Правильно ли поступают некоторые иереи, совершая во св. Пасху «входные молитвы» и проскомидию до полунощницы? И в какое время следует совершать то и другое? Не допускаем, чтобы существовали подобные иереи, так сказать, если бы они существовали, то, следовательно, совершали бы проскомидию до 12 часов, еще в Великую субботу; а затем — на проскомидии этой никто бы не мог подать просфоры, потому что никому из мирян не пришло бы в голову запасться просфорами с вечера Великой субботы. Да и к чему бы послужило такое несвоевременное совершение входного и проскомидии, если их можно совершить в обычное, назначенное для них, время?! (Ц. В-к, 1898 г., В 1 день Пасхи во время чтения Апостола и на херувимской следует ли священнику совершать каждение (если он служит без диакона) с трикирием и крестом, или без оных? Каждение со свечей или трикирием и крестом принято на всех службах пасхальной седмицы (см. Никольский: «Пособие к изуч. устава», стр. 616). (Ц. В-к, 1893 г., Следует ли на Светлой седмице за божественной литургией во время чтения Апостола и при пении: «Иже херувимы» священнику кадить с трехсвечником, если в причте есть диакон, а если следует, то не должен ли последний предшествовать ему со свечей? В уставе указаний на подобный способ каждения в названные моменты литургии на Светлой седмице не имеется, как, впрочем, и вообще в нем нет указаний на вошедшее в повсеместное употребление трехсвечника при кресте в руках священника за пасхальным богослужением (Ц. В-к, 1900 г., Может ли быть читаем на литургии в 1 день св. Пасхи Апостол на разных языках, подобно чтению Евангелия? Чтением Евангелия на разных языках в первый день св. Пасхи изображается, что во всю землю, всем народам «изыде вещание о Господе, проповедание Евангелия всей твари» (Марк. XVI, 15); для чтения же подобным способом и Апостола никаких оснований не имеется (Ц. В-к, 1902 г., Если в первый день св. Пасхи священник с диаконом служит литургию, то священнику приличнее читать Евангелие за этой литургий на каком языке? Если буквально следовать указанию Типикона (гл.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

сост. Е. Кустовский От составителя Последование Пасхальной седмицы составлено с таким расчетом, чтобы максимально подробно и доступно изложить не только уставные требования Типикона, но и отобразить наиболее устойчивые традиции Русской Православной церкви (например, унесение Плащаницы на полунощнице). Некоторые формулировки устава нередко трактуются по-разному – и не только в практике современного служения, но и у таких безусловных авторитетов, как, например, Розанов и Булгаков. В качестве примера можно привести распределение припевов на 9-й песне между тропарями канона. Подобные эпизоды мы постарались изложить с наибольшей тщательностью. Из требных чинов в нашей публикации изложен чин отпевания, поскольку именно он более всего отличается от обычного, непасхального. Серьезным нововведением нашей публикации является изложение канона Пасхи с «ритмизованным» текстом. Пение канона «поскору», на двух аккордах является самым распространенным в московской традиции. Опыт показывает, что в быстром темпе его удобнее петь не по нотам, а по наглядному изображению долгих и коротких слогов текста. Предложенные здесь обозначения долгот таковы: Черта над слогом означает удвоение короткой длительности. 1 Вероятно, в различных храмах могут оказаться и свои традиционные варианты ритмизации текста, и в этих случаях мы рекомендуем заменить наш, неизбежно субъективный вариант, на свою трактовку. Нотное приложение сборника рассчитано на небольшие певческие составы. В прежние времена Пасху пели, как правило, большие, пышные хоры, и именно им адресованы почти все публикации пасхальных нот. Современное же состояние клироса в России по своему количественному, а иногда и качественному составу не позволяет использовать и десятой доли этих публикаций. К тому же большинство изданных запричастных концертов совершенно неприемлемо по стилистике в тех приходах, где бережно хранят традиции музыкального обихода. Тем не менее, некоторые авторские сочинения очень устойчиво вошли в пасхальный обиход, например ирмосы Веделя, задостойники Бортнянского, Макарова, Балакирева, поэтому мы сочли возможным их опубликовать.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

