Из этих часов одни вседневные – обычные 517 , другие великопостные, третьи царские 518 . Βο-2-х, бывают часы без псалмов, а состоят из одних церковных песнопений. Таковы часы пасхальные. Особенность великопостных часов, в сравнении со вседневными, состоит в том, что: 1) великопостные часы: 3-й, 6-и и 9-й совершаются вместе; 2) что на часах бывает чтение кафизм: 3) чтение паремии на 6-м часе; 4) пение тропарей и кондаков, применяемых к воспоминаниям каждого часа (а не дневных святому или празднику); 5) поклоны великие. Особенность царских часов составляет то, что 1-й, 3-й, 6-й и 9-й часы совершаются почти всегда 519 вместе, что на них бывает на каждом часе: 1) чтение паремии, 2) – Апостола, 3) – Евангелия, 4) пение особых трех тропарей, по дважды на каждом часе. Ч А С Ы Первый час Третий час Шестой час Девятый час Благословен Бог Благословен Бог Царю небесный. Царю небесный. Трисвятое. Трисвятое. Отче наш. Отче наш. Господи, помилуй, Господи, помилуй, 12-ть раз. 12-ть раз. Слава и ныне Слава и ныне Приидите, Приидите, Приидите, Приидите, поклонимся, поклонимся, поклонимся, поклонимся, трижды 520 трижды 520 трижды 520 моя внуши, Господи, правду имя Твое спаси возлюбленна мою 521 . мя... 521 . селения Твоя, Господи 521 . прибежище был еси Господи, воздвигох Боже, молитву мою. еси, Господи, землю душу мою. и суд воспою Тебе, мя, Боже. в помощи Вышняго. Господи, ухо Твое. Господи. Слава и ныне. Слава и ныне. Слава и ныне. Слава и ныне. Аллилуиа, трижды Аллилуиа, трижды Аллилуиа, трижды Аллилуиа, трижды Господи, помилуй, Господи, помилуй, Господи, помилуй, Господи, помилуй, трижды. трижды. трижды. трижды. (На великопостных (На великопостных (На великопостных (На великопостных часах – часах – часах – часах – Тропарь постный. Тропарь постный. Тропарь постный. Тропарь постный. Если положена Если положена Если положена Если положена кафизма, то пред кафизма, то пред кафизма, то пред кафизма, то пред Слава и ныне. Слава и ныне. Слава и ныне. Слава и ныне. По конце кафизмы: По конце кафизмы: По конце кафизмы: По конце кафизмы: Слава и ныне.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Пасхальные часы. [Возглас: «Благословен Бог наш…».] Поется, по обычаю: «Христос воскресе из мертвых…» (трижды весь тропарь), «Воскресение Христово…» (трижды), ипакои: «Предварившия утро…», кондак: «Аще и во гроб…», тропарь: «Во гробе плотски…», «Слава» – «Яко Живоносец…», «И ныне» – Богородичен: «Вышняго освященное Божественное селение…», «Господи, помилуй» (40), «Слава, и ныне» – «Честнейшую Херувим…», «Именем Господним благослови, отче». Иерей: «Молитвами святых отец наших…» Певцы: «Аминь», «Христос воскресе из мертвых…» (трижды). [«Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Иерей произносит обычный малый воскресный отпуст (по традиции, с Крестом): «Воскресый из мертвых Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, преподобных и богоносных отец наших и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец».] Такой чин полагается совершать на Светлой седмице вместо 1-го, 3-го, 6-го и 9-го часа, полунощницы и повечерия. Примечание. Относительно состава пасхальных часов следует отметить, что в соответствии с указаниями богослужебных книг , 1-й пасхальный час присоединяется к утрене без начального возгласа «Благословен Бог наш…» и начинается сразу после многолетных утрени пением, по обычаю, пасхального тропаря «Христос воскресе из мертвых…» (трижды). Таким же образом, без начального возгласа «Благословен Бог наш…», начинается и 6-й пасхальный час. 3-й, 6-й и 9-й пасхальные часы после конечного возгласа иерея: «Молитвами святых отец наших…», завершаются троекратным исполнением пасхального тропаря; заключительные же молитвословия: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови», а также отпуст, на данных часах, в отличие от 1-го пасхального часа, не произносятся. Пасхальное повечерие и полунощница начинаются возгласом «Благословен Бог наш…» и завершаются отпустом, предваряемым заключительными молитвословиями: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови» . Во время часов перед Литургией (по окончании проскомидии) диакон со свечой совершает обычное каждение алтаря и всего храма.

