Предисловие 1. Предмет, задача и план исследования Последование часов и изобразительных, составляющее предмет нашего исследования, включает в свой объем несколько вполне самостоятельных церковных служб. И прежде всего здесь нужно различать два совершенно независимых друг от друга последования с особыми названиями, а именно – последование часов и последование изобразительных. В свою очередь последование часов подразделяется на четыре отдельных часа – первый, третий, шестой и девятый, из которых каждый имеет свое особое «междочасие» или «почасие». Эти часовые службы вместе с изобразительными составляют особый круг дневного богослужения, почему и называются иногда: α μερινα προσευχα 1 . Последование изобразительных, за исключением пасхальной службы, почти не изменяет своего состава. Что же касается часовых служб, то из них одни лишь междочасия остаются всегда неизменными, а часы видоизменяются соответственно различным временам церковного года: в Уставе различаются часы повседневные, великопостные, царские и пасхальные. Все эти виды часов входят в состав нынешнего богослужения. Но древние памятники знакомят нас еще с так называемыми «песненными» часами и с архаическим чином «тритекти», который также обычно причисляется к песненным часам. Наконец, те же памятники говорят об особых «ночных» часах, имеющих непосредственную связь с известным и в современной келейно-монастырской практике «чином 12-ти псалмов». Историческое изучение всей совокупности названных служб составляет задачу нашего исследования, А так как история часов и изобразительных естественно сливается с историей всего суточного богослужения, то, по связи, приходится так или иначе касаться всех суточных служб, и даже литургии. Важное значение истории богослужения вообще и тех или других последований, в частности, не подлежит сомнению, и потому нет, надобности оправдывать выбор указанного предмета и доказывать необходимость постановки и решения намеченной выше задачи последования. Расширяя и углубляя понимание смысла и значения церковных чинов и обрядов, история вводит нас в самый процесс их развития, уясняет условия и законы этого развития и таким путем ведет к возрождению как бы угасшего и перешедшего в скрытое состояние, но все еще живого и всегда живительного церковно-богослужебного творчества.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

140 За исключением одного 9-го часа, который, впрочем, по временам, и может предшествовать, и действительно предшествует обедне. 141 Т. е. предварительное принесение вещества, для его приготовления к таинству, и самое «приготовление», как предварительное «принесение» в жертву прообразовательную. 142 В неделю и седмицу Пасхи часы не читаются, а поются; но «пасхальные часы» и по составу самому совершенно отличны от тех, о которых мы здесь говорим, и вообще не подлежат теперь нашему разсмотрению. 143 За исключением разве праздничных тропарей и кондаков, которые на 1-м, 3-м и 6-м часах, в некоторых местах и случаях, не читаются, а поются. 144 Просфора по-русски значит: приношение, т. е. хлеб, как дар, жертва, принесенная чьим либо усердием, для таинства. 146 Агнцем в проскомидии называется четырехсторонний, из просфоры, с известной печатию, вырезанный хлеб, н называется, очевидно, в следствие духовного таинственного сходства с ветхозаветным пасхальным агнцем. 147 ХС – сокрященное, под титлом, изображение сладчайшего имнни: Иисус; ХС – такое же изображение и такого же имени: Xpucmoc; НИ–КА греческое слово и по-русски значит: победил, т. е. грех , смерть и диавола. 148 О «дискосе» и о других священных сосудах, и вообще о священных предметах, при Богослужении употребляющихся и здесь, в нашем изложении, упоминаемых, будет сказано в 3-й части изложения. 150 Положение «агнца» и расположение около него на дискосе всех «частей и частиц» просфорных, вообще вот какое бывает: 151 На котором т. е. совершается «проскомидия» и приготовленные дары остаются до херувимской песни. 153 Изобразительными псалмы называются, как потому, что в них разительно изображаются премудрость и благость божественная, столь дивно проявившеяся в искуплении и вообще в сохранении рода человеческого; так равно и потому, что псалмы эти состявляют начало особенного «молитвословия», обыкновенено называемого «последованием изобразительных», иначе: «обедницею», и составленного ддя пустынников, далеко живущих от храмов, и также для больных, которые желали бы, но не могут присутствовать при обедне, и для которых, таким образом, «обедница» изображает, сокращенно представляет, разумеется, не таинство, на обедне совершающееся, а чтения и некоторые пения, обедню составляющие.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

