявил в составлении тропарей, которые обычно и называются в рукописях его «творением» (ποημα). А так как «последование тропарей» составляет самую основу царских часов, то патр. Софроний справедливо считается творцом всей службы царских часов Рождества Христова и Богоявления, в той именно редакции ее, которая одна только и сохранилась до настоящего времени как в древних памятниках, так и в церковно-богослужебной практике. 2. Последование 12-ти тропарей

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

Разделы портала «Азбука веры» Как читать Часы Перед началом чтения богослужения Часов начинающему чтецу необходимо заблаговременно подготовиться. I. Необходимо иметь Часослов . Если у вас нет часослова, часы можно взять из данной публикации (последование часов смотрите ниже) и распечатать. Часослов — книга, служащая руководством для чтецов и певчих. Часослов содержит в себе порядок всех повседневных служб, кроме Литургии. Обычно часы совершаются в следующем порядке. Первый – по завершении всенощного бдения, после утрени (то есть в конце вечернего богослужения); третий и шестой – непосредственно перед литургией (один за другим); девятый по Уставу совершается в начале всенощного бдения, перед вечерней, но в большинстве приходских храмах он опускается. II. Прочитайте час, который вы будете читать на богослужении, заблаговременно несколько раз. Проверьте, правильно ли вы ставите ударения – для этого включите аудио-запись с чтением часов и ведите глазами по тексту; если обнаружили, что вы сделали неправильное ударение, выделяйте его в тексте. III. Кроме часослова вам понадобятся другие богослужебные книги, например, минея и октоих . А в дни Великого поста и в пасхальные дни понадобится Триодь (в данной публикации не рассматривается служба часов, совершаемая в великопостный период, так как она имеет в сравнении с вседневными часами свои особенности). В этих богослужебных книгах находятся тропари и кондаки , которые нам будут нужны для чтения того или иного часа. Минея (Месячная) содержит в себе молитвы в честь святых на каждый день года и торжественные службы на праздники Господни и Богородичные, приходящиеся на определенный день месяца. По числу 12 месяцев она разделяется на 12 отдельных книг. Октоих содержит песнопения (тропари, кондаки, каноны и проч.), разделенные на восемь напевов (так называемых « гласов »). Каждый глас, в свою очередь, содержит в себе песнопения на все семь дней недели (то есть на седмицу), так что службы Октоиха повторяются раз в восемь недель. IV.

http://azbyka.ru/kak-chitat-chasy

Разделы портала «Азбука веры» ( 2  голоса:  5.0 из  5) Предыдущий Следующий 18. Пасхальные молитвословия Христос Воскресе! Приветствую все домашние церкви, которые сейчас с нами на связи! Мы вновь обсуждаем возможность и способы самостоятельного совершения богослужебных последований. Согласно 66-му правилу VI Вселенского Собора, «от святого дня Воскресения Христа Бога нашего до недели новыя (Фоминой), во всю седмицу верные должны во святых церквах непрестанно упражнятися во псалмех и пениях и песнех духовных, радуяся и торжествуя во Христе, и чтению божественных Писаний внимая, и Святыми Тайнами наслаждаяся». Последнее, сегодня, по объективным причинам для большинства невозможно. Может это даже и хорошо… — В будущем будем больше ценить такую возможность. А то, как говориться, что имеем, не храним, потерявши, плачем. А пока будем учиться причащаться духовно. Какие для этого нужны условия и дела, я надеюсь вы уже узнали, выполнив вчерашнее домашнее задание. Среди них на первом месте значится молитва, а в более широком смысле — богослужение. Это совершать могут все без исключения (даже малые дети)… и на всяком месте, в первую очередь, — у себя дома. Было бы желание… Итак, Церковь вселенская предписывает церквам домашним «всю седмицу непрестанно упражнятися во псалмех и пениях и песнех духовных». И тут возникает традиционный вопрос: Что, где, когда? - Что петь, где брать необходимые песнопения и когда их петь? 1. Что петь? — Петь естественно следует пасхальные песнопения, которые звучат в храмах на пасхальных службах. Службы на пасхальной седмице совершаются все те же (утреня, часы, вечерня, повечерие, полунощница), хотя и по пасхальному чину. Согласно этому чину лишь структура Утрени и Вечерни остается неизменной, тогда как все остальное изменяется до неузнаваемости. Появляются так называемые пасхальные часы, которые представляют собой совершенно особый чин богослужения. Чин Утрени и Вечерни мы оставим на потом, а пока посмотрим, как совершаются пасхальные часы. Молитвословия Часов пасхальных

http://azbyka.ru/video/18-pashalnye-moli...