http://patriarchia.ru/bu/2022-04-24/

Пасхальные часы. [Возглас: «Благословен Бог наш...».] Поется, по обычаю: «Христос воскресе из мертвых...» (трижды весь тропарь), «Воскресение Христово...» (трижды), ипакои: «Предварившия утро...», кондак: «Аще и во гроб...», тропарь: «Во гробе плотски...», «Слава» – «Яко Живоносец...», «И ныне» – Богородичен: «Вышняго освященное Божественное селение...», «Господи, помилуй» (40), «Слава, и ныне» – «Честнейшую Херувим...», «Именем Господним благослови, отче». Иерей: «Молитвами святых отец наших...» Певцы: «Аминь», «Христос воскресе из мертвых...» (трижды). [«Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Иерей произносит обычный малый воскресный отпуст (по традиции, с Крестом): «Воскресый из мертвых Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, преподобных и богоносных отец наших и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец».] Такой чин полагается совершать на Светлой седмице вместо 1-го, 3-го, 6-го и 9-го часа, полунощницы и повечерия. Примечание. Относительно состава пасхальных часов следует отметить, что в соответствии с указаниями богослужебных книг , 1-й пасхальный час присоединяется к утрене без начального возгласа «Благословен Бог наш...» и начинается сразу после многолетных утрени пением, по обычаю, пасхального тропаря «Христос воскресе из мертвых...» (трижды). Таким же образом, без начального возгласа «Благословен Бог наш...», начинается и 6-й пасхальный час. 3-й, 6-й и 9-й пасхальные часы после конечного возгласа иерея: «Молитвами святых отец наших...», завершаются троекратным исполнением пасхального тропаря; заключительные же молитвословия: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови», а также отпуст, на данных часах, в отличие от 1-го пасхального часа, не произносятся. Пасхальное повечерие и полунощница начинаются возгласом «Благословен Бог наш...» и завершаются отпустом, предваряемым заключительными молитвословиями: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови» . Во время часов перед Литургией (по окончании проскомидии) диакон со свечой совершает обычное каждение алтаря и всего храма.