После указанных молитвословий на вечерне, на которой по 9-м часе не бывает отпуста, иерей начинает вечерню возгласом: «Благословен Бог наш». После возгласа священника, предстоятель, или екклисиарх (Тип., гл. 2), или чтец (Часослов), или кто-либо из священников (Тип. гл. 7) читает: «Приидите, поклонимся», трижды. На бдении, богослужении торжественном, произносится особым образом: «Приидите, поклонимся», предстоятелем или екклисиархом (Тип., гл. 2): сперва: «Приидите, поклонимся». . . низким и тихим гласом; второе. . . мало повыше: «Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу»; третье. . . высшим гласом: «Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему». Потом: «Приидите, поклонимся и припадем Ему» (Тип., гл. 2). От Пасхи до Вознесения, вместо: «Приидите, поклонимся», поется «Христос воскресе», трижды. После «Приидите, поклонимся» на вечерне на бдении поется, а на прочих вечернях (малой, вседневной и великой, – не на бдении) читается предначинательный псалом: (Προοιμιακς) «Благослови, душе моя, Господа» ( Пс.103 ). Псалом называется предначинательным потому, что им, собственно, начинаются молитвословия, приличные вечернему времени. Можно сказать, что этим псалмом начинается вечерня, а с нею и все службы дня. В нем воспевается создание мира и прославляется Создатель. Этот псалом невольно изливается из уст человека, который прожил день и в продолжение его созерцал красоту и великолепие мира. На бдении этот псалом положено не читать, а петь, именно на 8-й глас, т. е. на тот глас, на который поется затем первый антифон 1-й кафизмы – «Блажен муж» 314 . Поется же псалом с припевом; «Благословен еси, Господи», именно: «Благослови, душе моя, Господа, Благословен еси, Господи, Господи Боже мой возвеличился еси зело, Благословен еси, Господи», и так далее (Тип., гл. 2) 315 . Пение псалма, положенное таким образом на ноты, поется по Обиходу. Когда на вечерне поется (а не читается) 103 псалом, тогда не все стихи его, а только избранные поются. Эти избранные стихи, положенные на ноты, находятся в Обиходе по распевам знаменному, греческому и киевскому. Во всех же сих распевах не одни и те же стихи, и они не в одинаковом порядке расположены 316 . В пасхальную седмицу, вместо предначинательного псалма, поется: «Христос воскресе», со стихами: «Да воскреснет Бог». Как чтение, так и пение предначинательного псалма оканчивается славословием «Слава – и ныне» и: «Аллилуиа». трижды 317 .

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Теперь там же служится этот чин вечером и этим как бы уравнивается с другими службами, теряет свою исключительность. Конечно, трудно не спать две ночи, но, мне кажется, это не главное. Больше от нашего общего охлаждения сердца, равнодушия, разъедающего всех нас. Требуется усилие, и не раз, всю жизнь, чтобы не в тягость, а в радость было собраться всем знакомым и незнакомым «вся отложивши» для того, чтобы услышать и эти «похвалы», и знакомые слова 17-й кафизмы, и, наконец, несравненный канон с ирмосами «Волною морскою» и другими. Пока поют воскресные тропари, наместник кадит. Нас теснят, чтобы ему было свободнее. В толпе движение. Кто-то уже спешит к выходу. Пропели 50-й псалом. Ребята выходят на середину храма, растягиваясь до самых дверей. Старички несут фонари, хоругви. Народ толпится у выхода. В храме сразу просторнее, легче дышать. Какие бывают в Лавре хорошие лица в толпе! Девушки, юноши, люди средних лет радуют серьезностью, сосредоточенностью, осмысленностью выражения. Больше их не встретишь где-то еще, но не беда. Главное – они есть, живут среди нас. Ребята запели «Волною морскою». Наместник начал канон: «Господи, Боже мой, исходное пение и надгробную Тебе песнь воспою...» Эти слова неизбежно напоминают Сергея Иосифовича Фуделя , ярко нарисовавшего московское затишье перед Светлой заутреней. Правда, тогдашнее чтение этого канона было уже совсем-совсем перед Пасхой, вечером, почти ночью Великой Субботы. Здесь же еще день впереди – вся Великая Суббота. Вечером его снова прочитают, но как бы-то ни было, с первыми словами этого канона встает почти зримо картина, нарисованная Сергеем Иосифовичем: «Трамваи уже не ходили, не полагалось (в 7–8 ч. вечера Великой Субботы), а автомобилей что-то совсем не помню, и все улицы, по которым я шел (от Ярославского вокзала до Арбата) были одной длинной тихой дорогой. На Воздвиженке я запыхался, пошел тише и услышал переборы Спасской башни: «Еще не поздно». Вот и родной Арбат и шатер Николы Явленного. Не знаю, что я больше любил: саму пасхальную заутреню или тот час, который в церкви предшествует ей, час пасхальной полунощницы.

http://azbyka.ru/otechnik/Varvara_Pylnev...

