В Пасхальной хронике (VII в.; Chron. Pasch. P. 4-8) сохранились 4 фрагмента экзегетического характера из «Послания к Трикентию». Из др. посланий П. на греч. языке остались лишь небольшие фрагменты. Из догматических трудов П. наиболее значительным является соч. «О божестве» (Περ θετητος; PG. 18. Col. 509-512). Изначально оно было направлено против субординационализма Оригена, но со времен III Вселенского Собора (431) воспринималось в ином историческом контексте. На Соборе зачитывалось 3 отрывка из него в опровержение Нестория . Севир Антиохийский, монофизитский богослов VI в., многократно ссылался на этот текст П. в полемике с халкидонитами в сочинениях «Против нечестивого грамматика» и «Филалет, любитель истины». В греческих, сирийских, армянских и копто-арабских флорилегиях известны еще 4 фрагмента текста П., к-рые содержат следы монофизитской правки (CPG, N 1635). Правосл. богослов VI в. Леонтий Византийский в соч. «Апории против монофизитов» приводит 2 фрагмента из трактата П. «О пришествии Нашего Спасителя» (Περ τς Σωτρος μν πιδημας), однозначно указывающие на учение о 2 природах во Христе (PG. 86/1. Col. 1312; 86/2. Col. 1836); 3-й фрагмент из того же трактата сохранен в труде имп. Юстиниана I «Против монофизитов» (PG. 86/1. Col. 1133). Наконец, 4-й фрагмент, но с совершенно противоположной идеей, сохранился в арм. переводе одного из посланий монофизита Тимофея II Элура (CPG, N 1636). Учитывая схожесть тематики, можно предположить, что изначально трактаты «О божестве» и «О пришествии Нашего Спасителя» - одно и то же сочинение П. Леонтий Византийский также приводит 3 фрагмента из трактата П. «О душе» (Περ ψυχς; PG. 18. Col. 519-522). Согласно его указанию, сочинение состояло из неск. книг (не менее 2); приводимые им цитаты заимствованы из 1-й книги. Сочинение было направлено против учения о предсуществовании душ, их пленении плотью за совершённый грех. Этой т. зр. П. противопоставил свое мнение о том, что душа творится волей Божией в момент сотворения тела (CPG, N 1637). Два из приводимых Леонтием фрагмента также цитировал имп. Юстиниан в эдикте против Оригена 536 г.

http://pravenc.ru/text/2580326.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕГЕСИПП [греч. Ηϒσιππος], христ. писатель II в., один из первых христ. историков и защитников Православия. О происхождении и жизни Е. почти ничего не известно. По мнению Евсевия Кесарийского, он был евреем, обратившимся в христианство ( Euseb. Hist. eccl. IV 22. 8; косвенными свидетельствами этого являются использование им апокрифического «Евангелия евреев», распространенного преимущественно в Палестине, употребление евр. слов и ссылки на устное иудейское предание. Однако все цитаты из сочинений Е. у Евсевия говорят об использовании Е. текста Септуагинты, а не евр. оригинала). Е. совершил путешествие на Запад: долго жил в Коринфе, когда епископом там был Прим (Ibid. IV 22. 2-3), а затем отправился в Рим. Как долго он пробыл в Риме, в понтификат какого папы и куда направился затем, неясно. Е. говорит, что составил списки пап до Аникета (154-166), но при этом упоминает имена и преемников Аникета - Сотера (ок. 166-175) и Елевферия (ок. 175-189). Застал ли он понтификаты этих пап (как считал блж. Иероним - Hieron. De vir. illustr. 22), добавил кого-то из них в свое сочинение после возвращения домой или посещал Рим при последнем из них (Е. отмечает, что Елевферий был диаконом при Аникете), историки расходятся во мнениях. Вероятно, целью его поездки было собрать сведения о ересях или заручиться поддержкой древнейших христ. общин против гностиков ( Quasten. Patrology. P. 285). Е. также сообщает о себе, что при его жизни (φ μν ϒενμενος) происходили игры, к-рые имп. Адриан (117-138) учредил в честь своего фаворита Антиноя ( Euseb. Hist. eccl. IV 8). Возможно, он помнил их с детства. Блж. Иероним называет время жизни Е. близким к апостольским временам (лат. vicinus apostolicorum temporum - Hieron. De vir. illustr. 22), а Евсевий говорит о его принадлежности к 1-му поколению после апостолов ( Euseb. Hist. eccl. II 23. 3). В «Пасхальной хронике» (Chron. Pasch. 239//PG. 92. Col. 641) сообщается, что Е. умер в период правления имп. Коммода (180-192). Сочинение