http://patriarchia.ru/bu/2024-05-05/

При совершении всенощного бдения, которое, как самое название (всенощное бдение) показывает, должно продолжаться всю ночь, не положено полунощницы (Тип., гл. 2 и сн. Тин., гл. 7). На субботу 5-й седмицы Великого поста, день чтения акафиста, «полунощницу» (и повечерие малое) поем в келиях» (Тип., послед. пятка 5-й седмицы Великого поста). И в последовании Типикона на Великую среду читаем: «Ведомо же буди, яко от сего святого дня (вечера среды Великой) полунощница не поется в церкви до седмицы Фомины. В соборных же храмах и мирских поют в церквах» (Тип., посл. вел. среды вечера). Утреня бывает: а) непраздничная, на которой великое славословие читается, а не поется; б) утреня праздничная с так называемым великим славословием, на которой славословие поется и оканчивается прошением: «Святый Боже» и проч.; в) утреня, не только с великим славословием, но и с полиеем 276 и г) утреня пасхальная. На все виды сих служб ясно указывается в Месяцеслове и Триодионе Типикона самыми знаками праздников и названиями: «праздник со славословием», праздник с полиелеем», «с бдением», «праздник Пасхи». Следует только заметить, что в Великом посту есть несколько дней, которые, как и вообще все подвижные праздники года, не обозначаются знаками праздников, но в которые, по уставу, отправляется утреня с великим славословием. Эти дни суть субботы: а) сырной седмицы; б) пятой седмицы Великого поста; в) седмицы ваий, и г) Страстной седмицы (Тип., послед. сих субб.). Службы часов 1-го, 3-го, 6-го и 9-го бывают: а) вседневные (не великопостные); б) великопостные; в) царские, и г) пасхальные. Часы вседневные совершаются, обыкновенно, в таком порядке: час 1-й бывает сряду за утренею, 3-й и 6-й вместе совершаются пред литургиею, что обыкновенно и называется часами, а 9-й час бывает пред вечернею. Великопостные же часы совершаются так: 1-й час соединяется с утренею, а 3-й, 6-й и 9-й часы совершаются вместе, за ними бывает чин Изобразительных и затем вечерня (в некоторые дни после вечерни и литургия). Царские часы совершаются вместе: 1-й, 3-й, 6-й и 9-й и за ними бывает чин Изобразительных.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Часы 1й и 6й начинаются с «Приидите, поклонимся», а часы 3й и 9й полным началом: «Благословен Бог наш». Чтец: «Аминь. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Царю Небесный. Трисвятое… Отче наш». Если 9й час следует за 6м, то он начинается с воззвания: «Приидите, поклонимся». От недели Антипасхи до отдания Пасхи последования, имеющие полное начало (часы: 3й и 9й), начинаются следующим образом: По — «Аминь» — «Христос воскресе»: 3жды, далее Трисвятое… Отче наш, и прочее обычно, а на своем месте — «Приидите, поклонимся». В последованиях же обычно начинающихся с «Приидите, поклонимся», например, вечерня после 9го часа, бдение, 1й час после утрени, 6й час — «Приидите, поклонимся» не бывает, но — «Христос воскресе»: 3жды. На Светлой неделе: часы пасхальные не читаются, а целиком поются. Отпуст на них воскресный: «Воскресый из мертвых» (см. отд. 1.31). В Святую Четыредесятницу на часах добавляются кафизмы, особые тропари, прокимны, ветхозаветные чтения и великопостные стихи с поклонами. На Страстной седмице устав особый с добавлением чтений Апостольских и Евангелий. Если 9й час переходит в Изобразительные, тогда отпуст бывает в конце Изобразительных. Если 9й час предваряет вечерню, тогда возглас 9го часа и первый возглас вечерни «Благословен Бог наш» произносит священник перед царскими вратами. В обоих случаях вечерня начинается с «Приидите, поклонимся». Божественная Литургия Входные молитвы перед совершением литургии В последовании входных молитв указывается следующий порядок: «Иерей и диакон, оба пред оными три поясных поклона со умилением делают, молятся в себе мытаревым гласом: «Боже! милостив буди мне, грешному. Боже! очисти мя грешного и помилуй мя». И затем диакон, отдав поклон иерею, тихо возглашает: «Благослови владыко!» Священник тихо глаголет: «Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков, аминь». И диакон начинает читать тихо и неспешно: «Царю Небесный», Трисвятое: по Отче наш. Священник: «Яко Твое есть царство:» Диакон: «Аминь». И глаголются тропари по порядку: «Помилуй нас Господи, помилуй нас: и т.д. Когда же диакон, став пред иконою Христа, начнет читать тропарь Спасу: «Пречистому Твоему Образу покланяемся благий:», тогда иерей, а за ним и диакон творят земной поклон пред образом Спасителя и целуют Его святое изображение. Так и по прочтении тропаря Богородичного: «Милосердия сущи источник: покланяются до земли и целуют святую икону Пресвятые Богородицы”» (Метод, стр. 910).