О Павел был хороший монах, смиренный, никого не осуждавший. Старец доверял ему и говаривал о нем, – «Брат Павел за простоту своего сердца без труда войдет в Царствие Божье. Он никогда никого не судит и не завидует никому, а только знает собственные грехи и свое ничтожество». Он не был собственно келейником, так как келейника у старца никогда не было, но о. Павел, случалось, по соседству помогал кое в чем старцу, оказывал ему кое-какие услуги. Этот о. Павел не раз предупреждал старца, что от его привычки оставлять в своем отсутствии много горящих свечей в келье может случиться пожар (старец постоянно теплил у себя много свечей за своих духовных детей). На это старец всегда давал такой ответ: «Пока я жив, пожара не будет. А когда я умру, кончина моя откроется пожаром». Судя по-человечески о. Павел имел тем более причин опасаться пожара, что келья старца была завалена таким легко воспламеняемым материалом как холсты, которые ему во множестве приносили по усердию своему крестьяне. О. Павел заметил, что первого января старец Серафим три раза выходил из кельи к тому месту, которое им было выбрано для погребения и стоя там некоторое время, смотрел в землю. Вечером о Серафим пел в своей келье победные пасхальные песни: «Воскресение Христово видевше», «Светися, светися новый Иерусалиме», «О Пасха велия и священнейшая» и еще другие радостнопобедимые церковные песни. Что ощущала в эти часы душа старца? Он, шел от бедствий земли в отчизну, красоту которой уже познал в дивных видениях. Чудные песни ангелов уже долетали до его слуха и трудно представить себе великость той духовной радости какою трепетало в те часы его благодатное существо. Его кончина должна была быть без свидетелей. И это могло быть лучше: на молитве, наедине с Богом, которому единому он служил на земле Кому предпочел все земное, к Кому рвался. Кого желал, по Ком тосковал и к Кому теперь шел на вечное, неразрывное соединение. Настало утро 2 января 1833 г. о. Павел, выйдя из своей кельи, чтобы отправиться к ранней обедне, почувствовал запах дыма в сенях.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Sumaro...

Некоторые особенности этого последования, в свою очередь, не представляют исключительного достояния данного памятника. «Нам известны, – говорит по этому поводу проф. А. А. Дмитриевский , – две Триоди XI в., в которых на часах этого дня положены те же самые чтения паремий, апостола и евангелия, так же читается по одному псалму в начале каждого часа и так же каждый час оканчивается только тропарем часа (Τριδ. рукоп. Ватикан. библ. 771, л. 178–184; Cod. Regin. рр. Pii II, 31, л. 19–31)» 343 . Таким образом, по этому чину, все часы как бы сливаются в одно последование 12-ти тропарей и различаются между собою только благодаря начальным псалмам и заключительным стихам. – Гораздо полнее выражено такое слияние в последованиях антифонного строя, с которыми знакомят нас некоторые славянские рукописи. 9. Антифонный строй Наши славянские рукописи, находясь в прямой и непосредственной зависимости от своих греческих первоисточников, с их разнообразными редакциями, большею частью, довольно верно отражают все особенности этих редакций. Но, кроме того, в них запечатлены и такие разновидности, греческие оригиналы которых еще не известны. Поэтому славянские памятники не только знакомят нас с историей славянского богослужения, но и существенно дополняют греческие первоисточники, восполняя их пробелы и устраняя некоторые неясности. Так, например, древнеславянские памятники хорошо знают «последование часом великаго пятка, с 3-ми антифоныи» на каждом часе, – последование, строго выдержанное от начала до конца и вполне выясняющее назначение особых псалмов и тропарей с припевами на царских часах. Становится очевидным, что здесь мы имеем дело с древнепесненным трехъантифонным строем часов. В Типографской Триоди 137/254 (XI–XIII в.), из которой заимствовано приведенное заглавие, самые антифоны часов великой пятницы не изложены, а указываются только евангельские чтения и тропари- " седальны» со стихами. «Час 1 с 3-ми антифоныи поеться. Еуаг(гелие) от Мф. ( Мрк. 15:1 ): В оно в(ремя) свет створиша архи(ерее).