http://pravenc.ru/text/187957.html

В этом отношении они стояли на твердой почве, даже более твердой, чем семинедельники, потому что последние, противореча себе, в круг семинедельного поста включали седмицу Страстную, и при таком счете все-таки до 40-дневного поста не доходили, а продолжали его за вычетом суббот и воскресений только 36 дней. А что так именно велось у них дело, это видно из пасхальных посланий и из свидетельства Василия Великого . Далее возражающей стороне не удалось доказать, что Страстная Неделя в счет великопостного периода не входила, а составляла особый придаток. Автор сочинения de sacris jejuniis хотя и ссылается в доказательство на Апост. Постановления, но из них ничего положительного о числе недель и о счете постных дней вывести нельзя; видно только, что Четыредесятница отделялась от Недели Страстной, но сколько было недель в первой и сколько дней она продолжалась, из этого памятника не видно. Что же касается до Афанасия Александрийского , на которого ссылается автор, то у него весь пост со Страстной неделей включительно продолжался 40 или 41 день и ограничивается шестью неделями 18 . Существовало, таким образом, четыре счета великопостного периода: 1) в семь недель, полагая на каждую 5 постных дней и с прибавлением субботы Страстной (5х7+1=36); 2) в шесть недель по 6 постных дней на каждую (6x6=36); 3) шесть недель, считая каждую сплошь (6х7=42); 4) в восемь недель по пяти дней в каждой (5х8+1=41). Первые три счета принадлежат к более употребительным и более древним; последний, более точный, образовался позднее и держался в Сирии и Палестине. Тот же антисектантский мотив проглядывает и в рассказе о происхождении поста Сырной недели в Александрийской хронике 19 . По известию Евтихия Александрийского, жители Иерусалима обратились к императору Ираклию, возвратившемуся из похода против персов, с просьбою подвергнуть смертной казни евреев иерусалимских за то, что они во время войны с Хозроем делали много зла и насилий над христианами и оказались в заговоре с персами. Ираклий долго не соглашался на это кровавое возмездие и уступил просьбе лишь после того, как просители от имени палестинских христиан заявили, что берут на себя нравственную ответственность за это дело и в умилостивление Бога будут держать за это полный пост целую неделю перед Четыредесятницей 20 и исполнять этот обет навеки нерушимо.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание «ДА ИСПРАВИТСЯ МОЛИТВА МОЯ» [греч. Κατευθυνθτω [ προσευχ μου]; слав.     [    ], в старых изд.-      ], 2-й стих Пс 140 [LXX], используемый в христ. богослужении как самостоятельное песнопение. Пс 140, по содержанию связанный с межзаветной практикой совершения домашних молений во время вечерних жертвоприношений в иерусалимском храме ( Gerstenberger. 2001. P. 414), видимо, очень рано стал употребляться и христианами при совершении вечерней службы. К IV-V вв. Пс 140, исполняемый в той или иной форме, присутствовал в составе вечерни в большинстве христ. традиций Востока и Запада, нередко соединяясь с обрядами возжжения вечернего света и каждения (подробнее см. ст. «Господи, воззвах» ). В византийском богослужении слова «Д. и. м.» не только входят в состав псалмов «Господи, воззвах», исполняемых ежедневно, но и являются самостоятельным песнопением чина литургии Преждеосвященных Даров , исполняемым в форме прокимна (т. е. строка Пс 140. 2 поется с повторами со стихами Пс 140. 1, 3 и 4) в качестве заключительной части вечерни, предваряющей эту литургию (т. о., за вечерней в составе литургии Преждеосвященных Даров слова «Д. и. м.» звучат дважды). По мнению Г. Винклер, пение «Д. и. м.» в составе вечерни с литургией Преждеосвященных Даров имеет антиохийское происхождение ( Winkler. 1972). Среди палестинских источников «Д. и. м.» как отдельное песнопение встречается в «Правиле повседневных псалмопений св. Саввы» из рукописи Sinait. iber. 34 (не изд.); здесь оно установлено для вечера субботы; стихом к «Д. и. м.» служит один из 8 избранных стихов из Пс 140, 141 - в зависимости от гласа. Одно из наиболее ранних упоминаний об исполнении этого песнопения в К-поле в связи с совершением литургии Преждеосвященных Даров содержится в «Пасхальной хронике» под 615 г. (PG. 92. Col. 989). В Типиконе Великой ц . , отражающем практику к-польского кафедрального богослужения IX-XI вв., «Д. и. м.» прямо определяется как прокимен (напр.: Mateos. Typicon. Vol. 1. P. 254-255); лишь постепенно в ходе истории развития правосл. богослужения оно стало восприниматься как совершенно особое песнопение, сопровождаемое коленопреклонениями и каждением ( Alexopoulos. 2004. P. 210-221).

