У старых хозяев келья раньше была кормокухней для свиней. Это было длинное (пять метров) и узкое (полтора метра) помещение; посередине — огромная печь для варки корма, а в торце — маленькое окошко, возле которого я поставил письменный стол. Рядом с печкой встал аналой для исповеди и моих духовных «подвигов», а у дальней стены соорудили двухъярусные деревянные нары. Когда я зимой топил печку, то под потолком (высотой всего два метра) была жара, а на полу вода в ведре замерзала. А помещение собственно храма при той же длине было шире — метра два с половиной, площадью 12 м2. Представьте себе, я стою в алтаре за малюсеньким престолом, правой рукой достаю до кадила, висящего на одной стене, а левой могу взять что-нибудь с жертвенника у другой стены. И всё это не сходя с места. И вот наступила пасхальная ночь. Мы очень волновались, как же всё устроится. В храме в 10 м2 к полунощнице набилось человек 50, еще столько же стоит за дверью в снегу на нашем огороде. Ни окон, ни вентиляции, в храме градусов 50 жары (в конце службы увидел, что спинка на фелони у меня расклеилась). Но никто не замечал неудобств — такое было общее ликование. Начался крестный ход. Колоколов еще никаких не было, но когда мы вышли на улицу, то весь народ пел: «Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небесах!» Сарайчик был пристроен к другим избам, и нам пришлось обходить крестным ходом целый квартал, чему мы очень порадовались. А дальше вся служба прошла на одном дыхании! Помню только, что причащались все, как единая семья. Всем было радостно, и, хотя детей на причастие передавали на руках над головами, никто не ворчал, была только радость. После службы вышли из храма освящать куличи. Чтобы не поели собаки, куличи и пасхи ставили в нашу стеклянную теплицу на огороде. В куличах свечи горели, и всю ночь стекла теплицы переливались огнями этих свечей красиво и как-то таинственно! В одну дверь теплицы люди за своими куличами входили, а в другую — выходили, разворачиваться внутри никак не получалось. После службы все зашли к нам в дом и в этой пасхальной радости трапезничали до самого утра.

http://e-vestnik.ru/interviews/samaya_pa...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Когда Страстная пятница в 2024 году 1 мин., 15.02.2024 Страстная пятница в 2024 году приходится на 3 мая. В Страстную пятницу верующие вспоминают страдания и Крестную смерть Спасителя, искупившего Своей кровью грехи человеческие. Накануне вечером в храме совершается Утреня Великой пятницы, иначе называемая «служба Двенадцати Евангелий». На ней прочитывается двенадцать фрагментов, которые дают возможность проследить весь Страстной путь Христа, начиная от прощальной беседы с учениками и молитвы за верующих в Него до Распятия на Голгофе, моления Христа о врагах (« Отче! прости им, ибо не знают, что делают» , Лк. 23:34), смерти и, наконец, запечатывании первосвященниками и фарисеями гроба (« чтобы ученики Его, придя ночью, не украли Его и не сказали народу: воскрес из мертвых», Мф. 27:64). В Страстную пятницу нет Литургии , а утром служатся Царские Часы с чтением фрагментов из Евангелий, рассказывающих о суде над Иисусом и Его Распятии. Днем (обычно в 14.00) совершается Вынос Плащаницы , эта служба символизирует смерть Спасителя и снятие Его с Креста. Плат с изображением тела Христа помещается в центре храма и будет находиться там до пасхальной полунощницы в память о трехдневном нахождении Господа во гробе. Вечером в пятницу на Утрене Великой Субботы происходит Чин Погребения, во время которого совершается крестный ход с Плащаницей. Страстная пятница – самый скорбный день для христиан в году. В Великий Пяток, как еще называют этот день, верующие держат строжайший пост, а до Выноса Плащаницы не вкушают никакой пищи вообще. Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/kogda-strastnaya-pyatnits...