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

А на 9-м часу чтение чтут доволно для знаменования у мощей народнаго множества. И, по совершении часов, творит святитель часом отпуст со крестом среди церкви 356 . Из предыдущего видно, что ектении на царских часах имеют ближайшее отношение к последованию 12-ти тропарей с чтениями: великая ектения предваряет пение тропарей, малая отделяет тропари от чтений, а просительная (и сугубая) заключает чтения каждого часа. Следовательно, ектении устанавливают границы как между отдельными частями последования 12-ти тропарей, так и между этим последованием – с одной стороны, и часами в собственном смысле – с другой, выделяя его в особую службу. Это показывает, что последование 12-ти тропарей могло существовать вполне самостоятельно, вне связи с часами. И в древнейших памятниках, действительно, часы в. пятницы излагаются в виде особой «службы 12-ти тропарей», имеющей лишь внешнее отношение к обычным часам. 11. Служба 12-ти тропарей Наиболее древнее изложение 12-ти тропарей, исполняемых «в (великую) пятницу в полдень», встречается в грузинской рукописи Спб. Имп. Публ. б-ки 11, IX в. Расположены они в такой последовательности: 12, 2, 7, 4, 8, 10, 11, 5, 9, 1, 6; 3-й тропарь («Емшым Тя») опущен (л. 160) 357 . О других молитвословиях нет упоминания; не говорится также о связи указанных тропарей с часами, хотя время пения их («полдень») вполне соответствует времени совершения часов. Точнее определяется взаимоотношение между службой 12-ти тропарей и часами в Синайской Триоди 735, X или XII–XIII в., и в Евергетидском Типиконе в., а также в различных славянских рукописях XI, XII и XIII вв.; в них тропари святых страстей выделяются, как особое последование, и в полном своем составе, вместе с чтениями, присоединяются к службе одного какого-либо часа, составляя чисто внешнее прибавление к ней, мало влияющее на ее общий строй. В Син. 735 «тропари, поемые во святую и великую пятницу в час шестый, – творение Кирилла Александрийского », – помещаются между службами 6-го и 9-го часа, в виде особого последования, и на часах уже не повторяются. Вслед за богородичным 6-го часа («Гавриилу вещавшу») читается Трисвятое, по Отче наш – Господи помилуй 40 раз, и далее следуют 12 тропарей с чтениями. После четвертого евангелия, которое обычно полагается на 9-м часе, опять читается Трисвятое – Отче наш, Господи помилуй, – «и так начинаем девятый час». – Что касается тропарей и чтений, то они не отличаются от нынешних. Указывается только больше припевов к тропарям; эти припевы отчасти совпадают с нынешними, но чаще те же, что в Святогробском Типиконе. Особых припевов мало, а именно – припев 3-го тропаря: «В скорби распространил мя еси» ( Пс. 4:2 ), и второй припев 6-го тропаря: «Господи Боже мой, аще сотворих сие» ( Пс. 7:4 ), 7-й тропарь назван «антифоном». – Отпустительные тропари часов 3-го и 9-го – нынешние; тропарь 1-го часа: «Кто не плачется Иуды», 6-го – нынешний тропарь 1-го часа («Распеншуся Тебе, Христе»). Богородичен 3-го часа: «Благословенную нарекий» 358 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Diakov...