http://pravenc.ru/text/168638.html

В святоотеческой лит-ре время служения И. относится в согласии со Свящ. Писанием ко времени правления Иеровоама II (см., напр.: Theodoret. In Jon. 1. 1; Суг. Alex. In Jon. Praef.). Христ. хронисты считали, что он проповедовал в правление иудейских царей Амасии и его сына Озии (VIII в. до Р. Х.) (Chron. Pasch. 102-103; Hieron. Chron. 75). К этому периоду относит пророчества И. и Климент Александрийский ( Clem. Alex. Strom. I 118. 1). Блж. Иероним, ссылаясь на иудейское предание, отождествляет отца И. с сыном вдовы сарептской, возвращенным к жизни прор. Илией (3 Цар 17. 17-24; Hieron. In Jon. Prologus//PL. 25. Col. 1118). Блж. Иероним считал родным городом И., где пророк был похоронен, небольшое сел. Геф, расположенное примерно в 5 км восточнее Сепфориса или Диокесарии ( Hieron. In Jon. Prologus//Ibidem). В рецензии Псевдо-Епифания на псевдоэпиграфическое соч. «О жизни и смерти пророков» (VII в.) говорится, что И. «происходил из области Кариафмаум (Καριαθμαομ, Καριαθιαρμ), неподалеку от приморского греческого города Азот» (De prophetarum vita et obitu. 16//Vitae prophetarum. P. 18-19). В этом тексте определение «греческий» следует понимать как «языческий», поскольку город был населен филистимлянами. В сочинении И., а не его отец (как у блж. Иеронима) отождествляется с воскрешенным сыном вдовы из Сарепты и, т. о., деятельность И. относится примерно к сер. IX в. до Р. Х.- периоду правления израильского царя Ахава (ок. 874-853 гг. до Р. Х.). Далее рассказывается, что после проповеди в Ниневии из-за упреков со стороны евреев за неисполнившееся пророчество И., «опечалившись, вернулся домой, но не остался в своем отечестве, а взяв с собой мать, переселился в Сур (Σορ; Тир?), страну иноплеменную» (Ibid. P. 19). Затем И. поселился в земле Саар (Σαρ; Сараар?), где умер и был похоронен в пещере некоего судии по имени Кенезей. И. приписано не имеющее параллелей в Свящ. Писании пророчество: «Когда увидят в Иерусалиме множество языческих народов с запада, тогда он будет разрушен до основания» (Ibid. P. 20). В рецензии Псевдо-Дорофея (ок. VIII-IX вв.) сообщается, что после воскрешения И. (происходившего из Кариафмауса) по молитве прор. Илии он, когда закончился голод, отправился в землю Саар, в Иудею. В пути умерла его мать, и он похоронил ее у ливанского дуба. В конце этой версии приводится еще более странная формулировка пророчества И.: «Когда увидят камень, вопящий жалобно, тогда близок будет конец; когда увидят в Иерусалиме все языческие народы, тогда город будет стерт с лица земли» (De prophetarum vita et obitu: Dorothei recensio//Vitae prophetarum. P. 31). Эта версия предания об И. повторена в Пасхальной хронике (VII в. по Р. Х.) (Chron. Pasch. 149-150). Историческая ценность этих данных невелика: очевидно, в их основе лежит иудейское предание, которое подверглось небольшой переработке христ. авторов (OTP. Vol. 2. P. 380; Schwemer A. M. Studien zu den frühjüdischen Prophetenlegenden Vitae Prophetarum. Tüb., 1995. Bd. 1. S. 56).