Если мы обратимся теперь к самым песнопениям, то в них едва ли можно видеть «погребальныя слова и мелодии». Текст херувимской: «Да молчит всякая плоть человеча и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет: Царь бо царствующих и Господь Господствующих приходит заклатися и датися в снедь верным», отвечает вполне тому именно моменту в чине литургии, когда это песнопение положено для пения; в нем ни единым словом не говорится ни о сошествии Спасителя во ад, ни о погребении Его. Задостойник из 9 песни канона Великой субботы хотя начальными словами: «Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе» и дает место скорбной мысли о печальных событиях в жизни Богоматери, при погребении Спасителя, но в дальнейших словах той же песни: «востану бо и прославлюся и вознесу со славою, непрестанно яко Бог , верою и любовию тя величающия» слышится тот же победный радостный мотив песнопений «праздника праздников», выраженный в словах пасхального канона: «Смерти празднуем умерщвление» и т.д. и в тропаре «Христос воскресе из мертвых». В виду всего сказанного нельзя не согласиться, что о. М. Поспелов, с которым горячо спорит о. Антонов, правильнее понимает характер великосубботней вечерней службы, как торжественного воскресного богослужения. Начало пасхальной утрени предваряется пением канона Великой субботы: «Волною морскою» с обычным для подобной службы началом и заключением, состоящим из чтения Трисвятого и «Отче наш» по 9 песни канона, тропаря: «Егда снишел еси к смерти», краткой сугубой ектеньи и отпуста. Все это предваряющее утреню молитвословие, совершаемое за плащаницею, в виду того, что оно поется в самую полночь, получило у нас наименование полунощницы, хотя с этою службою какого бы то ни было вида – повседневною, субботнею и воскресною, оно не имеет никакого сходства. В этом каноне мы имеем несомненно остаток древней агрипнии, 56 совершавшейся в практике древних христианских церквей – Сионской и Константинопольской и др. – накануне великих праздников, когда неусыпающие (μοιτοι) и ревностные (σπουδαοι) иноки совместно с благочестивыми христианами проводили все время до начала обычных торжественных богослужений, совершаемых патриархом и его клириками, в непрерывных молитвословиях и песнопениях в честь предстоящего празднуемого Церковью события.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

В письме к Пирлингу он сообщает: «Я хочу, чтобы мой французский essai заменил пока все три или четыре тома русской книги». Пирлинг советует сократить философскую часть этой работы. Соловьев возражает, что «никак не может обойтись без общих соображений и отдаленных умствований», но смиренно соглашается на то, чтобы сам Пирлинг сократил и исправил его труд. «С моей стороны, — пишет он, — было бы совершенно нелепо печатать о соединении церквей что-нибудь такое, что не одобрилось бы представителями католической церкви». В июле 1887 г. он сообщает Пирлингу, что по долгом размышлении признал его полную правоту и решил переменить весь план сочинения: уничтожить «отдаленные умствования» и ограничиться историческими и богословско-полемическими соображениями. Соответственно этому заглавие меняется: книга будет называться «La théocratie dans l’histoire et la réunion des Eglises». В январе 1888 г. Соловьев извещает Пирлинга, что для напечатания французской книги, а также второго тома «Теократии» он весной собирается приехать в Париж, и просит порекомендовать ему гостиницу. «Мне нужно гостиницу дешевую, и главное тихую. Но вот еще затруднение: я давнишний (хотя и не педантичный) вегетарианец, и потому пансион с обязательным табль дотом для меня не годится». Заглавие книги окончательно устанавливается: «La Russie et l’Eglise universelle». Есть основание предполагать, что средства на печатание книги предоставила Соловьеву княгиня Е. Волконская. В апреле, проездом через Баден-Баден, он в первый раз в жизни выстаивает в русской церкви всю пасхальную службу, полунощницу, заутреню и литургию и разговляется у принцев Баденских. Затем полгода живет в Париже, сначала в шумной гостинице на rue St. Roch, a потом на даче Леруа-Болье в Вирофлэ около Версаля. Об этом периоде его жизни мы знаем мало: можно восстановить в общих чертах внешнюю ее сторону — внутренняя остается загадочной. Он жил во французской католической среде познакомился с писателями Евгении Тавернье и Луазо, с сотрудниками журнала «L’Univers» Немур-Годре и Лотом, с доминиканцем о.

http://azbyka.ru/fiction/gogol-solovev-d...