краткого состава (так как нет речи об обычных междупесниях), м.б. двупеснец или трипеснец; впрочем (с. 420) ранее в этом Евхологии пред печью о полиелейных молитвах замечание: «по 6-й же песни кондак»; м.б. на будничной утрени взамен полиелея был полный канон (драгоценные следы древнего строя утрени на переходу от кондакарной системы к канонной). Все же другие из указанных Евхологием после 50 пс. предполагают обычный полный канон, но грузинские перед ним по 50 пс. помещают мирную ектению особого и разного в обоих рукописях состава (один из 6 прошений, другой из 9) и с нынешним возгласом (что пред каноном). Грузинские памятники назначают ектению с молитвою и на 7 песни канона молитву на 8 песни. (Возможно, что ектении бывали на каждой песни и здесь остаток этой практики, как ныне на пасхальной утрени и в Криптоферратском Типиконе на рождественской. Порядок ектений в конце утрени во всех нынешнего праздничного типа, но в Патмосском – нынешнего будничного (хотя утреня предполагается праздничная). Грузинские не называют сугубой ектении, а указывают только ее молитву, первый с 9-кратным «Господи помилуй».    Если Студийский и Иерусалимский уставы имели так много общего в строе важнейших суточных служб – вечерни и утрени, то во второстепенных службах, каковы часы, повечерие, полунощница и изобразительные они совершенно обезразличивались. Эти службы имели свою особую историю, не считавшуюся с особенностями того и другого устава. Часы    Что касается часов, то мы видели, что уже в IX в. сложился чин их до трисвятого, которым чин часа оканчивается и по Святогробскому Типикону и по Синайскому часослову VIII-IX в. по чину лавры св. Саввы (см. выше, стр. 331), представляющих вообще полное совпадение в чине часов. Последний часослов дает и все нынешние псалмы часов, а оба памятника нынешние тропари часов) первый из ряд по псалмах) и «стихи» часов («Стопы моя»... и т.п.). Если в этом часослове и некоторых последующих (напр., Синайск. 864 IX в.) к нынешним 3 псалмам часов присоединяются и другие, то п.ч.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Лучше читать молитву не вовремя, чем совсем не читать. Утреннее правило, 5-я молитва святого Василия Великого , фрагмент:   «Безначальный и Присносущный Свете, у Него же несть пременение, или преложения осенение». Не совсем понял, о чем тут говорится, смиренно прошу растолковать сей фрагмент молитвы. Перевожу славянскую цитату: «Безначальный и вечно существующий Свет, у Которого нет изменения или возрастания», то есть Божественный Свет всегда неизменен и не зависит от внешних условий. Здесь под Светом подразумевается Сам Господь. Часы 1-й, 3-й, 6-й и 9-й читаются в воскресенье, в молитве домашней? Часы не читаются только на пасхальной неделе, а вернее заменяются пасхальными часами. Читаю я по Молитвослову утренние и вечерние молитвы, в молитве начал искать утешения, только не знаю, какое выбрать молитвенное правило. Для мирянина можно молитву Иисусову немного, после вечерних и утренних молитв, «читать вслух»? Очень хорошо после вечернего и утреннего правила читать Иисусову молитву, а также Евангелие и Псалтирь. Часто бывает трудно молиться, встаешь на молитву, .берешь четки в руки, а на душе так тяжело, как будто камень в груди, и так и садишься. Что делать, и не знаю... От чего приходит умиление в молитве Иисусовой? И еще: как выработать постоянство в делании духовном? Бывает, неделю проживешь духовно-внимательно, молитвенно. А на следующую – чувствуешь тяготу, тело хочет раскрепоститься, становится как-то тягостно, от этого мысли приходят непотребные и тому подобное... места себе не находишь. 1 . Надо сесть и молиться сидя, если такое состояние от утомления или нездоровья. А если от бесов, то преодолевать себя и класть поклоны. 2. Умиление происходит от благодати. 3. Если ум и чувства отключены от молитвенных слов, то надо напрягать волю и не оставлять молитву. Господь примет усилия и труды как внимательность в молитве. Во время молитвы у меня часто отвлекаются мысли, часто возникает череда беспорядочных мыслей, образов, зачастую каких-то бредовых, злых. Читал, что молиться нужно без фантазий. Если вытеснять их не получается, можно ли просто не обращать на них внимания? Но тут возникает сразу вопрос – не оскверняет ли это молитву?