Закрыть itemscope itemtype="" > Неделя первая. Светлая, 20-26 апреля 7 недель после Пасхи 22.04.2014 526 Время на чтение 3 минуты Фото Юлии Кузенковой Как вы думаете, сколько времени празднуется православная Пасха? Конечно, не один день, и даже не неделю, а пятьдесят дней, или чуть больше семи недель. С момента, когда ученицы Христа первыми увидели пустой гроб и узнали о Воскресении Господа из мертвых, прошло пятьдесят дней до часа, когда эта Весть прозвучала во всеуслышание на улицах Иерусалима. На пятидесятый день апостолы Христовы перестали таиться и вышли на проповедь Евангелия, обращая сразу тысячи слушающих. На пятидесятый день Пасхи родилась Церковь, та самая, что существует уже двадцать веков. Та самая, к которой принадлежим и мы с вами. Неделя первая. Светлая, 20-26 апреля Пасха Воскресения Знаете ли вы, что Светлая седмица в древней Церкви именовалась Пасхой Воскресения? В первые три века христианства название «Пасха» носили две недели: предшествующая дню Воскресения Христова и последующая. Предшествующая именовалась Пасхой Крестной, или Пасхой Страстной, и только после Первого Вселенского собора, прошедшего в 325 году, получила свое современное название - Страстная седмица. Также и Светлая седмица. А собственно Пасхой соборяне постановили называть сам день, в который воскрес Спаситель. Чем это время отличается от обычного, да и от всех иных праздников? Настоящим ликованием, отраженным всеми возможными средствами в церковной жизни! Так, например, если Великим постом пение, где это возможно, уступает место чтению, то на Пасху и Светлую неделю даже часы (богослужение, обычно состоящее исключительно из чтения псалмов) поются! А что меняется в нашей повседневной жизни? Мы оставляем обычное утреннее и вечернее молитвенное правило и вместо них всю первую неделю по Пасхе читаем Пасхальные часы. На время Светлой седмицы обычный во весь год пост по средам и пятницам отменяется. Отменяются до самой Пятидесятницы (50-й день по Пасхе) земные поклоны. Все покаянные молитвы из богослужения на это время исключаются, и каждый день совершается торжественный крестный ход.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

Разделы портала «Азбука веры» Мария Хажомия, кандидат филологических наук Сретенская Духовная Семинария Пасхальное богослужение наполнено радостью и ликованием о воскресшем Спасителе. И наиболее яркой его частью являются, пожалуй, именно часы Пасхи, но их смысл, возможно, не всегда ясен для каждого из нас. Начинаются Пасхальные Часы с обычного призыва священника прославить Бога — возгласа, который произносится перед началом большинства служб: «Благословен Бог наш всегда, ныне и присно и во веки веков». Далее хор отвечает:  «Аминь»,  и следует пение тропаря Пасхи трижды:  «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав». Слово поправ — краткое причастие, образованное от глагола попрати, значение которого сохраняется и в современном русском языке, хотя относится к устаревшей и высокой лексике, — «топтать ногами, отвергать, уничижать». Выделенное слово — причастие сый («находящийся, пребывающий»), образованное от глагола бытн и приобретающее суффикс  -ущ-  во всех формах, кроме Им. падежа ед.ч. мужского рода. Таким образом, Христос воскрес из мертвых, смертью победив смерть и даровав жизнь находящимся в гробах. После тропаря Пасхи трижды следует Воскресная песнь 6го гласа:  «Воскресение Христово видевше, поклонимся Святому Господу Иисусу, единому безгрешному, Кресту Твоему покланяемся, Христе, и святое Воскресение Твое поем и славим: Ты бо еси Бог наш, разве Тебе иного не знаем, имя Твое именуем. Приидите вси вернии, поклонимся Святому Христову Воскресению: се боприиде Крестом радость всему миру. Всегда благословяще Господа, поем Воскресение Его: распятие бо претерпев, смертию смерть разруши». Здесь выражается наш призыв поклониться единому безгрешному Господу, увидев Его воскресение. Мы восклицаем Христу:  «Святое воскресение Твоё поём и славим, ибо («бо») Ты — Бог наш, кроме Тебя иного не знаем».  Церковнославянское слово разве соответствует греческому πλν и переводится на русский язык как  «кроме».  Оно встречается еще, например, в Евангелии от Марка:  «И забыша ученицы Его взяти хлебы и разве единаго хлеба не имяху с собою в корабли»  — Ученики Его забыли взять хлебов и кроме одного хлеба не имели с собою в лодке ( Мк.8:14 ).