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-zametki

С девочки лилась вода, как из водосточной трубы. Не терявшая никогда присутствия духа «проповедница» сказала: – Нельзя крещальную воду половой тряпкой вытирать. – А мы носовыми платками вытрем. Все двенадцать девочек на коленях вытирали пол. Потом легли спать, а утром решили разговляться. Один из этих платков берегла мать девочки, участвовавшей в этом торжестве. Она и рассказала эту историю, добавив: «Моя девочка из санатория вернулась еще более верующей и ревностной». – А та, которую крестили? – Она и родителей научила верить. В пасхальный понедельник Из биографии греческого иконописца Фотия Контоглу, 1965 год Пасхальный понедельник после полуночи я вышел перед сном в садик позади моего дома. Небо было темное и усыпанное звездами. Казалось, что я вижу его в первый раз и что от него несется далекое песнопение. Мои губы тихо шептали: «Возносите Господа Бога нашего и поклоняйтеся подножию ног Его» ( Пс. 98, 5 ). Один человек святой жизни сказал мне, что Небеса отверзаются в такие часы. Воздух был напоен ароматом посаженных мною цветов и трав. «Исполнь небо и земля славы Твоея». Я мог вполне оставаться там до рассвета. Я был как бы без тела и без каких-либо земных привязанностей. Но боясь, что мое отсутствие встревожит находившихся в доме, я вернулся и лег. Сон еще не овладел мною. Не знаю, бодрствовал ли я или заснул, как вдруг передо мною возник странный человек. Он был мертвенно бледен. Глаза его как бы открыты, и он смотрел на меня с ужасом. Его лицо было как маска или мумия. Блестящая темно-желтая кожа туго обтягивала его мертвую голову со всеми ее впадинами. Он как бы тяжело дышал. В одной руке он держал какой-то странный предмет, который я не мог рассмотреть, а другой держался за грудь, как будто испытывая страдания. Это существо наполнило меня ужасом. Я молча смотрел на него, а он на меня, как бы ожидая, что я узнаю его, несмотря на всю странность его облика. Голос сказал мне: «Этот тот-то...» Я немедленно узнал его. Тогда я открыл рот и вздохнул. Его голос донесся откуда-то издалека, как из глубокого колодца.

http://azbyka.ru/otechnik/Varvara_Pylnev...

Во Второзаконии же 16:2–3 речь идет не о вкушении пасхального агнца, но о жертвенных пиршествах во время праздника Пасхи, Гофманн, Weiss, и Erf. I, стр. 124 и д. 650 Точно также и выбор животного десятого числа и его сбережение до четырнадцатого по Pes. IX, 5 относилось только к самому первому празднованию Пасхи в Египте и имело значение потолику, поколику способствовало к тому, чтобы агнец представлял собою образ народа и чтобы и в этом случае, когда за отсутствием жертвенника, еще не могло войти в употребление никакого жертвенного обряда при заклании, и сообщить агнцу условный характер жертвы. Это достигалось предписанием избирать агнца именно за столько дней до его заклания и приготовления к богослужебному пиршеству, сколько прошло родов с тех пор, как Израиль поселен был в Египте для того, чтобы вырасти здесь в народ Божий.–Возражения Баумгартена против такого отношения четырех дней к четырем родам, развитого Гофманом (Weiss, и Erf. I, стр. 123),–опровергнуты уже Куртцом о. а О. стр. 121. 651 См. Буксторфа, Synag. Jud. гл. 18, Лундия, Jud. Heiligth. т. V, гл. 13, § 27 и д. и Бартолокция, biblioth. rabb. II, стр. 637 и д. 652 В законе Пасха, назначенная на вечер 14-го Авива, определенно отличается от следовавшего за нею семидневного праздника опресноков; см. Исх.12:18 ; Лев.23:5,6 ; Чис.28:16,17 . Точно также и во Втор.16:1 и д. слово pesach относится к празднованию пасхального пиршества, потому что в 6-м ст. празднование это определенно назначается на вечер при захождении солнца, хотя во 2-м ст. словом pesach обозначаются также и те праздничные благодарственные жертвы, которые были приносимы в следовавшие за Пасхою праздничные дни. Различие между Пасхою и праздником опресноков можно также видеть и в 2Пар.30:15,21 ; 1Ездр.6:19 и 22; это различие признавали также и Иосиф и позднейшие раввины, хотя у Иосифа слово Πςχα постоянно употребляется как синоним выражения εορτ των ζμον, наприм. Antiq. XIV, 2, 1. XVII, 9, 3 al; точно также и у Евангелистов Мф.26:17 и Мк.14:12. 14 -е число Нисана, на которое падали последние вечерние часы пасхального торжества, называется πρτη των ζυμων. Вследствие этой неточности, Бэр отрицает всякое различие между Пасхою и праздником опресноков и chag pesach и chag hammatzoth считает за два различные названия одного и того же праздника (Symbol. II, стр. 627 и д.).