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

Отпуст на 1-м часе в иные дни бывает великий, а в иные – малый. Великий отпуст бывает тогда, когда на утрени вовсе не было отпуста (в дни, когда на утрени не поется великое славословие. Служебн., послед. утрени). Таким образом, на великопостных часах всегда отпуст великий. Малый отпуст бывает на 1-м часе тогда, когда на утрени был произнесен отпуст, когда на утрени было пето великое славословие (Смотри в Служебнике отпусты дневные во всю седмицу). В пасхальную седмицу часы отправляются таким образом: поется: 1) «Христос воскресе» трижды («вместо Приидите, поклонимся. 2) «Воскресение Христово» трижды (как, бы заменяя три псалма). Затем не читаются: «Трисвятое», Отче наш» и обычные тропари часов, а поются ипакои (однажды): «Предварившыя утро яже о Марии»; кондак (однажды): «Аще и во гроб»; тропарь (однажды): «Во гробе плотски», «Слава» «Яко живоносец», «И ныне» Богородичен: «Вышняго освященное селение» После сего: «Господи, помилуй» 40 раз, «Слава и ныне», «Честнейшую Херувим», «Именем Господним благослови, отче». Священник говорит возглас: «Молитвами Святых отец». Пропев «Аминь», поют певцы: «Христос воскресе» трижды, «Слава и ныне», «Господи, помилуй», трижды и опять взывают: «Благослови». Священник говорит отпуст. На пасхальных часах отпуст говорит священник и после 9-го часа пред вечерней, и после 6-го часа, пред литургией (См. книжку: Последование на день Святой Пасхи). Так как Устав иногда назначает отпуст после часов, иногда не полагает его, смотря потому, где совершаются часы – в храме или притворе, то скажем о месте совершения часов. Службы часов Уставом положено совершать иногда в храме иногда в притворе, именно: Первый час Устав назначает совершать то в притворе, то в храме. В притворе – во 1-х, в дни Недельные (Тип., гл. 2, 3, 4 и 5); во 2-х, в дни великих праздников Господних и Богородичных, в какие бы дни они не случились (Тип., послед. 8-го сент., 25-го дек., 6-го января и др.); в 3-х, в праздники святым, имеющие в Уставе знаки или когда Уставом или прямо назначается совершать бдение, или говорится: «совершается бдение, аще изволит настоятель» 551 . В эти дни бывает отпуст на утрени, и совершается исхождение в притвор.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Я думаю, что действительно все-таки в стороне от толчеи лучше готовиться к празднику. Не стремиться к тому, чтобы подготовить стол повкуснее, приборку в доме сделать. Чистый Четверг не потому Чистый Четверг, что в этот день делают баню или промывают мебель от пыли, а потому что люди приходят исповедуются и причащаются. Великая Суббота – это отнюдь не просто время предпраздничной суеты, а это время сокровенного молчания о тайне Бога, сошедшего во ад ради нас. И, конечно, Великая Пятница – это опять же не время поездок на кладбище или закупок водки, а это время, когда христианин по возможности весь день должен провести в храме в созерцании Христа, Его страданий, памятуя, что вообще-то это не римляне и не древние евреи забили гвозди в руки Христа, а грехи каждого из нас. — Отец Андрей, помните ли вы первую вашу Пасху, сознательно отмеченную? Как и когда это было? — Это было в 1983 году. Тогда, я не помню, в том году или в следующем, я пробовал строго очень поститься, так, чтобы в Великую Пятницу и в Великую Субботу вообще ничего не есть. Но, честно говоря, в итоге оказалось, что я начинаю смотреть на часы в ожидании, когда же будет Пасха. И тогда ожидается Пасха ради удовлетворения желудка, а не ради духовной радости. Поэтому я бы просил на этом моем печальном опыте, чтобы может другие избежали бы подобного искушения. Надо все-таки вдумываться, ради чего мы ждем праздника, ради чего мы считаем часы и минутки, оставшиеся до этой радостной ночи. Ради того, чтобы побыстрее сесть за стол или же ради того, чтобы прославить Христа Воскресшего. — На Пасху приходят очень много не церковных людей, даже неверующих, в Храмы. Как им объяснить кратко, в чем смысл праздника Пасхи, чтобы до них это как-то дошло? — Есть песня Владимира Высоцкого, где есть слова: “коридоры кончаются стенкой”. Так вот Христос – Тот, Кто вышиб эту стенку. То есть жизнь отныне кончается не тупиком, смерть оказывается дверью, а не стенкой. И можно пройти через пространство смерти, войдя в вечную жизнь. Вот это и означает Пасха.

http://azbyka.ru/pashalnye-intervyu

Причины, почему Иисус не ел пасхального агнца вместе с другими евреями, у разных толкователей приводятся различные, именно: „а) Иисус знал, что Он на следующий день не будет в состоянии есть пасхального агнца, и поэтому Он совершил вечерю днем раньше. Против правильности этого предположения надо заметить», говорит автор, „что пасхальный агнец был жертва, которую, как и многия другие, хотя могли есть дома, но которая могла быть заколота только в храме, и именно в известное, время и в известный час и притом священниками. Поэтому не мыслимо, чтобы священники допустили к жертвеннику жертву не во время принесенную, как не возможно, чтобы наш священник в угождение кому-либо отслужил пасхальную литургию накануне Рождества». На счет этого замечания, в свою очередь, заметим, что оно отзывается парадоксальностию, так как есть громадная разница между отслужением пасхальной литургии накануне Рождества, и закланием агнца пред наступлением Пасхи – только несколько часами ранее положенного. Между тем ниже сам автор·сознается (стр. 471), что разширить часы заклания агнца требовали „причины практические, чтобы дать более времени для приготовления многочисленных пасхальных агнцев». Странно и то, что, приведши изложенное мнение, автор без дальних околичностей признает его неправильным, тогда-как ниже и сам утверждает, как и мы в том удостоверены, что Господь Иисус Христос действительно совершил пасху днем раньше других евреев. „б) Опираясь на известие», говорит далее автор, „основательное само по себе, что евреи, жившие вне Палестины, к которым возвещенное в Иерусалиме время новолуния не могло дойти быстро, праздновали иные праздники дважды, некоторые ученые утверждают, что иудеи в Иудее и галилеяне праздновали день Пасхи в различные, дни, и что Иисус соображался с последними. Но», замечает автор, „это мнение совершенно невозможно; ибо в самой Палестине все праздники праздновались всегда в одно время, и только вне Палестины некоторые праздники дважды праздновались, ибо там именно не всегда знали, 15-е число месяца сего дня или завтра, 38 и поэтому праздновали оное сегодня и завтра; но день, который праздновался в Иерусалиме 15-м, праздновался в Палестине повсюду одновременно».

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010