Гроб пуст. В ужасе бегут стражи. Сошедший во мрак смерти Христос остается необоримым. Испивший до дна чашу сынов человеческих, Он возносится над Иерусалимом и Пилатом, над Кайафой и блюстителями Закона, над страданием и самой смертью. Литургия Великой субботы прежде совершалась на закате Дня, и поэтому ее начинают с вечерни. Читается 15 паремий. Это те пророчества о Христе, на которые Он Сам указывал ученикам (Лк 24,27). Перед чтением Евангелия поется прокимен: «Воскресни, Боже, суди земли, яко Ты наследиши во всех языцех!» В это время священники облачаются в белые ризы и звучат евангельские слова о явившемся на гроб светоносном ангеле. Вместо «Херувимской» на Литургии поется песнь: Да молчит всякая плоть человеча И да стоит со страхом и трепетом, И ничтоже земное в себе да помышляет: Царь бо царствующих и Господь господствующих Приходит заклатися И датися в снедь верным. Предходят же Сему лицы Ангельстии Со всяким началом и властию, Многоочитии херувими И шестокрилатии серафими, Лица закрывающе и вопиюще песнь: Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа. ОТ ПАСХИ ДО ПЯТИДЕСЯТНИЦЫ СВЕТЛОЕ ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНИЕ Торжественный звон проносится в весеннем воздухе. Вереницы людей тянутся к храмам по улицам больших городов, по проселочным дорогам, по платформам и мостам. Темные ручейки вливаются в церковные дворы. Повсюду мелькают белые узелки: это несут по старинному обычаю освятить пасхальную трапезу. Идут старые и молодые, верующие и колеблющиеся. До вечера обходят священники столы, на которых разложены золотистые куличи, творожные пасхи, крашеные яйца… Спускаются сумерки. Храмы и дворы церквей полны. В эту ночь сюда тянет даже тех, кто относится к вере с презрением и насмешкой. Многие заражаются каким–то особым торжественным настроением, словно ждут чего–то. В храме еще полутемно. Совсем недавно черные пелены напоминали о скорбных днях Страстной недели. Еще остается на амвоне Плащаница. Только после полунощницы ее уносят. Наступает тишина. Но вот в полночь из–за закрытых царских врат доносится пение: «Воскресение Твое, Христе Спасе…» Пение нарастает, крепнет, открываются врата, колышутся хоругви, и крестный ход идет через храм.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

О любви Матушка сказала: «Стремись всех любить. Не важно, как к тебе относятся, пусть топчут. Важно, чтоб ты любила. Тогда Господь Сам научит, когда что сказать, что сделать». Страшный Суд Сегодня весь день дул сильный ветер и флюгер «Поющий Ангел» на башне сильно скрипел. Матушка говорит: «Знаете, о чем Ангел поет? Он трубит: “Скоро Страшный Суд. Скоро-скоро Страшный Суд”». Охрана Решили, что матушку надо охранять, всегда держать двери закрытыми. Говорим: «Матушка, еще обязательно надо газовый баллончик купить». А матушка: «Да вот же Господь. Зачем баллончик-то?» 17.11.1998г. Артос Когда матушка печет просфоры, то обычно вся бывает в муке. Одна сестра говорит ей: «Матушка, Вы как большой пельмень». Другая: «Нет, как просфорка». А матушка говорит: «Я – артос». Мать Сусанна потом говорила, что, конечно, артос – ведь вокруг матушки всегда Пасхальная радость. Сердце Матушка к нам обращается: «Сказано: Даждь ми, сыне, твое сердце 15 . А что в нашем сердце? Гады, жабы и крысы...» Невесты Матушка залюбовалась, как мы выползаем из храма после полунощницы: «Вот как Господь Своих невест украсил. Все синие, скрюченные! А что болезни – так это ничего, не бойтесь, это чтоб не было плотской брани». Я уже взрослая Матушке очень трудно обуваться, поэтому мы всегда ее обуваем. Однажды опоздали и матушке самой пришлось сапоги надеть. Подбегаем: «Матушка, как же Вы обулись-то?» – «Сама. Ведь я уже взрослая». Конфетка Жаловалась матушке, что меня никто не любит. Через какое-то время матушка подзывает меня и говорит: «На тебе конфетку. Никому не даю, а тебе даю. По любви даю». Палка Как-то раз проспали. На молитву не встаем. Пошла матушка сама нас будить. Идет в облачении, на ней монашеская мантия владыки Антония, которая ей длинна, целый шлейф сзади. На своих больных ногах еле дошла. Очень строгая, открывает дверь в нашу келью: «Я с палкой иду!..» И вдруг: «Ой, ой, держите меня, я падаю!» В этот момент она в мантии запуталась. Мы скорей вскочили – не палки испугались, а что матушка упадет, бросились ее ловить. Весь гнев у нее тут же прошел, вместе потом смеялись.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Тропарь, ектения и отпуст    За стихирами стиховными на малой вечерне непосредственно следует Ныне отпущаеши, Трисвятое с Отче наш, тропарь воскресный с Богородичным его и ектения сокращенная сугубая (называемая «малою») из 4 прошений: начального (вступительного), прошения за царствующий дом (без поименования предметов прошения), за Св. Синод и местного архиерея; все же остальные прошения сугубой ектении объединяются в кратком: «Еще молимся за всю братию и за вся христианы» (почему прошение за Св. Синод без добавления: «и о всей во Христе братии нашей»). Ектения эта занимает на малой вечерне такое же место, как сугубая ектения на повседневной, т. е. самый конец службы, как наиболее торжественную ее часть. Такая же ектения и на таком же месте находится в начальной, «царской» части утрени.    Оттуда она и заимствована в малую вечерню, так как эта часть утрени, как увидим, древнее малой вечерни. В свою очередь, в ту часть утрени ектения заимствована, вероятно, из древней παννυχς, службы, предшествовавшей утрене и большей частью состоявшей из: 50 пс, канона, Трисвятого и этой ектении, как нынешняя служба пред пасхальной заутреней, где тоже есть такая же ектения.    Заканчивается малая вечерня малым отпустом, как часы, повечерие и полунощница, и многолетием («Благочестивейшаго, самодержавнейшаго»), как всякая вечерня. Изменения в чине от совпадения памятей    Богатое содержание малой вечерни становится еще разнообразнее, когда в воскресенье случается какой-либо великий или даже средний (полиелейный) праздник. Тогда праздничные стиховные стихиры с великой вечерни, на которой они не могут петься ради воскресных стихир, переносятся на малую. Таким образом, если двунадесятый Богородичный праздник и Сретение случается в воскресенье, их стиховные стихиры можно услышать только на малой вечерне.    В случае такого совпадения (праздника, великого или полиелейного святого) с воскресеньем, малая вечерня терпит и ряд других изменений в своем составе. Изменения эти касаются стихир на Господи воззвах, стиховных и тропаря. На малой вечерне, не воскресной впрочем, может быть и паремия (если Сретение случится в субботу сырную). О всех этих отклонениях воскресной малой вечерни от обычного (изложенного) состава ее будет речь в уставе праздников, совпадение которых с воскресеньем вызывает такие изменения.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