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Однако не везде и не всегда допускалось подобное смещение состава службы 12-ти тропарей с молитвословиями утрени и часов; иногда они вполне обособлялись. Для примера можно указать на грузинскую рукопись Спб. Имп. Публ. б-кп 11, IX в.: в ней последование св. страстей содержит только семь антифонов, и в их состав не входит ни один из 12-ти тропарей; все эти тропари, за исключением 4-го («Емшым Тя»), исполняются в свое время, т. е. «в полдень», на часах, или же – точнее – вместо часов, образуя вполне самостоятельную службу 379 . Соединение их с утреней и часами нужно признать явлением случайным тем более, что самостоятельность полуденной службы, существенное содержание которой составляют 12 тропарей, засвидетельствована уже паломницей 4-го века. Из ее слов видно, что служба эта совершалась в полдень независимо от прочих служб и, по-видимому, заменяла часы 3-й и 6-й; по крайней мере, 9-й час, по словам паломницы, совершался в свое время обычным порядком, а об остальных часах она совсем умалчивает (см. выше, гл. 6, часть 8 «Святогробский чин»). – Соединение чина 12-ти тропарей с другими последованиями в. пятницы, утомительно удлиняя и без того продолжительное богослужение этого дня и вызывая вместе с тем неудобное повторение одних и тех же песнопений на рядом стоящих службах, по всей вероятности, и побуждало в древности переносить последование 12-ти тропарей с пятницы на вторник, а, может быть, и на среду, – как о том говорят древнеславянские памятники 380 . Что касается пасхальной службы часов, то, за недостатком данных, нельзя пока определить, где, когда и при каких обстоятельствах она сложилась. Нынешняя основа ее не имеет ничего общего ни с царскими, ни с повседневными часами, и состоит из нескольких песнопений, неизменно повторяющихся на всех часах. Связующим звеном между повседневными и пасхальными часами служит древнеславянское пасхальное последование; в нем удерживаются все богородичны часов («Что тя наречем» и друг.) и, кроме того, на каждом часе положено Трисвятое – Отче наш, а затем приводятся особые пасхальные молитвы, усвояемыя св. Василию Великому (К.-Печ. 8). В свою очередь, «почасие особное на св. пасху» сближает между собою древнеславянские и нынешние пасхальные часы, соединяя в своем чине составные элементы тех и других; а именно, первую половину своего состава оно заимствует от нынешних часов, а вторую – от древнеславянских. Таким образом является возможность установить взаимную связь между всеми видами часовых служб. 17. Состав и характер царских и пасхальных часов