 Слава Отцу и Сыну и Святому Духу и ныне и присно и во веки веков. Аминь.  Благослови. Малый воскресный отпуст: Иерей выйдя на амвон с крестом без трисвечника :  Воскресый из мертвых Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, преподобных и богоносных отец наших и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец. Хор: Аминь. Такой чин полагается совершать на Светлой седмице вместо 1-го, 3-го, 6-го и 9-го часа, полунощницы и повечерия. Божественная Литургия: Диакон: Благослови владыко. Иерей: Благословено Царство Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Хор: Аминь. Пасхальное начало: Иерей, стоит пред престолом с Крестом и трисвещником в левой руке и кадилом в правой, а диакон на горнем месте со свечой. Духовенство, велегласно:  Христос воскресе из мертвых,/смертию смерть поправ//и сущим во гробех живот даровав. (Трижды) Хор: Христос воскресе из мертвых,/смертию смерть поправ//и сущим во гробех живот даровав. (Трижды) Иерей кадит престол спереди и поет с духовенством: Духовенство: Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его,/и да бежат от Лица Его ненавидящии Его. Хор: Христос воскресе из мертвых,/смертию смерть поправ//и сущим во гробех живот даровав. Иерей кадит престол с южной стороны и поет с духовенством: Духовенство: Яко исчезает дым, да исчезнут,/яко тает воск от лица огня. Хор: Христос воскресе из мертвых,/смертию смерть поправ//и сущим во гробех живот даровав. Иерей кадит престол с восточной стороны и поет с духовенством: Духовенство: Тако да погибнут грешницы от Лица Божия,/а праведницы да возвеселятся. Хор: Христос воскресе из мертвых,/смертию смерть поправ//и сущим во гробех живот даровав. Иерей кадит престол с северной стороны и поет с духовенством: Духовенство: Сей день, егоже сотвори Господь,/возрадуемся и возвеселимся вонь. Хор: Христос воскресе из мертвых,/смертию смерть поправ//и сущим во гробех живот даровав. Иерей продолжает каждение алтаря, иконостаса и молящихся и поет с духовенством: Духовенство: Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.

http://foma.ru/posledovanie-pashalnogo-b...

Такой чин песнопений полагается совершать вместо 1, 3, 6, 9-го часов, полунощницы и повечерия. Во время пения часов пред Литургией диакон с диаконской свечой совершает обычное каждение алтаря и всего храма. Пред началом Литургии во дни Пасхальной седмицы и до отдания Пасхи священнослужители читают вместо «Царю Небесный» – «Христос воскресе» (трижды) и обычные стихи «Слава в вышних Богу» и «Господи, устнé мои отверзеши». После начального возгласа Литургии иерей, стоя пред престолом с Крестом и трисвещником в левой руке и кадилом в правой, а диакон на горнем месте со свечой, поют трижды «Христос воскресе». Певцы повторяют «Христос воскресе» (трижды). Иерей – 1-й стих «Да воскреснет Бог». Певцы – «Христос воскресе» (единожды) и прочее, как в начале утрени. В заключение священнослужители поют «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ», а певцы – «и сущим во гробех живот даровав». Великая ектения. Антифоны Пасхи. Входное – «В цéрквах благословите Бога, Господа от источник Израилевых». Певцы – «Христос воскресе» (единожды). Ипакои «Предварившия утро», «Слава, и ныне» – кондак «Аще и во гроб». Вместо Трисвятого – «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся. Аллилуиа». Указанное начало Литургии, то есть «Христос воскресе» со стихами, антифоны, «Елицы