http://pravenc.ru/text/578248.html

308 Thibaut P. Тибо ошибочно утверждает (p. 21), что эти два гимна подобны Sonus и Laudes галликанской мессы, как она описана Псевдо-Германом Парижским. В галликанской мессе Трисвятое – гимн после Евангелия. Sonus сопровождает вход даров, а Laudes исполняется после поставления даров на алтарь (престол). См. Ps.-Germanus Ep. I//PL 72, 9193; Gamber. P. 1820; 3034. 310 Ср. интерпретацию Лееба (Leeb H. Gesänge des Weihnächtsfestes. S. 101). Он отождествляет название с диаконским воззванием к верующим собраться на синаксис и с призывом к катехуменам покинуть собрание. 311 Conybeare-Wardrop. P. 402. Мы допускаем вставку переводчиками названия «кант» на место слова «молитва». 314 Tarchnišvili M. Lectionnaire. Passim. Все эти гимны были упорядочены, классифицированы и всесторонне изучены Леебом в его прекрасной монографии. Перед публикацией автор счел уместным ознакомить нас с результатами исследования и обсудить интересные моменты. 318 PG 92, 989. Псалом относится к традиционным псалмам вечери, на которой совершалось причащение верных в форме литургии Преждеосвященных (ПРЕЖД). Κατ τν δωρεν... является экфонезисом второй молитвы верных ПРЕЖД. Брайтмен (LEW. P.573) предполагает, что песнь «Ныне силы небесные» изначально исполнялась на обычной литургии, и что именно этот гимн упоминает Евтихий. Совершенно верно, что это единственное упоминание в «Пасхальной хронике» вставки в ПРЕЖД. Идею Брайтмена не следует исключать. Об этом далее по тексту. 320 Bertonière G. Easter Vigil. P. 190. Тексты списков: Messina 115: Arranz M. Typicon. P. 246247; Vatican Gr. 1877: Дмитриевский А. А. I, С. 884; Lavra 190: H0eg-Zuntz. I. P. 494. 322 Mercier. P. 176, 2025. Этот гимн также содержится в кодексе Borgia 24 (loc. cit. sigl, M), датируемого 1880 г. и являющегося точным воспроизведением манускрипта X в. Messina 177 (Ibidem. P. 135). Баумштарк считал его гимном иерусалимского происхождения для исполнения во время крещения в Великую Субботу (Cherubhymnus. S. 12). Но он не прослеживается по дошедшим до нас источникам, например, Papadopoulos-Kerameus. II. P. 187188; Tarchnišvili M. Lectionnaire. P. 114, Renoux A. Lectionnaire arménien. P. 377.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