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

В этом отношении прежде всего останавливают на себе внимание Типографские рукописи 138/255 (Триодь XI–XII в.) и 147/305 (Стихирарь XII в.). Часы великой пятницы имеют здесь надписание: «слоуж(ба) двоюнадесяте треп(арю), поющихся в великыи пяток на часех, – творение Софрония архиепископа». Порядок службы обычный; но состав ее имеет особенности. Прежде всего указываются иные псалмы 360 ; за ними идут отдельные тропари со стихами и – богородичны. На 1-м часе тропарь обычный; стихи те же, что и в Типогр. 137; на Слава и ныне – богородичен: «Иже твое застоупление приобретше». На 3-м часе положен тропарь, названный в Типогр. 137 «седальным» («На купарисе»); стихи: «Пригвоздиша роуце» ( Пс. 27:17 ) и «Разделиша ризы» ( Пс. 27:19 ); Слава и ныне: «Жзл силы стяжавше». На 6-м часе указан нынешний тропарь 3-го часа («Господи, осудиша Тя»); стихи: «Спаси мя, Боже; яко внидоша воды» ( Пс. 68:2 ) и «Поношение причая (чаяше?) душа» ( Пс. 68:21 ); богородичен: «Нарекыи благословеноую Матер». На 9-м часе тропарь обычный («Видя разбойник»); стихи: «Уподобихся нисходящим» ( Пс. 87:5 ) и «Положиша мя в рове» ( Пс. 87:7 ): богородичен: «Агньца и пастыря и спаса миру». После богородичных поются «тропари страстей», с двумя стихами каждый. Тропари – обычные и расположены по три на каждом часе в обычном порядке; лишь 11-й и 12-й переставлены один на место другого. Стихи частью обычные, но большею частью те же, что и в Святогробском Типиконе 1122 года. Прокимны и стихи на 1-м и 3-м часе – обычные, на 6-м – нынешние припевы к тропарям ( Пс. 68:22. 2 ); на 9-м – прокимен: Разделиша ризы (обычный припев), а стих: Видящии мя вон бежаша ( Пс. 30:12 ). Чтения все – обычные; но евангелия, по большей части, короче нынешних. После евангелия – Святый Боже, Отче наш, Господи помилуй 40, – «и так кончат вся часы». В конце 9-го часа – «Святый Боже, и блаженная, и Господи помилуй 30, и отпоущение» 361 . Рассматриваемая «служба 12-ти тропарей» занимает совершенно самостоятельное положение в отношении часов. Взаимоотношение их, по смыслу надписания, выражается лишь в том, что «служба 12-ти тропарей» исполняется «на часех» (при чем почти всецело покрывает их).

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

Люди одиннадцатого часа Поглядела на часы – оказывается, я не только опоздала, но и напутала: начало-то не в шесть, а в пять… и чего теперь, служба уже полтора часа как идет, и куда я пойду? И не пойти нельзя, потому самое главное на этой неделе совершается здесь. Другие жарят шашлыки, уезжают в отпуск, наводят чистоту, а самое важное-то здесь. 2 мая, 2013 Поглядела на часы – оказывается, я не только опоздала, но и напутала: начало-то не в шесть, а в пять… и чего теперь, служба уже полтора часа как идет, и куда я пойду? И не пойти нельзя, потому самое главное на этой неделе совершается здесь. Другие жарят шашлыки, уезжают в отпуск, наводят чистоту, а самое важное-то здесь. Поглядела на часы – оказывается, я не только опоздала, но и напутала: начало-то не в шесть, а в пять… и чего теперь, служба уже полтора часа как идет, и куда я пойду? И не пойти нельзя, потому самое главное на этой неделе совершается здесь. Другие жарят шашлыки, уезжают в отпуск, наводят чистоту, а самое важное-то здесь. И когда просиживаешь эти дни на работе, а после нее уже ноги не идут никуда, и когда проводишь их в какой-то домашней возне (вот чего я опоздала, спрашивается? Я суп доваривала) – потом становится понятно, сколько упущено. Как тот анекдотический актер, который отказался ехать в Голливуд в начале января: какой Голливуд? У меня елки! И потом вдруг понимаешь – что да, это ты, персонально ты предаешь Христа, отказываешься от Него, жертвуешь Им – ради своей рутины, своего душевного покоя, своего супа, своего «а, да куда я уже пойду», своих более важных дел, которые никогда не переводятся. И не успокоишь себя тем, что Страстная каждый год одна и та же: она каждый год разная, хотя содержание одно. Все разнообразие весны – от хмурой и непроснувшейся до зеленой и умытой, от суровой, серой, с острой снежной крупой, бьющей в лицо в Великую Среду, до цветущих слив, осеняющих крестный ход в безветренную пасхальную ночь. Счастье воскресения, чудо вечной жизни уже прячется в скупых и печальных церковных службах, загорается сияющим золотом на иконостасе, когда туда падают вечерние лучи из окна, пробивается из земли первоцветами; таится в предпраздничных хлопотах, полных не столько суматохи, сколько тихой радости.

http://pravmir.ru/lyudi-odinnadcatogo-ch...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010