во Христа крестистеся», а также причастный стих поются во всю Светлую седмицу, как в 1-й день Пасхи. Прокимен, глас 8-й – «Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь». Стих «Исповéдайтеся Господеви, яко Благ, яко в век милость Его». Апостол – Деян., зач. 1. «Аллилуиа», глас 4-й. Евангелие – Ин., зач. 1. При соборном служении Евангелие читают на разных языках: на церковнославянском, русском, и на древних, на которых распространялась апостольская проповедь: на греческом и латинском, а также на языках народов, наиболее известных в данной местности. Обычно предстоятель читает на греческом или русском языке, старший диакон – на церковнославянском. Иереи читают Евангелие, стоя у престола на своих обычных местах, а предстоятель – на горнем месте, старший диакон – на амвоне, прочие же диаконы – на различных местах, «ставше от святаго престола до западных врат церковных». Евангелие обычно делится на 3 статии: 1-я статия – 1–5-й стихи, 2-я статия – 6–13-й стихи, 3-я статия – 14–17-й стихи.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Тайна воскресной полунощницы: Троичность Бога в Ветхом Завете Часть 1. Сотворение человека, смешение языков, явление Аврааму, Неопалимая Купина Станислав Минков «Но больше всего, – продолжал свою речь отец Порфирий, – мне нравился канон Пресвятой Троице из воскресной полуночницы. Когда его читали, я был само внимание. И если иной раз его читали тихо или слишком быстро и я не понимал или не слышал, то сильно расстраивался, уходил в притвор и начинал молиться по четкам». Слушая эти слова, я терзался душой, потому что каждый раз, именно когда в храме читали канон Пресвятой Троице, я говорил сам себе: «Нет, это слишком сложно. Я ничего не понимаю», – и сознательно не слушал того, что читают. Теперь я понял, что был неправ. Прп. Порфирий Кавоксаливит . « Цветослов советов » . О полунощнице Полунощница – одно из самых малоизвестных богослужений суточного круга Православной Церкви. Даже внимательный православный может столкнуться с полунощницей лишь раз в год. Правда, этот раз в год приходится на самый незабываемый день – на Святую Пасху. Прежде начала радостного богослужения, еще прежде крестного хода в сумраке немногих горящих свечей совершается небольшое и изящное последование над плащаницей с чтением канона Великой Субботы. Это и есть пасхальная полунощница. Но в действительности полунощница положена на каждый или почти каждый день года. В будние дни ее сердцем является 117-й псалом, один составляющий семнадцатую кафизму Псалтири. В субботу строгую семнадцатую кафизму сменяет торжественная девятая, меняется часть молитв и тропарей. Воскресная же полунощница построена вокруг канона: на святую Пасху это канон о погребении Христа, но во все остальные недели года читается один из восьми особых канонов Троице. Даже от Пасхи до Пятидесятницы, когда обычные воскресные песнопения мы в храмах не слышим, устав предписывает продолжать читать каноны Троице на воскресной полунощнице. Когда-то полунощница исполняла роль утреннего правила – и она по-прежнему служится в монастырях Когда-то полунощница исполняла роль утреннего правила – и она по-прежнему служится в монастырях и прибавляется к утренним молитвам ревностными православными. Имеет смысл и нам присмотреться, а может, и начать прибавлять к молитвенному правилу как будничную полунощницу, так и более краткую, но и более сложную воскресную.