краткого состава (так как нет речи об обычных междупесниях), м.б. двупеснец или трипеснец; впрочем (с. 420) ранее в этом Евхологии пред печью о полиелейных молитвах замечание: «по 6-й же песни кондак»; м.б. на будничной утрени взамен полиелея был полный канон (драгоценные следы древнего строя утрени на переходу от кондакарной системы к канонной). Все же другие из указанных Евхологием после 50 пс. предполагают обычный полный канон, но грузинские перед ним по 50 пс. помещают мирную ектению особого и разного в обоих рукописях состава (один из 6 прошений, другой из 9) и с нынешним возгласом (что пред каноном). Грузинские памятники назначают ектению с молитвою и на 7 песни канона молитву на 8 песни. (Возможно, что ектении бывали на каждой песни и здесь остаток этой практики, как ныне на пасхальной утрени и в Криптоферратском Типиконе на рождественской. Порядок ектений в конце утрени во всех нынешнего праздничного типа, но в Патмосском – нынешнего будничного (хотя утреня предполагается праздничная). Грузинские не называют сугубой ектении, а указывают только ее молитву, первый с 9-кратным «Господи помилуй».    Если Студийский и Иерусалимский уставы имели так много общего в строе важнейших суточных служб – вечерни и утрени, то во второстепенных службах, каковы часы, повечерие, полунощница и изобразительные они совершенно обезразличивались. Эти службы имели свою особую историю, не считавшуюся с особенностями того и другого устава. Часы    Что касается часов, то мы видели, что уже в IX в. сложился чин их до трисвятого, которым чин часа оканчивается и по Святогробскому Типикону и по Синайскому часослову VIII-IX в. по чину лавры св. Саввы (см. выше, стр. 331), представляющих вообще полное совпадение в чине часов. Последний часослов дает и все нынешние псалмы часов, а оба памятника нынешние тропари часов) первый из ряд по псалмах) и «стихи» часов («Стопы моя»... и т.п.). Если в этом часослове и некоторых последующих (напр., Синайск. 864 IX в.) к нынешним 3 псалмам часов присоединяются и другие, то п.ч.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