http://azbyka.ru/o-pashalnyh-chasah

Хрестоматия I В хрестоматию включены фрагменты из четиих (т. е. предназначенных для чтения) и богослужебных книг. Четьи тексты (вы познакомитесь с фрагментами Св. Писания и Минеями св. Димитрия Ростовского ) проще для понимания, чем литургическая поэзия. Самый простой раздел хрестоматии – Житие св. Герасима Иорданского из Миней св. Димитрия Ростовского . Язык этого памятника был на рубеже XVII и XVIII веков несколько упрощён. Чтение фрагментов Св. Писания облегчает то, что при затруднениях можно пользоваться русскими переводами Св. Писания, в том числе и комментированными. Это избавляет нас от необходимости комментировать общеизвестные реалии, информацию о которых можно найти в любой популярной книге. Комментарии к текстам исходят из того, что учащиеся уже знакомы с Новым Заветом в русском переводе, а Ветхий Завет знают хотя бы на уровне популярных пересказов, многочисленные издания которых вышли в последние годы. II С более серьёзными трудностями предстоит столкнуться при чтении отрывков из богослужебных книг, т. е. книг, по которым читают и поют во время богослужения. Сначала несколько слов о самих богослужебных книгах. Мы привыкли к тому, что обычную книгу надо читать от начала до конца, с первой страницы до последней. Нам странно представить себе книгу, которую лучше читать по кускам, взятым из разных частей, периодически обращаясь к другим книгам. Между тем богослужебные книги читаются именно так. Каждое церковное богослужение – вечерня (малая, великая, вседневная), повечерие (великое, малое), полунощница, утреня, часы (вседневные, царские, пасхальные, великопостные), Литургия ( Иоанна Златоуста , Василия Великого , Преждеосвященных Даров) имеют постоянную и изменяющуюся части. Неизменяемая часть каждого богослужения изложена в соответствующих чинопоследованиях, которые содержатся в Часослове (и Псалтири следованной), а в первую очередь – в Служебнике, которым пользуются священники и диаконы 28 . Дополнительные тексты, связанные с временем суток, содержатся также в Часослове (ρολγιον), основное содержание которого – часы, т. е. богослужения, связанные с разными частями суток. Служба первого часа обычно соединяется с утреней, третьего и шестого – с Литургией, девятого – с вечерней.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Закрыть itemscope itemtype="" > На Украине богомольцев обсервируют Украинские чиновники, возмущённые многолюдьем на пасхальных Богослужениях в Почаевской и Святогорской Лаврах, перекрыли Донецкую область и Почаев и завели пять дел на клириков УПЦ МП 22.04.2020 1510 Время на чтение 5 минут Торжественные богослужения праздничной Пасхальной ночи возглавил в Святогорской Лавре наместник обители, викарий Донецко й епархии митрополит Святогорский Арсений, сообщается на сайте Лавры . Накануне, 18 апреля, в 20:00 в Успенском соборе обители началось чтение Деяний апостольских, которое совершали попеременно братия монастыря. В 22:45 состоялась встреча митрополита Святогорского Арсения и были совершены входные молитвы. В 23:00 началась полунощница. Её возглавил благочинный обители архимандрит Галактион (Вуйченко). По 9-й песни канона Плащаница Спасителя была внесена духовенство в алтарь и положена на престоле. Ровно в полночь 19 апреля начался пасхальный крестный ход, который возглавил митрополит Арсений в сослужении епископа Иннокентия (Шестопаля) и всего лаврского духовенства. По троекратном обхождении Успенского собора у главного его входа митрополит Арсений возгласом «Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице, всегда, ныне и присно, и во векивеков» начал пасхальную утреню. По совершении утрени были пропеты часы и состоялась встреча Благодатного огня, доставленного из Иерусалима. Затем была отслужена Божественная литургия. Под утро, по окончании Литургии, митрополит Арсений возглавил крестный ход, во время которого священнослужители освятили приношения паломников. Богослужебные песнопения исполняли два братских хора Святогорской Лавры. Трансляция пасхальной службы осуществлялась информационно-просветительским отделом Святогорской Лавры на канале YouTube и на странице Facebook, а также украинскими телевизионными каналами «NEWSONE» и «ОРБИТА». Опубликованные на сайте Святогорской Лавры фотографии свидетельствуют о том, что даже коронавирус не помешал богомольцам в большом количестве собраться в обители в пасхальную ночь.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/04/22/na...