– В «Пасхальной хронике» история с Иудифью приурочена к правлению Камбиза, которого евреи, «говорят, называли вторым Навуходоносором» (Chron. pasch. P. 144). 261 Β 522 г. персидский престол захватил маг Гаумата, выдавший себя за брата Камбиза Бардию (у Геродота – Смердис; у Помпея Трога – Коматис). Через 6,5 месяцев его сверг Дарий. 263 Ксеркс I, 486–465 гг. до н.э. Ab доб.: «Он, пойдя войной на Элладу и желая заранее поразить ужасом жителей как Эллады, так и всей Европы, попытался изменить стихии. Ведь, достигнув Геллеспонта, в самом узком месте у Абидоса, он сделал мост из кораблей и устроил так путь по морю, a по земле заставил устроить плавание, сковав Геллеспонт и прорыв Афон. И вот, напав на греков и по морю, и по суше, он потерпел сокрушительное поражение, так что с немногими людьми Ксеркс едва добрался до Персидской земли». 267 С : «Ведь он говорит о семи седминах и шестидесяти седминах не дней и не месяцев, но седминах лет. Ведь от Кира до Антиоха Епифана и того пленения триста девяносто четыре года. Этот Ездра записал не найденные книги, но свои воспоминания, а также, подсчитав поднявшихся в Иерусалим из Персии иудеев, сколько нашел живущими с чужеземными женами, отделил их и жен с детьми отпустил». – Ab : «Малахия пророчествовал в Иудее. А у греков были известны Софокл, Еврипид и Сократ, Гиппократ, Гераклит, Анаксагор и Геродот». 272 Ab : «При нем философ Сократ умерщвляется за нарушение греческих законов, выпив сок цикуты в тюрьме. При нем были историки Фукидид и Ксенофонт, философ Платон, ученик Сократа, и Аристипп». – С доб.: «Сципион, римский консул, взяв Карфаген, переименовал его в Африку. Галаты и кельты овладели Римом, кроме Капитолия; ведь, внезапно напав зимой, они многих убили и взяли в плен». 273 Артаксеркс III Ох правил 20 лет, с 359 по 338 г. до н.э. С : «Он пошел войной против египетского царя Нектанабо. А тот, уразумев и поняв, что на нем прекратилось Египетское царство, обрил себе голову, сменил платье и в другом обличье пустился в бега, и жил в Македонии, занимаясь астрологическим и математическим искусством.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Халкидон был взят и войско стало лагерем близ Хрисополя. 128 Ираклий в сознании своего полного бессилия в борьбе с персами достиг щедрыми дарами того, что Шахин согласился вступить в переговоры. Между ними состоялось свидание в гавани Халкидона, причем император не сходил на сушу, а переговаривался с лодки. 129 Ираклий просил посредничества Шахина в том, чтобы склонить Хосрова прекратить войну и вступить в переговоры о заключении мира. Дело закончилось тем, что Шахин согласился ходатайствовать перед Хосровом о разрешении прислать посольство. После получения благоприятного ответа было снаряжено посольство из трех лиц: патриция Олимпия, консулара Леонтия и эконома храма св. Софии Анастасия. Послы везли Хосрову грамоту, составленную от имени сената, а не императора. Вероятно, этот характер грамоты следует объяснить тем, что Хосров не признавал Ираклия и не принял от него посольства. Полный текст этого документа сохранен в Пасхальной Хронике. «Бог, который все сотворил и держит все своим могуществом, дал роду человеческому дар, достойный его благости, – промысл царской власти, благодаря которой мы обретаем обеспечение жизни в мире и находим исцеление в случае каких-либо бедствий. Уповая на этот Божий дар – разумеем царскую власть – и на Ваше чрезвычайное милосердие, мы молим даровать нам прощение за то, что мы осмелились в противность прежде действовавшим отношениям обратиться с мольбой к вашей державе. Мы знаем обычай, соблюдавшийся в предшествующее время, по которому было принято разрешать раздоры, возникавшие между обеими державами, непосредственными заявлениями самих государей. Но этот обычай нарушил Фока, похититель римского царства. Взбунтовав римское войско во Фракии, он внезапно напал на царствующий град и казнил Маврикия, милостиво правившего нами, его жену, детей его и родственников, а также немалое число сановников. Не ограничившись этими великими злодействами, он не воздал чести, подобающей вашему чрезвычайному милосердию, вследствие чего вы, разгневавшись на наши прегрешения, привели в такое умаление дело римского государства.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