На Руси Богородичник получил распространение вместе со вторым южнославянским влиянием во второй половине XIV века. Старший известный русский список Богородичника (возможно, связанный с рязанскими землями), копирующий среднеболгарскии оригинал, относится к концу XIV – началу XV в. (РГБ. Егор. 1). Из числа ранних русских списков Богородичника следует отметить пергаменную рукопись ЯМЗ. 15475,1-й трети XV в. Позднее Богородичник был широко распространен как в русских и восточнославянских, так и в южнославянских списках 26 , а со временем был окончательно воспринят славянской литургической традицией путем включения всего Богородичника целиком в стандартный состав славянского Октоиха (заметим, что в греческой традиции Богородичник не входит в стандартный состав Октоиха). В ранний период славянского книгопечатания Богородичник не издавался типографским способом – очевидно, из-за того, что он полностью входит в Октоих, в составе которого он издается и поныне. Впрочем, в XVIII в. в Киеве выходили несколько изданий Богородичника как самостоятельной книги (напр.: К., 1716,1746). БОГОРОДИЧНИК. Каноны Божией Матери на каждый день. 3 Не только повечерие и полунощницу, но и другие, с опущением произносимых священнослужителями возгласов. 4 Которое вместе с шестопсалмием утрени образует двенадцатипсалмие – по числу часов – ночных псалмов, равно как и псалмы дневных часов (по три на каждом из четырех часов) образуют двенадцатипсалмие дневных псалмов. 6 На Светлой седмице все дневные часы, повечерие и полунощница заменяются последованием пасхальных часов. 7 То есть те самые молитвы, которые в современной практике часто заменяют собой само повечерие; в практике старообрядцев и единоверцев доныне сохраняется обычай читать и повечерие, и эти молитвы в конце него. 9 Под именем молебна (имеющего в своем составе и канон или, по крайне мере, молебные запевы канона) монашеская паннихис хорошо известна и в наши дни, но молебен формально не является частью служб суточного круга (хотя в Часослове он по-прежнему содержится и, более того, носит имя «исследования» – наравне с вечерней, утреней и изобразительными). Изменилось и обычное время совершения этой службы – в наши дни молебны и панихиды обычно поются после Божественной литургии, а не вечером, когда пелась паннихис в древности (хотя принятый ныне Устав прямо предписывает петь панихиды именно после вечерни).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

б) На «обедне» Василия В., которая соединяется с «вечернею»: α) «паремий читается так много, как никогда того не бывает, именно 18-ть; β)пред Апостолом, траурные постные «ризы» сменяются светлыми, и евангелие с апостолом читаются воскресные; γ) вместо: «иже Херувимы»…, поется: Да молчит всякая плоть человеча (наш плотской, житейский, внешний человек) и да стоит со страхом и трепетом, и ничто же земное в себе да помышляет! (Почему же? – ) Царь бо царствующих и Господь господствующих приходит заклатися и датися в снедь верным (в таинстве Своего пречистого Тела и животворящей Крови, и приходит к верующим не просто – без величия небесного, а так, что) предходят же Сему лицы ангельстии, со всяким началом и властию (т. е. со всеми ликами: и с ликом Начал, и сликом Властей и проч., с которыми, в торжественном шествии, участвуют и самые высшие ангельские лики – ) многоочитии (имеющие много очес) Херувимы и шестокрылатии (с шестью крылами) Серафимы (и эти высшие существа, при настоящем великом священнодействии, присутствуют, между прочим и в поучение ваше, не иначе, как) лица (свои от неприступного величия Божия) закрывающе, и вопиюще песнь: аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя! в) При начале пасхальной ночи, α) начинается чтение деяний Апостпольских и продолжается до полуночи; ß) при наступлении полуночи отправляется «полунощница», с погребальным, в честь Господа, «каноном»: Волною морскою скрывшаго древле…., который γ) оканчивается трогательно – величественным 9-м ирмосом: Не рыдай Мене (голос во гробе плотию лежавшего, во душою смерть победившего и Божеством вездеприсущего Божественного Искупителя нашего, – не рыдай, не оплакивай безутешно Мене, о) Мати, (не оплакивай) зрящи во гробе (Того,) Его же (которого) во чреве без семене зачала еси (т. е. Мене-) Сына (Твоего, по человеческой Моей природе, – не рыдай): возстану бо и прославлюся, и (прославившись Сам, прославлю – ) вознесу со славою непрестанно (в непрестающие веки веков, вознесу,) яко Бог (всех – с) верою и любовию Тя величающия.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010