Беседа 1. О богослужении дней седмицы I. «Скажите мне, – говорил некогда один древний учитель христианам своего времени, – скажите мне вы, приходящие в Церковь только в дни праздничные: другие дни недели не также ли праздники, не также ли дни Господни и как бы дни воскресные? Только иудеям свойственно дни различать, и потому-то Господь сказал, что праздников их ненавидит душа Его, а христианин, напротив, смотрит на все дни, как на дни Господни, даже более – как на дни пасхальные, потому что в каждый из них на Божественной литургии закалается агнец Божий и все ему причащаются». Таков, по мысли благочестивой древности, должен быть у христианина взгляд на дни жизни своей! Все они должны быть посвящены Богу и ни один из них не должен проходить без славословия и благодарения Богу. И святая Церковь не только подобно Давиду возвещает имя Господне «вечером и утром и в полдень» ( Пс.54:18 ), не только освящает молитвой вместе с пророками и апостолами важнейшие часы дня: первый, третий, шестой и девятый, но и все эти молитвословия ежедневно разнообразит новыми песнопениями в честь Господа или святых Его, так что каждый день седмицы освящен у нее каким-нибудь воспоминанием. II. Седмица по уставу Церкви, начинается с вечера субботы . Такое счисление дня возводит мысль нашу через целый ряд веков к самому первому дню творения, когда, по глаголу Божию, «и был вечер, и было утро: день один» ( Быт.1:5 ); равно напоминает и тот вечер, который предшествовал светлому дню воскресения и в который Спаситель, совершив дело нашего искупления, почил плотью во гробе, а духом сошедши в преисподняя, истощил, по слову Церкви, вся адова царствия. Воспоминанию славного воскресения Христова посвящены все церковные песнопения воскресного дня . Но среди хвалебных песней в честь сего новозаветного события, Церковь не оставляет без внимания и первоначальной Божественной заповеди о седьмом дне, по которой день сей должен напоминать человеку о Боге, как Творце и Промыслителе всех тварей. В глубокую полночь она собирает верных для славословия «всемогущей, животворящей и светоначальной святой Троицы, мирную (видимую) и премирную (невидимую) тварь ради единой благости от несущих приведшей и о ней промышляющей и в троичных канонах, певаемых на воскресной полунощнице, песнословит Триипостасного Бога, преимущественно как Зиждителя мира видимого и невидимого.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