http://pravoslavie.ru/146088.html

Устав назначает чтение Деяний святых апостолов между литургией Василия Великого и полунощницей и снабжает это указание следующим замечанием: «Братиям же всем с прилежанием послушающим, и да не будет леть ни единому же на сон предати себе, боящеся скверны искусителя врага; в таковых бо временех и местех тщится враг осквернити нерадивыя и многосонливыя монахи». Итак, все сидят, едят и слушают Деяния святых апостолов, которые должны быть прочитаны полностью. Устав, естественно, не назначает точного времени (например, ровно в полночь) для совершения полунощницы и затем утрени, потому что на самом деле никто не знает точно, в какое время Господь воскрес. Итак, полунощница. Это полунощница пасхальная, полунощница воскресная, а обычно на воскресной полунощнице читается из Октоиха Троичный канон. Но в этот день на полунощнице поется или читается канон Великой Субботы «Волною морскою...». По ныне действующей практике, во время пения ирмоса 9-й песни Не рыдай Мене, Мати священнослужителям полагается уже быть на середине храма, поднять Плащаницу и внести ее в алтарь, где она будет пребывать на престоле до отдания Пасхи. Кончилась полунощница, и начинается Пасхальная заутреня крестным ходом, который совершается с пением воскресной стихиры 6-го гласаВоскресение Твое, Христе Спасе. В Уставе ничего определенного про крестный ход не говорится, а указывается всему клиру выйти в притвор с иконами Воскресения Христова, с крестом, с кадилом, в полном облачении и закрыть двери в храм. Иконы должны быть обращены на запад, т.е. молящиеся должны видеть иконы, и перед западными дверями храма начинается Пасхальная заутреня. Начинается она возгласом Слава Святей и при этом как будто даже и не возникает вопроса, а где же тут двупсалмие. На самом деле это довольно интересно; ведь пасхальная заутреня является чрезвычайно праздничной, воспринимается нами как «праздников праздник», и в то же время не имеет никаких обычных, регулярных признаков праздничного богослужения: на ней не поется славословие, нет полиелея – всего того, что обычно является неотъемлемой частью праздничной утрени.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Диаконы на Пасху и в Пасхальную седмицу возглашают ектении со свечой (в левой руке); выходят на ектении (и уходят после них) через царские врата. На пасхальной утрене и утрене всей Светлой седмицы не бывает шестопсалмия, не поется ни полиелей, ни величание, не читается Евангелие, не поется великое славословие (на Светлой седмице, но не в первый день Пасхи, полиелей бывает только в случае праздника Благовещения, храмового праздника или дня памяти святого великомученика Георгия Победоносца). На Пасху и в Пасхальную седмицу не служится обычным порядком ни вечерня, ни повечерие, ни полунощница, ни часы. Вместо псалмов, входящих в состав этих служб, поются особые стихиры, прославляющие Воскресение Христово и Его победу над адом и смертью (сохраняются только псалмы на «Господи, воззвах» и на хвалитех). Стихословие кафизм Псалтири во всю Светлую седмицу прекращается. Выражая преизбыток радости, Святая Церковь совершает все службы почти не прерывающимся пением. ПОЛУНОЩНИЦА ПЕРЕД ПАСХАЛЬНОЙ ЗАУТРЕНЕЙ Эта служба относится еще к пению Постной Триоди. Полунощница начинается заблаговременно – за час или полчаса – до начала заутрени. Перед началом полунощницы все священнослужители совершают входные молитвы. Полунощница начинается возгласом: «Благословен Бог наш». Чтец: Трисвятое по «Отче наш»; «Приидите, поклонимся» (3) и псалом 50. Затем поется канон Великой Субботы: «Волною морскою». По 3 песни – седален, по 6 – кондак Великой Субботы. На 9 песни Плащаница уносится в алтарь. Во время пении ирмоса «Не рыдай Мене, Мати» священник выходит из алтаря через царские врата и, после каждения Плащаницы, поднимает ее на главу и уносит в алтарь через царские врата, которые тотчас закрываются. Священник полагает Плащаницу на Престоле и снова кадит. Это перенесение Плащаницы и положение на Престоле знаменует, что Спасителю, пострадавшему, умершему и Воскресшему дана «всякая власть на небе и на земле» ( Мф. 28, 18 ). Плащаница в воспоминание сорокадневного пребывания Господа на земле по Воскресении находится на Престоле до отдания Пасхи.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

– 1-я часть: по первом Трисвятом поется праздничный тропарь (тропари); – 2-я часть: по втором Трисвятом поется кондак праздника (великого святого); – молитва «Помяни, Господи, в надежди Воскресения...» опускается. §5. Последование воскресной полунощницы Воскресная полунощница состоит только из одной части (в отличие от вседневной и субботней). Устав ее находится в 7-й главе Типикона и Часослове, а последование – в Следованной Псалтири. Священник: «Благословен Бог наш...». Чтец: «Аминь. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе». «Царю Небесный...». Трисвятое по «Отче наш…». Священник: «Яко Твое есть Царство...». Чтец: «Аминь. Господи, помилуй» (12 раз) , «Слава, и ныне», «Приидите, поклонимся...». Псалом 50-й: «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей...» . Канон Пресвятой Троице (из Октоиха). Тропари: «Достойно есть яко воистинну, славити Тя Бога Слова…». Трисвятое по «Отче наш…». Священник: «Яко Твое есть Царство...». Чтец: «Аминь». Ипакои гласа. «Господи, помилуй» (40 раз) . «Слава, и ныне». «Честнейшую Херувим...». «Именем Господним...». Священник: «Боже, ущедри ны...». Чтец: «Аминь. Всемогущая и Животворящая Святая Троице…». Священник: «Слава Тебе, Христе Боже...» . Хор: «Слава, и ныне». «Господи, помилуй» (трижды). «Благослови». Священник творит малый отпуст, затем говорит: «Благословите, отцы святии, братия и сестры, и простите ми грешному». Народ: «Бог простит тя, отче святый». Священник: «Помолимся о великом господине...». Во время этой молитвы хор негромко и неспешно многократно поет «Господи, помилуй» . По окончании молитвы священник возглашает: «Рцем и о них». Хор: «Господи, помилуй» (трижды). Священник (конечный возглас): «Молитвами святых отец наших...». Хор: «Аминь». §6. Последование пасхальной полунощницы Это – единственная в году полунощница, которая совершается на приходах. Так как Пасха – воскресный день, то пасхальная полунощница состоит из одной части. Ее устав излагается в конце 49-й главы Типикона в последовании Великой Субботы (то есть пасхальная полунощница – это последнее богослужение Великой Субботы, тем более что на ней поется канон Великой Субботы).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010