Шахрбараз начал свой победоносный поход в Египет, по-видимому, в 617 году. Это столь тяжкое по своим последствиям событие крайне скудно засвидетельствовано в нашем предании. По всему вероятию, Иоанн Никиуский описал эту войну с той же подробностью, как войну Никиты и позднейшее завоевание Египта арабами, но в том тексте, который дошел до нас, эта часть его труда не уцелела. В Пасхальной Хронике под 618 годом есть лишь упоминание об отражении этого события в жизни Константинополя, а Феофан под 615 годом занес лишь краткую заметку о покорении Египта и Ливии с искажением действительных событий. 141 Несколько живых сведений о взятии Александрии сохранил анонимный сирийский летописец второй половины VII века. 142 Единственный путь, по которому персы могли проникнуть в Египет, шел по побережью из Газы, и первая крепость на египетской территории была Ринокорура, а следующая – Пелузий, закрывавший доступ к дельте Нила. Пелузий был взят персами после продолжительной осады, о чем сохранил сведение один арабский источник. 143 Овладев этим ключом дельты, персы двинулись по правому берегу восточного рукава Нила на юг к Вавилону, крепости, расположенной в верховьях дельты, и, овладев ею, взяли затем Мемфис. Дальнейшее движение армии должно было иметь своим объектом важные в военном отношении пункты: Менуф и Никиус. Взятие Никиуса открывало путь на Александрию. 144 Как шли военные события, об этом гадать было бы излишне ввиду полного отсутствия сведений в сохранившемся предании. Осада Александрии началась, по всей вероятности, в 618 году. Так как персы не имели флота, то Александрия с ее мощными стенами и свободой морских сообщений могла долго отстаивать себя. Неизвестно, по каким причинам Никита отчаялся в возможности отстоять столицу Египта и, покинув свой пост, бежал в Константинополь. Вместе с ним уехал и патриарх Иоанн. На пути в Родос корабль выдержал страшную бурю и был в опасности крушения. Патриарх Иоанн, предчувствовавший близость кончины, отказался ехать в Константинополь и, покинув своего спутника, вернулся на родину в Кипр, где вскоре скончался в городе Амафунте. Его память празднуется 12 ноября. 145

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

148 Теперь империя потеряла самую доходную провинцию, а столица – житницу. В Пасхальной Хронике под 618 годом есть заметка о том, что в этот год было сделано экстренное обложение всех лиц, имевших право на получение хлеба, по 3 золотых за каждый хлеб. Деньги были собраны, но правительство не было в состоянии управиться со своим обязательством, и в августе месяце раздача хлеба была полностью прекращена. 149 В довершение бедствий в Константинополе началась жестокая эпидемия, уносившая множество жертв. Ираклий пал духом, и у него появилась мысль бежать в Карфаген. Царские сокровища были погружены на корабли и отправлены в Африку. Намерение императора покинуть столицу огласилось и усилило общую тревогу. Патриарх Сергий и ближайшие к особе императора сановники заставили его отказаться от бегства, и патриарх потребовал от него публичной клятвы в храме св. Софии в том, что он ни при каких обстоятельствах не покинет столицы. Неудачи преследовали Ираклия: эскадра с царскими сокровищами была разбита бурей у берегов Африки и погибла в волнах. 150 Дела в Испании и Италии Одновременно с тем, как персы отторгали целые области на востоке, империя теряла свои владения на дальнем западе, в Испании. Переход Рекадера в православие из арианства, совершившийся при папе Григории Великом , устранил ту преграду, которая существовала до того времени между туземным населением и готами. После утрат, понесенных в Испании при Юстине II, владения империи представляли две разобщенные территории: округ Нового Карфагена с прилежащими землями и юго-западный угол полуострова, омываемый океаном. Царь Гунтимир, вступивший на трон в один год с Ираклием, продолжал наступательную в отношении империи политику своих предшественников, причинял беспокойства имперским гарнизонам, но не имел особого успеха. Положение стало менее благоприятным для империи при его энергичном преемнике Сисебуте (612–616). Войска Сисебута под начальством вождя Свинтилы отвоевали округ Карфагена, и Сисебут проявил свое великодушие тем, что выкупил на свободу у своего войска пленных солдат императора.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010