В келии отца Василия на столе осталась лежать книга Апостол. Кто-то из братий открыл ее на том месте, где была закладка, и прочитал: “…Время отшествия моего настало: подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный…” (2Тим.4, 6-8). В Пасхальное утро отцу Василию предстояло идти на послушание в Скит, он должен был исповедовать причащающихся на средней скитской Литургии. Тихо пропев Пасхальные часы пред иконами в своей келье, он направился к скитской башне, через ворота которой можно выйти на тропинку, ведущую в Скит. Внезапно тишину нарушил колокольный звон. Это иноки Ферапонт и Трофим, прорезая утреннюю тишину, возвещали миру Пасхальную радость. В Оптиной есть добрая традиция: звонить на Пасху во все колокола в любое время на протяжение всей Светлой Седмицы. Но на этот раз звон как-то неожиданно оборвался. Большой колокол ударил еще несколько раз и затих. Отец Василий остановился: что-то произошло. Не предаваясь раздумьям, быстро направился к колокольне. Навстречу ему бежал человек в солдатской шинели. — Брат, что случилось? — спросил отец Василий бежавшего. Тот пробормотал что-то невнятное, делая вид, что направляется к воротам скитской башни. Но, сделав несколько шагов в этом направлении, выхватил из-под полы шинели острый 60 — сантиметровый меч и сильным ударом в спину пронзил отца Василия. Батюшка упал на землю. Убийца хладнокровно накинул край мантии на голову отца Василия и надвинул клобук на его лицо. По-видимому, это действие было одним из правил ритуала, ибо убитых им перед тем на колокольне иноков Ферапонта и Трофима также нашли с сильно надвинутыми на лицо клобуками. …В келии отца Василия на столе осталась лежать книга Апостол. Кто-то из братий открыл ее на том месте, где была закладка, и прочитал: “…Время отшествия моего настало: подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный…” (2Тим.4,6-8).

http://pravmir.ru/tvorchestvo-ieromonaxa...

Митрополит Волоколамский Иларион: Церковь — не бюро ритуальных услуг, а место, где человек становится лучше 30 апреля 2019 г. 10:33 Русская Православная Церковь празднует свой самый главный праздник — Воскресение Христово. О значимости праздника Пасхи, острых сюжетах современной церковной жизни, десяти годах Патриаршего служения, своих новых книгах в серии «ЖЗЛ» и о том, что музыка тоже может быть проповедью, «Российской газете» рассказывает известный церковный деятель, один из самых образованных людей в Церкви, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион . Умереть и воскреснуть — Мы с вами встречаемся в преддверии главного христианского праздника — Пасхи, чем он значим? — Пасха — это воспоминание самого главного события христианской истории — Воскресения Христова. Апостол Павел в I веке говорил: если Христос не воскрес, то тщетны ваша вера и наша проповедь. Он показывал этими словами, что Воскресение Христово — сердцевина христианской веры. Именно потому что Христос пострадал и воскрес, Он победил смерть и открыл путь к воскресению для всякого человека, который в Него уверует, примет крещение и вступит в основанную Им Церковь. Поэтому праздник Воскресения — главный праздник всего христианского мира. Но ему предшествует Страстная седмица, когда мы вспоминаем о страданиях Спасителя, и час за часом прослеживаем последние дни, часы и минуты его пребывания на Земле, слушаем евангельские чтения об этом, песнопения. Опыт страстной Седмицы готовит нас к празднованию Пасхи. И поэтому очень важно, чтобы православные верующие не только приходили в храм на пасхальный крестный ход, но и участвовали в богослужениях страстной Седмицы. — Одним из самых главных событий последнего года, был, конечно, «украинский кризис» — действия Константинополя по легализации раскольников и созданию новой церковной структуры. Что вас лично удивило в этом драматическом сюжете? И какие прогнозы развития событий вы можете дать? — Меня удивило поведение Патриарха Варфоломея . Я не ожидал, что столь опытный иерарх, много лет взаимодействующий с Поместными Православными Церквами, пойдет на такую авантюру. Я все-таки предполагаю, что его очень серьезно дезинформировали. И убедили, что если он даст автокефалию украинским раскольникам, то и иерархи канонической Церкви примкнут к ней. Ему это обещал Порошенко и еще какие-то горе-эксперты, консультировавшие его по этому вопросу, и американские политики, использовавшие ситуацию для того, чтобы углубить противостояние между Россией и Украиной.

http://patriarchia.ru/db/text/5427865.ht...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010